Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Спок воспитание. Настоящая история доктора Спока – педиатра, которого обвинили в появлении «поколения хиппи. Финал: без денег, но с джазом

Ребенок и уход за ним

Предисловие к русскому изданию (1970 г.)

Необычна судьба доктора Бенджамина Спока. Знаменитый педиатр, книга которого «Ребенок и уход за ним» разошлась в США в 20 000 000 экземпляров и служит настольным руководством для матерей Америки, решил взять на себя ответственность за то, как дети, воспитанные с помощью его советов, поступают, достигнув зрелого возраста.

Перед его глазами - вьетнамская авантюра правящего класса США.

Сожженные города и деревни… уничтоженные посевы… пораженные напалмом дети, женщины, старики… жестокость американской солдатни… Но героический народ Вьетнама не сломлен.

Весь мир воочию убедился, что народ не может быть поставлен на колени, если он борется за свою независимость, за свою свободу, за счастье своих детей.

Мог ли гуманист, детский врач, всю свою жизнь посвятивший охране здоровья детей, пройти мимо грязной войны во Вьетнаме? И он становится активным борцом за мир. Он не постеснялся заявить, что война во Вьетнаме с военной точки зрения безнадежна, с моральной - порочна, с политической - обречена на поражения. Разве не скандально, что Америка тратит безумные деньги на войну и ничего не делает для того, чтобы покончить с нищетой у себя дома.

Доктор Спок вместе с другими прогрессивными деятелями Америки подписывает воззвание к американцам, в котором он заявляет о своем долге оказывать моральную поддержку и материальную помощь молодым американцам, отказывающимся под угрозой тюремного заключения идти в армию. Американские юристы публично заявили, что доктор Спок и его соратники имели право агитировать против службы в армии, так как граждане Америки не должны участвовать в незаконной и несправедливой войне, и что они вправе противиться своему правительству, ведущему такую войну. Участие в ней является тяжелым международным преступлением.

Доктору Споку около 70 лет. Он ездит по всей стране, выступает с лекциями, в которых рассказывает не только О том, как ухаживать за детьми, но и о том, как сохранить их жизнь, уберечь их от гибели на войне. Он говорит с теми, Кто растит детей, пользуется его книгой, его советами.

Родители! Сделайте все, чтобы во Вьетнам пришел Мир, - призывает доктор Спок.

И призыв его не остается бесплодным. Молодая прогрессивная Америка понимает, куда ведет вьетнамская авантюра американских монополий, и сотнями возвращает свои призывные карточки или публично сжигает их.

Правительство США привлекало доктора Спока к уголовной ответственности по обвинению в заговоре с целью побудить молодежь США к отказу воевать во Вьетнаме.

Американская гуманистическая ассоциация единодушно присудила Бенджамину Споку почетное звание Гуманиста года за его неутомимую деятельность против войны.

Таков доктор Бенджамин Спок, который, по признанию мировой общественности, олицетворяет собою честь и совесть Америки и книгу которого мы предлагаем вниманию советских людей.


Предисловие ко второму изданию (1971 г.)

Первое издание книги Б. Спока вызвало большой интерес у советского читателя. Это объясняется тем, что проблемы воспитания детей волнуют людей всех стран, всех возрастов. Нет человека, который бы оставался равнодушным к этому ответственному и трудному делу.

Б. Спок - американский детский врач с большим жизненным опытом. Он хорошо знает, какие трудности ожидают родителей при воспитании детей, какие сложные вопросы возникают при этом. Он так и начинает свою книгу: «Скоро у вас родится ребенок». Доктор Спок ставит задачу - рассказать о том, как воспитывать ребенка, начиная со дня его рождения. Всех родителей интересует, как добиться, чтобы ребенок был здоровым, что нужно делать для этого, какие меры принять, если- он болен, как определить, что он нездоров.

Большое внимание автор уделяет как будто бы мелочам: как узнать, отчего ребенок плачет, как его успокоить, как покормить. Но из таких мелочей и складывается комплекс воспитания, поэтому советы являются весьма ценными, особенно для родителей, которые прежде не сталкивались с детьми.

