Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое. Конформизм и нонконформизм, как взаимосвязанные процессы Кто такой конформист и нонконформист

Конформизм [от лат. conformis - подобный, сообразный] - проявление активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление (точнее, на давление большинства членов группы) с целью избежать негативных санкций - порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и общепровозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все.

Андреева – Социальная психология

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки – в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке – три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом "подставной группы". Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ("наивного субъекта"). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам "подставной" группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал "наивный субъект", и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) "наивных субъектов" дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже "независимые" признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

Существуют многочисленные модификации экспериментальной методики Аша (например, методика Р.Крачфилда), но суть ее остается неизменной – это метод "подставной группы", причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объяснение как самому феномену, так и степени конформности различных индивидов должны учитывать эту существенную особенность группы. На основании самоотчетов испытуемых и выводов, построенных экспериментаторами, были выявлены многочисленные зависимости. Хотя на основе собственных оценок результатов эксперимента испытуемыми причина податливости усматривались в их личных особенностях (или в связи с низкой самооценкой, или благодаря признанию каких-то дефектов собственного восприятия), в большинстве объяснений исследователями было принято, что конформность не есть строго личностная характеристика индивида. Конечно, и эти показатели достаточно значимы; например, было установлено, что на степень конформности влияют и менее развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания, и многие другие обстоятельства подобного толка. Однако столь же определенным был и другой вывод, а именно, что степень конформности зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и состав, структура группы. Однако роль именно этих характеристик не была выяснена до конца.

Нонконформизм - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. Способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему. Как правило, высоким нонконформизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди.

Различают просто нонконформизм и, как форма, нонконформизм принудительный, характеризующийся тем, что индивид из-за давления группы чувствует себя побужденным к отклонению от норм и ожиданий группы. В принципе, несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития и прогресса. Некоторые эволюционисты даже считали своеобразный первобытный нонконформизм, выражавшийся в отрицании естественных животных импульсов, одним из определяющих факторов антропогенеза.

Однако с усложнением социальной организации человечества роль нонконформизма становилась все более неоднозначной. Ведь любая система закономерно стремится маргинализировать, подавить, а, в конечном счете, и вовсе исключить протест, и чем она сложнее, тем больше у нее для этого возможностей. Но и нонконформистские элементы в долгу не остаются, все чаще переходя на экстремистские, сугубо деструктивные позиции.

Конформизм – это нравственно-психологическое и нравственно-политическое понятие, которое подразумевает приспособленческую позицию в социуме, бездейственное принятие наличествующего социального устоя, политического режима. Кроме того, это готовность разделять господствующие взгляды и убеждения, соглашаться с общим настроем, распространенным в обществе. Также в качестве конформизма расценивается и отказ от борьбы с превалирующими тенденциям, даже при внутреннем их неприятии, самоустранение от осуждения различных аспектов политической действительности, и социально-экономических реалий, неготовность излагать собственные взгляды, нежелание нести персональную ответственность за совершенные деяния, слепое подчинение и безотчетное следование всем требованиям и директивам, исходящим от государственного аппарата, религиозной организации, семьи.

Социальный конформизм

Всякий социум состоит из групп, которые представляют собой объединение субъектов, имеющих общие морально-ценностные ориентиры и цели. Социальные группы классифицируются на средние, малые и большие в зависимости от количества ее участников. Каждая из таких групп устанавливает собственные нормы, поведенческие правила, установки.

Феномен конформизма современные исследователи рассматривают с четырех точек зрения: психологической, социологической, философской и политической. Поскольку они разделяют его на явление в общественной среде и конформное поведение, которое является психологической особенностью личности.

Считается, что социальный конформизм личности представляет собой рабское (некритичное) принятие и бездумное следование мировоззрениям, господствующим в конкретном социуме, общественным стандартам, массовым стереотипам, авторитетным убеждениям, обычаям и установкам. не пытается идти против превалирующих тенденций, даже внутренне не принимая их. Человеческий субъект воспринимает социально-экономическую и политическую реальность абсолютно некритично, не выказывает никакого желания выражать собственные взгляды. Таким образом, социальный конформизмом называется отказ нести персональную ответственность за содеянные поступки, бездумное подчинение и безотчетное следование общественным установкам, требованиям партии, религиозной общины, государства, семьи. Такое подчинение часто объясняется менталитетом либо традициями.

Э. Аронсон и С. Милграм полагают, что конформизм человека является феноменом, возникающим при присутствии или отсутствии нижеприведенных условий:

— он усиливается, когда задание, необходимое для выполнения, довольно сложное, либо индивид несведущ в выполняемой задаче вопросе;

— степень конформизма зависит от размера группы: она становится наибольшей при сталкивании индивида с одинаковым мировоззрением трех и более субъектов;

— индивидуумы, имеющие подвержены воздействию коллектива в большей степени, нежели люди с завышенной;

— если в коллективе есть специалисты, члены его являются значимыми людьми, если в нем есть индивиды, которые относятся к одинаковому социальному кругу, то конформность возрастает;

— чем сплоченнее коллектив, тем большей властью над своими членами она обладает;

— если у субъекта, отстаивающего собственную позицию или сомневающегося во мнении остальных членов группы, обнаруживается минимум один союзник, то конформизм снижается, то есть тенденция к подчинению натиску группы падает;

— субъект, обладающий наибольшим «весом» (социальным статусом), характеризуется и наибольшим влиянием, поскольку ему легче давить на других;

— субъект более склонен к конформизму, когда ему необходимо выступить перед остальными членами коллектива, чем, когда он излагает свою позицию письменно.

Конформизм характеризуется связью с определенными типами поведения. Согласно С. Ашу, понятие конформизм подразумевает под собой сознательный отказ индивида от значимой для него мировоззренческой позиции и дорогих взглядов для улучшения адаптационного процесса в группе. Конформное поведенческое реагирование показывает степень покорности индивида мнению большинства, давлению лиц, обладающих наибольшим «весом» в социуме, принятия им установленного стереотипа поведения, морально-ценностных ориентаций коллектива. Противоположным конформизму считается самостоятельное поведение, устойчивое к групповому натиску.

Выделяют четыре типа поведенческого реагирования.

Внешний конформизм человека представляет собой поведение, при котором индивид принимает только внешне установки и мнения группы, на уровне самосознания (внутренне), он не согласен с ними, но не говорит вслух об этом. Данная позиция считается истинным конформизмом.

Внутренний конформизм личности возникает, когда субъект в действительности принимает, усваивает мнение группы и абсолютно согласен с ним. Таким образом, проявляется высокая степень внушаемости личности. Описываемый тип считается приспосабливающимся к группе.

Негативизм обнаруживается, когда индивид любыми способами противится групповому натиску, активно отстаивает собственную позицию, всячески выражает независимость, приводит аргументы, спорит, устремлен на результат, при котором его собственные взгляды станут мировоззренческой позицией большинства. Данный поведенческий тип свидетельствует о нежелании субъекта приспосабливаться к социальной группе.

