Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

О духовно-нравственном воспитании в школе. Материал на тему "система духовно-нравственного воспитания в средней школе" Духовно нравственного воспитания в школе

Учебно-методическое пособие курса по выбору «Духовно-нравственное воспитание в современной школе» предназначено для бакалавров всех профилей направления подготовки Педагогическое образование и предполагает развитие профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся общеобразовательной школы с учетом базовых национальных воспитательных ценностей русской классической педагогики в условиях реализации ФГОС общего образования. Также оно может быть полезным для магистрантов и широкого круга специалистов, занимающихся вопросами воспитания в системе образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание как важные категории ФГОС.
С целью достижения планируемых результатов воспитания, в частности, духовно-нравственного развития, разработан ряд вспомогательных комплексов программ и документов задающих смысл и характер реализации воспитательного компонента в рамках ФГОС. Рассмотрим «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее Концепция ДНРВ) , являющейся методологической основой реализации воспитательного компонента ФГОС общего образования. Данная концепция дает направление педагогам-практикам в конструировании и организации воспитательного процесса в целом в современной школе.

Духовно-нравственное развитие и воспитание следует рассматривать как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ в рамках ФРОС общего образования.

Раскрытию соотношения понятий «духовно-нравственное развитие и воспитание (ДНРВ)» посвящен особый раздел Концепции ДНРВ. В разделе «Духовно-нравственное развитие и воспитание» определяется следующим образом: «Духовно-нравственное развитие н воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Духовно-нравственное воспитание в современной школе, Джишкариани Т.Д., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Современные технологии проведения урока и начальной школе с учетом требований ФГОС, Методическое пособие, Демемева Н.Н., 2013
  • Общие основы обучения, Краткий курс лекций, Черняева Т.Н.
  • Мастерство учителя на уроке, Книга для учителей и студентов, Брагина Г.В., 2001

Следующие учебники и книги.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»…

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.

Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном возрождении нации, которое может начаться лишь с образования. Новые тенденции в развитии образования, которые сегодня можно наблюдать, вселяют надежду на то, что мы духовно возродимся и наше будущее общество будет здоровым.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Основной задачей, которую ставит стандарт перед образовательными учреждениями, является воспитание гражданина России.

В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая определяет основные ориентиры духовно-нравственного развития ребенка , идеологию отбора содержания образования, программ воспитания и социализации на ступенях начального, основного и среднего общего образования. Сформулированные в Концепции базовые национальные ценности Российского общества позволяют привести к единому основанию систему учебно-воспитательной работы образовательных учреждений Российской Федерации.

В Концепции определен современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От этого зависит наш завтрашний день. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

На протяжении последних лет педагогический коллектив Верховажской начальной школы занимается проблемой духовно-нравственного развития личности обучающихся. В течение всего этого времени мы были заняты поиском наиболее совершенной модели системы воспитательной работы школы. Она медленно создавалась путем проб и ошибок. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что оптимальная для нашей школы модель воспитательной системы найдена. Создана духовно-нравственная среда, благоприятствующая становлению общей и этической культуры ребенка.

Понятие «духовное» позволило нам объединить основные составляющие жизни ребенка (эстетическую, интеллектуальную, социальную, физическую и т. д.) в целостную структуру. Термин «нравственное» помог заострить внимание на ее этической компоненте, что особенно актуально в наше время. Мы считаем, что духовно-нравственный потенциал учреждения создается всеми участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами и администрацией школы, родителями. По нашему убеждению, духовно-нравственная среда может возникнуть только в том случае, когда, во-первых, процессы обучения и воспитания становятся сбалансированными и равновеликими, во-вторых, обеспечивается всестороннее и гармоничное развитие обучающихся, в-третьих, на классных и общешкольных мероприятиях происходит освоение общечеловеческих ценностей. Стержневыми направлениями модели воспитательной системы школы являются интеллектуальное, этическое и эстетическое, ориентированные на формирование общей культуры ребенка, а также патриотическое и физическое.


В качестве ведущей педагогической технологии мы выбираем коллективную творческую деятельность. Считаем, что она – эффективное воспитательное средство, так как имеет комплексный характер, охватывает различные сферы и виды деятельности школьников. Любое коллективно-творческое дело проходит с участием родителей, т. к. именно сотрудничество и сотворчество учащихся, родителей и педагогов способствует развитию нашей воспитательной системы и поднимает ее на новую высоту, на более высокий качественный уровень,

Как мы этого добились? Во-первых, в организации воспитательной работы учитываются интересы детей и родителей, во-вторых, за счет высокого уровня КТД. С уверенностью можно сказать, что вся наша школьная творческая жизнь оказывает на родителей и педагогов не меньшее влияние, чем на детей. Это и воспитание духовно-нравственных качеств, и формирование эстетических и этических ориентиров, и развитие творческих способностей и познавательного интереса.

