Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Во сколько лет выходят замуж в африке. Ранние браки в мусульманских странах и России. За и против! Явление брачной полигамии

Соседки помогли малышке Раджани стянуть розовую футболочку с нарисованной на плече бабочкой и прикрыли моющихся девочек импровизированным занавесом из тканей для сари. Женихи тем временем ехали из далекой деревни. Никто из них не был достаточно богат, чтобы прибыть верхом на слоне или на скакуне в роскошной сбруе, как того требует традиция. Пришлось довольствоваться машинами. Ожидалось, что прибудут женихи изрядно навеселе.

Никто из жителей деревни прежде их не видел, кроме отца двух старших девочек, худощавого и прямого как палка седого крестьянина с длинными обвислыми усами. Этот крестьянин, которого я буду называть М., наблюдал, как вереница гостей укрывается от палящего солнца под тентом из яркого шелка, и на лице его были написаны и гордость, и тревога. Он отлично понимал: если бы честному и неподкупному офицеру полиции стало известно, что здесь происходит, свадьба была бы прервана, он - арестован, а семья покрылась бы позором.

Когда выдают замуж подростка, соседи часто хранят молчание, а представители власти закрывают глаза, не желая подвергать семью бесчестью.

Раджани приходится М. внучкой. У девочки круглые карие глаза и маленький приплюснутый носик, а кожа - цвета молочного шоколада. Живет она у дедушки: в деревне говорят, что отец Раджани - пьяница и лентяй. А еще говорят, что дед любит Раджани больше, чем ее родители, - не зря он выбрал ей жениха из уважаемой семьи, за одним из членов которой была замужем его дочь. Поэтому Раджани не окажется одинокой после гауны - церемонии, которая совершается, когда девушка покидает родительский дом и переезжает к мужу. Если девочка выходит замуж совсем маленькой, гауна совершается по достижении ею подросткового возраста, так что Раджани еще несколько лет проживет в семье деда. И М. поступает очень хорошо, говорили мне: выдавая внучку замуж, он обеспечивает ей защиту на годы взросления.

Читать еще

Эта история происходит в одной из иссушенных солнцем деревенек индийского штата Раджастхан во время праздника Акха-Тидж. Праздник отмечают в самое жаркое время весны, перед сезоном муссонных дождей, и он считается хорошим временем для свадеб. Мы беспомощно смотрим на Раджани. Пятилетняя босоногая невеста в футболке бегает вокруг, зажав в ручонке розовые пластмассовые солнечные очки, которые кто-то ей дал.


Малалай Какар, женщина-полицейский из Кандагара, арестовала мужчину, ударившего ножом за ослушание свою 15-летнюю жену. Какар сказала: этот человек избежит наказания, потому что "мужчины здесь - короли". Позже Какар убили талибы. Фото: Стефани Синклер

Человек, который привел нас в деревню, говорил только о ее сестрах. О них, правда, говорить тоже было опасно, поскольку закон запрещает брать в жены девушек младше 18 лет. Но к невестам-подросткам отношение снисходительнее.

Когда выдают замуж подростка, соседи часто хранят молчание, а представители власти закрывают глаза, не желая подвергать семью бесчестью. Выдавать замуж малолетних опаснее, поэтому участие в свадебной церемонии самых маленьких обычно не афишируется, их имена не упоминают в приглашениях, и на собственной свадьбе они оказываются на вторых ролях.

Раджани уснула до начала церемонии. Ее дядя осторожно поднял девчушку с кроватки, прижал к плечу и понес под лунным светом туда, где ждал индуистский жрец, поднимался к небу дым от священного пламени и сидели на пластмассовых стульях гости и жених, десятилетний мальчик в золотистой чалме.

Десятилетняя Нуджуд Али сама отыскала дорогу в городской суд и потребовала развода с мужем, которому было за тридцать и за которого ее выдал отец.


В такие моменты чужака может охватить непреодолимое желание спасти девочку-невесту. Схватить ее, отправить в нокаут окружающих взрослых, сбежать! Что угодно, лишь бы остановить то, что происходит на твоих глазах. Над моим столом приколота фотография Раджани в ее свадебный вечер, за шесть часов до церемонии. Девочка в сумерках смотрит в камеру, в ее широко раскрытых глазах - полное спокойствие, и кажется, что она вот-вот улыбнется.

“Мне 10 лет, и я разведена”.

Помню, как меня в ту ночь преследовали мысли о спасении не только Раджани (ее я легко могла бы взять на руки и унести прочь в одиночку), но и двух других девочек, которых собирались, словно оплаченный товар, передать с рук на руки несколько взрослых мужчин, сговорившихся насчет их будущего. Принудительные ранние браки по сей день процветают во многих регионах мира - и отстаивают эту традицию сами родители будущих новобрачных, зачастую нарушающие законы своей страны. Детский брак они рассматривают как достойный способ обеспечить девушке спокойное взросление в случаях, когда другие варианты сложны или есть риск, что девочка-подросток потеряет невинность до брака.


Ранние браки - обычное дело в этой маленькой непальской деревушке, но 16-летняя Сурита все равно протестующе плачет, покидая родной дом под традиционным свадебным зонтом. Телега увозит ее в деревню мужа.

Детский брак распространен на разных континентах, среди представителей разных народов, религий и сословий. В Индии девочек обычно выдают за мальчиков на четыре-пять лет старше; в Йемене, Афганистане и некоторых других странах мужьями могут стать и молодые мужчины, и вдовцы средних лет, и насильники, которые похищают своих жертв, а потом объявляют их женами, как принято, например, в некоторых районах Эфиопии.

