Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Семейное муж и жена. Распределение ролей в семье между мужем и женой. Мужчина, в идеале, должен обладать тремя качествами


Кто главный в семье - муж или жена . Содержание понятия семейного главенства связывается с осуществлением управляющих (распорядительных) функций: общим руководством семейными делами, принятием ответственных решений, касающихся семьи в целом, регулированием внутрисемейных отношений, выбором метода воспитания детей, распределением бюджета семьи и т. д.

При этом встречаются два типа главенства : патриархальное (главой семьи обязательно является муж) и эгалитарное (в семье руководство осуществляется совместно).

Изучение этого вопроса Н. Ф. Федотовой (1981) выявило, что мужское главенство отметили 27,5 % мужчин и 20 % женщин, причем число семей, где оба супруга считали мужа главой семьи, составляло лишь 13 % от общей выборки. Женское главенство чаще указывали жены, чем мужья (соответственно 25,7 % и 17,4 %), а совпадение мнений супругов было только в 8,6 % семей. В пользу совместного главенства больше высказались женщины, чем мужчины (25,7 % и 18,4 % соответственно). При этом совпадение мнений о совместном главенстве было в 27 % семей. В более половине случаев наблюдалось расхождение во мнении, кто является главой семьи: муж считал таковым себя, а жена - себя, что нередко создавало конфликтную ситуацию.

Где жена верховодит, там муж по соседям бродит. Русская пословица

При сопоставлении данных исследований, проведенных в нашей стране за последнее десятилетие, отчетливо просматривается следующая динамика: чем старше возраст опрашиваемых, тем чаще встречается мнение, что семья должна быть построена по эгалитарному типу. Ниже приводятся данные, подтверждающие этот вывод.

По данным Г. В. Лозовой и Н. А. Рыбаковой (1998), мальчики-подростки чаще, чем девочки того же возраста, считают, что главой семьи должен быть муж (соответственно 53 % и 36 %); если же предпочтение отдается матери (что происходит не так часто), то девочки делают это чаще, чем мальчики (соответственно 20 % и 6 %). При этом к такому распределению ролей в большей мере тяготеет та часть мальчиков, которые осознали себя в качестве представителей мужского пола. Те же мальчики, которые не сумели еще окончательно полоидентифицироваться, одинаково часто предпочитают как патриархат в семье, так и биархат (т. е. считают, что главой семьи может быть как отец, так и мать). У девочек наблюдается та же тенденция: полоидентифицировавшаяся группа считает, что главой семьи должна быть женщина, а остальная часть девочек тяготеет к равноправию полов.

По мере того как мальчики и девочки взрослеют, их взгляд на главенство в семье мужа или жены несколько меняется. Так, по данным Н. В. Ляхович, юноши считают, что главой семьи должен быть либо муж (35 % ответов), либо должно быть равноглавие (биархат) - 65 % ответов. Такая же тенденция наблюдается и в ответах девушек (муж - 23 %, биархат - 73 %), с той разницей, что 4 % главой семьи назвали жену.

Среди вступающих в брак отдают главенство в семье мужу еще меньшее количество опрошенных. По данным Т. А. Гурко (1996), это сделали 18 % женихов, 9 % невест. Среди мужчин патриархальных взглядов в основном (около 40 %) придерживаются выходцы из села и имеющие лишь среднее образование.

По данным исследований, проведенных в нашей стране, от 15 до 30 % женщин в возрасте за 30 лет объявляют себя главой семьи, тогда как лишь 2-4 % их мужей и 7 % взрослых детей признают это.

Эти ответы отражают наметившийся в настоящее время постепенный переход от патриархального типа организации семьи, когда ее главой являлся только мужчина, к демократическому, в основе которого лежит правовое и экономическое равноправие мужчины и женщины. Указанные функции управления не сосредоточены в руках одного из супругов, а распределяются более-менее равномерно между мужем и женой (З. А. Янкова, 1979). Несмотря на эту тенденцию, остается еще много семей, где главенствующую роль, как и прежде, играет муж, хотя во многом это главенство носит формальный характер (А. Г. Харчев, 1979; З. А. Янкова, 1979). Имеются также семьи, где главой является жена.

Принятие решений в семье может быть объективным критерием главенства мужа или жены. Т. А. Гурко (1996) полагает, что в настоящее время практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, чем муж, принимает решения. Однако в исследовании М. Ю. Арутюнян (1987) было выявлено, что принадлежность решающего голоса мужу или жене зависит от типа семьи (табл. 10.1).

Очевидно в эгалитарных семьях чаще решения принимаются мужем и женой совместно, независимо от сферы жизнедеятельности . В традиционных семьях это касается только досуга. В финансовой и хозяйственной сферах чаще всего решение принимает жена. Сходные данные получены и зарубежными исследователями: распределение семейных доходов чаще выполняет одна жена, реже - совместно с мужем независимо от типа главенства (N. Gunter, B. Gunter, 1990).

В тех случаях, когда жена приписывает себе главенство, она оценивает качества мужа намного ниже, чем при других типах главенства и, естественно, ниже, чем свои качества. Это снижение оценок наблюдается по всем личностным качествам, но особенно отчетливо оно выражено в оценках волевых и интеллектуальных свойств личности мужа, а также качеств, характеризующих его отношение к производственному и домашнему труду. Жена как бы вынуждена взять на себя главенство, не потому что хочет и подходит для этой роли, а потому, что с этими обязанностями не справляется муж. Мужчины признают главенство жены потому, что видят у нее те качества, которые присущи мужчине, а именно волевые и деловые качества.

"В газете "Комсомольская правда" был приведен любопытный пример. В 100 опрошенных семьях 90 женщин назвали себя главой семьи, и их мужья подтвердили это. Десять мужей попробовали претендовать на главенство, но почти все жены им возразили. И лишь одна женщина сказала, что глава семьи - муж. Этого единственного счастливца из 100 решили наградить, предложив ему выбрать подарок. И тогда муж, обратившись к жене, спросил: "Как ты считаешь, Мария, какой лучше выбрать?" Так и не состоялся единственный глава семьи" (В. Т. Лисовский, 1986, с. 100-101).

Признание главенства мужа связано у женщин с высокой оценкой ими его деловых, волевых и интеллектуальных качеств. Мужчины свое главенство связывают с высокой оценкой у себя "семейно-бытовых" качеств и низкой оценкой деловых, интеллектуальных и волевых качеств жены. При этом они считают, что эти качества не являются важными для жены, поэтому, давая им низкую оценку, мужья не стремятся умалить достоинства жен.

В то же время признание главой семьи мужа или жены вовсе не означало, что в их руках сосредоточены все управленческие функции . На деле наблюдалось распределение функций между мужем и женой. Материальное обеспечение семьи при всех типах главенства признается ведущей ролью мужа, но только в том случае, когда расхождения между заработком мужа и жены большое. Главенство мужа в семье связано с его превосходством в уровне образования, общественной активности, удовлетворенностью профессией. Если уровень образования и общественная активность выше у жены, то главенствует в семье она.

Стереотип представлений о распределении семейных обязанностей. Патриархальные отношения в семье, т. е. главенство мужа, существовало на Руси и в других странах с давних пор. В том далеком прошлом взаимоотношения между супругами регламентировались очень четко. В литературном памятнике Древней Руси "Домострое" (XVI в.) подробно расписаны семейные роли мужа и жены. Моральные нормы были для них одинаковыми, однако сферы деятельности строго разделены: муж - глава, он вправе поучать жену и детей и даже наказывать их физически, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Однако фактически часто жены имели на мужа большое влияние и командовали в семье.

Л. Н. Толстой говорил, что существует странное, укоренившееся заблуждение в том, что стряпня, шитье, стирка, нянченье составляют исключительно женское дело и что делать то же мужчине - стыдно. Между тем, считал Л. Н. Толстой, стыдно обратное: мужчине, часто не занятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, когда усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка.

С развитием капиталистических отношений в обществе изменились и требования к роли жены и мужа. Они стали не такими жесткими, а экспрессивные роли предписывались не только жене, но и мужу (Т. Гурко, П. Босс, 1995).