В результате совместной деятельности за 4 года дети, родители и педагоги являются активными участниками более 40 коллективно-творческих дел. Совместное проведение экскурсий, дней отдыха, каникул, праздников светского и народного календаря сплачивает не только детский коллектив, но и способствует родительской взаимопомощи и распространению опыта семейного воспитания.

Коллектив школы активно сотрудничает с Центром традиционной народной культуры, Домом детского творчества, Домом культуры, музеем, детской библиотекой, ДЮСШ, с православным приходом Успенского храма. С участием матушки Ариадны традиционными стали беседы с мамами «О материнском счастье», Рождественские встречи. По желанию родителей, в течение двух лет матушкой Ариадной проводились занятия по духовно-нравственной тематике.

С целью развития учащиеся вовлекаются в разнообразную творческую деятельность. В этом учебном году работает 32 кружка и секции, внеурочная занятость детей составляет 100%. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие и становятся победителями и призерами районного конкурса «Мы твои наследники, Россия», проводимого управлением образования, культуры и духовенством района, областного конкурса «Рождество Христово, вечной жизни свет» и многих других. В школе работают театральная, вокальная и хореографическая студии. В 2007 году школа выиграла грант на развитие школьного театра. При финансовой поддержке архиепископа Вологодского и Великоустюгского Максимилиана готовится к изданию сборник сценариев театральных постановок, праздников, проводимых в нашей школе.

В апреле 2010 года по поручению президента Медведева в школах 19 регионов страны началось преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В нашей школе обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий . Поэтому по желанию родителей для изучения были выбраны два модуля: «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Учебно-воспитательный процесс в рамках нового курса направлен на знакомство школьников с основами духовных и светских традиций народов России. Все это способствует достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны, укреплению взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Изучение «Основ православной культуры» и «Светской этики» содействует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются основой нравственного становления ребенка. Поэтому столь важно согласовывать совместные усилия всех взрослых по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, в полной мере учесть образовательные запросы граждан, актуализировать в педагогической практике нравственные ценности самых близких и важных для ребенка людей, их богатый жизненный опыт и стремление передать этот опыт подрастающему поколению.

В школе работает клуб «Семья», деятельность которого направлена на распространение лучшего опыта семейного воспитания, детская общественная организация «Огоньки», которая работает в направлении «Спешите делать добрые дела». Обучающиеся оказывают помощь пожилым и престарелым, выступают с концертами в доме ветеранов . Таким образом, через практические дела воспитываются милосердие, сострадание, любовь к ближнему.

Коллектив школы активно делится опытом работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся с педагогами района и области. На базе нашего образовательного учреждения был проведен ряд семинаров районного и областного уровней по данной теме.

Отрадно, что наши успехи были отмечены наградами. Так, в апреле 2010 года опыт работы школы по взаимодействию с родителями учащихся, был удостоен диплома 1 степени Всероссийского конкурса «Управление современной школой».

Специфической особенностью процесса духовно - нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы.

В заключение своего выступления, хочется напомнить известные многим слова: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”. Поэтому, чтобы заложить в души учеников нравственные идеалы каждому педагогу нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть примером.

Литература:

1. , Байбородова учащихся: теория и методика.-Ярославль.,2002.

2.Данилюк религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.-М., Просвещение, 2010.

3. , Шибанова система школы: сущность, содержание, управление.- М., 2005.

Основные характеристики личности человека – это нравственность и духовность. Духовностью называют стремление человека к постижению избранных целей. Нравственность человека – это общие принципы поведения людей, находясь в обществе. Оба этих сочетания и составляют основу личности человека, где воспитание духовно нравственное – это самостоятельное обучение, воспитание и развитие личности.

Духовно нравственное воспитание характера у ребёнка направлено на формирование личности молодого человека.

Духовно-нравственное воспитание в школе не менее важно, чем учетная работа

Оно подразумевает процесс, который направлен на внешнее и внутреннее воздействие учителя из школы на духовный мир ребёнка. Такое воспитание образует формирование системы внутреннего мира детей. Такое воздействие на формирование характера у молодого члена общества носит комплексный характер, который затрагивает чувства, личное мнение и желание личности. Система воспитания будущего поколения основана на определённую систему ценностей, которая заложена в образовательной системе, а также в личной позиции учителей в образовательном учреждении.


