Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как понять что говорит маленький ребенок. Здоров ли ваш новорожденный малыш? Что нужно знать о новорожденном, отправляясь в роддом? Что делать маме

Постоянное беспокойство кормящей матери, переживающей, не голодает ли ребенок, нередко приводит к тому, что она начинает докармливать его и допаивать. В результате того, что грудничка начинают реже прикладывать у груди, снижается стимуляция нервных окончаний в сосках и выделение гормонов, регулирующих выработку и отделение грудного молока. В итоге, лактация, действительно, начинает снижаться.

В данной статье вы сможете найти квалифицированные ответы на вопрос – «как понять, что малышу не хватает молока?».

Известный педиатр Е.О. Комаровский, говорит, что ложная тревога матерей о том, что их младенец недоедает, часто становится причиной необоснованного введения докормов. На вопрос, как понять, что не хватает грудного молока, Комаровский отвечает, что признаки недостаточной лактации бывают вероятные (то есть их появление может быть связано и с другими причинами) и достоверные.

Союз педиатров России в пособии по естественному вскармливанию детей, поясняя кормящим женщинам, как понять, что в груди мало молока, также говорят о вероятных и достоверных признаках недостаточной лактации.

Вероятные признаки недостаточной лактации:


Появление одного или нескольких из вышеперечисленных признаков может быть следствием недостаточного образования и (или) выделения молока. Однако они могут встречаться и в других ситуациях: необходимость частых прикладываний к груди, длительность сосания могут быть связаны с индивидуальными особенностями младенца. Так, слабому, недоношенному ребенку требуется больше времени и сил, чтобы получить необходимое количество молока при сосании. Причиной беспокойства малышей в перерывах между кормлениями может быть повышенное газообразование в кишечнике и другие нарушения. А изменения характера стула могут свидетельствовать о проблемах с пищеварением и пр. Как понять, что грудничку не хватает грудного молока? Для этого нужно знать о достоверных признаках недостаточной лактации.

Достоверные признаки недостаточной лактации


Итак, как определить, что ребенку не хватает грудного молока? Необходимо оценить ситуацию комплексно. Скорее всего, при реально существующем недостатке лактации будут наблюдаться и вероятные и достоверные признаки. Для того, чтобы определиться с тактикой дальнейшего кормления малыша, важно посоветоваться с педиатром. Также можно обратиться к грамотным специалистам по грудному вскармливанию.

Эффективно ли контрольное вскармливание?

Долгое время, для ответа на вопрос «как понять, что ребенку хватает грудного молока?» использовался такой метод, как контрольное вскармливание. Его суть заключается в том, что младенца взвешивают до и после кормления (если ребенок помочился, взвешивают вместе с пеленками и подгузником, чтобы учесть потери жидкости). Разница в весе малыша до и после кормления считается равной весу съеденного им молока. Однако сегодня достоверность контрольного вскармливания, как метода, позволяющего безошибочно выявить недостаточность лактации, все чаще подвергается сомнению.

Почему же эта методика перестала считаться достоверной? Потому что по результатам одного кормления невозможно судить об объеме вырабатываемого и выделяемого молока, так как количество молока, которое высасывает ребенок, может существенно меняться от кормления к кормлению . Как сообщают эксперты ВОЗ «ребенок потребляет разное количество молока при каждом кормлении. Состав молока изменяется, и по весу молока вы не сможете определить, богато ли молоко жирами или же в его составе много воды. Кроме того, процедура взвешивания может заставить мать волноваться, что приведет к задержке или угнетению лактации, в результате чего ребенок получит меньше молока, чем обычно» .

Также стоит учесть, что контрольное вскармливание, чаще всего проводится в поликлинике, в обстановке непривычной как для матери и ребенка, что увеличивает стресс у обоих и влияет на результаты.

Российские педиатры и диетологи в качестве альтернативы традиционному контрольному вскармливанию предлагают проводить контрольные взвешивания ребенка в течение суток . В Национальной программе оптимизации вскармливания детей РФ сообщается, что «Окончательный вывод о недостаточной лактации может быть сделан на основании результатов взвешивания ребенка в домашних условиях после каждого кормления в течение суток («контрольное» взвешивание)» . Считается, что подобный подход позволяет избежать стресса, связанного с нахождением в непривычных условиях, а измерение веса младенца в течение суток позволит объективнее судить о состоянии лактации.

Тем не менее, большинство врачей и специалистов по грудному вскармливанию во всем мире сходятся во мнении, что при поиске ответа на вопрос «как понять, хватает ли ребенку молока?» наиболее объективным является анализ прибавки веса младенца (в первые шесть месяцев жизни не менее чем на 500 г. за месяц.) Именно этот признак считается наиболее достоверным для оценки уровня лактации у матери.

