Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспекты целевых прогулок и природоведческих экскурсий. Сообщение на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на целевых прогулках и экскурсиях. Эстетическое восприятие обостряется и углубляется, если обращаться к прошлому опыту детей, п

Ольга Баскова
Организация целевых прогулок и экскурсий

Организация целевых прогулок и экскурсий

Экскурсии с детьми проводятся вне учреждения. Экскурсии , как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной группах. Но маленьким детям можно организовать специальные занятия-экскурсии по групповой комнате с наблюдением (в комнате, на площадке) .

Планируя работу с детьми в летний период, необходимо помнить о включении в план физкультурных и музыкальных развлечений (2 раза в неделю) ; дней здоровья (1 раз в квартал) ; спортивных праздников (1 раз в квартал) ; работы по правилам дорожного движения (1 раз в неделю) и основам безопасности (1 раз в неделю) ; прогулок по маршруту (простейший туризм, экскурсий , пешеходных прогулок (1-2 раза в неделю, в старшей группе - до 3 раз в неделю) .

Природоведческие экскурсии .

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

В основном проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том , что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания . Намечает воспитатель экскурсию , исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии , воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии , необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии , воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии , устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Для того чтобы экскурсия была интересной , воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии . Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.

Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии . Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий .

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии , сезона. Приведя детей к месту экскурсии , следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии . Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы : вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос : "Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? " и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям. Нужно обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "этажи" парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Дидактические игры, проводимые во время экскурсий , необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие : "Помоги дереву", "Осторожно, муравей", "Птицы любят тишину", "Доброе утро" и др. Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер , парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям , заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств . По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога. Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху» , «Узнай по описанию» , «Ветка, ветка, где твоя детка?» , «Раз, два, три, к березе беги!» ). В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Главная цель заключительного этапа - подведение итогов экскурсионной работы .

Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.

Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться.

На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д. Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

Начиная со второй младшей группы, проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение д/с, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны , и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона : гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему , на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны , наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Советы по подготовке и проведению прогулок по маршруту :

- прогулка -поход проводится только после тщательного изучения маршрута;

Тщательно продумывается содержание маршрута, похода;

Взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;

Продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде;

О времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;

Желательно уточнить прогноз погоды ;

Накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы;

Взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности;

Должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;

Взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной);

План и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей;

Взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.

Планирование прогулок-походов .

Перспективный план проведения прогулок -походов можно составить примерно по следующей схеме : дата проведения; тема или объекты наблюдения; цель; отметка о выполнении.

Дается краткое описание маршрута, отмечаются привалы и деятельность на них. К каждому походу составляется сценарий (конспект, где указывается место проведения, время отправления, форма и длительность.

Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности. Детей можно учить ориентированию на местности.

Карты-схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего на карте. Все маршруты нумеруются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы. Отмечается общая протяженность маршрута и длина отрезков пути между привалами, а также его продолжительность.

Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход по схеме : №; дата; группа; кол-во детей; № маршрута; кол-во сопровождающих, Ф. И. О. ; время ухода; подпись; время возвращения; подпись кто принял сведения.

Памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок : Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сторону. В таком походе крепнут силы детей, развивается выносливость, способность преодолевать трудности, упражняется воля и настойчивость. Воспитатель заранее намечает маршрут, на котором ровная дорога чередуется с разнообразными естественными препятствиями : склоны, бревна, пеньки, канавки, мостик и т. д. места для привалов и место для разбивки лагеря.

В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, медицинская сестра. Составляется конспект. В нем указывается : с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования. Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей , чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека.

На дороге должны встречаться препятствия : поваленное дерево, низко нависшие ветки, ручей и т. д. Природное окружение всегда можно использовать для упражнения в прыжках : спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.) . Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания. Надо стремиться на каждой прогулке , упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями. Например : идти между двумя линиями, подбрасывать мяч вверх и ловля его руками, дойдя до камня, положить мяч возле него, встать на камень, спрыгнуть, пройти на четвереньках до обруча (сплетен из веток, пролезть в него, подбежать к ветке с подвешенным колокольчиком, подпрыгнуть и позвонить.

Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материала, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой деятельности. После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.

При разбивке лагеря желательно предусмотреть телефонную связь, а площадь лагеря ограничить гирляндами из флажков, цветов и т. д. При организации малого туризма предусмотреть меры, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.

ПРИМЕЧАНИЕ : Длительность маршрута увеличивать постепенно, придав ему игровую форму – "Туристический поход". Составить свою небольшую туристическую песню. Перед выходом в поход провести инструктаж – как вести себя в походе. На привалах организовывать отдых детей : песни, хороводы, соревнования, чтение и рассматривание книг и др.

Туристическое снаряжение : Головной убор (шляпа, шапка, панама, спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.) . Обязательно, возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты.

Экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. Повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания : значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии , поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Преимущество экскурсий состоит в том , что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Правильно проведенная экскурсия оставляет глубокий след в детской памяти и находит отражение в творческих играх детей, оказывая влияние на их поступки и поведение. Но в игре не получают отражения наблюдения, в которых для ребенка на первый план выступают только предметы и ускользают люди, их деятельность и взаимоотношения. Удачная экскурсия , конечно, является основой процесса усвоения детьми знаний о значении труда, о том, как, кем и для чего он проводится. Поскольку наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии ) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством включения детей в различные виды деятельности, уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Подготовка к экскурсии .

Одна из форм экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых – это производственная экскурсия . Подготовка к экскурсии начинается с составления плана её проведения и выбора объекта, то есть предприятия, которые дошкольники будут посещать. И сходя из цели и задач экскурсии , педагог определяет вопросы, на которые детям следует обратить внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсии на предприятии или добивается разрешения провести её самому. Намечая план маршрута, педагог продумывает, как обеспечить безопасное передвижение детей по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.

Ниже приведены несколько ориентировочных вопросов, по которым можно готовить информацию для проведения производственной экскурсии :

Название предприятия.

Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия.

Современное оборудование, используемое в цехах.

Работники основных профессий предприятия.

Какая технологическая последовательность обработки материалов существует на денном предприятии?

В каких цехах используют оборудование, выполняющее одновременно несколько операций?

Опишите технологическую последовательность обработки той или иной детали или узла изделия.

Во время экскурсии дети всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых на производстве. Педагогу необходимо договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении экскурсии , уточнить содержание бесед и выделить в беседе самое главное. Вести рассказ понятным языком, избегая узкоспециальных терминов. Привлечение работников к экскурсии не освобождает педагога от подготовки к рассказу.

Методика проведения производственных экскурсий .

Любая производственная экскурсия , как правило, проходит в несколько этапов :

1. Подготовка дошкольников к экскурсии (подготовительная беседа) .

2. Вводная беседа на предприятии.

3. Порядок знакомства с производством, рассказ педагога, наблюдения детей, объяснения специалистов предприятия.

4. Сбор иллюстрированных материалов.

5. Встречи и беседы с производственниками.

6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии . Подготовка к экскурсии ведется по двум направлениям : по содержанию и по организационным вопросам .

В подготовительной беседе педагог объясняет цель экскурсии , рассказывает детям, куда они пойдут и что должны наблюдать. Во время беседы можно предложить вопросы, ответы на которые нужно будет дать после экскурсии . Такие вопросы помогут детям вести наблюдения в заданном направлении, не давая возможности отвлекаться. Педагог объясняет, что экскурсия - это такое же занятие, как и все, поэтому во время экскурсии необходимо выполнять требования, предъявляемые к детям на занятии : внимательно слушать, организованно задавать вопросы , не разговаривать, соблюдать дисциплину. Нельзя нарушать порядок, дисциплину и по дороге на экскурсию . На предприятии держаться всем вместе, переходить из одного помещения в другое спокойно, не суетясь.

«Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период».

Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём станут для детей прогулки - походы, экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения.

Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует знание правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги.

Медицинская сестра дошкольного учреждения формирует группы детей на основе состояния их здоровья и уровня физического развития, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Перед проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы вызвать у них интерес. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.

При подготовке прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки нужно обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой дети должны одеваться с учетом погоды и сезона. Содержание прогулок-походов, целевых прогулок, экскурсий зависит от выбранной тематики. Если позволяет погода, воспитатель может организовать наблюдения за насекомыми, птицами, сбор природного материала.

В июне пышно цветут травы: колокольчики, ромашки, гвоздики, клевер и другие растения. Чтобы познакомить с их разнообразием, красотой организуются 3-4 целевые прогулки. Детям нужно показать подорожник, вьюнки, гусиную лапчатку. Рассказать почему мы их так называем. Колокольчики привлекают внимание детей. Интересно наблюдать как на ночь и перед дождём колокольчики смыкают лепестки. На целевых прогулках внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков растений. После таких целевых прогулок на луг хорошо прочесть книги: «На лугу» Г. Ганейзер; «Наши цветы» Е. Серовой.

В течение лета проводят несколько целевых прогулок в лес. Во время прогулки в лес дети собирают ягоды, находят кустарники и травянистые растения: кипрей, иван-да-марья. Здесь же надо обязательно рассказать о ядовитых растениях: вороний глаз, бузина, волчье лыко и др. Знание детей о растениях леса можно уточнить и расширить при чтении книги «Цветы леса» М.М. Соколова-Микитова. Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки, с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму, на луг и т.д. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время.

Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой - экскурсия. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.

Экскурсии делятся на природоведческие и сельскохозяйственные. Природоведческая включает вводную беседу, коллективное наблюдение индивидуальные самостоятельные детские исследования и сбор природного материала, игры детей с собранным во время отдыха материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы.

Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.

Во время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают, используют для игр и упражнений. В играх: «узнай по запаху», «узнай по описанию», «найди растение по листу», «ветка, ветка, где твоя детка?» - дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают название растений и их частей.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на огород, в оранжерею и т.д. Такие экскурсии дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу , как выращивает растения и животных. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что ребенок может наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. В заключение экскурсии обобщаются впечатления о работе на донном объекте.