И все же окончательно похоронить существовавшие веками полоролевые стереотипы не удалось до сих пор. Поэтому они существуют даже у детей. Интересные данные были получены немецкими учеными в отношении того, какие семейные обязанности дети 4-5 лет считают материнскими и отцовскими: 86 % опрошенных детей ответили, что приготовление пищи - дело матери, а чтение книг, по мнению 82 % ребят, это - привилегия отца; делать покупки 83 % малышей относят к обязанностям матери, а читать газеты 82 % считают делом отца. Только один ребенок из 150 опрошенных сказал, что стирка белья - мужское дело. Восемьдесят процентов детей полагали, что пить пиво и курить - привилегия отца.

Знание - сила. - 1983. - № 3. - С. 33.

Сходные данные были получены и отечественными психологами. Например, при исследовании ценностных ориентаций молодежи в различных регионах России (Т. Г. Поспелова, 1996) было выявлено, что традиционную (патриархальную) модель семьи выбрали 49 % юношей и 30 % девушек. Эгалитарную модель семьи, где муж и жена в равной степени занимаются и домашним хозяйством, и профессиональной деятельностью, выбрали 47 % юношей и 66 % девушек.

По данным Т. В. Андреевой и Т. Ю. Пипченко (2000), более половины женщин считают женщину ответственной за выполнение роли воспитателя детей, хозяйки, "психотерапевта". Пятьдесят шесть процентов мужчин и половина опрошенных женщин оценили роль мужчины в семье как "добытчика" материальных средств, треть мужчин и женщин считает, что обеспечивать материальные средства должны оба супруга. Нашлись и те, которые считают, что эту миссию должна взять на себя жена (10 % мужчин и 16 % женщин).

Сорок процентов мужчин и женщин считают, что каждую из ролей в семье супруги должны делить между собой поровну.

Л. Ш. Иксанова (2001) выявила специфику взглядов на роли мужа и жены в семье у супругов, живущих в незарегистрированном браке. Так, у мужчин из незарегистрированного брака имеется менее традиционное представление о женщине, чем у мужчин из зарегистрированного брака. Они считают, что женщина не должна ограничивать себя хозяйственно-бытовыми ролями. В свою очередь женщины из незарегистрированного брака, вопреки женщинам из зарегистрированного брака, считающих, что материальное обеспечение семьи - это прерогатива мужа, высказывают мнение, что эта роль в равной степени принадлежит как мужу, так и жене. Таким образом, в семьях с незарегистрированным браком наблюдается ориентированность как мужчин, так и женщин на эгалитарное устройство семейных отношений.

"А. В. Петровский привел на страницах газеты "Известия" такой пример. "Снимался научно-популярный фильм, посвященный взаимоотношениям в семье. Он так и назывался: "...И счастья в личной жизни". Перед съемочной группой стояла задача выявить характер распределения обязанностей в семье. Конечно, можно было задавать напрямую вопросы, но психологи хорошо знают, что ответам на такие вопросы не очень-то можно доверять - нередко желаемое выдается за действительное. Тогда мы решили действовать через ребятишек.

В детском саду была предложена "игра" . Малышам дали множество цветных картинок, изображавших предметы домашнего обихода: кастрюли, телевизор, молоток, тарелки, кресло, магнитофон, мясорубка, иголка, газета, пылесос, сумка-"авоська" с продуктами, и просили их отобрать "папины картинки" и "мамины картинки". И сразу все стало ясно. Для папы многие, очень многие малыши составляли "джентльменский набор": телевизор, газету, кресло, тахту и иногда - молоток и гвозди. Мамам оставалось все остальное: кастрюли, тарелки, пылесос, мясорубка, "авоська" и прочее. На экране этот отбор вещей выглядел впечатляюще. Но о каком же семейном коллективе можно говорить, если отец после работы подремывает под телевизор с газетой на коленях, а мать отрабатывает свою вторую трудовую смену? Дети наблюдают это и делают выводы..."" (В. Т. Лисовский, 1986, с. 101).

Реальное распределение домашней работы. По данным зарубежных исследований, работающие жены выполняют в среднем 69 % домашних работ.

Немаловажным является и то обстоятельство, что домашние дела у женщины являются каждодневными (приготовление еды, мытье посуды, уход за ребенком и т. п.), в то время как домашние обязанности мужчин носят эпизодический характер (сделать ремонт, перенести тяжелую вещь и т. п.) и позволяют им более свободно распоряжаться своим временем.

Участие мужей во многом определяется этносом, к которому они принадлежат. Так, чернокожие мужчины делают 40 % домашней работы, мужчины испанского происхождения - 36 %, белые мужчины - 34 % (B. Shelton, D. John, 1993).

"В течение года группа статистиков записывала, сколько работы выполняет одна домохозяйка, которая заботится о муже и двоих детях. Результаты оказались поразительными.

За год она перемывает 18 тысяч ножей, вилок и ложек, 13 тысяч тарелок и 3 тысячи кастрюль и сковородок. Она не только моет эти приборы, но и достает их из шкафа, ставит на стол, убирает обратно и, таким образом, переносит груз общим весом примерно 5 тонн.

С помощью специальных устройств измерили и расстояние, которое приходится преодолевать домохозяйке за день. Если семья живет в обычной двухкомнатной квартире, то домохозяйка делает в среднем около 10 тысяч шагов в день, а если в доме с усадьбой, то больше 17 тысяч шагов. Если к этому добавить еще хождение на рынок, то за год ей приходится пройти путь почти в 2 тысячи километров" (Знание - сила. - 1982. - № 6. - С. 33).

По данным Е. В. Фотеевой (1987), чаще помогают женам молодые мужья и мужья с более высоким уровнем образования. При этом, когда дети достигают школьного возраста, помощь женам значительно уменьшается, а часто и прекращается. Вообще же, отмечает Е. В. Фотеева (1990), существует стереотипная дифференциация образов "хорошего мужа" и "хорошей жены": муж чаще рассматривается как "добытчик", а жена - как "хранительница семейного очага".

Усиление традиционной полоролевой дифференциации наблюдается после рождения первого ребенка. Уход и забота о нем ложится на мать; кроме того, она начинает отвечать за все, что происходит в доме, а потребность в профессиональной деятельности отходит на второй план; муж же больше ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна (Ю. Е. Алешина, 1985; И. Ф. Дементьева, 1991).

Аналогичные данные получены А. П. Макаровой (2001), сравнивавшей ролевые установки молодых супругов, имеющих и не имеющих детей. У супругов, чей стаж совместной жизни до года, ролевые установки совпадают больше, а удовлетворенность браком наиболее высокая. Ролевые установки в семьях с детьми у супругов часто не совпадают, а ролевые ожидания жен в отношении мужей не оправдываются. В семьях с детьми больше преобладают традиционные ролевые установки (в основном в позициях женщин, которые уделяют больше внимания сфере хозяйства и быта, воспитания детей, эмоционально-моральной поддержки семейного климата). В семьях, не имеющих детей, полоролевая дифференциация выражена гораздо слабее, отношения между супругами носят эгалитарный характер.

В группе со стажем семейной жизни 5-6 лет мужчины больше внимания уделяют профессиональной деятельности, меньше всего возлагают на себя обязанности в воспитании детей.

"По дороге в спальню...

Муж и жена смотрят телевизор вечером, жена говорит: "Я устала, уже поздно, пойду-ка я спать".

По пути в спальню она заходит на кухню приготовить сэндвичи на завтра на завтрак, выкидывает остатки попкорна, вытаскивает мясо из холодильника для завтрашнего ужина, убирает сахар, кладет вилки и ложки на место, оставляет кофе в кофеварке на следующее утро.

Она кладет мокрую одежду в сушилку, грязную одежду в стирку, гладит рубашку и находит пропавший свитер. Она поднимает газеты с пола, складывает игрушки, кладет телефонную книжку на место. Она поливает цветы, выкидывает мусор, вешает сушиться полотенце. Останавливаясь около письменного стола, она пишет записку в школу, проверяет сколько денег в кошельке, убирает книжку с кресла. Она подписывает открытку с днем рождения для друзей, пишет список продуктов, которые надо купить в магазине. Затем она смывает косметику.