Очень важны советы родителям наблюдать за формированием психики ребенка. В книге затрагиваются проблемы, даются рекомендации родителям «трудных» детей.

Доктор Спок хорошо знает, что мало вырастить детей, надо их еще и правильно воспитать, нельзя калечить их ранимую психику. Вот поэтому он так активно выступает против агрессии американских империалистов во Вьетнаме, совершенно правильно считая, что такая война ничего, кроме горя и несчастья, не может принести в семьи и вьетнамцев, и американцев.

В. В. Кованов академик АМН СССР, заместитель председателя Советского комитета защиты мира, профессор


Дорогие родители! Большинство из вас имеет возможность, если нужно, обратиться к врачу. Врач знает вашего ребенка и только он может дать вам самый лучший совет. Иногда ему достаточно лишь взгляда и одного-двух вопросов, чтобы понять, что с вашим ребенком.

Настоящая книга не имеет в виду научить вас ставить диагнозы или лечить самостоятельно. Автор хочет дать вам лишь общее представление о ребенке и его нуждах. Правда, для тех родителей, которым в силу исключительных обстоятельств трудно добраться до врача, в некоторых разделах даются советы об оказании первой помощи. Лучше уж совет книги, чем никакого совета! Но нельзя надеяться только на книгу, если есть возможность получить настоящую медицинскую помощь.

Я хочу также подчеркнуть, что не следует слишком буквально понимать все, что написано в этой книге. Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, - это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем.

О родителях

Доверяйте себе

1. Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется.

Скоро у вас родится ребенок. Может быть, он уже родился. Вы счастливы и полны энтузиазма. Но если у вас недостаточно опыта, вы, возможно, опасаетесь, что не справитесь с уходом за ребенком. Вы наслушались разговоров о воспитании детей, вы начитались специальной литературы на эту тему, вы говорили с врачами. Проблема ухода за ребенком может показаться вам чересчур сложной. Вы выясняете, как ребенку нужны витамины и прививки. Одна знакомая говорит вам, что яйца нужно начать давать как раньше, потому что они содержат железо, а другая - что с яйцами надо подождать, потому что они вызывают диатез. Вам говорят, что ребенка можно избаловать, если часто брать его на руки, и что, наоборот, его нужно много ласкать. Одни говорят, что сказки возбуждают ребенка, а другие - что сказки благотворно влияют на детей.

Benjamin McLane Spock ; 2 мая 1903 года , Нью-Хейвен , Коннектикут , США - 15 марта 1998 года , Ла-Хойя , Калифорния , США) - известный американский педиатр , автор книги «Ребёнок и уход за ним», изданной в 1946 году и ставшей одним из крупнейших бестселлеров в истории США. Его революционный призыв к родителям был «вы знаете гораздо больше, чем вам кажется». Спок был первым педиатром, изучавшим психоанализ с целью попытки понимания нужд детей в рамках развития семейных отношений. Его идеи о воспитании детей повлияли на несколько поколений родителей, сделав их более гибкими и нежными по отношению к своим детям, заставив их относиться к своим детям как к личностям, в то время как общепринятым мнением было то, что воспитание ребёнка должно быть сфокусировано на выработке дисциплины.

Биография

Бенджамин Спок родился 2 мая 1903 года в городе Нью-Хейвен , Коннектикут в семье успешного адвоката нидерландского происхождения Айвза Спока и домохозяйки Милдред Луизы (Стоутон) Спок . В семье было шестеро детей. Бенджамин был старшим, поэтому с самого детства он привык заботиться о детях.

Окончив школу, Спок поступил в Йельский университет , где он вначале изучал английский язык и литературу, а также увлекался спортом. Учитывая его рост (189 см) и отличные физические данные, Бена вскоре приняли в университетскую команду гребцов (академическая гребля , восьмёрка), чье выступление на Олимпийских играх 1924 года в Париже принесло Соединенным Штатам золотую медаль. Бенджамин Спок стал олимпийским чемпионом .

Несмотря на отличные результаты в спорте и неплохие познания в области филологии, Спок выбирает своим призванием медицину. «Неосознанная тяга к медицине» победила: проучившись несколько лет на медицинских факультетах Йельского и Колумбийского университетов, Спок в 1929 году стал врачом.

