Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как делают золотые украшения. На вес золота. Как делают ювелирные украшения. Оборудование индивидуальной мастерской ювелира

Особенности производства ювелирных изделий. Вначале разра-батывается эскиз, создается модель ювелирного изделия. Основ-ные процессы изготовления ювелирных изделий: заготовка мате-риалов, создание формы, отделка, художественная обработка, огранка и закрепление вставок (камней).

Огранку производят на специальных станках. Распространен-ные виды огранки: бриллиантовая, огранка розой, таблицей, сту-пенчатая, кабошоном.

Закрепление камней в изделиях. Место, где на изделиях крепит-ся камень, называется кастой (оправой), каст должен прочноиудерживать камень. Существуют разные способы закрепления камней в изделиях. Закрепки: крапановая, гладкая, гризантная, в обсыпку и др.

Крапановая закрепка наиболее распространена. Камень зак-репляется с помощью лапок (крапанов), которые загибаются и охватывают камень со всех сторон.

Гризантная закрепка — камень закрепляется по окружности ободком металла и отделывается мелкой насечкой — гризантом.

При гладкой закрепке камень крепится в касте или в высвер-ленном гнезде, края которых обжимаются по краям камня.

Технологический цикл на ювелирном предприятии начинается с покупки сырья - драгоценных металлов, ювелирных вставок и вспомогательных материалов.
Покупка слитков производится через банк. При этом кроме договора купли-продажи, приобретение слитков оформляется актом приема-передачи ценностей. Входной контроль качества при приемке слитков обычно не производится, так как банк гарантирует соответствие слитка указанной на нем пробе. К слиткам также прилагается сертификат или паспорт. Ювелирные вставки покупаются у предприятий-производителей или огранщиков. К каждому бриллианту должен прилагаться сертификат качества. Входной контроль ограненных вставок осуществляется путем внешнего осмотра.
Драгоценные металлы и вставки, оформленные в установленном порядке, поступают в производственные цеха.
Технологические операции при производстве ювелирных изделий разделяют на основные и отделочные. К основным относят плавку, литье, штампование, вальцевание, отжиг, волочение, цепевязание, обезжиривание, пайку, промывку и сушку. К отделочным - операции по отделке, которые для каждого вида ювелирных украшений могут быть различны. Например, для цепочек может быть сколотка, размягчение, прессование, алмазная обработка, алмазная огранка, нарезка, конечная сборка (или оконцовка). Для колец - шлифование, полирование, матирование, нанесение защитно-декоративного покрытия, закрепка вставки и т. д.
Плавка - это технологический процесс, при котором слитки металла переводят из твердого состояния в расплав при воздействии соответствующих температур, и при добавлении необходимого количества лигатуры получают сплавы строго установленной пробы. Другими словами, суть процесса в том, чтобы из высокопробного слитка получить слиток установленной пробы, необходимый для производства.
На современном производстве для плавки чаще всего применяют индукционные печи непрерывного литья. В печь загружаются золотые слитки, добавляются в необходимом количестве легирующие добавки (в соответствии с маркой сплава), и происходит нагрев при помощи магнитной индукции, наведенной токами средней и низкой частоты в тигле из чистого графита. В плавильной камере все составляющие перемешиваются наведенным магнитным полем. В конечном итоге получается готовый сплав необходимой пробы, который выходит из плавильной печи в виде прутка или пластины.
Далее осуществляется оперативный контроль качества полученного сплава путем проведения количественного химического анализа на соответствие нормируемого содержания драгоценного металла. Обычно стараются получить положительный ремедиум +1 или +2.
Из химической лаборатории золотой пруток или пластина соответствующей пробы (например, 586-й или 751-й) поступает либо на вальцевание (для получения в дальнейшем цепных, штампованных или филигранных изделий) или на ювелирное литье по выплавляемым моделям.
Литье - это технологический процесс формирования изделия из жидкого расплава в форме. Основным видом ювелирного литья является литье по выплавляемым моделям. При этом способе возможно получить чистоту поверхности 4-го класса. Высокая чистота поверхности достигается в результате принудительного заполнения литейной полости формы жидким металлом под действием вакуумного всасывания или центробежных сил.
Процесс ювелирного литья можно представить состоящим из следующих операций:
1. Изготовление мастер-модели из золота, серебра, латуни, меди или другого твердого металла с температурой плавления выше 300 °С вручную. Мастер-модель должна быть на 10% больше, чем готовое ювелирное изделие, которое должны получить. Это необходимо для того, чтобы учесть усадку резиновой пресс-формы (2-3%), усадку золота (1,25-1,5%) и отходы, образующиеся при опиловке и полировке изделия.
2. Изготовление резиновых пресс-форм. Для получения резиновой пресс-формы необходимы: мастер-модель, формировочная сырая резина, вулканизационный пресс, металлическая опока.
3. Изготовление восковой модели. Расплавленный ювелирный воск с помощью шприца впрыскивают в резиновую пресс-форму.
4. Изготовление восковой елочки. К восковому стояку (литнику) диаметром 5—7 мм электропаяльником под углом 45° припаивают восковые модели.
5. Изготовление литейных форм. Восковую елочку помещают в металлическую опоку и заливают огнеупорной гипсовой смесью. Смесь затвердевает, оставляя снаружи литник.
6. Выплавление воска из опоки происходит при нагревании литейной формы, оставляя пустым ее внутреннюю полость в форме «елочки».
7. Заливка металла в опоку осуществляется принудительно либо методом центробежного литья (вращение формы), либо вакуумным всасыванием.
8. Очистка отливок. Производят вручную с помощью щетки и теплой воды или в ультразвуковой ванне.

