Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тема родительского собрания как помочь ребенку учиться. Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться". Контроль за выполнением домашних заданий

Сегодня наш разговор пойдет о том, как родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, в организации учебной деятельности. Тема нашего педвсеобуча "Как помочь ребёнку хорошо учиться?"

А так ли важна и актуальна эта проблема в настоящее время? Да. Чтобы убедить вас в этом, я хочу показать результаты опроса, который был проведён в 4-11 классах нашей школы.

Всего было опрошено ___ человек. Это __часть от всех учащихся школы. Были получены следующие данные: (Результаты анкетирования)

Таким образом, проанализировав ответы наших детей, мы приходим к выводу, что помогать ребёнку хорошо учиться нужно , а как это сделать правильно, я постараюсь рассказать вам на этой нашей встрече.

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

Организация домашнего труда школьника;

Приучение детей к самостоятельности.

Контроль за выполнением домашних заданий;

1.Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку:

Легче справляться с учебной нагрузкой;

Защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20 % школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.

Точный распорядок занятий – это основа любого труда.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и тоже время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением любых задач.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.

Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии и работоспособности ребенка на следующий день. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 мин. Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

2. Организация рабочего места.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Рабочее место должно быть достаточно освещено. Стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева на столе лампа, желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Всё должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами - календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется для письма использовать тяжелые ручки, так как увеличение ее веса даже на Iг усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда (НОТ). К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга.

§ разница между высотой стола и стула - от 21 до 27 см.

§ расстояние от глаз до поверхности стола - 35 см,

§ между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони.

§ ноги должны опираться всей ступней на пол или подножку стола.

При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

в 1 классе - до 1 часа (3/4 часа);

во 2 классе - 1,5 часа (1 час);

в 3 классе - 2 часа (1,5 часа);

в 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);

в 8 классе - 3 часа (2,5 часа);

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

3. Выработка привычки обязательного выполнения домашнего задания.

У каждого школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка.

Говоря о привычке, имеется в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

На первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо , вот и всё.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Школьник чувствует это прекрасно.

4. Атмосфера домашних занятий.

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход к гиперактивным или слишком тревожным детям.

5. Приучение детей к самостоятельности.

«Папа у Васи силен в математике...» – помните эту забавную частушку из известного детского кинофильма? А продолжение ее?

…Учится папа за Васю весь год.

Где это видано?! Где это слыхано?!

Папа решает, а Вася сдает!

Смешно, не так ли? Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины. Как правило, все начинается с вполне понятного желания родителей помочь своим чадам. Однако постепенно, незаметно для самих себя, взрослые начинают делать уроки за ребенка, вместо того чтобы помогать ему.

Вообще, во всем, что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая – полное отсутствие не только помощи, но даже и контроля над успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже никто не проверял, и ничего – выучился!

В начальной школе детям необходима помощь взрослых в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте навык планирования у ребят еще недостаточно развит. Но постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий. Поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. В этом случае родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий. Неизменными остаются лишь интерес и внимание к жизни школьника, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, конечно, должны помочь ему.

Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашнее задание только в присутствии родителей, педагогов или вместе с ними.

Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?»

Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков. Это означает, что ребенок должен уметь:

· сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;

· спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т. д.;

· распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

· понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

· применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

· представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения.

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны. Наблюдения за самостоятельной работой школьников показывают, что без специального обучения дети, начиная выполнять работу, действуют импульсивно. Они пытаются решить задачу сразу, без анализа и осмысления, работают торопливо, допускают ошибки. Либо наоборот, дети включаются в работу слишком медленно, не думают над заданием, не решаются приступить к решению и в результате домашнее задание растягивается не на один час.

На характер приготовления домашнего задания так же влияет эмоциональное состояние ребенка. Психологи доказали, что более половины детей, выполняя задания самостоятельно, испытывают тревогу: одни – потому, что слишком эмоциональны, другие – потому, что не уверенны в своих знаниях, третьи – потому, что боятся быть неуспешными.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, а особенно родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести в свою взрослую жизнь.

Какое участие родителей будет способствовать формированию самостоятельности в выполнении детьми домашних заданий?

С одной стороны важно оставлять ребенка наедине с заданием, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками, с другой, если ребенок при этом систематически будет сталкиваться с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашнего задания.

Если вы уже сталкиваетесь с проблемой оттягивания ребенком времени выполнения домашнего задания как можно дольше, вплоть до сна, или если ребенок утаивает часть задания, это значит, что проблема уже существует.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий наиболее оптимальна? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б. Гиппенрейтер: «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому».

Возможно, вы уже оказались в ситуации, когда ребенок не выполняет работу самостоятельно и вам приходится сидеть рядом с ним.

Во-первых, это вовсе не значит, что ребенок не умеет действовать сам. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, ребенок сознательно решает ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит.

В таком случае, надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

Как учитывать особенности нервной системы ребенка при выполнении домашних заданий?