Муж кричит из комнаты: "Я думал, ты пошла спать...", она отвечает: "Я и иду...". Она наливает воду для собаки в миску, убирает за кошкой, затем проверяет двери. Она заходит посмотреть на детей, выключает у них лампу, собирает грязную детскую одежду, спрашивает, сделали ли они домашнее задание на завтра. В своей комнате она готовит одежду для себя на завтра. Затем добавляет три вещи, которые надо будет сделать завтра, в свой список.

В это самое время муж выключает телевизор и говорит сам себе: "Ну все, я иду спать", и идет" (Посиделки. Информационный листок. - 1999. - № 7-8. С. 16).

В большинстве стран отпуск по уходу за маленьким ребенком предоставляется женщинам. Это создает для них ряд трудностей при приеме на работу. Чтобы избежать этого и придать мужчинам равные юридические права по уходу за ребенком, законодательно разрешено такой отпуск брать и мужчине. Однако они неохотно идут на это, так как семья потеряет в доходах (оплата труда мужчины во многих странах выше, чем женщины), да и администрация и коллеги отрицательно смотрят на это. Чтобы стимулировать мужчин по уходу за малолетним ребенком в Швеции был принят вариант, по которому годовой оплачиваемый отпуск может взять любой из родителей, однако если его возьмут мать и отец по очереди, им будет выплачена повышенная компенсация.

Муж как "финансовый мешок". В обществе сложилось мнение, что одним из признаков мужественности является хорошее финансовое положение мужчины. Многие женщины оценивают мужчин именно с финансовой точки зрения. Б. Бейли (B. Bailey, 1988) пишет о том, что процесс ухаживания мужчины за женщиной в США всегда держался на деньгах. Подразумевается, что во время свидания тратить деньги должен мужчина. Если он этого не делает, то может оказаться в глазах женщины второсортным кавалером. Существенным фактором в выборе супруга у женщин является то, насколько будущий муж может материально обеспечить семью, поэтому на Западе женщины предпочитают богатых. Берн и Лэвер (Burn, Laver, 1994) выявили совпадение взглядов взрослых мужчин и женщин относительно того, что мужчина должен зарабатывать много денег.

Однако возложение на мужа роли добытчика приводит ко многим негативным явлениям (J. Pleck, 1985):

1. Выбор высокооплачиваемой работы может не совпадать с профессиональными интересами мужчины: очень часто такая работа ему не нравится.

2. Вследствие работы днем и ночью ради зарабатывания больших денег у мужчин ослабевает контакт со своими детьми. Например, в Японии, где понятие мужественности связано с полной самоотдачей на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням и 19 минут по выходным (M. Ishii-Kuntz, 1993). В связи с этим часто встречаются люди, которые считают, что в детстве они были лишены отцовской любви (C. Kilmartin, 1994).

3. Когда мужчина сознает, что несколько человек зависят от него экономически и он должен оправдывать ожидания семьи, это сильно давит на его психику. Вместе с ростом семьи он должен увеличивать и объем и время работы, чтобы зарабатывать больше. Такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных психическим и физическим напряжением патологических симптомов.

«Роднее мужа и жены не должно быть никого»

О роли тещи и свекрови

В прошлой беседе с протоиереем Владимиром Пархоменко мы говорили о том, какой должна быть иерархия в семье и как не вырастить из ребенка эгоиста. Сегодня побеседуем о таких серьезных и зачастую непоколебимых в своих правах членах семьи как теща и свекровь, о том, как они должны действовать в отношении молодой семьи и как семья должна на их вмешательство реагировать.

Ограничивать вмешательство

— Отец Владимир, с тещами и свекровями в русской народной традиции связана масса анекдотов. И анекдоты эти бывают порой довольно желчны. Приходится признать, что когда мы женимся или выходим замуж, наши мамы при всех своих благих намерениях иногда действуют на нашу семью разрушительно. Как должны вести себя наши дорогие родители, чтобы нам в браке не навредить?

— В Библии сказано — да отлепится муж от матери и прилепится к своей жене. Поскольку мы говорим о христианском построении семьи, то все здесь должно быть очень просто: ушел муж от родителей — прилепился к жене. Так же и жена должна прилепиться к своему мужу, стать его частью, его половиной.

Как только создалась семья — корабль вышел в море. Это самостоятельная единица. И проблема в чем? В том, что не все ее таковой сразу воспринимают, это общеизвестно из семейной психологии. Как правило, в течение трех лет как минимум ни родители жены, ни родители мужа не воспринимают их как семью. Для них он все равно свой Коля, своя Маша. А к ней прилепился какой-то там Саша, а к Коле — "дура эта Лена", которая "портит ему жизнь"…

На эту схему накладывается масса разных индивидуальностей. Например, мама жены может быть чрезмерно активной, а папа мужа - слишком властным. Вариантов много, но в каждом из них задача и мужа, и жены в молодой семье — оградить свою собственную семью, свой только что вышедший в море корабль от тех канатов, которые пытаются на его борт забросить родители, чтобы его пришвартовать.

А как оградить? Родителей же за борт не выбросишь. Да и любим мы их, как правило…

— Ограничивать их вмешательство. Я не собираюсь все подноготную своего личного семейного опыта рассказывать, но я вас уверяю — мы обычная семья, у нас ничего идеального нет. Все проблемы, которые были у всех, мы испытали и на своей шкуре прошли.

Муж должен защищать не только свою жену, а свою собственную семью от своих родителей. Когда мама начинает капать на мозги — да она у тебя такая, она у тебя сякая — здесь просто нужна мудрость. Нужно с одной стороны не оскорбить собственную маму, с другой — все, что она вылила на тебя, в себе же и похоронить. Не нужно быть ретранслятором, нужно быть таким хорошим "болотом", в котором все тонет. Потому что твоя собственная супруга или супруг будет крайне тяжело воспринимать критику в свой адрес, ретранслированную тобой.

Муж и жена — это единое целое. Роднее и ближе не должно быть никого. И если муж начинает высказывать жене претензию, которую ему высказывает его мама, для жены это крайне обидно. Она чувствует, что теряет защиту, теряет в нем того, кто ее в принципе должен защищать. То же самое и наоборот. Поэтому это задача молодых первейшая - свою семью от влияний извне оградить.

Я более того скажу, мы, когда людей венчаем, всегда их предупреждаем, что в семейных отношениях есть такой закон: как только вы стали мужем и женой, вы никому не должны ничего вообще рассказывать о ваших семейных отношениях. Вот спрашивает мама: ну как там чего? "Все хорошо мама, все прекрасно…."

Но мама же так просто не сдастся. Ей же интересно, она дальше начнет расспрашивать.

— А вы дальше продолжайте ее бдительность усыплять — "все хорошо мама, не волнуйся…." Блокировать надо это все. Нельзя позволять даже под благовидным предлогом влезать в ваши отношения - это закон. Если ваши родители, а также многочисленные родственники на первой стадии к этому привыкнут, потом они вообще перестанут вас беспокоить.

Мамам, наверное, тяжело так сразу привыкнуть. Трудно с ребенком расставаться. Может начать казаться, что твой родной сын, которого ты растила лет двадцать, от тебя отдаляется. А может, вообще разлюбил уже "из-за дуры этой Лены"…

— Здесь не должно быть никакого соперничества, никакой эгоистичной привязанности. Сына или дочь нужно уметь отпускать. Ну и что, что растила двадцать лет? Теперь-то уже вырастила. Не держать же всю жизнь при себе.

Что касается добрых отношений, то если между матерью и сыном или матерью и дочерью они были, если они были по-настоящему близкими людьми, то они такими и останутся и на расстоянии.

Вообще самое надежное средство против всех проблем — молодых отселить, как это всегда было. На Руси молодых всегда отселяли, у них всегда было сразу свое жилье. В русских деревнях как было? Готовятся к свадьбе — строят молодым дом. Или, по крайней мере, флигель какой-нибудь пристраивают, либо на худой конец комнату отдельную выделяют. Именно отдельную, в которую бы не заходили.