9. Разборка готовой отливки. Осуществляется с помощью кусачек.
Вальцевание (прокатка) - операция, заключающаяся в многократном протягивании металла (прутка или пластины) через вращающиеся валки. При этом получаются листы или профилированные изделия различной толщины. Для вальцевания используют прокатный стан. Прокатный стан позволяет получить толщину пластины около 1 мм и проволоку круглого и квадратного сечения, диаметром порядка 1,5 мм.
Уменьшение диаметра прутка изменяет внутреннюю структуру сплава, делая его более хрупким. Поэтому после вальцевания приходится восстанавливать структуру металла и снимать внутренние напряжения. Для этой цели используется отжиг, который должен производиться после каждого изменения диаметра полуфабриката.
Отжиг - процесс нагрева металлического сплава до заданной температуры, выдержка при этой температуре и последующее охлаждение. Проводится для устранения неоднородности кристаллической структуры, снятия внутренних напряжений, образовавшихся в металле в процессе его обработки - штамповка, прокатка (вальцовка). Цель отжига - привести сплав в равновесное состояние. Температура нагрева золота колеблется в пределах 700-750 °С, серебра - 600-650 °С.
Охлаждение производят в выключенной муфельной печи до полного остывания или вне печи при комнатной температуре. Выдержка при отжиге сплавов колеблется от 5 до 20 минут. Отжиг в муфельных печах ведет к окислению сплава, т. е. к частичной потере лигатуры сплава и образованию оксидной пленки, удаление которой требует применения еще одной технологической операции - отбеливания. Для частичной защиты поверхности сплава от окисления в муфельную печь подают защитный газ (диссациированный аммиак).
После отжига пластины направляются на операцию штампования, а пруток - на операцию волочения.
Штампование (штамповка) - процесс обработки материалов давлением в результате пластической деформации заготовки в штампах. При штамповке ювелирных изделий выпрессовывается рисунок, который выгравирован на штамп-форме. Изделия сложных форм штампуются в несколько приемов с промежуточным отжигом. Методом штамповки изготавливают изделия массового производства. Примером может служить изготовление обручальных колец. Широкое применение нашли штамповка и штамповка с вырубкой, например, при изготовлении столовых приборов (вилки, ложки, ручки ножей).
Волочение - это процесс, результатом которого является получение проволоки круглого сечения с определенным (заданным) диаметром (до 0,1 мм). Проволока протягивается через отверстия фильер с равномерным натяжением последовательно от отверстия с большим диаметром к отверстию с меньшим диаметром, не пропуская ни одного; в противном случае значительно снижается качество проволоки, поскольку материал испытывает чрезмерную нагрузку. Фильеры постоянно смазываются эмульсией на основе вазелиновых масел, чтобы предотвратить перегрев проволоки. В результате операции волочения получается проволока строго определенного (заданного) диаметра с неопределенной длиной (в мотке до 100 метров), которая еще раз направляется на отжиг.
Проволоку используют при производстве цепочек, плетеных браслетов, филигранных изделий, а также отделки изделий, получаемых методом литья.
Для получения цепочек и плетеных браслетов проволока направляется в цепевязальный цех на цепевязальные станки, которые позволяют получать изделия различных плетений (якорные, панцирные, кордовые и др.). Цепевязальные автоматы позволяют получать порядка 400-500 звеньев в минуту. В итоге получается цепь неопределенной длины с незапаянными звеньями.
После автоматического цепевязания изделия проходят промывку и обезжиривание и направляются на пайку.
С помощью установки для нанесения припоя, оснащенной двумя барабанами, моток цепочек обрабатывается порошковой смесью, состоящей из металлов, флюса и распыленных антиокислителей. В порошковую смесь входят следующие вещества: цинк, борная кислота, пираборат натрия, фосфор, фосфористая черновая медь, красная медь и, в некоторых случаях, порошок серебра и кадмия. В результате порошок распределяется по всей цепочке и попадает в зазор между звеньями, оставаясь там. Излишек порошка, оставшийся на поверхности звеньев, удаляется на подобной же установке.
Далее цепочка помещается в печь для пайки. Когда цепочка попадает в камеру нагрева печи пайки, плавящая добавка, входящая в состав смеси, загорается, увеличивая температуру на стыке звена на 30-50 °С и производя пайку самого звена. Из-за минимального расстояния зазора (несколько микрон) в звене цепочки, при пайке звенья спаиваются между собой без помощи припоя. В результате получаются цепочки со спаянными звеньями, не требующие дополнительной операции шлифовки, так как на месте спайки звена не образуется окисла.
Ручная пайка цепочек при помощи припоя и паяльника на современных предприятиях практически не используется. Однако процесс пайки используется для крепления отдельных деталей изделия (например, накладок, рантов и т. п.).