Нонконформизм проявляется в самостоятельности норм, мнений, ценностей, независимости, невосприимчивости групповому прессингу. Этот поведенческий тип присущ самодостаточным индивидуумам. Другими словами, такие личности не изменяют собственному мировоззрению и не навязывают его окружению.

Существует такое понятие как социально одобряемое поведение, то есть чистый конформизм в обществе. Люди, относящиеся к категории «чистый конформист» стремятся максимально соответствовать групповым нормам и социальным установкам. Если вследствие ряда обстоятельств им сделать это не удается, то они чувствуют себя неполноценными личностями (комплекс неполноценности). Часто такие нормы и установки бывают противоречивыми. Одно и тоже поведение может быть позволительно в определенной социальной среде, а в другой – наказуемо.

Вследствие этого возникает путаница, которая ведет к целому ряду разрушительных процессов для . Поэтому считается, что конформисты в большинстве своем нерешительные и неуверенные люди, что очень затрудняет их коммуникативное взаимодействие с окружающими. Нужно понимать, что всякий индивидуум в различной степени является конформистом. Нередко проявление данного качества очень хорошо.

Проблема конформизма заключается в выборе людей, когда они делают его стилем собственного поведения и образом жизни. Таким образом, конформистом именуют личность, которая подчиняется социальным устоям и требованиям общества. Отталкиваясь от этого, можно заключить, что любой индивид имеет отношение к описываемому понятию, поскольку в разной степени придерживается групповых норм и социальных устоев. Поэтому не нужно считать конформистов бесправными членами социума. Конформисты сами выбрали эту поведенческую модель. В любое время они могут ее изменить. Исходя из этого – следующий вывод: конформизм в обществе представляет собой жизненную модель поведения, привычный стиль мышления, подвергающийся изменению.

Конформизм малой группы характеризуется наличием плюсов и отрицательных аспектов.

Групповой конформизм положительные черты:

— сильная сплоченность группы, особенно это проявляется в кризисных ситуациях, поскольку конформизм малой группы помогает успешнее справляться опасностями, коллапсами, катастрофами;

— простота в организации совместной деятельности;

— сокращение времени адаптации в коллективе нового человека.

Однако групповой конформизм несет в себе также и отрицательные аспекты:

— индивид утрачивает способность принимать самостоятельные решения и умение ориентироваться в незнакомых для себя условиях;

— он способствует формированию тоталитарных государств и сект, появлению геноцида или массовых убийств;

— рождает различные предубеждения и предрассудки, направленные против меньшинства;

— уменьшает способность привносить весомый вклад в научно-культурное развитие, поскольку искореняется творческая идея и оригинальность мышления.

Феномен конформизма

Описываемый феномен конформизма был открыт в пятидесятых годах прошлого столетия С. Ашем американским психологом. Это явление играет ключевую роль в общественном устройстве, поскольку представляет собой один из инструментов, отвечающих за формирование и принятие коллективного решения. Любой социальный коллектив обладает некоторой степенью терпимости, которая имеет отношение к поведению его участников. Каждый член социальной группы может отходить от установленных норм до определенных рамок, при которых не подрывается его позиция, а чувству общего единства не наносится ущерб. Поскольку всякое государство заинтересовано в сохранении контроля над населением, оно относится к конформизму положительно.

Зачастую в тоталитарных государствах конформизм характеризуется культивированием и насаждением господствующей идеологии средствами массового информирования и иными службами пропаганды. При этом в так называемом «свободном мире» (демократических странах), где культивируется индивидуализм, нормой также является стереотипность восприятия и мышления. Всякий социум стремится навязать каждому своему члену жизненные стандарты, модель поведения. В условиях всемирной политико-экономической и культурно-религиозной унификации и интеграции понятие конформизм обретает новый смысл – он начинает выступать в качестве стереотипа сознания, который воплощается в одной фразе: «Весь мир так живет».

Необходимо отличать конформизм как явление от конформности, которая представляет собой личностное качество, обнаруживаемое в стремлении демонстрировать зависимость от группового мнения и давления в разных ситуациях.

Конформизм характеризуется тесной связью с важностью условий, при которых осуществляется групповое воздействие на субъекта, со значимостью группы для личности и уровнем группового единства. Чем выше уровень выраженности перечисленных характеристик, тем ярче эффект группового натиска.

В отношении к социуму, феномен негативизма, то есть выраженное устойчивое сопротивление социуму и противопоставление себя ему, не представляет собой противоположность конформизма. Негативизм считается отдельным случаем проявлением зависимости от социума. Противоположностью понятию конформизм является самостоятельность личности, автономность ее установок и поведенческих реакций от социума, устойчивость к массовому воздействию.

На уровень выраженности описываемого понятия конформизм оказывают воздействия нижеприведенные факторы:

— пол человека (конформизму подвержены больше женщины, нежели мужчины);

— возраст (черты конформизма чаще наблюдаются в юном и старческом возрастном периоде);

— социальное положение (индивиды, занимающие более высокий статус в социуме менее подвержены групповому влиянию);

— физическое состояние и психическое здоровье (усталость, плохое самочувствие, напряженность психики приумножают проявление конформности).

Примеры конформизма можно найти в большом количестве в истории войн и массовых геноцидов, когда обычные люди становятся жестокими убийцами, вследствие того, что не могут противостоять прямому приказу убить.

Отдельного внимания заслуживает такой феномен как политический конформизм, который является способом приспособленчества и характеризуется пассивным признанием существующих устоев, отсутствием собственной политической позиции, бездумным копированием любых политических поведенческих стереотипов, властвующих в этой политической системе. Приспособленческое сознание и конформистское поведение активно формируется в условиях некоторых политических режимов, таких как: тоталитарный и авторитарный, в которых общей чертой является стремление индивидов не высовываться, не отличаться от основной серой массы, не ощущать себя личностью, поскольку за них подумают и сделают, так как нужно добрые властители. Конформистское поведение и сознание является типичным для этих политических режимов. Итогом такого сознания и приспособленческой модели поведения становится потеря индивидом своей неповторимости, самобытности и индивидуальности. Вследствие привычного приспособленчества в профессиональной сфере, в деятельности партий, на избирательном участке у индивида деформируется способность принимать самостоятельные решения, нарушается творческое мышление. Результат – люди приучаются бездумно выполнять функции и становятся рабами.

Таким образом, политический конформизм и приспособленческая позиция губят на корню зарождающуюся демократию и являются показателем недостатка политической культуры у политических деятелей и граждан.

Конформизм и нонконформизм

Группа, оказывая давление на субъекта, вынуждает его следовать устоявшимся нормам, подчиняться интересам группы. Таким образом, проявляется конформизм. Индивид может оказывать сопротивление такому давлению, проявляя нонконформизм, а может подчиниться массе, то есть выступить конформистом.

Нонконформизм – это понятие включает стремление индивида соблюдать и бороться за собственные взгляды, результаты восприятия, отстаивать свою модель поведения, которая прямо противоречит господствующей в данном социуме или коллективе.