Вы же понимаете, что значит для молодой семьи отдельное проживание. Поэтому если своего отдельного жилья нет, но есть маломальская возможность снять жилье, это очень важно на первых этапах семейной жизни. А если и это не получается, тогда здесь просто нужна большая мудрость. Нужно учитывать, что совместное проживание будет больше трудностей вносить в совместные отношения.

Не загонять в угол

Вы говорите не надо ретранслировать негатив. Но бывает, что муж старается не ретранслировать, а жена все равно чувствует, что его мама ее не любит. Ей становится обидно и она его же маму при нем же оскорбляет. Тогда уже обидно становится ему - это же его мама, он не может в ее адрес оскорбления терпеть даже от любимой жены. Как тут быть? Об этот клубок противоречий и взаимных обид многие спотыкаются…

— Это уже ошибка жены. Здесь очень простая вещь — в нашей жизни есть определенные статусы, и заповедь "чти отца своего и мать" никто не отменял. И жена должна понимать, что она не может провоцировать мужа на нарушение этой заповеди. Потому что это в принципе религиозная вещь, и он будет вынужден отреагировать на это.

И даже если вы стали семьей, эту заповедь никто не отменяет. Даже если родители умерли, ее никто не отменяет, потому что вы должны тогда чтить как? Молиться об упокоении своих родителей. Поэтому, какой бы свекровь ни была, не может жена мужа провоцировать. Она же прекрасно понимает, что есть вот, к примеру, заповедь — "не прелюбодействуй". Нормальной женщине же не придет в голову провоцировать мужа на нарушение этой заповеди. Так и тут нельзя. Это простая математика.

У нас в свое время Владыка Евгений, ректор Московской духовной академии, хороший пример приводил. Он говорил — никогда человека в угол нельзя загонять. Потому что если вы загоните человека в угол, у него один выход из этого положения — дать вам в лоб и пройти. Других нет вариантов…

Кстати, по поводу лба. Я знаю случаи, когда вполне себе спокойные любящие мужья поднимали руку на своих жен за некорректное высказывание об их мамах. Я ни в коем случае это не оправдываю, но понимаю, что это от бессилия.

— Конечно, а какие остаются варианты? Вы ставите человека в положение, в которое его ставить нельзя. Это грубая ошибка, так делать нельзя. Надо каяться и свою жизнь в этом смысле исправлять.

Сейчас половина читателей подумает, что мы оправдываем семейное насилие…

— Ничего подобного. Мужу тоже надо каяться, что не сдержался. Каждый должен каяться за свое.

А если свекровь невестку по каким-то причинам не любит, невестка должна пытаться ее симпатию заслужить? Должна стараться ей угодить, понравиться?

— Специально заслуживать, я думаю, не нужно. Задача невестки в данном случае — критически отнестись к себе и к высказываемым свекровью претензиям. Если она не видит в себе какой-то реальной вины; если она свекрови не дерзит, не хамит, если нет, одним словом, нравственной составляющей в этом "не нравится", то тогда ничего предпринимать не нужно.

Почему девушка может маме мужа не нравиться? Причины могут быть самые, казалось бы, смешные. Я, например, сталкивался с такими вещами: например, свекровь ее ругает за то, что она медлительная. Свекровь быстрая, а она медлительная. И вот свекровь это начинает раздражать — "эта курица все медленно делает, ползает там… "

Здесь мы видим плотские отношения, это чистая физиология. То есть невестка не нравится ей не потому, что она плохой человек. Ей не нравятся ее качества, ее какие-то чисто физиологические особенности. Здесь не нужно играть никакую роль и пытаться переделать себя. Здесь нет причины для изменений. Нужно просто смиренно, по-христиански этот крест понести, тем более что он не самый тяжелый. Ну, не нравится и не нравится. Отнеситесь к этому как к данности.

Со временем это пройдет, уверяю вас. Жизнь это марафон. Пройдет несколько лет, и все изменится. Самое тяжелое — это начальный период семейной жизни, потому что семью как семью не воспринимают.

А если в антипатии свекрови есть нравственная составляющая, попытаться себя изменить?

— Да, конечно. Если ты видишь, что тут ты была резка или повела себя бестактно, тогда исправляйся. Но не ради того, чтоб понравиться, а по-христиански. Стремись к духовному совершенству и все. Исправляйся не ради свекрови, а ради самой себя. Не надо делать специально с собой что-то ради кого-то. Как говорил Серафим Саровский: спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи. Это правило на все времена, на всю жизнь.

Газета «Саратовская панорама» № 44 (1023)

Трудно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения. Со словом общение связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов. Вступая в отношения с другими коммуникантами, мы далеко не всегда осознаем, что элементарные языки, подобные языку отношений или жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье. Предметом рассмотрения в данном параграфе являются пословицы и поговорки, которые отражают различные сферы человеческого общения. Данные фразеологические единицы могут быть изучены с функциональной, семантической и структурной стороны.

Пословицы чаще всего употребляются в совершенно конкретной ситуации, но не обозначают ее отдельных элементов, а ставят всю ситуацию в связь с какой-либо общей или общеизвестной закономерностью, которую они, собственно и выражают. Конденсируя народный опыт, пословицы и поговорки ориентированы своим содержанием почти исключительно на человека - черты его характера, поступки, отношения в обществе и семье.

В данной работе была рассмотрена структурная классификация межличностных отношений в пословицах и поговорках. Пословицы и поговорки - источник сведений о национальном характере

В проведенном исследование взяты за основу семейные стереотипы (муж, жена). Были проанализированы соответствия в русском и английском языках.

Язык хранит культуру народа, хранит и передает ее последующим поколениям. В идиоматике языка хранится система ценностей, общественная мораль, отношение к миру, к людям, к другим народам. Фразеологизмы, пословицы и поговорки наиболее наглядно иллюстрируют и образ жизни, и историю, и традиции той или иной общности, объединенной одной культурой

Именно поэтому представляется целесообразным провести сравнительный анализ универсальных высказываний (пословиц и афоризмов), отражающих культурную специфику двух наций в виде ценностных приоритетов, заложенных в этих речениях.

Пословицы, отражающие концепт “wife” и “жена”.

Возьмем для рассмотрения пословицы, обозначающие важность жены для мужа. Ведь именно важность жены определяет необходимость ее тщательного выбора, влияет на отношение к ее недостаткам, на решение вопроса о главенствующей роли жены или мужа в семье и пр.

A man without a wife is but half a man.

A good wife and health is a man"s best wealth.

A virtuous woman is a crown to her husband.

Концепт «жена» в силу большего количества пословиц обладает большим набором характеристик и гораздо более конкретизирован и детализован, чем концепт «wife».

Говоря про значимость жены, можно привести следующие пословицы:

С доброй женой горе -- полгоря, а радость вдвойне.

Без жены -- как без шапки.

Без мужа голова не покрыта; без жены дом не крыт.

Пословиц о доминирующей роли жены в семье немного, и в отличие от соответствующих английских, где отношение к ведущей роли жены терпимое, в них командование женой мужем находит полное осуждение в непосредственном соответствии с мыслями, высказанными в Библии.

Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем.

Жена досужа, добра и без мужа.

Жена мужа не бьет, а под свой нрав ведет.

Умная жена, как нищему сума.

Возьмем для рассмотрения английские пословицы:

He that has a wife has a master.

The most master wears no breech.

The wife is the key of the house.

Тут хорошо прослеживается, что жена - главная в семье. Можно сделать вывод, что в русской и английской лингвокультуре это совпадает.

Несколько меньшую по численности и противоположную по значению группу образуют пословицы о незначимости жены, при этом степень этой незначимости варьируется от констатации необходимости терпеть жену до провозглашения смерти жены как блага:

Wives must be had, be they good or bad.

He that has a wife, has strife.

He that loses his wife and sixpence, has lost a tester.

A dead wife"s the best goods in a man"s house.

Многочисленную группу образуют пословицы о злой жене:

Лучше хлеб есть с водою, чем жить со злою женою

Злая жена -- та же змея.

От злой жены не уйдешь.