Пайка - процесс получения неразъемных соединений с помощью легкоплавких металлических сплавов (припоев). Неразъемное соединение получается в результате смачивания расплавленного припоя, нагретого до пластического состояния с кромками основного металла и последующего охлаждения спая. В ювелирном деле применяют в основном газопламенную пайку. Газовая горелка должна обеспечить температуру нагрева в пределах 1 100 °С. Более высокую температуру плавления (до 1 300 °С) обеспечивает бензиновый паяльный аппарат. Припои, используемые при пайке украшений, маркируются согласно процентному содержанию в них драгоценного металла.
Требования к ювелирным припоям:
1) соответствие пробе изделия;
2) соответствие цвету изделия;
3) температура плавления припоя должна быть не менее, чем на 50 °С ниже температуры плавления сплавляемых металлов.
Припои золотые 750-й пробы:
1. ПЗл75Ср15М7,35Ц - цвет припоя желтый, рабочая температура 840-860 °С.
2. ПЗл75Ср7,5М5,5Пд5Н2Ц - цвет припоя белый, рабочая температура 900-1000 °С.
Припои золотые 585-й пробы:
1. ПЗл58,5Ср 15М22Кд2Ц - цвет припоя белый, рабочая температура 800 °С.
2. ПЗл58,5Ср16М20,5Кд2Ц - цвет припоя красноватый, рабочая температура 780-800 °С.
3. ПЗл58,5Ср26М7,4Пд6Ц - цвет припоя белый, рабочая температура 860-880 °С.
Припои серебряные 700-й пробы: ПСр70М22,4Ц - рабочая температура 720-750 °С.
Для очищения сплавляемых поверхностей от оксидов металлов при пайке применяют флюсы, в качестве которых используют растворы буры и борной кислоты. Самым универсальным флюсом для пайки золотых изделий служит водный раствор буры и борной кислоты в соотношении 1:1.
Отбеливание. После отжига и пайки поверхность изделий необходимо очистить от оксидной пленки (результат отжига) и частиц флюса, образовавшихся при пайке. Процесс удаления оксидной пленки и флюса называется в ювелирном деле отбеливанием. Его проводят в фарфоровых или стеклянных ванночках, так как в состав отбеливающего раствора входит 10-15% серной или соляной кислоты, 5% медного купороса (остальное вода). Температура отбеливания - 60-80 °С, время - от одной до пяти минут.
Необходимо знать, что погружать и вынимать изделие из отбеливающего раствора можно только с помощью кислотостойкого пинцета или ложки, изготовленной из меди.
Скань (филигрань) получается в результате скручивания двух или нескольких проволок, образующих веревочку, которую сплющивают в ленту, по ее краю образуются косые рубчики.
Различают различные техники скани. При накладной скани узор набирается на корпус изделия, а затем припаивается, пространство между проволоками эмалируется цветными эмалями. В результате получают цветочный орнамент или другой рисунок. При ажурной скани основой служит жесткая бумага или картон, на которые наносится рисунок. По рисунку выкладывается сканная проволока в виде завитков, спиралек или орнамента, которая приклеивается к картону нитролаком или столярным клеем. Отдельные части сканной проволоки посыпают порошкообразным припоем и паяют. При пайке бумага и картон выгорают, остается ажурный металлический узор.
Ажурная скань применяется при изготовлении ваз для фруктов, конфетниц, подстаканников, брошей, перстней и браслетов.
Накладная скань используется при отделке изделий из металла (рюмки, стаканы, кубки, миниатюры).
Часто в филигранных изделиях используют элементы зерни.
Зернь - мелкие, гладкие шарики из золота или серебра, которые являются элементом сканного изделия. Помимо этого зернь в одних случаях окаймляет ювелирное изделие, в других располагается на плоскости в виде геометрических фигур (треугольников, ромбов и т. д.). Зернь - незаменимый элемент цветочного орнамента, именно золотые и серебряные шарики образуют рельефные гроздья, плоды и соцветия. Шарики зерни с помощью клея располагают на основе, а затем припаивают.
После основных операций все изделия проходят промывку в УЗ-ваннах и сушку в сушильных барабанах с горячими опилками.
Далее переходят к отделочным операциям. Как упоминалось выше, для различных видов ювелирных изделий виды и характер отделочных операций могут сильно различаться, однако практически все изделия проходят шлифовку и полировку.
Шлифовку применяют для создания ровной поверхности с помощью вращающихся шлифовальных кожаных, войлочных или хлопчатобумажных кругов с использованием наждачных порошков на шлифовальных станках, а также вручную. Поверхность изделия после шлифовки приобретает матовый цвет.
Полировка придает золотым и серебряным изделиям зеркальный блеск с большим коэффициентом отражения. Процесс полировки осуществляют на полировальном станке с использованием полировальных паст и кожаных, войлочных или хлопчатобумажных полировальных кругов, а также вручную.
Гравировка - нанесение на поверхность изделий из металла неглубоких нарезок с помощью резцов (штихелей). Гравировка воспроизводит картины или орнаментный рисунок. Процесс гравировки (так же как и при чеканке) заключается в том, что на металлическое изделие стальной иглой наносится рисунок, который углубляется с помощью штихелей. Штихель состоит из деревянной ручки и стального срезанного резца. Процесс гравировки заключается в снятии стружки металла по контуру рисунка.
