Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Не обеспечивает личностное развитие школьников. Ребенок тоже личность или личностный рост школьника: основные ошибки родителей. Личностное развитие младшего школьника

Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения, а именно – началом обучения в школе. Как правило, у здорового ребенка 7 – 10 лет преобладают положительные эмоции, жизнерадостное, веселое, бодрое настроение, эмоции ребенка младшего школьного возраста характеризуются с одной стороны силой и яркостью переживания, а с другой стороны – недолговечностью. Характерным для младшего школьника является также недостаточное умение управлять своими переживаниями, сдерживать или не показывать их, все чувства ребенка этого возраста обычно ярко проявляются.

Большое влияние на развитие эмоциональной жизни детей в этом возрасте оказывает школьное обучение. С приходом в школу ребенок получает много новых впечатлений, вызывающих у него самые разные чувства.

С приходом в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте достаточно редки случаи безразличного отношения к учению, большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя.

В I классе можно отметить сохранение сильного непроизвольного компонента в эмоциональной жизни. Эта непроизвольность обнаруживается в некоторых импульсивных реакциях ребенка (смех на уроке, нарушения дисциплины). Но уже ко II-III классу дети становятся более сдержанными в выражении своих эмоций и чувств, контролируют их и могут «сыграть» нужную эмоцию в случае необходимости. Моторные импульсивные реакции, с помощь которых выражали свои чувства дошкольники, постепенно заменяются речевыми.

В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется - появляются сложные высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, праксические чувства.

Становление познавательной мотивации - один из наиболее важ­ных этапов развития в этот период. Интерес к школе существует почти у всех детей в первые несколько недель школьной жизни. В определенной степени в основе этой мотивации лежит реакция на новизну, новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения, новым тетрадям, книгам и т.д. достаточно быстро насыщается, поэтому важно уже в первые дни учебы сформировать новый мотив, связанный с содержанием знаний, с интересом к самому материалу.

В том случае, если познавательная мотивация в младших клас­сах не возникает, ведущим мотивом, определяющим деятельность детей в школе, становится интерес к результату обучения - к отмет­ке, похвале взрослого или материальному вознаграждению. В этот период уже существует достаточно выраженная система соподчинения мотивов, так что в любом случае познавательная мотивация не является единственной в том мотивационном комплексе, который определяет поведение ребенка в школе. Присутствуют здесь и игровые мотивы (особенно в первом классе), и направленность на общение со сверстниками. Вопрос состоит главным образом в том, какой мотив преобладает в этой иерархии. Исследования структуры и степени осознанности иерархии мотивов младших школьников показали, что в большинстве случаев, несмотря на появление рефлексии и развитие самосознания детей, мотивации своих поступков они преимущественно не сознают. Отчетливое понимание своих стремлений и своей индивидуальности приходит только к концу этого периода, активно развиваясь в подростковом возрасте.

Так как результат учебной деятельности, так же как и отношения с учителем, не может быть безразличен ребенку, вопрос об отметке и оценке становится одним из ведущих в этом возрастном периоде. Речь идет о том отмечаемом многими учеными факте, что дети очень чутко различают, оценивает ли учитель их деятельность, их личность, либо ставит отметку за определенное действие, например за ответ или контрольную. Многие учителя и родители расценивают отметку (как положительную, так и неудовлетворительную) как характеристику школьника, показывающую его общую несостоятельность или, наоборот, личностную значимость. В то же время даже хорошая отметка не может служить показателем личностной зрелости и адекватности самооценки ребенка. Тем более это не может касаться неудовлетворительных отметок, школьной неуспешности ребенка, которая может быть связана с разными причинами и не обязательно является следствием нарушения когнитивной сферы.

Многочисленные исследования показали, что корни неуспевае­мости детей в школе кроются не только в интеллектуальных, нару­шениях (задержка, отставание), но и в некоторых индивидуальных особенностях детей - импульсивности (связанной, прежде всего, с отсутствием ориентировки в задании), неумении сосредоточиться и организовать свою деятельность, тревожности и неуверенности в себе. Эти качества, не связанные напрямую с уровнем мышления, тем не менее мешают детям учиться, слушать учителя и выполнять его задания. Поэтому в любых случаях затруднений или нарушений учебной деятельности необходимы внимательное отношение к ребенку и квалифицированная диагностика причин отклонений, исследование интеллектуального развития. В младшем школьном возрасте в первую очередь необходимо провести диагностику уровня развития словесно-логического мышления, степени интериоризованности мыслительных операций, однако должны быть использованы и тесты, анализирующие особенности развития логических операций (обобщения, классификации и т. д.), вскрывая недостатки или ошибки мышления, свойственные данному ребенку.

