Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Из чего делают юфтевые сапоги. Юфть: что это такое, и где ее применяют. Яловые и юфтевые сапоги. Есть ли разница

Пик популярности яловых (юфтевых), кирзовых и хромовых сапог пришелся на период прошлого века, но они продолжают оставаться актуальными в ряде случаев. На сегодняшний день они востребованы среди:

  • сотрудников химически опасных производств;
  • работников путевых бригад железной дороги;
  • электросварщиков;
  • рабочих литейных цехов;
  • участников реконструкции исторических событий;
  • некоторой части охотников, сельских жителей и т.д.
Появление кирзовых, яловых и хромовых сапог, в их современном виде, пришлось на советский период и связано с появлением кирзовой ткани. Эта плотная хлопчатобумажная ткань берет свое название от английского слова «kersey», что было синонимом грубого полотна, разновидности технической ткани. Со временем, произношение она получила привычное для нас название – кирза. Для производства кирзовой обуви использовался материал, обработанный пленкообразующим веществом, нанесенным на многослойную ткань. Дешевизна этого заменителя кожи предопределила его массовое использование для производства сначала военной, а затем специальной обуви.

Кирзовые сапоги

Для своего времени они отличались завидной износостойкостью. Кроме того, их производство обходилось государственной казне гораздо дешевле кожаной обуви. Кирзовые сапоги хорошо держали тепло, что позволяло им быть всесезонной обувью. В условиях нехватки натуральной кожи, возможность наладить бесперебойное снабжение войск обувью, также сыграла свою роль в широком распространении. В условиях недостаточного производства гражданской обуви, их можно было часто увидеть и у обычных граждан, особенно в послевоенный период.Преимущества кирзовых сапог:
  • невысокая стоимость;
  • достаточная износостойкость;
  • сохраняют ноги от воздействия различных деформаций и ударных нагрузок;
  • защита ступней и голени от воздействия агрессивных жидкостей и
  • влагоустойчивость, в том числе, в условиях пересеченной местности.

Яловые и юфтевые сапоги. Есть ли разница?


Улучшить качество, удобство и срок носки сапог позволило применение юфти (яловой кожи). Последняя изготавливалась из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных. Несмотря на грубую выделку, она было уже натуральным материалом, обладающим всеми присущими ему качествами: гигроскопичностью, способностью сохранять тепло, высокой прочностью, гипоаллергенностью. Применение юфти сказалось на удобстве носки, кожа лучше принимала естественную форму ноги, чего нельзя было сказать об искусственном материале.Другое название юфти – «русская кожа». Она проходит несколько стадий дубления и вырабатывается из шкур ялового (не старше 1-1,5 лет) крупного рогатого скота, конских и свиных. Технология ее выделки менялась со временем, внедрялись новые способы дубления (применялись соли хрома), но качество всегда позволяло использовать для производства прочной обуви. Яловая кожа, применявшаяся при их изготовлении, считалась оптимальной для условий вредных производств, где сапогам, на тот момент, не было равных.Неоднократно разрабатывались ГОСТы, регулирующие качество обуви из юфти. Из-за названия кожи, использующейся при изготовлении, сапоги из юфти называли яловыми. Различий практически нет, если не считать толщину материала, которая могла незначительно отличаться.Сапоги из яловой кожи входили в состав вещевого обмундирования, выдаваемого в Вооруженных силах, были востребованы в сельской местности, работниками вредных производств. Они прекрасно сохраняли ноги охотников, тружеников села от холода, влаги и ударных нагрузок. Сталевары использовали их в условиях высоких температур, где кожа проявляла свои лучшие качества, эффективно отводя лишнюю влагу и защищая от попадания искр. Сварщики ценили их за эффективную защиту от окалины и диэлектрические свойства.

Преимущества яловых (юфтевых) сапог:

  • устойчивость к различным видам деформации;
  • защита от попадания агрессивных жидкостей (бензин, масло и т.д.);
  • влагоустойчивость;
  • защита от поражения электрическим током;
  • имеющиеся в коже позволяют ей «дышать», позволяя им лучше сохранять тепло;
  • гипоаллергенность.

Как отличить яловые (юфтевые) сапоги от кирзовых

Первое на что надо обратить внимание, это на нижнюю часть сапога. Кожа выгодна отличатся от кирзовой ткани, в том числе и по внешнему виду. Невооруженным взглядом виден присущий ей рисунок и фактура, отличающаяся от кирзы. Последняя лишь проходит обработку в виде теснения «под кожу», поэтому меньше похожа на нее. К другим отличиям юфтевых (яловых) сапог от кирзовых можно отнести:
  • они более теплые, благодаря лучшей способности кожи сохранять тепло;
  • лучше сохнут после намокания;
  • через некоторое время нижняя часть принимает форму ноги, что делает носку более комфортной;
  • устойчивость к любым видам деформации, защищают ногу от ударного воздействия;
  • в жаркий период яловая кожа лучше отводит влагу, позволяя оставаться ногам сухими;
  • высокие диэлектрические свойства кожи;
  • более высокая стоимость (кожаная обувь всегда стоит дороже).

