Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как воспитывают своих детей жители разных стран мира и описание различных методик. Кнут и пряник: как воспитывают детей в разных странах Развитие детей разных стран мира

Валерия Протасова


Время на чтение: 18 минут

А А

В каждом уголке планеты родители любят своих детей одинаково сильно. Но воспитание осуществляется в каждой стране по-своему, в соответствии с менталитетом, образом жизни и традициями. Чем же отличаются основные принципы воспитания малышей в разных странах?

Америка. Семья – это святое!

Для любого жителя Америки семья – это святое. Никакого разделения на мужские и женские обязанности. Папы успевают уделить время и женам, и детишкам, и не только по выходным дням.

Особенности воспитания детей в Америке

Америка. Особенности менталитета

Италия. Ребенок – дар небес!

Итальянская семья – это, прежде всего, клан. Даже самый дальний, самый никчемный родственник – это член семьи, которого семья не бросит.

Особенности воспитания детей в Италии

Италия. Особенности менталитета

  • Учитывая, что дети не знают слова «нельзя» и вообще не знакомы с какими-то запретами, вырастают они людьми абсолютно раскрепощенными и артистичными.
  • Итальянцы считаются самым страстным и обаятельным народом.
  • Они не терпят критики и не меняют своих привычек.
  • Итальянцев все устраивает в своей жизни и стране, которую они сами считают благословенной.

Франция. С мамой – до первой седины

Семья во Франции крепкая и незыблемая. Настолько, что дети даже после тридцати лет не спешат покидать родителей. Поэтому есть доля правды во французской инфантильности и безынициативности. Конечно, французские мамы не привязаны к детям с утра до ночи – они успевают уделить время и ребенку, и мужу, и работе, и личным делам.

Особенности воспитания детей во Франции

Франция. Особенности менталитета

Россия. Кнут и пряник

Российская семья, как правило, всегда озабочена вопросом жилья и вопросом денег. Отец – кормилец и добытчик. Он не участвует в делах по дому и не вытирает сопли хнычущим детям. Мама пытается сохранить рабочее место все три года декретного отпуска. Но обычно не выдерживает и выходит на работу раньше – либо от нехватки денег, либо из соображений психического равновесия.

Особенности воспитания детей в России

Россия. Особенности менталитета

Особенности русского менталитета прекрасно выражены всем известными афоризмами:

  • Кто не с нами – тот против нас.
  • Зачем упускать то, что само плывет в руки?
  • Все вокруг колхозное, все вокруг мое.
  • Бьет – значит, любит.
  • Религия – опиум для народа.
  • Вот приедет барин, и нас рассудит.

Загадочная и таинственная русская душа подчас непонятна даже самим русским.

  • Душевные и сердечные, смелые до сумасшествия, хлебосольные и дерзкие, за словом в карман не лезут.
  • Русские ценят простор и свободу, легко отвешивают подзатыльники детям и тут же целуют их, прижимая к своей груди.
  • Русские совестливы, участливы и, одновременно, суровы и непреклонны.
  • Основа русского менталитета – это чувства, свобода, молитва и созерцание.

Китай. Приучение к труду с пеленок

Основные черты китайской семьи – сплоченность, второстепенная роль женщины в доме и непререкаемый авторитет старших. Учитывая перенаселенность страны, семья в Китае не может себе позволить более одного малыша. Исходя из данной ситуации, дети растут капризными и избалованными. Но только до определенного возраста. Начиная с детского сада, все поблажки прекращаются, и начинается воспитание жесткого характера.

Особенности воспитания детей в Китае

Китай. Особенности менталитета

  • Основы китайского общества – это скромность и покорность женщины, уважение к главе семьи, строгое воспитание детей.
  • Детей растят, как будущих тружеников, которые должны быть готовы к тяжелой многочасовой работе.
  • В повседневной жизни китайцев бессменно присутствует религия, соблюдение древних традиций и вера в то, что бездеятельность – символ разрушения.
  • Основные качества китайцев – упорство, патриотизм, дисциплинированность, терпение и сплоченность.

Какие мы разные!

В каждой стране – свои традиции и свои принципы воспитания детей. Английские родители заводят малышей в возрасте около сорока лет, пользуются услугами нянь и растят из детей будущих победителей всеми доступными методами. Кубинцы детей купают в любви, с легкостью спихивают бабушкам и позволяют вести себя настолько раскрепощенно, как того желает ребенок. Немецкие чада закутаны только в нарядные одежки, защищены даже от родителей, им все позволено, и гуляют они в любую погоду. В Южной Корее дети до семи лет – это ангелы, которых наказывать запрещено, а в Израиле за крик на ребенка можно попасть в тюрьму. Но какие бы ни были традиции воспитания в той или иной стране, всех родителей объединяет одно – любовь к детям .

Валерия Протасова

Психолог с опытом практической работы в социальной психологии-педагогике более трех лет. Психология - моя жизнь, моя работа, мое хобби и образ жизни. Пишу то, о чем знаю. Считаю, что человеческие взаимоотношения важны во всех сферах нашей жизни.

Поделитесь с друзьями:

* * * * * * *

«Ребенок - это любовь, которую можно увидеть», - сказал кто-то из великих. А мы добавим: и не только увидеть, но и обнять, и поцеловать, и крепко-крепко прижать к себе это маленькое хохочущее счастье. Но, собственно, любим мы все одинаково, а вот воспитываем по-разному. В каждой стране, у каждой нации и народа есть свои неписаные правила по «выращиванию» молодого поколения. Эти законы передаются из поколения в поколение. Их чтут и беспрекословно им следуют.

Именно поэтому человечество так многолико. Сегодня мы раскроем секреты воспитания французов, японцев, немцев, американцев и пары десятков других стран. Берите всё лучшее себе на заметку и, возможно, создадите собственную методику воспитания, которая позволит вырастить ребенка не только умным, талантливым, аккуратным и вежливым, но главное - счастливым.

1. Франция

Французская семья настолько крепка, что дети с родителями не спешат расставаться и преспокойно живут вместе до тридцати (а то и более!) лет. Поэтому мнение о том, что они инфантильны, безынициативны и безответственны, небезосновательно. Это вовсе не означает, что мамы сидят неотлучно при них с утра до вечера - французская мама вполне рационально распределяет время между работой, личными интересами, мужем и ребенком. Для современной француженки самореализация и карьера имеют не меньший вес, чем для других западных эмансипированных женщин.

Ребенок рано идет в садик, мама возвращается на работу. Французский ребенок далеко не всегда оказывается в центре внимания своих родных, рано учится развлекать себя сам, растет самостоятельным, быстро взрослеет. Мамы Франции, кроме того, считают, что ребенок должен расти социально адаптированным и поэтому с ранних лет детей помещают в коллектив. С другими малышами ребенок познает все, начиная с умения одеваться самостоятельно и кушать с использованием столовых приборов, и заканчивая чтением, рисованием.

Таким образом, он учится всему в компании новых друзей и для него нормально, что мама работает, сколько он себя помнит. В отличие от славянских семей, где заботы мам часто на себя перенимают бабушки, во Франции это не распространено. Бабушки и дедушки живут своей насыщенной, полноценной жизнью - путешествуют, занимаются спортом или рукоделием в кружках по интересам. Поэтому вся забота о внуках полностью ложится на родителей (может, это и правильно). А «родители родителей» изредка видят внуков и лишь иногда могут отвести их на занятия в секцию или кружок.

2. Англия

Великобритания славится своим строгим воспитанием. Детство маленького англичанина наполнено массой требований, которые направлены на формирование чисто английских традиционных привычек, взглядов и особенностей характера и поведения в обществе. С маленького возраста детей учат сдерживать проявление своих эмоций. Родители сдержано показывают свою любовь, но это совсем не означает, что они любят их меньше, чем представители других народов.

В этой стране не принято заводить детей рано, средний возраст молодой мамы - 35-40 лет. Считается, что юная девушка не сможет воспитать ребенка правильно, ведь у нее еще нет жизненного опыта. Англичане считают, что сначала нужно создать материальную базу, купить дом, а потом уже заводить ребенка. В современной английской семье, как правило, трое детей. Английские мамы часто пользуются услугами нянь, которые помогают им воспитывать и обучать малыша. Причем, многие могут позволить себе нанять такую помощницу. С самого раннего возраста в Англии мамы берут с собой детей в кафе, в кино, в магазины или в другие общественные места. Таким образом, дети очень быстро адаптируются к окружающей среде, начинают смелее общаться со сверстниками.