Национальная доктрина образования и воспитания

Нравственность и духовность у учеников может возникнуть в условиях школы, основываясь на гуманистических ценностях, а также вне классной работы (в рамках дополнительного образования детей).


Задачи духовно-нравственного воспитания

Духовно нравственное воспитание школьников, какова роль классного руководителя?

После пересмотра статуса, который имеет учитель, выступающий в роли классного руководителя, его профессиональная деятельность в рамках духовно нравственного направления в стенах школы, может характеризоваться личным подходом в воспитании детей, а также различными национальными идеями. Объединяет эту систему единство учеников и их учителя во время обучения наукам и общего физического и нравственного развития.


Государственная концепция духовно-нравственного воспитания

У преподавателя должны обладать личностными характеристиками, которые способны без труда обеспечивать гуманные отношения между самими воспитанниками и их наставниками. Качество воспитания во многом зависит от руководителя класса, от его опыта работы, длительности общения с учениками.

Несколько направлений в работе учителя с классом

Ценностная работа подразумевает встречи учеников и учителей в библиотеке, классные часы. Во время встреч следует воспитывать в подрастающем поколении чувства патриотизма, а также гражданской ответственности. С этой целью необходимо активно подключать ветеранов. Детям всегда интересно послушать их истории из жизни, они с большим интересом выслушивают их выступления.


Структура патриотического воспитания — направления работы

Познавательная работа с детьми заключается в проверке успеваемости учеников в классе, проверке знаний каждого воспитанника, а также проведением психологических практических уроков. На них дети играют в учебно-развлекательные игры, например, «Что? Где? Когда?». Кроме того следует проводить дополнительные уроки для получения знаний о культуре своей страны, можно рассказать ученикам о знаменитых людях, которые добились успехов в жизни.


Занятие в школьном музее

Трудовая деятельность учеников заключена в том, чтобы проводить дежурства по школе, организовывать уборки в собственном учебном классе, проведению субботников. Приветствуются походы на культурные выставки, проводимые в городе, а также, при возможности, проводить экскурсионные поездки на близлежащие предприятия для расширения кругозора у детей.

Полезная деятельность для общества помогает обогатиться ученикам в плане духовности.

Ученики могут оказывать посильную помощь инвалидам, сиротам и другим. Проявление таким образом милосердия к нуждающимся позволит детям реализовать одну из основных целей при развитии духовности – взаимопомощь и сострадание.

Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса

Преподавателям следует организовывать и проводить культурные вечера, танцевальные конкурсы, предновогодние встречи, а также посещение музеев и драматических кружков во время проведения внеклассного развития юных учеников. Это поможет создать условие для самореализации личности детей, повышения их моральных ценностей.


Игра «Зарница» — воспитание патриотизма и физическое развитие

Частое посещение библиотек поможет развить у ребёнка навыки творческой деятельности, привить любовь к своей родной земле, к окружающим людям, а также изучению исторического наследия своего государства.

Занятие физкультурой, общее оздоровление организма

Необходимо проводить для учеников класса дни для занятия своим здоровьем, чтобы воспитать нравственное и духовно гуманное отношение к себе и окружающему детей миру. В рамках таких мероприятий хорошо зарекомендовали себя спортивные состязания среди учеников класса. НА классных уроках следует проводить занятия по общей гигиене у человека, а также о пропаганде здорового образа жизни учеников, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек у подрастающего поколения. Учащиеся должны знать, что иметь хорошее здоровье и не зависеть от собственных слабостей – это здорово.

Последний пункт в воспитании учащихся – это организация и проведение свободного времени. Для правильного распорядка дня хорошо себя зарекомендовали психологические игры и тренинги.


Уроки физкультуры также несут воспитательную нагрузку

Организовывать процесс духовного, патриотического и нравственного воспитания в детях следует, выполняя некоторые важные функции:

  1. Нравственное, а также духовно гуманное воспитание учащихся достигается путём создания среды, которая благотворно влияет на учащихся (повышение дружественной обстановки в классе, работа с педагогами и родителями учащихся, проведение внешкольных мероприятий, экскурсий и т.п.);
  2. Проведение уроков по физической культуре, проведение спортивных мероприятий, обучение гигиене;
  3. Организация творческого досуга среди детей во время их свободного времени (различные кружки для занятий танцами, музыкой, спортивные секции);
  4. Индивидуальный подход к каждому ученику для воспитания в нём духовно патриотического воспитания, необходимо привить ему нравственное поведение. Нужно стимулировать в учащихся самостоятельно проводить воспитание своей личности. Семья ему должна помогать в этом деле, поддерживать его и помогать решать общественные дела в школе.

