Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лай, вильгельм август. Вильгельм август лай Школа действия вильгельма августа лая

Родился 30 июля 1862 г. в Брайсгау (ныне ФРГ). Немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики, доктор философии. Август Лай, начав с должности сельского учителя, окончил Высшую техническую школу в Карлфруе и университет Фрайбурга. С 1892 г. преподаёт в учительской семинарии в Карлфруе. Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия, под которым понимал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение. Считал, что «школа действия» способна изменить социальную действительность в Германии. Школа, по мнению В.А. Лая, должна была строиться в соответствии с развитием и гармонизацией реакций обучающихся.

Педагогические труды : «Школа действия» (1920), «Экспериментальная дидактика» (1905), «Экспериментальная педагогика» (1909), «Методика естественно – исторического обучения» (1912), «Методика арифметики»(1914).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т.1 ⁄ под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993; Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т.3. Новейшее время / Под ред. А.Н.Пискунова. – М., 2007. – 560.

Школа действия. Содержание основного педагогического принципа действия.

В высшей степени важным педагогическим событием, рав­носильным плодотворному преобразованию воспитания и пре­подавания, явилось бы с нашей точки зрения широкое и пос­ледовательное проведение в жизнь всеми учителями и воспи­тателями следующих положений:

1. Воспитанник есть член окружающей его жизненной сре­ды, которая на него воздействует и на которую он сам реагирует с целью достичь чувственных или духовных выгод и из­бежать материального или духовного вреда.

2. Врождённые рефлексы, реакции и инстинкты, которые проявляются в играх ребёнка, в этом естественном и успеш­ном самообучении, должны стать основой и исходным пунк­том всего воспитания. Это биологическая сторона воспитания.

3. Воспитание должно, таким образом, воздействовать на врождённые и приобретённые реакции, чтобы они пришли в соответствие с нормами логики, эстетики, этики и религии. Это социологическая сторона воспитания. Развитие есть процесс реакций и их органов. Воспитание есть поэтому развитие, ру­ководимое сообразно требованиям общежития или культуры.

4. Задачей воспитателя является прежде всего изучение врождённых и приобретённых реакций питомца, ибо от них прежде всего зависит круг представлений и идей. В качестве реакций должны рассматриваться: рефлексы, инстинкты, про­извольные и автоматические действия, привычки и навыки, возникающие путём упражнения их волевых действий. Реак­ции, если разобраться в них вполне отчётливо, состоят из раз­дражения и движения, из впечатления и внешнего выражения; в случае рефлекса эти два момента следуют непосредственно друг за другом; в случае инстинктивного действия их связыва­ет лишь одно единственное представление; наконец, в случае произвольного действия соединительным звеном являются два или несколько представлений, между которыми происходит выбор, долженствующий обеспечить достижение задуманной цели; в случае автоматических действий, привычек и навыков эти промежуточные элементы снова устраняются. Воспитание воли и активности будет успешным лишь в том случае, если его исходной точкой мы изберём врождённые реакции, ин­стинкты. От инстинктов зависит прежде всего круг представ­лений, интерес и воля. Следовательно, не представления, но инстинкты являются фундаментом для воспитания интере­са, чувства и воли. (...)

На основании вышеуказанных фактов биологии, анатомии и физиологии, психологии, теории познания и школьной ги­гиены мы приходим к основному педагогическому принципу действия:

Питомец есть член окружающей его жизненной среды, вли­яние которой он на себе испытывает и на которую он в свою очередь реагирует; основу всего воспитания должны поэтому составлять врождённые и приобретённые реакции. Впечатле­ния, воспринятые и обработанные сообразно нормам логики, эстетики, этики и религиозной науки, должны поэтому во всех областях и на всех ступенях воспитания дополняться вне­шним выражением. Последнее, в свою очередь, позволяет достигать всё большего совершенства в наблюдении и переработке, поскольку внешнее изображение сравнивается каждый раз с чувственным или духовным прообразом, представлени­ем цели и сызнова повторяется.

