Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Израиль на новый год. Новогодние традиции в израиле Как празднуют новый год в израиле традиции

Празднование официального Нового года 31 декабря и 1 января в Израиле не происходит. Однако туристы отмечают этот волшебный праздник в привычные даты.

Новый год в еврейских традициях

Новый год в Израиле приходится на осенние месяцы и носит название Рош а-Шана. Празднуют его два дня в новолуние. Точной даты нет, высчитывается она по еврейскому календарю. Веселых и шумных гуляний в стране по случаю смены года не бывает. Иудейские традиции утверждают, что первые 10 дней наступившего года – это время, когда Бог вершит суд и выносит приговоры. Для верующих это период покаяния. В эти дни принято собираться всей семьей за праздничным столом, дарить небольшие подарки и поздравлять родных. Блюда на столе несут символическое значение. Так, голова рыбы – плодородие, морковь кружочками – финансовый достаток, хала с изюмом – здоровье. На столе должны быть яблоки с медом, гранат, а вот горькое и соленое нужно убрать.

Солнечная погода в Израиле в зимние месяцы привлекает туристов. В конце декабря температура воздуха днем прогревается до двадцати пяти градусов выше нуля. Вода в море еще не охладилась купальный сезон продолжается: плюс 20-25 градусов. В отдельные дни возможна ветреная погода, пляжный отдых тогда можно заменить экскурсионным или лечебным.

Новый год в Израиле по-русски

Выходцы из стран бывшего Советского союза, проживающие в Израиле, сохранили традицию встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Местные предприниматели учитывают наплыв туристов в эти дни и предлагают скидки на товары, привозят «русские» деликатесы и иногда выращивают елки (в основном их заменяют араукарии – растения, похожие на ели), организуют шоу-программы в ресторанах. Весело и шумно Новый год отмечают в Хайфе, Нетании, Тель-Авиве, Герцлии, Бат-Яме и Эйлате. Здесь находятся различные культурные заведения:

  • концертные залы;
  • театры;
  • музеи;
  • художественные галереи.

В этих городах сосредоточено большое количество развлекательных заведений, клубов, ресторанов, среди них есть и русские, в которых можно встретить Новый год в привычной обстановке. Здесь же работают русские магазины, где продают традиционные продукты и знакомые деликатесы. В Иерусалиме раввинат не приветствует сей праздник, поэтому местные увеселительные заведения работают в обычном режиме.

Для тех, кто отмечает наступление нового года, проводятся различные развлекательные программы: выступления ансамблей классической музыки, современных ди-джеев, дискотеки в ретро-стиле, для детей готовят особые представления с участием Деда Мороза и Снегурочки. В двенадцать часов ночи устраиваются грандиозные фейерверки. Стоимость новогодних вечеринок варьируется от пятнадцати до двухсот долларов. На цену влияет уровень заведения, включение в нее ужина и количества спиртного. Если последнее предлагается без ограничений, то стоимость вечеринки будет выше. Празднование в отелях для постояльцев дешевле, нежели для гостей.

В новогодние каникулы в Израиле каждый турист найдет интересное для себя занятие:

  • экскурсии по городам страны с осмотром главных достопримечательностей;
  • паломнические поездки;
  • шоппинг;
  • агротуризм в кибуцах;
  • романтические туры;
  • пляжный отдых;
  • лечебно-оздоровительный отдых;
  • экстремальные туры;
  • горнолыжный спорт;
  • каякинг и дайвинг.

В Израиле набирает популярность сельский туризм в сельскохозяйственных коммунах (кибуцах). Туристам предлагают жить какое-то время вдали от городов, среди местного населения, чтобы лучше изучить традиции и обычаи страны. Жилье располагается на фермах, рядом с полями, фруктовыми садами, недалеко от археологических и исторических достопримечательностей. Можно выбрать деревянный домик, гостевую комнату (их может быть несколько типов, в том числе и для семейного отдыха). В некоторых гостей ждет сюрприз в виде джакузи и аромасвеч, особенно если приезжает влюбленная пара. В кибуце можно приобщиться к деятельности жителей: собрать урожай, побывать в коровнике или загоне для овец, прокатиться в повозке, прикрепленной к трактору, посмотреть, как фасуют овощи и фрукты или отжимают масло из оливы.