Эксперты ВОЗ считают, что для оценки уровня лактации можно проводить еженедельные взвешивания малыша (более частые взвешивания признаны неинформативными).

Список использованной литературы:

  1. Комаровский Е.О. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»/М.: Эксмо, 2016 г.
  2. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста/ Методические рекомендации ВОЗ для Европейского региона с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза. 2003 г.
  3. Пособие по естественному вскармливанию детей/ Санкт-Петербургское отделение Межрегионального общественного объединения «Союз педиатров России». 2011 г.

Вы можете задавать вопросы (ниже) по теме статьи и мы постараемся на них квалифицированно ответить!

Грудное вскармливание ставит перед новоиспечёнными мамами серьёзные вопросы, один из которых – как определить, что ребенок не наедается грудным молоком.

Эта проблема особо беспокоит в первый месяц жизни грудничка и не теряет актуальности до окончания первого полугодия, когда жидкое и полезное питание остаётся зачастую единственным источником энергии для ребёнка.

От правильности действий матери зависит очень многое, ведь иногда женщина, неверно разглядев признаки недоедания, переводит младенца на искусственную смесь, отнимая у него идеальный продукт и необходимое тактильное общение.

По мнение некоторых мамочек, самые «говорящие» признаки недоедания грудничка выглядят следующим образом:

  • постоянный плач, который не связан с другими возможными причинами;
  • слабость ребёнка, невысокая активность;
  • беспокойное поведение, возникающее, как только малыш приближается к материнской груди.

Невзирая на общую известность этих фактов, кормящей матери не следует воспринимать их слишком серьёзно. Безусловно, они действительно говорят о детском неблагополучии, однако не о том, что малыш голоден, а о том, что у него имеются проблемы с кишечником.

Если наблюдаются все эти симптомы, то, вероятно, у ребёнка колики. В этом случае он дополнительно поджимает ножки к животу и плачет после прикладывания к груди.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – чрезмерно частые взвешивания малыша, например, после каждого приёма пищи. Увидев, что прирост в весе небольшой, родители начинают нервничать и в итоге принимают решение о докармливании смесью.

К симптомам недоедания новорождённого часто относят и трудности с засыпанием и беспокойное поведение во время сна.

К примеру, малыш может ощущать материнскую нервозность, просто родился чрезмерно тревожным или немного приболел. Женщине важно узнать точную информацию о «сонных» нормативах, которые актуальны на каждый месяц жизни и стараться укладывать ребёнка через проведённые временные интервалы.

Проверка мокрых пелёнок

Эксперты по ГВ утверждают, что есть лишь два точных метода установить, что ребенок не наедается грудным молоком: проверка мокрых пелёнок и оценивание прибавки массы тела за месяц.

Ещё один признак голодного грудного ребёнка – причмокивание губками, язычком, сосанье пальчика, кулака или краешка пелёнки.

Кроме того, поскольку материнское молоко считается и питанием, и питьём для крохи, слишком сухая кожа также может стать свидетельством его недоедания.

Итак, вы определили, что малыш остаётся голодным в течение суток, теперь необходимо выявить причины, которые мешают оптимальной лактации и приводят к недоеданию. Поскольку во вскармливание вовлечены и мать, и грудничок, рассмотреть процесс питания нужно со всех сторон.

Причины недостатка молочка часто бывают обусловлены неверным поведением матери (либо её окружением) в лактационный период:

Ещё одна вероятная причина – слишком частое , приводящее к переизбытку этого продукта. Вообще молочный секрет бывает передним и задним. Переднее молочко более жидкое и содержит меньше жиров («пустое»), именно оно и вырабатывается при частом сцеживании.

Заднее молочко – жирное, а, значит, отличается большей питательностью и насыщаемостью. Малыш может наедаться только задним молоком, ведь жирное питание не так быстро переваривается и оставляет чувство насыщения на более длительный период.

Младенец может оставаться голодным, если процессу кормления создают помехи:

  • колики, которые усиливаются во время приёма пищи;
  • заложенность носа либо повреждение полости рта;
  • неверное захватывание груди.

Обнаружить недостатки кормления поможет следующий эксперимент: когда даёте ребёнку грудь, послушайте, как он глотает. Нормальное соотношение – два-три сосания перемежаются одним глотком (в первые минуты кормления малыш должен делать много сосаний, чтобы усилить отток молока из груди). Если глотательных движений мало, кроха останется голодным.

Если ребенок не наедается грудным молоком, то начинает капризничать, раздражаться, а также плохо растёт и отстаёт в развитии. Обнаружив, что младенцу в первый месяц не хватает пищи, не нервничайте, так как нервозность лишь усугубит ситуацию.