Изображение есть третья стадия основного биологическо­го процесса, которая следует за средним членом – духов­ной переработкой, и, являясь осуществлением известного представления цели, влияет на начальную стадию – на наблюдение; она охватывает собой всякое сознание образов и форм, всякое конструирование и творчество, всякую практическую созидательную деятельность, наконец, поведение дома, в школе и в жизни. Этот момент должен войти в вос­питание и преподавание в виде: лепки из песка, пластили­на, глины и других материалов, в виде производства опы­тов по естественной истории, физике, химии и географии, в виде ухода за растениями и животными, рисования – проекционного и перспективного, писания красками, в виде практических задач по арифметике и геометрии, в форме словесного изложения, пения и музыки, игр, танцев, гимнастики, спорта, в виде деятельности питомца в семье, в товарищеской среде, в классе, организованном в виде трудового сообщества, в политических и религиозных отечественных организациях. Каждая реакция, – будь то морганье глазами, ответ на удар, ответ на вопрос или решение математической задачи, – имеет в виду одну цель: наиболее выгодное приспособление к внешним обстоятельствам. В центре сознательной реакции стоит представление цели, прообраз результатов нашей деятельности. Внешнее выражение есть, следовательно, сознательное преднамеренное приспособление к данным обстоятельствам. «Приспособление » не следует, однако, понимать в дарвинистическом смысле. Мы имеем здесь дело не с пассивным, но с активным приспособлением. Человек, следуя основному педагогическому прин­ципу, может целесообразно приспособлять свою изобразительную деятельность, влиять в смысле совершенствования на свою душу и тело и на окружающий мир. Ибо для души и тела имеет силу следующее положение: функции и их органы совершенствуются взаимно, и человек, приспособляясь целесообразно к обстоятельствам, становится господином окружающего мира и всего творения.

Родился 30 июля 1862 в Бётщшген в Брайсгау. Был сельским учителем, затем учился в Высшей технической школе в Карлсруэ и в университете Фрайбурга. С 1892 преподаватель в учительской семинарии в Карлсруэ, доктор философии (1903). Последователь взглядов психолога Эрнста Мёймана. Умер 9 мая 1926 в Карлсруэ.

Основываясь на данных биологии и экспериментальной педагогики, он попытался создать так называемую педагогику действия(«школа действия»), которая характеризовалась чрезмерной биологизацией воспитательно-образовател ьного процесса.

Согласно его представлениям, в основе всех детских поступков лежат приобретенные или врожденные рефлексы. Врожденные рефлексы, реакции и инстинкты, которые проявляются в играх ребенка, должны стать основой и исходным пунктом всего воспитания. Это биологическая сторона воспитания.

По Лаю, сфера деятельности самого ребенка является центром воспитательного процесса, а детские интересы формируются на основе спонтанных рефлексов.

Представлял педагогический процесс следующим образом. Воздействие на ребёнка через восприятие: наблюдательно-вещественное преподавание — жизнь природы, химия, физика, география, естественная история. Воздействие на ребёнка через выражение: изобразительно-формальное преподавание – словесное изображение, художественное изображение, эксперименты, физическое изображение, математическое изображение, уход за животными, творчество в моральной области, поведение в классной общине. Труд в системе Лая — не учебный предмет, а принцип преподавания. Лай биологизировал педагогику. Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия в понятие, которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение.

На основе индивидуальных особенностей каждого ребенка должны создавать учебный план и своеобразные методы преподавания. Он считал необходимым формировать в стенах школы социальную микросреду, в которой учащиеся согласовывали бы свои действия с природой и с мнением других людей.

Основные идеи В. А. Лая 1. В обучении и труде В. А. Лай признает наличие природных способностей учеников. 2. По его убеждению, в основе обучения должны лежать следующие процессы: — восприятие жизни всей природы и самого человека; — переработка умственного отражения; — внешнее выражение: художественное, физическое, мораль

3. Главное свойство личности ребёнка, на которое должен опираться педагог – это способность людей приспосабливаться к окружающей среде. 4. Среди условий эффективности учебного процесса он выделял следующие: — использование разнообразных методов обучения в зависимости от особенностей ученика; — приоритетная роль практических занятия в мастерских и лабораториях, а также прочих занятий, требующих внешних действий (лепка, рисование, спорт); — включение ученика в создания материальных ценностей в процессе ручного труда как условие глубокого понимания роли труда в жизни человека и общества.

Вильгельм Август Лай (1862-1926)

Основываясь на данных биологии и экспериментальной педагогики, попытался создать так называемую педагогику действия, которая характеризовалась чрезмерной биологизацией воспитательно - образовательного процесса.

Работа "Экспериментальная дидактика", в которой он излагал основные требования к трудовой школе. Считал, что ручной труд должен вводиться в народную школу прежде всего как средство умственного физического и духовного развития учащихся.

Лай пытался создать новую педагогику - педагогику действия. Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступала полная жизнь ребёнка с её гармоническим разнообразием реакции. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов и других средств. Главное место в этой триаде - восприятие, переработка, выражение. Лай отводил особую роль выражению, которое и является собственно реакцией, действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Игры, спорт... ведут к нарушению систематичности научного образования. Для того чтобы ребенок научился правильно реагировать на окружающую обстановку, Лай считал необходимым организовать в стенах школы такую социальную микросреду, которая вынуждала бы учащихся согласовывать свои действия с законами природы и с волей данного сообщества людей. Школа, по его мнению, должна готовить лояльных граждан буржуазного государства, важное место в этом гражданском воспитании Лай отводил религии.

