Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Положительное отношение дошкольников к труду. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся. Факторы формирования отношения к труду

ДОКЛАД

Тема: «Воспитание положительного

отношения к труду и творчеству у

обучающихся »

Воспитатель: ПОПОВА Е. И.

ГКООУ

«Санаторная школа – интернат № 4»

г. ОРЕНБУРГ.

"Труд – первое основное условие всей

человеческой жизни и притом в такой

степени, что мы в известном смысле должны

сказать: Труд создал самого человека ".

Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания об-ся срганизован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Очень важно развитие трудовых умений у об-ся, овладение

элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у об-ся

формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по

самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие

трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в

которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и

инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами,

осуществление действий в определенной последовательности, оценка

результатов труд.

Труд для об=ся имеет большое значение: в процессе знакомства с

назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов,

овладения действиями с ними, планирования последовательности операций

развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и

мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и

конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе

и результатах их труда.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку

происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой

моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность.

Большое значение имеет формирование произвольности движений в

процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты

доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Главными задачами трудового воспитания об=с являются воспитание

трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической

готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой

деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи

старшим.

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности

ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно

при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу

другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы,

здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное

развитие об-ся Он способствует формированию таких качеств, как

сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует

память, внимание, активизирует восприятие.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В

труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности,

самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать

трудности, формируются интерес к качественной работе.

Общественно-социальное значение труда об-ся связано с

воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение

сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и

доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление

помогать взрослым и детям.

В школе- интернате при работе с об-ся применяются различные виды трудовой деятельности.

Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной

деятельности. Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было

выделено трудовое воспитание, которое проводится по трем направлениям.

Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены,

организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование

умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы,

как “Личная гигиена воспитанника” и др., инструктивные занятия (правила

личной гигиены юноши; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и

индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил

гигиены; выполнение зарядки, занятия физическими упражнениями с целью

формирования фигуры т.д.). В процессе реализации выделенного

направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за

телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой;

умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой

проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по

самообслуживанию у об-ся постепенно начинают проявлять себя как

самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их

дальнейшей жизни.

Большое значение придается общественно-полезному труду. Следует

отметить, что для повышения интереса у об-ся в процессе обучения

необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они

делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное

практическое и общественное значение. Хозяйственно-бытовой труд.

Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ:

формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья,

представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми

предметами для уборки помещений;

формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других

помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма

значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить,

как их много. Приучать об-ся к выполнению домашних дел необходимо не

только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной

жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы

воспитываем привычку у них трудиться, и заботиться друг о друге,

формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и

начинается трудовое воспитание. Об-ся с удовольствием берутся за любые

дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при

этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их

трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их

позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать об-ся

разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать

стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное

отношение к результатам деятельности. Вот почему мы воспитатели

должны стремиться, не просто привить об-ся трудовые навыки, но и помочь

им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех

стимулирует потребность в труде. Важно умело реализовать воспитательный

потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и

удовлетворение вследствие этого какой либо потребности влечет за собой

появление новой или новых потребностей.

Сельскохозяйственный труд - это работа на участке, в огороде, работа по

уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание цветов.

Трудовые обязанности распределяются с учетом желания об-ся, а также их

возраста и имеющегося опыта.

Дети, проживая в условиях школы- интерната, обучаются трудовым навыкам и

умениям по всем трем направлениям. Дети выполняют обязанности

дежурного по графику, который был составлен по согласию детей.

Добросовестно выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их

так, чтоб следующий воспитанник не имел претензий. При этом воспитатель

всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности,

всегда помогает, подсказывает, как правильно надо сделать. Об -ся

приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей

самостоятельной жизни. Учатся, как правильно выполнить всю работу по

дому, а также на территории интерната.