Силен хмель, сильнее хмеля сон, сильнее сна злая жена.

Злая жена злее зла.

Всех злыдней злее жена злая.

Перед злой женою сатана -- младенец непорочный.

Ржа ест железо, а злая жена мужа.

От злой жены одна смерть спасает да пострижение.

В английских пословицах речь идет о бранящейся, сварливой, ворчливой жене, которую приходится, как правило, терпеть, в русских -- о существе, хуже змеи и сатаны, от которого может избавить только смерть:

It is a good horse that never stumbles, and a good wife that never grumbles.

If a hen does not prate, she will not lay.

Choose a wife by your ear, rather by your eye.

A wife is sought for her virtue, a concubine for her beauty.

Choose not a wife by the eye only.

Как мы видим, красота не главное при выборе жены. В различных источниках можно проследить, что главное - богатый внутренний мир. И не важно, что жена некрасива, главное то, кем она является.

В русском языке можно найти соответствия, что жену не надо выбирать по красоте:

Жену выбирай не глазами, а ушами.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Красота приглядится, а щи не прихлебаются.

Так же можно найти пословицы, которые говорят о том, что в жене важна хозяйственность и нрав:

Жену выбирай не в хороводе, а в огороде.

Хорошие для хороших, а работящие для нашего брата.

Кроме того, есть приметы, что если взять жену с определенными характеристиками, это будет иметь последствия:

Богатую взять -- станет попрекать.

Умную взять -- не даст слова сказать.

Худую взять -- стыдно в люди показать.

В английской лингвокультуре большое внимания уделяется деньгам:

Better a portion in a wife than with a wife.

A great dowry is a bed full of brambles.

He that marries for wealth, sells his liberty.

Mills and wives are ever wanting.

В русском пословичном фрагменте выделяется группа пословиц с когнитемой «жену надо бить»:

Жену не бить -- и милу не быть.

Бей жену к обеду, а к ужину опять.

Чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее.

В английском пословичном фонде только в 3 пословицах говорится о битье, причем в одной представлен не лексемой «wife», а лексемой «woman»:

You may ding the devil into a wife, but you"ll never ding him out.

A woman, a dog, and a walnut-tree, the more you beat them, the better they be.

Небольшая группа образована пословицами с когнитемой «жена надолго», отсутствующей в английских когнитивных структурах. Эти пословицы построены по единой семантической модели: жена не какая-то вещь, от нее не так просто избавиться, как от этой вещи:

Жена не сапог, с ноги не скинешь.

Жена не рукавица, с руки не сбросишь.

В русских пословицах присутствует противопоставление хорошей жены плохой, не отмеченное в английских:

От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь.

Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом растрясет.

Небольшую группу образуют пословицы об изобретательности и хитрости жены:

Нет в лесу столько поверток, сколько у жены уверток.

В остальных пословицах выделяются разнообразные когнитемы, дополняющие концепт “жена”.

Лучше в утлой ладье по морю ездить, чем жене тайну поверить.

Умная жена, как нищему сума.

Интересно, что у обоих народов находит осуждение повторная женитьба:

Первая жена от бога, вторая от человека, третья от черта.

The first wife is matrimony, the second company, the third heresy.

Таким образом, можно сделать вывод, что в обоих культурах пословицы о семейной жизни, описывающие “жену”, как правило схожи.

Пословицы, отражающие концепт “муж” и “husband”.

Немногочисленные пословицы этой группы описывают различные стороны концепта «husband»:

Не is an ill husband who is not missed.

A lewd bachelor makes a jealous husband.

The husband is always the last to know.

Как и в пословицах о жене, в английский паремиях подчеркивается важность мужа:

If the husband be not at home, there is nobody.

The wrongs of a husband or master are not reproached.

Как и в английском пословичном фрагменте, русских пословиц с концептом «муж» гораздо меньше, чем пословиц с концептом «жена:

Наибольшую группу образуют пословицы с когнитемами «муж бывает старый», «старый муж -- это плохо».

Старый муж и на руку колодой валится.

Старый муж рад и годовалому хлебу, троеденной каше.

Лишь в одной пословице указана некоторая положительная черта старого мужа:

За молодым жить весело, а за старым хорошо.

Хоть лыками сшит, а муж.

Стужа да нужа, а лучше худого мужа.

Остальные когнитемы, образующие концепт «муж», выделимы в одной-двух пословицах. Некоторые их них являются парными с когнитемами концепта «жена»:

«муж надолго»: Муж не башмак, с ноги не скинешь.

«чужого мужа нельзя любить»: Чужого мужа полюбить -- себя погубить.

«с мужем тяжело»: Муж не хомут, а шею трет.

Для хорошего мужа прежде всего характерно выполнение своих вполне определенных обязанностей. Муж должен быть способен прежде всего:

Прокормить семью и обеспечить более-менее сносное существование жене, а затем и своим домочадцам:

Хоть гайтан продай, а жену прокорми.

Осознавать свою ответственность по отношению к домочадчам:

Дома не в гостях - посидев, не уйдешь.

Женился - на век заложился.

Жена не лапоть, с ноги не скинешь.

Дом вести - не бородой трясти.

Опека и охрана тоже входит в круг обязанностей мужа:

Хоть плох муженек, да затулье мое.

Без жены что без кошки, без мужа.

В народном восприятии хороший муж представляется не только человеком, знающим свои обязанности и свято их выполняющим, но и разумным:

Муженек, хоть всего с кулачек, да за мужиной головой не сижу сиротой.

Номинация плохой муж вбирает в себя такие понятия, как муж ревнивы, бесхарактерный муж.

Делаем вывод, что как в русской, так и в английской лингвокультуре, пословиц о муже, по сравнению с женой не так много.

Пословицы с концептами «husband» и «wife».

Одновременно компоненты «husband» и «wife» представлены в четырех пословицах. Две из них повествуют о благотворном влиянии хорошей жены на мужа и хорошего мужа на жену:

A good wife makes a good husband.

A good husband makes a good wife.

В двух других говорится о качествах мужа и жены, важных для семейной жизни и уравновешивающих друг друга:

In the husband wisdom, in the wife gentleness.

A deaf husband and a blind wife are always a happy couple.

В виду того, что мало пословиц с концептом “husband”, приведем примеры с концептом “wife”:

«a wife is very important for a man»;

«a wife may be good»;

«a good wife is very important»;

«a wife must be chosen with care»;

«beauty is not important in a wife»;

«a wife commands her husband»;

«a wife scolds»;

«a wife is like a horse».

В отличие от английского пословичного фрагмента, где пословицы с упоминанием обоих концептов весьма немногочисленны, в русском такие пословицы составляют значительную группу:

Пословицы могут просто называть противоположные действия, совершаемые женой и мужем:

Муж жену бьет, а жена свое поет.

Муж комельком, жена язычком.

Но в большинстве пословиц эти действия получают оценку, причем, как правило, муж действует хорошо, а жена -- плохо:

Муж по дрова, а жена со двора.

Муж: -- как бы хлеба нажить, а жена -- как бы мужа избыть.

Иногда действия жены оцениваются отрицательно путем указания на ее неправильное поведение в ситуации, когда мужу плохо:

Муж в бедах, жена в гостях.

Лишь некоторых пословицах, наоборот, жена поступает хорошо, а муж плохо:

Жена прядет, а муж пляшет.

В других пословицах жена делает что-либо лучше мужа:

Муж возом не навозит, что жена горшком наносит.

Отдельную группу образуют пословицы о благотворном влиянии мужа на жену и жены на мужа. В этих пословицах компоненты «муж», «жена» имеют при себе определения «умный», «хороший», «плохой»:

У умного мужа и жена умна.

У хорошей жены и плохой муж будет молодцом.

В некоторых пословицах выделяется когнитема «муж и жена -- одно целое»:

Муж и жена -- одна сатана.

Остальные небольшие по численности группы образуют когнитивные структуры, сходные с когнитивными структурами пословиц, в которых назван лишь один из парных концептов.

Пословицы с объединяющей когнитемой «жена не должна быть главной в семье»:

Дал муж жене волю -- не быть добру.