Часть этих браков - открытые сделки, практически ничем не замаскированные. Можно, скажем, обменять прощение долга на восьмилетнюю невесту или уладить конфликт между семьями, предложив взамен двоюродную сестру, 12-летнюю девственницу. Когда верхушка этого айсберга, единичные случаи становятся достоянием гласности, они вызывают взрыв гнева по всему миру. В 2008 году газеты многих стран писали о Нуджуд Али, десятилетней йеменской девочке: она сама отыскала дорогу в городской суд и потребовала развода с мужем, которому было за тридцать и за которого ее выдал отец. Позже была опубликована книга “Я - Нуджуд, мне десять лет, и я разведена”.

Многие взрослые, такие, как односельчанки Раджани, поющие печальные песни, пока юные невесты моются, не видят в детских браках ничего плохого. Образование девочек все равно будет прервано, так или иначе. Если не из-за брака, то просто потому, что в сельских районах в близлежащей школе может быть всего пять классов, а дальше пришлось бы каждый день ездить в школу на автобусе, набитом похотливыми мужчинами. В самой школе вполне может не оказаться закрывающегося туалета, необходимого девочке-подростку с гигиенической точки зрения. Кроме того, обучение в школе стоит денег - а практичные родители их берегут для сыновей: считается, что те принесут больше пользы. Так, на хинди дочерей, живущих с родителями, даже называют “парайа дхан”, что означает “чужое богатство”.

Ну а все рассуждения о том, что девушка сама имеет право выбирать себе жениха и что браки должны совершаться по любви, во многих уголках мира до сих пор воспринимаются как глупые и вздорные. Так, в Индии большинство браков, как и раньше, заключаются по воле родителей. Крепкий брак рассматривается как союз двух семей, а не двух личностей - а стало быть, выбор должен быть тщательно продуман многими взрослыми людьми, а не юными влюбленными, которые повинуются мимолетным порывам и зову сердца.

Поэтому там, где царит нищета, где потерявшие невинность девушки считаются непригодными для брака, где многие поколения предков вступали в брак не по своей воле, где старухи родственницы настаивают на том, чтобы девочки быстрее выходили замуж - мол, со мной так было, значит, и с ней должно быть так же, - даже самый убежденный борец с ранними браками растеряется, не зная, с чего начать. “К нашему сотруднику обратился отец девочки-подростка, - рассказывает Шрила Дас Гупта, врач из Нью-Дели, ранее работавшая в Международном центре исследования женщин (ICRW), одной из нескольких некоммерческих организаций, активно борющихся с ранними браками. - Он сказал: “Хорошо, если я решу выдать свою дочь замуж позже, возьмете ли вы на себя ответственность за ее защиту?” Наш сотрудник пришел к нам и спросил: “Что я ему скажу, если его дочь изнасилуют, когда ей будет 14?” На такие вопросы у нас нет ответов”.


Раджани и мальчик-жених почти не смотрят друг на друга, сочетаясь браком у священного огня. По традиции юная жена остается жить у родителей, и только в подростковом возрасте или в юности после церемонии гауда переезжает к мужу. Фото: Стефани Синклер, National Geographic

Женились на дочерях друг друга.

В Индии детские браки запрещены хотя бы формально - в Йемене нет и этого. Все попытки официально защитить девочек-невест до сих пор оканчивались неудачей. “Если бы ранний брак был сколько-нибудь опасен, Аллах запретил бы его, - заявил нам депутат йеменского парламента Мухаммед Аль-Хамзи. Мы разговаривали с ним в Сане, столице этого государства. - Мы не можем запретить то, чего не запретил сам Аллах”. Религиозный фундаменталист и консерватор Аль-Хамзи - яростный противник любых попыток законодательно запретить замужество девушкам младше определенного возраста (в последнем проекте - младше 17 лет). Ислам не дозволяет брачных отношений до тех пор, пока девочка не готова к ним физически, говорит Аль-Хамзи, однако в Священном Коране не говорится о конкретных возрастных ограничениях, так что этот вопрос должен находиться в ведении семьи и религиозных наставников, а не законов. Как ведают этим вопросом семьи, мы имели возможность увидеть в одной из деревень в западной части Йемена.

Мужчина, которого тоже звали Мухаммед, повез нас в эту деревню, потому что события в ней его глубоко возмутили. “Там живет девочка, ее зовут Айша, - он кипел от гнева. - Ей десять лет, она совсем маленькая, просто крошка. А ее мужу - пятьдесят, и у него вот такое пузо”, - Мухаммед показал руками, какое именно.

Мухаммед описал сделку, которую здесь называют шигхар: двое мужчин снабжают друг друга невестами, обмениваясь родственницами. “Они женились на дочерях друг друга, - сказал Мухаммед. - Если бы разница в возрасте между мужьями и их новыми женами была более приемлемой, думаю, никто не стал бы сообщать в полицию. Но девочки не должны выходить замуж, когда им по девять-десять лет. Пятнадцать или шестнадцать - еще куда ни шло”.