Сплав по реке на каяке или надувной лодке предлагают центры активного отдыха. Для катания с маленькими детьми подойдут облегченные маршруты протяженностью не более пяти километров. Стоимость сплава – порядка двадцати долларов с человека. Скоростной маршрут длиной в восемь километров проходит через водопады, пороги и заводи по бурному течению. Обойдется он в тридцать долларов. Как правило, центры активного отдыха предлагают, помимо рафтинга и каякинга, джип-сафари, катание на горных велосипедах, прогулки пешком, скалолазание по искусственным горам, перемещение по подвесным мостам, стрельбу из лука и скоростной спуск на канате (омега).

Для того, чтобы правильно составить туристический маршрут, вам понадобиться .

Мертвое море зимой подходит для лечебного отдыха, который можно совместить с развлечениями, если поехать в Эйлат. Здесь же есть уникальная подводная обсерватория. Смотровая площадка располагается на глубине шести метров недалеко от кораллового рифа, за морскими обитателями можно наблюдать в естественных условиях. Средиземное море в декабре прохладное, купаться в нем нельзя. Однако Тель-Авив привлекателен в новогодние праздники большими скидками на различные товары, от бюджетных до брендовых.

Новый год в Израиле, видео:

Если путешествие на Новый год в Израиль продлится до Рождества, то стоит в этот день поехать в Назарет, Вифлеем либо Иерусалим. Собирается большое количество паломников, атмосфера у главных христианских достопримечательностей в рождественские праздники неповторима. Важно заранее позаботиться о бронировании номера в отеле. Стоимость путевки в Израиль на Новый год возрастает. Так, тур с вылетом из Москвы для двоих взрослых обойдется, как минимум, в полторы тысячи долларов за одиннадцать ночей. Самостоятельное путешествие получится на триста долларов дешевле.

Израиль – древнее и многонациональное государство, которое привлекательно не только своей историей, но и традициями. Хотя на большей территории страны и распространен иудаизм, но, тем не менее, и паломники и туристы любят посещать Израиль именно в канун Новогодних праздников.

Европейское Рождество

Самым посещаемым городом в Израиле накануне Рождества является Вифлием или как его еще называют – Бет-Лехем, который расположен на западном берегу реки Иордан. Славится город самым древним храмом, который был построен на Святой земле еще в VI веке н.э. Именно здесь ежегодно проходит традиционная рождественская служба, с которой и начинают отмечать Новый год и Рождество. При этом службу могут посетить все желающие вне зависимости от религии. В канун Рождества преображается и сам Бет-Лехем. Город пронизывает яркая иллюминация, гирлянды, пушистые ели и праздничные иллюстрации. Конечно же, Рождество в Вифлееме начинается с праздничной службы, которая проходит как в Верхней соборной церкви, так и в пещере Рождества. Примечательным является то, что рождественская служба идет сразу на нескольких языках.

И хотя Израиль – страна, где европейский Новый год отмечать не принято, после церковной службы русская диаспора проводит праздничные шествия, уличные ярмарки и крестные ходы. Христиане отмечают Новый год в кругу семьи и друзей, а вот арабы - громкими фейерверками, веселой арабской музыкой и праздничным застольем.

В мусульманской стране не принято праздновать Новый год и Рождество на государственном уровне, поэтому дни праздника не считаются выходными.

Еврейский Новый год

Мусульманская часть населения Израиля отмечает Новый год или как его называют Рош а-Шана, в сентябре. Праздник посвящен не только наступлению нового года, но и сотворению мира. Рош а-Шана, в отличие от европейского нового года принято отмечать на государственном уровне. Главная подготовка к празднику – своеобразное очищение, анализ прошлых поступков и решений. По традиции праздничный стол должен символизировать самые лучшие пожелания, поэтому на еврейский Новый год принято готовить блюда из моркови, яблок или свеклы, рыбу и гранат. По поверьям в гранате столько же зерен, сколько и заповедей в иудаизме, поэтому именно этот фрукт должен входить в состав праздничного меню. Еще одна милая новогодняя традиция – есть хлеб, над которым была прочитана бенедикция, обмакивая его в мед - главный символ «сладкой жизни».