Насечка - способ получения узора инкрустацией по металлу. С помощью штихеля в металле делаются углубления, в которые ввиваются (вставляются) пластинки или проволока другого металла для получения орнамента или узора.
Чеканка - нанесение на поверхность изделия рисунка, надписи, узоров ручным способом. Операция заключается в закреплении листовой заготовки на поверхности деревянного ящика, предварительно залитого в горячем состоянии смолой. На листовую заготовку стальной иглой наносят контуры рисунка, а затем, ударяя молотком по чекану (тупое зубило), делают на листовой заготовке возвышения или заглубления. Чеканы изготавливают из более мягкого металла, чем металл листовой заготовки для предотвращения на металле заготовки царапин.
Золочение и серебрение - это покрытие менее стойких металлов более стойкими по отношению к коррозии и механическому износу. Золочение и серебрение придают изделиям нарядный и благородный вид.
Покрытия наносят:
- окунанием в расплавленный металл;
- натиранием (чаще всего серебро);
- электролитическим способом.
Электролитический способ является наиболее технологичным, так как позволяет наносить тонкое ровное покрытие. Процесс заключается в осаждении на поверхность изделия слоя металла из водного раствора его соли под действием постоянного электрического тока. Толщина и качество слоя покрытия регулируются временем пребывания изделия в гальванической ванне, концентрацией раствора и плотностью тока.
Для серег, брошей, медальонов, изготовленных из серебра, толщина слоя золочения составляет 1 мкм, для цепочек - 2 мкм. Столовые приборы (вилки, ложки, ручки ножей), изготовленные из мельхиора и нейзильбера, имеют слой серебра 24 мкм.
Оксидирование- это процесс нанесения на поверхность изделия защитной оксидной пленки. Оксидированию подвергают медь и медные сплавы, алюминий. Производится путем погружения изделий в горячий раствор «серной печени» (1 часть серы и 2 части поташа). Длительность пребывания в растворе обусловливает цвет защитной пленки (от светлого до темного).
Чернение. В быту под чернением понимают окисление (потемнение) серебра в естественных условиях или покрытие серебра черной пленкой в сероводородной воде. За чернение принимают также использование черной эмали при эмалировании серебра, но это другой технологический способ.
Собственно процесс чернения - это наложение на серебряные изделия смеси, приготовленной из серебра, меди, свинца, буры и серы (основной элемент) с последующим обжигом. Поверхность изделия, подлежащего чернению, должна быть отшлифована. На поверхность наносят рисунок, глубина гравировки составляет 0,2-0,5 мм, затем поверхность обезжиривают и наносят приготовленную смесь. После этого изделие сушат и обжигают при температуре 300-400 °С. В результате обжига смесь оплавляется, заполняя все штрихи рисунка. После охлаждения изделие шлифуют и полируют.
Эмалирование - декоративное покрытие поверхности изделий из металла эмалью.
Ассортимент эмалей включает:
1. Холодные эмали - на основе мочевиноформальдегидных смол, которые наносят на изделие распылителем или кистью, а затем сушат.
2. Горячие стекловидные глазури накладываются на изделие в виде пасты, а затем обжигаются.
В зависимости от светопроницаемости они могут быть:
- прозрачные (сквозь эмаль видна металлическая основа);
- полупрозрачные или палевые (переливающиеся на свету);
- глухие или цветные (закрывают металлическую основу).
По способу нанесения различают:
- перегородчатая эмаль, заполняющая промежутки между стенками. Из перегородок на изделии набирается рисунок (узор), затем перегородки припаиваются к глади (поверхности металла). Перегородки могут быть ленточные (прямоугольная в профиль лента), припаянные на гладь, и сканная проволока, также припаянная на гладь;
- выемчатая эмаль, заполняющая углубления рисунка, вырезанного в металле. При этом нетронутая часть поверхности металла становится элементом орнамента (рисунка);
- эмаль по резьбе. Как правило, прозрачная эмаль наносится на поверхность гравированного изделия в виде орнамента, лучей и т. п. В результате изделие приобретает объемное гранение;
- эмаль по рельефу. Прозрачная или глухая эмаль наносится на литой или чеканный рельеф или узор;
- поливная эмаль, применяемая в основном при изготовлении эмалированной посуды. В ювелирном деле широко используют поливную эмаль с накладками, т. е. перед последним обжигом на эмаль кладут штампованные или другим способом выполненные изображения из золотого или серебряного листа; может выкладываться узор, орнамент. Далее изделие обжигается, при этом узор впаивается в слой эмали;
- росписная эмаль. Это живопись эмалевыми красками, при которой происходит несколько обжигов. После каждого обжига художник дополняет рисунок новыми красками и деталями, а после каждой росписи изделие должно подвергаться обжигу при температуре 800-900 °С.
После завершения основных и отделочных операций осуществляется контроль качества готовых изделий. Сплошной контроль качества - для изделий из драгоценных металлов и сплавов, выборочный - для недрагоценных. На качественные изделия наносят именник и направляют для пробирования и клеймения в территориальную инспекцию пробирного надзора.