В начальной школе причины неуспеваемости часто связаны с недостаточной концентрацией внимания и низким уровнем произвольной памяти. Особенно типичны эти проблемы для импульсивных и гиперактивных детей, а также для детей с плохой непосредственной памятью, недостатки которой не компенсируются мышлением и волевой регуляцией. Однако память представляет собой один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение в младших классах, где сохранение полученной информации является основополагающим для успешной учебной деятельности. При этом важны не только объем запоминаемой информации и быстрота запоминания, но и точность запоминания, а также время хранения информации. Естественно, что чем лучше непосредственная память, тем точнее и прочнее ребенок запоминает материал.

Однако кроме непосредственной существует еще и опосредованная память, причем ее роль увеличивается с возрастом. Этот вид памяти характерен тем, что для запоминания используются определенные предметы или знаки, которые помогают ребенку лучше запомнить предлагаемый материал. Так, для запоминания номера телефона мы часто связываем эти цифры с днями рождения или другими памятными датами нашей жизни, благодаря которым нейтральные цифры приобретают для нас дополнительное значение и лучше запоминаются. Ценность этого вида памяти заключается также в непосредственной связи с мышлением, которое и компенсирует недостатки механической памяти, помогая не только запомнить материал, но и логически его осмыслить, ввести в систему имеющихся знаний.

Таким образом, диагностика психического развития младшего школьника направлена не столько на отбор неуспешных детей, сколько на анализ причин их неуспешности и составление программы коррекционных занятий. В этот период уже видны основные недостатки учебной деятельности ребенка, а их коррекция еще достаточно проста и может быть выполнена относительно быстро. При диагностике и составлении плана коррекционных занятий важно помнить о том, что некоторые виды задержки (например, гармонический инфантилизм) четко диагностируются только с поступлением ребенка в школу.

Необходимо подчеркнуть, что интеллектуальное развитие явля­ется ведущей линией психического развития в этом возрастном периоде. Недаром Фрейд называл этот этап латентным, говоря о том, что здесь наступает пауза в мотивационном становлении че­ловека, а Пиаже в своих исследованиях уделял огромное внимание переходу от конкретных обратимых операций к формальным, происходящим в этом возрасте. Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, а мышление приобретает абстрактный, обобщенный характер.

Взрослые, форма организации занятий и социокультурная ситуация играют значительную роль в динамике становления интеллекта. Рассматривая с этой точки зрения содержание образования в начальных классах, В.Давыдов и Д.Эльконин подчеркивали, что развивающее обучение должно быть вне зоны актуальных знаний учащихся, выходя в зону их ближайшего развития, т. е. оно не должно строиться по принципу восхождения от частного к общему, от житейских понятий к научным. Наоборот, учитывая тот факт, что в этот период происходит развитие логического мышления, обучение должно строиться на обобщении, на научных понятиях, которые затем конкретизируются в процессе занятий и собственной деятельности учащихся.

Огромное значение в этом возрасте не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности играет становление креативности. Умение находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связано с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности накладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на способ общения с другими людьми, и на осознание собственных качеств, своих достоинств и недостатков.

Исследования М.Вертгеймера, В.Келера, Д.П.Гилфорда и других ученых показали, что существуют некоторые сложности в развитии и определении креативности младших школьников. Эти слож­ности связаны во многом с традиционной системой обучения, ко­торая рассчитана, прежде всего, на воспроизведение, репродукцию данных взрослым заданий, а не на их творческую модификацию.

Высокий уровень креативности, так же как и памяти, рассмат­ривается как один из параметров одаренности. Несмотря на то, что ученые еще не пришли к единому мнению о структуре и природе одаренности, практически все они считают, что в эту структуру не­пременно входят креативность и память. Однако при диагностике креативности необходимо помнить, что связь между памятью, кре­ативностью и одаренностью односторонняя, а не двусторонняя, и плохая память (или низкий уровень творчества) ничего о способно­стях человека, кроме трудности запоминания большого количества информации, не говорит.

Ведущая роль интеллекта в психическом развитии этого перио­да сказывается и на общении младших школьников со сверстника­ми. Межличностное общение в этот период опосредуется успешностью в школь­ном обучении, отношением учителя и отметками. Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в пер­вый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Постепенно адаптация к новым условиям и групповая дифферен­циация приводят к появлению лидеров и «отверженных», чьи ста­тусные места поначалу регулируются педагогом, но постепенно за­крепляются.

Тем не менее общение со сверстниками играет важную роль и в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулиру­ет их учебу. В исследованиях Г.Цукерман было показано, что ситу­ация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оце­ночных действий и высказываний. В тех случаях, когда взрослый организует работу, а дети работают самостоятельно, лучше обес­печивается учет позиции партнера, его точки зрения. Это развива­ет рефлексивные действия. Не менее важно и то, что при такой со­вместной деятельности дети обращают внимание не только на ре­зультат, но и на способ действий - как своих, так и партнера.