При проведении прогулок-походов, экскурсий, целевых прогулок с детьми педагоги должны соблюдать определенные правила безопасности.

Во-первых, предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у заведующей ДОУ.

Во-вторых, четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование. В набор необходимого снаряжения входит легкие индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей и взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для организации дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников. На случай, если придётся очистить место стоянки, стоит взять с собой маленькие грабли, лопатки и пакеты для мусора.

В-третьих, обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать её содержимое и уметь им пользоваться.

В-четвертых, одежда и обувь всех участников должна соответствовать сезону и погодным условиям.

Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, знакомить с достопримечательностями родного города.

    Слайд 2

    Педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, с целью укрепления здоровья детей, развития его умственных и физических способностей. - элемент режима, дающий возможность детям удовлетворить свои потребности в движениях через подвижные игры, трудовые процессы и разнообразные физические упражнения. Прогулка

    Слайд 3

    Виды прогулок

    Слайд 4

    Слайд 5

    Кратность проведения выходов за пределы ДОУ

  • Слайд 6

    Длительность Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Летом приём детей осуществляется на улице. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

    Слайд 7

    Организация И проведение Целевых прогулок Основная форма организации детей, имеющая небольшой объём задач, для ознакомления детей с ярким природным явлением сезона. Это - та же прогулка, но с определенной целевой установкой.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Организация

    Проводят в определённые часы, по заранее составленному в соответствии с программой плану. Методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и т.д. Игры:с естественным материалом – песок, листья, снег, вода, ветер. Объекты: ближайшие места (парки, пруды, скверы, бульвары) В старшей группе – школа.

    Слайд 10

    Подготовка и проведение

    Заранее посетить место, определить объект, материал для сбора, переноса растений, как одеться. - Организация детей: всё ли взяли и правила поведения. - На месте: подвигаться, побегать, посидеть. -Дать почувствовать природу. - Наблюдение – центральное место. - Следить за правилами сбора растений. Перед возвращением отдохнуть 5-10 мин. Спокойная игра или разбор собранного материала

    Слайд 11

    Тематика

    Шишки для поделок, Цветы для гербария, Гнездование грачей, Красивые цветы на нашей клумбе Наш огород Осеннее дерево Листопад Скворцы прилетели Ёлочка, ёлка Снегопад Чей след Подкормим птиц Какими стали деревья Пришла весна Наши птицы Капель Что подарит нам весна Солнышко на травке Белые кораблики Гуляем, но деревья не ломаем Что за птица Сосульки Игры детей зимой

    Слайд 12

    Организация И проведение экскурсий Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо Это вид занятий, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте. Экскурсии выдвигают не один предмет, а явления живой действительности в их неизбежном взаимоотношении.

    Слайд 13

    Значение

    Возникновение эстетических чувств. Физическое развитие. Возникновение интереса. Обогащение словаря Развитие грамматического строя речи. Формируется культура речевого общения.

    Слайд 16

    Длительность

    Слайд 17

    Перспективный план

    Тема Объект Программное содержание Календарный план Тема Объект Оборудование и материал План – конспект Оформление результатов

    Слайд 18

    Схема написания заявления

    Дата Группа Количество детей Количество сопровождающих Время ухода Время возвращения подпись Прикладывается маршрутный лист

    Слайд 19

    Подготовка

    Ознакомление с объектом Определение экскурсовода Тщательный подбор методов и приёмов, материала, экскурсионного снаряжения Определение и изучение маршрута Проведение предварительной беседы с детьми Накануне: Осмотр места накануне Одежда детей Всё ли взяли Правила поведения Написание заявления

    Слайд 20

    Проведение природоведческих экскурсий

    Вводная беседа, Коллективное наблюдение, Индивидуальное, самостоятельное наблюдение, Сбор природоведческого материала, Игры с собранным материалом Можно развесить кормушки, высадить цветы на клумбу, посадить деревья Дидактические игры Вопросы – задания Подведение итогов

    Слайд 22

    Подведение итогов

    После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием собранного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий. Можно сочинить рассказ. Составить книгу сказок, составление коллажей, конструирование макетов экосистем

    Слайд 23

    отдых

    Игры и игровые упражнения: «Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Раз, два, три к берёзе беги!», «Ветка, ветка, где твоя детка?»

    Слайд 24

    Темы экскурсий в помещении ДОУ

    Для детей 3-4 лет. Наша спальня, для чего она служит, что в ней находится; кроватка, оборудование кровати, номенклатура принадлежностей, назначение каждой вещи, уход за кроватью и т. п. Для детей 5-6 л е т. То же в более глубокой проработке с добавлением. Живой материал в нашем детском саду; назначение каждой комнаты и их взаимное расположение; куда выходят окна комнат, сравнение комнат по величине и другим признакам; наше паровое отопление, батареи, их расположение, значение, время топки (упражнение термического чувства) и другие, обусловленные особенностями помещения. Для детей 6-7 лет. Рояль. Телефон. Телевизор. Плита (обыкновенная и газовая). Что украшает детский сад. Выбирая тему для экскурсии, педагог не должен забывать, что все, с чем ребенок знакомится сам, связано с запросами окружающей его жизни и его развивающейся личности. Выдвигая тот или другой предмет или явление для наблюдения с детьми, педагог должен отдавать себе отчет, чем этот выбор обусловлен, как он связан с общей жизнью и интересами детей. Другими словами: зная, какие возможны объекты для экскурсии, нужно выбрать тему, что согласовывается с местными условиями.