"Школа действия". Школа действия хочет создать для ребенка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее. Он хочет превратить школу в общину, создать для ребенка природную и социальную среду. Нам необходимо моторное воспитание, педагогика действия. Пассивно воспринимающее обучение должно быть заменено наблюдательно - изобразительным, словесная школа - школой действия.

Воспитанник есть член окружающей его жизненной среды, влияние которой он на себе испытывает и на которую он в свою очередь реагирует.

Врожденные рефлексы, реакции, инстинкты, которые проявляются в играх... должны стать основой и исходным путем всего воспитания. Это биологическая сторона воспитания.

Воспитание должно воздействовать на врожденные и приобретенные реакции... в соответствии с нормами. Это социологическая сторона воспитания.

Задачей воспитателя является прежде всего изучение врожденных и приобретенных реакций питомца, т.к. от них зависит круг представлений и идей.

Лай В. ШКОЛА ДЕЙСТВИЯ

ЛАЙ ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ (1862-1926), педагог. Германия.

Один из педагогов, о котором раньше писали мало. В ряде зарубежных учебных книг конца XIX - начала XX веков по истории педагогики его имя почти или совсем не упоминается. В советской педагогике Лая за стремление соотнести воспитательный процесс с биологией причислялся к вульгаризаторам педагогической науки. Ныне же к его идеям обращаются значительно чаще, возможно потому, что наступает их время.

Лай окончил политехнический институт и Фрейбургский университет, работал сначала учителем, а затем преподавателем учительской семинарии, усердно занимался наукой и литературной деятельностью. Взяв за основу данные биологии и экспериментальной педагогики, он попытался создать «педагогику Действия».

Необходимо, утверждал ЛАЙ, идти от основного педагогического принципа действия. Его главным содержанием с биологической точки зрения является «реакция как единство впечатления и выражения, раздражения и движения (или его торможения)... реакция как элементарнейшее явление жизни». Затем этот принцип Лай рассматривает с других точек зрения - эволюционно-исторической, физиологической, психологической теории познания, практической. И, наконец, он дает следующее объяснение основному принципу: «Питомец - есть член окружающей его письменной среды, влияние которой он на себе испытывает и на которую он в свою очередь реагирует. Основу всего воспитания должны, поэтому составлять врожденные и приобретенные реакции. Впечатления, воспринятые и обработанные согласно нормам логики, эстетики, этики и религиозной науки, должны, поэтому во всех областях и на всех ступенях воспитания дополняться внешним выражением. Последнее в свою очередь позволяет достигать все большего совершенства в наблюдении и переработке, поскольку внешнее изображение сравнивается каждый раз с чувственным и духовным прообразом, представлением цели и сызнова повторяется». Похоже, что ЛАЙ выражал здесь свое понимание природосообразности.

Практически идея педагогического действия означала следующее. Поскольку ведущую роль в воспитании, по Лаю, играет реакция, т.е. быстро приспособление к внешней среде, то нужно, чтобы воздействие исходили от правильно организованной среды. Пусть для начала это будет социальная микросреда в школе. Тогда выработка правильной реакции пойдет по пути, свойственному всем живым организмам: восприятие - переработка - выражение или изображение. Значит, основа всего - двигательная реакция, и на ней следует строить обучение. Главное внимание нужно обращать на учебные предметы, активнее других вызывающих реакцию: рисование, черчение, музыка, лепка, пение и т.д. И искать пути насыщения подобными реакциями других учебных предметов, всего процесса воспитания, в том числе и социального. Школа, по Лаю, должна готовить добропорядочных, законопослушных граждан.

За сложностью формулировок Лая в его социальной части педагогики просматривается здравая идея: опереться в воспитательном процессе и обучении на природное стремление ребенка к постоянной и разносторонней деятельности. Заметим, что к ней обращались и другие педагоги (Песталоцци, Фребель, Ушинский, Дьюи, Шацкий). Но Лай показал, что педагогика действия обязывает педагога, учителя быть сведущим во многих науках о живой природе, человеке, обществе. Прогрессивна сама ориентация на такое разностороннее знание. То, что по схеме Лая, серьезная образовательная работа в школе уходила на второй план, скорее всего, объясняется трудностями выявления и. введения нужных действий в основные учебные предметы. Такой поиск продолжается. Следовательно, педагогика действия не исчезла, она воспринята другими педагогами, в иных вариантах, всегда обращенных к активности школьника, уходу от вербального обучения. Идеи Лая способствовали развитию экспериментальной педагогики.

