Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Методическое пособие «Воспитание творчеством. Творческое воспитание — творчество во всем Творческое воспитание джин вант хал скачать торрент

Консультация для родителей: «Как воспитать творческую личность?»

Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 35, города Ковров.
Описание: предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей. В ней описаны компоненты творческого потенциала, основные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности, а также даны рекомендации по развитию творческой личности. Данный материал будет полезен прежде всего для родителей, а также для педагогов-психологов образовательных учреждений. Цель работы – повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество - это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Воображение - это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим - когда образ предмета создается по его описанию, и творческим - когда рождаются абсолютно новые образы.
Креативность - это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо и еще не задавлено стереотипами. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческая деятельность очень интересна для ребенка - дошкольника, потому что удовлетворяет его желание действовать и действовать продуктивно, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному и пережитому. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.
Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря этому ребенок активно приобщается к созидательному опыту людей. Осуществлять эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их способностей может лишь взрослый. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в художественно-творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень. Представления о предметах и явлениях формируются на основе восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.
Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятие малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, как он начнет рисовать, лепить. Для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды творческой деятельности, как изобразительная, конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и мышления, с другой - изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. С образным мышлением тесно связано воображение, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Любой вид творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого наибольшие возможности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Компонентами творческого потенциала являются:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Как развить в ребенке творческое начало? Для начала рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности .
1. Первая и самая распространенная ошибка – попытка действовать по шаблону . В магазинах продается огромное количество так называемых «наборов для творчества», где ребенку по готовому трафарету предлагается создать поделку. Родители охотно покупают эти наборы, не задумываясь, что они нацелены на развитие исполнительности, усидчивость и аккуратности, а вовсе не на развитие творческого потенциала. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления – уникальность его результата. Следовательно, трафареты не имеют никакого отношения к детскому творчеству.
В связи с эти следует избегать игр и игрушек, которые не оставляют ребенку простора для фантазии – например, мозаик и конструкторов, где необходимо складывать фигурки и узоры по образцу или книжек–раскрасок, в которых уже представлены раскрашенные картинки для примера.
2. Вторая ошибка – запреты родителей на попытки малыша творить. Мы боимся грязной одежды, грязного пола, стен, лишней стирки и уборки. Самый легкий способ избежать лишних хлопот – сделать своей мастерской ванную комнату. Потому что ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д.
3. Третья ошибка – нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу.
4. Четвертая ошибка – родители не спешат включаться в творческий процесс детей. А ведь для детей именно родители являются примером для подражания! Не бойтесь пробовать.

1. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Родителям необходимо сделать процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного и нравственного творчества. Необходима организация интересной и содержательной жизни ребенка, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения.
2. Успех в воспитании творческой личности зависит от атмосферы, которая царит в вашем доме, от тех отношений, которые сложились между родителями и ребенком. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка , поэтому поддерживайте дома атмосферу тепла, доверия и творчества. Бережно относитесь к процессу и результату детской деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поощрять его успехи и проявлять сочувствие к неудачам, терпеливо относиться даже к самым странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Ребенок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение.
3. Поощряя творчество ребёнка нужно помнить, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы. Поэтому, обучая ребенка, избегайте стереотипов. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то насколько будет разнообразен его внутренний мир, реализуются ли его творческие способности.
4. Предоставьте ребенку свободу в выборе деятельности , в способах и методах действия, не мешайте ему свободно самовыражаться. Понаблюдайте за ребенком. Что он любит делать больше всего? Петь? Танцевать? Рисовать? Лепить? Копировать чью-либо мимику или поведение? Пусть в вашем доме постоянно будет пластилин, краски, старые журналы, цветная бумага, баночки и коробочки. Тогда желание ребенка, его интерес к творчеству и эмоциональный подъем послужат гарантией того, что это дело пойдет ему на пользу.
5. Поддерживайте творческую инициативу ребенка через уважительное отношение всех членов семьи к его рисункам, поделкам, первым попыткам сочинить что-нибудь. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.
6. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс. Ведется немало споров о том, чему и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Если подобрать соответствующие методы обучения, то дети, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Запишите ребенка в детский кружок или студию, музыкальную школу и школу искусств , чтобы он мог развивать и совершенствовать свои творческие способности.
7. Активно включайтесь в процесс и творите вместе с ребенком. Пусть малыш фонтанирует идеями, ваша задача не мешать, а помочь ему. У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить в волшебного персонажа. Позвольте ребенку научить вас, как надо творить, и тогда свою креативность и отсутствие шаблонности он пронесет через всю свою жизнь. А вы в будущем будете гордиться своим талантливым ребенком.
Очень полезно делать игрушки вместе с ребенком, часто сшитая совместно с малышом кукла будет намного интереснее ему, чем самая красивая покупная. Можно также проводить совместные игры, где родители и ребенок будут вместе придумывать сюжет и героев, а потом изображать их. Любая домашняя работа может стать отличным подспорьем для игры, а любой предмет может превратиться в сказочного героя.
8. На творческие способности ребенка влияет и оформление квартиры, ее интерьер. Хорошо, если на стенах висят картины, украшения, декоративные вещи, которые можно потрогать руками. Украшайте квартиру рисунками вашего малыша , но не забывайте менять их время от времени, чтобы у ребёнка возникло желание рисовать больше и больше, чтобы он видел, что вы цените его усилия.
9. Читайте ребенку сказки. Роль сказки для развития воображения ребенка неоценима. Именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что-то новое, потому что в сказке возможно все. От чтения сказки всего один шаг до нового увлечения - сочинения собственных сказок и историй. Оно откроет для вашего ребенка путь к творчеству.
10. Предоставьте ребёнку комнату или отдельный уголок для игр и игрушек. Игры в детстве занимают большую часть времени детей. Игра для ребёнка, не пустая трата времени, а источник получения новой информации. Именно таким способом дети познают окружающий мир. В играх происходит тренировка и развитие всех познавательных процессов, развивается детский талант.
Многие родители отмечают, что часто малыши используют для игр не специально купленные игрушки, а предметы заменители – различные крышечки и палочки, тряпочки и бутылочки, листики и коробочки. Ребенок может использовать для своих игр любой предмет, находящийся в зоне досягаемости, и как ни странно это звучит, чем меньше у него игрушек, тем больше развивается его воображение.
11. Не бойтесь испачкаться или испачкать что-то в доме (накройте белый диван, уберите вазы повыше). О каком творческом развитии может идти речь, если малыш постоянно находится в зоне ограничений: «Не трогай! Не бегай! Не бери!». Не запрещайте ребенку творить и не наказывайте его за творческие эксперименты! Установите определенные границы его творчества. Например, рисовать на стенах - нельзя, а на ватмане, прикрепленном к стене - можно.
12. Никогда не навязывайте ребенку свое мнение! Вы можете подсказать, подать идею, но не настаивайте на ней, это может снизить инициативность у ребенка.
Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребенку возможность осознать свою способность к творчеству!

Джин Ван’т Хал – мать двоих дочерей и автор популярного блога о творческом воспитании детей ArtfulParent.com – делится своим опытом и идеями с родителями всего мира. Эта книга поможет вам создать в доме атмосферу творчества и праздника. В ней вы найдете описания поделок для каждого времени года, идеи подарков и праздничного декора для дома и сада, а также рецепты блюд для семейного торжества. Увлекательный процесс подготовки к празднику станет тем общим делом, которое поможет укрепить семейные узы и традиции.

Книга предназначена для родителей детей от года и старше.

На русском языке публикуется впервые.

Произведение было опубликовано в 2015 году издательством Манн. На нашем сайте можно скачать книгу "Творческий год. Времена года и праздники в играх, поделках, рецептах" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

О книге








Джин Ван"т Хал смотрит на творчество гораздо шире, чем делают это обычно. В своей книге она показывает, что занятия творчеством полезны не только для воображения, моторики и эмоционального развития ребенка....

Читать полностью

О книге
Автор этой книги Джин Ван"т Хал, мама двух дочек и автор популярного блога Artful Parent, который за годы своего существования собрал вокруг себя целое сообщество вдохновленных родителей и учителей.
На страницах своей книги Джин Ван"т Хал рассказывает о том, как развить в ребенке способности к творчеству, заложенные в нем с самого рождения, и как привнести творчество в повседневную жизнь семьи. Эта книга поможет вам:
Найти время для творчества в течение дня
Подобрать занятия, которые понравятся вашему ребенку
Обустроить место для занятий и хранения детских работ
Выбрать художественные материалы и инструменты
Поощрять и развивать творческое мышление
Правильно говорить с ребенком о его рисунках

Почему мы решили издать эту книгу
Джин Ван"т Хал смотрит на творчество гораздо шире, чем делают это обычно. В своей книге она показывает, что занятия творчеством полезны не только для воображения, моторики и эмоционального развития ребенка. Они учат его мыслить, сравнивать, исследовать, изобретать, принимать решения и действовать самостоятельно.