Ученые выделяют два основных типа нервной системы, каждая из которых характеризуется определенными чертами и проявляется в особенностях работоспособности. Так, например, у учащихся обладающих «сильной» нервной системой утомление наступает позже и они постепенно втягиваются в работу, поэтому, если у ребенка нет своих особых предпочтений, при подготовке уроков лучше придерживаться последовательности заданий от легких к трудным.

Учащиеся со «слабой» нервной системой утомляются гораздо быстрее и им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки заданий. Такие ребята в большей степени испытывают потребность в полной тишине и уединении для занятий. Последовательность выполнения заданий должна быть от трудных к легким. Для успешного выполнения домашних заданий им так же необходим четкий ритм занятий и создание необходимых условий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5-10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

Как поддержать чувство успешности ребенка при выполнении домашних заданий

Родитель может поддержать чувство успешности ребенка, если будет правильно реагировать на его успехи и ошибки. Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того, как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание.

Для того чтобы у ребенка закрепилось позитивное отношение к учебе, огромное значение имеют положительные эмоции, переживаемые в процессе обучения и в том числе при выполнении домашних заданий. Поэтому при подготовке домашних заданий постарайтесь давать ребенку больше позитивной обратной связи, обращайте его внимание на то, что у него получается лучше всего, реагируйте эмоционально на его успех. И, наоборот, если ребенок допускает ошибку, укажите на нее спокойным, ровным тоном.

В этой связи, становится очень важным эмоциональное состояние самого родителя. Выполняя с ребенком домашние задания, позаботьтесь о своем эмоциональном настрое: если вы чем-то огорчены или расстроены, дайте себе время отдохнуть, переключиться и только после этого садитесь за уроки. Если вам трудно переключиться, и вы испытываете сильные негативные переживания во время приготовления ребенком уроков, то, возможно, лучше перепоручить это другому человеку (родственнику, педагогу и т. д.). Выполняя эти рекомендации, вы сбережете и свои взаимоотношения с ребенком, и поможете ему поддержать познавательный интерес.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий , ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

· Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.

· Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

· Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

· Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

· Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

· Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

· Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.

· Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

6. Контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:

Какие отметки?

Выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно, перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Ещё один очень важный момент. Чтобы объективно осуществлять контроль и своевременно оказывать своему ребёнку помощь, нужно чаще встречаться с учителями, посещать родительские собрания. Поверьте, от этого во многом зависят успехи ваших детей. Посмотрите нашу школьную статистику: (диаграмма "Зависимость успеваемости учащихся в классе от посещаемости родителями родительских собраний")

Эта диаграмма наглядно показывает, что успеваемость зависит не только от возраста учащихся, но и от того, насколько слаженно работает связь "Родители - школа"

И ещё несколько советов. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

· Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

· Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.

· Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

· Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

· Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

· Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

· Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

· Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

· Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

· Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

· Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

· Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах.

В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием понять своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая направит вашего ребёнка на покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нем огонек любви к познанию.


Сарана Татьяна Анатольевна

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

· расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

· выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

· выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения: круглый стол

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Как помочь

Своему ребенку

Учиться?»

УНК Андрейчик Е.Е.

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

· расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

· выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

· выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения: круглый стол

Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:

· Легко ли быть учеником?

· Чтобы учение было успешным...

· Что обеспечивает успех урока?

· Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?

· Что способствует повышению успеваемости дома?

Ход собрания

Вступительное слово:

В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.

(-Когда ты собираешься делать уроки?

После кино.

После кино поздно!

Учиться никогда не поздно!

Почему ты дома не открываешь учебник?

Ну, ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)

Вопрос к родителям:

Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников.

Исходя из выше сказанного следует:

· Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!

· Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.

Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом)

Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.

· Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

· Составьте план изучения предметов.

· Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

· Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

Советы родителям:

· Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

· Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

· Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

· Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

· Не ругайте, а учите!

А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

Подведение итогов собрания.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И. Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное, же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.


Родительское собрание на тему

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ»

Цели собрания:

  1. Обсудить причины возникающих у младшего школьника трудностей в учебе и определить, как их можно предупредить и преодолеть.
  2. Научить родителей приемам выработки у детей привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий.

Участники : классный руководитель, родители, школьный психолог.

Форма проведения : информационная беседа.

Организация родительского собрания:

  • подготовка приглашений для родителей;
  • изучение учителем психолого-педагогической литературы по теме собрания;
  • приглашение школьного психолога;
  • организация выставки книг в помощь родителям;
  • подготовка памяток с советами для родителей.

Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.

У. Глассер

ХОД СОБРАНИЯ

I. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые родители! Обучение в школе - одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изме няется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности - учебе.

В словаре русского языка СИ. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал как можно более высоких результатов.

Из аксиомы: «Любое педагогическое воздействие имеет успех, если оно учитывает потребности ребенка».

Рассмотрим самые важные из этих потребностей.