Хромовые сапоги

В начале своего появления они были доступны офицерскому составу, Воздушно-десантных войсках, военнослужащим, входивших в состав рот почетного караула. Кожа хромовых сапог очень мягкая, проходит более тщательную выделку и очень красива на вид. Обувь, сделанная из нее, более изящная, чем кирзовые или яловые. Со временем ситуация изменилась, промышленность выпускает много моделей хромовых сапог, особенно женских, в силу их комфорта, изящности и красоты.

Отличия хромовых сапог от яловых (юфтевых) и кирзовых

Они по праву считаются самыми удобными из всех трех вариантов обуви, что предопределило интерес к ним женского пола. К другим отличиям можно отнести следующее:
  • проходит более качественную выделку по сравнению яловыми, в частности используются соли хрома, который и дал название сапогам;
  • мягкая кожа хромовых сапог лучше поддается окрашиванию, тиснению отделке лицевой части поверхности кожи;
  • удобство в носке, в силу большей упругости и пластичности;
  • красивый внешний вид, благодаря тому, что лучше сохраняют форму по сравнению с кирзовыми или яловыми;
  • менее устойчивы к длительным экстремальным нагрузкам, чем кирзовые или яловые, потому что кожа их более тонкая.
Красота и изящность сделали хромовые сапоги практически не пригодными в качестве специальной обуви. По своим рабочим качествам они уступают яловым, юфтевым и кирзовым.

Сапоги - в отличии от ботинок не имеют переднего разреза в верхней части. В зависимости от материалов, из которых они были изготовлены, сапоги подразделялись на кожаные, резиновые и валяные.

Сапог рыбацкий (модель Таганрогской фабрики. 1952 год)

Сапог рыбацкий из чёрной яловой юфти. Подошва кожаная. Крепление деревянно-шпилечное.

Сапоги кожаные — наиболее разнообразная по применяемым материалам, конструкциям и методам крепления низа группа. По материалу верха разделялись на юфтевые, хромовые, текстильные, комбинированные и фетровые.

Юфтевые сапоги вырабатывались как бытовые, так и производственные, остальные — только бытовые . Сапоги юфтевые были рассчитаны на тяжёлые условия повседневной носки; используются в условиях повышенной влажности грунта. Изготовляются из материалов повышенной толщины, плотности, прочности и водоустойчивости и отличались высокой стойкостью, повышенной водонепроницаемостью швов и скреплений, увеличенными размерами. Основные виды юфтевых сапог — вытяжные и прикройные.

Вытяжные юфтевые сапоги являлись развитием древнерусской обуви; перед и голенище составляли у них одну крупную деталь (вытяжку), которая в процессе произаодства в области переда посаживалась (получала объёмную форму), повторно обкраивалась и отделывалась. Заготовки вытяжных сапог сшивались только по задней линии и не имели шва, скрепляющего перед с голенищем, что способствовало повышению их водоустойчивости. В прошлом основная масса юфтевых сапог делалась вытяжными. Однако выкраивание очень крупной детали сложной конфигурации с последующим её обкроем приводили к полезному использованию кожи только на 60— 62%, что примерно на 20% меньше нормального. Вытяжные сапоги выпускались по специальным заказам и только производственного назначения (так называемые рыбацкие и болотные), у которых для большей устойчивости голенища иногда удлинялись, оканчиваясь раструбом, а между верхом и поднарядом в области переда прокладывался бычий пузырь (см. ).

Прикройные сапоги составляли основную массу как юфтевых сапог, так и сапог с верхом из других материалов. Конструкция одного из распространённых видов юфтевых прикройных сапог с кожаным голенищем показана на рисунке ниже с выделением основных деталей. Перечень деталей с указанием их количества и материала, шедшего на их изготовление, приведён в таблице.

Сапоги юфтевые

Сапоги юфтевые: 1 — перед; 2 — голенище; 3 — прошва; 4 — закрепка; 5 — подшивка; 6 — поднаряд; 7 — ушки; 8 — подошва; 9 — подмётка наружная; 10 — каблук; 11 — набойка; 12 — стелька; 13 — задник (мягкий пласт); 14 — задник (жёсткий пласт); 15 — простилка; 16 — теленок

Детали прикройных юфтевых сапог с кожаным голенищем

Сапог мужской из чёрной юфти. Подошва кожаная. Крепление винтовое.