Фишка книги
Большинство мастер-классов в этой книге не похожи на традиционные задания, когда ребенок должен сделать что-то по инструкции и получить заранее известный результат. Джин Ван"т Хал предлагает занятия, в процессе которых ваш ребенок будет исследовать свои возможности, изучать материалы, художественные инструменты и приемы, пробуя каждый раз что-то новое. В творческом воспитании процесс гораздо важнее результата.

Для кого эта книга
Для родителей детей от 1 года до 8 лет.
Для воспитателей детских садов и учителей.
Для всех, кто ведет творческие занятия в группах.

Об авторе
Джин Ван"т Хал - автор популярного блога ArtfulParent.com, в котором делится своим опытом и идеями творческих занятий с родителями всего мира. Вся ее жизнь наполнена творчеством. Она изучала историю искусств в Wellesley College, работала в музее и арт-журнале, некоммерческих культурных организациях.
2-е издание.

Скрыть Ярче всего внутренний мир ребенка, особенности его мышления и воображения раскрываются перед нами в творчестве. Всякий раз, когда ребенок рисует, лепит, вырезает и клеит, он не просто проводит время. Он воспитывается и растёт.

1. Освобождение внутренней энергии. Всем нам, и особенно детям, через творчество можно решать разные психологические проблемы, давать выход эмоциям, которые в реальной жизни порой трудно выразить. Например, если ребенок переживает этап возрастного консерватизма, пусть крокодил будет именно зеленым и злым; а если у малыша период разрушения правил, то крокодил может быть розовым, жить на облаке и быть добрым. Через творчество дети освобождаются от неприятного и утверждают позитивное. Динамичные дети с помощью рисования могут снимать внутреннее напряжение, а заторможенные преодолевают трудности в самопроявлении.

2. Раскрытие визуального восприятия. Дети – чаще всего кинестетики. Проще говоря, они всё познают через прикосновение и движение. Занятия творчеством развивают иной аппарат восприятия – визуальный. Человек, ориентированный на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь эффективнее. Таким людям бывает легче принимать и находить решения, запоминать что-то. Поэтому важно уделять внимание развитию визуального канала восприятия, образного мышления.

3. Развитие фантазии и воображения. Рисование, лепка и другие виды творчества развивают воображение через механизмы творческого преобразования и способствуют развитию символического мышления. Сначала ребенок что-то переживает, получает впечатления и опыт реальной жизни, а потом преобразует его с помощью творчества и на основе полученных знаний конструирует свою, уникальную творческую реальность. Таким путем обогащается его внутренний мир – фантазиями, мечтами, картинами желаемого и представлениями способов их достижения.

4. Расширение кругозора. Ребёнок во время занятий творчеством начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие. Он замечает, что отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. В творчестве ребенок учится видеть бесконечное количество вариантов, а в перспективе – становится толерантным и внимательным к проявлениям окружающих. Путешествуйте, ходите в гости, в детские театры, на концерты, берите детей на выставки – всё это станет потом отличным материалом для совместного творчества, а ребенок будет чувствовать себя полноправным участником большой жизни.

5. Развитие познавательной деятельности. Занятия творчеством дают мощный толчок в процессе познания окружающего мира. Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, следовательно развивается ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т.е. умение сравнивать и обобщать. Чем успешнее познавательная деятельность, тем адекватнее человек к природному и социальному окружению, что является залогом его стабильного существования в мире.

6. Укрепление связи с ребенком. Занимаясь творчеством вместе с ребенком, не относитесь к этому как к очередной трате времени. Используйте это время, чтобы наладить и укрепить с ним связь, будьте внимательны к тому, что он делает. Старайтесь задавать открытые вопросы, чтобы побольше узнать о его «творении» - что он нарисовал, почему выбрал такие цвета, как зовут его пластилиновых героев, кого они напоминают. Детские игры и в частности – творческие занятия, это очень хорошая возможность посмотреть на ваши отношения и на отношения в семье глазами ребенка. При желании, можно показать детские рисунки специалисту-психологу и обсудить, что радует ребенка, а что может его беспокоить или травмировать.

Вот думается мне, что ни один, даже самый маленький ребенок, если ему предложить краску, кисточку и лист бумаги, ни секунду не помедлит, а с радостью и большим интересом возьмется за дело и будет творить! Моя дочка не исключение! Ей еще нет трех лет, но она с энтузиазмом пробует любой вид краски и кисточки разных калибров! И это здорово!

За новыми художественными идеями и расширением наших творческих горизонтов я отправилась в Интернет! На просторах Интернета, конечно есть множество мастер-классов, блогов мам и прочего! Можно подчерпнуть массу всего интересного и полезного!