Можно сказать, что сама страна приспособлена к детям: везде есть детские уголки, стульчики для малышей, удобные сьезды на тротуарах для колясок, детские площадки имеют безопасное резиновое покрытие, а в машинах англичане перевозят детей только в специальных креслах и обязательно пристегнутыми. Поэтому Англию считают самой безопасной страной для детей в Европе.

Деток англичане постоянно хвалят и считают, что это повышает самооценку и уверенность в себе, что поможет в дальнейшем выходить победителем из сложным жизненных ситуаций, как и подобает истинному англичанину. В этой стране принято баловать детей. Здесь нельзя применять к детям телесные наказания, так как это может травмировать ребенка. И еще одна особенность - английские мамы не имеют права делать замечание чужому ребенку.

3. Ирландия

Ирландцы очень трепетно относятся к подрастающему поколению. Они стараются не повышать голос на детей даже тогда, когда они что-либо ломают в магазинах - скорее, вежливо поинтересуются, не испугался ли он. В первую очередь ирландские родители интересуются самочувствием ребенка. Здесь нетрудно встретить беременных женщин в зрелом возрасте. Подобно англичанам, ирландцы стремятся сначала достичь определенного благосостояния и лишь потом рожать.

Но, несмотря на это, детей в семьях много - зачастую четверо или пятеро.
Интересно, что в этой стране совсем нет детских домов: для всех сирот непременно найдется приёмная семья.

4. Бельгия

Детей с раннего возраста учат быть частью общества: уже с 2,5 лет малыши посещают школу. В классе преподает один учитель, который работает с детьми постоянно. Он учит их быть аккуратными, дружить, помогать друг другу, проявлять уважение к сверстникам.

5. Дания

Датские дети растут в атмосфере свободы и равноправия. С ранних лет ребёнок - полноценный член семьи, который имеет право на своё мнение и может принимать участие в решении любых вопросов. Главный метод воспитания у датских родителей и воспитателей - игра, а потому детские сады на высочайшем уровне оснащены всем необходимым для самых разнообразных игровых программ.

6. Германия

Немцы предпочитают заводить детей после тридцати лет, когда уже сделают карьеру на работе. Обычно подыскивают няню до рождения ребенка.

В Германии дети до трех лет воспитываются дома. Когда они становятся старше, их раз в неделю водят в «игровую группу». Там они учатся общаться со сверстниками. После этого их отдают в детский садик.

Воспитание детей в Германии можно охарактеризовать словами «защита» и «безопасность». И как ни странно защищает государство детей даже от собственных родителей. С детства маленьких граждан приучают к тому, что их никто не должен обижать, бить, наказывать и в том числе повышать голос. Такие отношения приводят к вседозволенности и избалованности и к тому, что родители, дабы, вдруг не вызвать негативной реакции в свою сторону со стороны закона, не слишком привязаны к детям, и передают свои родительские обязанности посторонним - няням.

7. Австрия

В процессе воспитания детей в Австрии практикуется строгий подход. Дело в том, что родители стремятся правильно мотивировать своих отпрысков с ранних лет. Считается, что австрийские родители - одни из самых строгих в мире. С другой стороны, именно здесь на покупку игрушек ребёнку ежегодно тратится денег больше, чем в любой другой европейской стране. Но преподносятся все великолепие не во вред воспитательному процессу.

8. Италия

Семья в Италии - это клан. Святое понятие. Какое бы дальнее отношение к своим родственникам ни имел человек, каким бы никчемным он ни был, если он член семьи, можно не сомневаться: она его не оставит. Рождение ребенка в такой семье - событие не только для его ближайших родственников, но и для всех остальных, проходящих по категории «седьмая вода на киселе». Малыш - это дар небес, маленькое божество, все им шумно восторгаются, балуют напропалую, задаривают игрушками и сладостями.

Дети растут в атмосфере вседозволенности и бессистемности, при этом в условиях тотального контроля, в результате чего вырастают такими же экспансивными, грубыми, невоздержанными, капризными, как их родители. Опросы турагентств показывают, что итальянские дети - самые невоспитанные туристы в Европе: именно они чаще всего не дают спокойно отдыхать другим туристам, шумят, не слушаются старших, неаккуратно едят в ресторанах, делают только то, что считают нужным, не сообразуясь с мнением окружающих.

Детям в Италии позволяется всё. В этой стране ребенок в первую очередь - ребенок, поэтому если он активный, если он балуется, стоит на голове, делает все что хочет, то родители никогда его не накажут, потому что он ведет себя, как ребенок и это нормально. Такие дети вырастают артистичными, раскрепощенными и не зажатыми, потому что слово «нельзя» они не слышали вообще, или слышали крайне редко.

Итальянские мамы и папы достаточно времени проводят со своими чадами, но не слишком опекают и заботятся, как это принято, например, в славянских странах.

9. Греция

Греческое воспитание в чем-то схоже с итальянским. Только у хорошего греческого родителя есть еще один небольшой «бзик»: ребенок должен быть всегда накормлен, перекормлен и даже закормлен. Поэтому упитанный греческий малыш с гиросом (лаваш с мясом и овощами) наперевес - довольно распространенное зрелище. Еще одна отличительная особенность греческих семей - мамы непозволительно балуют сыновей, а папы выполняют любой каприз своих дочерей. Причем такое отношение сохраняется, когда повзрослевшим чадам уже глубоко за сорок.

10. Нидерланды

«Дети должны расти свободными» - вот главное правило этой страны. Детям разрешают абсолютно всё, лишь бы только это не угрожало их здоровью. Пусть с утра до вечера строят, ломают, бегают и шумят - никто и слова не скажет. Учёба тоже должна быть радостной и приятной. В школу дети ходят практически налегке: берут с собой только бутерброды, а всё необходимое для занятий им выдают непосредственно на уроке.

11. Швеция

Швеция, как и другие скандинавские страны, лидирует в рейтинге государств наиболее комфортных для детей и их мам. Как и немцы, шведы негативно относятся к тому, чтобы ударить ребенка, даже если он провинился. Дети с ранних лет знают о своем праве неприкосновенности. Тем не менее, определенные рамки и границы строгости в шведских семьях существуют, так как считается, что вседозволенность и избалованность приводят к тому, что человек вырастает несчастным. Но если родители что-то запрещают своему малышу, то они обязаны объяснить почему, выслушать его аргументы и мнение, шведы - за диалог.

12. Испания

Основная цель всех родителей Испании - это счастливые дети. Испанцы любят рассказывать о своих детях, восхищаются ими, дарят подарки за что-то и просто так. В силу своей южной эмоциональности возможны вспышки гнева, направленные в сторону ребенка, но, как правило, длятся они недолго, и заканчиваются крепкими объятиями, поцелуями и извинениями.

Дети не вырастают эгоистичными и избалованными, потому что понятия добра и зла, плохих поступков и таких, которые можно ставить в пример другим, четко разделяются. Прожив такое детство, взрослые испанцы становятся достаточно уверенными в себе, жизнерадостными и умеют, как и их родители наслаждаться жизнью и веселиться.

13. Россия.

Если в России в среднем завести ребенка решают пары в возрасте 25-28 лет, то в Америке и Европе - не ранее 31-33. Родители более старшего возраста имеют больше финансовых возможностей для воспитания и обеспечения своего ребенка, имеют большую финансовую независимость от государства и больше времени уделяют семье.

Если российский ребенок идет в детский сад (ясли) в 1,5 года, то немецкий или американский - только в 3-4 года. То есть ребенок меньше времени находится дома, с матерью. Хотя наиболее эффективным считается домашнее образование, которое позволяет воспитать в ребенке яркую личность.

Второе отличие российского воспитания - количество уделяемого ребенку времени. Если в России не принято брать ребенка на праздники и вечеринки, то в США легко можно взять ребенка на корпоратив, если нет возможности нанять няню. Зато у нас есть бабушки-дедушки, тёщи и свекрови! Которые столько времени проводят с детьми, что родители могут запросто съездить отдохнуть на море.

У нас, в отличие, скажем, от Японии, всегда считалось, что ребенка нужно начинать учить еще тогда, когда его можно уложить поперек лавки. Другими словами, прививать ему общественные правила и нормы с самых малых лет. В порядке вещей и приучение малыша к самостоятельности. Многие мамы не стремятся поднимать своего ребенка при первом же падении. Он должен преодолевать трудности сам.