Юфтевые прикройные сапоги выпускались с голенищами, настроченными на переда, либо с передами, настроченными на голенища; без задинок и с отрезными задинками; с задними наружными ремнями, задними наружными ремнями и прошвой, задними внутренними ремнями и прошвой. Голенища изготовлялись из кожи и из заменителей кожи (кирза, шарголин). Кожаные сапоги бывали с кожаными поднарядом и подшивкой, с кожаными поднарядом и сквозным футором, с кожаным поднарядом и подшивкой из текстильных материалов, с текстильным поднарядом и сквозным футором. Голенища из заменителей кожи были с кожаным поднарядом и с текстильным поднарядом. Юфтевые прикройные сапоги изготовлялись преимущественно с мягким носком, т. е. без подносков; лишь небольшая часть с кожаными голенищами имела жёсткие подноски, выкроенные из гранитоля или кожи.

По конструкции низа юфтевые сапоги были с подошвой: из кожи с кожаной обводкой; из пласткожи с кожаной обводкой или подложкой; из резины непористой или пористой с обводкой, подложкой или без них (при методе горячей вулканизации); из кожи с наружной подмёткой из пласткожи, кожи или резины или с внутренней кожаной подмёткой. Способы крепления низа: гвоздевой, винтовой, деревянно-шпилечный с винчением (см. ).

Характерными для прикройных юфтевых сапог деталями являлись: перед, голенища, задний наружный ремень, прошва, закрепка, задинка, подшивка, задний внутренний ремень, поднаряд, подмётка, задник.

Если подкладка захватывала всю площадь кожаного голенища, то она называлась футором, а сапоги — сапогами со сквозным мягким футором . Футор был только кожаным.

Иногда в сопогах с кожаным голенищем с подшивкой применялся задний внутренний ремень, проходивший от задника до края подшивки и пришитый потайным швом; повышал водонепроницаемость заднего шва, упрочнял его, обеспечивал большое удобство надевания сапога и предохранял ногу от натирания задним швом при ходьбе.

С целью повышения сопротивления истираемости низа обуви кожаный низ юфтевых сапог часто укреплялся металлоукрепителями (косячки, скобы, подковки и др.).

Материалом для наружных деталей верха юфтевых сапог служила юфть яловичная и конская чёрного и натурального цвета, удовлетворяющая требованиям ГОСТ 485—52, частично спилок для верха обуви, вырабатывавшейся по ГОСТ 1838—42, кирза и шарголин; для внутренних деталей верха сверх того хромовая подкладочная кожа (кроме хромовой овчины), удовлетворявшая требованиям ГОСТ 939—41, х.-б. ткани для подшивки (ГОСТ 7287—54) и полудвуниток (ОСТ 30288—40). В сапогах с голенищами из заменителей кожи наружные кожаные детали верха могли быть выкроены лицом или бахтармой наружу; с голенищами из спилка допускалась постановка на бахтарму только передов. Подошвы для юфтевых сапог, кроме детских, выкраивались из кожи и резины; подмётки — из кожи, резины и пласткожи. Кожа должна была удовлетворять требованиям ГОСТ 461—51, резина и пласткожа — требованиям ТУ. Детские сапоги изготовлялись только на кожаной подошве.

Сапог мальчиковый (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

Сапог мальчиковый. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Подошка резиновая. Крепление гвоздевое.

По поло-возрастному признаку юфтевые сапоги делились на мужские (№№ 38—47), женские (№№ 37—42), мальчиковые и девичьи (№№ 35—37), школьные (№№ 31—34) и детские (№№ 27—30). Обувь для детей была в двух полнотах; для взрослых — в трёх полнотах повышенных номеров.

Сапог женский (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

Сапог женский. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Подошка резиновая. Крепление гвоздевое.

Сапоги хромовые — более нарядные, предназначенные для эксплуатации в лучших условиях. Хромовые сапоги вырабатывались в виде прикройных сапог с втачными передами, с голенищами из кожи или из заменителей (ворсит и текстовинит). Первые делались с кожаным поднарядом и сквозным мягким футором, с прошвой, жёстким носком, с верхом из лицевых или тиснёных кож и шевро; в небольшом количестве ручным способом в порядке индивидуального пошива выпускались также мужские с жёстким футором, у которых кожаные голенища натягивались на каркас объёмной формы, выкроенный из жёсткой кожи полувального типа; вторые — с кожаным или текстильным поднарядом и сквозным текстильным футором, с передами и отрезными задинками из лицевых, тиснёных и свиных кож, с жёстким носком и прошвой.