Работая по данному направлению с об-ся группы, мною проводились различные:

беседы, игры, практические занятия “Моя квартира, мое лицо; меблировка и

т.д.”. Выполняя трудовую работу по школе- интернату и по группе, об-ся соблюдают

график дежурства, который был ими согласован. Об-ся выполняют

обязанности дежурного по спальне, в классе и т..

Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом

хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у об-ся умение

действовать сообща, в коллектив.

Воспитатели используют совместные

формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, помогают

определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить

обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело

быстрее и лучше.

Важным направлением является ознакомление об-ся с трудом взрослых,

воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.

Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений

детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях,

занятиях, встречах. Дети знакомятся с такими профессиями, как каменщик,

маляр, повар, строитель, парикмахер и т. д. У об-ся формируются

представления о деятельности представителей разных профессий,

складывается интерес к ним. В процессе всей работы по ознакомлению с

трудом взрослых воспитатели акцентируют внимание на результатах труда, его

значимости для людей. Важно, чтобы система работы по трудовому

воспитанию об-ся формировала у детей желание помогать старшим,

выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать

радость от работы.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с

разными видами труда (самообслуживание и формирование

культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в

природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития об-ся,

позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.

Очень важно выпускников подготовить к тому, что любой труд достоин

уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и

стараться сделать её качественно, но для этого необходимо, чтобы

требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными

качествами и возможностями.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником

профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность,

испытывающая удовлетворение и получающая возможности для

самореализации.

Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего

места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей.

Поэтому важно в профессиональной деятельности

готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в

будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через

профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему

отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Безусловно, выбор профессии остаётся за воспитанниками, однако

школа-интернат должна способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан

правильно.

И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания об -ся школы- интерната рассматриваются как социальная проблема, т.е. в

плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников

школ.

Работа по трудовому воспитанию преследует следующую цель -

формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание

необходимости трудовой деятельности.

А также задачи:

Развитие трудовых навыков;

Включение детей в посильную трудовую деятельность через

практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой

труд);

Воспитание положительного отношения к труду.

Цели и задачи трудового воспитания.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания личности.

Современная жизнь требует от школы - интерната эффективного

решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и

познавательный, должен представлять собой целенаправленную,

осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и

социальную направленность, учитывающую возрастные

психофизиологические особенности об-ся.

Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к

жизни новые нестандартные подходы к решению целей и задач трудового

воспитания об-ся. Внедряются новые технологии трудового

воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования,

улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в

каждом из которых решаются задачи: 1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности; 3) формирование трудовых

умений и навыков через практические занятия.

Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и

навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а

средство для развития главной человеческой способности- способности к

труду.

Формы и методы трудового воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья

Включение об-ся в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии

детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Включаясь в труд, обучающиеся вступают в отношения с предметами,

средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения

с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений

формируются личностные качества.

В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу

труда формируется понятие о труде как единственном источнике

благосостояния общества и условии развития и становления личности.

Отношение об-ся к процессу труда имеет большое значение для

формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание,

внимательность, справедливость, добросовестность, организованность,

целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.

Формами трудового воспитания являются:

Индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

Коллективная (общественно полезный и производительный труд во

внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам

для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

Групповая (утренники, праздники на тему труда)

Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого

занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач,

содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей

учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.

Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.

Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам,

например, правил поведения и последовательности выполнения различных

трудовых приёмов и операций.

Инструктаж- применяется для сообщения правил техники безопасности

перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж

необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом

работы.

Профориентационная беседа- наиболее распространённый метод трудового

воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна

быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений

о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о

мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между

получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по

профессии в будущем.

Важной формой внеклассной работы по трудовому воспитанию и

профессиональному просвещению учащихся является просмотр

и обсуждение кинофильмов и телевизионных

передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и

последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с

ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их

содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом

достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.