Нравственное воспитание в привлечением церкви

Учитель, как классный руководитель класса в школе, должен работать над рядом задач для того, чтобы воспитать духовно нравственное воспитание у детей:

  • Повышать чувство ответственности, патриотизм у детей.
  • Организовывать и проводить самостоятельно соревнования, выездные экскурсии, встречи с родителями обучающихся детей.
  • Учитель должен организовать внеурочные часы для дополнительного развития у подопечных учеников духовного воспитания, развития нравственных качеств в семье и школе.
  • Способствовать формированию у учеников стремления к занятию спортом, движению в повседневной жизни, активном участии в жизни окружающего их общества.
  • Классный руководитель должен укреплять связь между родителями учеников.
  • Организовывать совместные походы учеников и их родителей. Это поможет сплотиться семьям, и всему классу в целом.
  • Необходимо проводить индивидуальные совместные встречи родителей с учителями для обсуждения не только успеваемости учеников, но и чтобы оценить качество развития личности у детей.

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания

Семья ученика должна всячески помогать своему чаду в планировании свободного времени от учёбы.

Школа и семья имеет ряд возможностей по передаче ученикам представлений и знаний о моральных ценностях и морали. Воспитание в детях патриотических чувств, нравственности и духовности – это приоритетная задача для всех учителей, работающих в учебных заведениях.

Средство воспитательного процесса - то, что использует воспитатель для достижения своей цели. Средство воспитания само по себе нейтрально, оно может служить как добру, так и злу, только воспитатель направляет действие этого средства в нужное русло.

Нравственному воспитанию может способствовать такое средство, как книга, которая развивает морально-волевую сферу, содействует формированию единства сознания и поведения, с помощью книги можно прививать любые нравственные нормы. Средством нравственного воспитания может служить любой предмет, все зависит лишь от усилий воспитателя.

Методы воспитания - это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

При осуществлении нравственного воспитания наиболее часто используют такие методы формирования сознания, как внушение, призыв, диалог, доказательства, но можно использовать все воспитательные методы, которыми оперирует современная педагогическая наука. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию - М.: ТЦ «Учитель». - 2001. - 287с

Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т. д.

Один из самых действенных методов воспитания - этическая беседа. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы -- помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,-- говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

Цели нравственного воспитания: формирование духовных запасов личности каждого воспитанника, развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, основы гражданского самосознания.

Как уже было отмечено ранее, нравственное воспитание неотделимо от морали общества, в связи с этим можно выделить следующие задачи нравственного воспитания:

1) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

2) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

3) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

4) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

5) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность;

6) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов.

При осуществлении нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В связи с этим изменяется основная задача воспитания эмоционально-нравственной культуры:

1-й класс - развитие эмоциональной сферы как отзывчивости ко всему живому:

2-й класс - развитие гуманистических отношений к человеку;

3-й класс - формирование ценностного отношения к культуре;

4-й класс - развитие эмоционально-волевой саморегуляции и культуры желаний;

5-й класс - воспитание нравственного самосознания на основе самооценки; воспитание ответственности;

6-й класс - воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения;

7-й класс - приобщение к духовным ценностям своего Отечества; воспитание толерантности, развитие способности к ответственному поступку; самовоспитание;

8-й класс - развитие чувства гражданственности; формирование нравственной позиции по проблемам социальной жизни;

9-й класс - развитие качеств, необходимых для делового человека: коммуникабельности, трудолюбия, организованности, самодисциплины;

10-й класс - формирование мировоззренческой позиции учащихся, необходимой для ориентации в мире; ответственности за нравственный выбор средств для достижения личных целей;

11-й класс - становление интеллектуальной творческой личности, способной к самооценочной рефлексии и эмоционально-волевой саморегуляции.

Естественно, что выделенные здесь идеи присутствуют и в предшествующих возрастных группах, подготавливая школьников к их более глубокому эмоциональному осознаванию и присвоению именно в обозначенный, наиболее сензитивный период. Шапошникова. - Н. Новгород: НГЦ. - 2001. - 432 с. - С. 82

В настоящее время перед педагогами стоит проблема: что следует включать в содержание нравственного воспитания?