Материалом для наружных деталей верха хромовых сапог служили кожи хромового дубления — опоёк, выросток, полукожник, шевро, козлина, конская и свиная кожи чёрного или коричневого цвета, удовлетворявшие требованиям ГОСТ 939—41, а также (для голенищ) шлифованный ворсит и текстовинит, удовлетворявший требованиям ТУ. По материалам подкладки и деталей низа хромовые сапоги не отличались от юфтевых. По конструкции низа были с подошвой из кожи с кожаной обводкой или подложкой, из кожи с кожаным рантом, из резины непористой или пористой. Методы крепления низа хромовых сапог — рантовый, винтовой, деревянно-шпилечный, горячей вулканизации. По поло-возрастному признаку делились на мужские (№№ 38—47), женские (№№ 34—42), мальчиковые (№№ 35— 37) и школьные (№№ 31—34). Мужские имели полноты 8, 9 и 10, женские и мальчиковые -— 7, 8 и 9.

Сапог мужской (модель фабрики "Спартак" 1952 год)

Юфтевые и хромовые сапоги в небольшом количестве выпускались на меху, со сплошной подкладкой, выкроенной из натурального меха овчины метиса второй группы (при юфтевом верхе) или овчины крашеной (при хромовом верхе). Для лучшего удерживания на ноге юфтевые сапоги на меху делались с узким круговым ремнём на пряжке в верхней части голенища; вырабатывались на кожаной подошве винтовым методом крепления низа, на непористой резиновой подошве с кожаной подложкой — гвоздевым методом. Хромовые сапоги на меху в верхней части голенищ обычно имели короткий продольный разрез с клапаном и боковой шнуровкой, выпускались на двойной кожаной подошве рантовым методом крепления. Сапоги на меху использовались большей частью в условиях низких температур.

Сапоги текстильные предназначались для носки в сухих климатических условиях. Изготовлялись в виде прикройных сапог с втачными или настрочными передами. Детали верха выкраивались из тканей. Вырабатывались чёрного, коричневого, серого и защитного цветов. Подкладочные детали состояли из текстильного футора и поднаряда и кожаного заднего внутреннего ремня; сапоги делались большей частью с разрезом, блочками для шнуровки и клапанами в верхней части голенищ с наружной стороны или по заднему шву; разрез имел длину 9—10 см, с каждой его стороны ставилось по пять блочков, закреплённых подблочниками. В сапогах, не имевших разреза, было обязательно применение ушков из х.-б. тесьмы шир. 32 мм. По деталям низа текстильные сапоги не отличались от хромовых, за исключением того, что наряду с обычными задниками они могли вырабатываться с трёхслойным гранитолевым задником, помещаемым в настрочной карман из жёсткой кожи. Могли иметь подошву кожаную, пласткожаную, пористую резиновую (при рантовом методе) и резиновую (при методе горячей вулканизации). Способы крепления: винтовой, рантовый и горячей вулканизации. Материалы для изготовления текстильных сапог: дублированные и сдублированные обувные ткани, кирза двухслойная (ТУ 243—49) на детали верха; башмачная палатка (ОСТ 30293—40) — на детали верха, поднаряд и футор; тик-саржа и другие равноценные по физико-механическим свойствам ткани — на футор; кожи хромовые — на кожаные детали верха и задний внутренний ремень (ГОСТ 939—42); кожи подкладочные для обуви (ГОСТ 940— 41) — на задний внутренний ремень; кожи для низа обуви (ГОСТ 1010—41 и 461—51), сходы кожевенные для низа обуви (ГОСТ 1903—54), а также пласткожа и резина — для низа сапог.

Сапоги комбинированные отличались от текстильных наличием кожаных задинок и кожаных фигурных союзок. Кожаные детали верха выкраивались из хромовых кож (ГОСТ 939—41) — опойка, выростка, полукожника и конских передин.

В соответствии с ВТУ 1288—55 сапоги текстильные и комбинированные выпускались только мужские (№№ 38—47) в трёх полнотах (7, 8 и 9).

Сапоги фетровые использовались для носки в условиях относительно низкой температуры. Вырабатывались с рядом накладных деталей из кожи, что предохраняло наиболее изнашиваемые участки верха и низа и способствовало повышению общего срока службы сапог. Для улучшения эксплуатационных свойств низ зачастую подшивался кожей. К группе фетровых сапог относились: сапоги с верхом из крашеного и некрашеного фетра с кожаными союзками и задинками, с обшивкой швов и верхнего канта кожей, на кожаной, пласткожаной, резиновой и войлочной подошве, с низким каблуком; сапоги с верхом из некрашеного (натурального белого цвета) фетра с удлинёнными голенищами (охотничьи), с кожаными союзками и задинками, на кожаной подошве, с низким кожаным каблуком (только мужские); сапоги с верхом из войлока, кавказской бурки или сукна с кожаными союзками и задинками, с обшивкой швов и верхнего канта кожей, на кожаной, пласткожаной и резиновой подошве; бурки и чулки-ноговицы.