Хотя развитие мотивационно-потребностной сферы личности в этом возрасте не относится к ведущим, определенная динамика происходит и в этом плане. Развитие мышления, способности к осо­знанию окружающего мира переносится на себя. Сравнение своих успехов и отметок с достижениями одноклассников делают само­оценку детей более дифференцированной и адекватной. Школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в само­идентификации младшего школьника. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как оценивают его успехи в учебе, зависит позитивное развитие его личности. Низкая успеваемость и конфликты с учите­лем в этот период могут привести не только к отклонениям в позна­вательном плане, но и к появлению таких негативных симптомов, как тревога, агрессия, неадекватность. Внимательное отношение педагогов и школьных психологов помогает их коррекции, одна­ко в том случае, если эти симптомы стабилизируются и не исчезают к подростковому периоду, их преодоление существенно затруд­няется.


Контрольные вопросы:

1. Определите особенности социальной ситуации развития детей в младшем школьном возрасте.

2. Особенности фигуры взрослого в младшем школьном возрасте.

3. Мотивационное развитие детей младшего школьного возраста.

4. Познавательное развитие младшего школьника.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В младшем школьном возрасте личностное развитие ре-бенка в значительной степени определяется учебной деятель-ностью, ее результативностью. Проблема школьной успевае-мости, оценки результатов учебной работы детей — цент-ральная в это время. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях воз-никают тяжелые переживания и школьная дезадаптации. Не-посредственно влияет школьная оценка и на становление са-мооценки.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка. Такие дети постоянно ждут самых высоких оценок в свои адрес и доста-точно тяжело переживают не только отсутствие похвалы, но и чужую пятерку. Поставленная им четверка может выз-вать острую эмоциональную реакцию — обиду, слезы, непонимание, за что поставлена отметка, даже обвинения учителя в несправедливости.

У неуспевающих и крайне слабых учеников системати-ческие неудачи и низкие оценки расшатывают уверен-ность в себе, в своих возможностях, к окончанию начальных классов самооценка снижается.

Гармоничное развитие личности предполагает становле-ние относительно высокой адекватной самооценки и фор-мирование чувства компетентности. Учеб-ная деятельность — основная для младшего школьника, и, если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учи-теля с детьми. Большое значение имеет семейное воспитание, принятые в семье ценности. В семье очень важно проявлять внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями), сочетая его с достаточной требовательностью. Не прибегайте к унизительным наказаниям и охотно хвалите, когда ребенок того заслуживает.

Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на «первый план» выходят те его качества, которые больше всего забо-тят родителей: поддержание престижа: разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил «пятерку»?, послушание: «Тебя сегодня не ругали?», и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акцен-ты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые мо-менты его школьной жизни: «В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?» или вообще мало что вол-нует - школьная жизнь почти не обсуждается или обсужда-ется формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» - рано или поздно приведет к соответ-ствующему ответу: «Нормально», «Ничего особенного».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребен-ка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

В семье ребенок, прежде всего, ищет опоры, поддержки, понимания и, конечно, любви. Хотите, чтобы ребенок хорошо учился, да еще при этом был бодр, весел и здоров - помогите ему.

Семь правил формирования у ребенка положительной, объективной, здоровой самооценки

1. Любите ребенка

Подавляющее большинство родителей любят своих детей. Во всяком случае, они говорят об этом, но очень часто совершают ошибки именно из самых лучших побуждений. Нет родителей, которые все-гда и во всем поступают правильно. Однако всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием. Не следует жалеть времени на совместное времяпрепровождение: игры с ребенком, про-гулки, занятия спортом, походы в театры, работа по дому и т. д. Любая совместная деятельность должна приносить радость вам и вашим де-тям. Только искреннее общение с ребенком даст ему возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться.

2. Развивайте чувство компетентности у ребенка

У вашего ребенка будет уверен-ность в себе, если он будет успешным во многих сферах деятельно-сти. Поэтому постоянно стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать собственными руками, решая задачи, опирался на собст-венные возможности, и чтобы он мог гордиться своими достижения-ми. Ни один человек не может быть успешным во всем, не реально этого требовать и от вашего ребенка. Как известно, один успех непременно ведет к следующему успеху.

3. Больше поощряйте и меньше наказывайте.