Прислушавшись к следующим советам экспертов по грудному вскармливанию, вы сможете улучшить лактацию и правильно организовать кормление ребёночка:

  1. Постарайтесь . При натуральном вскармливании грудные желёзы выделяют оптимальное количество молока в ответ на стимулирование ребёнком сосков. То есть ребёнок должен есть всякий раз, когда захочет.
  2. Как понять, что ребенок наелся? Сытый новорождённый отпускает сосок самостоятельно , вот почему не рекомендуется прерывать приём пищи по вашему желанию.
  3. Убедитесь, что прикладываете кроху верно. Правильная поза: ротик распахнутый, ребёнок должен захватывать как сосочек, так и ареолу, слышатся лишь глотания, другие звуки отсутствуют.
  4. Установите пару-тройку комфортных положения для вскармливания, чтобы можно было их чередовать. Верная позиция – детский затылочек, шейка и спина расположены на прямой черте. Чтобы ребёнок не поворачивал головку и не тянулся до груди, сосок должен находиться рядом с его ртом.
  5. Пробуйте кормить одной грудью за один приём пищи , чтобы младенец смог высосать и переднее молоко, и задний продукт.
  6. Не бойтесь будить ребёнка, чтобы покормить. Днём он не должен спать больше трёх часов подряд, в ночное время – более 5-6. Перед приёмом пищи кроху можно умыть прохладной водичкой или же раздеть, чтобы активизировать все процессы.
  7. Откажитесь хотя бы в первый месяц жизни ребёнка от бутылочек. Сцеженное молоко лучше давать с помощью ложечки или пипетки. Это необходимо, чтобы кроха не привык к пустышкам.
  8. Устраивайте себе отдых , пока есть такая возможность – ребёнок спит, или с ним нянчатся родственники.
  9. Пересмотрите свой рацион , включив в него больше углеводной и белковой пищи. Не употребляйте продукты, которые могут повлиять на привкус молока. Также необходимо пить нужный объём тёплой жидкости.
  10. Если отмечаются какие-либо признаки неблагополучия, обязательно показывайте малыша специалисту.

Чтобы облегчить процесс кормления, можно приобрести особую подушку. Такое приспособление помогает правильно прикладывать ребёнка к груди, уменьшать нагрузку с материнской спины.

Уютная процедура вскармливания, удобная подушка, приятная музыка позволит создать комфортную атмосферу для приёма пищи и получить удовольствие от самой процедуры.

Неопытные мамочки нередко прислушиваются к советам подружек или просто распространённым мифам, касающимся грудного вскармливания, и сами решают, что ребёнок не наедается. А это уже чревато неверным выбором, который может навредить младенцу.

Если вам кажется, что ребёнок плохо кушает и не наедается в течение суток, обязательно обратитесь к доктору. Он максимально точно установит вероятные факторы, провоцирующие недоедание, порекомендует способы улучшения грудного вскармливания или же предложит выбрать оптимальную молочную смесь для докармливания.

Самое же важное в такой ситуации – не волноваться понапрасну, а сохранять позитивный настрой, который обязательно передастся малышу!

Внимательные родители и детские врачи чутко следят за физическим . Существуют определенные этапы развития моторики, которые зафиксированы в специальных таблицах и литературе: когда малыш должен сам переворачиваться, в каком возрасте он должен вставать на ножки и учиться ходить, когда начинается активная социальная адаптация малыша, и он начинает общаться с окружающими. Однако, когда речь заходит о развитии общего интеллекта, многие родители заходят в тупик. И действительно, как определить, что норма, а что нет у малыша до пяти лет, если все дети такие разные: одни уже в два года читают наизусть стихи, а другие в три года не могут самостоятельно собрать простой пазл?

Ориентируемся на вопросы

Специалисты по утверждают, что существует определенная зависимость между возрастом ребенка и теми вопросами, которые он может и должен задавать. Именно по этим вопросам и становится возможным определение общего интеллектуального развития малыша.

Методика определения этапов развития ребенка по его вопросам оказывается намного точнее, чем такое же определение по его навыкам и умениям, поскольку последние чаще всего являются результатом инициативы родителей, которые стараются всячески развивать малыша. А вот вопросы, которые формулирует маленький человечек, вызываются лишь активностью его головного мозга. Получая ответы на свои вопросы, малыш получает именно ту информацию, которая ему нужна, тем самым подталкивая процесс своего развития в нужную сторону.

Многие родители уверены, что их чадо задает такое огромное количество вопросов, что подвергнуть их хоть какой-либо классификации оказывается неосуществимой задачей. Однако групп, на которые делятся детские вопросы, на самом деле существует не так уж и много, и все они обычно задаются малышами в определенной последовательности, по которой становится возможным определение умственного развития ребенка.