Активным оппонентом Бенджамина Спока был советский доктор Леонид Рошаль . В частности, он предостерегал от сна на груди, так как в последнем случае возможен риск смерти от механической асфиксии .

Публикации на русском языке

  • Спок Б. О воспитании детей. - М .: АСТ, 1998.
  • Спок Б. О жизни и любви простыми словами. Для подростков от 12 и старше. - М .: Пилигрим, 1999.
  • Спок Б. Проблемы родителей. - М .: Попурри, 1999.
  • Спок Б. Разговор с матерью. - М .: Литур, 2001.
  • Спок Б. Ребёнок. Уход и воспитание от 3-х до 11-ти лет. - М .: Феникс, 2001.
  • Спок Б. Молодым людям о любви и сексе. - М .: Сова, Эксмо, 2002.
  • Спок Б. Кормление новорожденного. - М .: Сова, Эксмо, 2003.
  • Спок Б. Проблемы младенчества. - М .: Сова, Эксмо, 2003.
  • Спок Б. Проблемы поведения у маленьких детей. - М .: Сова, Эксмо, 2003.
  • Спок Б. Первые два года жизни от доктора Спока. - М .: Попурри, 2007.
  • Спок Б. Книга для родителей от доктора Спока. - М .: Попурри, 2008.
  • Спок Б. Школьные годы от доктора Спока. - М .: Попурри, 2008.
  • Спок Б. Ребёнок и уход за ним. - М .: Попурри, 2014.

Напишите отзыв о статье "Спок, Бенджамин"

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Примечания

Отрывок, характеризующий Спок, Бенджамин

– Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
– Что ты говоришь?
– Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.
«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.

«Что-что, - спросишь ты, - спокойно уберите рвоту и выходите из комнаты?» Сегодня принципы воспитания реформатора Бенджамина Спока многие педиатры считают не только спорными, но и отчасти вредными, хотя каких-то 50–60 лет назад по книге «Ребенок и уход за ним» воспитывались и наши родители, и мы сами. И пусть о методике воспитания по Споку спорят по сей день, молодые мамы в разных уголках мира с упоением читают и впитывают каждое слово известного педиатра.

Еще бы, каждый принцип воспитания, рекомендуемый доктором Споком, помогает избежать извечных баталий между родителями и детьми и помочь молодым матерям поверить в собственные силы. «На самом деле родители знают больше, чем им кажется, а это знание - само по себе хороший фундамент для воспитания. Главное - не забывать об этом», - говорил Спок. И этот завет педиатра молодым родителям можно по праву назвать основной идеей его метода воспитания.

«Так Просто!» расскажет о главных идеях доктора Бенджамина Спока и попробует разобраться, оправданы ли современные претензии к теории воспитания именитого педиатра.

Бенджамин Спок

В 50-е годы прошлого века именно голос доктора Спока вселил в матерей уверенность, что они точно знают, что воспитывают свое чадо правильно, и даже могут получать удовольствие от процесса. Книга «Ребенок и уход за ним», увидевшая свет 14 июля 1946 года, открыла новую эпоху в нелегкой науке воспитания, а объем ее продаж уступал по количеству разве что Библии.

Бенджамин Спок предложил американским матерям набор основных рекомендаций по уходу за детьми: как кормить, лечить, купать, воспитывать. Доктор утверждал, что в обращении с ребенком нужно руководствоваться здравым смыслом, соблюдая гармонию между излишней нежностью и чрезмерной строгостью.

  • Родители тоже люди
    Как верно подметил доктор Спок , большинство книг по уходу за детьми посвящено исключительно ребенку, в то время как его родителям внимание не уделяется совсем. Читая подобную литературу, новоиспеченные родители тут же сталкиваются с мыслью, что материнство и отцовство - это конец, всё, finita la comedia. Бенджамин Спок утверждал, что не нужно приносить себя в жертву младенцу, уделяя ему всё свое свободное время и силы. В конечном итоге это попросту сделает несчастными и мать, и ребенка.