  1. Ученик хочет приобретать в школе новые знания. "
  2. Ученик стремится к самоутверждению, признанию со стороны взрослых.
  3. С возрастом дети начинают понимать, что школа готовит их к взрослой жизни. И что они тем лучше смогут решать задачи, которые поставит перед ними общество, чем более основательные знания они приобретут сейчас.

Всегда ли мы учитываем в нашей воспитательной работе эти потребности детей? А ведь мы должны помнить, что «каждое педагогическое воздействие будет успешным только в том случае, если оно учитывает потребности детей».

Нужно ли помогать ребенку учиться? Разумеется, да. Попробуем использовать в работе с ребенком следующее.

II. Выступление школьного психолога.

Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.

  1. Самый очевидный - это знание, которое он получит, или умение, которое он освоит.
  2. Результат менее очевидный - это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
  3. Результат - эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
  4. Результат - след ваших взаимоотношений с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).

Запомните. Родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее.

Для ребенка младшего школьного возраста очень важным является отношение к нему взрослых. Во многом мнение родителей, учителей определяет самооценка ребенка, формирует чувство уверенности в себе, влияет на уровень тревожности. Поэтому ребенку так важны ваша поддержка, интерес и внимание к его делам и проблемам.

А часто ли мы задумываемся над тем, почему обучение не связано с радостью познания, не вызывает интереса и не служит развитию способностей? Помним ли мы в погоне за хорошими отметками, что занятия через силу, по жесткому требованию взрослого тормозят развитие творческих способностей ребенка? Мы ежедневно спрашиваем у него, что он сегодня получил. Хвалим его и одобряем именно за хорошие отметки и совершенно не интересуемся тем, что ребенок узнал нового, чему научился, что ему особенно интересно. О радости познания никто не вспоминает!

Мы, взрослые, должны учитывать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, знать свойственный ему темп работы, наблюдать за его ростом и развитием. Подумайте: может быть, нужно в чем-то пересмотреть отношение к его учебным занятиям, к организации его домашней работы, характер и содержание своей оценки его учебных успехов?

Напомню вам еще одну особенность младшего школьника: любую работу он должен выполнять «на успехе». Поэтому так важно поддерживать даже самые незначительные результаты, особенно если при этом ученик проявил самостоятельность, терпение, настойчивость.

III. Сообщение классного руководителя.

« Как помочь ребенку хорошо учиться»

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.

Именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться. Поэтому вопрос «Как помочь ребенку хорошо учиться?» я выношу на родительское собрание.

Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Помощь
детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех
направлениях:

  • организация режима дня; , .
  • контроль за выполнением домашних заданий;
  • приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку:

Легче справиться с учебной нагрузкой;

Защищает нервную систему от переутомления, т. е. укрепляет здоровье. Плохое здоровье - причина неуспеваемости.

Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т. д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т. д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее

овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время-.

Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 часа в день), ведь у детей большая потребность в движении. В группе - 1,5-2 часа. Дома - 1,5-2 часа.

Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.)

Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.

Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 минут.

Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.

Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т. е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, возможно, вся его школьная жизнь.

Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс, т. е. важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе!

Хорошо, если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; как он понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.

Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.

Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, решая задачу, необходимо:

« пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи; подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;

« составить план решения задачи;

в проверить решение;

« записать решение в тетрадь.

Выполняя упражнение по русскому языку, необходимо:

* повторить правила;

Очень важным моментом является выработка привычки к

неукоснительному выполнению домашних заданий:

  • какая бы погода ни была;
  • какие бы ни шли телепередачи;
  • чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час.

Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, то есть вырабатывается установка.

При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, и таким образом; сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не. выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно также заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.

У детей бывают два повода для отвлечения.

Первый повод - игра. Ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка.

Второй повод - деловой. Ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник- справа.

У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.

Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась, к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.

Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

Учите детей выделять учебную задачу, то есть ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении, и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

IV. Подведение итогов

Составление правил, которыми стоит руководствоваться, общаясь с ребенком.

1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь обязательно помогите ему. При этом:

  • возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, а остальное предоставьте делать самому;
  • по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

3. Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте. Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте. Решайте жизненные ситуации. Научить собственного ребенка думать - главная обязанность родителя!

V, Решение собрания

  1. Использовать полученную информацию в своей работе с ребенком.
  2. Применять различную популярную развивающую литературу для организации занятий с детьми (для развития памяти, мышления, внимания, наблюдательности, воображения и т. д.).

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2»

г.Богородицк Тульская область


Подготовила и провела:

Золотарева Людмила Николаевна

учитель начальных классов

МОУ СШ №2 г.Богородицк

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры выполнения домашних заданий у младших школьников.

Задачи:

    Определение места домашних заданий в системе учебной деятельности младшего школьника.

    Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по выполнению домашних заданий.

    Отработка с родителями воспитательных и психологических приёмов поддержки самостоятельной учебной деятельности ребёнка дома.

    Ознакомление и обсуждение плана воспитательной деятельности на 2015– 2016 уч. год.

    Выборы родительского комитета на 2015 – 2016 учебный год.