Наиболее благоприятной для трудового воспитания об-ся

является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым

смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к

труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь

воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт

возможность показать свои знания и умения другим людям.

Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью

повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях

использования своих склонностей и способностей.

Неделя труда, которая проходит ежегодно в нашей школе,

значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и

профориентации. Сюда включаются: встречи со специалистами той или иной

профессии; выпуск стенгазет; конкурс «Лучший по профессии»

(столяр-плотник, обувщик, швея и другие); тематические классные часы;

выставки поделок воспитанников, изготовленные ими во время часа

«Умелые руки», в кружках и факультативах.

Кружки и факультативы также способны оказать значительную

помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления об-ся

с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность

ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и

познавательной активности, самостоятельности.

В трудовом воспитании об-ся

большое место занимает хозяйственно-бытовой труд. Этот труд,

как никакой другой, даёт возможность воспитать в детях аккуратность,

желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.

У воспитанников школы - интерната, которые постоянно участвуют

в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное

отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в

дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Об-ся активно включаются в

различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно

распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы,

критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его

не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично

жизненные ситуации. При этом от об-сят при выполнении трудовых заданий

требуется слаженность действий, умение устраивать правильные деловые

отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное

выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность

принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания

помощи товарищу, воспитателю,) способствует

формированию таких качеств как трудолюбие, настойчивость, упорство,

доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых

мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал

личности.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда,

следует продумывать его организацию и приёмы, которые используются при

обучении об-ся.

Хозяйственно-бытовой об-ся через практические занятия

включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в спальных

комнатах, коридорах; во время дежурства по столовой воспитанники

развивают навыки сервировки столов, накрытия и уборки с них после приёма

пищи. Ребята принимают участие в трудовых десантах (н-р, операция

«Чистый двор», «Тепло»), развивают навыки самообслуживания во время

бытовых часов: посещение прачечной, «Час утюга и иголки». Также в нормы

самообслуживания входят санитарно-гигиенические навыки, которые

вырабатываются уже в начальных классах и доводятся до автоматизма

также через практические занятия.

По мере усвоения трудовых навыков об-ся приобретают

самостоятельность в выполнении действий, учатся выполнять задания

быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере

хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность,

инициативу действий в быту, включения в различные трудовые процессы.

Приведу примерное содержание хозяйственно-бытового труда детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Виды общественно полезного труда:

1. Самообслуживание (практические занятия):

Дежурство по содержанию чистоты в спальных комнатах, классе;

дежурство по школе и столовой;

Уход за растениями в комнатах, коридорах;

Работа на пришкольном участке (занятия по учебному плану)

2. Работа для школы:

Участие в оформлении учебных кабинетов и жилых помещений;

Выполнение работ для школьной библиотеки («Книжкина

больница», переплетение книг и журналов);

Мелкий ремонт школьной мебели.

3. Участие в производительном труде:

Сельскохозяйственные работы по учебному плану;

Факультативные занятия.

4. Работа по благоустройству (практические занятия по учебному и

воспитательному плану):

Охрана зелёных насаждений, уход за ними;

Изготовление скворечников и кормушек для птиц;

Помощь в благоустройстве дворов, парков;

Выращивание рассады овощей и цветов;

Посадка цветов, деревьев и кустарников на закреплённом участке.

5. Сбор сырья:

Сбор макулатуры;

Сбор лекарственного сырья, плодов, ягод.

Вывод: только когда методика организации воспитания через практические

Занятия в школе - интернате будет соответствовать педагогическим

условиям, тогда и трудовое воспитание в целом об-ся

будет наиболее эффективным и полноценным.

Применение вышеуказанных практических занятий в школе прокладывает

учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному

самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной

жизни вне стен школы.

Заключение

В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма

заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового

воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт

целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно

слышать справедливые нарекания, что об-ся фактически ничего не умеют

делать собственными руками, не имеют представлений об истинной

стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.

Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у об-ся

активности, самостоятельности

Умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Значимым

для жизни в современных условиях является адаптационные способности

личности. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия

требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу

деятельности, перестраиваться психологически.

Целесообразно ориентировать об-ся на включение в будущем в

честную конкурентную борьбу и развивать такое качество как

конкурентоспособность, необходимое в условиях рыночной экономики.

Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание

трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и

творческих способностей.

Включаясь в трудовой процесс, подросток коренным образом меняет всё

представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

меняется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой

деятельности, что в свою очередь меняет авторитет воспитанника в детском

коллективе.

Главная развивающая функция труда- это переход от самооценки к

самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности,

умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды

мышления. Вследствие коллективного труда об-ся получает навыки

работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в

обществе.

Обобщая сказанное, считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое

обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение

широкого круга задач, главная из которых- формирование трудовых умений,

навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы

успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей

самостоятельной жизни.

Задачи:

Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатом труда.

Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников:

  1. Самообслуживание.
  2. Хозяйственно-бытовой труд.
  3. Труд в природе.
  4. Ручной труд.

Формы организации труда:

  1. Поручения.
  2. Дежурства.
  3. Коллективный труд (общий, совместный).

Методический комментарий: Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд - в старшей и подготовительной группах.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.

В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 20й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателей решить более сложные задачи трудового воспитания:

Приучать детей договариваться о предстоящей работе;

Работать в нужном темпе;

Выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг с другу с просьбой, договориться о совместных действиях, помогать друг другу.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).

В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1-я младшая группа

2-я младшая группа

Средняя группа

  1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
  2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
  3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию(*умение и желание доводить начатое до конца, стремление сделать его хорошо).
  4. Разъяснить детям значимость их труда.
  5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Старшая группа

  1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
  2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.
  3. объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т.п.).
  4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративного - прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
  5. объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
  6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
  7. Учить доводить начатое дело до конца.
  8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
  9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
  10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
  11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Подготовительная группа

  1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
  2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
  3. Расширить представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
  4. Формировать потребность трудиться.
  5. Воспитывать любовь к труду.
  6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
  7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Методический комментарий.

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно - бытового и самообслуживающего труда. В старшей группе добавляется ручной труд.

В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыкав в различных видах труда. Формируется осознание отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

В подготовительной группе сформировать навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.

Самообслуживание

1-я младшая

Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

2-я младшая

  1. т.п.).

Средняяя

  1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок - чистить, просушивать.
  2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратным, опрятными.
  3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
  4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.
  5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком.
  6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами - ложкой, вилкой, ножом.
  7. Учить детей полоскать рот после еды.
  1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
  2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью(мыть, протирать, чистить, убирать на место).
  3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
  4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
  5. Развивать желание помогать друг другу.
  6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.
  7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места.
  8. Учить опрятно убирать постель.

Подготовительная

  1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставит на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью.
  2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
  3. Учить самостоятельно готовит материалы и пособия к занятии.
  4. приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение трудового воспитания для развития детей. Педагогические подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста. Организация трудовой деятельности старших дошкольников, диагностика уровня их трудовых умений и навыков.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2017

    курсовая работа , добавлен 24.04.2017

    Дидактическая игра и развивающая среда как педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Межличностные отношения со сверстниками как психологическое условие. Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста".

    дипломная работа , добавлен 02.03.2014

    Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. Психолого-педагогические подходы к формированию представлений, экспериментальное изучение процесса формирования представлений посредством занятий.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2011

    Психолого-педагогические и нейропсихологические аспекты пространственных представлений. Исследование особенностей развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормальным развитием.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2017

    Проблема и психолого-педагогические основы формирования начал экологического воспитания у дошкольников. Педагогические условия формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе элементарной поисковой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2011

    Теоретические основы строительно-конструктивной игры как средства формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы формирования положительного отношения к труду посредством игры.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2009