Молодая мать имеет полное право испытывать по отношению к ребенку негативные чувства, например, сердиться на него, и имеет такое же право не переживать потом, что она якобы плохая мать. Жизнь после рождения ребенка, по словам Спока, должна быть насыщенной и полной, ведь родители - тоже люди, которым столько предстоит успеть: стать успешными папой и мамой, воспитав здорового и умного малыша, реализовать себя профессионально и не дать угаснуть семейному очагу.

  • Не бойтесь любить
    «Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом. Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны», - пишет Бенджамин Спок. Ученые не единожды доказывали, что взрослый человек нуждается в тактильной близости так же, как в еде и питье. А ребенок - подавно!

Современные молодые родители то и дело боятся избаловать малыша физическим контактом, забывая, что это лучший способ проявления любви. Не бойся брать малыша на руки, ласкать и баюкать его, возиться с ним и нянчить его. Лишь вкладывая в чадо свою любовь, заботу, ласку и честность, можно получить достойные плоды.

  • Соблюдайте режим кормления
    «Режим необходим для пользы ребенка, с одной стороны, и для удобства родителей - с другой. Режим экономит ваши силы и время. Гибкий режим означает сведение количества кормлений до разумного в более или менее определенные часы и прекращение ночных кормлений, как только ребенок к этому готов.

В противном случае родители будут слишком утомлены, чтобы дать ребенку нечто большее, чем просто пищу. Раз нет необходимости соблюдать строгий режим, вы сможете сначала подчиняться требованиям ребенка, а затем постепенно установить режим, удобный и для вас, и для него», - объяснял Спок.

  • Не балуйте младенцев
    Спок советовал матерям внимательно относиться к младенческому плачу, брать малышей на руки, успокаивать и пытаться выяснить, в чём дело. В то же время педиатр считал, что ношение на руках младенца старше трех месяцев приведет к тому, что малыш просто избалуется: «Если мать всегда с готовностью берет ребенка на руки, как только он заплачет, то месяца через два он может проситься на руки почти всё время, пока не спит».

Если мать будет по-прежнему уступать, то через некоторое время ребенок поймет, что его бедная, измученная мать у него под каблуком, и будет тиранить ее, требуя, чтобы его постоянно носили на руках». Современные психологи и педиатры с такой точкой зрения не согласны. Если малыш просится на руки, он нуждается в эмоциональном контакте с матерью. А отсутствие таких контактов в детском возрасте чревато тем, что ребенок вырастет замкнутым и неуверенным в себе.

  • Позволяйте ребенку быть самим собой
    «Растите детей в любви - и прибегать к наказаниям не придется!», - утверждал Спок. Еще один важный способ проявления любви к ребенку - это уважение его желаний. Если малыш не хочет спать днем, не заставляй его. Не хочет доедать кашу? Не убеждай его во что бы то ни стало съесть всё до последней ложки. Желания детей очень естественны и интуитивны, но не стоит путать разумные желания с банальными капризами.

«Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба», - говорил доктор Спок. В свое время за пропаганду подобных взглядов доктора обвиняли в потворстве вседозволенности: именно она, по мнению многих тогдашних педиатров и психологов, породила поколение людей, которые разучились уважать старших.

За что же почтенного доктора критикуют сейчас? За фразу «попробуйте не подходить к ребенку сразу, как только он начал плакать. Дайте ему возможность успокоиться самостоятельно. Иногда ребенок может плакать так сильно, что его рвет. Спокойно уберите рвоту и выходите из комнаты»? На деле Спок преследовал вполне благую цель: дать шанс новоиспеченным родителям выжить в абсолютно новых для них условиях.