Вопросы «кто?» и «что?»

К концу первого года жизни или в самом начале второго малыша начинают интересовать вопросы: «Кто это?» и «Что это?». При этом тот факт, что дети такого возраста даже не умеют разговаривать, на умственное развитие никак не влияют. Кроха может показывать пальчиком на определенного человека, животное или вещь и удивленно приподнимать бровки. Иногда это сопровождается соответствующей вопросительной интонацией. Внимательные родители , что кроха хочет задать вопрос и тут же на него отвечают. Часто малыши повторяют такой вопрос, показывая на те предметы, о которых взрослые уже все им рассказали, однако не стоит расценивать это как непонимание или каприз. Вопросы такого рода способствуют увеличению словарного запаса малыша, а повторение закрепляет полученную информацию.

Вопросы «где?» и «когда?»

Подобные вопросы могут появиться в лексиконе малыша как одновременно, так и сразу друг за другом. Происходит это обычно в период с полутора до двух с половиной лет. Сначала дети начинают интересоваться членами семьи и домашними животными: «когда придет мама?», «где Мурка?», «когда мы пойдем в парк?» и так далее. Это связано с тем, что малыши сразу же обращают внимание на то, что именно живые существа постоянно передвигаются в пространстве и куда-то исчезают. Не стоит пугаться, если малыш путается в формулировке вопросов и иногда выдает что-то вроде «где дедушка ушел?». Это совершенно нормальное явление, и очень скоро кроха научится использовать правильные слова.

Вопрос «как?»

На третьем году жизни, чаще в самом его начале или середине, у малыша на первый план выходит вопрос «как?», иногда в форме «как сделать?». Ежедневно вы слышите от ребенка огромное количество вопросов из разряда: «как залезть на стул?», «как поймать птичку?», «как починить игрушку?», «как надеть шляпу?», «как нарисовать солнышко?», но и предыдущие вопросы не исчезают из лексикона маленького человечка. Однако у детей с активным развитием именно вопрос «как?» выходит на передний план. Часто малыши такого возраста начинают интересоваться, как устроена та или иная вещь, поэтому разбирают игрушки, ломают кукол, по страничкам.

Вопросы «зачем?» и «почему?»

Эти вопросы занимают ум крохи начиная с четвертого года жизни. Несмотря на то, что многие родители ещё до этого рассказывают своим малышам о том, как все устроено, по-настоящему воспринимать получаемую информацию дети могут лишь тогда, когда сами начинают задавать подобные вопросы. И тут главное для родителей - подробно объяснять и рассказывать о том, что интересует ребенка.

Что делать, если малыш не задает вопросов

Что же делать, если ребенок не задает вопросов, которые присущи детям его возраста? Ведь невозможно заставить малыша задать вопрос, да и определенных тренировок для развития таких навыков попросту не существует. Можно попробовать задавать вопросы и отвечать на них вместо него.

К примеру, гуляя в парке, покажите малышу утку, плавающую в пруду и задайте вопрос «кто это?», после чего сами же на него ответьте – «это утка». По аналогии задавайте другие вопросы: «где бабушка?» - «бабушка ушла в магазин»; «почему плачет Костя?» - «потому что у него сломалась машинка»; «почему нужно одевать шапку?» - «потому что на улице холодно» и так далее.

Поскольку дети склонны имитировать поведение взрослых, существует большая вероятность того, что малыш будет не только слушать вас и копировать, но и сам научится задавать вопросы. Сначала это может быть чисто механическим действием, однако постепенно подключатся соответствующие структуры его головного мозга, и кроха будет задавать вопросы уже осознанно, желая получить необходимую ему информацию.

Виктория Грицук

С появлением ребёнка у любой мамы возникает множество вопросов. Один из них звучит особенно часто: «Хватает ли ребёнку грудного молока?»

Грудной ребёнок не может вам сказать, что он голоден. Он может только плакать. Но ведь плач – это не только признак голода. Дети плачут, когда им холодно или жарко, когда чувствуют дискомфорт от подгузника или болей в животе, когда просто хотят быть ближе к маме.

Основным показателем того, хватает ли грудного молока, является набор малышом веса. Врачи полагают, что здоровый малыш должен набирать не менее 125 грамм веса каждую неделю в течение первых трёх месяцев жизни. Если грудничок набирает вес согласно нормам, то молока ему хватает. Но не стоит забывать, что эти цифры носят рекомендательный характер. Ваш малыш может набирать меньше, но при этом быть абсолютно здоровым и спокойным. У каждого человека разная конституция тела, ребёнок – не исключение.