Нельзя утверждать однозначно, что один из этих типов взаимоотношений субъекта с коллективом является верным, а другой нет. Бесспорно, что основная проблема конформизма заключается в изменении модели поведения личности, поскольку индивид будет осуществлять действия, даже осознавая их неправильность, потому что большинство делает это. Одновременно с этим очевидно, что создание сплоченной группы без конформизма невозможно, поскольку баланс во взаимоотношениях между группой и индивидом не может быть найден. Если личность пребывает в жестких нонконформистских отношениях с коллективом, то полноценным его членом он не станет. В последствие ему придется покинуть группу, так как конфликт между ними будет нарастать.

Таким образом, главные черты конформизма – это уступчивость и одобрение. Уступчивость проявляется во внешнем следовании требованиям социума при внутреннем несогласии и неприятии их. Одобрение обнаруживается в сочетании поведения, отвечающего социальному прессингу, и внутреннего принятия требований последнего. Другими словами, уступчивость и одобрения являются формами проявления конформизма.

Воздействие, которое массы оказывают на поведенческую модель индивидов, не является случайным фактором, поскольку исходит из весомых социально-психологических предпосылок.

Примеры конформизма можно увидеть в эксперименте социолога С. Аша. Он поставил задачу перед собой выяснить характер воздействия группы ровесников на ее члена. Аш применил метод подсадной группы, заключающийся в предоставлении неверной информации членами группы в количестве шести индивидов обоих полов. Эти шесть человек давали неправильные ответы на вопросы, заданные экспериментатором (об этом экспериментатор заблаговременно с ними договорился). Седьмой член данного коллектива индивидов не был информирован об этом обстоятельстве, поскольку в данном эксперименте играл роль испытуемого.

В первый черед экспериментатор задает вопрос первым шести участникам, затем – непосредственно испытуемому. Вопросы имели отношение к длине разных отрезков, которые предлагалось между собой сравнить.

Участники опыта (подставные шесть человек) утверждали по договоренности с исследователем, что отрезки между собой равны (вопреки наличия бесспорной разницы в протяженности отрезков).

Тем самым испытуемый индивид ставился в условия зарождения конфликта между собственным восприятием действительности (длины отрезков) и оцениванием той же действительности окружающими его членами группы. Вследствие чего перед испытуемым возникал нелегкий выбор, не подозревая о договоренности экспериментатора с товарищами, он должен или не поверить собственному восприятию и оценке увиденного, или опровергнуть точку зрения группы, фактически противопоставить себя всей группе. В ходе опыта выявилось, что в основном испытуемые предпочитали «не верить очам своим». Они не желали противопоставлять собственное мнение точке зрения группы.

Такое принятие испытуемым явно ошибочных оценок длины отрезков, которые давали при нем остальные участники процесса, рассматривалось в качестве критерия подчинения испытуемого индивида группе и обозначалось понятием конформизм.

Конформизму подвержены индивиды, имеющие средний статус, малообразованные лица, подростки, люди, нуждающиеся в социальном одобрении.

Конформизм часто противопоставляется нонконформизму, но при более обстоятельном анализе между этими моделями поведения выявляется очень много общих черт. Нонконформное реагирование, как и конформное, обусловлено групповым прессингом, является зависимым от давления большинства, хотя и реализовывается в логике «нет».

Реакциям нонконформизма и конформизма в значительно большей степени противоположно явление самоопределения личности в социуме.

Также учеными отмечается, что нонконформное и конформное поведенческое реагирование чаще встречаются в социальных группах с низким уровнем социального развития и психологической сформированности, и, в основном, не присуще членам высокоразвитых просоциальных групп.

31Июл

Что такое Конформизм и Нонконформизм

Конформизм – это термин, описывающий акт поведения человека, при котором его действия, мышление и разговоры сознательно или несознательно адаптируются к поведению большой группы людей.

Что такое КОНФОРМИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Конформизм – это стремление человека приспособится к обществу и соответствовать установленным в нем критериям нормального общепринятого поведения. Другими словами, можно сказать, что конформизм – это ситуация, когда один конкретный человек старается походить на остальных, действовать как они, разделять их взгляды и убеждения, поддерживать сложившуюся и систему устоявшихся правил поведения.

Почему люди подвержены конформизму.

Подобная тяга к сопричастности и единения с группой присуща практически всем социальным животным, включая людей. По сути, это естественный процесс, так как, все хотят ощущать себя частью чего-то большого и важного. Согласно исследованиям, желание соответствовать группе является либо врожденным, либо развивается в очень раннем возрасте. Так, к примеру, наблюдения показали, что даже дети до двух лет, способны скрывать свои индивидуальные навыки, чтобы лучше вписаться в группу сверстников. В большинстве случаев акты подобной мимикрии происходят бессознательно. Особенно хорошо это заметно, когда в группе сверстников, индивидуумы начинают неосознанно копировать язык тела или фигуры речи, распространенные у большинства.

Помимо биологической предрасположенности людей к конформизму, существуют и более практические социальные факторы подталкивающие или принуждающие человека соответствовать группе. Так, это может быть:

  • Социальное давление. Человек вынужден подстраиваться под общество, даже несмотря на внутренние разногласия. Довольно часто это происходит, когда человек мотивирован получением определенных выгод или когда старается избежать негативных последствий за свою «уникальность».
  • Стремление к социализации. В данном случае человек старается соответствовать тем людям, с которыми он хочет установить хорошие отношения. Само собой, что без соответствия их ожиданиям подобная ситуация невозможна.

Что такое НОНКОНФОРМИЗМ – простыми словами.

Нонконформизм – это стремление человека сохранить и отстаивать свою индивидуальность, не придерживаясь установленных в обществе правил и норм. В большинстве случаев, нонкоформисты более открытые и уверенные в себе люди, не боящиеся нарушать правила и не требующие одобрения со стороны окружающих. Именно такие люди являются настоящими двигателями прогресса, так как они постоянно находятся в поисках различных альтернатив отличных от установленных в обществе.

ВВЕДЕНИЕ 3

    Конформизм. Понятия и определения.

      Конформизм и его природа 5

      Конформизм как мера к социализации 7

      Автоматизирующий конформизм 9

    Роль конформизма.

      Виды и группы. Личность в коллективе 10

      Влияние конформизма на половые и возрастные характеристики 12

      Роль конформизма в управлении коллективом 13

      Условия возникновения конформизма 16

      Конформизм и нонконформизм 18

    Главные черты конформизма.

      Первые исследования конформизма С.Аш 20

      Эксперименты М. Шерифа 22

      Характерные черты конформистов 23

      Три причины конформного поведения 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

ВВЕДЕНИЕ

О том, что люди существа стадные, уже доказанный факт. Существуют, конечно же, исключения, но они всегда лишь подчеркивают правила. Человек существует в социуме, подчиняется ему и во всем ориентируется на социум. Каждому человеку важно мнение окружающих относительно его поступков, слов, мыслей, внешнего вида, кому-то в большей, а кому-то в меньшей степени.

Человек живет и развивается в системе отношений с Окружающим миром. Система включает в себя: отношение людей к природе, к предметному миру (духовным и материальным ценностям), отношения людей друг к другу. Активная деятельность людей, объединяющая их в общность, становится духовной основой коллектива, его движущей силой.