Кроме того, нужно отметить, что Рош а-Шана символизирует начало так называемых «дней трепета», которые заканчиваются днем всепрощения и искупления. «Дни трепета» длятся одну декаду. Это время необходимо верующим, чтобы осмыслить все допущенные ошибки и раскаяться. В поверье сказано, что в течение этого периода принимается Божественное решение, которое и будет влиять на судьбу человека в наступающем году.
Еще одна традиция новогоднего очищения – просить прощения у друзей и близких, а также желать друг другу быть занесенными в Книгу жизни. В дни рош а-Шана по всей стране проходят праздничные службы, так как в этот период

Приближается Новый год, еще один виток в завораживающем калейдоскопе нашей жизни. Позади остались счастливые и печальные моменты, достижения и неудачи, надежды и заботы, тревоги и ожидания… А что впереди? Будущее хочется видеть радужным и безоблачным. Как и мы, еврейский народ празднует наступление Нового года. Но значение праздника и его посыл разительно отличается от .

Из данной статьи Вы непременно узнаете, когда будет отмечаться еврейский Новый год в 2017 году , а также мы поведаем Вам об интересных фактах и традициях Нового года, который отмечают иудеи.

Когда праздник Рош Ха-Шана в 2017 году?

Еврейский Новый год ежегодно отмечается евреями всего мира. Это знаменательное торжество носит название Рош Ха-Шана и является символическим днем, который и начинает отсчет иудейского года. В 2017 году этот великий для евреев праздник отмечается 21 сентября, в четверг.

А начинается празднование с 20 сентября и длится по 22 сентября. Примечательно, что каждый год дни Рош Ха-Шана «плавают» и не имеют точных сроков и твердых дат.

Мы привыкли к исчислению времени по григорианскому календарю, но у евреев все совсем не так. Они живут по и Рош Ха-Шана в грядущем году будет ознаменовать наступление 5778 года.

Евреи отмечают Рош Ха-Шана в первый и во второй день месяца Тишрей – иудейский месяц, который начинается точно в полнолуние. Хотя, на самом деле, праздник берет свое начало еще на закате 29 Элула (последний еврейский месяц перед Новым годом Рош Ха-Шана), а оканчивается торжество на закате 1 тишрея.

Итак, дни праздника Рош Ха-Шана на ближайшие годы:

  • В 2017 году — наступит 5778 Рош Ха-Шана – 21 сентября (с вечера 20 сентября по вечер 22 сентября, со среды по пятницу).
  • В 2018 году – наступит 5779 Рош Ха-Шана – 10 сентября (с вечера 9 сентября по вечер 11 сентября, с воскресенья по вторник).
  • В 2019 году – наступит 5780 Рош Ха-Шана – 30 сентября (с вечера 29 сентября по вечер 1 октября, с воскресенья по вторник).
  • В 2020 году – наступит 5781 Рош Ха-Шана – 19 сентября (с вечера 18 сентября по вечер 20 сентября, с пятницы по воскресенье).
  • В 2021 году — наступит 5782 Рош Ха-Шана – 7 сентября (с вечера 6 сентября по вечер 8 сентября, с понедельника по среду).
  • В 2022 году — наступит 5783 Рош Ха-Шана – 26 сентября (с вечера 25 сентября по вечер 27 сентября, с воскресенья по вторник).

Суть праздника

Рош Ха-Шана является символом сотворения Всевышним нашего мира, а, точнее, шестого дня, того самого дня, когда наш Бог создал первого человека и нарек его Адамом. Рош Ха-Шана символизирует исток нового года и исход года, который подходит к своему завершению.

С давних времен считалось, что именно в Рош Ха-Шана Господь Бог записывает центральные события, которые должны произойти с людьми в будущем году, в Книгу Жизни. Иными словами, именно в канун еврейского Нового года предопределяется судьба человечества на весь год вперед. Это время Суда Господнего над людьми. На небесах в этот день решается – кто будет жить в достатке ли, или же в лишениях, а кому суждено умереть.

И молитвенные службы, которые обязательно проводятся в этот час, преисполнены покаяния и восхваления, они должны повлиять на вердикт Творца. Богослужения в Рош Ха-Шана призваны направить мысли каждого человека на самоанализ и искреннюю исповедь перед Богом и самим собой. Тем не менее, именно вера в то, что Вездесущий Творец желает своим детям лишь добра, и превращает Рош Ха-Шана в настоящий праздник.

Звук шофара

Есть у евреев чудесное поверье – в Рош Ха-Шана каждый должен услышать звук бараньего рога – шофара – и тогда жизнь их сложится счастливо. Весь будущий год каждого человека, чье ухо уловило глас шофара, будут преследовать удача, здоровье, лад в семье и на работе.