Через несколько часов после полуночи пятилетнюю Раджани будят, и дядя несет племянницу на ее собственную свадьбу. Детские браки в Индии запрещены законом, и свадебные церемонии часто устраивают глубокой ночью. Один из местных крестьян сказал нам, что така Фото: Стефани Синклер, National Geographic

В деревне, окруженной зарослями кактусов и иссушенными солнцем полями, в домах из камня и бетона живет пять десятков семей. У старейшины деревни, шейха, приземистого и рыжебородого, на поясе рядом с традиционным кинжалом висел мобильный телефон. Он провел нас в дом с низким потолком, где множество женщин, в том числе с младенцами, и девочек сидело на покрытом коврами полу и на кроватях. В дверь, наклоняясь, чтобы не удариться о притолоку, входили все новые женщины. В самой гуще на корточках сидел шейх, хмурился и шикал, чтобы собравшиеся вели себя потише. На меня шейх смотрел с подозрением. “У тебя есть дети? ” - спросил он.

Когда я ответила, что да, двое, на лице у него отразилось недоумение. “Всего двое! - шейх кивнул в сторону молодой женщины, которая кормила грудью младенца, рядом с ней копошились еще двое карапузов. - Этой молодой женщине 26 лет, она родила десятерых”.

Ее звали Суад, и она была дочерью шейха. Суад выдали замуж за дальнего родственника, когда ей было 14. “Он мне нравился”, - тихо говорит Суад под пристальным взглядом отца.

Шейх сделал несколько заявлений относительно брака. Он сказал, что ни один отец не будет принуждать дочь выходить замуж против ее воли. Сказал, что опасность для здоровья, которую якобы представляет ранний брак, сильно преувеличена. Сказал, что первый физический контакт с мужем, действительно, не всегда бывает легким для невесты, но переживать по этому поводу - бессмысленно. “Разумеется, каждой девушке бывает страшно в первую ночь. Но она привыкнет. Дело житейское”.

Тут мобильник шейха загудел, он снял его с пояса и вышел на улицу. Я сдернула с головы платок - раньше я видела, как моя переводчица делала так, когда рядом не было мужчин, и женщины заводили доверительный разговор. Мы быстро задали несколько вопросов: как у вас готовятся к брачной ночи? рассказывают ли невестам, чего им следует ожидать?

Женщины взглянули в сторону двери и, увидев, что шейх полностью поглощен разговором, подались в мою сторону. “Девочки ничего не знают, - сказала одна из них. - Мужчины принуждают их”.

А не могли бы они рассказать нам о маленькой Айше и ее толстом 50-летнем муже? Тут женщины заговорили все разом: это ужасная история, такое нужно запретить, но мы ничего не могли поделать. Маленькая Айша закричала от страха, когда увидела мужчину, за которого ей предстояло выйти замуж, сказала женщина по имени Фатима, которая, как оказалось, была старшей сестрой Айши. Кто-то сообщил в полицию, но отец Айши приказал ей надеть туфли на высоких каблуках, чтобы казаться выше, и закрыть лицо. Кроме того, он пригрозил, что, если его отправят в тюрьму, он убьет Айшу, когда оттуда выйдет. Полиция приехала и уехала, не приняв никаких мер, и сейчас - женщины заговорили тише и быстрее, поскольку шейх уже начал прощаться со своим собеседником, - Айша замужем и живет в другой деревне, в двух часах езды. “Каждый день она звонит мне и плачет”, - сказала Фатима.

Читать еще


14-летняя Эйша моет новорожденную дочь, ее двухлетняя старшая дочка играет рядом. У Эйши продолжается послеродовое кровотечение, она чувствует слабость, но не знает, как себе помочь Фото: Стефани Синклер, National Geographic

“Ты знаешь, что в тебе вырос ребенок?”

Депутат Аль-Хамзи в ответ на эту историю, наверное, повторил бы мысль, которую уже высказывал мне: любимой жене пророка Мухаммеда, тоже Айше, было девять, когда она вышла замуж - так говорится в одном из хадисов, преданий о жизни пророка. Впрочем, другие йеменские мусульмане рассказывают, что среди исламских ученых мужей существует и другое мнение: Айша была старше, когда впервые вступила в брачные отношения. Может быть, она была подростком, а может быть, ей уже перевалило за двадцать. Как бы то ни было, точный возраст Айши не так уж важен, твердо говорили мои собеседники; в наши дни любой мужчина, желающий взять в жены маленькую девочку, позорит свою религию. “В исламской традиции человеческое тело обладает большой ценностью, - подчеркнул Наджиб Саид Ганем, глава комитета по здравоохранению и демографии парламента Йемена. - Как бриллиант”. Он перечислил несколько опасных для здоровья последствий принуждения девочек к половой жизни и деторождению до того, как они физически созреют: разрыв стенок влагалища, образование внутренних разрывов…

Медсестры, бывает, вынуждены объяснять, что такое деторождение, девочкам, у которых начались схватки: “Они спрашивают: “Знаешь ли ты, что с тобой происходит? Известно ли тебе, что внутри тебя вырос ребенок?“”.


А один врач-педиатр в Сане рассказал мне, что медсестры, бывает, вынуждены объяснять, что же вообще такое деторождение, девочкам, у которых начались схватки: “Они спрашивают: “Знаешь ли ты, что с тобой происходит? Известно ли тебе, что внутри тебя вырос ребенок?“”.

В Йемене не принято говорить о половой жизни, даже образованные женщины не ведут таких разговоров с дочерьми. То, что некоторые родители отдают маленьких дочек взрослым мужчинам, ни для кого секретом никогда не было - но о таком если и говорили, то шепотом. Три года назад ситуация немного изменилась - когда десятилетняя Нуджуд Али стала самым юным в мире борцом с ранними браками.