Основным материалом для изготовления фетровых сапог служил фетр; кожаные детали верха выкраивались из определённых участков хромовых кож, удовлетворявших требованиям ГОСТ 939—41. По материалам низа фетровые сапоги не отличались от других видов хромовых сапог. По поло-возрастному признаку разделялись на мужские (№№ 26—32), женские (№№ 23—26), детские школьные (№№ 20—23), дошкольные (№№ 13—19). Нумерация соответствовала длине стельки в сантиметрах.

Размеры кожаных сапог . Минимальные размеры высоты и ширины голенищ бытовых кожаных сапог были следующие (в мм ): мужские — высота 390, ширина внизу 170,5, вверху 191; женские — высота 345, ширина внизу 157,5, вверху 190; мальчиковые — высота 350, ширина внизу 155, вверху 175; школьные — высота 300, ширина внизу 138, вверху 158; детские — высота 250, ширина внизу 121, вверху 141. Разница между смежными номерами юфтевых, хромовых и текстильных сапог следующая (в мм ): по высоте 5, по ширине голенищ 2,5 (при голенище, сложенном вдвое и измеренном вверху в самом широком месте, внизу — на уровне шейки переда). Показатели размеров фетровых сапог — см. Фетровая обувь.

Сапоги резиновые

Сапоги резиновые: 1 — голенище и перед резиновый; 2 — подошва; 3 — стелька; 4 — каблук; 5 — подкладка голенища; 6 — подкладка передов; 7 — задник; 8 — стелька текстильная

Сапоги резиновые по назначению подразделялись на бытовые и производственные. Надевались непосредственно на ногу (поверх носка, чулка или портянки). Бытовые применялись в сырых местах или в дождливое время; производственные — при работе в воде, с растворами кислот и щелочей, с бензином и нефтью, в горнорудной и химической промышленности, в сельском хозяйстве, на лесных разработках, при рыбной ловле. Изготовлялись методом ручной клейки отдельных деталей либо методом формования (см. ).

На рисунке выше показан изготовленный формовым методом сапог с указанием восьми деталей: текстильные — подкладка голенищ, подкладка передов, задник и стелька (сшивались в чулок); резиновые — голенище с передом, подошва, стелька и каблук.

Основные типы, виды и размеры резиновых сапог приведены в таблице ниже.

Основные типы, виды и размеры резиновых сапог

Основные типы, виды и размеры резиновых сапог (продолжение)

Сапоги артикула 150 (клееные) — наиболее распространённый тип резиновых сапог; пригодны для различных условий носки. Перечень наиболее важных деталей этих сапог и применяемые на их изготовление резиновые и текстильные материалыв таблице ниже.

Детали резиновых сапог артикула 150

Другие артикуло-фасоны резиновых сапог отличаюлись от клееных арт. 150 количеством деталей и калибром применявшихся текстильных тканей и каландрированной резины.

Сапог мужской (модель фабрики им. Кирова. 1952 год)

Сапог мужской. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Крепление гвоздевое.

Горнорудные сапоги арт. 118-а для усиления конструкции и увеличения стойкости против механических повреждений снабжались дополнительными деталями-усилителями (передним, боковым и задним), состоящими из текстильных тканей, промазанных и резиновой смесью; имели низкое голенище из промазанной и обложенной резиной текстильной ткани и обсоюзки из резиновой смеси.

Противокислотные и противощелочные сапоги арт. 11150 и 11114. Для голенищ и передов применялась более толстая каландрированная резина калибра 1,85—2,05 мм. Для бензостойких сапог в резиновую смесь добавлялся дибутилфталат. У горняцких и проходческих сапог низ обуви имел усиленную сплошную подошву толщиной 14—15 мм; на нижней части голенища имеется дополнительное усиление — фигурное полуголенище, которое устраняло трещины по бокам в местах перехода головки и задника к голенищу и на нижней части голенища; фигурный задник и фигурная головка имели удлинённый язык для предохранения трещин в процессе эксплуатации в местах перехода головки и задника к голенищу; каблук клееный высотой 11—12 мм был не подвержен оклейке и обладал повышенной прочностью на износ; голенище было сдублировано с подкладкой на каландре, что значительно увеличивало силу их сцепления, устраняло отклейку и уменьшало изнашиваемость подкладки; вместо наружной рифлёной ленты — резиновая под головкой, что затрудняло её отклеивание от сапога.

Сапог мужской (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

Сапог мужской. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Крепление гвоздевое.

Для изготовления рыбацких формовых сапог артикула 151 к ним с помощью резиновой соединительной ленты приформовывали резиновую штанину на подкладке из саржи или трикотажного полотна; толщина штанины с подкладкой 1,4 ± 0,1 мм.