Четырехлетний мальчуган, пыхтя и отдуваясь, но очень довольный, тянет по земле метлу, он несет ее папе - отец собирается подметать двор. Дочка вместе с мамой стирает носовые платочки…
Подобных рассказов, наблюдений, отражающих содержание посильного детского труда, множество. Дети дошкольного возраста с удовольствием участвуют в труде, если взрослые поощряют его, хорошо организуют труд.
То, что ребята выполняют разнообразную работу, которая им под силу, очень ценно. Ведь каждая из них имеет конкретную цель и свое содержание, дает ребенку полезные знания, закрепляет их, будит положительные чувства, содействует выработке нужных в жизни навыков и умений....

Личный пример взрослых - важный метод воспитания. Взрослые должны знать: чтобы привить детям желание трудиться, надо, прежде всего, самим быть для них примером.
Дети замечают, как трудятся их родные, как они относятся к работе и друг другу, видят хорошие результаты. Наблюдения за трудом взрослых способствуют возникновению желания трудиться, но одного наблюдения недостаточно. Взрослые постоянно должны привлекать детей к совместной работе, объяснять и показывать им, как и что нужно делать. В такой работе дошкольники с особым интересом учатся труду, убеждаются на собственном опыте, что труд необходим.

Интерес и любовь к труду взрослые должны закреплять, поощряя и одобряя хорошо выполненную работу, проявленную инициативу.
Привлекая детей к труду, необходимо учитывать особенности детского возраста. Отец 6-летней Ларисы, когда ее мама на работе, готовит обед, занимается хозяйством. Он привлекает к этому и дочь. Ей интересно с ним, потому что самые обыденные вещи он умеет делать привлекательно.
Вот папа чистит картошку и дает дочери попробовать очистить так, чтобы ни одного пятнышка не осталось. А потом они сравнивают, у кого чище получилось.
Иногда отец разрешает дочке разлить по тарелкам суп (если он не очень горячий). У девочки появляется интерес к самой, казалось бы, будничной работе, а это, естественно, способствует успеху ее трудового воспитания.

Дошкольники очень впечатлительны: задерживающие, тормозные центры нервной системы у них развиты еще слабо. Правы поэтому взрослые, когда, приучая детей к труду, стараются заинтересовать, увлечь ребенка, поощряют его успехи, строго следят за качеством работы. Со временем, если дети трудятся систематически, они привыкают работать охотно и добросовестно.

Игра помогает вызвать у ребенка интерес к работе. Так, отец Лены охотно играет со своей дочкой. Но прежде, чем начать игру, нужно навести порядок в комнате. Первое время девочке не всегда хотелось убирать все на место, но отец был непоколебим: «Не будешь убирать - играть с тобой не стану!». Со временем у Лены вошло в привычку убирать на место свои игрушки и вещи, заботиться о порядке в комнате.

Часто отец и дочь пересматривают игрушки, отбирают те, которые надо отремонтировать, а потом постепенно отец приводит их в порядок. Лена с интересом следит за работой отца и по возможности помогает. Так сочетается труд и игра, положительно влияя на воспитание у ребенка желания трудиться.

Нельзя разделять труд в семье на «мужской» и «женский». Надо, чтобы и мальчики, и девочки одинаково учились делать все необходимое по дому и не считали это выполнение чем-то недостойным для себя.
Нередко родители в трудовом воспитании своих детей допускают ряд ошибок. Главная и наиболее распространенная ошибка заключается в том, что родители не приучают детей к систематическому труду. Дети помогают взрослым от случая к случаю лишь тогда, когда их попросят, скажут, что их помощь нужна.