Виды закрепок вставок в ювелирных изделиях

Ювелирные изделия со вставками имеют одну общую деталь, которая называется кастом. Каст - это металлическая часть ювелирного украшения, с помощью которой закрепляется вставка. Он должен отвечать следующим требованиям:
- прочно удерживать вставку;
- подчеркивать природную красоту минерала;
- служить связующим переходным звеном между металлической частью украшения и вставкой;
- гармонично вписываться в изделие, не нарушая его эстетической и художественной целостности.
Касты могут быть разнообразной формы: одинарные, двойные, решетчатые, ажурные, плоские.
В ювелирной практике применяют следующие основные виды закрепки вставок:
1. Глухая закрепка (или обжим). Каст имеет форму сплющенного ленточного ободка с плоским дном. Вставка удерживается в оправе за счет равномерного прижатия верхнего края стойки к рундисту камня по всему периметру (рис.). Заваленный слой металла срезается под определенным углом и полируется. Таким образом, образуется гладкая металлическая поверхность (ребро) вокруг вставки. Эта поверхность может украшаться насечкой (гризантом), создавая вокруг камня зернистое обрамление. Размер гризантной насечки определяется размером, формой и видом вставки. В некоторых случаях для лучшего освещения камня в ленточном ободке может вырезаться сквозной узор.
2. Крапановая закрепка. Наиболее распространенный вид закрепки прозрачных ювелирных камней. В этом случае камень удерживается в оправе не всей поверхностью ранта, а отдельными, выступающими в виде паучьих лапок, полосками металла, которые называются крапанами. Крапана прижимают вставку по рундисту, как бы приподнимая ее над поверхностью изделия (рис.). В таких оправах камень смотрится гораздо изящнее, обеспечивается максимальный блеск и игра света, но при этой закрепке предъявляются повышенные требования к креплению (пайке) крапанов, количество которых колеблется от четырех до восьми.
3. Корнеровая закрепка. Этот вид закрепки используется, когда камень закрепляется не в касте, а непосредственно в металле. В основном он предназначен для мелких камней или же для нескольких камней, расположенных в изделии на очень близком расстоянии. В изделии высверливаются специальные отверстия (посадочные гнезда), которые должны обеспечивать плотную посадку камня. Установив камни в посадочные гнезда, штихелем поднимают металл в виде штриха и надвигают его в сторону вставки так, чтобы он навалился на камень. Далее металлическому штриху придают форму шарика. Этот шарик, называемый корнером, выполняет ту же роль, что и крапан, удерживающий камень.
4. Рельсовая закрепка. Применяется в тех случаях, когда необходимо последовательно (в один ряд) закрепить несколько ограненных камней. В этом случае используется глухой каст, по форме напоминающий швеллер. Камни, вставленные в П-образные выемки между двумя направляющими, как бы выстраиваются друг за другом, соприкасаясь при этом сторонами и образуя яркую сверкающую линию. Таким образом, каждая ограненная вставка с двух сторон удерживается металлическими направляющими, а с двух других - соседними, последовательно расположенными камнями. Рельсовая закрепка является одним из новых видов крепления ювелирных камней и в настоящее время очень популярна.
5. Закрепка при помощи штифтов. Применяется для камней, используемых в качестве подвесок в серьгах, кулонах или брошах. Вставка закрепляется при помощи штифта, туго ввинчиваемого в предварительно высверленное в камне отверстие. Штифт заканчивается крючком или колечком, через которые подвеска соединяется с другими частями изделия.
6. Клеевая закрепка. Применяется для крепления недорогих вставок из стекла и декоративных пластмасс, а также для непрозрачных поделочных камней, чаще всего обработанных в форме кабошон, и жемчуга.
Клей наносят на изделие, накладывают вставку и прижимают ее. Жемчуг закрепляют в углублениях, имеющих штифт, предварительно просверливая в жемчужине отверстие на 2/3 ее глубины и диаметром, соответствующим размеру штифта. Клей наносится на штифт и в отверстие вставки, после чего части изделия соединяются.

Золото — металл, который воспевают, чтут, ненавидят и за который гибнут люди не одно столетие. Самый магический металл на Земле.

А между тем ювелиры утверждают, что в обработке он — один из самых податливых и удобных. Может, потому из него создано столько произведений искусства еще с незапамятных времен. Отринув мифическую составляющую, корреспондент Sputnik Юлия Балакирева решила выяснить, как создаются ювелирные украшения и легко ли строить бизнес на металле, за расходом каждого грамма которого пристально следит государство.

О ювелирных тонкостях работы Sputnik рассказали начальник отдела маркетинга компании ZIKO Сергей Бадылевич и начальник производства литьевых изделий Кирилл Козлов.

© Sputnik / Сергей Пушкин

Где берут золото?

Совершить экскурсию по предприятию, где создают золотые украшения, как выяснилось, очень непросто. Первым делом меня попросили снять с себя все украшения. Чтобы не было проблем на выходе. И повсюду с нами вместе ходил сотрудник службы безопасности.

Чистое золото выглядит совсем не презентабельно — порошок, похожий на песок. И непросто поверить, что когда-нибудь из него получится изящное украшение.