Часто родители теряют терпение из-за непослушания и капризов детей, тогда они начинают применять суровые наказания, бросают упреки, открыто выражают недовольство и даже угрожают: «Мне не нужен такой сын», «Если ты еще раз так скажешь, я отрежу тебе язык», «Я отдам тебя в детский дом», далее следуют и прямые оскорб-ления. Такой подход в воспитании имеет отрицательные последст-вия для детей.

4. Предоставляйте ребенку самостоятельность.

Никогда не делайте за своего ребенка то, что он уже может сделать сам. Взрослые не доверяют ребенку делать многие вещи самостоя-тельно, так как уверены, что он сделает плохо, медленно, не акку-ратно и т. д. Если за ребенка всегда и все будут делать взрослые, он ничему и не научится. Дайте ребенку посильное поручение, за которое он лично отвечает: подмести пол, вынести мусор, накормить кошку и др. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение.

5. Не требуйте от ребенка невозможного.

Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение де-лать что-то самостоятельно. С другой стороны, важно, чтобы перегруз-ка не привела к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в свои силы.

6. Воспитывайте в своем ребенке уверенность в том, что он хоро-ший человек

Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы у них скла-дывались хорошие отношения с другими людьми. Не старайтесь отгородить ребенка от семейных проблем. По мере сил ребёнок должен участвовать в оказании помощи другим людям: ходить за продуктами для больной, одинокой соседки, сажать деревья около дома, навещать заболевшего товарища и т.п. В таких ситуациях дети смогут испытать радость и удовлетворение от помощи людям: они почувствуют себя «взрослыми», способными отложить собственные дела ради других, это тоже поднимает само-уважение.

7. Меньше критикуйте ребенка

Из самых благих побуждений родители стараются подмечать все про-махи и неудачи ребенка и, что особенно отрицательно сказывается на его самооценке, «навешивают ярлыки».

Вот ребенок нечаянно разлил чай на скатерть: «Неуклюжий! Вечно у тебя все падает из рук!». Вы торопитесь, ребенок «медленно» одевается: «Копуша, вечно с тобой всюду опаздываем!».Подобные выражения часто называют фразами - «убийцами», поскольку они постепенно «убивают» в ребенке самоуважение, снижают его самооценку, внушают ему, что он «неуклюжий», «копуша», «глупый» и т.д. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок был таким - откажитесь от подобных реплик, только похвала и поддержка за все, что делает ребенок хорошо или сделал сегодня что-то лучше, чем вчера, и помощь в том, что у него пока не очень хорошо получается! Успехов вам в трудном и таком увлекательном деле, как воспитание ребенка!

Источники:

1. Кулагина И.Ю. Личность школьника. - М.,1999.

2. Ильина М.И. Подготовка к школе. - П.,2007.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - П.,2006.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.

Материал подготовила педагог-психолог МБОУ ЦДК «Детство» Яценко Г.А.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Работа 3. Развитие и формирование личности школьника

План

1. Специфика школьного возраста как особого периода становления личности

2. Методы и приемы развития личности школьника в условиях современной школы

3. Критерии сформированности личностных качеств

Список использованной литературы

1. Специфика школьного возраста как особо го периода становления личности

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются. Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же школьный период занимает особое место в педагогике. Главное содержание школьного возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей школьного возраста.

Известно, что важнейшие психологические характеристики школьников: направленность личности, активность, знания, умения, способности, характер, настроения и переживания -- в значительной степени задаются содержанием и методами учебно-воспитательной работы в школе. По утверждению В. В. Давыдова, все виды и способы деятельности человека, в том числе и его индивидуальная активность, потребности, стремления, склонности от начала и до конца есть результаты присвоения общественно заданных и в определенном смысле нормативных образцов этой деятельности. «Воспитание и образование,-- подчеркивает он,-- выступают, таким образом, как всеобщая и необходимая форма психического развития детей, как форма его организации...».Однако у нас еще мало исследований, в которых глубоко и всесторонне была бы изучена взаимосвязь и взаимообусловленность обучения и психического развития ребенка, этого мощного резерва повышения эффективности учебно-воспитательной работы в школе, а следовательно, и решения в значительной степени проблемы нормализации учебной нагрузки школьников, способствующей благоприятному формированию их личности.

2. Методы и приемы развития личности школьника в условиях современной школы

Проблема формирования личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Основными педагогическими средствами развития личности школьников является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает полноценному развития личности ребенка.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. Нужны также учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

школьный личностный психология педагогика

3. Критерии сформированности личностных качеств

К определению критериев сформированности личностных качеств в педагогике и психологии существуют различные подходы.