Для йеменцев удивительным в истории Нуджуд было не то, что отец принудил ее выйти замуж за человека втрое старше, не то, что муж вступил с ней в насильственную связь в первую же ночь (хотя вроде бы и обещал подождать, пока жена подрастет), и не то, что наутро свекровь девочки вместе с женой другого своего сына сперва одобрительно осмотрели окровавленную простыню, а потом подняли Нуджуд с постели и понесли мыться. Нет, во всем этом не было ничего необычного. Удивительно было то, что Нуджуд посмела нанести ответный удар.


Сидаба и Галийя, отпраздновав свадьбу в компании родственниц, прячут лица под покрывалами и отправляются в новую, замужнюю жизнь. В Сане, столице Йемена, общественный деятель Ахмед Аль-Кураши объяснил нам, что некоторые деревенские девочки рассматривают б Фото: Стефани Синклер, National Geographic

“Не получит развод - слишком мала!”

Десятилетняя девочка сбежала от мужа и вернулась домой. Она не испугалась воплей отца, который кричал, что от того, как она будет исполнять супружеские обязанности, зависит честь семьи. Ее мать была слишком запугана, чтобы вмешаться. Но вторая жена отца пожелала Нуджуд удачи, дала денег на такси и рассказала, куда ехать.

Когда изумленный судья спросил у десятилетней девочки, что она делает одна-одинешенька в суде большого города, Нуджуд ответила, что пришла получить развод. Представлять ее интересы взялась известная в Йемене женщина-адвокат. В англоязычной прессе начали появляться статьи об этом деле - сначала в Йемене, потом и по всему миру; публикации вызвали огромный интерес, тем более что сама Нуджуд была очаровательна - и когда она наконец получила развод, решение в зале суда овацией приветствовала толпа народа. Нуджуд пригласили в США - и там ее тоже ждали залы, полные сочувствующих.

Все, с кем она встречалась, были поражены серьезностью и самообладанием маленькой девочки. Когда мы увиделись с ней в редакции одной из газет, издающихся в Сане, она была одета в черную абайю - эту одежду, полностью скрывающую фигуру, взрослые йеменские женщины надевают, когда показываются на людях, но тут в абайе была маленькая девочка.

Хотя Нуджуд побывала за океаном, где с ней беседовали десятки излишне любопытных взрослых, она была такой милой и открытой, разговаривая со мной, как будто мои вопросы были для нее внове. За обедом она устроилась рядом со мной на молитвенном коврике и рассказала, что снова живет у себя дома (отец, сурово осужденный общественным мнением, неохотно, но разрешил ей вернуться), ходит в школу и пишет в своей школьной тетрадке открытое письмо йеменским родителям: “Не выдавайте своих дочерей замуж. Выйдя замуж слишком рано, они будут лишены образования, лишены детства”.

В теории общественных изменений для таких, как Нуджуд Али, есть специальный термин: “позитивный девиант”. Это действующие в обществе одиночки, которые благодаря и стечению обстоятельств своей жизни, и свойственной им решимости способны отвергнуть традиции и попытаться предложить что-то новое - возможно, радикально новое.

Среди позитивных девиантов, участвующих в кампаниях против ранних браков в разных странах, есть матери, отцы, бабушки, школьные учителя, деревенские врачи… Но самые упорные борцы - сами девочки-бунтарки.

И у каждой из них появляются последовательницы. В Йемене я познакомилась с 12-летней Рим, которая добилась развода через несколько месяцев после Нуджуд; при этом ей удалось убедить в своей правоте враждебно настроенного судью, прославившегося заявлением о том, что столь юная жена еще слишком мала, чтобы принимать решение о разводе. В Индии я встречалась с 13-летней Сунил, которую хотели выдать замуж, когда ей было 11. Сунил решительно заявила родителям, что отвергнет жениха, который был уже в пути, - а если те попытаются выдать ее замуж насильно, то она заявит в полицию и разобьет отцу голову.

Безусловно, детские браки гораздо чаще, чем подростковые вызывают общественное негодование. “Публика любит такие истории, когда сразу ясно, где черное, а где белое, - говорит Саранга Джейн, подростковый врач. - Однако большинству несовершеннолетних невест - от 13 до 17 лет. Мы хотим, чтобы общество осознало: защищать надо не только самых маленьких девочек”.

В Индии правительство обучает и посылает в деревни медицинских работниц, которых называют сатхинами. Они следят за здоровьем и благосостоянием местных семей; в их обязанности входит напоминать жителям деревень, что, выдавая девочек замуж, они не только совершают преступление, но и причиняют серьезнейший вред собственным детям. Именно раджастханская сатхин при поддержке своих просвещенных тестя и тещи в конце концов убедила родителей 11-летней Сунил отказаться от идеи выдать дочь замуж и позволить ей вернуться в школу.

Фантазии же на тему “схватить девочку и убежать” неизбежно наталкиваются на вопрос: а что потом? “Если мы вырвем девочку из привычного ей окружения, изолируем ее от родных и знакомых, во что превратится ее жизнь? - задается вопросом Молли Мелчинг, основатель сенегальской некоммерческой организации “Тостан”. - Вы не сможете изменить принятые в обществе нормы, если будете бороться с ними силой и унижать людей, называя их отсталыми. Мы своими глазами видели, что целые общины могут делать выбор в пользу перемен - и меняться очень быстро. Это вдохновляет”.