Положение личности в коллективе зависит от ее индивидуального социального опыта, который определяет характер ее суждений, норм поведений и т. д. Опыт может соответствовать и не соответствовать суждениям, формам поведения личности. То, как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива.

Бывает, человек меняет поведение, если того требует общество. Бывает, человек, изначально не согласный с мнением других, изменяет свое убеждение и принимает чужую точку зрения. Или наоборот, высказав свое мнение, уже от него не отступит, даже если другие считают иначе.

Такое поведение объясняется способностью к конформизму (Конформизм – изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение).

Явление конформизма связано с группой. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы – он получает поддержку и одобрение. Если же получается наоборот, он идет против течения, т.е. в отношении какой-либо темы он имеет свою точку зрения, которую пытается высказать и отстоять, то встречает недовольство, отвержение, ненависть со стороны членов группы. Таких людей называют нонконформистами. По большей части они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе – то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения. Нонконформист предлагает новые идеи, идет нехоженой тропой. Подобный образ мыслей нечасто приносит популярности. Сначала его не воспринимают, или даже считают идиотом, но через некоторое время люди принимают новые решения и спокойно пользуются всеми благами цивилизации. Так устроен мир: сначала ненависть, насмешки, негодование, потом любопытство, а следом - бурный восторг и почитание. Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое, человеку «проще» приспособиться,чем придумывать и делать что то новое.

«Иногда несгибаемая позиция - результат паралича» (Станислав Ежи Лец).

    Конформизм и его природа.

Слово "Конформизм" в обыденной речи означает приспособленчество или, более точно - соответствие некоему признанному или требуемому стандарту. Противоположным понятием является независимость, самостоятельность человека, который сам вырабатывает определенное мнение и отстаивает его перед другими.

Конформность как социально-психологическое явление необходимо отличать от некоторых других, внешне похожих явлений. Так, единообразие общественных верований, ценностей и привычек может объясняться разными причинами и вовсе не обязательно связано с социальным давлением. Понятие конформизма применимо только к определенному способу разрешения конфликта между индивидом и группой, мерой конформности является степень подчинения индивида групповым стандартам и требованиям.

Это подчинение может быть только внешним: индивид не меняет своих взглядов, но не высказывает своих разногласий вслух, делая вид, что принимает позицию группы (лицемерие). В этом случае как только давление прекращается или как только индивид выходит из-под контроля соответствующей группы, он снова действует в соответствии со своей личной установкой. Гораздо сложнее и глубже "внутренняя" конформность, когда человек под давлением группы меняет свое первоначальное мнение, усваивая мнение большинства.

Чем определяется степень конформности и какую социальную функцию она выполняет? Прежде всего, степень конформности зависит от характера соответствующей ситуации, как объективной, так и субъективной. Люди не делятся на конформистов и независимых по природе, и реакция каждого человека на групповое давление будет различной в зависимости от конкретных условий. Так, имеют значение состав и структура группы, значимость (авторитетность) группы для индивида и его собственное положение в группе, значимость обсуждаемых вопросов, насколько они затрагивают непосредственные интересы испытуемого и насколько он к ним подготовлен, степень авторитетности участников взаимоотношения и т.д.

Расхождение с авторитетным коллективом, принадлежность к которому существенна для ролевой структуры личности, неизбежно затрагивает и ее ценностные ориентации, и ее самоуважение. Личность не есть простая функция частной социальной роли или ситуации, в каждом нашем поступке аккумулирован весь наш осознанный и неосознанный жизненный опыт. Человек, воспитанный преимущественно в духе беспрекословного подчинения дисциплине, обнаружит меньшую склонность к независимости, чем тот, в ком с детства воспитывали привычку к инициативе и самостоятельности. И дисциплина, и самостоятельность - это социальные ценности, и их соотношение в том или ином обществе зависит не столько отличных качеств индивидов, сколько от типов общественных отношений.

В сфере межличностных отношений для конформистов типична повышенная озабоченность мнением о них других людей. В своих отношениях с людьми они обнаруживают большую пассивность, внушаемость, зависимость от других. В то же время их отношения к другим людям характеризуются недоверчивостью и настороженностью, а способность правильно судить другого человека ниже, чем у независимого субъекта.

    Конформизм как мера к социализации.

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В /95/ какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда, соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать ее. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определенные образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

Например, обще известно, что для типичного японца мера к социализации одна из важнейших черт его индивидуальности. Стремление жить и действовать так, как того требует социум в котором он существует и работает - само по себе мощнейший стимул конформизма. Одна из основных идей поведения японца - не делать ничего того, что может нанести вред окружающим людям. И понятно, что в этих условиях жесткое проявление индивидуальности, явно неконформого поведения может просто разрушить атмосферу и сложившуюся структуру жизни японцев. Все это поддерживается и доведенным в Японии до предела почитанием старших и начальников: в этих условиях именно руководитель задает некоторые стереотипы поведения, которым подчиненные должны строго следовать. Также фактором, который безусловно должно стать понимание японцами огромной ценности честного и добросовестного труда. Действительно, поскольку культура нации с детства воспитывает в японцах именно такое отношение к работе, то существенный парадокс заключается в том, что мотивацию в большинстве случаев не надо использовать для стимулирования лучшей работы. Иными словами, главная евро-американская модель мотивации: показать хороший образец лучшего работника, которому должны следовать другие в Японии имеет не столько стимулирующий эффект, сколько явно негативное воздействие на коллектив. Японец с детства убежден, что нет плохих работников, а есть плохо найденные для них места работы.

    Автоматизирующий конформизм.

С помощью механизмов "бегства" индивид преодолевает чувство своей ничтожности по сравнению с подавляюще мощным внешним миром за счет отказа от собственной целостности. Другие механизмы состоят в полном отрешении от мира, при котором мир утрачивает свои угрожающие черты, либо в психологическом самовозвеличении до такой степени, что мир, окружающий человека, становится мал в сравнении с ним.

Автоматизирующий конформизм заключается в том, что индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным "я" и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

У нас могут быть мысли, чувства, желания и даже ощущения, которые мы субъективно воспринимаем как наши собственные, хотя на самом деле это не так. Мы действительно испытываем эти чувства, ощущения и т.д., но они навязаны нам со стороны, по существу, нам чужды и могут не иметь ничего общего с тем, что мы думаем и чувствуем на самом деле.

Большинство людей убеждено, что если их не принуждает открыто какая-либо внешняя сила, то их решения - это их собственные решения, и если они чего-то хотят, то это их собственные желания. Такое представление о себе - одна из величайших наших иллюзий.

Замещение, подмена подлинных актов мышления, чувства и желания в конечном счете ведут к подмене подлинной личности псевдоличностью. Утрата собственной личности и ее замещение псевдоличностью ставят индивида в крайне неустойчивое положение. Превратившись в отражение чужих ожиданий, он в значительной степени теряет самого себя, а вместе с тем и уверенность в себе. Чтобы преодолеть панику, к которой приводит эта потеря собственного "я", он вынужден приспосабливаться дальше, добывать себе "я" из непрерывного признания и одобрения других людей.