Мне разрешили подержать небольшую (но увесистую!) пластину из этого металла — чуть больше смартфона. Ничего необычного — металл как металл. Если только не знать его стоимость — около 35 тысяч долларов.

Золото для будущих украшений предприятие закупает у Министерства финансов, рассказал Сергей Бадылевич. Отсюда оно приходит чистым, то есть 999-й пробы, в форме как слитков, так и в ломе. А вот в какой стране его добыли, не сообщается.

© Sputnik / Сергей Пушкин

"Главные месторождения золота известны даже школьникам, и Беларусь, к сожалению, не входит в их число", — отметил Бадылевич.

Также металл покупается в местах скупки золота у населения. В этом случае украшения подвергаются металлургической обработке — аффинажу, при которой золото отделяется от примесей и снова становится чистым.

"Бриллианты, которые используются в украшениях, покупаем в Бельгии, России. Жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни — в азиатских странах, среди которых лидирует Таиланд", — продолжил собеседник агентства.

Если не вдаваться в подробности, то на предприятии изделия создаются тремя способами. При первом металл заливается в подготовленную форму. Получается готовое украшение, но оно требует обработки.

Второй способ — штамповка. С помощью пресса и штампа создаются детали для будущего ювелирного изделия. Но самый интересный метод используется при изготовлении обручальных колец. Отливается труба из золота, которая весит около 2,5 килограмма. Делится на части, которые потом протягиваются под разные размеры колец. Дальше происходит формообразование будущего кольца с помощью токарных станков. Получается бесшовное изделие, которому никакие трудности во время долгой семейной жизни не страшны. Оно не погнется и не треснет.

Почему не 999-я проба?

О золоте слагают множество легенд и мифов. Конечно, мы не могли не расспросить о них специалистов.

Например, почему для украшений не используется высшая проба золота?

"Чистое золото — это очень пластичный и мягкий металл. Поэтому изделия были бы непригодны для носки", — пояснил Кирилл Козлов.

Украшения из чистого золота были бы не только мягкими, но и очень дорогими, отметил специалист. Поэтому чаще используются сплавы. За основу берется золото, к которому примешивают другие металлы для повышения прочности.

© Sputnik / Сергей Пушкин

"Например, 585-я проба золота означает, что 100% общей массы изделия состоят из 58,5% золота, а все остальное — легирующие компоненты, в состав которых входят другие металлы — серебро, медь, палладий, никель и так далее", — отметил Кирилл Козлов.

"Но в ряде стран создаются традиционные предметы интерьера, выполненные из чистого золота, что, безусловно, носит очень эксклюзивный характер", — добавил он.

Есть популярное выражение "золотой унитаз". Неужели сиденье действительно из золота делается?

"Возможно, где-то у очень состоятельных людей с богатой фантазией они и есть, но мы ни одного не изготавливали", — улыбается собеседник.

Другое дело — золотые коронки. Те, кто вырос в Советском Союзе, прекрасно помнят то время, когда золотые коронки считались признаком достатка.

Интересно, для коронок металл используется той же пробы, что и для украшений? Если они лежат дома, можно ли их как-то использовать?

© Sputnik / Сергей Пушкин

"Перед тем как применить такой металл, на предприятии его очищают до 999-й пробы. Только после этого он будет пригоден для изготовления ювелирных изделий. Если же у вас дома без дела хранятся золотые коронки, то лучшим решением будет сдать их в пункты скупки золота. Также в наших магазинах есть возможность обменять свое старое золото, в том числе и зубные протезы, на новые драгоценные украшения", — посоветовал Кирилл Козлов.

Что модно?

Прежде чем попасть на прилавок, украшение из золота проходит долгий путь. Все начинается в кабинете дизайнера, который готовит эскиз. И порою на этот процесс уходит до полугода.

В связи с этим в компании вспоминают популярный вопрос от обывателей: почему покупать золотые украшения дорого, а сдавать — дешево?

© Sputnik / Сергей Пушкин

"Помимо стоимости самого металла, на цену изделия при покупке влияет и ряд других параметров: используемые камни, трудоемкость изделия и прочее. При сдаче лома вы получаете деньги исключительно за металл, который необходимо еще очистить для дальнейшей работы", — пояснил Сергей Бадылевич.

В ювелирном деле тоже есть своя мода. Особенно удачной получилась последняя коллекция компании "Бриз", признался Бадылевич. Спрос на нее очень высокий. В этой ситуации дизайнеры угадали с сезонностью. Украшения выполнены в летней тематике — из серебра и со шпинелью цвета аквамарин. Получились легкими и яркими.

© Sputnik / Сергей Пушкин

"Тренды в ювелирном деле зависят от времени года. Также влияет возрастная категория аудитории. Например, молодежь больше любит минимализм и когда в украшении используются необычные детали. Категория постарше предпочитает классику. Этим летом популярен жемчуг", — рассказал Бадылевич.

В компании не скрывают, что стараются следить и за мировыми брендами.

"На самом деле все, что можно, в ювелирном деле уже придумано. Остается только возвращаться к хорошему прошлому. Но уже в новом прочтении. Так ведут себя все компании мира", — пояснил собеседник.