“Мне подарили красивую новую одежду, - грустно улыбается Шобха. - Я не знала, что такое брак. Я была очень счастлива”.


Шобха замужем - с восьми лет. Представьте себе ее свадьбу: одновременно выходят замуж с десяток девочек из ее деревни, большой праздник в царстве нищеты. “Мне подарили красивую новую одежду, - грустно улыбается Шобха. - Я не знала, что такое брак. Я была очень счастлива”.


Shutterstock

С тех пор у Шобхи была лишь мимолетная встреча с мужем, который старше жены на несколько лет. Пока девушке удается отсрочить гауну, после которой она будет обязана переехать к супругу. Когда я спросила Шобху, какое впечатление муж на нее произвел, она отвела взгляд и сказала, что он необразован. Мы посмотрели друг на друга, и Шобха покачала головой: нет, она ни в коем случае не сможет опозорить свою семью, отказавшись от гауны: “Я должна быть с ним. Я сделаю так, что он будет учиться и развиваться. Но покинуть его я не смогу”.

Но теперь, недвусмысленно намекнули родители, этот милый эпизод ее жизни подходил к концу - да и то сказать, пора. Муж звонил Шобхе по телефону и требовал свидания. Ее бабушке хотелось, чтобы гауна состоялась до того, как она совсем одряхлеет. Занятия в Джодхпуре были для Шобхи одновременно и страстью, и предлогом для того, чтобы оттянуть неизбежное, - однако “Проект Веерни” финансирует обучение лишь до окончания средней школы.

Читать еще

А Шобха мечтала о колледже, после которого она смогла бы поступить на службу в индийскую полицию и следить за исполнением закона о запрете детских браков. В своем дневнике школьница написала на хинди аккуратными буквами: “Я никогда не позволю, чтобы на моих глазах девочек выдавали замуж. Я спасу каждую”. Но за обучение надо было платить, а денег не было.

Посоветовавшись, мы с мужем внесли необходимую для колледжа сумму. Послешкольное образование Шобхи продолжается уже больше года: курсы компьютерной грамотности, английский, подготовка к экзаменам для приема на службу в полицию… Я получаю от нее электронные письма (ее английский слабоват, но постепенно улучшается), а недавно переводчица с хинди, которая работала со мной в Джодхпуре, взяв напрокат видеокамеру, сняла для меня видеопослание от Шобхи. Девушка готовится к очередному экзамену, живет в городе, в безопасном хостеле для женщин. Муж по-прежнему часто ей звонит, но гауна еще не состоялась. В какой-то момент Шобха улыбнулась прямо в камеру и сказала: “Нет ничего невозможного, мэм Синтия. Все возможно”.

Многие наверное знаю, что раньше в большинстве стран женщины в обществе играли самую последнюю роль и о своих правах они даже не осмеливались думать. Основной задачей женщины было ублажать своего мужа, рожать детей и вести хозяйство. Грубо говоря, женщина была рабыней. Также, вы наверное знаете, что в средние века практиковались ранние браки и молодая незамужняя девушка лет 18 уже считалась старой девой.

К счастью, эти суровые времена прошли и теперь женщины имеют такие же права как и мужчины. Однако в некоторых уголках Земли женщина до сих пор остается товаром. К примеру, в мусульманских странах в небольших деревнях ранний брак является нормой и здесь родители выдают своих дочерей замуж чуть ли не с пеленок.

На фото снизу изображены супруги. Девочка в розовом, это Тагани, которая вышла замуж в 6 лет. Тагани вспоминает свои первые дни брака с 25-летним мужем Маджидом: “Каждый раз, когда я видела своего мужа, я пыталась спрятаться, так как мне было противно на него смотреть”. Вторая девочка на фото, Гхада, также является молодой женой и бывшей одноклассницей Тагани.

Для некоторых девочек ранний брак является спасением от полного контроля со стороны семьи. На следующей фотографии показано, как после празднования с родственниками , новоиспеченных йеменских жен Сидабу и Галлиях отправляют к их новым мужьям, предварительно одев на них паранджу.

Многие девочки, которые вступили в ранний в возрасте 14-16 лет даже никогда не посещали школу, однако у них есть еще надежда, что им все же удастся получить образование.

На следующей фотографии Асия. Ей 14 лет и она уже мать двоих детей. У Асии все еще есть кровотечение после родов и она чувствует слабость, но все же моет свою новорожденную дочь, а рядом играется ее 2-х летняя дочурка. У нее также как и у большинства молоденьких мам нет образования и она имеет смутные представления как ей сейчас позаботиться о себе и о своем здоровье.

На этой фотографии Нуджод Али и она выглядит счастливой, так как когда ей было 10 лет она сбежала от своего мужа-мучителя. Она добралась до суда в Сане (Йемен) и, в конечном итоге, ей удалось развестись и вернуться к семье, в школу. Эта молоденькая девочка стала национальной героиней и смелым борцом за права женщин в стране.

Здесь, кандагарская женщина-полицейский Малалай Какар арестовывает мужа, который систематически бил свою 15-ти летнюю жену ножом за то, что она отказывалась ему подчиняться. По словам Какар, с этим "нелюдям" ничего не сделают и скорее всего его отпустят, так как мужчина в этой стране царь и Бог.

На улице уже темно и большинство людей спят, но не эта маленькая девочка Раджини, которую разбудили, чтобы повести на ее свадьбу. В Индии детские брак незаконный, поэтому церемонии проводят в основном по ночам или ранним утром. Сам же брак становится тайной, которая хранится всеми жителями деревни.