    Привлечение детей к трудовой деятельности.

Форма проведения: семинар – практикум.

Подготовительная работа:

    Анкетирование детей (Приложение 1)

    Подготовка текстов памяток

    Подготовка тренинговых упражнений для групп родителей

Оборудование: электроннаяпрезентация, тексты анкеты для родителей, памятки, «листья деревьев» для групповой работы, дневники детей.

Ход собрания:

Вспомните, с какой радостью пошли ваши малыши в школу, сколько ожиданий и надежд связывалось с учёбой в семьях! Но, увы, не все они сбылись, и для многих ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – отметка, часто не радует! Как-то я прочитала интересную статью одного учёного, профессора Махмутова, посвященную проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, среди неуспевающих более 2/3 потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Одной из таких причин явилось неумение (а порой и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребёнку в учебной деятельности, а особенно при выполнении домашнего задания.

Поэтому наш разговор сегодня я предлагаю посвятить обсуждению вопроса: «Как помочь ребёнку хорошо учиться?» (слайд 1)

Наши задачи сегодня следующие: определение места домашних заданий в системе учебной деятельности младшего школьника, выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по выполнению домашних заданий, отработка с родителями воспитательных и психологических приёмов поддержки самостоятельной учебной деятельности ребёнка дома (слайд 2).

Для начала я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой анкеты (слайд 3).

Ваши дети отвечали на похожие вопросы. Посмотрите, пожалуйста, на ответы ваших детей.

Не правда ли, вопросы и ответы заставляют задуматься. В классе упало качество успеваемости: в 2 классе оно составляло 91%, а в 3 классе – 78%. Мы собрались с учителями-предметниками и проанализировали ситуацию. Выяснилось несколько причин: дети не делают или не доделывают домашнее задание, забывают учебники и тетради дома, не записывают домашнее задание в дневник. Регулярно проверяя дневники, я обнаружила систематическое отсутствие подписей родителей, причём падение успеваемости и отсутствие подписей наблюдается, в основном, у одних и тех же учеников. Откройте, пожалуйста, дневники своих детей и проанализируйте, как он ведётся, записано ли домашнее задание, проследите за контролем успеваемости и поведения ребёнка с вашей стороны. Выводы вы сделаете для себя сами.

Роль домашнего задания в успеваемости школьника нельзя переоценить: если знания, приобретённые на уроке, не повторяются и не закрепляются упражнениями, то они в значительной мере теряются. А как следствие, снижается и успеваемость. Мы будем рассматривать домашние задания как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

В зависимости от назначения можно выделить несколько видов домашних заданий (слайд 4).

    НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (заучивание текста учебника и его пересказ, сбор дополнительного материала)

    НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ (АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ…) Это задания, позволяющие устанавливать связи и отношения между изучаемыми процессами и явлениями. Например: «Продсчитай результаты наблюдений за погодой и составь характеристику осенней погоды»; «Сравни летнюю и осеннюю погоду» и т.п.

    НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ (написание коротких докладов и сообщений, задание по подготовке опытов и наблюдений)

    НА ПОДГОТОВКУ К ВОСПРИЯТИЮ МАТЕРИАЛА СЛЕДУЮЩЕГО УРОКА (пропедевтические задания, наблюдения за процессами, явлениями погоды)

    ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (решение проблемной ситуации, создание проекта, написание сказки, рассказа)

    Пользуясь полученной информацией, попробуйте определить, к какому из перечисленных типов относятся задания, которые ваш ребёнок получил на завтрашний день и в чём должна состоять ваша помощь в их выполнении. Помните, что учитель всегда чётко определяет для детей,

    ЧТО СЛЕДУЕТ УСВОИТЬ ПРОЧНО

    ЧТО – ЛИШЬ ПОНИМАТЬ И УЗНАВАТЬ

    ЧТО – ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ (слайд 5)

Помимо этого, мы вместе с детьми обсуждаем, как организовать работу, оформить её, что должно получиться в результате. Перечисленные вопросы должны задать себе и вы, если хотите оказать поддержку своему ребёнку. Также задания дифференцированы: одни задания даются для всех, другие – более сложные – по желанию учащихся. Они носят развивающий характер, и необязательны, но желательны для выполнения. Со «слабыми детьми» ведётся индивидуальная работа. И последнее: важно знать требования санитарных норм, разработанные учёными-медиками и согласованные с Федеральным агентством по образованию, и следовать им (слайд 6).

А сейчас, уважаемые родители, поработаем в группах и попытаемся понять причины недостаточного интереса наших детей к домашней учебной деятельности. Перед вами – «Дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить вопрос: «Почему выполнение домашних заданий нашими детьми часто неэффективно?». На столах «листья», на которых написаны причины. Ваша задача – выбрать наиболее характерные для вашего ребёнка. Время на работу – 5 минут (слайд 7)

Возможные причины:

    Недостаточная информация о том, как надо выполнять домашние задания

    Длительное, но бесполезное сидение за уроками

    Отсутствие (в том числе и у родителей) знаний о гигиенических нормах при выполнении заданий

    Незнание оптимальной последовательности выполнения заданий по предметам

    Отсутствие в учении опоры на желание и мотивы школьника

    Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров

    Неосведомлённость родителей в вопросах психологической поддержки детей в процессе выполнения заданий дома

(Работа в группах. Выбранные «листья» прикрепляются к ветвям дерева, нарисованного на доске).