Но я любитель именно книжных вариантов. Нравиться держать книжку в руках, а не смотреть лишний раз в монитор компьютера!

В поисках подходящего для нас варианта мне приглянулась книга о творческом воспитании. Решила начать с глобального

Итак, о книге:



Место покупки: Интернет-магазин [ссылка] .

Цена: 824 рубля (без скидки)

Рейтинг на сайте у книги достаточно высокий, но цена конечно не маленькая. Я заказывала эту книгу с максимальной 30-ти процентной скидкой, и вышла она мне чуть больше пятисот рублей! На сайте Лабиринта частенько бывают скидки!

Оформление

Книга, к сожалению, в мягком переплете за такую цену могли бы сделать твердый, но конечно это не сказывается на ее отличном содержании! Красочные иллюстрации, практически на каждой странице!Книга достаточно тяжелая, вес составляет 700 грамм, 320 странниц, размер чуть больше А5 (218x170x20 мм). Издательство «Манн, Иванов и Фербер».


Описание


Книга состоит из двух частей. Включает в себя 60 мастер классов для детей от 1 года до 8 лет!

Первая часть – это Подготовка .

В этой части автор затрагивает очень много тем, опираясь на свой опыт и практику, начиная с того как подобрать занятие для ребенка и лучшие материалы (с их полным описанием) в зависимости от возраста, заканчивая тем, что творчество, это не только искусство, но и все, «что наполнено красотой и вдохновением».








А за вдохновением стоит обращаться и к детской литературе, и к музыке, и к картинам художников и т.д. Путешествуя, находясь на природе, в музее, или на собственной кухне, всегда можно найти почву для экспериментов и исследований!



Очень много ценных советов по хранению и демонстрации детских рисунков и поделок! Помимо того, что автор советует сохранять все даже самые непонятные бессюжетные каракули малыша, до периода когда он подрастет и сам сможет решить их дальнейшую судьбу, так еще можно организовать выставку работ ребенка, прикрепив этикетку с названием, именем художника и использованными материалами - прям как в музее! Эта идея меня прям растрогала


Понравились советы о том, как говорить с ребенком о его рисунках, приведена даже краткая справка! Для меня это стало откровением, так как я говорила с ребенком ровно так, как этого делать не следует


Также хотелось бы отметить, что у Джин Ван`т Хал есть соавторы этой книги. Их работа оформлена в книге в виде отдельный статей! В одной из них поэт и писатель Сьюзан Мари Суонсон предлагает заниматься стихосложением с детьми (она это практикует, работая еще и преподавателем)! Просто записывать слова, которые приходят в голову в блокнот, а потом наслаждаться результатом Также она рекомендует ряд детских книг, которые будут интересны детям и видимо будут способствовать этому самому стихосложению! Было очень приятно и неожиданно увидеть в этом списке книгу, которая уже есть в нашей детской библиотеке!!! Это "Вежливый слон" - книга действительно классная! Вот мой отзыв о ней!

Вторая часть - это непосредственно Творческие занятия . Они там самые разнообразнейшие, с указанием возраста ребенка, для которого оно подойдет! Эти занятия распределены по главам, например:

Первые шаги:


Быстро и просто:


Развиваем фантазию:




Живопись действия:


Тихие занятия для отдыха:



Мои впечатления

Книга мне очень понравилась, я прониклась атмосферой творчества и искусства этой семьи, узнала много нового и интересного! А также поняла насколько важно и необходимо включить творчество в повседневную жизнь ребенка!

Некоторые занятия мы уже попробовали и дочке очень нравится и безумно интересно! И мы вместе получаем удовольствие от творческого ПРОЦЕССА!!!

Пуантилизм ватными палочками:


Вначале я контролировала процесс рисования палочкой, т.е. подавала палочку с новой краской (мне хотелось, чтобы были задействованы все цвета), потом дочка поняв принцип стала делать это сама! Брала одну палочку, делала один взмах на бумаге и брала следующий цвет, и так по кругу все цвета! И получилась в итоге прям картина !!!

Правда пуантилизм предполагает рисование точками, но маленькие дети, как пишет автор, предпочитают проводить беспорядочные линии!

Рисование на молоке:


Это стоит попробовать, узоры получаются очень интересные! В книге предлагается сделать молочный фейерверк, добавив жидкость для мыться посуды, ну мы пока ограничились просто рисованием

*********************************************************************************************************************

Спасибо за внимание!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Какую роль играет семья в воспитании ребенка
Как сделать красивый макияж карих
Новогодние шары из бумаги шаблоны для вырезания