Наша страна долгое время находилась под влиянием марксистско-ленинской идеологии. Учащимся прививались трудовая и жизненная закалка, у воспитанников вырабатывали активное стремление участвовать в решении общенародных задач и принимать на себя ответственность за будущее страны. Общество воспринималось важнее индивида. Нравственное воспитание осуществлялось постоянно: в школе, в семье. Тому же способствовали СМИ. www.ozhegov.ru

В период перестройки мораль общества изменилась, перестала быть нравственной. СМИ того периода, так же как и в настоящее время, пропагандируют мораль «хищников», думающих только о личной, сиюминутной выгоде.

Еще одной проблемой современной школы является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?

Большинство исследователей данной проблемы и педагогов-практиков считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Существует также точка зрения, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.

Мы же придерживаемся мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать детям урок нравственности.

Наиболее традиционными формами православного воспитания являются: воскресные школы, социальное служение, православные детские лагеря, паломничество, православные детские и молодежные организации.

Воскресная школа - занятия для детей, где в доступной, игровой форме рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Название образовано от дня проведения занятий - воскресенья. Это идея создания некой «семейной атмосферы», которая призвана не заменить ребенку его семью, а помогает ребенку окунуться совсем в иной мир человеческих отношений, во многом альтернативный тому, что окружает его остальные шесть дней в неделю и выдвигает зачастую жесткие жизненные требования, ведущие к внутренним перенагрузкам. Воскресные школы существуют при православных приходах и братствах. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М. - 2003. - 75с

Религиозное обучение в воскресной школе имеет своей целью передачу знаний, на основании которых учащийся сможет осмыслить свою веру по отношению к себе, своей жизни, к окружающему миру, к обществу, в котором он живет. Основное внимание должно уделяться не тому, чтобы передать детям как можно больше информации, а тому, чтобы христианство могло быть прожито и пережито. Немаловажно и отношение педагога к детям. Оно должно быть благоговейным. Чутко, тактично и деликатно должен учитель подходить к детской душе. Если педагог сам стремится к истинному добру, тогда и дети пойдут за ним.

В качестве вывода хотелось бы сказать следующее: как когда-то первые воскресные школы были созданы для обучения неграмотных детей и взрослых, так, видимо, и современные православные воскресные школы должны быть ориентированы не только на детей, но и на взрослых. Ведь ребенку важно чувствовать и понимать, что нравственные идеалы, прививаемые в школе и дома, не имеют разницы между собой. Создание семейной воскресной школы способствовало бы не только укреплению семейных связей, но и развитию ощущения сопричастности более сложным семейным общностям: коллективу школы, приходу своего храма, Церкви и обществу в целом. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВПАДОС. - 2000. - 573с

Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность) - это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся.

Прежде всего - это личностный характер общения, которое строится на уважении молодого человека как свободной личности.

Следующая категория - это учет индивидуальных и возрастных особенностей, от которых зависит выбор формы социального служения. Каждому человеку свойственны индивидуальные характеристики: возрастные, психологические, культурные. Игнорирование этих особенностей может пагубно отразится на воспитательном процессе.

Далее можно выделить совместное участие. Организация социального служения, к которому привлекается молодежь, носит не специфический воспитательный характер, а обычно строится таким образом, чтобы это дело являлось в равной степени близким, интересным и важным для всех участников, включая организаторов.

Принцип «в семье и через семью», т.е. вовлечение семьи молодого человека в дело социального служения. Это помогает взаимопониманию в семье, способствует воспитанию гармоничной личности.

Рассмотрим основные формы деятельности социального служения молодежи:

Работа в социальных учреждениях - уход за больными, работы в муниципальных учреждениях.

Социальные акции по сбору средств. Эта деятельность например, может также включать в себя: возможность организации при храме силами молодежи точки социальной помощи для лих без определенного места жительства, где они смогут получить еду, одежду; продажа на благотворительных ярмарках поделок или открыток, сделанных воспитанниками детских домов, и расход вырученных денег на нужды детей-авторов, организация утренников в домах сирот и многое другое. Учащиеся воскресной школы могут самостоятельно, осознанно подойти к вопросу пожертвования для детишек-сирот, например, части своих игрушек. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 2008. - С. 15

Миссионерская работа: участие в издательстве православных газет и журналов при храмах; создание библиотек для детей-сирот (сбор духовно- нравственной и интересной литературы); проведение различных миссионерских акций (например, изготовление и распространение поздравительных открыток), организация слетов, мероприятий, лекций…

Служение в церкви: работа по благоустройству храма и территории возле него, помощь на богослужениях, в реставрационных мастерских и т. п.

Особенность молодежного служения состоит в том, что молодой человек, который вовлекается в церковную жизнь, воспринимается в церкви как активная личность, которой предлагается наиболее интересная и доступная форма социального служения. Работа в этом направлении способствует раскрытию его внутреннего потенциала.