Уважаемые родители! Конечно же, мы понимаем и осознаём причины неуспеваемости детей, но часто просто не знаем, как помочь своему ребёнку. Некоторые родители недостаточно внимательны к своему ребёнку и им наверняка следует изменить позицию и находить больше времени для детей. Возможно, придётся отказаться от привычного просмотра телепередач, меньше уделять времени любимым занятиям. Что ж, эти жертвы оправданы, ведь они ради будущего детей. Давайте на практике посмотрим, как можно и нужно поступать в некоторых часто встречающихся ситуациях (слайд 8).

    РЕБЁНОК НЕ ЛЮБИТ КАКОЙ-ТО ПРЕДМЕТ И ЛИБО НЕ ВЫПОЛНЯЕТ ЕГО ВООБЩЕ, ЛИБО ОТКЛАДЫВАЕТ НА ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ И ДЕЛАЕТ КОЕ-КАК

Ситуация обсуждается в группах, родители предлагают свои варианты решения этой конфликтной ситуации. Комментарий учителя:

«Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим любимым. Попросите показать в учебнике тему, которую он изучает, и сравните, как раньше преподавали её. Сравнение должно быть в пользу ребёнка. Выработайте совместную тактику преодоления трудностей в изучении предмета. Попробуйте решать наперегонки или на время»

    У РЕБЁНКА КОНФЛИКТ НА ПОЧВЕ УЧЁБЫ В ШКОЛЕ, ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ОН НЕ ХОЧЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ДА И ВООБЩЕ ИДТИ В ШКОЛУ (слайд 9)

Комментарий учителя:

« У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребёнка. Возможно, это поможет разрешить конфликт. Не обсуждайте вслух и не критикуйте школу и учителей в присутствии ребёнка. Принимайте, по возможности, участие в жизни класса: ребёнок будет вами гордиться, а вы лучше узнаете о том, что происходит с ним в школе.

    РЕБЁНОК НЕ УМЕЕТ И НЕ ЛЮБИТ ПИСАТЬ КОРОТКИЕ ТЕКСТЫ, ИЗЛОЖЕНИЯ, СОЧИНЕНИЯ (слайд 10)

Комментарий учителя:

«Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, ведите совместные наблюдения и т.п. Покажите ребёнку, что время можно проводить с пользой (почитать книгу, понаблюдать за изменениями в природе), проявляйте интерес к заданиям, которые получает ребёнок.

    РЕБЁНОК «ПРИНЁС» ИЗ ШКОЛЫ ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ: «ОТВЛЕКАЛСЯ НА УРОКЕ, ЗАПУСКАЛ БУМАЖНЫХ ГОЛУБЕЙ» (слайд 11)

Могут помочь заповеди доктора Добсона.

    Не унижайте ребёнка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?»

    Не угрожайте: «Если ты ещё так сделаешь, ты у меня получишь!» Всякий раз, когда мы угрожаем ребёнку, мы учим его бояться и ненавидеть себя.

    Не вымогайте обещаний. Они относятся к будущему, а ребёнок живёт настоящим. Слово – это одно, а дело – совсем другое.

Общий вывод таков: нет правильных или неправильных решений в отношении сложностей в выполнении домашних заданий для ребёнка. Просто есть решения, адекватные возможностям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребёнка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться разрешать их вместе. Мы сегодня убедились, что причин неуспешной деятельности детей по подготовке домашних заданий очень много. Увидеть и понять эти причины можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Но мы должны помнить некоторые обязательные моменты, которые должны присутствовать в нашей повседневной жизни и общении с ребёнком (слайд 12)

Итак, нам важно:

    ВРЕМЯ – уроки важно делать в одно и то же время, делая перерывы для отдыха, но не превращая их в нескончаемый процесс

    МЕСТО – у ребёнка должно быть своё рабочее место. Этим вы показываете уважение к нему, как к личности. Процесс приготовления уроков нормирует наличие порядка на рабочем столе.

    ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС! Если ты сел делать уроки – делай уроки. Как можно меньше отвлекающих моментов!

    ПЕРЕРЫВ Важная составляющая процесса приготовления уроков. Помните – нельзя приниматься за уроки сразу после школы!

    ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ Это не только нормирует ребёнка, но приучает его к ответственности.

    СОБСТВЕННЫЙ ПРИМЕР Слово – это одно, а дело – совсем другое. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому…»

    ПОХВАЛА Без похвалы серьёзная и кропотливая работа неэффективна. Но похвала должна быть заслуженной и искренней.