Бихевиористский подход предполагает наблюдения за поведением учащихся в различных учебных ситуациях и использование для этого индивидуальной психолого-педагогической карты-профиля развития учащегося. Однако заполнение бланка результатов наблюдения после учебных ситуаций не способствует оптимизации оценивания качеств личности. Существует известная проблема «сплошного» наблюдения, когда невозможно фиксировать, а затем воспроизводить все, что было в поле зрения. К тому же, от учителя требуются особые навыки включенного (эмпатически-рефлексивного) наблюдения.

Показатели личностных изменений:

Особенности учебной деятельности: произвольность психических процессов (степень сосредоточенности и целеустремленности); развитие мышления; сформированность важнейших учебных действий; развитие речи; развитие тонкой моторики; умственная работоспособность и темп учебной деятельности.

Особенности поведения и общения: взаимодействие со сверстниками; взаимодействие с педагогами; соблюдение социальных и этических норм; поведенческая саморегуляция; активность и независимость (самостоятельность).

Отношение к учебной деятельности: наличие и характер учебной мотивации; устойчивое эмоциональное состояние.

Феноменологический подход предполагает самоотчеты учащихся о своих состояниях в различных учебных ситуациях. Например, проективные (вербальные и невербальные) формы самоотчетов учащихся собираются в конце учебной ситуации и могут способствовать оптимизации оценивания качества. У учителя должны быть проективные методические средства для самооценки учащегося и, возможно, навыки последующей интерпретации ее результатов. После этого результаты можно зафиксировать в индивидуальной психолого-педагогической карте-профиле развития учащегося. Для оперативной самооценки учащимися своего пребывания в учебной ситуации, педагогами могут быть использованы карточки с заданными рисунками, выполненные, например, исходя из методологической ориентации как на разработанные уже методики невербального семантического дифференциала, так и на методики проективной диагностики. Разработка технологии оценки качества в личностно-значимом образовании является актуальной исследовательской задачей.

Показатели личностных изменений: академическая успеваемость; «Я-концепция»; отношение к школе; креативность; независимость и конформизм; любознательность; тревожность и приспособленность; локус контроля; сотрудничество.

Критерии личностного роста: принятие себя; открытость внутреннему опыту переживаний; понимание себя; ответственная свобода; целостность; динамичность; принятие других; понимание других; социализированность; творческая адаптивность.

Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.

2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. Просвещение,1968.

3. Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности.- Мн., 1979 г.4. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М, 1978

5. Кевля, Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка / Ф.И. Кевля. - Вологда, 1999.

6. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3, переработ. и доп. - М.: Просвещение, 1969 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятия "личность" и "личностные качества". Анализ личности современного человека. Психологическая характеристика личности младшего школьника. Исследование формирования личности младшего школьника в учебной деятельности на примере самооценки детей.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2012

    Развивающий потенциал инновационного образования и психологической практики. Система психологической поддержки и сопровождения становления личности школьника. Понятие психологического сопровождения. Развитие когнитивных качеств младшего школьника.

    дипломная работа , добавлен 14.08.2010

    Особенности взаимоотношений личности и общества. Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии. Ролевая концепция личности. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Культурно-историческая концепция личности.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2002

    Интересы и ценности ребенка младшего школьного возраста. Кризис 7 лет и изменение самосознания ребенка, его личности и психических функций: половая идентификация, психологическое время личности, развитие чувств. Воспитание младшего школьника в играх.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Семейные взаимоотношения как одно из главных условий гармоничного или дисгармоничного развития личности. Особенности формировании личности школьника. Развитие высших потребностей у умственно отсталых детей. Источник формирования дисгармонической личности.

    реферат , добавлен 13.04.2009

    Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Формирование в психологии понятия самооценки человека: общей и парциальной, актуальной и потенциальной, адекватной и неадекватной. Источники и значение самооценки в развитии личности, ее влияние на особенности поведения школьника в различных ситуациях.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Роль общения со сверстниками в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Изучение уровня сформированности нравственных норм и правил поведения ребят. Создание благоприятных условий для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2014

    Теоретический анализ сущности, задач и функций социализации личности. Отличительные черты социализации младшего школьника и роли в этом процессе семьи. Особенности взаимодействия детского сада и школы в рамках семейной социализации младшего школьника.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2010

    Изучение мотивации как внутренней психологической характеристики личности. Подбор методик, направленных на выявление уровня сформированности учебной мотивации младшего школьника. Формирование устойчивых познавательных и позитивных интересов у учащихся.