К чему это приводит? Прежде всего, к тому, что у ребенка не вырабатывается устойчивой трудовой привычки. Ребенку 5-6 лет непременно нужно давать, помимо отдельных поручений, какие-то определенные, постоянные задания, за выполнение которых ребенок будет постоянно отвечать. Это необходимо для воспитания ответственности.
Конечно, надо, прежде всего, научить ребенка тому или иному делу, а затем уже вменить ему в обязанность и внимательно проверять, как он с ним справляется. Например, Вы поручили 6-летней дочери уход за цветами в ее комнате. Но сначала нужно убедиться в том, что девочка умеет ухаживать за растениями. И если таких навыков у ребенка нет, то надо научить ее правильному уходу за растениями, а затем договариваться с дочкой о ее новой обязанности и ежедневно проверять до тех пор, пока выполнение этой обязанности не станет для девочки привычкой.

Иногда родители вообще отстраняют своих детей от какого-либо труда: они предпочитают сами накрыть на стол, поднести, убрать за детей игрушки и т.п. Объясняют это тем, что ребенок работает медленно и гораздо быстрее сделать это самому взрослому. Стоять около ребенка, ждать - нет времени и терпения.

Часто родители не учитывают, насколько важно возбудить интерес ребенка к труду и сохранить его на протяжении всей работы. Когда малыш трудится, у него должно быть бодрое настроение, работа должна доставлять ему радость и удовольствие.
Одни родители наказывают своих детей за то, что те не хотят делать что-то уже надоевшее им. Другие - поручая работу детям, не контролируют ее выполнение. Они не видят ни недостатков, ни трудовых успехов своих детей. Это мешает отцу и матери вовремя оценить работу, что снижает ее воспитательное значение.
И уж самое страшное, если родители совершенно устраняются от трудового воспитания детей, перекладывая это на дошкольное учреждение. «Детский сад приучает к труду, - говорят такие родители, - а дома ребенок мало бывает…»

Нам, воспитателям дошкольного учреждения, трудно прививать своим воспитанникам положительное отношение к труду и желание трудиться, если наши старания не поддерживаются в семье, а порой и совсем сводятся на нет неправильным отношением родителей к трудовому воспитанию детей. Чем теснее будет контакт между дошкольным учреждением, тем успешнее пойдет приучение детей к труду.

Уважаемые родители!
Помните, что привитие любви к труду способствует и нравственному развитию ребенка, так как нравственное развитие человека невозможно без воспитания у него любви к труду.

Как говорилось выше, более значительным результатом является формирование личности ученика на уроках трудового обучения, воспитание отношения к труду.

В начальных классах, когда значимость самого продукта труда, созданного учениками, еще сама по себе не велика, на первый план в работе учителя выступает формирование отношения к труду, и в первую очередь создание положительных мотивов, побуждений.

Как известно, в процессе учебной деятельности младшего школьника проявляются различные мотивы, значимым является познавательный интерес, интерес к знаниям, которые ученик получает в учебной деятельности. Но на уроках трудового обучения в процессе создания продукта исключительно важное значение, приобретают и широкие социальные мотивы.

В сложной структуре мотивов на уроках труда общественные мотивы труда должны быть ведущими, подчиняющими остальные мотивы.

Формирование общественной направленности труда часто сопряжено с трудностями. Во-первых, у младшего школьника может ярко проявляться личная, а не общественная направленность, ему хочется сделать для себя и оставить поделку себе, во-вторых, не использованная по назначению поделка, т. е. труд ученика, затраченный впустую, может сформировать такую черту, как равнодушие, безразличие к труду.

Для формирования общественных мотивов ученику очень важно четко знать, что и для чего он делает. Поэтому содержание общественно полезного труда в младших классах должно быть очень разнообразным: изготовление поделок для подшефного детского сада, ясли, подарок маме к 8 Марта и т. д.

Для формирования положительных мотивов на уроках труда очень важна оценка учителя.

Важную роль в формировании положительного отношения к труду играет организация коллективной работы младших школьников, когда весь класс или группа изготавливает одно изделие. При этом осуществляется разделение труда между учащимися. Каждый выполняет часть общего задания, стоящего перед всем классом. Дети привыкают сотрудничать друг с другом, работать по общему плану. Такая организация деятельности повышает интерес младших школьников к собственному труду и труду товарищей, чувство ответственности перед коллективом, учит оценивать свою работу, ясно осознавать требования к ее организации, планированию и осуществлению, определять критерии оценки готового изделия.