Российская семья, как правило, всегда озабочена вопросом жилья и вопросом денег. Отец - кормилец и добытчик. Он не участвует в делах по дому и не вытирает сопли хнычущим детям. Мама пытается сохранить рабочее место все три года декретного отпуска. Но обычно не выдерживает и выходит на работу раньше - либо от нехватки денег, либо из соображений психического равновесия.

Современная Россия хоть и пытается руководствоваться западными и прочими теориями воспитания детей (кормление грудью до трех лет, совместный сон, вседозволенность и пр.), но домостроевские классические установки у нас в крови - то кнут, то пряник.
Няня в России недоступна большему числу россиян. Детские садики зачастую неинтересны, поэтому дошколята обычно достаются бабушкам и дедушкам, пока родители в поте лица зарабатывают на хлеб насущный.

Под крылом родительским ребенок остается настолько долго, насколько его могут удержать папа и мама.
Русская мама не может спокойно наблюдать, как чадо прыгает по лужам в новых кроссовках или прыгает через заборы в белом платье. И поэтому на улицах можно увидеть маму, которая ругает ребенка.

Русский менталитет не понятен Западу.
Душевные и сердечные, смелые до сумасшествия, хлебосольные и дерзкие, за словом в карман не лезут. Русские ценят простор и свободу, легко отвешивают подзатыльники детям и тут же целуют их, прижимая к своей груди. Русские совестливы, участливы и, одновременно, суровы и непреклонны.

14. США

В США все заботы о ребенке лежат на плечах молодой мамы, которая и не торопится выходить из декрета. К детям отношение терпеливое и демократичное. Основных способов наказания за какую-либо провинность два: первый - лишение игрушки или возможности смотреть телевизор, второй - «стул отдыха», где следует молча посидеть и подумать, в чем ты был не прав. А если ребенок кому-нибудь скажет, что дома его выпороли, то услышавший это взрослый, скорее всего, вызовет полицию.

Детям дают свободу действий, приучая к самостоятельности. Еще в садике детям говорят, что они имеют право на свое мнение. С американскими детками чаще гуляют папы. И ситуации, когда мама работает, а папа сидит с детьми, тоже встречаются куда чаще, чем у нас. Дети - это всегда предмет восхищения, центр вселенной. Семья в полном составе обязательно ходит на все школьные и садовские праздники.

Семья для жителей США - это святое, поэтому на выходных они часто выезжают на природу или пикник, чтобы проводить время вместе. Чего в Америке точно нет, так это вовлеченности бабушек в процесс с воспитания. Американские бабушки в большинстве своем - энергичные работающие дамы, которые искренне рады повозиться с ребенком в выходные, но не более того.

В США, как можно увидеть из многих фильмов, дети - полноценные граждане государства, обладающие правами, нарушение которых чревато последствиями. Здесь дети с младых ногтей пользуются уважением со стороны взрослых. Им предоставляется свобода слова, свобода действий. Родители могут лишь пожурить ребенка за плохой поступок, но руку на него не поднимут.

Американские дети знают свои права, и при необходимости могут ими воспользоваться. А вот с обязанностями порой возникают проблемы, так как дети быстро привыкают к тому, что их превозносят до небес.

15. Канада

Дети могут все. Или почти все. Они не знают слова «нет», а все воспитание направлено на развитие свободного творческого самовыражения. Все стремятся просто наслаждаться жизнью: и дети, и взрослые.
Отсутствие жестких требований, режима и дисциплины не всегда положительно сказывается на конечном результате. На выходе получается излишне амбициозный эгоцентрик, не способный адекватно оценить свои недостатки и слабые стороны.

16. Куба

Каждая кубинка с младых ногтей обучается женской роли. Девочки помогают по дому матерям, а вот мальчиков воспитывают как мужчин, поощряя смелость и силу. В семье всегда очень доверительные отношения, и у маленьких кубинцев, как правило, нет никаких тайн от их родителей.

Ребёнком занимается мама или бабушка; если все заняты - существует много государственных садов и родители не испытывают затруднений с тем, чтобы пристроить ребенка в дошкольное учреждение. А а вот нянечек кубинки приглашают крайне редко.

17. Япония

В Японии существует градация способов воспитания по возрасту. До 5 лет малыш может делать все, что душе угодно. Ему будут потакать во всех капризах, исполнять любые его желания. С 5 до 15 лет с ребенком принято обращаться в буквальном смысле как с рабом. В этот период любое слово родителя для ребенка - закон. Зато после 15 лет к подростку относятся на равных и считают его самостоятельной личностью, заслуживающей уважения.

Японский родитель никогда не повысит голос на своего ребенка и тем более, никогда не шлепнет его. Японский малыш может быть уверенным в том, что его всегда внимательно выслушают, придут на помощь. Секрет спокойствия японских родителей и послушания детей прост: это только на первый непредвзятый взгляд может показаться, что детям все позволено. Поэтому выражение «японское воспитание» уже стало нарицательным. Но на самом деле все не совсем так. Японцы разрешают ребенку многое только до пяти лет, потом его ставят в жесткие рамки.

Японские родители никогда не воспитывают детей на людях. Они делают им замечания, но наедине и по возможности спокойно.
К тому же следует помнить, что у японцев совсем другой менталитет - зачастую маленькому японцу просто не придет в голову сотворить что-то экстраординарное (ведь перед ним хороший пример - всегда сдержанные, аккуратные родители).

18. Китай

Так как многие китайцы не заводят больше одного ребенка, они практически одинаково подходят к воспитанию, как мальчиков, так и девочек. Поэтому в обычной китайской семье чаще всего нет разделения на мужские и женские обязанности. Мальчиков, например, с детства приучают выполнять работу по дому: мыть посуду, убирать и даже готовить.

К тому же, большинство китайских детей отличаются вежливостью и хорошими манерами. Дети с раннего возраста ходят в детские сады (иногда даже с трех месяцев), где живут по правилам коллектива в полном соответствии с принятыми нормами. Жесткий режим дает и свои положительные плоды: малыши рано начинают ходить на горшок, спят и едят строго по расписанию, растут послушными, в жестких рамках раз и навсегда установленных правил.

Китайский ребенок поражает иностранцев на отдыхе тем, что беспрекословно выполняет указания матери, не скандалит, может часами сидеть на месте, в то время как дети других туристов громят ресторан. Секрет в том, что ребенка с колыбели приучают к покорности и держат его в строгости. Китайцы не жалеют сил и средств для разностороннего развития ребенка и поиска его таланта, и если таковой находится, то ребенок с привитым навыком к ежедневному труду добивается немалых результатов.

О маленьких китайцах целиком и полностью заботится государство, пока родители пропадают на работе. Уже в детском саду дети учатся читать и писать. Роль родителей тут заключается в том, чтобы приучить ребенка к послушанию. Для китайцев идеальный ребенок - это послушный ребенок. Шкодливость тут не в чести, и если ребенок переступит поставленные родителями рамки, то его ждет суровое наказание.

19. Вьетнам

Отношение вьетнамских семей к воспитательному процессу можно охарактеризовать, как ненавязчивый авторитет. Несмотря на то, что очень многое дети берут на улице, варясь в кругу себе подобных и перенимая социальные нормы у сверстников и старших ребят, в сознании формируется четкая позиция по отношению к родителям. Но у каждого ребёнка есть свой критерий «добра и зла»: дети очень привязаны ко всем членам семьи и стараются не совершать поступков, которые могут расстроить родителей.

20. Таиланд

«Лучший учитель - личный опыт». Тайцы не болеют гиперопекой, в отличие от многих славян. Они считают, что опыт научит лучше любых слов, поэтому не наседают на детей с обильными поучениями. Тайские родители не вскрикивают и не несутся со всех ног поднимать упавшего малыша. Сам отряхнется, встанет и побежит играть.

Они, конечно, рассказывают малышу, что некоторые поступки опасны, а некоторые - неприличны, но свой выбор в конечном итоге ребёнок делает сам. То есть любое устное наставление носит ознакомительно-рекомендательный характер, а ребенок выбирает.

21. Алжир

Родители много рожают и постоянно работают на обеспечение семьи, поэтому большую работу по организации воспитательного процесса берет на себя государство. Частично дети предоставлены себе, частично их развитие зависит от работы воспитателей, учителей и представителей дополнительного образования. С другой стороны, они рано приучаются к самостоятельности и так или иначе интегрируются в среде себе подобных.