Жук Лариса Николаевна,

воспитатель

МАДОУ ЦРР ДС «Солнышко»

Г.Муравленко

Пояснительная записка

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, городу.

Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть со страниц книг. Реальность восприятия, возможность практического, полезного применения имеющихся знаний усиливает как воспитательную, так и образовательную составляющую педагогического потенциала прогулок. Именно этот фактор позволяет эффективно решать поставленные по оптимизации образовательного процесса. Интегрирование содержания воспитательно-образовательной работы, реализация развивающих задач современной программы для дошкольников в наиболее привлекательных формах и видах детской деятельности, в данном случае на прогулках, позволяет не только сократить общее время организованных форм обучения (занятий), но и обеспечивает повышение познавательной и двигательной активности детей в течение дня. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дошкольники более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам родного города.

Таким образом, прогулка - экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по городу.

Тематический план экскурсий.

Тема экскурсии

Сроки проведения

«Путешествие по городу»

познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;

сентябрь,

«Магазин».

Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города;

сентябрь

«Аптека».

Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города;

«Библиотека».

познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;

Проведение экскурсий

1 этап – осенний цикл (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

Воспитатель раскрывает размещение объектов наблюдения, создает проблемные ситуации, использует приемы активизации умственной деятельности (вопросы, использование детского опыта).

Рассказ воспитателя, раскрывающий назначение объектов наблюдения, смысл специальных терминов.

Закрепление полученных представлений. Подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ детей и различные творческие работы и игры: рисунки, аппликации, развлечения, викторины.

2 этап - весенний цикл (март, апрель, май)

На повторных экскурсиях дети сами могут вести группу по маршруту в сопровождении взрослых. Известно, что дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, а это является важным условием для формирования навыков самоорганизации познавательной деятельности, развития связной диалогической и монологической речи в процессе проигрывания роли экскурсовода – гида. Дети с удовольствием рассказывают о достопримечательностях родного города.

Примерная структура экскурсий .

1 Предварительная беседа.

2 Ход экскурсии

¨ дорога к объекту

¨ рассматривание внешнего вида объекта

¨ повторение и знакомство с правилами культуры поведения

¨ рассказ воспитателя

¨ проблемные вопросы

¨ подведение итогов

(получение обратной связи от детей- рисунки, рассказы, схемы, дидактические игры и т.д.)

Условия эффективности экскурсий:

¨ учет возрастных особенностей детей;

¨ благоприятное время для проведения, когда дети дошкольного возраста наиболее энергичны (утренние часы)

¨ непосредственное участие взрослых и детей, искренний интерес к объекту знакомства, наблюдения, изучения.

¨ естественная для ребенка среда жизнедеятельности, ознакомление с ближайшим окружением - «малой родиной», удовлетворение познавательного интереса детей, касающихся социальной и природной сферы микрорайона, отдельных страниц истории и культуры города

¨ продвижение от опыта к знанию.

¨ обязательное соблюдение мер безопасности.

Важнейшим условием эффективности экскурсий является понимание их роли родителями для формирования гражданской позиции, нравственного воспитания. Активное участие родителей, их помощь педагогам в организации и проведении экскурсий обеспечивает целостность педагогического подхода в этой работе.

Наш опыт может быть творчески использован воспитателями детских садов и поможет им разработать новые экскурсии, путешествия с дошкольниками в своем районе.

Экскурсия «Путешествие по городу»

Программное содержание: познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой город.

Предварительная беседа:

Скажите, пожайлуста вы любите совершать прогулки по улицам нашего города?

¨ Что такое улица? (дома, стоящие в ряд)

¨ Каждая улица имеет свое имя. Каждый дом имеет свой номер. Название улицы и номер дома – это адрес. Для чего существуют адрес?

¨ Какие улицы нашего города вы знаете? Назовите свой адрес.

С детьми рассматриваются фотографии центральных зданий города, как ориентиров предстоящей прогулки.

Ход. Сегодня мы с вами будем путешествовать по центральной улице нашего города.

¨ Как называется центральная улица города Муравленко?

По ходу следования к центральной улице города воспитатель обращает внимание детей на названия прилежащих к ней улиц, делает акценты на изменение направления движения. («Сейчас мы идем прямо по улице Пионерской, затем поворачиваем направо и попадаем на улицу Ленина», «Что вы видите справа от нас, слева, впереди и т.д.?»)

На, какие части делится улица?

Проезжая часть – дорога, по которой движется транспорт.