Помимо народной приметы, есть у народа израильского и религиозное значение звуку шофара – он служит напоминанием каждому о том, что пришло время пробудиться, отринуть от непотребного, вернуться к Богу, творить добрые дела.

Традиции и обычаи Рош Ха-Шана

В течение целого Элула евреи готовятся к празднику, вознося молитвы и проговаривая слова покаяния. По утрам трубят в шофар.

На протяжении двух дней Рош Ха-Шана иудеи ходят в синагогу, слушают молитвы, молятся сами. А во второй половине первого дня принято ходить на водоем и бросать в проточную воду крошки хлеба – они символизируют человеческие грехи. На улицах, тут и там, слышатся слова приветствия и пожелания счастливого года: «Шана Това!».

Рош Ха-Шана является семейным праздником. Невозможно представить еврейский Новый год без душевных посиделок за столом, звуков шофара и, конечно, не обойдется этот праздник без милых душе и сердцу подарков. Естественно, каждый человек хочет, чтобы жизнь их была «мягкой и сладкой», именно поэтому, на столе в великий праздник должны стоять блюда, являющиеся символом и пожеланием счастливого и «полного» года:

  • баранья голова, чтобы всегда находиться не «в хвосте», а «во главе»;
  • рыба, как символ плодородия;
  • морковь, порезанная кружочками, как напоминание о золотых монетках;
  • фрукты и овощи, как признак обильного, богатого урожая;
  • сладкую халу с изюмом, чтобы весь год был здоровым, «сладким», «полным»;
  • кусочки яблок в меду, чтобы год был счастливым.

Не стоит забывать, что все запреты и ограничения, применяемые к шаббату, не могут быть нарушены даже в Рош Ха-Шана. Однако позволяется приготовление пищи при некоторых обстоятельствах, невзирая на шаббат.

Празднуют ли в Израиле новый год? И как именно? В этой удивительной и загадочной стране отмечают его трижды, и это совершенно самостоятельные праздники.

Иудейский или религиозный Новый год называется Рош-Ха-Шана, дата его определяется по еврейскому календарю. Как правило, празднование выпадает на сентябрь или октябрь и напрямую зависит от лунного календаря. Согласно Торе, именно в этот день Бог сотворил мир, поэтому от него и ведется отсчет времени. Летоисчисление, общепринятое в мире, отстает от еврейского на 3761 год (то есть в 2017 году наступил 5778 еврейский год). Все иудеи верят, что в первый день Нового года Бог оценивает дела всех живущих на земле, которые они совершили за год, и выносит решение о планах на год наступающий. Поэтому они произносят молитвы и соблюдают определенные ритуалы, в том числе и гастрономические.

В январе или в феврале в стране отмечают Ту-би-Шват - это еще один Новый год, только он посвящен Деревьям. Принято сажать зеленые растения и устраивать пышные застолья, основными блюдами которых являются овощи и фрукты.

Традиция отмечать европейский Новый год в Израиль пришла благодаря выходцам из стран СНГ и Европы.

В статье пойдет речь о особенностях празднования Рош-Ха-Шана, о традициях и обычаях, связанных с ним.

Еврейский новый год: дата

В Израиле праздник называется Рош-Ха-Шана на иврите (רושה שנה). Дословно переводится - «голова года». Как и когда отмечают новый год в Израиле? Отмечают его первого и второго числа иудейского месяца тишри. Тора обязывает соблюдение строгих традиций только в первый день.

Праздник выпадает либо на сентябрь, либо на октябрь, вычисляется по лунному календарю, поэтому даты каждый год разные. Главное правило - его празднуют в новолуние. С этого дня начинается новый еврейский год.

Рош-Ха-Шана - наиболее важный еврейский праздник. Характерная его черта - это использование для призыва на молебен специальной трубы - шофар. Этот звук истолковывается как призыв на Суд Господний и призыв к покаянию.

Покаяние

Название праздника впервые встречается в Мишне (так именуют устную Тору). Он еще называется Йом Труа, это наименование связано с особой заповедью, которую приписывают этому дню: издавать трубный звук.

Согласно традиции, в новый год в Израиле в синагогах обязательно трубят в шофар (музыкальный духовой инструмент, созданный из Этот звук призывает всех верующих к переосмыслению всех своих грехов, покаянию, доброте всех помыслов и вызывает всех людей на Суд Божий.