22. Намибия

Население Намибии состоит из множества разных племен, проживающих вместе с потомками колонизаторов. Естественно, столь разный национальный состав сказывается на некоторых различиях в отношении к воспитанию детей. Вместе с тем, есть и общие моменты. В основном женщины рожают много детей. Малышей носят на спинах, закрепляя их с помощью отрезов красивой цветной ткани. Несмотря на нехватку образовательных учреждений, дети имеют некоторые другие преимущества. Они свободно играют с животными и исследуют мир, в то время как матери стараются находиться поблизости.

23. Исламские страны

Ребенок с позиции родителей, воспитанных в Исламе, лишь дан им на хранение. Чистое сердце следует учить добрым делам. В противном случае именно родители несут ответственность за плохое воспитание, несут все бремя его греха на себе. Сразу же, как только разум и чувство стыда начинают формироваться, малыша берут на контроль. При этом родители стараются не порицать ребенка подолгу, избегая появления «иммунитета» к поучениям.


*************
В каждой стране - свои традиции и свои принципы воспитания детей. Английские родители заводят малышей в возрасте около сорока лет, пользуются услугами нянь и растят из детей будущих победителей всеми доступными методами. Кубинцы детей купают в любви, с легкостью спихивают бабушкам и позволяют вести себя настолько раскрепощенно, как того желает ребенок. Немецкие чада закутаны только в нарядные одежки, защищены даже от родителей, им все позволено, и гуляют они в любую погоду.

В Южной Корее дети до семи лет - это ангелы, которых наказывать запрещено, а в Израиле за крик на ребенка можно попасть в тюрьму. В Африке матери при помощи отреза ткани прикрепляют малышей к себе. В исламских странах особое внимание уделяется поощрению хороших поступков. В Гонконге ни одна мама не доверит малыша даже самой доброй, ласковой няне.

В западных странах считается, что детям нежелательно спать днем, чтобы им хорошо спалось ночью. В японских и китайских странах дети обычно спят с родителями. Родители придерживаются этой методики, чтобы детей не страдали от кошмаров.

Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90 процентов умеют умываться, 75 процентов могут делать покупки, а 39 процентов умеют мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках.

Но какие бы ни были традиции воспитания в той или иной стране, всех родителей объединяет одно – любовь к детям.

В каждом уголке планеты родители любят своих детей одинаково сильно. Но воспитание осуществляется в каждой стране по-своему, в соответствии с менталитетом, образом жизни и традициями. Чем же отличаются принципы воспитания детей в разных странах?

Америка

Семья, для любого жителя Америки – это святое. Никакого разделения на мужские и женские обязанности. Папа сидит с детьми, мама обеспечивает семью – вполне нормальное явление.

Дети – предмет обожания и восхищения. Школьные и детсадовские праздники – события, на которые ходят традиционно всей семьей.

Детям довольно рано предоставляется полная свобода действий – так их приучают к самостоятельности. Если ребенок желает вываляться в грязи, мама не будет биться в истерике, а папа – стягивать с себя ремень. Потому что каждый имеет право на свои ошибки и опыт.

С бабушками и дедушками внуки видятся редко – как правило, они проживают в других штатах.

Право на личную жизнь. Соблюдения данного правила американцы требуют даже от младенцев. Дети спят в отдельных комнатах от родителей, и как бы ни хотелось малышу ночью попить водички или спрятаться от привидений в теплой родительской постели – папу с мамой трогать нельзя. И к детской кроватке бегать каждые пять минут тоже никто не будет. Образ жизни, который был у родителей до родов, продолжается и после. Ребенок – не повод отказываться от шумных вечеринок и встреч с друзьями, на которые младенца берут с собой и, несмотря на его протестный рев, дают каждому гостю подержать.

Основной девиз детской медицины – «Не паникуйте». Осмотр новорожденного малыша вполне может сопровождаться коротким – «чудесный ребенок!» и взвешиванием. Что касается дальнейшего наблюдения врачами – ключевым фактором для доктора является внешний вид малыша. Выглядит прекрасно? Значит, здоров. Американцы не вдаются в лишние детали, задумываясь – а не вредно ли вот это лекарство, которое прописал доктор. Если доктор прописал – значит, так и надо. Мама не будет перекапывать глобальную сеть в поисках побочных эффектов лекарства и отзывов с форумов.

Американские папы и мамы спокойны и всегда излучают оптимизм. Ежедневные подвиги и фанатизм в воспитании детей – это не про них. Своими желаниями и нуждами они не поступятся даже в угоду детским. Поэтому у американских мам хватает сил на второго, третьего ребенка и так далее. Ребенок для американца всегда на первом месте, но вселенная вокруг него крутиться не будет.

Англия

В Англии принято с раннего детства воспитывать в ребенке высокую самооценку. Детей хвалят за любые, даже самые незначительные достижения. Главное, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе. Только так, по мнению англичан, он сможет вырасти самодостаточным человеком, который сможет принимать решения в трудных ситуациях.

Ни одна уважающая себя английская мама не сделает замечание чужому ребенку. Даже воспитатели в яслях и детских садах относятся к малышам с редкостным терпением. Они делают все возможное, чтобы не делать замечаний и не ругать детей.

Если ребенок капризничает, то его внимание стараются переключить на игру. Главное, вырастить из детей свободных и раскрепощенных людей без комплексов и предрассудков.

С ребятами постарше ведут долгие беседы, пытаясь разъяснить, к каким последствиям может привести то или иное их поведение. В школе тоже приветствуется проявление ребенком индивидуальности. К каждому ученику - свой подход.

Ребенок свободен в принятии решений - где ему учиться, на какие дополнительные занятия ходить. Дома ребенку выделяют собственную комнату уже с пеленок. Подрастая, он сам решает, когда ему там убираться, и взрослые не могут входить к своему чаду без спроса.

Ирландия

Отношение к детям в этой стране трепетное. Даже если малыш разбил что-то или сломал в магазине, никто не станет его ругать за это - скорее, вежливо поинтересуются, не испугался ли он. Несмотря на то что женщины в Ирландии предпочитают рожать в довольно зрелом возрасте, детей в семьях много - зачастую четверо или пятеро. Интересно, что в этой стране совсем нет детских домов: для всех сирот непременно найдется приёмная семья.

Италия

Итальянская семья – это, прежде всего, клан. Даже самый дальний, самый никчемный родственник – это член семьи, которого семья не бросит. В Италии рождение малыша – событие для всех. Даже для «седьмой воды на киселе». Дитя – это подарок неба, ангел. Все будут шумно восхищаться малышом, баловать его по максимуму, забрасывать сладостями и игрушками.

Итальянские малыши растут в условиях тотального контроля, но, одновременно, в атмосфере вседозволенности. Как следствие – они вырастают несдержанными, вспыльчивыми и излишне эмоциональными. Детям позволено все. Они могут шуметь, не слушаться старших, дурачиться и принимать пищу, оставляя пятна на одежде и скатертях. Дети, по мнению итальянцев, должны быть детьми. Поэтому баловство, стояние на голове и непослушание – это нормально. Родители проводят с малышами немало времени, но излишней опекой им не досаждают.

Учитывая, что дети не знают слова «нельзя» и вообще не знакомы с какими-то запретами, вырастают они людьми абсолютно раскрепощенными и артистичными. Итальянцы считаются самым страстным и обаятельным народом, они не терпят критики и не меняют своих привычек.

Франция

Семья во Франции крепкая и незыблемая. Настолько, что дети даже после тридцати лет не спешат покидать родителей. Поэтому есть доля правды во французской инфантильности и безынициативности. Конечно, французские мамы не привязаны к детям с утра до ночи – они успевают уделить время и ребенку, и мужу, и работе, и личным делам.

Малыши идут в детский сад довольно рано – мамы спешат вернуться к работе уже через пару месяцев после родов. Карьера и самореализация - для француженки очень важные вещи. Как правило, малышам приходится учиться самостоятельности в еще раннем возрасте, развлекая себя всевозможными способами. Вследствие чего, дети взрослеют очень быстро.

Воспитание кнутом во Франции не практикуется. Хотя французская мама, как женщина весьма эмоциональная, может и прикрикнуть на дитя. Большей частью, атмосфера, в которой растут дети, доброжелательная. Но основные запреты – на драки, ссоры, капризы и непослушание – им известны с пеленок. Поэтому дети без проблем вливаются в новые коллективы.

В сложном возрасте запреты сохраняются, но создается иллюзия свободы, чтобы ребенок мог проявить свою самостоятельность.

В дошкольных учреждениях правила строгие. Например, ребенка неработающей француженки не допустят к питанию в общей столовой, а отправят кушать домой.