В современном мире существует огромное количество разных государственных социальных учреждений, которые занимаются поддержкой больных, сирот, и прочих социально - неблагополучных и материально- необеспеченных людей. Церковная социальная работа призвана, по своей сути, не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, а именно внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, привлекая к делу служения молодежь и заинтересованные организации. В современном обществе глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Освободившись от обязанностей в семье, по хозяйству, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебным процессом. Поэтому вовлечение молодежи в социальное служение способствует формированию у молодых людей нравственности. Это одна из возможностей стать добрее, почувствовать себя востребованными, научиться жертвенности и любви. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред Е.Н. Щурковой. - М.: Новая школа. - 1998. - 208с

Детский православный лагерь является одним из видов детских оздоровительных (профильных) лагерей, который развивает религиозное направление. Не подчиняясь ни органам социальной защиты, ни органам образования, православный лагерь является, по сути, частью (одним из подразделений) епархии, к которой он принадлежит (при этом территориально не обязательно к ней относится). Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека /Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика. - 1989. - 288 с

Существуют некоторые отличия православного лагеря от светского. Эти отличия имеют не программный характер, а скорее интонационный.

Во-первых, духовная деятельность (участие в богослужебной деятельности, молитвенная деятельность) обязательно сочетается с другими видами деятельности, наиболее привычными для детского оздоровительного лагеря. Иными словами, цель воспитательная работа определяется сочетанием духовного и физического оздоровления.

Во-вторых, финансово-материальная база в большей степени формируется за счет средств Русской Православной Церкви, а именно епархиальным управлением и частично с благотворительных средств со стороны светских учреждений и частных лиц. Это откладывает свой отпечаток на содержание инвентаря (библиотека с книгами духовно-нравственного содержания; музыка, пробуждающая интерес к нравственным ценностям; имеется ввиду не только религиозная, оформление лагеря).

В- третьих, активное участие всех в планировании работы. Происходит это благодаря личному и доверительному контакту всех участников лагеря со священниками. Большую роль в этом играет «детская исповедь» и частные духовные беседы, на которых перед священником открываются и проблемы воспитания, и причины их возникновения. Священник, являясь положительным примером, становится авторитетом для детей.

Важное отличие православного лагеря заключается в специфическом отношении воспитательной системы с окружающей социальной средой. С одной стороны, налицо закрытость воспитательной системы от негативных проявлений общества в целом и молодежной субкультуры, в частности. С другой стороны, невозможность полностью абстрагироваться от реалий окружающей социальной среды. Следовательно, взаимоотношения с социальной средой носят избирательный характер. Воспитательная система открыта на выход, но дозирована на вход. Подобный баланс во много идеален. Связано это с тем, что члены детского коллектива являются частью двух сред: обычной социальной (общеобразовательная школа, светские образовательные учреждения, микросоциум по месту жительства и т.д.) и православной (общность прихода, воскресная школа и т.д.). Отделить их от одной среды и погрузить целиком в другую невозможно да и нежелательно, так как это может привести к негативным последствиям в развитии личности. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию - М.: ТЦ «Учитель». - 2001. - 287с.

В некоторых лагерях имеется опыт проживания детей с ограниченными физическими возможностями. Работа в данном направлении помогает социализировать детей, приспособить к окружающей среде, научить их способам разнообразного общения, взаимопонимания, преодоления психологического дискомфорта в общении с больными и здоровыми сверстниками.

Современные детские организации различны по форме, структуре, степени скоординированности, целям, содержанию и направлениям деятельности. Что касается религиозных детских объединений - это организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Вся разнообразная деятельность православных организаций направлена на воспитание, сплочение, объединение молодежи на основе духовно-нравственных принципов и позиций. Молодежные организации постепенно становятся местом духовно - нравственного просвещения молодежи. Они открыты и общедоступны для всех желающих. В молодежных организациях можно познакомиться с основами Православия, найти доброе и интересное занятие, обрести новые знания и получить необходимые консультацию и помощь, найти новых друзей. Их по праву можно назвать очагами миссионерского служения Церкви.

Таким образом, направлением православной педагогики является воспитание внутренней системы ценностей человека, которая ляжет в основу всей его жизни. Эта система отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в любви к истине.

Специфика и ценность православной педагогики состоит в том, что ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Кроме этого, ценность православия заключается еще и в том, что оно является культурообразующей религией для российского общества. Но здесь важно отметить, необходимость взаимодействия светских воспитательных учреждений, государства с религиозными организациями.