Маленькая невеста Раджани и такой же маленький жених практически не смотрят друг на друга, в то время как перед священным огнем им проводят . Здесь, согласно традиции девочки невесты продолжают жить с семьей дома, пока не достигнут половой зрелости. После этого проводят другую церемонию, которая передает девочку в полное владение мужа.

А это небольшая непальская деревня, где ранний брак давно уже является обычной практикой, однако 16-ти летняя Сурита рыдает и кричит в знак протеста против своей свадьбы, но ее желание здесь никто не учитывает.

И опять Индия, на фото Сунил. Когда ей было 11 лет, ее родители решили выдать ее замуж и уже даже подготовились к свадьбе, но смелая девочка пригрозила им, что сообщит про них властям и им пришлось пойти девочке на уступки. Сейчас ей 13 и она учится в школе. Полученное образование даст ей преимущество перед другими девочками и возможно более светлое будущее, чем то, которым ее хотели наградить родители.

Если честно, для меня это просто шокирующая информация. Удивляют родители, которые соглашаются на ранний брак своих детей, отдавая их в руки неизвестно какого взрослого мужика. В нашей стране это называется педофилией и таких людей посадили бы в тюрьму, где они навряд ли прожили бы и неделю, а в мусульманских странах это нормальное явление. Безумный мир.

В отсталых странах Азии и сегодня 40-70% девушек выходят замуж до 18 лет, до 12 лет - 5-20% (максимум - в Йемене и Афганистане). Обычно брак с ними представляет торговую сделку: девочка покупается мужем, который старше ее в 3-5 раз, и она не имеет права на расторжение «контракта». За ослушание - ужасные увечья и даже смерть девочки.

«Блог Толкователя» продолжает рассказывать о различных видах «азиатской духовности», которая в последнее время противопоставляется «загнивающему Западу». Детские свадьбы в Индии, выдача девочек в возрасте 5-12 лет замуж за 40-70-летних мужчин, страшные наказания ослушавшихся своего мужа детей - все это те духовные скрепы, которыми пронизаны отсталые общества в Азии. Есть и новации: «традиция», «деды так делали» и т.д. подкрепляются и евгеническими «исследованиями» - «южные девочки рано созревают», «рожать в 14 лет полезно для организма» и т.п.

Правда, адепты первобытного нью-эйджа ничего не говорят о субъектности ребенка. Будь это американец, русский, немец, араб или пуштун, он до определенного возраста (как правило, 14-18 лет) считается полностью или частично недееспособным. Нарушение половой неприкосновенности несовершеннолетнего называется педофилией и на «бездуховном Западе» строго наказывается. Это одно из главных правил для человечества, называемого цивилизованным. А лица, претендующие на половое обладание ребенком, признаются по 10-му пересмотру международной классификации болезней психически больными.

В защиту своей правоты традиционалисты призывают религию и приводят хадис (высказывание пророка Мухаммеда), который гласит: счастлив тот отец, который выдал свою дочь замуж до того, как у нее появилась первая менструация. Они настаивают, что мужья, взявшие в жены маленьких девочек, должны заботиться о них как о собственных детях, до достижения половой зрелости. Якобы это единственная возможность бедным семьям спасти своих девочек от нищеты или распространенной здесь практики похищения невест (похищенную девочку уже не продашь).

По законам большинства западных стран десятки миллионов мужчин в Африке и Азии за педофилию сели бы надолго в тюрьму. Но у себя на родине им дается полное право на эту перверсию.

Запад предпочитает не обращать внимания на то, что в странах Юга, в первую очередь его союзниках (Саудовская Аравия или Пакистан), миллионы их граждан зверски нарушают права человека. Сообщения о браках с детьми обычно идут фоном к какой-нибудь «забавной новости».

Вот в Саудовской Аравии 90-летний муж подал иск в суд на родителей своей 15-летней жены, которая не пустила его в спальню в первую брачную ночь, а затем просто сбежала. Новобрачный указал в иске, что заплатил родителям девочки калым 17,5 тыс. долларов. В своем заявлении он потребовал вернуть ему деньги или жену.

Или еще новость, позабавившая западный мир и описанная журналом Time. Девочка из Йемена по имени Нужуд, которой всего 10 лет, успела побывать замужем и развестись, удивлялась корреспондентка журнала Time. Она стала самой молодой разведенной женой в мире. Историей Нужуд заинтересовалась мировая пресса. Нью-йоркский журнал Glamour удостоил ее титула «Женщина года», а затем она приехала в Париж для презентации своей автобиографии, написанной с ее слов журналисткой Дельфин Мину.

На обеих фотографиях - Нужуд, освобожденная женщина Востока.

Вслед за 10-летней Нуджуд, вдохновленная ее примером, на развод подала ее соотечественница - 9-летняя Арва Абду. Вскоре в соседней Саудовской Аравии развода добилась еще одна девочка - 8-летняя супруга взрослого мужчины. Вслед за ними в суд стали подавать 11-12-летние жены.

Но не всем так везет, как йеменской Нужуд. В отсталом мире замужних девочек проигрывают, зверски избивают и убивают за малейшую провинность. Часто они сами, не выдержав истязаний, решаются покончить жизнь самоубийством, обычно выбирая для этого такой способ, как самосожжение. Западные СМИ в последние годы обошли множество фото девушек из Афганистана, решивших сжечь себя, но чудом выживших. Эти снимки появились благодаря американским оккупантам, наводящим хоть какой-то порядок в этой стране, в т.ч. пресекая совсем уж вопиющие случаи нарушения прав человека.