Французские бабушки и дедушки с внуками не нянчатся – они живут своей жизнью. Хотя иногда могут отвести внуков, например, в секцию.

Германия

В Германии детей заводят достаточно поздно, обычно - после тридцати, когда оба родителя уже имеют неплохую карьеру, а их социальное положение стабильно. К рождению детей они подходят со свойственной нации основательностью - например, няню начинают искать еще до того, как ребенок появился на свет.

Дети сидят дома до трех лет, после начинают раз в неделю посещать так называемую игровую группу, где учатся общаться со сверстниками. Только затем их отдают в детский садик на полный день.

Главная особенность воспитания в Германии – это забота о безопасности и защите маленьких граждан. Родители не только не могут наказывать своих детей, но даже повышение голоса не приветствуется. Здесь воспитание — это диалог. Ребенок вправе услышать причину, по которой родители хотят его наказать и высказать свое мнение о данной ситуации.

Австрия

К воспитанию детей, впрочем как и ко многим другим вопросам, здесь относятся неоднозначно. С одной стороны, считается, что австрийские родители - одни из самых строгих в мире. С другой стороны, именно здесь на покупку игрушек ребёнку ежегодно тратится денег больше, чем в любой другой европейской стране.

Нидерланды

«Дети должны расти свободными» - вот главное правило этой страны. Детям разрешают абсолютно всё, лишь бы только это не угрожало их здоровью. Пусть с утра до вечера строят, ломают, бегают и шумят - никто и слова не скажет. Учёба тоже должна быть радостной и приятной. В школу дети ходят практически налегке: берут с собой только бутерброды, а всё необходимое для занятий им выдают непосредственно на уроке.

Турция

Турецких детей до школы в основном воспитывают мамы. Мало кто отдает ребят в детские сады, тем более что государственных садиков в стране нет в принципе, а частные не всем по карману. Но главное - здесь так принято, что женщины обычно не работают, а занимаются детьми.

В Турции еще сильны вековые традиции. Развивающие игры и дошкольное обучение тоже не распространены. Считается, что все нужные знания дети получат в школе, а дома лучше развлекаться. Поэтому ребята играют в игрушки и развлекаются как могут. Обычно детям не скучно, ведь в семье их, как правило, несколько.

Кстати, с ранних лет ребят приучают к взаимопомощи. Братья и сестры растут дружными и сплоченными. Главная цель воспитания - научить детей помогать друг другу, приходить на помощь, одним словом, чувствовать себя семьей. Во многом поэтому семьи в Турции такие крепкие.

Кстати, и взрослеют дети рано. Уже в 13 лет у них появляются свои обязанности. Девочки помогают маме, мальчики - отцу. При этом в семьях принято, что старшие дети помогают заботиться о младших, порой выполняя ту же функцию, что у нас бабушки и дедушки.

Куба

Ребёнком занимается мама или бабушка; если все заняты - существует много государственных садов, а вот нянечек приглашают крайне редко. Девочек с ранних лет приучают вести хозяйство и помогать по дому. Мальчик должен расти сильным и смелым, его предназначение в жизни - быть Мужчиной. В семье всегда очень доверительные отношения, и у маленьких кубинцев, как правило, нет никаких тайн от их родителей.

Таиланд

«Лучший учитель - личный опыт». Родители не стремятся уберечь ребёнка от падений, ссадин или других неприятностей: сам встанет, отряхнётся, дальше побежит. Они, конечно, рассказывают малышу, что некоторые поступки опасны, а некоторые - неприличны, но свой выбор в конечном итоге ребёнок делает сам.

Родители в Таиланде уверенны, что дети должны все познать на собственном опыте. Они, разумеется, объясняют ребенку, к каким последствиям может привести тот или иной поступок, но маленький человек делает самостоятельный выбор.

Япония

Японская система воспитания детей построена на контрасте. К ребенку совершенно по-разному относятся в зависимости от его возраста. До пяти лет малышу позволительно все. Даже если он разрисует мебель фломастером или ляжет в лужу на улице, родители ругать его не будут. Взрослые стараются потакать всем капризам малыша и исполнять все его пожелания.

Совсем по-другому относятся к детям 6–14 лет. В это время ребенок узнает, что такое японская строгость. Его начинают воспитывать в стиле: любое слово родителей - закон.

В школе к детям предъявляют очень высокие требования и ждут полнейшего повиновения. Именно в этом возрасте и закладывается известная на весь мир высокая работоспособность японцев, трудолюбие, послушание и строгое соблюдение общественных норм, правил и законов.

Воспитание мальчиков и девочек в это время тоже отличается. В Японии считается, что мужчине не нужно уметь готовить, зато надо получить как можно больше знаний. В результате мальчиков после школы принято отдавать в различные кружки и спортивные секции. Для девочек это не обязательно, и часто после школы они идут домой. Зато мамы учат их основам домашнего хозяйства.

С 15 лет к ребенку начинают относиться на равных, считая его самостоятельной и полноценной личностью.

Китай

В соседнем Китае, наоборот, мальчиков и девочек воспитывают одинаково. В китайских семьях и разделения на мужские и женские обязанности тоже нет. Женщины часто много работают, а мужчины спокойно выполняют любую работу по дому. Этому их учат с детства. Система воспитания в Китае довольно проста. Во главе угла - жесткое послушание.

Основные черты китайской семьи – сплоченность, второстепенная роль женщины в доме и непререкаемый авторитет старших. Учитывая перенаселенность страны, семья в Китае не может себе позволить более одного малыша. Исходя из данной ситуации, дети растут капризными и избалованными. Но только до определенного возраста. Начиная с детского сада, все поблажки прекращаются, и начинается воспитание жесткого характера.

Любовь к труду, дисциплину, покорность и честолюбие китайцы прививают детям с пеленок. Малышей отправляют в детские сады рано – бывает, что и с трех месяцев. Там они существуют по принятым в коллективах нормам. Жесткость режима имеет свои преимущества: китайский ребенок ест и спит только по расписанию, на горшок начинает ходить рано, растет исключительно послушным и никогда не выходит за рамки установленных правил.

Только родители решают, в какие секции и кружки будет ходить ребенок после школы, в какие игрушки он будет играть и как ему проводить досуг. Похвалу китайские дети слышат очень редко.

На отдыхе китайчонок может сидеть часами, не сходя с места, пока прочие дети стоят на голове и крушат мебель. Он беспрекословно выполняет все приказы мамы и никогда не скандалит.

Грудное вскармливание детей прекращается с того момента, как малыш становится способным самостоятельно донести ложку до рта.

Усердное развитие детей начинается с раннего возраста. Сил и денег на всестороннее развитие ребенка и поиск таланта китайские родители не жалеют. Если такой талант находят, то его развитие будет осуществляться ежедневно и жестко. До тех пор, пока ребенок не добьется высоких результатов.

Если у малыша режутся зубки, китайская мама не бросится в аптеку за средствами, облегчающими боль – она будет терпеливо ждать, пока зубы прорежутся.

Вьетнам

С малых лет дети растут буквально сами по себе, на улице, обучаясь социальным и другим навыкам у своих сверстников или ребят постарше. Но у каждого ребёнка есть свой критерий «добра и зла»: надо стараться не совершать поступков, которые могут расстроить родителей.

Индия

Воспитывать своих детей индусы начинают фактически с рождения. Главное, чему здесь учат, - это терпению и умению жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Родители стараются привить своему ребенку доброе отношение не только к людям. Здесь учат уважать природу, животных и растения. В сознание детей вносят: не принеси вреда. Поэтому у индийских ребят не принято бить собак или разорять птичьи гнезда.

Очень важное качество - это самообладание. Детей с ранних лет учат сдерживать свои эмоции, подавлять гнев и раздражительность. В школах на учеников не кричат, а родители, какими бы уставшими ни пришли домой, никогда не выместят свое раздражение на детях и не повысят голос, даже если те напроказничали.

В частности, из-за такого воспитания молодые люди достаточно спокойно относятся к тому факту, что жениха или невесту им выбирают родители. Порой молодые не видят друг друга до свадьбы. С ранних лет детям внушают важность семейных ценностей, готовят к браку.

Одним словом, система воспитания в Индии основана на подготовке человека к созданию крепкой семьи. Образование и карьера отходят на второй план. Кстати, терпению и спокойствию учат даже в школе. Там преподают йогу, проводят уроки медитации и даже рассказывают, как правильно улыбаться. В результате дети в Индии выглядят счастливыми и жизнерадостными, хотя многие живут за чертой бедности.