¨ Какое движение на этой дороге? (одностороннее или двустороннее). Как движутся автомобили?

Газон – это полоса озеленения вдоль проезжей части.

¨ Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу.)

¨ Какие деревья посажены на улице?

¨ Как нужно относиться к зеленым насаждениям?

Тротуар – это пешеходная часть улицы.

¨ Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? Какие знаки указывают нам, что здесь пешеходный переход? (На дороге нарисованы широкие белые полосы; знак у дороги, на котором нарисован шагающий человек).

¨ А если пересекается сразу много улиц, как называется это место? (Перекресток).

Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

¨ На какой свет мы будем переходить дорогу?

¨ Вспомните правила поведения пешеходов на улице?

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для движенья. (С.Михалков.)

На нашем пути встречается много магазинов.

¨ Какие магазины вы видите справа от нас, слева? (Наталка, Золотая орхидея, Визит, Тройка, и др.).

¨ Кто работает в магазине?

Воспитатель обращает внимание детей на территорию рядом с магазинами: озеленение, порядок, наличие урн для мусора.

Заглянем в один из магазинов? Напомните себе правила поведения в общественном месте.

Наше путешествие продолжается.

¨ Что это за учреждение слева от нас? А как вы узнали, что это аптека?

¨ Что мы в ней приобретаем? Зачем нужны в городе аптеки? Кто работает в аптеке? Давайте заглянем туда.

На обратном пути детям дается задание: называть все дома, которые им известны. При этом обращается внимание на строительный материал, из которого они сделаны, на цвет, форму и отличительные особенности.

Беседа после экскурсии.

¨ Какие здания встретились сегодня на нашем пути?

¨ Какие бывают дома?

¨ Из какого материала они изготовлены? Почему дома называют кирпичными, панельными, деревянными). Какие геометрические фигуры напомнила вам форма этих зданий?

¨ Давайте подумаем, для чего люди строят здания?

Детям предлагается схематичное изображение маршрута, на котором они размещают условные обозначения зданий, которые встретились им на пути следования.

Экскурсия. «Магазин».

Программное содержание: Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города; воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий.

Предварительная беседа.

  • Как называется наш детский сад?
  • Какой адрес нашего детского сада?

Вокруг д/сада расположены разные дома. В каком-то из них живете вы. Есть и другие здания, в которых люди не живут, но они нам всем очень нужны. Такие здания называются общественными.

Какие общественные здания находятся рядом с нашим детским садом? (мечеть, школа, магазины).

  • Для чего нужны такие здания?
  • Как следует вести себя в общественных местах?

Ход экскурсии.

Сегодня цель нашей экскурсии – познакомиться с общественным зданием, куда каждый день приходят люди нашего города. Мы посетим с вами близлежайший магазин. Вы уже знакомы с некоторыми магазинами нашего города, которые располагаются на центральной улице. Давайте вспомним:

¨ Вы часто с родителями ходите в магазины?

¨ Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины?

¨ Кто работает в магазине?

¨ Зачем люди строят магазины?

Магазины бывают разные: продуктовые, промтоварные, хозяйственные, овощные.

¨ Какие магазины находятся рядом с нашим детским садом?

¨ Как называется магазин, куда вы с родителями ходите чаще всего?

По ходу следования к объекту наблюдения (магазину) воспитатель обращает внимание детей на названия улиц, номера домов которые проходят дети, делает акценты на изменение направления движения.

Остановка: магазин (названный детьми как наиболее известный).

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть здание магазина (цвет, вывеска, двери). Следует обратить особое внимание на порядок возле магазина. Наличие урны для мусора. Зачем?

¨ Кто приводит в порядок территорию возле магазина?

¨ Давайте вспомним правила поведения в общественном месте:

разговаривать тихо, вежливо;

ходить, спокойно, не толкаясь,

соблюдать порядок,

товар смотреть, не трогая руками.

Сегодня в магазине мы не будем ничего покупать. Мы поиграем в игру «Самый внимательный». Правила игры:

1. Внимательно слушать воспитателя.

2.Запомнить все, что увидите.

3. Рассказать о том, что видели и запомнили после того, как мы выйдем из магазина. Вы сами сможете определить самого внимательного ребенка нашей группы.

Рассказ воспитателя (в магазине) .

Это магазин продуктовый, так как в нем продают продукты.

В магазине несколько отделов. В одном продают овощи, соки, фрукты, в другом – конфеты, сахар, печенье, чай, в третьем – молочные продукты, колбасные изделия, рыбную продукцию. В каждом отделе свой продавец. Продавец – это профессия человека, который предлагает нам товар, показывает его, меняет товар на деньги.

Как вы думаете легко работать продавцом? На самом деле есть специальные учебные заведения, где учат работать продавцами: ведь хороший продавец должен знать очень много. Он не просто стоит за прилавком и продает нужную нам вещь – хороший продавец должен знать все о качестве и свойствах того товара, который продает, чтобы дать полезные советы людям, которые хотят купить предлагаемый товар. Продавец должен уметь хорошо считать, чтобы правильно давать сдачу, пользоваться микрокалькулятором, кассой, пробивать чеки.