  • Украшения лучше хранить в шкатулке, обитой внутри мягкой тканью, отдельно друг от друга. Иначе драгоценные камни и ювелирные изделия царапаются или повреждаются.
  • Категорически запрещен контакт парфюма с ювелирными изделиями.
  • Не стоит носить ювелирные изделия во время домашней работы. Необходимо их снимать на время сна, принятия душа, посещения сауны или бассейна.
  • Каждый раз, когда снимаете украшение, его следует протирать специальной тряпочкой из микрофибры. Но чистить надо аккуратно.Пыль и грязь обычно содержат микрочастицы кварца, которые могут поцарапать металлические элементы изделий.

Можно ли создать ювелирные украшения своими руками в домашних условиях? Да так, чтобы получилось классно, неординарно и просто красиво? Ответ – да, вполне даже можно! Ведь, как говорится, не боги горшки обжигают. Но для того, чтобы получилось действительно ювелирное украшение в прямом смысле этого слова, необходимо учесть некоторые моменты.

Какие именно, поговорим чуть ниже. А вначале вспомним, что представляют из себя ювелирные украшения.

«Ювелирный» в переводе с иностранного языка значит драгоценный. То есть изначально предполагается, что материалы для будущего украшения будут достаточно дорогостоящими: серебро, платина, золото, их сплавы, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. Впрочем, нередко используют и менее дорогостоящие сплавы металлов (мельхиор, нейзильбер, пьютер, бронзу, латунь) с последующим покрытием из золота или серебра, а также инкрустацией стразами и синтетическими камнями (цирконием, фианитом). Можно использовать . Такие изделия называются бижутерией.

К ювелирным украшениям относятся браслеты, серьги, броши, кулоны, подвески, колье, перстни, кольца, бусы, цепочки.

Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое ювелирные украшения, поговорим о способах самостоятельного их изготовления.

Создание украшения: с чего начать?

Во-первых, необходимо определиться, что именно вам нужно. Будет ли это кольцо, браслет или бусы? Или вы хотите изготовить колье либо головное украшение? Для каждого изделия существуют свои тонкости и технология изготовления.

Во-вторых, нужно подобрать необходимые материалы и вооружиться инструментарием, без которого не обойтись. Материалы – это обработанные, ограненные камни или бусины, проволока разного диаметра и жесткости (как многожильная нержавеющая с полимерным покрытием, так и однородная из цветных металлов, в том числе благородных), золотые и серебряные пластины. Эти материалы продаются в специализированных магазинах.

Инструменты могут быть как самыми простыми, так и специализированными.

Первые – это плоскогубцы, круглогубцы, бокорезы, кусачки, молоток с наковальней, тиски, ручная дрель.

Второй тип инструментов встречается реже и используется в основном профессиональными ювелирами. Помимо перечисленных инструментов, включает в себя анки и пунзели – высокоточные инструменты для изготовления пустотелых шаров и других элементов ювелирных украшений. Также к специальным инструментам относятся прессы, вальцы, намотчики, полировальные машинки, конические стержни (ригели) с разметкой и без, специализированные кусачки и пассатижи с самой различной формой рабочих поверхностей, шаберы, выколотки, пуансоны, расколотки кастов различных конфигураций и т. д.

Как видим, чтобы создать ювелирное украшение своими руками, может потребоваться много чего. Но вполне возможно обойтись и необходимым минимумом.

Создаем ювелирные шедевры подручными средствами

Первая группа ручных инструментов, несмотря на относительную малочисленность и доступность, все же должна быть высокого качества. Лучше сразу отказаться от инструментов с выщербленными рабочими поверхностями и сделанных из непрочных материалов. Хорошо бы приобрести инструменты фабричного отечественного, немецкого, американского, корейского производства или сделанные по лицензии известных брендов в других странах. Такие изделия могут стоить значительно дороже «базарных», но они себя окупят. К тому же ими гораздо легче работать.

Теперь перейдем к технологии изготовления некоторых украшений.

Простые кольца из проволоки

а) проволоку (любую цветную средней жесткости или мягкую) отрезают от бобины куском длиной около 15-20 см;

б) накручивают на подходящий по диаметру цилиндрический стержень три витка проволоки, оставляют оба ее конца длинными;

в) сняв проволоку со стержня, нанизывают на нее требуемое количество бусин или камней с отверстиями так, чтобы украшения были со стороны, перпендикулярной концам проволоки, которые на следующем этапе загнут;

г) концы загибают и плотно закручивают вокруг полученного кольца несколькими витками с помощью круглогубцев и отрезают излишки ножницами либо бокорезами. Концы проволоки должны быть расположены снаружи кольца, чтобы не доставлять дискомфорта при носке кольца.

Полученное кольцо смотрится очень красиво и стильно, а сделать его весьма просто и быстро.

Создание бус, браслетов, ожерелий и колье

а) отрезают многострунную проволоку с полимерной оболочкой на требуемую длину;

б) нанизывают на нее бусины, камни, кулончики и т. п. элементы в желаемой последовательности;

в) к концам проволоки прикрепляют подходящий замок-застежку – карабинного либо другого типа.