Самый главный признак того, что вашему малышу хватает грудного молока – это его отличное настроение. Здоровый и довольный маленький человечек мало капризничает, быстро растёт и хорошо развивается. Его кожа чистая и гладкая. А когда кроха хочет кушать, то он громко и активно требует грудь.

Но что делать, если вы замечаете, что малыш капризничает, отворачивается от груди и постоянно требует кушать? Как понять, что ребёнку хватает грудного молока?

Малыш должен глотать и причмокивать

Ваш малыш может провести у груди час или два и при этом остаться голодным. А может насытиться за 15–20 минут. Если вы не слышите характерного для глотания звука, то это может значить, что ребёнок не кушает. Он может просто успокаиваться у груди, чувствуя, что мама рядом. Может даже спать, но при этом совершать сосательные движения. Детям тепло, спокойно и уютно рядом с мамой. Вполне естественно, что на груди малыш успокаивается лучше и быстрее, чем даже на руках. Понаблюдайте, напрягается ли подбородок вашего крохи во время еды. Чем дольше длится момент напряжения, тем больше молока он проглотит за раз.

Нужно ли давать ребёнку обе груди в одно кормление?

Всё зависит от количества молока. Если его много, то ребёнку достаточно одной груди. Но не спешите давать ему вторую грудь, как только он начал ёрзать и нервничать.

Женская грудь устроена так, что молоко в ней вырабатывается передними и задними долями молочной железы. Молоко передних долей более жидкое, сладкое и содержит меньше питательных веществ. Можно сказать, что это молоко – скорее питьё, а не еда. Если малышу достаётся только переднее молоко, то он насыщается быстро, но и чувство голода вернётся к нему быстрей.

Молоко задних долей густое, почти как сливки. Всё самое полезное находится именно в нём, но и кушать его сложнее. Ребёнку необходимо приложить немало усилий, чтобы его заполучить. Некоторые детки, особенно слабые, от усталости засыпают у груди раньше, чем доберутся до заднего молока. А его маме кажется, что в этой груди молоко закончилось, и она уже предлагает другую.

Что делать в этом случае? Во время кормления дайте ребёнку немного передохнуть и снова предложите эту же грудь. Если он практически сразу начнёт нервничать, выгибаться и всячески показывать своё недовольство, то самое время предложить другую.

О чём может рассказать стул ребёнка

Грудничок на естественном вскармливании ходит в туалет по-большому чаще, чем его ровесник на искусственном вскармливании. У одних детей это может происходить один-два раза в день, у других – после каждого кормления. Однако это не так важно.

Гораздо больше вам может рассказать вид стула. Если он кремовой консистенции, однородный, имеет характерный жёлтый цвет, то малышу достаточно грудного молока. А вот слишком густой стул тёмного цвета может говорить о недостаточном или неправильном питании. То есть здесь можно говорить о том, что ребёнку не хватает грудного молока.

Слишком не всегда является поносом. В таком случае, возможно, грудничок получает преимущественно переднее молоко, и из-за этого он остаётся голодным. Изменение цвета, запаха и консистенции, появление в стуле слизи или примеси крови – это сигнал обратиться к педиатру.

Также стоит обратить внимание на мочеиспускание ребёнка. Малыш, которому хватает грудного молока, писает как минимум раз в три часа. Моча должна быть прозрачной и практически не иметь запаха. Если она потемнела, то ребёнок испытывает обезвоживание.

Однако не стоит силой заставлять малыша пить воду. Дети на грудном вскармливании не нуждаются в воде. Вы можете предложить ребёнку воду в бутылочке. Будет пить – отлично. Нет – тоже не беда. Значит, ему хватает грудного молока.

Если малыш медленно набирает вес, то не стоит давать ему много водички. Дело в том, что обычная вода может увеличить вес, но не принесёт в организм ребёнка важные питательные микроэлементы.

Взвешивание после приёма пищи

Если вы хотите знать, сколько конкретно грамм съедает ваш ребёнок за одно кормление, то можете попробовать метод взвешивания.

Перед кормлением разденьте ребёнка и положите на весы. Это будет вес до кормления. После еды снова взвешиваете ребёнка без одежды и подгузника. Разница, которую вы увидите на весах, будет тем количеством молока, которое выпил ваш ребёнок.

Для достоверного результата эту процедуру нужно проводить в течение суток в каждое кормление. Но помните, что этот способ не является очень эффективным. Показатели взвешивания могут меняться в зависимости от того, как давно и как много скушал ребёнок в предыдущее кормление. Как правило, такие взвешивания только нервируют маму малыша, что негативно может сказаться на выработке молока.