Почему японцы не мыслят своей жизни вне коллектива, американцы – толерантны, а французы – слишком независимы? Все дело в воспитании.

Япония

Японские дети проживают три стадии становления: бог – раб – равный. После пяти лет полной «расслабухи» и почти абсолютной вседозволенности (в пределах разумного, конечно), наверное, непросто взять себя в руки и начать четко следовать общей системе правил и ограничений.

Только в 15 лет к чаду начинают относиться как к равному, желая видеть в нем дисциплинированного и законопослушного гражданина.
Чтение нотаций, крик или телесные наказания – всех этих непедагогических «прелестей» японские дети лишены. Самым страшным наказанием становится «игра в молчанку» - взрослые просто на какое-то время прекращают с малышом общаться. Взрослые не пытаются доминировать над детьми, не стремятся показать свою власть и силу, может, именно поэтому на протяжении всей жизни японцы боготворят своих родителей (особенно матерей) и стараются не доставлять им неприятностей.
В 50-е годы прошлого столетия в Японии вышла революционная книга «Обучение талантов». С подачи ее автора, Масару Ибука, в стране впервые начали говорить о необходимости раннего развития детей. Исходя из того, что в первые три года жизни формируется личность ребенка, родители обязаны создать все условия для реализации его способностей.
Ощущение принадлежности к коллективу – вот что действительно важно для всех японцев без исключения. Поэтому неудивительно, что родители проповедуют одну простую истину: «В одиночку легко затеряться в жизненных хитросплетениях». Однако, минус японского подхода к воспитанию очевиден: жизнь по принципу «как все» и групповое сознание не дают личностным качествам ни единого шанса.

Франция

Главная особенность французской системы воспитания – ранняя социализация и самостоятельность малышей. Многие француженки могут только мечтать о многолетнем декретном отпуске, так как вынуждены рано выходить на работу. Французские ясли готовы принимать малышей в возрасте 2-3 месяцев. Несмотря на заботу и любовь, родители умеют сказать: «Нет!». Взрослые требуют от детей дисциплины и беспрекословного подчинения. Достаточно одного только взгляда, чтобы малыш «пришел в норму».

Маленькие французы всегда говорят «волшебные слова», смирно дожидаются обеда или чопорно копошатся в песочнице, пока их мамы болтают с приятельницами. На мелкие шалости родители не обращают внимания, а вот за крупные провинности наказывают «рублем»: лишают развлечений, подарков или сладостей.
Отличное исследование французской системы воспитания представлено в книге Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой». Действительно, европейские дети очень послушные, спокойные и самостоятельные. Проблемы возникают в тех случаях, когда родители чрезмерно увлекаются собственной личной жизнью – вот тогда отчужденности не избежать.

Италия

Детей в Италии не просто обожают. Их боготворят! Причем не только собственные родители и многочисленные родственники, но и совершенно посторонние люди. Сказать что-то чужому ребенку, пощипать его за щечки или «попугать козой» - считается в порядке вещей. Пойти в детский сад ребенок может в три года, до этого же времени он, скорее всего, будет находиться под «бдительным» контролем бабушки или дедушки, тетушки или дядюшки, кузины, племянницы и всех прочих родственников. «Выводить в свет» детей начинают очень рано – их берут на концерты, в рестораны, на свадьбы.

Сделать замечание, не говоря уже об усмиряющем шлепке, - недопустимое поведение для родителя. Если постоянно одергивать ребенка, то он вырастет закомплексованным, - так считают итальянские родители. Подобная стратегия, порой, заканчивается позором: абсолютная вседозволенность приводит к тому, что многие дети не имеют представления об общепринятых правилах приличия.

Индия

Индийцы начинают воспитывать своих детей чуть ли не с момента рождения. Главное качество, которое родители хотят видеть в своих чадах, - доброта. На личном примере они учат детей быть терпеливыми к окружающим, сдерживать свои эмоции в любых ситуациях. Взрослые стараются скрыть от детей плохое настроение или усталость.

Добрыми помыслами должна быть пронизана вся жизнь ребенка: предостережение «не раздави муравья и не бросай камни в птиц» со временем трансформируется в «не обижай слабых и уважай старших». Наивысшей похвалы ребенок достоин не тогда, когда стал «лучше другого», а когда стал «лучше себя». При этом индийские родители очень консервативны, например, они наотрез отказываются принимать введение в школьную программу актуальных современных дисциплин.
Воспитание детей всегда рассматривалось в Индии не как прерогатива государства, а отдавалось на откуп родителям, которые могли вырастить ребенка в соответствии со своими убеждениями, в том числе и религиозными.

Америка

Американцы обладают качествами, которые легко выдают их «в толпе»: внутренняя свобода мирно уживается с политкорректностью и четким следованием букве закона. Желание быть ближе к ребенку, вникать в проблемы и интересоваться успехами – важнейшие аспекты жизни американцев-родителей. Неслучайно на любом детсадовском утреннике или школьном футбольном матче можно увидеть большое количество пап и мам с видеокамерами в руках.

Старшее поколение в воспитании внуков участие не принимает, а вот мамы по возможности предпочитают работе заботу о семье. С малых лет ребенка учат толерантности, поэтому адаптироваться, например, особенным детям в коллектив достаточно просто. Явным преимуществом американской системы воспитания является неформальность и желание сделать упор на практических знаниях.
Ябедничество, которое негативно воспринимается во многих странах, в Америке называется «законопослушанием»: доносить на тех, кто нарушил закон, считается абсолютно естественным. Телесные наказания обществом порицаются, а если ребенок пожалуется на родителей и предъявит «доказательства» (синяки или ссадины), то действия взрослых могут быть расценены как противоправные со всеми вытекающими последствиями. В качестве меры наказания многие родители используют популярную методику «тайм-аута», когда ребенка просят молча посидеть и подумать о своем поведении.

Франция. Детей не воспитывают. Детей выращивают

«У меня двое детей. Сын в этом году оканчивает школу, а дочь пошла в первый класс как раз в год нашего переезда. С самого первого дня я наблюдала и волей-неволей сравнивала, „а как у них?“. Из-за работы мужа мы переезжали несколько раз и сменили три региона Франции. Поэтому я могу сделать некоторые общие выводы о детях и родителях-французах», – рассказывает Элла.

«В свое время книга американки Памелы Друкерман „Французские дети не плюются едой“ получила огромный резонанс. Настолько, что даже вышел «наш ответ Чемберлену». «Русские дети вообще не плюются», – так назвала свою книгу Маргарита Заворотняя. Но, положа руку на сердце, признаемся: это не так! Дети шумят, шалят и капризничают. Вопрос лишь в том, как на это реагируют взрослые.

Фото Getty Images

На том, как поступают французы в ответ на плохое поведение детей, сказывается давление общества, призывающего к толерантности. Да, я слышала, как молоденькая учительница сорвалась на крик, отчитывая 6-летнего ученика в бассейне. Видела гусынь-мамаш, оттаскивающих в сторону своих чад и шипящих им в ухо. Мне известно об отце, залепившем пощечину своей дочери-подростку прямо посреди улицы в Ницце. Но это – исключение. Проявлять открытую агрессию во французском обществе не только не принято, но и наказуемо.

Начиная со средних классов, среди детей регулярно проводится анкетирование, иногда анонимное. И стоит ребенку пожаловаться на то, что «мама иногда шлепает меня», как делу тут же дается ход. Ребенок в тот же день с уроков отправляется в приемную семью, и родители несколько месяцев добиваются встречи с ним. Мне рассказывали о женщине, которая каждое утро в течение 6 месяцев приезжала к школе, чтобы из салона своего автомобиля увидеть, как чужие люди привозят ее дочь на уроки. Она сама могла лишь провожать взглядом свою девочку.

Когда мой 15-летний сын вернулся из своего нового лицея домой, он пожаловался на то, что в классе слишком шумно. «А что же учитель?» – поинтересовалась я. «Ну, один раз сказал „силь ву пле!“, но все как шумели, так и продолжали». Дисциплина на уроках во французских школах – это отдельная тема. Учителя крайне редко делают замечания. Их задача – передавать знания, а не воспитывать ваших чад. Наверное, учителей не «прессуют» сверху, если даже весь поток напишет контрольную на 2 балла. Успеваемость – личное дело учеников. Платное репетиторство не имеет таких размахов, как в российских школах. Подготовка и сдача ВАС (французский ЕГЭ) – стресс и большая нагрузка. Но не выкачка денег из родительских кошельков. Кстати сказать, я до сих пор не в курсе, как пройдет выпускной. А ведь до окончания года остался месяц!»