Утепленные сапоги артикула 156 УВ дополнительно состояли из двух теплоизолирующих слоёв, внутренней войлочной стельки (толщиной 8—12 мм), обрезиненной текстильной подкладки из технического трикотажного полотна. Внутренние теплоизолирующие слои для передка и голенища состояли из комбинации полушерстяного полотна с начёсом (для первого слоя) и галошной байки шерстяной (для второго слоя). Подошва с рифлёной подмёткой и каблуком толщиной не менее в подмёточной части 8 мм и в пяточной части 20 мм; накладывалась с «завалом» по всей нижней части сапога. Наружный профильный рант накладывался встык к подошве, перекрывая место соединения подошвы с резиновым верхом.

Выработанная из шкур крупного рогатого скота , конских и свиных .

Терминология

Современный термин получил распространение от русского юфть; производные - украинское ю́фта , белорусское юхт , чешское juchta , польское jucht, juchta , французское youfte , английское yuft , немецкое Juchten . В русском языке слово используется с XVI века, заимствованное восточнославянскими племенами, в свою очередь, от древних булгар , но до конца его происхождение неясно. Некоторые исследователи производят его от персидского джофт (пара, чета), однако без достаточного обоснования . Поскольку юфть - это кожа, изготовленная посредством сгонки, выгонки волос (шерсти), то возможен вариант происхождения слова юфть из татарского о’фе - выгонять, сгонять.

«Яловый» в славянских языках обозначал не дававших или ещё не давших приплод животных. Яловая кожа для сапог изготовлялась из шкур годовалых бычков или ещё нерожавших коров. Такая кожа была оптимальной для долговечной и удобной обуви. Более старые или молодые животные не годились - нежная кожа телят была ещё недостаточно прочна, а толстые шкуры старых коров и быков, наоборот, слишком жёстки .

В мире юфть часто также называли «русской кожей» (англ. russian leather , фр. cuir de Russie ). Основное отличие русской юфти от кож растительного дубления, выделываемых в остальном мире в 19 веке было в том, что это была единственная кожа, которая пропитывалась дегтем. По этой причине такая кожа не плесневела в шкафах и её не портили насекомые; именно за такие качества она и ценилась на рынке. Современная юфть выделывается уже по другой технологии.

Характеристики

Характеристики юфти, выпускаемой в России, по состоянию на 2009 год регламентированы государственным стандартом ГОСТ СССР 485-82 «Юфть для верха обуви. Технические условия».

Различают два основных вида юфти:

  • обувную, используемую для изготовления верха обуви, в основном армейской и рабочей.
  • сандальную, используемую при изготовлении верха сандалий .

Особенности производства

При производстве юфти для придания ей мягкости, пластичности , водостойкости и устойчивости к многократным изгибам применяются значительное разделение структурных элементов кожи путём длительного золения и обильное жирование (содержание жира в юфти до 25 % от массы кожи). Ключевой особенностью традиционной юфти являлось использование для жирования смеси берёзового дёгтя и тюленьей ворвани , придававших ей характерный запах, весьма ценившийся потребителями в Западной Европе.

Отделывают юфть с лицевой поверхности или по бахтарме , применяя шлифование и покрывное крашение (традиционно использовался сандал для красного цвета и галловые чернила или соли железа для чёрной обувной юфти). Отделка с лицевой стороны может сопровождаться нанесением искусственного узора - мереи .

Напишите отзыв о статье "Юфть"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Юфть

Первый начал говорить генерал Армфельд, неожиданно, во избежание представившегося затруднения, предложив совершенно новую, ничем (кроме как желанием показать, что он тоже может иметь мнение) не объяснимую позицию в стороне от Петербургской и Московской дорог, на которой, по его мнению, армия должна была, соединившись, ожидать неприятеля. Видно было, что этот план давно был составлен Армфельдом и что он теперь изложил его не столько с целью отвечать на предлагаемые вопросы, на которые план этот не отвечал, сколько с целью воспользоваться случаем высказать его. Это было одно из миллионов предположений, которые так же основательно, как и другие, можно было делать, не имея понятия о том, какой характер примет война. Некоторые оспаривали его мнение, некоторые защищали его. Молодой полковник Толь горячее других оспаривал мнение шведского генерала и во время спора достал из бокового кармана исписанную тетрадь, которую он попросил позволения прочесть. В пространно составленной записке Толь предлагал другой – совершенно противный и плану Армфельда и плану Пфуля – план кампании. Паулучи, возражая Толю, предложил план движения вперед и атаки, которая одна, по его словам, могла вывести нас из неизвестности и западни, как он называл Дрисский лагерь, в которой мы находились. Пфуль во время этих споров и его переводчик Вольцоген (его мост в придворном отношении) молчали. Пфуль только презрительно фыркал и отворачивался, показывая, что он никогда не унизится до возражения против того вздора, который он теперь слышит. Но когда князь Волконский, руководивший прениями, вызвал его на изложение своего мнения, он только сказал:
– Что же меня спрашивать? Генерал Армфельд предложил прекрасную позицию с открытым тылом. Или атаку von diesem italienischen Herrn, sehr schon! [этого итальянского господина, очень хорошо! (нем.) ] Или отступление. Auch gut. [Тоже хорошо (нем.) ] Что ж меня спрашивать? – сказал он. – Ведь вы сами знаете все лучше меня. – Но когда Волконский, нахмурившись, сказал, что он спрашивает его мнение от имени государя, то Пфуль встал и, вдруг одушевившись, начал говорить:
– Все испортили, все спутали, все хотели знать лучше меня, а теперь пришли ко мне: как поправить? Нечего поправлять. Надо исполнять все в точности по основаниям, изложенным мною, – говорил он, стуча костлявыми пальцами по столу. – В чем затруднение? Вздор, Kinder spiel. [детские игрушки (нем.) ] – Он подошел к карте и стал быстро говорить, тыкая сухим пальцем по карте и доказывая, что никакая случайность не может изменить целесообразности Дрисского лагеря, что все предвидено и что ежели неприятель действительно пойдет в обход, то неприятель должен быть неминуемо уничтожен.