Из опыта работы учителя истории Карпихиной Т.В.

«Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы»

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить, делая как

можно меньше зла и как можно больше добра».

Л.Н.Толстой

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия.

Почему данная тема особенно актуальна.

Что говорят на этот счёт наука, философия, кибернетика. социологи:

Академик Виктор Дмитриевич Плыкин в своей книге «Новая модель вселенной».

≪ В настоящее время человечество Земли излучает колоссальный поток отрицательной информации и энергии зла, что приводит к росту земных катаклизмов, межнациональных конфликтов, техногенных катастроф и др. Сегодня потоки зла, достигая информационного поля планеты, искажают информацию и нарушают ход планетарных процессов. Человечество напоминает организм, который не очищается от собственных шлаков. Этот организм или отравится собственными отработками, или начнет усиленное самоочищение для спасения≫

Юлий Анатольевич Шрейдер - российский математик, кибернетик, философ.

«Среди грозящих человечеству глобальных катастроф самой страшной может стать антропологическая - «...уничтожение человеческого в человеке». В связи с этим важнее всего «... понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и осознающим, то есть совестливым.

В последние десятилетия произошли поистине стремительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни не только России, но и мирового сообщества. В условиях глобализации социокультурных проблем, всеобщей технологизации, экологических катастроф, религиозного экстремизма, международного терроризма мир стал перед «проблемой «человечности» современного человека» «Современный человек, оказавшись в плену многих зависимостей, не имеет опыта осознанной жизни. Он много знает о мире, но он мало понимает о своих отношениях с этим миром»

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество - не в проблемах экономики, не в сложностях политической обстановки, а в разрушении личности.

Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности.

На каком фоне сегодня идёт формирование личности ребёнка.

Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, институт семьи рассыпается. Ребёнок развивается окружённый множеством разнообразных источников, сильно воздействующих на него как позитивно, так и негативно. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций оказывает СМИ, особенно телевидение, наиболее влиятельное из них, где много жестокости и насилия, разрушающих психику детей. В результате - нравственные ориентиры молодого поколения размываются. Материальные ценности доминируют над духовными, у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме

Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15 млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л. алкоголя в год, тогда как при 8 л. алкоголя в год начинается вырождение нации.

Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени в помощи и лечении психологов По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.

    В результате мы видим серьёзные проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России

    За последние 20 лет обесценились такие понятия как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм»

    55% молодых людей готовы переступить через
    моральные нормы

    Более 70 % молодых людей не желают служить в армии;

    200 тыс. уклоняются от службы в армии;

    90% выпускников покидают школы с
    различными заболеваниями

Распадается институт семьи.

    29% детей рождаются в незарегистрированных браках. Россия занимает: 1 место в мире по числу разводов и рожденных вне брака детей.

    Обострение проблемы социального сиротства: число детей сирот возросло на 75% за 20 лет.

    Высокий уровень детской преступности

    Сл 10 В результате всего этого -Взорвался «Духовный Черноболь»

Всем нам известные факты:

    Пьяный родитель избивает молодую учительницу нач. классов на глазах у детей.

    Подростки издеваются над пожилой учительницей физкультуры.

    Восьмиклассница, сбросившаяся с крыши 9-тиэтажного дома

    Пятиклассник. повесившимся во дворе своего дома.

    Сегодня 5-7 тысяч россиян завербованы ИГил и уехали в Сирию.

    Студентки вузов России одевают хитжаб, принимая ислам.

Данные факты свидетельствуют о кризисе духовно-нравственного воспмтания. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций от веры привело к кризису общественного сознания…. Переживая острый социальный кризис, общество и школа испытывают социальную потребность в духовно-нравственном обновлении и возвышении.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что нашёл своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов.

В этих условиях основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Однако, школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно здесь и должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но духовная и культурная жизнь. Усвоенное и пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Что же мы понимаем под понятием духовно-нравственного воспитания.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс формирования:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

- нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Каковы же наши традиционные источники нравственности:

Родина, семья, труд, искусство, религия, природа.

Соответственно этому определяются и выстраиваются базовые духовные ценности: Родина-патриотизм, любовь к малой Родине, закон и порядок,

Семья- любовь и верность, уважение к родителям, здоровье и достаток, забота о старших и младших,

Труд-творчество, целеустремлённость, уважение к труду,

Религия-милосердие, телерантность представление о духовности,

Искусство - эстетическое развитие, гармония, красота, нравственный выбор,

Природа - экологическое сознание, ценность чистоты родной земли, заповедная природа

Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Из какого источника черпают наши дети этот живительный напиток - духовность и нравственность в школе.