Жена верховодит, так муж по соседям бродит.

Пословицы с когнитемой «жена не говорит правду мужу» и пословицы с противоположной когнитемой «муж не говорит правду жене»:

Не всякую жена мужу правду сказывает.

Не всяку правду муж жене сказывает, а сказывает, так обманывает.

Пословицы о старом муже и молодой жене:

По старом муже молода жена не тужит.

У старого мужа молодая жена -- чужая корысть.

В пословицах речь идет даже не просто о незначимости, а о вреде жены для мужчины:

Красные похороны, когда муж жену хоронит.

Остальные пословицы содержат отдельные когнитемы, дополняющие концепты «муж» и «жена» и их релятивную характеристику:

У мужа жена всегда виновата.

Жена без мужа вдовы хуже.

Как и в английских пословицах, в русских почти отсутствует метафора:

Куда иголка, туда и нитка.

И хотели бы куры воли, да мороза боятся.

В чужую жену черт ложку меду кладет.

Смирен топор, да веретено бодливо.

Сравнение присутствует в гораздо большем количестве пословиц:

Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу.

Что гусь без воды, то мужик без жены.

Лучше жить со змеею, чем со злою женою.

Сравнение часто выражено через соотнесение двух ситуаций на уровне внутренней формы пословиц:

Червь дерево тлит, а злая жена дом изводит.

Красна пава пером, а жена нравом.

На костях мясо слаще, а под старость жена милее.

В пословицах также широко представлена метафора-сравнение (развернутая метафора). Характерным является выражение метафоры-сравнения через отрицательные конструкции и представление через такую метафору преимущественно концепта «жена»:

Жена -- не сапог, не лапоть, не рукавица, не балалайка, не гусли, не седло, не горшок, не икона, не стена.

Муж -- не башмак, не хомут, не уж.

Сварливая жена -- пожар; чужая жена -- лебедушка; худая жена -- метла; злая жена -- змея и другие.

Для многих пословиц характерно совпадение когнитивных уровней значения и внутренней формы:

Больная жена мужу не мила.

Одному с женою радость, другому горе.

Воля и добрую жену портит.

В небольшом количестве пословиц вместо компонента «жена» встречается компонент «баба». Баба -- это замужняя крестьянка, жена крестьянина, т. е. в пословицах отражается крестьянский менталитет. Об этом свидетельствует не только наименование «баба», но и названия некоторых видов сельскохозяйственных работ, выполняемых женой и мужем (пахать), некоторых реалий быта (огород).

На основе выше изложенного, можно дать характеристику жене:

«жена очень важна для мужчины»;

«жену надо выбирать»;

«красота для жены не важна»;

«жена должна быть хозяйственной»;

«жена не должна командовать мужем»;

«жену надо бить»;

«жена бывает хорошая/плохая»;

«хорошая жена очень важна»;

«жена бывает злая»;

«злая жена хуже всего»;

«жена делает противоположное тому, что делает муж».

Пословицы являются богатейшим источником культурно-национальной интерпретации и, наряду с фразеологизмами, могут успешно использоваться в лингвокультурологическом анализе базовых концептов культуры.

Выводы по третьей главе

По итогам данной главы можно сделать вывод о том, что углубленное исследование паремий может дать весьма существенные результаты в рамках изучения гендерных стереотипов в лингвокультурологии этноса. Осмысление культурно-национальной интерпретации пословиц может быть осуществлена путем вычленения в мировидении народа - носителя языка в тех стереотипных для его жизни обиходно-бытовых ситуаций, которые прототипически закреплены в пословицах, так как пословица “есть по традиции передаваемый из поколения в поколение язык веками сформировавшейся культуры, в котором в сентанционной форме отражены все категории и установки этой жизненной философии народа - носителя языка.”

Очевидно, что основную культурную нагрузку несет лексика. Из нее складывается языковая картина мира, определяющая восприятие этого самого мира носителями данного языка. Как мы уже убедились, особенно наглядно и ярко этот аспект представлен устойчивыми выражениями, фразеологизмами, идиомами, пословицами и поговорками - то есть тем слоем языка, в котором непосредственно сосредоточена народная мудрость, или вернее, результаты культурного наследия народа. [Тер-Минасова:80]

Таким образом, можно сделать вывод, что язык - это отражение культуры. Исследование в данной главе, показывает, что нельзя полностью познать культуру другого народа без такой неотъемлемой части как анализ пословиц и поговорок в призме межличностных отношений и гендерных стереотипов в них.

Мир взаимоотношений между супругами невидим, но чрезвычайно сложен. В нем существуют особенности, законы и правила. Семейные отношения основаны на объединении уникальных и неповторимых людей. Поэтому каждая супружеская пара не похожа на другую. Представители каждой психологической школы не устают изучать эти отношения, делать интересные выводы, выявлять уровни и виды отношений. Но в чем они единодушны, так в том, что в отношениях мужа и жены все взаимосвязано. От них зависит семейное счастье.

Театр семейной жизни

Из социальной психологии пришло понятие «социальной роли». Суть его заключается в том, что мы постоянно играем в зависимости от условий ту или иную роль: то мы пешеходы или пассажиры, то покупатели или клиенты какого-либо учреждения и так далее. Мы постоянно носим маски, соответствующие выбранным ролям.

Семья не является исключением. Это настоящий театр где разыгрываются различные спектакли от комедий до тяжелейших трагедий. Муж и жена – главные актеры семейного театра. В общении важно все: взгляды, каждая фраза, интонация, с которой произносятся слова, какими жестами все это сопровождается.

В социальной психологии существуют понятия авансцены и кулис, как в театре. На авансцене мы разыгрываем добрые семейные отношения перед посторонними людьми, особенно когда хотим произвести благоприятное впечатление. Выяснение отношений часто происходит за кулисами семейного театра. Из этого вытекает очень важный момент – ожидание одного из супругов того или иного исполнения роли другим. Эти роли мы начинаем усваивать еще с детства в своих родительских семьях. Затем как наследство переносим их в новые семьи. Муж ожидает, что его жена будет похожа на его маму, а жена упрекает мужа, что он не такой умелый, как ее отец. Мы учимся быть женами и мужьями у своих родителей, усваиваем их образцы поведения. Поэтому отношения супругов часто похожи на отношения их родителей.

Бремя супружеских ролей тяжелое. Ожидания часто не соответствуют действительности. Разочарования ранят. Часто в этом кроется . Следует уважать желание жены (мужа) быть собой. Однако опираясь на опыт отношений своих родителей стоит сделать свой личный вывод и идти по жизни новым путем, не повторяя их ошибки. Строить отношения качественно другие, переходить на более высокий уровень.

Виды отношений

Отношения между мужем и женой, существенно отличаясь от любых других, имеют в то же время много общего.

Эмоциональные отношения между мужем и женой очень важны, но они не предполагают никаких договоров. Можно пообещать любить всю жизнь, но где гарантия, что это будет выполнено? А если любовь исчезнет через год? Можно ли заставить себя любить и как долго? В такой ситуации скорее возненавидишь, чем полюбишь. Таким образом, любые договоры на уровне эмоциональных отношений могут вызывать чувства вины или обиды.

Эмоциональные отношения между супругами подвержены изменениям: они могут усиливаться, а могут и исчезать. Почему это происходит с нашими отношениями? Возможно в следствие действия двух законов – интериоризации и ритма.

Интериоризация — процесс ухода в глубь нашего сознания психических явлений, в том числе и чувств. Вот вы посмотрели фильм, и он вам очень понравился. Сколько раз вы можете его пересматривать? Сколько раз вы можете перечитывать понравившуюся книгу? Как долго вы можете прослушивать красивую мелодию? Рано или поздно наступает пресыщение, и вы увлекаетесь чем-то другим. Аналогично происходит подобная метаморфоза с чувствами: наступает привыкание, острота их становится меньше, яркость тускнеет. Любовь уже не будоражит, как раньше, а теплится в глубине сознания. Или незаметно умерла? Всякое бывает с чувствами. Порой нужно пройти через серьезные испытании, чтобы понять, что любовь к этому человеку живет в душе.