Любители изысканной обуви и парфюмов знают, что удивительно мягкая и вместе с тем прочная натуральная кожа - юфть. Что это такое - дорогая элитная кожа или материал для повседневной обуви? Прежде всего материал, выделываемый из коровьих, лошадиных, свиных и оленьих шкур, обработанный с помощью дубильных веществ и жиров, всемирно известный своей прочностью, эластичностью и влагостойкостью, а также особым ароматом.

Классификация юфти

Сорта и свойства юфти стандартизованы нормативами по ГОСТ 337-84 «Юфть для верха обуви. Определение сорта» и ГОСТ 485-82 «Юфть для верха обуви. Технические условия». Согласно ГОСТ, юфть, в зависимости от наличия полезной площади, относят к 1, 2, 3 или 4-му сортам. Полезную площадь в процентах определяют по ГОСТ 26343-84.

Сырьем служат главным образом свиные и конские кожи. Лицевая поверхность шлифуется, неровные участки удаляются. Юфть для верха обуви отличается высоким содержанием жира (до 30 %). Это придает ей эластичность, влагостойкость, но в то же время снижает ее термостойкость.

Кроме того, юфть различают по нескольким характеристикам.

По происхождению сырья:

  • яловочная - юфть из шкур крупного рогатого скота;
  • конская и свиная - изготовлена из конских и свиных шкур.

По особенностям процесса дубления:

  • кожа, выделанная растительными дубителями с хромовыми солями;
  • с добавлением синтетических дубильных веществ;
  • вышеперечисленные компоненты плюс сульфитцеллюлозный экстракт.

По толщине:

  • тонкая - 1,5-1,8 мм;
  • средняя - свыше 1,8 до 2,2 мм;
  • толстая - свыше 2,2 до 3,0 мм.

По размерам (площади) юфть классифицируется на три группы:

  • мелкая;
  • средняя;
  • крупная.

Специальные виды юфтевой кожи

Специальные виды описываемой кожи имеют узкое применение. Термоустойчивая с содержанием жировых компонентов 8-10 % водостойка, обладает высокой термостойкостью, а пониженное содержание жирующих веществ позволяет ей легче поддаваться отделке, при меньшей мягкости и пластичности. Этот вид используют для наружных деталей верха обуви, которую носят при повышенной температуре. Рабочие горячих цехов не носят искусственную кожу, так как она легко деформируется. Юфть обувная, напротив, дышит, позволяя поту и влаге испаряться.

Шорно-седельная - это стойкая кожа высокого качества, с полуанилиновым покрытием. Применяется для производства сбруи, седел и аксессуаров.

История русской юфти

Охота на животных была занятием еще у первобытных людей, поэтому кожевенное дело является очень древним ремеслом. Из кожи делали одежду и обувь, сосуды для жидкости, ею устилали жилища. Во все времена перчатки, сумки, кошели, седла пользовались огромным спросом. А изготовление обуви из кожи всегда считалась искусством, овладеть тайнами которого удавалось немногим мастерам сапожного дела.

С появлением на Руси дубильных технологий пошив кожаной обуви приобрел новые масштабы. Появились крупные обувные предприятия. А для пошива стали применять особую кожу - юфть. Что это такое, первыми узнали состоятельные горожане Европы.

Тайны выделки юфти

Изобилие кожаного сырья в России стало основой для модернизации кожевенного производства по уникальной технологии.Выделка юфти включала длительную выдержку шкур в специальных чанах с овсяной или ржаной мукой, вымачивание в дубильном растворе с использованием коры дуба, лиственницы, тополя, ручную жировую и смазывание берёзовым дёгтем. В результате такой обработки кожа становилась мягкой и эластичной, а также получала высокую влагонепроницаемость. Документы петровских времен указывают, что весь процесс обработки юфти продолжался от 18 месяцев до двух лет.