Роботизация индивида в современном обществе усугубила беспомощность и неуверенность среднего человека. Поэтому он готов подчиниться новой власти, предлагающей ему уверенность и избавление от сомнений.

    Виды и группы. Личность в коллективе.

Традиционно выделяют 2 вида конформизма:

Внешний конформизм – подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее членом. Угроза наказания вызывает лишь внешнее согласие с группой, реальная позиция остается неизменной.

Внутренний конформизм проявляется:

1) бездумное принятие мнения группы (отличного от позиции индивида) на том основании, что «большинство всегда право»;

2) принятие мнения группы путем осознания правильности данной позиции.

Современное общество подразделяется на две группы: конформистов и нонконформистов. Либо ты подстраиваешься и подгоняешь свои нормы под нормы общества, либо ставишь себя вне его, заявляя о своем несогласии с ним по ряду вопросов; третьего не дано, утверждают эти теоретики. Либо ты конформист, либо бунтарь. Конформное поведение объявляется правовым, а нонконформное противоправовым, отклоняющимся от традиционно принятых в том или ином обществе правил поведения. При этом конформизм как социальное явление глубоко «сидит» в личности каждого человека и предопределяется пластичностью его психики, гибкостью мышления, механизмами социализации, воспитания и обучения.

Наиболее благоприятно складываются отношения там, где коллектив достиг высокого уровня развития, где развита форма самоуправления. Распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:

1) личность подчиняется коллективу (конформизм);

2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

В 1-й модели личность подчиняется требованиям коллектива добровольно, уступает коллективу как превосходящей силе, подчиняется коллективу лишь внешне, формально. Коллектив подчиняет личность нормами и традициями своей жизни. Во 2-й линии поведения возможны два пути развития событий:

1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива;

2) личность открыто сопротивляется. Распространенный мотив приспособления личности к коллективу - стремление избежать конфликта. Более редкое явление - открытая сопротивляемость личности коллективным требованиям, чаще коллектив «ломает» личность.

Гармония личности и коллектива - это идеал взаимоотношений. Чаще это немногие ребята, которые уживаются в любом коллективе и которые оказались в хороших, высоконравственных коллективах. Типичная модель отношений - существование. Коллектив и личность существуют, соблюдая лишь формальнее отношения. Некоторые личности не могут проявлять свою индивидуальность. Отношения становятся более благоприятными, если личности удается раскрыть, проявить свою индивидуальность, удовлетворяющую их позицию в коллективе.

3-я модель взаимоотношений - личность подчиняет себе коллектив. Под влиянием яркой личности может измениться коллектив как в лучшую, так и в худшую сторону.

Подчинение личности мнению и давлению группы может быть внешним или внутренним. При внешней конформности индивид возвращается к своему первоначальному мнению после того, как снимается групповое давление. При внутренней конформности индивид сохраняет мнение группы (оно продолжает быть для него источником ориентации и руководства) и после того, как группа перестает оказывать на него давление. Вот эта внутренняя «конформность», в которой отсутствует конфликт между внутренней позицией индивида и внешним давлением, может быть обозначена как внутригрупповая внушаемость. Ее психологические механизмы отличаются от механизмов конформного поведения.

Таким образом, при конформном поведении и при проявлении внутригрупповой внушаемости, несмотря на внешнее сходство (и в том и в другом случае индивид поддается мнению группы), психология имеет дело с двумя различными по своей внутренней сущности явлениями.

Если при конформном поведении личность, боясь оказаться в изоляции, сознательно идет за мнением коллектива, чтобы приспособиться, извлечь личную выгоду, то при внушенном поведении происходит саморегулирование деятельности личности под влиянием неосознанной, некритически воспринятой позиции и мнения группы.

    Влияние конформизма на половые и возрастные характеристики.

Большая часть нашего характера закладывается в нас еще в детстве, в том числе и конформизм. Маленький ребенок не может противопоставить себя внешнему миру, так как он слишком мал и слишком зависит от родителей, поэтому чтобы научиться даже элементарным вещам, вынужден подражать окружающим. Осознание себя как личности происходит постепенно и возникает желание совершать поступки, которые отличаются от действий родных, друзей, знакомых. Если в такой важный момент жизни родители поддерживают свое дитя в стремлении быть самостоятельным, у него развивается чувство собственного достоинства и уверенности в себе. А если наоборот, родители препятствуют подобного рода проявлениям, и пытаются сделать из малыша тихого, «воспитанного», подчиняющегося беспрекословно маме и папе, воспитателям и учителям, то из него вырастает законченный конформист. Особенно ярко такое качество проявляется у подростков, они стремятся сбиваться в стаю и выпадение из коллектива перерастает в трагедию. Впоследствии, становясь взрослее, свой конформизм люди объясняют не желанием выглядеть глупо в глазах окружающих, и сохранить свое лицо.

Прежде всего на конформизм влияют характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне, причем у женщин конформизм выше, чем у мужчин, но, впрочем, не всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны.

Проведенные исследователями эксперименты показали, что женщины в среднем чуть более конформны, чем мужчины.

Но не следует полагать, что женщины «конформистки». Если слово «конформизм» звучит негативно, то только потому, что ярлык «конформист» не просто описывает, но и оценивает поведение. Можно назвать данную характеристику «открытостью» или «ориентированностью на других», тогда она будет вызывать позитивные ассоциации.

Женщины несколько более эмпатичны и социально восприимчивы, чуть более гибки, чем мужчины, больше заботятся о межличностных отношениях и проявляют больше ответственности и открытости по отношению к социальным обстоятельствам.

Такое определение носит совершенно иной смысл утверждения о женском конформизме.

К тому же, различие между мужчинами и женщинами по степени конформизма могут быть результатом различия их социальных ролей и статуса. Мужчина всегда стремиться занять более высокое положение в обществе, получить широкие полномочия. Поэтому чаще можно наблюдать, как мужчина оказывает влияние, а женщина подчиняется.

Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, высокий уровень конформности у участников оркестра (70 %), у них проявляется внешний конформизм. Все участники группы должны быть под предводительством дирижера, подчиняться ему, слушать его указания, внимательно следить за действиями, быть единым целым. Но к примеру в аримии конформизм вообще не оспорим, по его законам живут все солдаты, подчиняясь приказам старшего по званию. Если же рассматриваем творческий коллектив, то в его кругу правила конформизма встречаются реже, от каждого требуется что то новое, новаторское. Творческие люди всегда и во всем ищут вдохновение, им разрешено отклонение от норм принятых в обществе, от них ждут новые идеи, образы и т.д. это не просто их работа, это часть их жизни.

    Роль конформизма в управлении коллективом.

Степень конформизма индивида зависит от ряда обстоятельств:

1) от характера межличностных отношений (как дружеских, так и конфликтных);

2) от необходимости и возможности принимать самостоятельные решения;

3) от размера самого коллектива (чем он меньше, тем сильнее конформизм);

4) от наличия сплоченности группы, оказывающей влияние на остальных членов коллектива;

5) от статуса человека в группе (чем выше статус, тем меньше проявление конформизма).