Личностное развитие учащихся в процессе обучения
как показатель
качества образования.
Личностное развитие учащихся понятие – ёмкое.
Основные показатели личностного развития: эмоционально-
ценностное отношение учащихся к познанию, знаниям;
сформированность мотивации достижения успеха;
готовность учащихся к самоопределению. На мой взгляд,
развитие у учащихся указанных базовых показателей дает
достаточно возможностей для объективной характеристики
их личностного развития. При этом не следует забывать, что
наиболее важные образовательные результаты возникают
тогда,
когда любые воздействия преподавателей,
воспитателей начинают совпадать с собственными усилиями
ребенка по своему образованию.
Технологии личностно-ориентированного обучения
больше всего направлены на раскрытие индивидуальных
особенностей учеников и их развитие. “Любое действие, -
утверждает И.С.Якиманская, - признается качественным
только тогда, когда за ним стоит личностный смысл,
внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее,
признаваемое другими качество этого действия”.
Быстро изменяется мир, новое развитие общества в
нынешних рыночных условиях ставит свои проблемы перед
образованием. Иной должен быть выпускник. В то же время
достаточно много фактов, свидетельствующих о снижении
качества образования. Проблема качества образования
требует постоянного внимания, анализа и адекватного
решения.
Работа преподавателя над проблемой развития
учащихся в процессе обучения помогает ему овладеть
эффективными технологиями развития личности учащихся,
умениями конструировать урок, в котором ученик становится
субъектом своего образования,
а преподаватель –
организатором управления развитием ученика. В условиях
дифференцированного обучения выявлены его основные
принципы, способствующего развитию таких личностных
качеств, как уровень обученности, познавательный интерес
учащихся к учебному предмету.
Дифференцированное обучение не решает все проблемы
повышения качества образования, если в учебном процессе
не акцентируется внимание на обеспечении личностного
развития учащихся. Для решения вопроса о выходе

В этом
образования в плоскость сегодняшних требований к его
качеству в центре образовательного процесса должен быть
ученик, содействие его успешной социализации.
На уроке учащиеся оказываются в ситуации выбора,
вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия
новых знаний, для них создаются условия для самооценки и
взаимооценки учебной деятельности.
В работе
преподавателя постоянно используется сравнительная
диагностика.
Наиболее приемлемой для преподавателя в процессе
урока формой отслеживания развития является
анкетирование.
Различные способы формирования у
учащихся мотивации достижения успеха позволяют
перевести их с уровня отрицательного и безразличного
отношения к учению на положительный, ответственный,
осознанный.
преподавателю помогает
профессионально продуманная формулировка цели урока,
выбор методов работы на уроке, способы диагностики
достижений учащихся в развитии личностных качеств.
Вопросы к уроку ставятся таким образом, что позволяют
направить деятельность учащихся на применение своих
способов получения недостающих знаний, на выбор наиболее
рационального способа действия. Учащиеся совместно с
преподавателем составляют собственный план действия, что
позволяет направить их усилия на развитии мотивации
достижения успеха. В процессе педагогической диагностики
учащимся предлагается проанализировать себя по
следующим позициям: готов к преодолению ситуации
трудности; стараюсь на уроке избежать неудачи; считаю, что
знания, полученные на уроке, пригодятся в жизни; я
стараюсь выбирать задания повышенной трудности и др.
Диагностика позволяет преподавателю проследить
динамику изменения отношения учащихся к учению и
знаниям как ценности. У учащихся мотив достижения успеха
(70%) преобладает над избеганием неудач (30%).
Анализ результатов диагностики также показывает, что
изменилась профессиональная позиция преподавателя:
переход с позиции носителя знаний, “дающего“ знания в
позицию организатора познавательной деятельности
ученика. Преподаватель создает условия для актуализации и
развития субъектной позиции ученика в учебно-
познавательном процессе; в его практической деятельности
доминирующей технологией становится личностно-
ориентированное обучение, которое обеспечивает создание

условий на уроках для проявления индивидуальных
способностей учащихся и их самостоятельности.
Из года в год наблюдается положительная динамика
успеваемости,
их
познавательного интереса в процессе учения.
Достичь таких результатов помогает решение следующих
задач:
 Строить свою работу в опоре на знания возрастных и
знаний учащихся,
качества
психологических особенностей учащихся.
 Уметь устанавливать конструктивный контакт с
учащимися: избегать в процессе общения с учащимися
отрицательных, низких оценок их работы и уровня их
развития.
 Не сравнивать учеников друг с другом, оценивать
только действия, не давая отрицательных оценок
личностных качеств.
 Демонстрировать в своей профессиональной
направленности центрацию на учеников, на совместную
деятельность с учениками и сотрудничество.
 Видеть в каждом учащемся личность, уважать, ценить,
демонстрировать интерес к его личностным
проявлениям.
 Постоянно создавать ситуацию успеха в учебной
деятельности, поощрять учащихся.
 Опираться на базовые личностнообразующие
потребности каждого ученика: в творческой
деятельности, в признании, защищенности,
самореализации, уважении.
 Постоянно демонстрировать учащимся бодрое
настроение, активность, жизнелюбие и оптимизм, веру
в их успех.
 Прогнозировать результаты своего педагогического
воздействия.
 Ориентироваться на доброжелательное взаимодействие
с родителями, другими преподавателями и
психологами, преследуя единую цель – развитие
личности ученика, и совместно работать на ее
достижение.
Для реализации личностно-ориентированного подхода,
необходимо особо строить образовательный процесс, а это
предполагает специальное конструирование учебного
текста,
методических
рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога,
дидактического материала,