№1. Засыпание «по Споку»

Знаменитый радикальный способ справиться с нежелающим засыпать ребенком.
«Лечение очень простое: положите ребенка в постель в положенное время, нежным голосом пожелайте ему спокойной ночи, выйдите из комнаты и не возвращайтесь. Большинство детей в первую ночь гневно кричат минут 20-30, а потом, видя, что ничего не происходит, неожиданно засыпают. На следующий день они уже будут плакать только 10 минут, а на третий день они обычно вообще не плачут».
Современный психолог, специалист по детско-родительским отношениям Людмила Петрановская в книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» критикует идею оставлять детей одних. Она напоминает, что во многих традиционных культурах младенцы весь первый год жизни проводят, прижавшись к матери. По мнению Петрановской, если бы опасения про «избалуется, приучится» были бы верны, то дети едва ли не до взрослого возраста настаивали бы на том, чтобы их носили на руках: «Однако наблюдения говорят ровно обратное: эти малыши намного более самостоятельны и независимы к двум годам, чем их городские сверстники».

№2. Отказ от ночного кормления

Сомнительна и рекомендация Спока отказаться от ночного кормления, если ребенок весит не менее 4,5 кг.
«Если ребенку уже месяц и он весит около 4,5 кг, но все еще просыпается для ночного кормления, я думаю, будет разумнее не спешить к нему с молоком.… Вообще говоря, ребенок, весящий около 4,5 кг и нормально питающийся днем, не нуждается в ночном кормлении».
Сегодня врачи убеждены, что не стоит прекращать ночные кормления так рано: именно они стимулируют выработку гормона пролактина, отвечающего за образование грудного молока. Важно сохранять ночные кормления, пока ребенок нуждается в них. Всемирная организация здравоохранения тоже рекомендует кормить по требованию – то есть так часто, как этого хочет ребенок, и днем, и ночью.

№3. Игнорирование плача

Если ребенок капризничает или плачет, «по Споку», не нужно на это реагировать: «У некоторых детей легко возникает рвота, когда они возбуждены. Это пугает мать, она смотрит на ребенка тревожным взглядом, торопится убрать за ним, старается быть по отношению к нему более предупредительной и в следующий раз немедленно бежит к нему, как только он закричит… Если мать решила приучить его засыпать без крика и укачивания, то она не должна отступать от намеченного плана и не входить к ребенку».Однако результаты недавнего исследования, проведенного американскими учеными, свидетельствуют о том, что мама может смело, ничего не боясь, следовать своему материнскому инстинкту. Чем больше «обнимашек» и «ручек», чем больше тактильного контакта, чем больше маминого внимания и заботы, тем более успешным, уверенным в себе, добрым, чутким, психически и физически здоровым человеком станет ваш ребенок, когда вырастет. К таким выводам исследователи пришли, проанализировав данные о детстве и взрослой жизни более чем 600 человек.

№4. Сон на животе

«Желательно приучать ребенка с самого рождения спать на животе, если он не возражает. Впоследствии, когда он научится переворачиваться, он сможет сам изменить позу, если захочет».
В XXI веке педиатры говорят, что ребенок должен спать исключительно на спине и на твердом матрасе. Сон же младенца на животе опасен: это фактор риска синдрома внезапной младенческой смерти.
№5. Апельсиновый сок в качестве первого прикорма«Обычно врачи советуют вводить апельсиновый сок в питание ребенка в возрасте нескольких месяцев, – говорится в книге «Ребенок и уход за ним». – Вы можете сами выжимать сок из апельсинов или пользоваться консервированным соком… Обычно до 5-6 месяцев дети пьют сок из соски, а потом из чашки».
В 2017 году Американская Академия Педиатрии выпустила новые рекомендации по потреблению детьми фруктовых соков, согласно которым соки не должны присутствовать в рационе малышей в возрасте до года. Как считают авторы рекомендаций, сок не представляет для маленьких детей никакой особой питательной ценности, при этом в нем содержится очень много сахара и полностью отсутствует клетчатка. Лучше давать малышам в возрасте до года настоящие фрукты в печеном виде или в виде пюре. В этом случае ребенок получит все необходимые витамины и микроэлементы, а также клетчатку, но не будет привыкать к сладкому.

№6. Мясной прикорм с 2 месяцев

«Как показали исследования, мясо очень полезно детям даже на первом году жизни, – пишет доктор Спок. – Многие врачи сейчас рекомендуют давать мясо, начиная с 2-6 месяцев. Мясо для маленького ребенка или провертывают в мясорубке несколько раз, или протирают через сито, или трут на терке. Поэтому ребенку легко его есть, даже пока у него нет зубов».