Конформизм также обладает следующими положительными чертами:

1) формирует коллектив, который объединен общими идеями и целями;

2) превращает трудовой коллектив в единый механизм;

3) сокращает период адаптации человека в коллективе;

4) облегчает организацию совместной деятельности людей;

5) позволяет разработать определенные шаблоны действий в стандартных ситуациях и предвидеть возникновение нестандартных;

6) способствует возникновению легкости выхода из кризисных ситуаций.

Самый яркий пример, где происходит конформизм это группа людей. (Группа - ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (например совместной деятельности, идентичности обстоятельств). По определению Марвина Шоу, «группа - это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».

К критериям, характеризующим группу, относятся:

Относительно стабильный состав участников;

Устойчивое и предсказуемое взаимодействие;

Осознаваемые или признаваемые единство ситуации или общность цели;

Локализованность во времени или пространстве;

Организованность - управляемость и способность к самоуправлению;

Сплоченность - степень интеграции в группе каждого из членов;

Микроклимат - комфортность для всех участников;

Иерархичность - наличие лидера;

Референтность - разделение членами группы групповых норм;

Волевая активность - устойчивость, целеустремленность, настойчивость, энергичность;

Интеллектуальная активность - рациональность отношений в группе, ее продуктивность;

Эмоциональная активность - взаимные симпатии и антипатии.

Групповые нормы - это совокупность правил и требований, которые вырабатываются группой; определенные стандарты, которые соблюдаются членами группы. Нормы позволяют группе соотносить поведение каждого отдельного участника с выработанными эталонами поведения и осуществлять эффективное воздействие на отдельную личность в случае отклонения ее поведения от принятого в группе. Нормы выполняют функцию социального контроля за деятельностью личности, способствуют устойчивости и стабильности существования группы. Конформизм представляет собой податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, которое проявляется в изменении установок и поведения личности в соответствии с неразделяемой ранее позицией большинства. Внутренний конформизм характеризуется действительным преобразованием индивидуальных внутренних установок личности в результате принятия позиции большинства, которая оценивается как более обоснованная. Внешний конформизм - демонстративное подчинение личности мнению группы с целью избежать наказание, порицание или внутренний дискомфорт.

Конформизм членов группы формируется под воздействием сложившихся норм поведения. К ним относятся какие-либо неписаные правила о том, что и как следует делать (или не делать). Отношение различных людей к конформизму далеко не одинаково. Некоторые принимают нормы поведения безоговорочно и стремятся их исполнять, другие же исполняют их только ради сохранения расположения коллектива. Третьи вообще принимают их на внутреннем уровне, наследуют им внешне и т.д. В любом коллективе существует система социального контроля, которая в целом поддерживает конформизм на необходимом уровне. Сюда можно включить такие меры воздействия, как убеждение, предписание, запрещение, признание заслуг и т.д. Благодаря данным мерам поведение сотрудников приводится в соответствие с организационной культурой, стандартами работы, должностными инструкциями и целями организации.

Влияет и размер группы. Вначале предполагали, что увеличение размера группы приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность увеличивается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3-5-7 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга, т. е. на конформность действует прежде всего количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется групповому давлению.

С точки зрения информационного подхода (Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

    Условия возникновения конформизма.

Выделяют несколько условий возникновения конформизма:

    степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;

    тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой;

    численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;

    состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;

    ловушка «группомыслия» среди людей;

    сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;

    наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;

    публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте между социальной информацией разного порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы – с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодостаточностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился; то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь демонстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами. Первый вариант получил название рационального конформизма, второй – мотивационного.

С. Эш определял конформизм как "отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений". Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению.

    Конформизм и нонконформизм.

Интуитивно, конформизму часто противопоставляется реакция нонконформизма, или негативизма, однако при более детальном разборе между этими видами поведения обнаруживается очень много общего. Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «Нет». Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе.

Отмечается так же, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ.

Нонконформизм - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. Вне зависимости от того, что подобное поведение многими исследователями оценивается как принципиально несхожее с конформным, в психологически сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его подчинения большинству. Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия. Так как не сама личность принимает решение в ситуации неопределенности, ее реакция на групповое давление все равно является зависимой, несмотря на то, осуществляется активность в логике "да" или в логике "нет". Таким образом, термин "нонконформизм", будучи, по сути дела, синонимом термина "негативизм", в сущностно психологическом плане не выступает в качестве антонима понятия "конформизм", а характеризует психологическую реальность, описываемую в социальной психологии в качестве нонконформизма и конформизма, которая является содержательно противоположной тому, что оценивается как проявление социально-психологического феномена самоопределения личности в группе.

Уже в 1955 году было показано, что нонконформист-одиночка способен успешнее сопротивляться давлению группы, если он:

Обладает достаточным умом и творческими способностями;

Проявляет терпимость;

Верит в себя и устойчив к стрессу.

Если же в качестве нонконформиста выступает группа людей, то она имеет шансы склонить большинство на свою сторону. Пример - классический "сине-зеленый" эксперимент (Московичи, 1969).

Испытуемый в присутствии 5 человек должен определить цвет диапозитива не экране. На самом деле все диапозитивы синие, но в группе присутствуют 2 подставных лица (активное меньшинство), которые постоянно называют все диапозитивы зелеными. Открытого давления на испытуемого не оказывается. Результаты: 8% ответов - "зеленый". Дальше эти же люди проходили тест на цветоразличение в непрерывном спектре. Результаты:

Те, кто контактировал с "подставными", чаще идентифицировали цвета как зеленые;

Из них наиболее часто идентифицировали цвет как зеленый те, кто наиболее сильно сопротивлялся влиянию "подставных" на предыдущем эксперименте.

Подведем итоги. Каковы же возможности меньшинства влиять на ситуацию?

Меньшинство способно изменить не только внешние суждения представителей большинства, но, что гораздо важнее, и их внутренние убеждения (а прежде это считалось прерогативой только большинства). Для этого меньшинство должно иметь соответствующий стиль поведения:

Твердо стоять на ней, но так, чтоб то невозможно было истолковать как упрямство;

Проявить волю к действию;

Активно избегать раскола своего единства.

Кроме того, сама идея меньшинства должна быть достаточно самобытна, но в то же время должна соответствовать "духу времени".

    Первые исследования конформизма С.Аш.

Пионером в области изучения конформизма как психологического и социального явления стал еще в начале 50-х годов американский психолог Соломон Аш (1907-1996). Его знаменитый психологический эксперимент явился позже отправной точкой в изучении данного явления.

В 1956 году Соломон Аш применил термин "конформизм" и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым.

На первый взгляд в содержании эксперимента не было ничего сложного: обычные действия, связанные с операциями по сравнению. Участникам предлагалось сравнить длину трех отрезков и выбрать тот, который по длине совпадал с эталонным. На начальной стадии эксперимента каждый испытуемый отвечал на вопросы экспериментатора в одиночку, при этом все участники с заданием справились успешно. Во второй части испытуемого приглашали выполнить такое же задание, однако уже не в одиночку, а в присутствии группы в целом, участники которой отвечали на вопрос поочередно.