«Шофар» означает «улучшение, исправление». Традиция трубить сохранилась с древних времен, сам рог символизирует овна, которого Авраам принес в жертву. Поэтому этот звук очень важен и имеет символическое значение в период, когда отмечают Новый год в Израиле.

Кроме того, считается, что в первый день праздника Бог создал Адама, который впоследствии совершил грех и был изгнан из Рая. С тех времен Всевышний именно в этот день совершает Суд над людьми и определяет их судьбы на следующий год.

Все иудеи верят, что на небесах решается в тот день, кто и как будет жить в наступающем году: в достатке или в бедности, в болезни или в здравии, в счастье или в горе. Именно в этот день Всевышний решает, кому умереть, а кому жить.

Поэтому за месяц до Нового года в синагогах читают особые молитвы покаяния -«слихот», они помогают подготовить душу к Новому году и к Суду Божиему.

Рош-Ха-Шана - это время духовного возрождения и покаяния, время извинений и прощения. Сразу после наступления праздника начинается период (10 дней), в течение которого можно изменить свою судьбу. Он завершается строгим постом, который называют День искупления или Йом Кипур.

В эти дни люди желают друг другу «Положительного Божьего Приговора».

День искупления

Отмечается на 10 день тишрея, первого месяца еврейского календаря. Этот день напоминает о событиях, произошедших 33 века назад, во времена пребывания еврейского народа в пустыне. Они совершили тяжкий грех, создав золотого идола. Бог сильно разгневался на них и решил уничтожить, а вместо них создать новый, прародителем которого должен был стать Моисей.

В иудаизме это самый главный праздник, который завершает десять дней смирения и покаяния. Судьба человека предрешена на год вперед.

Традиции

Новый год в Израиле, как и остальные праздники, начинается с захода солнца. В домах хозяйки зажигают свечи, главы семей совершает «кидуш» (обряд освящения, который проводится над бокалом красного вина), после чего все желают друг другу «Положительного приговора» и быть вписанными в «Книгу жизни» (то есть жизни в новом году).

Затем все усаживаются за праздничный стол, на котором обязательно присутствуют «симаним» (символы). Это набор традиционных продуктов, которые символизируют определенные пожелания и просьбы к Господу Богу, цель этого - начать новую жизнь (новый год) с хороших примет.

Трапеза завершается словами благодарности Богу за еду, Израиль, Иерусалим и все хорошее, что он каждый день посылает людям.

В синагоге

Особо торжественный молебен проводится утром в первый день праздника, в течение которого несколько раз трубят в шофар, и все люди вслушиваются внимательно в этот звук. Если Рош-Ха-Шана выпадает на субботу, в рог не трубят, так как это действие попадает в категорию «Запретного» (в Израиле суббота - это священный день, многие действия в который запрещено совершать, например, водить машину, зажигать плиту, убирать). Субботу человек должен посвятить Богу и молитве.

В праздник в зал синагоги вносят свиток Торы, по которому читают священные слова, посвященные Рош-Ха-Шана, а после чего читают отрывок из Книги Пророков.

Во второй половине первого дня праздника многие иудеи идут к проточному природному водоему и бросают в воду корочки хлеба, которые символизируют грехи.

В эти дни приветствуют друг друга, говоря: «Шана Това», что переводится как «Хорошего года».

Блюда

В самую первую трапезу Нового года соблюдают ряд обычаев. В самом начале хлеб окунают в мед, затем туда же макают кусочек яблока и произносят пожелание «счастливого и сладкого года».

Принято на стол ставить баранью или рыбью голову, первая символизирует ягненка, которого Авраам принес в жертву вместо сына, съесть рыбью голову в этот день сулит «быть главой, главным, успешным».

На праздничном столе должны присутствовать обязательно овощи и фрукты - чтобы год был богатым и урожайным. Обязательно морковь нарезают кружочками, она по цвету и форме напоминает монетки - это символ достатка и благосостояния.

На столе в праздник должен присутствовать гранат, он является символом богатства и единства семья, плодородия и деторождения.

В этот день готовится много блюд, которые являются символами «счастливого и богатого» года.

Праздничные молитвы

Еврейские праздничные молитвы называются «Махзор» (цикл, круговорот). В этот день читаются как обычные («Амида», «Шма, Исраэль»), так и особые священные тексты. Специальные молитвы содержат 5 иудейских текстов, которые упоминают Бога, как Царя, 10 текстов, которые упоминают Бога, как помнящего все, 10 текстов, в которых упоминается - шофар (главный атрибут праздника).