Закон ритма

Ученые утверждают: человек – дитя природы. Все в природе существует в определенном ритме. Закон ритма проявляется в эмоциональных отношениях мужа и жены. Даже очень счастливые семьи переживают периодически смены пяти положительных и отрицательных фаз отношений. Так утверждает и известный социолог В. Зацепин. Чем же они интересны?

На первой фазе отношений проявляется глубокая влюбленность, в это время все наши мысли о партнере. Одно лишь воспоминание вызывает бурю нежных чувств. Однако долго находиться в таком состоянии матушка-природа нам не позволяет. Наступает привыкание и небольшое охлаждение. Спускаемся с небес на землю.

Во второй фазе отношений между мужем и женой образ любимого (любимой) всплывает реже. Чаще начинаем вспоминать промахи, появляются и не совсем приятные чувства к нему. Ах, он там не убрал, а она суп не посолила и прочее. Претензии пока мелкие и незначительные. Но стоит ему (ей) появиться, как чувства вспыхивают вновь.

Третья фаза приносит дальнейшее охлаждение отношений между супругами. Появляется чувство однообразия и скуки. Наступает усталость от общения теперь с бывшим любимым. На первый план выходят отрицательные стороны характеры (как будто их раньше не было). Вот и первые неприятные звоночки: ссоры по пустякам. Очарование образа любимого утрачивается. Ах, любовь, где ты? И не легко уже вернуть чувство цветами, ласками и подарками. Что делать? Как вернуть любовь?

Возможно, эти советы помогут улучшить отношения с мужем (женой):

  • проявите заботу, терпение и понимание;
  • снизьте интенсивность общения: дайте мужу (жене) отдохнуть;
  • изменитесь сами, внесите новизну в свой облик. Удивите своего партнера новыми сторонами своей личности.

Но если супруги ничего не сделали для , наступает следующая фаза. Отрицательная установка овладевает полностью их сознанием. Что бы он (она) не сделал, все плохо. Мы на все смотрим через стекла темных очков. Во всех сегодняшних и прошлых поступках ищем и находи лишь только злой умысел. Ну как же меня угораздило жениться на ней? И зачем я за него вышла замуж?

И вот наступает пятая фаза отношений между мужем и женой. Сознание полностью занято им (ею) и желанием высказать все, что на душе накипело. Все плохо. Возникает конфликт. Повод? Да любой! Лишь бы бросить в лицо все, что думаешь! Ну вот, наговорили, обиделись, прекратили всякое общение и отношения (и эмоциональные, и сексуальные). На долго ли? А у кого как: кому-то хватает несколько дней, а кто-то отдыхает неделями и даже месяцами. Отдохнули друг от друга, и снова отношения между супругами возвращаются на первую стадию. И все повторяется: и страстная любовь, и остывание чувств, и неудовлетворенность отношениями, и так далее.

Как часто человек проходит через эти стадии чувств? Ритм эмоциональной жизни каждого человека индивидуален. Одни проходят эти пять стадий за четыре месяца, кто-то за шесть или пять. Чаще они не совпадают у супругов. И это хорошо: когда один «чудит», другой может проявлять максимум понимания, снисходительности и терпения, и тогда острота напряжения в отношениях снижается. Но очень плохо, когда сменяемость этих фазу супругов совпадает по времени. За короткий срок им удается «замучить» свои отношения и убить любовь.

Вот сколько сложностей и тонкостей необходимо учитывать в построении гармоничных отношений. К счастливой семейной жизни все мы стремимся, но трудиться ленимся. Важно приобрести с годами свой личный опыт отношений, сохранить его и предать детям. Помнить и ценить друг друга. Конфликты и ссоры случаются в каждой семье, но происходят по разному. Мы на то и взрослые люди, чтобы научиться совладать со своим гневом и помнить о том, что имеет для нас истинную ценность. С другой стороны не будь всего этого разнообразия и сложностей в отношениях между мужчиной и женщиной, жизнь была бы ужасно пресной. Ведь лишь попробовав горькое, мы поймем, что такое сладкое. Над отношениями надо трудиться постоянно, чтобы гостьей в семье чаще была любовь-страсть, чтобы психологический климат в семье был благоприятный, и психологическая совместимость супругов крепла с годами. Помните, счастливые отношения между мужем и женой – это умение терпеть, прощать обиды, проявлять нежность, любовь, иметь общие интересы.

Отсутствие счастья в отношениях означает, что либо у вас нет знания, либо вы его не применяете, либо применяете неправильно.

Рассмотрим непростую тему обязанностей мужей и жен в семье с точки зрения древней мудрости – Вед.

Кто-то может сказать, что Ведические семейные обязанности не подходят для нашего времени (сложно их соблюдать), но вместе с тем следует заметить, что несоблюдение этих обязанностей приводит к проблемам в семье и вызывает разводы. Например, в странах СНГ количество разводов превышает 50%. Более того, развод вовсе не гарантирует, что следующий брак будет более «удачным», особенно если человек не начинает изучать тему обязанностей мужа и жены, и не пытается построить свою семейную жизнь на разумных принципах.

Поэтому, давайте попробуем понять, в чем заключаются основные обязанности жены и мужа согласно Ведам . Эти обязанности возникли не на пустом месте: они опираются на знание мужской и женской природы, понимание семи стадий отношений и видов брака, и учитывают мужскую и женскую психологию. Это знание, если его правильно применять, приводит к счастью.

Отсутствие счастья в отношениях означает, что либо у вас нет знания, либо вы его не применяете, либо применяете неправильно.

Если мы хотим улучшить отношения в семье, создать гармонию и взаимопонимание, правильным будет изучить свои обязанности и стараться им следовать, а не тыкать свою половинку носом в его обязанности, потому что это создаст еще больше проблем и разногласий в семейных отношениях.

Начинать нужно с себя. Если муж видит, что жена начинает лучше исполнять свои обязанности, он автоматически (из чувства долга и благодарности) начинает лучше исполнять свои. Верно и с другой стороны: если жена видит, что муж лучше исполняет свои обязанности в семье, она автоматически (из чувства долга и благодарности) начинает лучше исполнять свои. Проблема только в том, что обычно никто не хочет начинать с себя, ведь гораздо легче обвинить другого в неправильном поведении, хотя это и не решает проблему, а только усугубляет ее. Невозможно улучшить отношения, обвиняя друг друга.

Обязанности мужа в семье

Начнем с мужчин, потому как мужчина считается главой семьи. Женщины могут прочитать обязанности мужа только для ознакомления, но сосредоточиться должны на своих обязанностях. Так же само, как мужчины должны сосредотачиваться на изучении и выполнении своих обязанностей, а в обязанности жены могут не углубляться.

  • Муж должен честно и достойным образом зарабатывать, обеспечивая семью всем, что реально необходимо;
  • Он обязан предоставить каждому из членов семьи защиту и покровительство;
  • Мужчина обязан быть духовным лидером в семье, и вдохновлять всех ее членов своим примером;
  • В идеале, согласно Ведам, муж должен избавить жену от необходимости зарабатывать на жизнь, чтобы дать ей возможность поддерживать чистоту и порядок в доме, готовить пищу и воспитывать детей;
  • Также мужчина и сам должен принимать участие в воспитании детей;
  • Муж обязан удовлетворять чувственные потребности своей жены, но делать это должен в соответствии со священными писаниями, избегая недозволенного.
  • Мужчина должен проявлять заботу о старших и младших родственниках (своих и своей жены), оказывая им посильную помощь;
  • Муж обязан соблюдать этикет в общении с другими женщинами, а также оберегать свою жену от чрезмерного внимания других мужчин;
  • Мужчина ответственен за отношения между членами своей семьи, даже в случае, когда отношения заканчиваются разводом.

Обязанности жены в семье

Муж не имеет права упрекать жену в невыполнении ее обязанностей, если он сам не выполняет свои собственные. Так же и жена не имеет права обвинять мужа в невыполнении его обязанностей, если не исполняет свои.