Предметом коллективной деятельности в школьные годы все чаще становятся аппликация и конструирование. В процессе подготовки к сборам, праздникам («Красная звездочка», новогодняя елка), к занятию-игре «Знай правила уличного движения, как таблицу умножения» и т. д. дети с удовольствием выполняют аппликации, фотомонтажи, конструируют макеты. Для этого они должны быть поставлены в условия, при которых можно убедиться, что без предварительного планирования общая работа едва ли будет эффективной.

Таким образом, коллективный труд способствует развитию всех сторон личности младших школьников и формированию у них способов совместной деятельности.

С учетом вышеизложенных рекомендаций и обобщения передового опыта педагогов по исследуемой проблеме была создана система занятий для младших школьников с целью формирования представлений о роли труда в жизни человека, воспитания чувства радости и удовлетворения от труда на пользу людям.

Результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы:

  • 1. Трудовое воспитание младших школьников является составной частью процесса воспитания подрастающих поколений, системой педагогических воздействий, направленных на формирование у учащихся добросовестного, ответственного, творческого отношения к труду, соответствующих умений и навыков, общей трудовой культуры. Оно осуществляется в целостном педагогическом процессе в условиях тесного взаимодействия школы, семьи и общественности и учитывающем индивидуальные и возрастные особенности школьников.
  • 2. Наше теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа показали, что существует своеобразие трудового воспитания учащихся младшего школьного возраста. Оно определяется, прежде всего, возрастными особенностями (важное место в жизни ребенка занимает игра, познавательная деятельность происходит в учебе, большую роль играет личность учителя, преобладание конкретно-образного мышления, дети этой возрастной категории предпочитают физический труд умственному и т. д.), трудовыми и этнокультурными традициями народа.
  • 3. Основными типичными трудностями учителей начальных классов в организации трудового воспитания учащихся являются следующие: педагоги имеют недостаточную теоретическую, методическую, практическую готовность к трудовому воспитанию, слабо владеют аналитическими, диагностическими, прогностическими, информационными, конструктивными, организационными умениями; в школах сегодня нет единой общепринятой программы по трудовому обучению и воспитанию.
  • 4. В трудовом воспитании младших школьников важное место принадлежит урокам трудового обучения.

Совершенствование системы трудового воспитания учащихся, на наш взгляд, возможно при внедрении научно обоснованной системы трудового обучения и воспитания. С учетом современных требований, предъявляемых обществом к трудовой подготовке школьников, нами была разработана модель системы деятельности учителя начальных классов по трудовому воспитанию младших школьников, включающая в себя цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, формы, методы работы, средства и результат. Цементирующей ее основой является цель, которую мы сформулировали следующим образом: каковы педагогические условия, при которых учитель начальных классов будет наиболее эффективно осуществлять трудовое воспитание младших школьников?

  • 5. В качестве критериев трудовой воспитанности в нашем исследовании выступали: отношение к труду, учебе, к людям, самому себе и коллективу;
  • - повышение уровня теоретической, методической, практической готовности учителя начальных классов к осуществлению трудового обучения и воспитания младших школьников;
  • - этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса;
  • - вовлечение младших школьников в выполнение разнообразных и усложняющихся видов трудовой деятельности; побуждение младших школьников к проявлению творческой активности;
  • - оптимальное сочетание трудового воспитания с нравственным, умственным, экономическим, экологическим, эстетическим, физическим и правовым воспитанием учащихся;
  • - осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе формирования у них трудолюбия, ответственного отношения к труду, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • - организация тесного сотрудничества школы с семьей и другими социальными институтами воспитания, функционирующими в микрорайоне образовательного учреждения.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Детский костюм дракона своими руками: выкройки, идеи и описание
Зачем он нужен, этот галстук?
Вязание шнура крючком: схемы и описание