Хитрость состояла в том, что все участники эксперимента, кроме одного, являлись подсадными утками, получившими специальную инструкцию от экспериментатора отвечать неправильно. Ничего не подозревавший испытуемый пришел в замешательство, когда услышал, что поочередно опрашиваемые другие участники уверенно давали один и тот же неправильный ответ. Испытывая на себе силу давления группы, из 123 опрошенных в эксперименте, более одной трети (37 процентов) дали, хотя и не без некоторых колебаний, ошибочные ответы, продемонстрировав тем самым конформное поведение.

Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм.

Как позже прокомментировал эксперимент сам С. Аш, «то, что довольно интеллигентные и добросовестные молодые люди были готовы назвать белое черным, является тревожным обстоятельством. Это поднимает ряд вопросов о наших методах образования и о ценностях, определяющих наше поведение».

С. Аш определял конформизм как «отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении к давлению группы он разделил четыре типа поведения:

внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;

внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспосабливающегося к группе человека;

негативизм – человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;

нонконформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

    Эксперименты М. Шерифа.

Первое из этих трех исследований - своеобразное связующее звено между идеей о способности культуры создавать и поддерживать принудительные нормы конформностью. Музафера Шерифа заинтересовала принципиальная возможность экспериментального изучения такой проблемы, как формирование социальных норм. Подобно биологам, ищущим способ сначала выделить вирус, а уж потом начать изучать его, Шериф хотел, прежде чем экспериментировать с таким социальным феноменом, как возникновение норм, «получить его в чистом виде».

«Почему тебе хочется зевать, когда рядом с тобой кто-то зевает? Роберт Бёртон»

Представьте себе, что вы - участник одного из экспериментов Шерифа. Вы сидите в темной комнате, и в 4,5 метрах от вас появляется святящаяся точка. Сначала решительно ничего не происходит. Затем она передвигается в течение нескольких секунд, после чего исчезает. А вам нужно ответить на вопрос, на какое расстояние она сместилась. В комнате темно, и у вас нет никакой «точки отсчета», которая помогла бы вам определить его. И вы начинаете гадать: «Может быть, сантиметров на 15». Экспериментатор повторяет процедуру, и на этот раз на тот же самый вопрос вы отвечаете по-другому: «25 сантиметров». Все ваши последующие ответы колеблются вокруг цифры «20».

На следующий день, вернувшись в лабораторию, вы оказываетесь в обществе еще двух испытуемых, которые накануне, как и вы, наблюдали за светящейся точкой поодиночке. Когда заканчивается первая процедура, ваши товарищи предлагают свои ответы, исходя из уже имеющегося у них опыта. «2,5 сантиметра», - говорит первый. «5 сантиметров», - говорит второй. Несколько растерявшись, вы тем не менее говорите: «15 сантиметров». Если процедура будет повторяться в том же составе и в течение этого дня, и в течение двух последующих дней, изменится ли ваш ответ? Ответы участников эксперимента Шерифа, студентов Колумбийского университета, изменились весьма существенно. Обычно некая групповая норма не соответствует действительности. Почему? Потому что световая точка вообще не двигалась! Эксперименты Шерифа были основаны на иллюзии восприятия, известной под названием «автокинетическое движение». Этот метод был использован Шерифом и его помощниками для того, чтобы понять, насколько люди внушаемы.

11.Характерные черты конформистов.

С помощью практических исследований и тестов было выявлено следующее:

В сфере познавательных функций конформисты обнаруживают менее развитый интеллект, чем независимые; для них характерна негибкость мыслительных процессов и бедность идей.

В сфере мотивации и эмоциональных функций конформисты обнаруживают меньшую силу характера, меньшую способность владеть собой в напряженных условиях; для них характерна большая эмоциональная скованность, подавленные импульсы, склонность к беспокойству.

В сфере самосознания конформисты склонны к явно выраженным чувствам личной неполноценности и неудачи. Им не хватает веры в себя. Их представление о самих себе более поверхностно и менее реалистично, чем у независимых.

В сфере межличных отношений для конформистов типична повышенная озабоченность мнением о них других людей. В своих отношениях с людьми они обнаруживают большую пассивность, внушаемость, зависимость от других. В то же время их отношения к другим людям характеризуются недоверчивостью и настороженностью, а способность правильно судить другого человека ниже, чем у независимого субъекта.

Личные установки и ценности конформиста характеризуются большей обыденностью, тяготением к морализованию, нетерпимостью ко всему, что кажется ему "отклонением от нормы".

Таким образом, высокая степень конформизма оказывается связанной с общим догматизмом, авторитарностью, стереотипностью мышления.

Однако ни догматизм мышления, ни склонность к конформизму не являются прирожденными свойствами личности. Они формируются в процессе воспитания и социального общения.

Степень выраженности конформизма различна в разных культурах. В американской и европейской культуре поощряется индивидуализм: «Ты сам отвечаешь за себя. Следуй своим собственным желаниям». В азиатской культуре поощряется коллективизм: «Твоя семья отвечает за всех ее членов. Действия одного означают позор или славу для всех». Люди в индивидуалистских странах менее восприимчивы к влиянию других, чем жители коллективистских стран.

12. Три причины конформного поведения.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения.

Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения.

Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание.

В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конформизм проявляется в форме уступчивости и в форме одобрения. Уступчивость - это внешнее следование требованиям группы при внутреннем неприятии их. Одобрение - это сочетание поведения, соответствующего социальному давлению, и внутреннего согласия с требованиями последнего.

О том, как психологи изучали конформизм и насколько конформными могут быть люди, мы узнаем из ставших ныне классическими исследований Шерифа, Аша. Музафер Шериф изучал влияние суждений окружающих на мнение испытуемых о том, насколько «сместилась» якобы движущаяся светящаяся точка. В ходе экспериментов формировались нормативные «правильные» ответы, которые сохранялись в течение длительного времени и переходили от одного «поколения» испытуемых к другому. Подобная внушаемость в условиях лабораторного эксперимента соответствует внушаемости, наблюдаемой в реальной жизни.

Экспериментальное изучение конформизма позволило ученым выявить условия, при которых он проявляется, включая и особо благоприятствующие ему обстоятельства. Так, конформизм зависит от особенностей группы: в наибольшей мере он проявляется в присутствии трех или более человек, единодушных в своих суждениях и имеющих высокий социальный статус. Аналогичное влияние на конформизм оказывает и необходимость давать ответы публично (в присутствии группы), а также в тех случаях, когда человек еще не успел предать огласке свое мнение.

Окончательных ответов на вопрос «Кто проявляет конформизм?» не так уж много. Результаты тестирования с использованием ряда личностных тестов не дают возможности прогнозировать конкретные акты проявления конформизма, но больше подходят для прогноза склонности к нему (и другим формам социального поведения) в повседневной жизни. Влияние личностных качеств на конформизм сильнее проявляется в «слабых» ситуациях, в которых социальные силы не настолько велики, чтобы «перебить» индивидуальные различия. Хотя предрасположенность к конформизму и подчинению - универсальное качество, присущее всем людям без исключения, восприимчивость к социальному влиянию у представителей разных культур различна.