Анализ крови

Одним из признаков того, что ребёнку не хватает молока, является растущий уровень билирубина в крови. Это так называемая физиологическая желтуха новорождённых. Это безобидное заболевание, оно относится только к детям младше 28 дней.

Если грудного молока достаточно, в организме крохи активно вырабатываются антитела, способствующие понижению уровня билирубина. Именно поэтому неонатологи советуют не докармливать грудничков молочной смесью, а стараться максимально правильно наладит грудное вскармливание.

Косвенные признаки нехватки грудного молока

  • Отсутствует чувство наполненной груди. У одних женщин молоко прибывает очень активно, и грудь быстро становится горячей и тяжёлой. У других же молоко прибывает постепенно, а чувства наполненности в груди определить не получается. Но по этому признаку нельзя точно удостовериться, хватает ли ребёнку молока или нет.
  • После кормления у мамы отсутствует ощущение опустошения. Если ребёнок мало кушает, вы не будете чувствовать облегчения после кормления. Грудь останется налитой и твёрдой. Но и это не значит, что малыш остался голодным. Возможно, у вас просто очень много молока. По прошествии нескольких недель кормления уровень выработки молока снизится до необходимого.
  • После кормления не получается ничего сцедить. Мама делает вывод: молока в груди нет. Что не всегда верно. Вы не сможете сцедить грудь так же хорошо, как это сделает ваше чадо. Ни руками, ни молокоотсосом. У вас в груди может быть достаточно молока, просто вы не можете до него добраться.
  • Ребёнок стал чаще просить кушать. Это может быть скачком в его развитии. Как правило, такой этап длится около двух дней. А ещё малыши так проявляют беспокойство. Это может быть связано с ростом зубов или переменой погоды.

Независимо от причины нехватки грудного молока, не спешите вводить в рацион малыша сухие молочные смеси. Обязательно обратитесь к специалистам по грудному вскармливанию или к педиатру. Понимание точной причины убережёт вас от возможных ошибок.

Сначала убедитесь, что ребёнок правильно прикладывается к груди. Обязательно сохраняйте спокойствие. Если вы будете нервничать, то количество молока только уменьшится. Продолжайте хорошо и правильно питаться. Пейте побольше тёплой жидкости и кормите ребёнка по требованию, а не по часам. Старайтесь как можно дольше гулять на свежем воздухе.

Не стесняйтесь просить о помощи: уход за новорождённым ребёнком – это труд, поэтому женщине нужно время от времени устраивать отдых, чтобы физически и эмоционально восстановиться.

Теперь вы владеете полной информацией о том, как узнать, что хватает ребёнку молока. И что делать, если это не так. Пусть ваш малыш растёт здоровым и сильным, на радость маме и папе!

Эмоции — это особый язык, который малыши используют для общения с миром. Как понять, чего хочет ребенок до года и как правильно отреагировать на его действия? Ответ вы найдете в этой статье.

При воспитании малыша важно иметь в виду, что эмоции играют важную роль в формировании его характера. Мы рассмотрим основные эмоциональные состояния детей от 0 лет до 1 года и возможную реакцию на них взрослого человека.

Крик и плач — “Помоги мне!”

Крик — первая эмоция человека. У новорожденного крик и плач — естественный способ привлечь внимание взрослых.

Эмоциональная связь мамы и ребенка играет важную роль в формировании мышления крохи. Например, когда мама откликается на плач и кормит малыша, в его сознании возникает визуальный образ: “Я плачу, и меня кормят”. Многократное повторение этого опыта позволяет запомнить причинно-следственную связь. Теперь малыш будет плакать, когда захочет есть, чтобы привлечь внимание мамы. Точно так же он визуализирует другие свои потребности.

Мама учится лучше понимать ребенка, откликаясь на его зов. Очень скоро на определение причин плача у нее будет уходить совсем мало времени.

Игнорировать плач новорожденного нельзя: это вредит развитию мышления, ведет к разрыву эмоциональной связи матери и ребенка и может способствовать развитию детских неврозов.

Как успокоить плачущего малыша?

В первые дни жизни мама и ребенок привыкают друг к другу. Мама учится определять его потребности. Наиболее частая причина плача — голод, но могут быть и другие причины. Чтобы успокоить малыша, устраните причину плача. После этого обнимите ребенка и успокойте. Некоторым малышам нравится, когда их качают на руках, некоторых лучше успокаивает мамин голос.

Частые причины плача новорожденного:

  • Голод

Легче всего определить, когда малыш голоден. Для этого кончиком чуть согнутого мизинца коснитесь уголка рта ребенка: если он хочет есть, то будет тянуться за пальцем и открывать рот.