    Это, прежде всего учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

    Самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога . Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе.

От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Очевидно, что "харизма" учителя, как высшая степень педагогической одаренности, связана с его гуманистическим приоритетом. Если учитель мало эмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка. Авторитаризм учителя, по мнению ведущих педагогов связан с низким уровнем культуры педагога и является следствием преобладания у него рассудочно-эмпирического стиля мышления

Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

Технология «Педагогическая любовь»

1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения. В этом контексте важно отметить также, что положительное самовосприятие, любовь к себе так же важна для учителя, как и любовь к ребенку.

Важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных проектов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

Важным аспектом духовно-нравственного воспитания остаётся богатое культурное наследие христианства.

Президент В.В.Путин отмечал - «трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».
В «ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВО-СЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» читаем: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре - все это должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний.

Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Ведь именно христианская православная религия с 988 года традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранились самые главные этические нормы и ценности жизни. Христианство учило людей уважительному отношению каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры, а православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры и образования, кризиса внутреннего мира человека.

История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, фактами, образами дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Произведения православного искусства содержат примеры высоконравственного поведения, достойные восхищения и подражания. Они рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный облик, дополняют и расширяют нравственный опыт человека. Заставляя понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни.

Огромным воспитательным эффектом обладает чтение православной литературы. Именно жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и школе. В этих произведениях школьники могут увидеть примеры жизни святых, под их воздействием у детей формируются понятия о добре и зле, о нравственном идеал. Православная культура содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств.

Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе - реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения. В той связи Курс «Духовное краеведение Подмосковья», который как региональный компонент включён в учебный план школы, очень актуален и своевременен.

Основные цели курса:

    Историко-культурологическое образование;

    Духовно-нравственное образование.

Эти цели очень логичны, так как культура России на протяжении десятилетий формировалась под воздействием православной культуры. Отсюда вытекают задачи курса:

    дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

    дать знания о христианской нравственной культуре: о понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в жития святых и героев Отечества;

    способствовать решению задач нравственного воспитания школьников, формированию качества патриотизма и гражданственности.

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Курс предполагает посещение православных храмов, так учащиеся могут лучше познакомиться с православным искусством. Так на уроках «Духовного краеведения» школьники узнают, что в архитектуре и убранстве православных храмов нет ничего случайного, любая деталь имеет символический смысл. Четыре стороны храма, объединенные одной главой, символизируют четыре стороны света под властью Единой Вселенской Церкви.

На уроках учащиеся также знакомятся с иконописью. Древнерусская икона является особым миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятным и облекаются в сознании ребенка в конкретный художественный образ. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию.

У нас есть хороший опыт сотрудничества школы с воскресной школой Христорождественского храма с. Заозерье Приоритетом здесь является воспитание и развитие: духовное, нравственное, творческое и интеллектуальное. Каково содержание культурно-просветительской деятельности воскресной школы и в чем оно заключается на основании материалов, которыми мы владеем?

Это выступления и фестивали, приуроченные к церковным праздникам и в рамках общественно-церковных мероприятий; это выездные выступления театральных студий и хоровых коллективов, открытые уроки в общеобразовательных школах, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и искусства России, с именами святых вождей нашего Отечества, героев, подвижников и тружеников Земли Русской. Можно сказать, что воскресная школа это школа дополнительного образования. Почему? Потому что основная, общеобразовательная школа не дает многое из того, что нужно дать ребенку как будущему члену общества, как христианину, как высоконравственному человеку. В воскресных школах есть такие предметы как Основы нравственности, Христианская этика, Традиции благочестия, отсутствующие в общеобразовательных школах. Воскресная школа вводит детей в мир национальной русской культуры и искусства, в историю своего Отечества, т.е. формирует у детей национально-патриотические чувства

Мы ценим это сотрудничество.

Задача священнослужителей и учителей научить видеть те самые границы между добром и злом, любовью и ненавистью, которые в настоящее время размыты.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным.. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может

Вывод: мы убеждены, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и внеурочной деятельности, решая вопросы духовно -нравственного и патриотического воспитания, мы можем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

народная мудрость:

ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.

народная мудрость.

Включайся в дискуссию
Читайте также
До скольки лет растет грудь и можно ли ее вырастить без операции Сколько растет грудь у девочек
Обветривание кожи лица, рук и губ
Новогодние и рождественские традиции разных стран мира