Шофар

Библейское название праздника «День трубных звуков». Главная заповедь в этот день - слушать, как трубят в шофар. Голос этого инструмента похож на плач ребенка, он символизирует крик души, который обращен к Господу и пробуждает человека к покаянию.

Звуки принято слушать стоя. Они объединяют всех иудеев в единый народ, который стоит перед Всевышним на Суде.

Это все, что связано с празднованием еврейского Нового года в Израиле. Как празднуют и отмечают ли вообще светский новогодний праздник (европейский)?

Европейский Новый год

Этот праздник не является государственным. Его отмечают, в основном, русскоязычные израильтяне. Однако с этой традицией считаются как власти, так и остальное население.

К этому времени выращивают растения - араукарии, которые очень похожи на ели. В ресторанах и клубах в новогоднюю ночь устраивают развлекательные мероприятия.

Во многих торговых центрах делают скидки на новогоднюю продукцию.

Единственным недостатком является то, что ни 31 декабря, ни 1 января в стране не являются выходными днями.

Все о смысле, традициях и днях наступления 5778 года по еврейскому календарю в Израиле и в мире в статье Шломо Громана, профессора университета Бар-Илан:

Название, смысл и даты праздника

Еврейский Новый год Рош ха-Шана (רֹאשׁ הַשָּׁנָה‏‎), точное произношение на иврите «рош hа-шанА», на идише «рошешОнэ»; здесь и далее ударение в словах отмечено заглавными буквами) отмечают 1-го и 2-го числа иудейского месяца тишрей (тишри). В 2017 году его празднование начинается вечером в среду, 20 сентября, и завершается вечером в пятницу, 22 сентября .

Поскольку в этом году второй день Рош ха-Шана плавно перетекает в шабат, учреждения, многие магазины и другие предприятия, а также общественный транспорт не функционируют трое суток подряд, вплоть до вечера субботы, 23 сентября . В отличие от шабата, в праздник разрешено приготовление пищи, но только предназначенной для съедания в ближайшие часы.

«Рош ха-Шана» дословно означает «голова года». Подобно тому как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош ха-Шана зависит, каким будет для него наступающий год.

Рош ха-Шана празднуется два дня, хотя Тора предписывает соблюдать его только 1 тишрея: «И в седьмом месяце , в первый день месяца будет у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, в этот день трубите в шофар» (Ваикра/Левит 23:23-25; Бемидбар/Числа 29:1-6).

Как известно, в диаспоре (вне Израиля) все праздники празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в Стране Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Сангедрина (Синедриона), когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца 29 элуля считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 тишрея или 30 элуля и следует ли начинать праздник. Во избежание сомнений постановили праздновать Рош ха-Шана два дня.

Когда был сотворен мир?

Какому из шести дней сотворения мира соответствует Рош ха-Шана, начало года? Оказывается, не первому дню, в который были сотворены небо и земля, а шестому, когда был создан человек. В этот день сотворение мира было завершено и начался первый год его полноценного существования.

«И сказал Бог: сделаем человека, и пусть он властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всей землей» (Берешит/Бытие 1:26).

Почему Тора говорит «сделаем» — во множественном числе? Разве не Бог в одиночку создал человека? На этот вопрос есть разные ответы, один из них таков: множественным числом глагола «сделаем» Бог обращается к самому человеку, который тем самым становится участником в Божественном сотворении его же личности.

Бог как будто говорит Адаму (и тем самым каждому человеку): «Если ты хочешь, если ты приложишь усилия, если ты постараешься, то мы вместе — ты и Я — сделаем из тебя человека». Таким образом, сразу при сотворении мира на человека была возложена личная ответственность за то, чтобы он был Человеком. И каждый праздник Рош ха-Шана — напоминание ему об этом.

Предтеча Йом-Кипура (Судного дня)

Установление 1 тишрея религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано и с тем, что в этот день Бог судит весь мир. В эти дни, учит иудейская традиция, Он записывает в Книгу Жизни главные события, которые произойдут с людьми в грядущем году. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник. С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния – «ямИм нораИм» («дни трепета» или «дни раскаяния»), заканчивающиеся Йом-Кипуром — днем всепрощения, искупления. У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Богослужения в эти дни призваны повлиять на решение Творца. Лишь после Йом-Кипура Божественный вердикт утверждается — «скрепляется печатью». Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Бога, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош ха-Шана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги.