особенности

форм контроля за личностным развитием ученика в ходе
овладения знаниями.
Например, при работе с текстом, который надо сообщить
на уроке, я, помимо характера изложения, цели усвоения,
учитываю личностное отношение детей к работе с этим
текстом. Если текст содержит информацию справочного
характера, она “обезличена” – усваивается всеми как
обязательная. Но есть информация, выражающая результаты
чужого опыта. Я нацеливаю учащихся на развитие не памяти,
а самостоятельности мышления. “Человек, по-видимому,
создан чтобы мыслить: в этом все его достоинство, вся его
заслуга, вся его обязанность в том, чтобы мыслить как
должно”, – писал Блез Паскаль.
При разработке дидактического материала учитываю
психолого-педагогические
учащихся,

объективную сложность предметного содержания заданий, и
различные способы их решения.
В содержание заданий ввожу описание приемов их
выполнения, которые задаю непосредственно:
 в виде правил,
 предписаний,
 алгоритмов действий,
 опорных конспектов,
или путем организации
самостоятельного поиска:
 реши разными способами,
 найди рациональный способ,
 сравни и оцени два подхода,
 выбери правильное решение.
Все используемые дидактические приемы можно условно
разделить на три типа:
 Приемы первого типа входят в содержание усваиваемых
знаний. Описываются в виде правил, предписаний.
 Второй тип – приемы умственной деятельности,
направленные на организацию восприятия учебного
материала, наблюдения, запоминания, создания образа
 Приемы третьего типа задаются обучением, но не связаны
с предметным содержанием знаний. Эти приемы
обеспечивают организацию учения,
делают его
самостоятельным, активным, целеустремленным. К ним
относятся приемы целеполагания,
планирования,
рефлексии – это создает основу для самообразования,
самоорганизации школьника в учении.

беседу,
Один и тот же учебный материал усваивается через
активное включение различных сенсорных систем: не только
зрения и слуха, но и через моторику, тактильные восприятия,
различные семантические коды, опорные конспекты, т.е.
мыслительные операции, которыми пользуются ученики,
работая с учебным материалом.
В процессе реализации личностно-ориентированного
подхода в обучении необходимо менять функцию и форму
организации урока. Теперь урок должен подчиняться не
сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а
выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому
содержанию.
Приведу фрагмент урока физики при изучении темы
«Электромагнитные волны».
Организую свободную
(эвристическую)
стимулирующую учащихся
высказаться, не боясь ошибиться по поводу того, как они
содержательно определяют эти термины.
Я часто обращаюсь к учащимся с вопросами:
 Что вы знаете об этом? Где наблюдали?
 Какие свойства, признаки можно выделить?
 Где в жизни это можно использовать?
Нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет
правильных и неправильных ответов, просто есть разные
позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем
отрабатывать с позиции предмета. Не принуждаю, а
убеждаю учеников принять то содержание, которое
предлагается с позиции научного знания. Научное
содержание рождается как знание, которым владею не
только я – преподаватель, но и ученик, у нас происходит
своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его
содержания. При этих условиях усваиваемое знание не
“обезличено”, а становится личностно-значимым. Ученик при
этом есть творец этого знания, участник его порождения.
На уроках особое внимание уделяю развитию мышления
и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения
которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы.
Эта деятельность требует мыслительных усилий,
обсуждения, групповых и парных формы работы, в рамках
которых можно организовать конструктивное общение и
сотрудничество.
Список литературы:

1 Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение/
И.М. Осмоловская, – М.: Сентябрь, 2002. – 160с., – ISBN 5­ 88753­
055­3
2 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие/ Г.К. Селевко, – М.: Народное образование, 1998. – 296с.,–
ISBN 87953­127­9
3 Симонова А. Технология уровневой уровневой дифференциации/
А.Симонова// Учитель –2000.­№6–с.20­23.
4 Степанов Е.Н. Личностно­ориентированный подход в работе педагога:
разработка и использование/ под ред.Е.Н. Степанова – М.:ТЦ Сфера,
2006.­128 с.
5 http://tco­physics.narod.ru/
6 http://[email protected]

СЛАЙД № 1-2 Визитная карточка и тема

Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы образования является создание условий для самореализации и развития всесторонне – развитой личности. Актуальность данной темы заключена в том, что личность, способная себя реализовать, востребована в современном обществе, что отмечено в нормативно-правовых документах, определяющих образовательную политику государства. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования».