№7. Слишком большие распашонки

Два месяца – это безусловно, слишком ранний возраст для начала прикорма – тем более, мясом. Педиатр Евгений Комаровский рекомендует начинать мясной прикорм не раньше 8-9 месяцев.
Об одежде для новорожденного в бестселлере Бенджамина Спока можно прочесть следующее: «Ночные рубашки. Вам понадобится от 3 до 6 рубашек. Покупайте сразу размер на возраст в 1 год. Распашонки. Вам понадобятся 3-6 распашонок размером на 1 год».
Новорожденный, несомненно, растет очень быстро, однако одежда не по размеру доставит и ребенку, и маме, сплошные неудобства.
«Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем»Многие советы из книги «Ребенок и уход за ним» наивны и даже опасны для современных реалий. Однако Спок был первым педиатром, который выступил вразрез с общепринятым мнением, что воспитание ребенка прежде всего должно вырабатывать дисциплину. Его идеи для своего времени стали революционными и повлияли на многие поколения родителей, сделав их более нежными и чуткими к своим детям.
В предисловии к своей знаменитой книге Бенджамин Спок подчеркивает, что не стоит слишком буквально понимать все, что написано в книге.
«Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, – это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем»
Бенджамин Спок, «Ребенок и уход за ним»


По его книге вырастили несколько поколений малышей в разных странах мира, а сам он строил свои теории, постоянно вспоминая печальный опыт детства и авторитарную мать... Он разбогател и прославился на весь мир, но в итоге стал заложником собственного успеха. Доктор Бенджамин Спок – пожалуй, одна из самых ярких и противоречивых личностей в истории педагогики и детской психиатрии.

Мать-тиран

Знаменитый психиатр, автор книги, широко известной в Советском союзе под названием «Ребенок и уход за ним», родился в 1903 году в Нью-Йорке в многодетной семье. Отец Бенджамина большую часть времени проводил на работе. Зато его супруга сидела дома и имела возможность полностью отыгрываться на своих детях, подавляя их собственное «я». По воспоминаниям американского врача-психиатра, его мать не признавала никаких иных мнений, кроме своего. Даже врачи не были для нее авторитетом: женщина считала, что сама знает, как лучше лечить и воспитывать своих чад. И при этом мать была фанатичной пуританкой и строго следила за каждым шагом своих детей. Бесконечные наказания и постоянная муштра были в этой семье обыденностью.

Как признавался Бенджамин Спок много лет спустя, мать воспитала его ханжой и снобом. Неудивительно, что это привело к плачевным последствиям: трое из ее детей, повзрослев, были вынуждены лечиться у психиатра, и практически у всех (разве что кроме Бена) были проблемы в личной жизни.

Спок, пожалуй, стал единственным, кто в условиях постоянной тирании смог остаться самим собой. Поступив в Йельский университет, он почувствовал свободу и ушел из-под контроля матери, покинув дом и предпочтя самостоятельную жизнь студента.

Во время учебы Бен активно занялся гребней, успешно выступая на соревнованиях за команду Йеля, а несколько лет спустя переехал в Нью-Йорк, где вскоре женился.


«Библия» для родителей

Получив профессию врача, Спок с головой ушел в педиатрию и психиатрию. Наблюдая за предрассудками молодых мам и их ошибками в воспитании детей, он анализировал их на основе своих знаний, а также работ Зигмунда Фрейда. Вместе с тем молодой психиатр постоянно вспоминал свое собственное детство и отношения с матерью, подвергая их глубокому анализу. В итоге Спок вывел теорию о том, как воспитать психологически здорового ребенка, и начал издавать собственные книги.


В 40 лет Спок взялся за подготовку руководства по уходу за малышами, которое сменило бы общепринятые предрассудки и устаревшие ложные теории. Он не оставлял работу над книгой даже во время двухлетней службы врачом на флоте.