Традиционно русские кожевники различали три сорта кожи - белую, красную и чёрную, в зависимости от качества сырья и способа финальной отделки.

Для первой из них отбирались лучшее сырье. Из этого материала шили юфтевые сапоги, сумки, ремни, военную амуницию. Юфть чёрная приобретала свой цвет от окрашивания солями железа. Из нее шили обувь и изготавливали предметы быта.

Красная юфть смазывалась раствором квасцов и окрашивалась красным деревом. Ее поставляли в Европу, где из нее шили кожаные изделия: портмоне, ремни, перчатки, принадлежности для верховой езды.

Именно под названием "русская кожа" стала известна необыкновенно мягкая и износостойкая красная юфть. Что это такое, знали многие опытные сапожники, но вот узнать секретную технологию и получить материал такого же качества не удалось ни одному иностранному фабриканту.

Юфть в мире парфюмерии

Русская кожа имела приятный специфический запах, который стал одним из символов моды и аристократизма. В конце XIX в. юфтевый аромат стал знаковым парфюмом по заказу самого Наполеона III. Знаменитый парфюмерный дом Creed создал духи с нотками аромата "русской кожи" - "Cuir de Russie". С этого момента юфть стала связующим звеном между практичным миром элитных вещей и эксклюзивным эфиром, пробуждающим чувства и воспоминания.

До начала Второй мировой войны ведущие французские и немецкие парфюмерные дома выпустили более 30 наименований ароматов с запахом юфти.

Сейчас ежегодно появляются новые композиции на базе аромата "русской кожи". Юфть в мире парфюмерии стала синонимом изысканного вкуса и элегантности.

Применение и особенности

Свойства названного материала в обувной промышленности определяются видом сырья, его качеством и способом финишной переработки. Наиболее качественной считается имеющая высокие показатели механической прочности и водостойкости яловая кожа.

Юфть - основной материал в обувной промышленности. Ее плотная структура дает гарантию износостойкости в сочетании с эластичностью и превосходным внешним видом. Ее применяют для пошива модельной и форменной обуви.

Юфтевые сапоги

Такая обувь не промокает, поэтому ее носят нефтяники, геологи, строители, трудящиеся в северных широтах, работники промышленности со сложными условиями труда. Водоотталкивающая пропитка предохраняет сапоги от намокания, металлическая вставки защищает стопы от повреждений при ходьбе, накладка на носок из стали или термопластика защищает от проколов.

В армии бойцов экипируют берцами из юфти. Отличие их от сапог в том, что голеностоп в такой обуви подвижно зафиксирован, предотвращая растяжение связок стопы.

В более демократичной ценовой категории находятся ботинки и сапоги, материалом для которых служат кирза и юфть. Что это такое для солдат, проходящих длительные изнурительные марш-броски, ясно каждому.

Российские производители

Ассортимент юфти достаточно широк. Современные мастера-кожевники соединяют ее с актуальными модными трендами. Все модели из нее комфортны в использовании.

Одно из старейших кожевенных предприятий России - Таганрогский кожевенный завод - выпускает обувные, ременные, шорно-седельные, технические кожи, в том числе и юфть. Богородский завод хромовых кож - предприятие с многолетним стажем в области производства натуральной кожи и ее отделки. А в области шорно-седельной продукции компания успела стать одной из лучших. Производится юфть для верха рабочей и армейской обуви. Завод приближен к сырьевым рынкам, имеет большие производственные мощности, поставляет кожи оптом по всей стране.

«Качество, проверенное временем» - эта фраза отражает суть деятельности предприятия «Вахруши-Юфть», которое занимается производством кожи с 1854 г. Завод первым в России открыл производство гидрофобного хрома, запатентовав свою разработку. Предприятие входит в топ-100 лучших организаций России.

Рыбинский кожевенный завод оснащен современным оборудованием, здесь постоянно разрабатывают новые технологии, осваивают производство новых видов кожи.

Другие российские кожевенные компании - «Хромтан», «Кожа-М», «ПФ-Волгодон» - продолжают традиции старых мастеров, прославивших Россию на весь мир благодаря «русской коже».

Отечественные мастера шьют обувь и малыми партиями вручную. Примером могут быть уникальные для холодного климата унты меховые: натуральная специальная кожа-юфть является основой, а материал верха - длинноворсовый искусственный мех (мутон). Внутри унты отделаны натуральным овчинным мехом.

Юфть, или "русская кожа", стала всемирно известным стандартом качества, символом сапожного и кожевенного мастерства. Это практичный и стильный материал для необходимого и незаменимого атрибута экипировки и имиджа - обуви.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Какую роль играет семья в воспитании ребенка
Как сделать красивый макияж карих
Новогодние шары из бумаги шаблоны для вырезания