Общая целевая установка Стандарта «достижение оптимального общего развития каждого ребенка».

Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности. Чтобы педагог мог добиться всестороннего развития личности ребёнка нужно, прежде всего работать над собой.

СЛАЙД № 3

Профессионально-личностное развитие учителя - одна из целей педагогического образования. Практика показывает, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне.

СЛАЙД № 4

Ведущая педагогическая идея заключается в формирование и развитие всесторонне развитой личности младшего школьника, построенной на главных постулатах общечеловеческих ценностей, реализуемых во внеурочной деятельности. Я убеждена, что только системное использование комплекса внеурочных занятий сможет дать стабильно высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.

СЛАЙД №5

Каковы средства достижения цели?

    Проведение внеклассных мероприятий по воспитанию духовно-нравственной личности

    Проведение внеклассных мероприятий направленных на патриотическое воспитание личности

    Развитие творческих способностей

    Метод проектов

    Участие в школьном детском объединении «Началия»

СЛАЙД №6

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Большая работа ведется по духовно-нравственному воспитанию в нашей школе. Мы посещаем сельскую библиотеку и местный дом культуры, организуем экскурсии по памятным местам нашего и близлежащего регионов. Данные поездки расширяют детский кругозор, оставляют неизгладимые впечатления. Проводим классные часы: милосердие, толерантность, я не такой как все, что такое дружба, спешите делать добро, полезные и вредные привычки и др.

СЛАЙД №7

Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.

Как показывает опыт моей работы, уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Работа по развитию патриотических качеств личности реализуется через следующие воспитательные мероприятия: посещение оставшихся в живых ветеранов и участников ВО войны с целью оказания им посильной помощи, изготовление подарков своими руками, выступление с концертными номерами. Проведение классных часов с приглашением на них детей войны. Организация экскурсий с целью знакомства с историческими местами, посещение памятников погибшим воинам.

СЛАЙД №8-9

Одной из основных функций учителя должно быть в настоящее время, как мне кажется, создание условий для творческого развития каждого ученика, его самоопределения и самореализации не только на уроке, но и во внеурочное время. Достичь этого в начальной школе можно путем включения обучающихся в деятельность, которая выходит за рамки программного материала. Такая деятельность должна заинтересовать ученика, увлечь. Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей. Дети принимают участие во всероссийских олимпиадах и занимают призовые места, «Инфоурок», «Зелёная математика», «Мин.обр». Ежегодно мы участвуем в школьных, районных и всероссийских конкурсах поделок и рисунков, участвовали в районном конкурсе проектных работ. Неоднократно занимали призовые места.

СЛАЙД №10

Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив. Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность, которая воспринимается как предстоящая радость, привлекающая, поднимающая настроение, которая объединяет и сплачивает. В нашей школе обучающиеся посещают детское объединение «Началия». Ребята с удовольствием работают над музыкально – литературными композициями, сказками, постановками и др. С подготовленными номерами дети выступают на общешкольных родительских собраниях, праздниках, концертах для родителей. Работа в этом объединении вытекает за рамки школы. Дети принимали участие в III районных детских Рождественских чтениях, в конкурсе военно-патриотической песни и становились победителями и призёрами.

СЛАЙД №11 (Результативность)

В процессе реализации комплекса внеклассных мероприятий и занятий, были заметны положительные личностные изменения у учеников. Дети стали более общительными - смогли расширить круг друзей и знакомых, перестали стесняться публичного выступления. Они являются активными участниками и призёрами школьных, муниципальных, региональных и федеральных конкурсов. А самое главное всегда стремятся прийти на помощь друг другу и окружающим людям.

Ребята - любознательны, инициативны, стремятся к самореализации своих возможностей, некоторые посещают по нескольку кружков, как в стенах школы, так и в учреждениях дополнительного образования. Дети находят применение своим творческим способностям: они являются активными участниками школьных и многих городских мероприятий. В нашем классе есть дети призёры и победители районный и региональных мероприятий в лыжных гонках, по плаванию, боксу, вокалу и танцам.

В своей работе я опираюсь на простые постулаты:

    если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;

    если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;

    если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;

    если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.

Созданные условия позволили:

    раскрыть индивидуальные способности детей;

    воспитать самостоятельность;

    проявить активную общественную, гражданскую позицию;

    способствовать саморазвитию и самореализации, социализации личности в современных условиях.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Зачем он нужен, этот галстук?
Вязание шнура крючком: схемы и описание
Уроки вязания с бисером крючком и спицами