Когда Бенджамин Спок выпустил знаменитый мировой бестселлер по уходу за ребенком, многие американцы восприняли его как откровение и называли «Книга здравого смысла». Все еще испытывая подсознательный панический страх перед матерью, писатель специально привез ей эту книгу, чтобы она прочитала ее и вынесла свой вердикт. Он с ужасом ждал, что женщина придет в ярость и разнесет его детище в пух и прах, и очень обрадовался, когда она снисходительно произнесла: «В принципе тут есть разумные советы».


Книга обогатила Спока, а многие молодые родители во всем мире восприняли ее как «библию для молодых мам». Сам автор абсолютно не ожидал такого фанатичного почитания и при каждой возможности пытался донести до общественности, что его советы – вовсе не панацея и не нужно слепо выполнять все, что он рекомендует.

Однако было уже поздно: такая безумная популярность, естественно вышла ему боком. Во- первых, фанатичное следование его советам без учета особенностей каждой конкретной семьи привело к тому, что рекомендации «не работали». И через пару десятков лет это вызвало обратную реакцию: все чаще его исследования стали называть ошибочной теорией, а воспитание «по Споку» – руководством о том, «как угробить ребенка».

Кормление – не по часам, а по уму

Сейчас почему-то принято считать, что Доктор Спок учил кормить младенца строго раз в четыре часа, за что его теорию ругают современные сторонницы свободного графика грудного вскармливания. На самом деле это не так. В своей книге Спок как раз говорил о том, что молодой матери, выбирая правило кормления для своего ребенка, нужно подобрать свой собственный график – исходя из того, как лучше ее ребенку. Но если уж она выбрала тот или иной вариант – желательно его не менять. Единственное, от чего он предостерегал новоиспеченных мам, так это от того, чтобы давать ребенку грудь каждые пять минут – по поводу и без повода.


Дом – не тюрьма

Утверждение доктора Спока о том, что молодая мать вовсе не обязана запереть себя в четырех стенах, уделяя все свое внимание только ребенку, в те годы казалось революционным. Врач писал, что если женщине хочется пойти в гости или в кино, она не должна себе в этом отказывать, и для этого ей нужно попросить няню или кого-то из близких посидеть с ребенком. Он справедливо замечал, что если фанатично заниматься чадом, изматывая себя до изнеможения, это негативно отразится на собственном здоровье, приведет к депрессии, а также может привести к разладу с мужем, который почувствует себя лишним.

К сожалению, многие молодые родители восприняли этот совет своеобразно: они в буквальном смысле забывали о детях, поручая их няням и воспитателям и все свободное время проводя на работе или в клубах. До 40 миллионов детей, рождённых в 1950–1960-е годы, воспитывались «по Споку». Позже врача обвиняли в том, что именно он повинен в создании поколения длинноволосых хиппи, выросших в атмосфере вседозволенности.

Его считали хиппи

Интересно, что если сейчас книгу Спока считают старомодной и слишком жесткой, то при его жизни было совсем не так. Советы о том, что нужно любить своих детей, обнимать и целовать, прислушиваться к ним и следовать интуиции, американские консерваторы восприняли как вседозволенность, а некоторые противники его теории даже причислили Спока к хиппи. А то, что психиатр выступал против ядерных испытаний и войны во Вьетнаме, только закрепило за ним образ бунтаря.

Доктор Спок общается с прессой после снятия с него официальных обвинений в агитации молодежи не идти на призывные пункты. Бостон, 1968 г. /Фото:washingtonpost.com

К концу жизни Бенджамина Спока продажи его бестселлера по уходу за ребенком стали падать, и когда он серьезно заболел, его вторая жена не смогла собрать необходимую сумму на лечение. Ведь почти все заработанные деньги он потратил на благотворительность.

Бенджамин Спок умер, совсем чуть-чуть не дожив до своего 95-летия и приуроченного к нему выхода седьмого издания своей книги. А о его руководстве по уходу за ребенком в нашей стране стали постепенно забывать.

Безусловно, особенности воспитания наших мам и бабушек кажутся нам странными. Кстати, в начале XX века существовали весьма своеобразные

Включайся в дискуссию
Читайте также
Настоящая история доктора Спока – педиатра, которого обвинили в появлении «поколения хиппи
Почему появляются колтуны на волосах и как от них избавиться?
Яркие красные волосы короткие