¨ Как называют людей, которые покупают товар? (Покупателями).

Давайте рассмотрим витрину с набором товара.

¨ Что вы видите на витрине?

Большой выбор разных вкусных и полезных продуктов. Каждый продукт имеет свою цену. Некоторые продукты можно взвешивать, некоторые продаются поштучно.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и больших, в банках разной емкости, в бутылках, брикеты с полуфабрикатами, хлеб: белый, черный, маленький и большой («кирпичиком», круглый, продолговатый).

Просит детей внимательно понаблюдать за покупателями и продавцами: покупатель выбирает нужный продукт, вежливо просит продавца показать и продать необходимое количество товара, продавец выполняет просьбы покупателей, вежливо задает вопросы, помогающие купить нужный продукт в необходимом количестве.

¨ Откуда берутся продукты в магазине? (привозят со склада).

¨ Кто еще кроме продавцов работает в магазине? Что, по вашему, они делают?

Заведующий магазином или директор. Это главный продавец, который отвечает за общий порядок, за культурой обслуживания, следит, чтобы в магазине был большой выбор товаров.

Грузчики, которые подвозят товар со склада, помогают разгрузить продукты, размещают их в подсобных помещениях.

Фасовщики взвешивают и раскладывают товар в пакеты или в сетки в большом или малом количестве.

Уборщицы и дворники, которые следят за чистотой и порядком на территории магазина и близлежащем участке.

Вот как много людей работает в магазине и все они заботятся о нас с вами, чтобы у нас было все, что нужно для жизни.

По дороге в детский сад дети вспоминают все, что видели в магазине, определяется самый внимательный ребенок группы. Детям предлагается сделать вечером зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Во второй половине дня организуется сюжетно – ролевая игра «Магазин», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, культурные навыки общения, специальные термины.

Экскурсия «Аптека».

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города; воспитывать любовь к своему родному городу.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы. Посещение медпункта детского сада. Беседа с медсестрой:

¨ Для чего в детском саду медпункт?

¨ Кто в нем работает?

¨ Какую помощь оказывают детям медицинские работники?

¨ Какие лекарства есть в медпункте детского сада?

¨ Для чего они нужны?

Ход экскурсии.

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним общественным зданием, которое называется аптекой. Что это за здание и почему оно нам необходимо – на эти вопросы мы сможем ответить в ходе экскурсии.

По ходу следования к объекту наблюдения (аптеке) воспитатель обращает внимание детей на названия улиц, номера домов, которые проходят дети, делает акценты на изменение направления движения, на здания и предметы окружения (что справа, слева, впереди, сзади). Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

При подходе к объекту наблюдения обращается внимание детей на внешний вид здания, особенности его строения, на убранство близлежащей территории.

¨ Что это за учреждение впереди нас? – Аптека.

¨ Как вы узнали, что это аптека?

Прежде, чем зайти в аптеку дети вспоминают правила поведения в общественных местах.

Войдем в аптеку.

¨ Что вы видите внутри помещения? (витрины, продавцов).

¨ Какой товар продается в аптеке? (лекарства).

Значит аптека – это магазин, в котором жители города могут приобрести необходимые для лечения и оздоровления лекарственные средства. А продавцов в аптеках называют фармацевты, это очень ответственная профессия. Фармацевт должен отлично знать, какие лекарства могут помочь людям при разных заболеваниях. Ошибки не допускаются, так как это может повредить здоровью человека.

¨ Давайте посмотрим, какие же лекарственные средства предлагают фармацевты на прилавках аптеки?

В отделах можно приобрести вату, бинты, йод, витамины, травы, кремы, мази, средства гигиены и некоторые лекарства, которые могут помочь людям в экстренных случаях (при головной боли, кашле, общем недомогании).

Внимание детей обращается на разнообразие и упаковку медикаментов: есть таблетки – как они выглядят? А порошки? Микстура? Ампулы?

Есть лекарства, которые отпускаются без рецепта, но есть и такие, которые отпускаются только по рецептам.

¨ Что такое рецепт? Кому и кем он выдается?

Давайте рассмотрим его внимательно. В рецепте указана фамилия больного – значит, не любому, кто захочет купить данное лекарство, а только этому человеку прописывает врач необходимый медикамент. Название лекарства и какие – то цифры указывают на то, как его правильно принимать людям. Каждое лекарство разным людям назначают в разных дозах (кому – две таблетки, кому – одну). Внизу подпись врача и печать. Рецепт – это не просто бумажка, это - документ! Без подписи и печати врача данное лекарство отпускаться не будет.

¨ А зачем здесь касса? Лекарства покупают (обменивают на деньги), значит, как и в магазине, надо заплатить деньги в кассу.

Так что же такое аптека? – Учреждение, где продают и покупают лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены.

¨ А аптечка? Вы слышали такое название? Чем отличаются аптека и аптечка?