«На собраниях, которые проходят как индивидуальные встречи с каждым преподавателем (запись ведется заранее и строго по времени, не более 15 минут на каждого) ребенка не отчитывают. Скорее, дают советы. Учительница английского поставила меня в тупик вопросом: «Как вы считаете, счастлив ли ваш сын здесь? Есть ли у него друзья?».

Что же касается моей дочери, то тут сюрпризы начались с первого дня. Чтобы устроить ее в школу, нам понадобился 1 рабочий день. Есть ребенок – нужна школа. Дети должны учиться! 1 сентября к нам подошел улыбчивый месье и объяснил, что поскольку наша девочка еще не говорит по-французски, он будет несколько раз в неделю проводить с ней индивидуальные уроки. Я с благодарностью вспоминаю этого педагога. К Рождеству наша дочь лепетала не хуже француженок. Нам это не стоило ни сантима. Это государственная программа интеграции детей.

В конце каждого учебного года дирекция школы интересуется: «Не хотите ли вы повторить этот класс?» Что означает: «Вы хотите оставить ребенка на второй год?» И 1−2 ученика из класса «повторяют». Добровольно. Чтобы в будущем преуспеть. К слову, и «перешагивать» через класс тоже не возбраняется.

Французы, как точно подметила Памела Друкерман, не воспитывают, а «растят» детей. Их не ругают за порванные или испачканные вещи. Родители не накричат, если малыш разобьет тарелку за ужином. Просто дадут ему возможность самому убрать осколки. Иногда у меня создавалось впечатление, что взрослые будто наблюдают со стороны за свои чадом. Никаких бурных эмоций. Притом что французы очень эмоциональный народ!

В жизни французских детей есть великое множество спортивных секций и прочего активного досуга. Но все это «лайт»-версия, по сравнению с российскими музыкальными школами, танцами или фигурным катанием. Ребенок во Франции успевает посещать за неделю 3−4 секции, например, консерваторию, бассейн и каток. Все занятия возможно совмещать и вопрос выбора «или-или» не стоит. Редко кто хочет преуспеть в чем-то одном. Главное – участие! Французские мамы не перекладывают свои амбиции на хрупкие плечики детей».

Фото Getty Images

«Совсем другое я видела в семьях эмигрантов или смешанных семьях. Русские мамы до тошноты пичкают детей дополнительными упражнениями и требуют по максимуму. Однажды я наблюдала, как на региональных соревнованиях по фигурному катанию высокая блондинка в мехах „разогревала“ свою дочь перед выступлением. Она буквально силой тянула девочку в шпагат, оттеснив миниатюрную француженку-тренера.

„Отсадите мою дочь отдельно!“ – „прорабатывала“ учителя математики моя соседка. Суть конфликта заключалась в том, что за работу „в паре“, когда задание дается на двоих, девочка получила 18 баллов из 20, в то время как индивидуальные задания делала неизменно на 20. „Я не вижу смысла в совместной работе, если страдает успеваемость“, – негодовала мать.

Конечно, все родители разные. Есть строгие, есть пофигистически-спокойные. Есть мамы-подружки, есть такие, чей авторитет непререкаем, даже если своими успехами не похвастать, можно пытаться „построить“ жизнь детей по-своему.

Да, мы все хотим для детей самого лучшего. Но мы привыкли, что успех – это жертвы, это когда „через тернии“. А для французов жизнь – это жизнь. И они дают себе время ею насладиться».

Чехия. Больше доверяй, меньше требуй!

Фото Getty Images

Даша – мама 10-летней Лики. Когда они приехали в Чехию, девочке был всего годик. Вот что рассказывает она:

«Лика почти сразу пошла в детский сад, а теперь ходит школу с углубленным изучением английского языка. Поделюсь своими наблюдениями, как воспитывают детей здесь. Первое и самое главное – это свобода во всем! Чехи очень лояльно воспитывают детей! Нет ограничений. Можно все: ползать, прыгать, лизать пол и прочие шалости.

Молодые семьи много путешествуют, приучают детей заниматься спортом с младенчества. Ролики, велосипеды – ежедневное явление в парках. Зимой большинство семей имеют возможность выезжать в горы на лыжи. Здесь ведут очень активный образ жизни.

В Чехии в семьях по 2−3 детей при небольшой разнице в возрасте. Поэтому сидеть в декрете – это тоже работа, которая растягивается на несколько лет. Часто, кстати, дома с детьми сидят папы. Специфично, что от детей ничего не требуют в учебе. В некоторых школах даже нет домашнего задания. По статистике, большой процент жителей Чехии не стремится получить высшее образование. Хотя в государственных вузах образование бесплатное и в целом доступное. Тем не менее, подростков рано отправляют из дома, чтобы они начинали самостоятельную жизнь: подрабатывали, сами платили за жилье. Среднее профессиональное образование считается вполне приемлемым. А вот платные школы и университеты дорогие. Сопоставимы с московскими.

Но и уровень требований и знаний здесь отличается в разы. Строгий контроль и дисциплина. Нам это ближе. И результат есть: дочь к третьему классу уже свободно говорит по-чешски и по-английски. В поездках за рубеж у нее нет языкового барьера, она прекрасно общается».

Дания. Неприкасаемые

Фото Getty Images

Закон, запрещающий бить детей, был принят в Дании в 1968 году. За почти 50 лет выросло не одно поколение, не знающее физического наказания. «В Дании дети управляют своей жизнью с пеленок! Это мое мнение, основанное на личном опыте. И действительно, на детей нельзя здесь психически влиять или угрожать наказанием. Каким-либо, я не имею в виду ремень – это уголовно наказуемо», – говорит Инна, которая замужем за датчанином.

Тем не менее, датчан нельзя назвать «маменькиными сынками». Как раз наоборот, воспитание в этой стране с «мужским характером». Сильная половина принимает, пожалуй, даже более активное участие в развитии детей, чем женщины. Папы в декрете, мужчины-воспитатели – это распространенное явление. Возможно, поэтому физическому развитию и закаливанию отводится не последнее место.

Для наших соотечественников многие вещи кажутся дикими. «Детям дозволено все – можно пить из лужи, валяться в грязи, лить ее себе на голову, бегать в носках или босиком, снимать одежду, даже если на дворе зима. Воспитатели следуют единственному правилу: «нельзя кричать на детей и физически наказывать», – здесь это запрещено законом, а все остальное – пожалуйста. Вообще, над детьми тут никто не трясется. Дети летом без панамок, зимой без шапок, одеты не по сезону. Частое явление – сопли или аллергическая сыпь. У датчан принято сидеть прямо на асфальте или траве. Они совершенно не заботятся, что могут испачкаться или простудиться. Нередкое явление – босые дети», – пишет в своем блоге Татьяна.

Родительский дом дети покидают, достигнув 18 лет. Они считаются уже самостоятельными людьми, которые создают свою собственную жизнь. Датские законы, позволяющие решать квартирные вопросы даже детям в возрасте 15 лет, дают возможность молодым людям быстро обзавестись собственным жильем.

Как бы там ни было, психологи утверждают, что датчане – одна из самых счастливых стран в мире.

Канада. Можно все, что не вредит тебе и другим

Фото Getty Images

В Канаде очень доброжелательное отношение к детям. Разрешено все, что безопасно. Вот что рассказала нам 45-летняя Светлана, которая уже более 10 лет живет в Оттаве:

«Несколько лет назад, когда моему сыну было 4 года, мы приехали в Россию. Для ребенка это был большой стресс. Он был в недоумении, почему все «нельзя»? Нельзя сидеть на траве, нельзя обнимать других детей, нельзя трогать руками что-то в магазине. Приведу такой пример. В Канаде мне нужно было срочно заказать новые очки перед отъездом, и мы вместе с сыном зашли в отдел оптики. Ну, вы представляете, кругом дорогие оправы, стекло. И тут заходит мой активный мальчик четырех лет… Консультант среагировал мгновенно – он вручил мальчугану два воздушных шара! Ребенок замер от восхищения. Внимание, а главное, руки были заняты. И я благополучно оформила заказ. Ни одна оправа не пострадала! И совсем противоположная ситуация случилась с нами в магазине парфюмерии в России. Не успели мы зайти, как на моего ребенка начали шикать, а на меня смотреть с укоризной. Канадцы в целом стремятся избегать любых конфликтов. В Канаде считается неприемлемым делать замечания чужим детям. У нас же страна советов! Такое впечатление, что все готовы «воспитывать» чужих детей: в магазине, на детской площадке, в транспорте».