«Ташлих» – выбрасывание грехов в воду

Слова пророка Михи: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты бросишь в пучину морскую все грехи наши» (Миха 7:18-19) легли в основу обряда «ташлИх» («выбрасывание»).

После полудня в первый день Рош ха-Шана (или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, родника или моря, встряхивают полы одежды, «вытряхивая» грехи, и произносят вышеприведенный стих, а также другие принятые в данной ситуации тексты и покаянные гимны и молитвы.

Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу и «вечноглядящее око». Обряд ташлих сам по себе не очищает человека, но символизирует его намерение укрепиться на пути покаяния в наступающем году.

Как поздравляем, как справляем

Самый простой способ поздравить с еврейским новым годом, не требующий знания иврита, – сказать «шанА товА» («год добрый»). Если ваши знакомые владеют идишем, их обрадует приветствие «а гут ёр», означающее то же самое.

После молитвы «Маарив» в первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни: «ле-шанА товА тикатЭву ве-тэхатЭму» («Да будете вы записаны на добрый год, и запись сия да будет скреплена печатью»). В этот день дарят подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.

Что едим

Стремясь призвать в свой дом радость и счастье, в Рош ха-Шана едят яблоки с медом, различные сладости. Также на столе стоят блюда из рыбы — символа плодородия и размножения; баранья голова — символ главенствования, «чтоб нам быть головой, а не хвостом»; гранат — «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате»; кружочки моркови, напоминающие золотые монеты; много других овощей и фруктов — в знак надежды на обильный урожай. В начале праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую сладкую халу с изюмом), над которым было произнесено благословение, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Существует и обычай есть яблоки с медом, говоря: «Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, дать нам хороший и сладкий год».

Кислое, горькое и острое есть не принято. Орехов в Рош ха-Шана не едят, потому что гематрия (числовое значение) букв этого слова на иврите равна гематрии слова «грех».

Особенности праздничных молитв и благословений

Сборник еврейских праздничных молитв называется «махзОр», (круговорот, цикл). Среди молитв на Рош ха-Шана есть обычные, читаемые и в другие дни, например «Шма, Исраэль» и «Амида», текст которых модифицируется в соответствии с праздником. Но большую часть молитвенника составляют «пиюты» — поэтические произведения, написанные различными еврейскими авторами за последние 2000 лет.

Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, содержат десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего все, и десять текстов, в которых упоминается шофар (специально обработанный бараний рог) — один из главных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.

Трубление в шофар

Одно из библейских названий Рош ха-Шана — «день трубных звуков». Важнейшая заповедь праздника – слушать, как трубят в шофар (непосредственно, а не как звук, транслируемый с помощью электроники), что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной.

Голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик души, обращенный к небесному Отцу, пробуждает человека к тшуве (раскаянию). Слушать звуки шофара принято стоя. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы «Мусаф» запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре.

Звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Богом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения. Шофар — напоминание о том баране, которого принес Авраам в жертву вместо сына своего Ицхака. Наше поколение само по себе, может, и не устояло бы на суде, но наши предки и наши потомки защищают нас, и мы обращаем к Богу слова: «Вспомни заслуги праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова — и окажи нам милость ради того, что мы несем Твое Имя, и ради праведного Машиаха Твоего». Таким образом, шофар помогает нам устоять на Суде, пробуждает наши внутренние силы и дает нам защиту.

Точное время начала праздника и конца шабата

В канун первого дня Рош ха-Шана принято зажигать свечи. При этом произносят два благословения:

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ашЕр кидшАну бе-мицвотАв ве-цивАну леhадлИк нэр шель йом hа-зикарОн. АмЭн»(«Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Дня памяти. Аминь»)

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ше-hэхьЯну ве-киймАну ве-hигиАну ла-змАн hа-зЭ. АмЭн» («Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, Который позволил нам дожить до этого времени. Аминь»)

Время зажигания праздничных свечей и исхода шабата 20/23 сентября в Москве – 18.16/исход – 19.21.

Включайся в дискуссию
Читайте также
До скольки лет растет грудь и можно ли ее вырастить без операции Сколько растет грудь у девочек
Обветривание кожи лица, рук и губ
Новогодние и рождественские традиции разных стран мира