Повышенное внимание социальных психологов к силе социального давления должно дополняться не менее пристальным вниманием к силе личности. Мы не марионетки. Когда социальное давление становится чрезмерным, в людях нередко пробуждается потребность в реактивном сопротивлении, и они начинают противодействовать принуждению, чтобы сохранить присущий им дух свободы. Если подобную потребность в реактивном сопротивлении испытывают одновременно все члены какой-либо группы, результатом может стать бунт.

Мы не чувствуем себя комфортно, когда сильно отличаемся от окружающих, но нам не хочется и быть «как все». Поэтому мы ведем себя так, чтобы сохранить ощущение уникальности своей личности. Будучи членом какой-либо группы, мы острее всего осознаем свое отличие от окружающих.

Быть членом общества и оставаться индивидуальностью? Я думаю, что этот вопрос задает себе каждый человек в своей жизни. Делай то, что считаешь нужным. Подвергай сомнению слова авторитетов. Если ты этого хочешь, делай. Думай о своем удовольствии. Не будь конформистом. Принимай самого себя. Не изменяй себе. Это твой долг по отношению к самому себе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов-на-Дону, 1998. – 448 с.

    Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М., 1990. – 367 с.

    Горбунова М.Ю. Социальная психология/ М.Ю. Горбунова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 223с.

    конформизму

    Лозунги, и т.п.). Вообще, нонконформизм обыкновенно свойствен молодежи, еще... проходит с возрастом. Обращаясь к нонконформизму , личность пытается самоутвердиться. В противостоянии... официальной культуры, кроме конформизма и нонконформизма , существует еще один...

Наша жизнь тесно связана с обществом, его нормами, законами, традициями. И человек не просто социальное существо, как, например, волки или собаки. Он настолько сильно зависит от влияния своих сородичей, что вне социума ребенок не сможет даже стать полноценной . Все человеческие формы поведения – это результат усвоения нами социального опыта, поэтому важную роль играет способность человека подчиняться влиянию социума, или .

Но, с другой стороны, для нас очень важна самоидентификация, сохранение внутренней свободы и своей уникальной личности. Поэтому наряду с конформизмом существует и противоположное социально-психологическое явление – нонконформизм.

Несмотря на то, что слово «конформизм» носит ярко выраженный негативный оттенок, явление это вполне обосновано с точки зрения существования общества. Для собственной безопасности и благополучия человек должен быть частью социума и подстраиваться под его требования, адаптироваться к общепринятым нормам и формальным законам, нравятся они ему или нет.

Но тем не менее всегда находятся несогласные, нонконформисты, которые активно, а нередко и демонстративно сопротивляются влиянию общества. Нонконформизм – это не просто защита своих прав и свобод, а стремление поступать «от противного», всем своим поведением доказывая, что окружающие люди неправы, законы – зло, власть – продажная, традиции – глупость, а дважды два не всегда четыре. Убедить нонконформиста в его неправоте невозможно, так как главный его принцип: все, что бы вы ни говорили, неправильно, лживо и абсурдно.

Иногда его точка зрения бывает верна и даже конструктивна, и он единственный оказывается правым среди многих ошибающихся. Бывает, что общество настолько погрязло в консерватизме, что любое его отрицание – благо. Но происходит это не от стремления нонконформиста к правде, а как бы само по себе. Особенность нонконформиста в том, что он никогда ничего не стремится создавать, он нацелен исключительно на разрушение, на отрицание.

Такие люди кажутся прямой противоположностью конформистов, но это не так. Их объединяет зависимость от общественного мнения. Только конформист безоговорочно соглашается с ним, а нонконформист так же безоговорочно отвергает.

Причины нонконформизма

Любой социум имеет разнородную структуру, поэтому в нем всегда найдутся люди, стремящиеся оказать влияние на более слабых, податливых, конформных личностей. Главная цель таких доминантов – подчинить других членов группы, занять более .

А вот сопротивляющиеся любому влиянию нонконформисты, казалось бы, к этому совсем не стремятся, они вообще предпочитают держаться особняком, презирая социальные нормы, запреты и часто демонстративно игнорируя любые совместные групповые действия. Но, как это ни покажется на первый взгляд странным, поведением этих двух групп управляют схожие психологические механизмы.

Основная причина, которая побуждает одних людей оказывать влияние на других – это стремление самоутвердиться, желание доказать свое право на принятие социально значимых решений. То же стремление к самоутверждению движет и нонконформистами.

Сохранение своей индивидуальности, уникальных личностных черт важно для каждого человека, поэтому нонконформизм в определенной степени присущ практически всем людям. Но некоторые члены общества настолько боятся раствориться в социуме, потеряться в толпе, что в противостоянии социальному влиянию занимают крайнюю позицию, нередко объявляя настоящую войну традициям и общепринятым нормам.

Нельзя считать примером нонконформизма , такие как хиппи, готы, эмо и другие. Они, конечно, противостоят нормам «взрослого» общества, но в то же время их члены очень зависимы от влияния субкультуры и конформны. А нонконформист – это всегда одиночка. Примером такого человека может служить нигилист Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои», – эти слова Базарова – кредо нонконформизма.

Личностные качества нонконформистов

Нонконформизм как свойство личности может иметь разную степень выраженности. Конечно, людей с такой индивидуальной особенностью меньше, чем конформных, иначе общество попросту бы развалилось, но отрицание какого-то одного аспекта социальной действительности не редкость. Например, в обществе книголюбов принято ругать детективы Д. Донцовой, а кто-то с пеной у рта может доказывать, что это лучший образец современной литературы. Любитель классической музыки среди рэперов, отличник в классе с невысокой успеваемостью, ученый, опровергающий общепринятые догмы – все это нонконформисты.

Несмотря на разные проявления негативизма, всех нонконформистов объединяет ряд общих психологических свойств и качеств:

  • высокий (а иногда и неоправданно завышенный) уровень ;
  • ригидность (от лат. rigidus – неподатливость) – устойчивость к любому влиянию и действию внешних обстоятельств, в том числе к принятию новых знаний, оценок, установок;
  • самоуверенность, позволяющая игнорировать мнение окружающих;
  • стремление противопоставить себя обществу, часто проявляющееся демонстративно;
  • желание доказать свою уникальность, оригинальность, не быть «как все»;
  • потребность в самоутверждении.

Как правило, нонконформисты – это сильные личности с , ведь чтобы противостоять обществу, нужно обладать не только упрямством, но и . Как показали исследования, для этой категории людей характерен и склонность к . Среди ученых, писателей, художников, музыкантов нонконформистов больше, чем среди представителей нетворческих профессий.

Нонконформисты – неотъемлемая и нужная часть общества, это те критики, которые способны увидеть ошибки и создать условия для преобразования социальной среды. Именно они двигают вперед науку, развивают искусство и не дают превратиться общественной жизни в социальное болото. Но все же хорошо, что процент нонконформистов в социуме не слишком высок, это обеспечивает его стабильность и устойчивость.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Какую роль играет семья в воспитании ребенка
Как сделать красивый макияж карих
Новогодние шары из бумаги шаблоны для вырезания