Нам с вами часто приходится путешествовать. И не всегда на пути можно встретить настоящую аптеку. А в дороге всякое случается: разболится голова или живот, поранились или нечаянно соринка в глаз попала. Как же помочь в таких случаях? Для оказания первой помощи необходимо всегда с собой в длительную дорогу брать набор нужных, самых основных медикаментов. Такой набор лекарств называют аптечкой. В каждой семье обязательно есть своя аптечка - набор необходимых лекарств. В каждой машине, в автобусе, в любом транспорте должна быть аптечка.

По дороге в детский сад дети вспоминают все, что видели в аптеке, определяется самый внимательный ребенок группы. Детям предлагается сделать вечером зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Во второй половине дня организуется сюжетно – ролевая игра «Аптека», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, культурные навыки общения, специальные термины.

Экскурсия «Библиотека».

Программное: содержание: познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города; воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание книг, оформление самодельных книжек – малышек из детских рисунков и пояснений к ним.

Рассказ воспитателя: Немного из истории библиотек...

Давным- давно, когда ещё не было бумаги, люди хотели передавать свои знания другим. Информацию – слова и условные знаки записывали на чем придётся: они высекались на камне в виде значков (иероглифов), позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусах – специально подготовленном материале, сделанном из многолетнего растения такого же названия. А в России письменные сообщения писали на пергаменте, на березовой коре, на обработанной тонкой коже. Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки и папирусы и пергаменты. Создавались первые учреждения, где хранились древние рукописи. Позже эти учреждения стали называть библиотеками. Со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди, научились делать бумагу и печатать книги. Человека, который пишет книги, называют писателем. Писатели писали о том, что видели, слышали. Сочиняли стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле.

¨ Где мы можем увидеть, приобрести или взять во временное пользование книги?

(в магазине купить, в библиотеке)

Библиотеки бывают для взрослых и детей. Есть специальные библиотеки, где собраны книги для слепых, в которых они «читают» книги пальцами.

В нашем городе есть разные библиотеки: семейного чтения, студенческие, школьные и детская. Сегодня мы отправимся в путешествие в библиотеку, которая называется «Детская библиотека». Как вы думаете почему?

По ходу следования к объекту наблюдения (библиотеке) воспитатель обращает внимание детей на названия улиц, номера домов, которые проходят дети, делает акценты на изменение направления движения (повернем направо, налево, пройдем немного вперед, что осталось позади нас). Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

При подходе к объекту наблюдения обращается внимание детей на внешний вид здания, особенности его строения, на убранство близлежащей территории.

Обращая внимание детей на здание, вывеску, порядок на территории, воспитатель инициирует ответы детей с использованием пространственных предлогов (над, за, перед, около, вокруг, из – за, под и т.д.)

Прежде, чем зайти в библиотеку дети вспоминают правила поведения в общественных местах.

Мы с вами подошли к зданию.

¨ Кто знает, что за здание справа от нас?

¨ Кто был в библиотеке?

¨ Как вы думаете, что там внутри?

¨ Чем отличается библиотека от книжного магазина?

¨ Зачем нам нужны библиотеки?

В библиотеке:

Основные отделы библиотеки.

Работники библиотеки собирают книги в библиотеку, делая специальные заказы в книжные магазины, принимают от населения художественную литературу. Книжный фонд детской библиотеки создается с таким расчетом, чтобы дети – читатели смогли найти ответ на любой интересующий их вопрос:

Как летать с Земли до звезд?

Как поймать лису за хвост?

Как из камня сделать пар?

В детской библиотеке вы найдете книги для любого ребенка: с яркими иллюстрациями для самых маленьких, познавательные пособия для подростков по математике, географии, истории, энциклопедии, словари и замечательную художественную литературу известных русских, советских и зарубежных авторов.

Первая остановка – АБОНЕМЕНТ.

В абонементе на книжных стеллажах и полках, доступных читателям, можно выбрать любую книгу. Книги стоят на полке в определенном порядке, по разделам, которые отделяют литературу разных наук, тем и авторов друг от друга.

Вторая остановка – КАТАЛОГ.

В небольших ящичках собраны карточки. Их ровно столько, сколько книг в библиотеке. На каждой карточке мы найдем фамилию автора книги; ее название; фамилию художника, который делал рисунки и фотографии к данной книге. Здесь же указан город, где была напечатана книга, год издания, количество страниц.

Карточки расположены в строгом порядке, как и книги на полках в соответствие с разделом. Найти нужную книгу вам поможет БИБЛИОТЕКАРЬ.

¨ Давайте подумаем, каким должен быть человек, который работает библиотекарем? (много читать, любить и беречь книги, знать разных авторов – писателей, уметь интересно рассказывать о прочитанном)

¨ Для чего в библиотеке нужен такой работник? (следит за порядком, выдает читателям книги для домашнего чтения, аккуратно ведет учет всех книг в библиотеке)

Остановка – ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ.

В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, познакомиться с новыми названиями детских периодических изданий. Здесь же хранятся старые газеты и журналы, выпущенных в разные годы. Они нужны тем читателям, которые хотят вспомнить какую – то информацию из истории нашего города, страны. В читальном зале можно в тишине, не отвлекаясь на посторонние шумы, прочитать редкие книги, которые не выдаются для чтения домой.