  • Нехватка внимания

Больше общайтесь с младенцем, когда он бодрствует, тогда эту причину можно будет исключить.

  • Ему холодно или жарко

Температуру легко определить, пощупав запястья ребенка. Если они холодные, малыша нужно одеть теплее. Если запястья потные и горячие, снимите слой одежды.

  • Пора поменять пеленки

Сделайте это при необходимости. Не допускайте появления раздражения на коже ребенка.

  • У малыша что-то болит

Частая причина плача — боль в животе. Из-за несовершенства желудочно-кишечной системы у малышей часто бывают колики. Эта напасть не проходит быстро, но с ней можно справиться в домашних условиях при помощи массажа или теплой (не горячей) грелки, обернутой полотенцем. Чтобы предотвратить появление боли в животе, в перерывах во время кормления и после него подержите ребенка на вашем плече вертикально несколько минут. Это также предотвратит срыгивание молока, которым страдают многие дети.

Самые маленькие дети выражают криком и плачем одновременно страх и недовольство. Например, если при купании вода была слишком холодной или горячей, ребенок может плакать при одном виде ванночки.

Появление первых зубов — большой стресс для крохи. Ребенок плачет, не понимая причины боли. В этом случае ос обенно эффективен прорезыватель — кольцо с жидкостью внутри. Его охлаждают (но не замораживают) в холодильнике и дают погрызть малышу. Холодная поверхность облегчает боль. Если вашему ребенку нужен прорезыватель, вы можете приобрести его в нашем магазине .

Улыбка младенца — способ сказать “мне хорошо”

В возрасте до 3 месяцев общение с дружелюбно настроенными, улыбающимися взрослыми очень важно для социализации малыша. Будьте уверены, он получает удовольствие от общения.

Ребенку может быть от 2,5 месяцев, когда он начинает улыбаться, смеяться. С появления первой улыбки начинается период младенчества.

Бурная реакция на появление мамы, сопровождаемая улыбкой, означает появление первой социальной потребности — потребности в общении. Начинается процесс, который психологи называют комплексом оживления.

Сначала малыш улыбается при виде лица мамы, затем в 3-4 месяца начинает узнавать знакомых, но несколько теряется при виде незнакомых людей. А бывает так: для того, чтобы малыш улыбнулся вам, нужно всего лишь улыбнуться ему первым.

Наслаждайтесь улыбкой ребенка, кому бы она не предназначалась! Если он кому-то улыбается, значит, этот человек ему нравится.

Удовольствие и отвращение — “Это я люблю, а это — нет”

Итак, спектр эмоций малыша продолжает расширяться. Раньше он сразу начинал плакать, если вода в ванночке была слишком холодной или горячей, а теперь уже может морщиться, если ему неприятно. Появились такие эмоции, как удовольствие и отвращение. С этого момента он обязательно даст вам знать, если ему что-то не нравится!

Нелюбимая и невкусная еда заставит личико малыша скривиться, лакомство — зажмурить глаза от удовольствия. Если настаивать на том, чтобы невкусная еда была съедена, ребенок начнет кричать и плакать: так он выражает несогласие и возмущение. Ту же реакцию вы получите, если ребенок уже наелся; еда слишком холодная или горячая. Если младенец недоволен, выясните причину.

Любопытство — “Я хочу это исследовать!”

Тяга к исследованию окружающего мира у детей врожденная. Примерно в 3 месяца младенец начинает активно изучать происходящее вокруг. Здесь очень важно проявлять к нему внимание, играть с ним.

Игры с маленькими исследователями

Можете попробовать поиграть в прятки для младенцев. К таким играм относят “Где наш малыш?”, “Ку-ку”, “Находилки”.

“Где наш малыш”: Игра для социализации. Закройте лицо ладонями, как будто вы не видите ребенка. Спросите: “Где наш малыш?”, затем уберите руки от лица и улыбнитесь ребенку, будто вы его нашли: “Вот он!”. Этот простой вариант пряток очень нравится деткам.

“Ку-ку”: Игра только для вас двоих. Спрячьтесь недалеко от малыша. Прячьтесь так, чтобы он проследил за вами взглядом: когда вы пропадете из поля зрения, ребенок будет ждать вашего появления и не испугается при неожиданном появлении. Выгляните из-за укрытия и скажите “Ку-ку”. Каждое такое появление будет сопровождаться радостным возгласом малыша.

“Находилки”: в 5-6 месяцев малыш сможет искать игрушки, которые вы демонстративно прячете. Главное — несколько раз наглядно продемонстрировать принцип игры. При находке игрушки выражайте радость, тогда ребенку захочется повторить действие за вами.

Удивление — “Ого!”