  • Жена должна заниматься домашним хозяйством, готовить еду и поддерживать порядок и чистоту в доме (если уборка тяжелая, просить мужа);
  • Она не обязана зарабатывать на жизнь, но может заниматься той деятельностью, которая приносит ей удовлетворение и какие-то деньги (нечестный заработок исключен);
  • Жена обязана воспитывать детей;
  • Женщина должна активно помогать своему мужу стать настоящим духовным лидером для своей семьи;
  • Жена обязана родить, вырастить и правильно воспитать хотя бы одного ребенка. Веды говорят, что родители обязаны дать миру достойное потомство.
  • Женщина, как и мужчина, должна проявлять заботу о родственниках, как своих, так и мужа, и помогать им в силу своих возможностей.
  • Жена обязана соблюдать этикет в общении с другими мужчинами, а также оберегать мужа от чрезмерного внимания других женщин.

Семейные обязанности супругов согласно Ведам

Как бы то ни было, главная ответственность за выполнение обязанностей супругами внутри семьи лежит на муже.

  • Заключая брак, оба супруга несут равную ответственность, как перед собственными родителями, так и перед родителями друг друга;
  • Супруги должны как следует заботиться о своих детях, содержать их и воспитывать их. Это относится и к собственным детям, и к детям, рожденным в прежних браках, а также к тем, которые были усыновлены (удочерены) или взяты на попечение;
  • Супруги обязаны уважать религиозные верования друг друга.
  • Родители должны предоставить детям свободный выбор своей духовной позиции, не давить и не уговаривать принять ту или иную духовную традицию и следовать той или иной духовной практике.
  • Супруги обязаны заботиться о своих родителях, по мере возможности оказывая им моральную и материальную поддержку, участвовать в ведении совместного домашнего хозяйства, а также позволять им участвовать в воспитании внуков;
  • Супруги должны проявлять заботу о своих родственниках-инвалидах, по мере возможности оказывая им моральную и материальную поддержку;
  • Супруги должны поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе и соседями.

Вот так, вкратце, мы рассмотрели, что должны делать мужчины и женщины в семейных отношениях, опираясь на Веды. Выполнение мужем и женой своих семейных обязанностей создает мир и гармонию в семье, позволяет поддерживать хорошие отношения и воспитать достойное потомство.

В дополнение темы еще несколько интересных и важных моментов из ведических лекций, в частности из лекций А. Хакимова.

Мужчина, в идеале, должен обладать тремя качествами

  1. Знать высшую цель и смысл жизни: самоосознание, познание своей истинной духовной природы, познание Бога и развитие любви к Нему. Иначе мужчина не сможет быть духовным лидером в семье и обеспечивать разумность и правильное развитие отношений. Не зная высшей цели и смысла жизни, он скатывается до животного удовлетворения собственных чувств, чем способствует духовной деградации всей семьи. Поэтому, в интересах женщины найти себе достойного мужчину, который знает, зачем дана человеку жизнь, и может привести всех членов семьи к достижению этой высшей цели.
  2. Он должен обладать бесстрашием и целеустремленностью. Осознавая цель человеческой формы жизни, мужчина обретает бесстрашие в достижении этой цели, жертвуя преходящими материальными удовольствиями и страданиями.
  3. Щедрость. Но это не означает раздать всем всё и остаться ни с чем, потому что мужчина имеет обязанности в семье, которые не менее важны, чем обладание этим качеством, поэтому здесь нужна разумность.

Пять ролей женщины в семейных отношениях

  1. Роль жены. Жена обязана напоминать мужу о цели жизни и его обязанностях, если он забывает. Не путать с упреками и обвинениями.
  2. Роль любовницы. Жена должна стать для мужа лучшей любовницей, чтобы у него и мыслей не возникало о других женщинах. Дома жена должна выглядеть красивее, чем идя в магазин или на работу. Красота жены важна для мужа, когда она рядом с ним, а не когда в другом месте.
  3. Роль дочери. Когда муж не в настроении, когда он злиться или чем-то недоволен, жена должна принять роль дочери, что означает не раздражать мужа, быть спокойной, смиренной и послушной.
  4. Роль сестры – нужна в тех случаях, когда муж не в состоянии уделять много внимания своей жене. Тогда жена довольствуется любым вниманием мужа, не претендуя на большее. Она как бы временно становится ему понимающей сестрой.
  5. Роль матери – уместно проявлять, если муж болен, беспомощен или подавлен проблемами, тогда жена должна вести себя как заботливая мать.

Чувствительность женщины

Говорится, что женщина чувствительнее мужчины в девять раз – чувствительнее ее ум, чувства, интуиция. Она чувствует все намного глубже мужчины, сильнее радуется и сильнее переживает. Так что, с одной стороны, это хорошо, а с другой – не очень. Именно поэтому женщина всегда должна быть под защитой мужчины, будь то отец (до замужества), муж или сын (если мужа нет рядом).

Цель брака и семейных отношений

В Ведические времена брак считался священным союзом, защищаемым Богом. Практически отсутствовали разводы, так как не возникало серьезных проблем в отношениях. Каждый член семьи знал свой долг и выполнял свои обязанности.

В наше время отношение к браку становится все более несерьезным, растет количество гражданских браков, что говорит о снижении ответственности за отношения и нежелание выполнять свои обязанности в семье. Это свидетельствует о духовной деградации человечества. «Хорошее дело браком не назовут» – эта фраза уже перестает быть шуткой.

В Америке дошло до того, что существуют виртуальные семьи, виртуальные он-лайн отношения, целые интернет-семейства, состоящие из людей, которые почти не выходят из дома. Они заменили реальную жизнь иллюзией. Можно представить, что будет дальше, если не взяться за разум.

Какова же цель брака? Брак нужен для того, чтобы создавать не случайное потомство, а достойное. В Ведах говорится, что если ребенок рождается «по залету», без истинных светлых чувств родителей в момент зачатия, без должного умонастроения, не запланировано, он не может стать достойным продолжением рода. В момент зачатия душа через мужское семя входит в лоно матери. А какая душа притягивается? Та, которая соответствует вибрациям родителей. Если это вибрации низкие, если присутствует только животный инстинкт совокупления с целью получить удовольствие, то и качества ребенка будут такими же – жить с целью получать удовольствие, не более того. Так мы получаем общество эгоистов, которые думают только о себе, отвергают разумные принципы гармоничной жизни, разрушают мораль, ухудшают экологию и вызывают насилие и войны.

Правильное зачатие ребенка

В Ведах есть целый раздел знаний, который называется «Кама-шастры», он посвящен всем вопросам правильного построения отношений, создания подходящей обстановки для зачатия ребенка, который будет обладать хорошими качествами характера, и другим сопутствующим вещам.

Этому миру нужны хорошие люди. Хороших людей невозможно создать с помощью гипноза, программирования, клонирования или другими искусственными средствами. Хорошие люди рождаются в законном браке в результате правильного умонастроения в момент зачатия, а также правильного воспитания.

Родители должны планировать ребенка. Это означает, что перед зачатием нужно представлять себе его образ: каким он должен быть. Нужно медитировать на лучшие качества, которые вы хотите, чтобы в нем развились. Жена должна узнать у мужа, какого ребенка он хочет, какими качествами он должен обладать, и, узнав это, она должна поместить этот светлый образ в свое сердце.

Это правильный подход к зачатию, и эта тема достойна тщательного изучения – не ограничивайтесь этим кратким конспектом. Лучше потратить месяц или год на изучение и подготовку к правильному зачатию, чем потом как минимум 18 лет страдать от плохих отношений с ребенком.

С молоком и песнями мать должна привить ребенку высший вкус и хорошие качества. Тех женщин, которые знали, как это правильно делать, называли словом «веста». А тех, кто не знал, звали «невеста». Сейчас много невест, и мир от этого получает нежелательное потомство – людей, которые не обладают хорошими качествами.

Поэтому распространение и изучение древних знаний о построении правильных отношений в соответствии с обязанностями мужей и жен в семье – это очень важный шаг к светлому будущему, значение которого трудно переоценить.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Баф для полировки ногтей: его предназначение и как им пользоваться
История моды (краткий очерк) Дизайн одежды в разные времена
Физические свойства алмаза Кристалл алмаза