Вот несколько этих снимков девушек, выживших после самосожжения:

А редакция американского журнала Time решила даже разместить на обложке номера снимок афганской девушки, чье лицо было обезображено боевиком «Талибана» за то, что она попыталась бежать из семьи из-за издевательств со стороны родственников мужа.

Ниже фотографии брачных союзов, где девочкам редко когда больше 14-15 лет - из стран с крепкими духовными скрепами.

Афганистан. 55-летний Саид Мохаммед и 8-летняя Рошан Касем в день помолвки в деревушке Чавош. 60-летний отец невесты Абдул Касем сказал, что он чувствует себя несчастным, отдавая дочь в чужой дом в таком раннем возрасте, но крайняя нужда не оставила ему выбора

Афганистан. Полицейский Малалаи Карар арестовывает 35-летнего Джанана после того, как он пытался убить свою 15-летнюю жену Джамилю. Джамиля сбежала к своей матери после нескольких лет издевательств со стороны мужа и свекрови. Джанан преследовал жену, намереваясь убить ее, но все закончилось тем, что он нанес многочисленные колотые ранения ее бабушке, которая пыталась защитить внучку. Джамиля была помолвлена, когда ей был всего 1 год, и в 10 лет вышла замуж.

Афганистан. 40-летний Фаиз Мохаммед и 11-летняя Гулам Хидер в ее родительском доме накануне свадьбы в селении Дамарда.

Афганистан. Маджаббин Мохаммед (слева), 13 лет, рядом со своим мужем и его первой женой.

Йемен. Тахани (в розовом) было всего 6 лет, когда она вышла замуж за Мажед, 25 лет (стоит рядом с ней). Еще одна девушка на фото - вышла замуж, когда ей было 8 лет.

Йемен. Молодые невесты в день перед бракосочетанием.

Одна из жертв раннего брака - 14-летняя Балки Сулей из Нигера. Ее выдали замуж в 12 лет. Страдая от железодефицитной анемии и элементарного недоедания, она пыталась выносить ребенка. Когда Балки Сулей была доставлена в больницу, она истекала кровью и могла умереть. Балки потеряла сына на следующий день после родов. Если бы ее ребенок выжил, его физическое и умственное развитие было бы замедленным из-за недоедания.

Однако Балки, еще находясь в переполненном родильном отделении, заявила, что по возвращении в деревню постарается завести еще одного ребенка, пишет в американской газете Washington Post Сударсан Рагхаван. Он побывал в больнице в городе Маради и узнал о судьбах нескольких молодых девушек, оказавшихся впутанными в ранние браки.

Отец Балки, Мохаммед Сулей, чернорабочий. Самое большее, что он мог наскрести в день, составляло один или полтора доллара, чего едва ли хватит, чтобы прокормить 15 членов семьи.

«Иногда у нас была пища, иногда мы не ели. Всякий раз, когда у нас что-то оставалось, мы отдавали всё Балки. Если она не наедалась, мы ничего не могли с этим поделать», - цитирует отца Балки Washinton Рost.

БРАК КАК СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ

В мире каждый день выходят замуж 25 тысяч девочек в возрасте до 18 лет. Балки - одна из них.

Британская благотворительная организация TrustLaw назвала 10 худших стран в мире по числу женщин в возрасте от 20 до 24 лет, которые вышли замуж до достижения ими 18 лет. Это Нигер - 75 процентов от числа замужних женщин, Чад - 72 процента, Мали - 71 процент, Бангладеш - 66 процентов, Гвинея - 63 процента, Центрально-Африканская Республика - 61 процент, Мозамбик - 52 процента, Непал - 51 процент, Малави - 50 процентов, Эфиопия - 49 процентов.


«Мы боимся, что, если продовольственный кризис продолжится, большее число родителей будут использовать брак как стратегию выживания и мы увидим больше девочек, выдаваемых замуж в возрасте до 15 лет», - приводит слова Джанабоу Маонде, руководителя по вопросам защиты детей UNICEF, газета Washington Post.

Директор больницы в Маради, где находилась Балки, сказал, что число детей с нехваткой веса и матерей, страдающих от недоедания, растет. «Это связано с продовольственным кризисом. Люди едят листья, чтобы выжить», - говорит директор больницы Ачироу Умару.

Многие дети живут всего несколько недель, в больнице не хватает инкубаторов и другого оборудования.

ЮНАЯ НЕВЕСТА В ОБМЕН НА ВЫКУП

Детские браки являются глобальным явлением, однако наиболее они распространены в Африке и Южной Азии. Во многих бедных общинах девочки рассматриваются как товар, используемый в качестве денег или для погашения задолженности. Также их выдают замуж в более богатые семьи, чтобы защититься в тяжелые экономические времена. Понятия морали и чести семьи также провоцируют на ранние браки - девушек часто выдают замуж, чтобы гарантировать их девственность.

Сотрудники гуманитарных организаций обеспокоены тем, что находящиеся в бедственном положении родители могут выдавать замуж дочерей еще раньше, чтобы получить причитающийся по обычаям выкуп, что поможет семьям выжить.

Усилия правительств по предупреждению ранних браков, запреты брачных союзов до 15 лет проблему не решают. Ранние браки по-прежнему широко распространены, чему способствуют в значительной степени высокий уровень бедности и неграмотности, архаичные традиции и консервативные религиозные взгляды, которые в сельской местности обладают большим влиянием, нежели постановления правительства.