Израиль. Детей не наказывают. Им облегчают жизнь

Ну, еврейские мамы – это таки да, те самые мамы, для которых материнство – не тяжелый труд, а радость. Поэтому, что бы ребенок ни делал, – на то есть веские причины. Плачет – устал, кидается курицей в ресторане – познает мир, облизывает витрины – тем более познает мир!

Фото Getty Images

Родители поддерживают чувства ребенка. Например, ребенок комкает свой рисунок. Скорее всего, взрослый на это скажет: «Ты недоволен своим рисунком и злишься, что он не получается? Я тебя понимаю». Наверное, чтение книг Юлии Гиппенрейтер и применение методики «активного слушания» входит в обязательную программу подготовки родителей?! Школьные учителя в Израиле избегают давать прямые характеристики ученикам. Никаких «ты молодец» и тем более «в математике он у нас тугодум». Любое невротическое проявление в поведении ребенка считают следствием перегрузки. Ребенок может вести себя плохо только по одной причине – он не справляется со своей жизнью. Детская жизнь состоит из семьи и школы. Значит, прямая задача взрослых – и родителей, и педагогов – облегчить ребенку жизнь. Если ты плохо вел себя на уроке – получи на дом на одну задачу меньше. Парадокс? Принципиальной задачей школы является социальная адаптация детей. Главное – научить общаться и взаимодействовать в коллективе. За детьми признается право быть, например, талантливым оратором и не любить при этом химию.

Тем не менее, на практике, конечно, не все так безоблачно. Играет не последнюю роль и человеческий фактор. Вот что пишет Алина, мама маленькой Лили, о поисках детского сада:

«Когда мы решили отдать младшую дочь в садик, перед нами встал вопрос: какой выбрать – частный или государственный. Я обошла несколько дошкольных заведений. В первом саду все мои страшные воспоминания о собственном детстве тут же воскресли. Уже на подходе к саду мы услышали, как воспитатели покрикивают на детей. В саду стоял гул из многоголосого плача. Из четырех воспитателей двое ни разу за время прогулки не оторвались от своих телефонов. Остальные двое по мере возможности следили за детьми.

Во второй сад я пошла с тяжелым чувством, предполагая, что увижу то же самое. Но садик оказался полной противоположностью. Нянечки весело выкрикивали какие-то стихи, играя с детьми, дети безудержно хохотали. На прогулке никто не плакал. На стенах – рисунки и поделки детей. Прекрасная игровая площадка. Заведующая заверила, что у них готовят свежие завтраки, обеды и полдники. Хотя в большинстве израильских садов детей кормят бутербродами, которые родители сами приносят из дома.

У наших знакомых ситуация сложилась вообще очень интересно. По каким-то своим причинам (как мне помнится, бытовым) они выбрали религиозный детский сад. Поэтому каждый вечер выслушивали, как сидя на горшке их дочь распевала молитвы и объясняла, как мама должна уважать мужа. Потому что папа – это второй человек после Бога. Когда же начались вопросы, почему родители в шабат ездят на машине, семья все же решила найти другой сад».

Германия. Лояльность и сексуальное просвещение

Фото Getty Images

В Германии к детям относятся очень лояльно. Если они кричат в поезде или автобусе или начинают шумно возиться, это нормально, никто не сделает замечаний ни детям, ни родителям. Ну а чтобы мама ребенку по попе дала – такое вообще недопустимо, не дай бог еще кто вокруг увидит и за жестокое обращение с ребенком «настучит»! Крики и телесные наказания категорически исключены. Но надо отметить, что терпение у родителей в Германии натренировано до совершенства!

«Дочь наших друзей занимается вокалом, – рассказывает Татьяна. – Несколько лет назад они приезжали в Москву на один из конкурсов. Это был их первый визит в Россию. «Мама, а почему дети так себя ведут? Они словно боятся своих мам», – спросила тогда 15-летняя певица.

В Германии к детям относятся с большим уважением, соблюдают их личные границы. Подростки 15–16 лет уже вправе распоряжаться своей жизнью. Например, если подросток решил бросить школу, фактически никто не может на это повлиять. Не понимает, что нужно учиться? Придет время, поймет. Есть школы, наподобие наших вечерних, куда можно прийти и в 20 лет. Практически в любой ситуации немецкие родители остаются выдержанными и терпеливыми. Наверное, сказывается нордический характер. Они не только не кричат на детей, но и не шипят, не испепеляют взглядом и не пользуется другими «заменителями крика» в тех ситуациях, когда кричать почему-то вдруг неудобно. Немцы вообще менее эмоциональны в вопросах воспитания».

В школах никто не будет «тянуть за уши» ради хороших оценок. Тройка – вполне себе сносный результат. Продолжать учебу после школы или идти работать – выбор подростка. Большое внимание в школах уделяется раннему сексуальному воспитанию.

«В третьем классе учительница попросила родителей выдать детям по презервативу. На следующий день на уроке они «тренировались» надевать его на пластиковую бутылочку», – вспоминает Виктория. Как говорится, кто предупрежден, тот предохранен!

Великобритания. Мир взрослых

«Поощряемый к самостоятельности, английский ребенок мало-помалу свыкается с тем, что испытывая голод, усталость, боль, обиду, он не должен жаловаться, беспокоить отца или мать по пустякам». Дети рано понимают, что живут в царстве взрослых, где им положено знать свое место. И место это отнюдь не на коленях у родителей.

Здесь с самого рождения детям дают понять, что есть определенные правила и ограничения. Их нужно соблюдать. Капризы не приветствуются. Прекращать их принято, переключив внимание ребенка на что-то другое. Ребенок быстро привыкает быть предоставленным самому себе и как можно реже напоминать родителям о своем существовании. Детей должно быть «видно, но не слышно» – относится к малышам. Со школьного возраста их вообще не видно. 13-летний подросток, самостоятельно добирающийся в школу на пригородной электричке, – норма. Мамы не работают «таксистками» у своих детей, развозя их по занятиям и кружкам.

Прагматичные британцы не тратят на детей, как это принято у нас, большую часть зарплаты. Не заваливают их игрушками и не покупают дорогих вещей. Дети так быстро растут! Почему бы не сэкономить, купив подержанную одежду, коляски и другие вещи? А после использования их снова перепродают. В книгах, издаваемых в помощь родителям, например, можно встретить такой совет: «покупайте детям одежду одного определенного цвета. Так вы сэкономите на стирке».

Кутать детей не принято в любую погоду. Выглядывающие из брюк голые щиколотки зимой – норма. Детей закаляют. И не верят в существование микробов. Поднятое с тротуара печенье – просто печенье.

Англичане категорически пресекают проявление жестокости со стороны ребенка. Если ребенок мучает кошку, обидит младшего или нанесет ущерб чужому имуществу, его ждет суровое наказание – такие правила. Дети рано осознают, что любой поступок несет за собой ответственность. Кстати, официально телесные наказания в государственных школах были отменены в Англии только в 1987 году. То есть сравнительно недавно.

В школах нет уборщиц. Ученики с самых младших классов убирают все помещения, включая туалеты, да еще и школьный двор. Не считают это повинностью. Думаю, благодаря тому, что учителя не просто руководят процессом, а наравне с учениками в нем участвуют. Несмотря на то, что Япония прежде всего представляется высокотехнологичной страной с роботами на каждом углу, живя здесь, быстро приобщаешься к ее аграрным традициям. В детских садах и школах выращивают овощи. Воспитанников даже самых престижных заведений стараются хотя бы раз в жизни вывезти на рисовое поле для посадки этого злака вручную, по колено в воде и грязи, как это делали предки.

Еще я никак не привыкну, и до сих пор пребываю в изумлении, когда на массовых детских праздниках или выступлениях вижу способность к организации даже самых маленьких японцев в группы и синхронное поведение при этом. Непоседливые дети трех-пяти лет слаженно танцуют, поют и играют на музыкальных инструментах, спокойно ждут своей очереди на концерте, и это в самых обычных детских садах без специальных уклонов. Еще мне кажется, местные дети тонко чувствуют момент, когда можно резвиться и кричать от души, но я почти никогда не вижу бегающих чад в ресторанах, за исключением своих собственных.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пингвин из пластиковых бутылок
Детский костюм дракона своими руками: выкройки, идеи и описание
Зачем он нужен, этот галстук?