Примерно с трех месяцев ребенок начинает удивляться: это реакция на неожиданное событие. С этой эмоцией связана игра “Что это?”. Эмоциональная реакция ребенка поможет усвоить новую информацию.

“Что это?”: Познавательная игра на узнавание предметов и живых существ. Покажите ребенку вещь и спросите: “Что это?”. Дайте ему рассмотреть, пощупать вещь. Затем назовите ее. Например, “Это мишка!”. Со временем можно перейти к свойствам предмета, когда малыш их изучает: “Мишка мягкий”.

Второй вариант игры для детей постарше — спрятать вещь. “Это мишка?” — спрашиваете вы. Малыш заинтригован. “Да, это мишка”. Малыш улыбается, узнав игрушку.

Можно показать незнакомую вещь (к примеру, кубик) и предложить ребенку соотнести ее с знакомой (плюшевый мишка). “Это мишка?” — спрашиваете вы, и тут же даете ответ, — “Нет, это кубик!”. Дайте удивленному малышу пощупать кубик и опишите игрушку простыми словами. Затем дайте ему знакомого плюшевого медведя, чтобы он сравнил игрушки.

После такой игры ребенок будет лучше понимать свойства объектов. К концу первого года малыш стремится к совместным действиям. Благодаря совместным играм и подражанию вашему поведению он понимает 10-20 слов. Большинство детей к концу первого года произносят свое первое слово.

Сосредоточенность — “Я внимательно за тобой наблюдаю”

Иногда ребенок внимательно вас изучает. Ручки и ножки малыша лежат спокойно: кажется, что он задумался. Такое состояние лучше всего подходит для обучения.

Поиграйте в пальчиковые игры, например, в “Ладушки”.

Предоставьте малышу время для самостоятельного изучения свойств предметов. Самостоятельное обучение важно для его развития. Вы можете дать ему погремушку или безопасное зеркальце, запустить вращающийся модуль с разноцветными подвесными игрушками и включить спокойную красивую музыку.

Эти полезные элементы сочетают в себе развивающие коврики для младенцев. Лежа на таком коврике, малыш может рассматривать разноцветные игрушки, тянуть за безопасные элементы (на резинках) и колечки, играть с погремушками, слушать мелодии музыкального модуля. Посмотреть ассортимент развивающих ковриков и приобрести их можно у нас на сайте .

Страх и гнев

Проявляются у малышей от полугода до 9 месяцев. Крайняя степень выражения этих эмоций — плач и крик.

Если малыш пугается, важно окружить его вниманием, чтобы страх не перерос в фобию. При этом важно понимать, где кончается страх и начинается нехватка внимания, чтобы малыш не начал делать вид, что боится всего на свете. Почитайте ему сказки о храбрых персонажах, приведите пример храбрых людей, которых ребенок уже знает.

Гнев проявляется в виде приступов агрессии и возникает как ответ на внешний раздражитель. Чтобы ребенок не стал агрессивным, нужно выявить раздражитель и постараться его исключить. Когда малыш подрастет, его можно будет научить владеть своим поведением.

Ребенок от 9 месяцев до года копирует поведение взрослых: если он проявляет гнев, значит, кто-то из взрослых вел себя подобным образом. Малыш это увидел и решил, что может вести себя так же. Б ез успокаивающей беседы ребенок может продолжить в порыве негодования кидаться игрушками, сочтя такие действия нормальными.

Тревога, печаль и разочарование

Тревога, печаль и разочарование также проявляются у детей в возрасте от полугода до 9 месяцев.

Ребенок до года часто стесняется или даже боится незнакомых взрослых. Между 7 и 11 месяцами он начинает выражать тревогу и грусть при разлуке с родителями и родными. Важно объяснить карапузу, что родные его любят и по возможности будут рядом. Расскажите ребенку простыми словами о том, куда вы уходите, например, “в магазин” или “на работу”. Он должен успокоиться и быть уверенным, что вы вернетесь.

Малыш может выражать разочарование, когда у него отнимают игрушку и грустить, если на него не обращают внимание. Как с этим справиться? Поймите проблему карапуза. Если он хочет внимания, уделите ему время. В случае с игрушкой проявите ласку и скажите, что он вернется к игре с новыми силами после перерыва на еду или сон.

Общение с ребенком должно доставлять родным и близким удовольствие. Мы надеемся, что благодаря этой статье вы сможете лучше понять малыша и быстрее найти с ним общий язык.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Бизнес-леди Айсель Трудел: когда онлайн-магазины заменят привычные бутики Что в имени тебе моем
Сердце оригами (15 способов сложить сердце из бумаги) Для работы понадобятся
Баф для полировки ногтей: его предназначение и как им пользоваться