В заключение нашей сегодняшней беседы я хочу подарить вам для размышления одну фразу (слайд 13)

НЕ МУЧАЙ СЕБЯ, ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ДЛЯ СВОЕГО РЕБЁНКА.
МУЧАЙ, ЕСЛИ МОЖЕШЬ, НО НЕ ДЕЛАЕШЬ.
ПОМНИ: ДЛЯ РЕБЁНКА СДЕЛАНО НЕДОСТАТОЧНО, ЕСЛИ НЕ СДЕЛАНО ВСЁ.

Ребёнок – это праздник, который всегда с тобой! Давайте радоваться нашим детям, любить их, понимать их! (слайд 14) Желаю успехов вам и вашим детям!

План воспитательной работы на новый учебный год

1. Традиции школы

2. Основные внеклассные и классные мероприятия

3. Участия в конкурсах

4. План посещения музеев, театров и т. д.

5. Работа кружков в школе.

Вместе с родителями классный руководитель намечает план воспитательной работы классного коллектива родителей и учащихся на год. Вместе намечаются индивидуальные линии работы. Родители высказывают своё мнение, какую бы консультацию хотели бы получить. Если проблема общая, то выносится на родительское собрание.

Знакомство с учебным планом на 3 класс и его материальным обеспечением.

1. Режим работы школы

2. Учебный план на 3 класс

3. Обеспечение учебниками и печатными тетрадями

4. Расписание уроков

5. Заполнение Дневника учащегося

Рассказ об учителях, работающих в классе по плану

1. Знакомство с новыми учителями

2. Ознакомление с требованиями учителей-предметников

3. Пожелания воспитателя ГПД

Уважаемые родители! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности - учебе.

Выборы родительского комитета класса

Огромную роль в сотрудничестве учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Привлечение детей к трудовой деятельности .

Привлекать учащихся к труду без их согласия или согласия их родителей запрещено. Поэтому привлекать детей к дежурству – мыть доску, убирать мусор, проветривать класс, - можно только с письменного согласия родителей и школьника.

Подведение итогов

Выводы по итогам собрания родители делают самостоятельно. Классный руководитель желает всем счастья, мира и добра, благодарит за сотрудничество.

2. Утвердить состав родительского комитета

3.Написать заявление на разрешение привлекать детей к трудовой деятельности (заявления прилагаются)

4.Использовать полученную методику в своей работе с ребенком.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для детей

    Нравится ли тебе учиться?

    Помогают ли тебе родители в учёбе?

    Какой школьный предмет для тебя самый сложный?

    Знаешь ли ты, какой предмет был любимым в школе у твоих родителей?

    Назови книгу, которую ты читал на этой неделе.

    Что читали твои родители?

    Наказывают ли тебя твои родители за промахи в учёбе?

Родительское собрание

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться, 1 класс
В 1 класс пришли дети с разным уровнем подготовки, у каждого ребенка свой темп развития, свой уровень усвоения знаний, разная познавательная активность.

Успешность в учебе определяется трудолюбием ученика, желанием учиться, его способностями, отношениями в семье, в коллективе и т.д. Но самое главное – это учет состояния здоровья ребенка, особенностей его высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей работоспособности.

В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно все объяснить, другие любят дойти до всего сами, один тянет руку, даже если не знает, другой знает, но молчит, у одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно.

Главный вопрос, который волнует всех родителей: Как помочь ребенку хорошо учиться?

Соблюдение режима дня помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению здоровья, защищает его нервную систему от переутомления.

При планировании учебной работы ребенка и других его обязанностей по дому родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Конечно, иногда приходится просить ребенка в чем-то помочь. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок. (например, ребенок сел за уроки – его посылают срочно в магазин; читает книгу – просят поиграть с младшим братом).

В зависимости от типа нервной системы ребенка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче переключаются с одного дела на другое, а медлительные испытывают трудности. Младшие школьники в Вислу своих возрастных особенностей не умеют быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, ссора, грубость.

Довольно часто отдельные учащиеся (4 человека без фамилий) приходят в школу с опоздание на первый урок, раздеваются, впопыхах готовятся к уроку, который уже начался. Хотя ребенок за 10-15 минут до урока должен быть в школе.

Другая группа учащихся на 1-2 уроках сладко зевают, вялые, быстро утомляются, не включаются в работу по первому требованию, необходимо 2-3 раза повторить задание или вопрос, они все пропускают мимо ушей, делают много ошибок, пропускают буквы. На перемене один мальчик подошел и спрашивает: «Ю.Л., а вы смотрели вчера фильм?» Я теряю дар речи, так как этот фильм закончился около 24.00, да и содержание далеко не детское. Поверьте, такие случаи есть в нашем классе.

Выполнение д/з многие родители откладывают на поздний вечер. Оптимальным является период с 15.00 до 16.00 часов. Если ребенок делает уроки в 18.00-19.00 часов или еще позже, то такая работа малоэффективна и очень утомительна, так как это время резкого снижения работоспособности. Вот и сидит бедный ребенок с мамой, переписывая с черновика на чистовик с новыми ошибками.

Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных (период врабатывания), затем переходить к наиболее сложному.

Родители должны контролировать выполнение д/з.

Прежде всего важно проверить сам факт выполнения д/з. а затем просмотреть и правильность его выполнения. Если заметили ошибку – не торопитесь на нее указывать. Нужно приучать детей к самоконтролю. Предложите еще раз перечитать, пересчитать и самостоятельно найти ошибку.

К сожалению некоторые родители заводят черновики. Ребенок поневоле вынужден несколько раз переписывать д/з. Этим мы не приучим детей к аккуратности и самоконтролю. Выполнять д/з нужно сразу на чистовик, но предварительно все разобрать с ребенком, настроить его на серьезную, внимательную работу. После этого стоит оставить его одного, не забывая ограничить его во времени: Я через 15 минут приду, а ты должен записать весь текст красиво, аккуратно, правильно!

Настоятельно прошу изъять у детей ластики, штрихи, а также ручки в комплекте с ластиками (1 человек). Имея такую ручку, ребенок не пытается быть внимательным, не старается писать без ошибок, так как знает, что всегда может воспользоваться ластиком и написать снова. Вы тем самым сами приучаете детей к небрежности, неаккуратности: зачем ему стараться, когда всегда под рукой ластик? Я учу детей аккуратно карандашом зачеркнуть неправильную букву или цифру и сверху написать правильную (но никогда не писать правильный ответ поверх неверного – получается грязь).

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключиться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял, поспал и только после этого сел за уроки.

Не все дети одинаково развиваются, некоторые слабо усваивают учебный материал. Это будет преодолено со временем. Но некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребенком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, они начинают кричать на ребенка, называть его тупицей или другими словами. В результате дело идет еще хуже, ребенок начинает ненавидеть учение и школу, как виновницу своих неудач.

Другая крайность – когда родители вообще не проверяют выполнение д/з ребенком, не пытаются даже настроить его на внимательность, аккуратность, серьезность. В результате домашние работы у этих ребят (3-4 человека) выполнены хуже, чем в классе, хотя дома условия лучше, никто не торопит, не отвлекает.

Я не призываю вас вникать в учебный материал, который мы изучаем. Многим из вас эти знания кажутся ненужными, непонятными. Но я еще раз повторяю: если вы чего-то не понимаете, то не значит, что это не имеет место быть. В таком случае побеседуйте с ребенком, скажите, что вы чего-то не знаете, пусть он сам попытается вам объяснить, как он понимает. Пусть выполнит задание самостоятельно, но докажет, что он прав. Не стоит навязывать ребенку свое мнение (например, девочка говорит: «Мама сказала, что звук й гласный». Когда мы с ней еще раз проанализировали работу речевого аппарата при произношении этого звука, то ребенок все равно твердит: А мама говорит, что гласный). Такими высказываниями вы подрываете авторитет учителя, пытаетесь найти что-то неверное в моих словах, путаете ребенка.

Часто выполнение д/з затягивается на несколько часов. Один мальчик говорит: «Я вчера весь вечер делал д/з». Другие дети удивляются: «Почему? Все было легко!»

Прежде всего это происходит потому, что у некоторых детей еще не сформированы навыки самостоятельной работы. Даже на уроке видно, как отдельные учащиеся не способны сосредоточиться на выполнении задания: их отвлекает любой шум, разговор, вопрос, звуки за окном. Эти дети допускают много ошибок, пропускают буквы, много исправлений, не успевают за остальными учащимися класса. Недопустимо, чтобы во время выполнения д/з работал телевизор, играл магнитофон. Желательно оставить ребенка одного в комнате, убрать подальше его игрушки, не заходить в комнату, пока он не закончит работу, ограничивать во времени, делать перерывы через 30 минут работы, так как максимальная продолжительность работы младшего школьника 30 минут, а у отдельных учащихся и того меньше 10-15 минут.

Хочу здесь отметить детей, которые научены работать самостоятельно, аккуратно, сосредоточенно, быстро, без дополнительных вопросов и пояснений (Жеребцов М., Карпова В., Курмангалеева А., Панасенко Н., Раскевич В.,Сухова С., Кильдюшева В.). Другая группа детей способны работать без ошибок, но успевают переговариваться, вертеться, заглядывать в чужие тетради (Зайцева А., Ярыгин А., Балан А., Ершов И.). Остальным учащимся нужно тренировать сосредоточенность, внимательность, усидчивость, аккуратность.

Я призываю вас к терпению. Доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребенку в учении. Когда ребенок приходит домой после школы, обязательно спросите, что нового он узнал, что делали на уроке, кто его друзья. Если ребенок начинает жаловаться на других детей, на учителя, который его не спросил, рассказывает о поведении другого ребенка, то прервите его, не поощряйте жалобы и ябедничество. Чаще всего жалуются дети, которые сами имеют проблемы в поведении, те, кто получают замечания сами. У нас в классе всегда мальчики цепляют или обзывают двух девочек, которые постоянно мне жалуются на это. Я спрашиваю их, почему не трогают других девочек? Просто другие девчонки не реагируют так на поведение мальчиков, поэтому у них нет интереса к ним задираться. Прежде, чем жаловаться на кого-то, нужно посмотреть на свое поведение со стороны.