В среднем женщина в Нигере имеет более семи детей. Это самый высокий уровень рождаемости в мире. Население этой страны, как ожидается, вырастет с 17 миллионов в настоящее время до примерно 59 миллионов к 2050 году, причем половина будет моложе 15 лет, приводит прогнозы газета Washington Post. Как и во многих частях Африки, в Нигере, с сокращающимися пахотными землями, нехваткой дождей и низким уровнем образования, будет вечный кризис, если быстрый рост населения не замедлится.

В среднем женщина в Нигере учится всего четыре года и живет только 56 лет. Один ребенок из семи умирает до своего пятого дня рождения, что означает: каждая мать в Нигере, скорее всего, будет страдать от потери ребенка.

Ранние браки могут иметь тяжелые последствия для здоровья. По мнению врачей, девушки, слишком рано вышедшие замуж, страдают бесплодием. Риск умереть в первый год жизни у ребенка, которого родила мать моложе 18 лет, гораздо выше, чем у ребенка, рожденного более взрослой женщиной.

РАННИЕ БРАКИ В КАЗАХСТАНЕ

Примеров ранних браков множество и в Казахстане. Одна такая молодая женщина стала героиней репортажа и сайта Азаттык в прошлом месяце. Назира Сабралиева из города Кызылорда вышла замуж в 14 лет, в 15 лет стала матерью. Ее мужу Самату в то время было 17 лет. Сейчас Назире 26 лет, она воспитывает семерых детей. Хочет рожать еще. Но живет эта молодая большая семья в чужой квартире, своего жилья нет. Назира пока еще не работает, еще учится в медицинском колледже.


В Казахстане ежегодно замуж выходят до трех тысяч девочек-подростков, пишет Русская служба BBC. И это только официальные цифры. Согласно статистике министерства юстиции Казахстана, за последние 10 лет в стране было зарегистрировано более 30 тысяч ранних браков, пишет BBC. Юные невесты даже не успевают окончить школу.

По словам казахстанской организации «Лига женщин творческой инициативы», случаев, когда невест воруют или сами родители принуждают их выйти замуж еще совсем юными, становится всё больше, сообщал алматинский «31 канал» в ноябре прошлого года.

Согласно докладу UNICEF, в мире по меньшей мере 50 миллионов семей, где муж и жена - несовершеннолетние. Это число удвоится к концу десятилетия. Каждый год 14 миллионов девочек в возрасте от 15 до 19 лет рожают ребенка. В этой возрастной группе вероятность гибели матери в период беременности или рождения ребенка в два раза выше, чем у 20-летних женщин.

Какие браки считать ранними? Понятие это весьма переменчиво с течением времени. В старые времена, когда девушку выдавали замуж в 16-17 лет это считалось нормальным. А некоторые народы и в настоящее время выдают дочерей замуж в 14-15 лет, и у них это считается нормальным. Часто встречаются ранние мусульманские браки. В современных цивилизованных странах раньше тридцати, а то и тридцати пяти лет считается нормальным для женщины не связывать себя узами брака.

Анализируя возраста молодоженов в разных странах и обществах можно сделать вывод, что чем более развито общество, чем выше уровень интеллектуального развития и чем более благополучно чувствует себя в этом обществе человек, тем позже молодые люди стремятся связать себя узами брака.

Законодательство же России позволяет вступать в брак по достижении возраста 18 лет. В исключительных случаях и с согласия родителей или законных представителей, и ранее 18 лет.

В большинстве своем ранние браки заключаются преимущественно по вынужденным причинам, нежели по искреннему желанию. Как правило возникшая необходимость раннего вступления в брак детей становится полной неожиданностью для родителей, и надо сказать не самой приятной неожиданностью.

И это понимание становится решающей причиной развода, даже несмотря на наличие детей.


Самые ранние

Во всем мире женщины и мужчины с одинакового возраста имеют право вступать в брак. С этой точки зрения в каждой стране равноправие между мужчиной и женщиной.

Есть страны, где вступление в брак разрешено с возраста 9 лет! Это те государства, где во главе угла не законодательство, а .

Парагвай, Испания, Канада и Эквадор разрешают девочкам выходить замуж с 12 лет.

Некоторые штаты США дают юным мисс такое право с 13-ти лет.

Колумбия, Аргентина, Перу и Италия разрешают девушкам браки с 14 лет.

Большинство поселений Афганистана и Непала вступают исключительно в ранние браки, по достижении юношами и девушками 14-15 летнего возраста.

Ранние браки в Индии имеющее место явление. И в некоторых поселениях Индии возраст самых юных невест доходит до 10 лет. Конечно такие браки запрещены законодательно, но нормы традиций и обычаев в этой стране очень сильны и такие браки, как правило, заключаются ночью и в тайне от властей.

Слушайте родителей, ведь они плохого не посоветуют! И это главный и самый емкий совет, к которому, как правило, мало кто из ветреной молодежи прислушивается.

В период 2001 по 2005 этот показатель составлял примерно 3000 браков у мужчин и 25000 для женщин. За период 2006-2010 на 40% меньше. Ранние браки считаются проблемными и по статистике пять из семи ранних браков распадаются в конечном итоге.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Баф для полировки ногтей: его предназначение и как им пользоваться
История моды (краткий очерк) Дизайн одежды в разные времена
Физические свойства алмаза Кристалл алмаза