Школа действия

В высшей степени важным педагогическим событием, равносильным плодотворному преобразованию воспитания и преподавания, явилось бы с нашей точки зрения широкое и последовательное проведение в жизнь всеми» учителями и воспитателями следующих положений:

1 . Воспитанник есть член окружающей его жизненной среды, которая на него воздействует и на которую он сам реагирует с целью достичь чувственных или духовных выгод и избежать материального или духовного вреда.

2. Врожденные рефлексы, реакции и инстинкты, которые проявляются в играх ребенка, в этом естественном и успешном самообучении, должны стать основой и исходным пунктом всего воспитания. Это биологическая сторона воспитания.

3. Воспитание должно, таким образом, воздействовать на врожденные и приобретенные реакции» чтобы они пришли в соответствие с нормами логики, эстетики, этики и религии. Это социологическая сторона воспитания. Развитие есть процесс реакций и их органов. Воспитание есть, поэтому развитие, руководимое сообразно требованиям общежития или культуры.

4. Задачей воспитателя является, прежде всего, изучение врожденных и приобретенных реакций питомца, ибо от них, прежде всего, зависит круг представлений и идей. В качестве реакций должны рассматриваться: рефлексы, инстинкты, произвольные и автоматические действия, привычки и навыки, возникающие путем упражнения их волевых действий. Реакции, если разобраться в них вполне отчетливо, состоят из раздражения и движения, из впечатления и внешнего выражения; в случае рефлекса эти два момента следуют непосредственно друг за другом; в случае инстинктивного действия их связывает, лишь одно единственное представление; наконец, в случае произвольного действия соединительным звеном являются два или несколько представлений, между которыми происходит выбор, долженствующий обеспечить достижение задуманной цели на случае автоматических действий, привычек и навыков эти промежуточные элементы снова устраняются. Воспитание воли и активности будет успешным лишь в том случае, если его исходной точкой мы изберем врожденные реакции, инстинкта. От инстинктов зависит, прежде всего, круг представлений, интерес и воля. Следовательно, не представления, но инстинкты являются фундаментом для воспитания интереса, чувства и воли. (...)

На основании вышеуказанных фактов биологии, анатомии и физиологии, психологии, теории познания и школьной гигиены мы приходим к основному педагогическому принципу действия:

Питомец есть член окружающей его жизненной среды, влияние которой он на себе испытывает и на которую он в свою очередь реагирует; основу всего воспитания должны, поэтому составлять врожденные и приобретенные реакции. Впечатления, воспринятые и обработанные сообразно нормам логики, эстетики, этики и религиозной науки, должны, поэтому во всех областях и на всех ступенях воспитания дополняться внешним выражением. Последнее, в свою очередь, позволяет достигать все большего совершенства в наблюдении и переработке, поскольку внешнее изображение сравнивается каждый раз с чувственным или духовным прообразом, представлением цели и сызнова повторяется.

Изображение есть третья стадия основного биологического процесса, которая следует за средним членом - духовной переработкой, и, являясь осуществлением известного представления цели, влияет на начальную стадию - на наблюдение; она охватывает собой всякое сознание образов и форм, всякое конструирование и творчество, всякую практическую созидательную деятельность, наконец, поведение дома, в школе и в жизни. Этот момент должен войти в воспитание и преподавание в виде: лепки из песка, пластилина, глины и других материалов, в виде производства опытов по естественной истории, физике, химии и географии, в виде ухода за растениями и животными, рисования - проекционного и перспективного, писания красками, в виде практических задач по арифметике и геометрии, в форме словесного изложения, пения и музыки, игр, танцев, гимнастики, спорта в виде деятельности питомца в семье, в товарищеской среде, в классе, организованном в виде трудового сообщества, в политических и религиозных отечественных организациях. Каждая реакция, - будь то морганье глазами, ответ на удар, ответ на вопрос или решение математической задачи, - имеет в виду одну цель: наиболее выгодное приспособление к внешним обстоятельствам. В центре сознательной реакции стоит представление цели, прообраз результатов нашей деятельности. Внешнее выражение есть, следовательно, сознательное преднамеренное приспособление к данным обстоятельствам. «Приспособление» не следует, однако, понимать в дарвинистическом смысле. Мы имеем здесь дело не с пассивным, но с активным приспособлением. Человек, следуя основному педагогическому принципу, может целесообразно приспособлять свою изобразительную деятельность, влиять в смысле совершенствования на свою душу и тело и на окружающий мир. Ибо для души и тела имеет силу следующее положение: функции и их органы совершенствуются взаимно, и человек, приспособляясь целесообразно к обстоятельствам, становится господином окружающего мира и всего творения.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Какую роль играет семья в воспитании ребенка
Как сделать красивый макияж карих
Новогодние шары из бумаги шаблоны для вырезания