ПРАВИЛА ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

¨ Можно обратиться к работникам библиотеки с любым вопросом, с просьбой помочь выбрать нужную литературу.

¨ Аккуратно обращаться с библиотечными книгами;

¨ Вовремя возвращать книгу в библиотеку, дата и сроки для домашнего чтения указываются библиотекарем в специальной карточке (формуляре читателя и на обложке книги)

¨ Подклеить страницы или корешок книги, если в этом есть необходимость.

По дороге в детский сад дети вспоминают все, что видели в библиотеке, определяется самый внимательный ребенок группы. Детям предлагается сделать вечером зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Во второй половине дня организуется сюжетно – ролевая игра «Библиотека», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, культурные навыки общения, специальные термины.

Литература

Бондаренко А.К. дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.

Быковский В.А. Есть город на Ямале – Муравленко. – Екатеринбург: Издательство «Екатеринбург», 1999.

Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития.- Калуга: Изд-во «Адель», 1997.

Планы занятий по программе «Развитие» для детского сада. – М.: УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 1999.

Нифонтова С.Н. , Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»», 2010

Программно-методическое пособие «Развитие +» - НОУ «Учебный центр им. Л. А. Венгера «Развитие» 2012.

Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» - М., 2000 г.

Ж. Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 год.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000969 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111163

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Описание материала: Предлагаю вам конспект природоведческой экскурсии "Мир, который меня окружает" для детей старшей и подготовительной группы. Материал будет полезен инструкторам по ФК, воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительного образования. Этот конспект двигательного занятия направлен на развитие познавательно - исследовательского интереса и ориентировки в пространстве.
Интеграция образовательных областей: "Физическое развитие", "Познание", "Речевое развитие", "Социально - коммуникативное".
Цель: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Задачи:
Образовательные: Продолжать расширять и уточнять представления детей о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Развивающие: Продолжать развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

Воспитательные: Развивать самостоятельность и инициативность в двигательной активности, способность к самооценке при выполнении движений.
Пособия: Лист ватмана, простой карандаш, два круга из цветного картона.
Ход: Сбор у крыльца группы.
Ведущий: Сегодня у нас очень важное задание. Дядюшка АУ хотел бы познакомиться с нами и побывать в гостях, но к сожалению он не может надолго оставить лес без присмотра, и поэтому просит нас составить для него письмо, о том, что расположено вокруг нашего детского сада, и тогда он сможет научить нас играть в интересные игры.Пройти вместе с детьми к центральной калитке и встать лицом к корпусам, обратить внимание детей на лист ватмана, на котором изображены два прямоугольника.
Ведущий: Посмотрите вокруг, эти два прямоугольника вам что-то напоминают?
Дети: Это наш детский сад.
Ведущий: Наш детский сад огражден забором, он протянулся вокруг двух корпусов. Показать на плане. А как же войти в детский сад, если он огорожен забором?
Дети: Нужна калитка. На основании наблюдений детей находим и отмечаем на плане центральную и боковые калитки.
Ведущий: Теперь надо решить какой из детских садов наш, чтобы точно попасть в свою группу. От калитки надо идти вправо или влево?Сориентировать план относительно детей и прочертить карандашом путь от калитки к корпусу).
Ведущий: С удовольствием заглянула бы к вам в гости, да вот беда в этом корпусе нет ни одной двери.Найти и отметить все входы в здание; выделить вход в свою группу.
Игра "Проложи маршрут". Дети делятся на две команды (девочки и мальчики). На мольберте укрепить лист ватмана с планом территории. Ведущий прикладывает один из кружков к одному из входов, а дети должны рассказать, как пройти от калитки до этого входа, называя направление движения. Затем вторая команда прокладывает маршрут к другому объекту. Игру можно провести в виде соревнования между командами.
Ведущий: Молодцы, и мальчики и девочки отлично справились, смогли верно указать дорогу. А сейчас мы отправимся в наше первое путешествие, ведь вокруг нашего детского сада так много удивительного, и все это непременно нужно отметить на плане.
Дети стайкой идут по территории детского сада и отмечают схематично на листе ватмана с планом природные объекты.
Игра "Прятки". Дети делятся на две подгруппы. Ведущий показывает первой подгруппе детей место на плане, куда они должны спрятаться. Воспитатель уходит с этой подгруппой. Через некоторое время ведущий показывает на плане второй подгруппе детей место, куда ушла первая подгруппа. Дети должны сориентировать план относительно себя и рассказать то, как они будут двигаться, отправляясь на поиски детей первой группы.
Ведущий: Отличный план у нас получился. По нему без труда можно найти и вход и выход, пройти на любой участок и спортивную площадку. Я, думаю, дядюшка АУ будет доволен и совсем скоро мы уже познакомимся с его интересными играми. А пока вернемся по плану на спортивную площадку и поиграем в подвижные игры.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Модный кайзер: привычки и слабости Карла Лагерфельда
Брюки женские Стильные брючки
Бизнес-леди Айсель Трудел: когда онлайн-магазины заменят привычные бутики Что в имени тебе моем