А если ребенок расскажет вам о своих неудачах, ошибках, то успокойте его, сказав, что все люди ошибаются, что мы на ошибках учимся. Вместе мы разберемся в этом вопросе.

«Гиперактивный ребенок в школе и дома»

Многих взрослых волнует вопрос: «Почему в одинаковых условиях обучения одни дети достаточно хорошо осваивают учебную программу, а другие – с трудом?»

Дело вовсе не в самой программе. Для нас она кажется трудной, необычной, так как мы учились по другим традиционным программам, которые основаны на выполнении заданий по образцу. Программа развивающего обучения учит детей учиться. Выполнение специально подобранных заданий заставляет ребенка мыслить, думать, применять нетрадиционные приемы и способы их выполнения.

Неправы те родители, которые считают, что все равно к концу обучения в начальной школе дети будут знать то же самое, что и те, которые обучались по традиционным программам. Ваши дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами, что гораздо важнее для общего интеллектуального развития. Именно умение самостоятельно работать с учебным материалом пригодится им в дальнейшем при обучении в других школах. Как правило, у детей, обучающихся по программе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, высокий уровень мышления, они владеют такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, обобщение. Новые способы решения орфографических или математических задач дети выводят сами тогда, когда возникает острая необходимость в этом новом знании.

Разница в успехах освоения учебной программы в том, что дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания. Не случайно сегодня я выбрала тему для сообщения о гиперактивных детях, так как группа таких детей выделяется в любом классе (7-8 человек).

Гиперактивные дети выделяются неумением управлять своим поведением, ведут себя фамильярно, без учета конкретных условий. Беспокойный, взбалмошный ребенок создает в классе постоянное напряжение, которое мешает учителю при работе и провоцирует других детей к неправильному поведению.

Такой ребенок не приступает сразу же к выполнению предложенного учителем задания, а задает вопросы, не имеющие отношения к теме.

Особенностью такого ребенка является неумение выполнить инструкцию учителя, обращенную ко всему классу. Но если то же самое задание дать учащемуся при индивидуальной работе, выясняется, что он вполне может с ним справиться.

Реакция неприятия со стороны учителей вполне понятна: ведь даже один неспокойный, неусидчивый ребенок может дезорганизовать весь класс, а если их 7-8?

Как известно, внимание является одним из основных условий всякой нормальной психической деятельности. Что же касается гиперактивного ребенка, то он не способен сосредоточиться даже на короткое время на определенном объекте. Он останавливает внимание на побочных явлениях, концентрируется на них и уже не может реагировать на основные. Нарушение внимания усиливается при несоблюдении режима дня, сна, при ОРЗ, на последних уроках в школе или без видимых причин, а это находит отражение в постоянном чередовании успехов и неудач при выполнении заданий.

Наиболее часто нарушенными оказываются тонкая моторика (что проявляется в неровности почерка, растянутости букв) и сенсомоторная координация (неловкость в движениях рук, неумение выполнить аккуратно поделку, вырезать, наклеить и т.д.). Часто наблюдаются излишнее мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус.

Специфические особенности гиперактивных детей:

Невротические привычки (сосание пальца, ручки или карандаша, постоянное сжимание пальцев, стереотипные движения: кивание головой, качание туловища и т.д.)

Боязливость.

Повышенная утомляемость (бледность, сонливость).

Нарушение сна и аппетита.

Навязчивые тики (на лице, на туловище, на шее).

Нечеткость и прерывистость речи.

Забывчивость в повседневных делах и частые потери предметов, необходимых для выполнения задания или иной деятельности.

Повышенная импульсивность.

Приемы работы с гиперактивными детьми:

Нельзя допускать вседозволенности: такие дети нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей в себя поощрение и наказание.

Твердый режим питания, сна и вообще размеренность ритма жизни.

Помощь при выполнении домашнего задания.

Создание условий, в которых ребенок может много двигаться и отдыхать.

Воспитывать интерес к какому-либо виду деятельности, стимулирование этого интереса (главное здесь не переборщить, так как излишняя загруженность ребенка ведет к переутомлению, что обязательно сказывается на учебных успехах в школе, на качестве выполнения домашних заданий).

Гиперактивность у большинства детей ослабевает к 10 годам, а к 15 годам исчезает. Но иногда она трансформируется в серьезные нарушения поведения.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Бизнес-леди Айсель Трудел: когда онлайн-магазины заменят привычные бутики Что в имени тебе моем
Сердце оригами (15 способов сложить сердце из бумаги) Для работы понадобятся
Баф для полировки ногтей: его предназначение и как им пользоваться