Вместо проволоки либо наряду с ней можно использовать различные цепи, также допустимо вплетать в композицию разноцветные нити мулине. В случае ожерелий используют несколько рядов проволоки с нанизанными по заданному эскизу или в соответствии с фантазией декоративными элементами. Кроме того, приобретя камни с колечками и цепочками, можно дополнить полученное нашейное или запястное украшение подвесками. Как говорится, разгуляться творческому воображению и фантазии есть где.

В случае изготовления головного украшения типа короны, диадемы или венца сначала готовят основу из жесткой или полужесткой одножильной цветной проволоки. Затем на нее с помощью пайки или другим методом прикрепляют проволочный каркас с бусами и/или камнями.

Всех способов создания ювелирных украшений своими руками в домашних условиях не перечесть, так как их существует большое множество. Но отметим, что это – великолепная возможность собственными руками сделать настоящий шедевр красоты! Данное рукоделие может быть в свободное время.

-=Реклама. Пост оплачен=-

В детстве я мечтал о хорошей золотой цепочке, точнее, цепи! Я хотел выглядеть как-то так:

Тогда, в лихие 90-е, это казалось символом успеха!

А сегодня это выглядит смешным. Нелепые золотые цепи остались в анекдотах про новых русских, которые сегодня уже мало кто понимает. Но золотые украшения никуда не исчезли. Просто делают их теперь поскромнее.

А знаете, как их делают? Современные технологии сильно изменили ювелирное производство. Недавно я побывал на одном из крупнейших в России ювелирном производстве. Оно расположено в Москве, и работающие на нем мастера создают более 30 тысяч ювелирных украшений. Если хотите знать, каких высот достигла ювелирная индустрия, то переходите под кат, я все расскажу и покажу.

Экскурсию по фабрике мы начали с цепевязального производства. Мне рассказали, что тут установлено лучшее оборудование, которое может плести сотни разных видов цепей.

Прежде всего сотрудники завода изготавливают сплавы, из которых потом будут плестись цепи. В сплавы помимо золота добавляют серебро, медь и цинк. Тут главное соблюсти правильную пропорцию. От нее в конечном итоге будут зависеть проба, цвет и прочность цепей. Поэтому при производстве сплавов металлы смешивают с точностью до 0,01 грамма. Готовый сплав выливают в воду, и он застывает в виде множества маленьких гранул. Потом из этих гранул отливаются золотые прутки по 5 миллиметров в диаметре. Их отправляют в прокатные станки, и после обработки они превращаются в мотки золотой проволоки.

Проволоку загружают в станки-автоматы, которые по заданным настройкам плетут из них цепи. Базовых видов плетения больше 20, но есть еще огромное множество разных вариаций. Есть и уникальные, то есть такие, у которых них нет аналогов в мире, их плетут исключительно на российском заводе . Всего здесь больше 130 цепевязальных станков. Все они итальянского производства, и на сегодняшний момент они лучшие в мире.

После этапа плетения цепи протягиваются через специальные аппараты. В них под воздействием температуры запаиваются все звенья. Чтобы проверить качество пайки, цепи испытывают на прочность. И после испытаний их отправляют на алмазную огранку.

Цепи наматываются на стальной барабан, температура которого составляет –12 градусов. Минусовая температура нужна для того, чтобы цепи примерзли и хорошо зафиксировались.

Оператор станка выбирает программу, и алмазные резцы в соответствии с этой программой обрабатывают цепи. В результате они приобретают гладкую блестящую поверхность.

Затем обработанные цепи отправляют на нарезку. Это делается вручную. Так же вручную на получившиеся цепочки и браслеты надевают переходные элементы и замки. После сборки готовые изделия помечают оттиском компании-изготовителя.

Далее они проходят операции опробования и клеймения в Государственной инспекции пробирного надзора по Москве и Московской области. Каждое изделие проверяют на содержание золота, после чего на него ставят соответствующее клеймо - пробу. После этого изделия можно готовить к продаже: их чистят ультразвуком, сушат, проверяют, крепят к ним бирку, упаковывают и отправляют в магазины.

Еще на заводе развернуто большое ювелирное производство. Каждый месяц тут создается больше 15 тысяч ювелирных изделий: всевозможные кольца, серьги, подвески и кулоны. Все они производятся с большой долей ручного труда.

Создание любого ювелирного изделия начинается с эскиза. На производстве трудятся профессиональные дизайнеры и художники, которые создают детальные проекты будущих изделий. По этим проектам мастера изготавливают прототипы, или мастер-модели. Раньше мастер-модели изготавливались вручную, но здесь для этих целей используют 3D-принтер. Принтер создает восковой прототип украшения, а потом на его основе из серебра в единственном экземпляре отливается мастер-модель.

Мастер-модель служит для создания резиновых форм. Они изготавливаются в специальном аппарате под действием температуры и давления. На выходе получается прямоугольный кусок резины с серебряной мастер-моделью внутри. Этот кусок разрезают пополам, извлекают из него серебро, и резиновая форма готова.

Но в резиновую форму залить расплавленное золото не получится, поэтому мастера переходят к следующему этапу - созданию гипсовых форм. Для этого в резиновую форму под давлением впрыскивается расплавленный воск. Так как резиновая форма многоразовая, то таким образом удается создать много одинаковых восковых моделей изделия. Восковые модели крепятся на специальной восковой подставке в форме елочки.

Затем эта елочка погружается в емкость и заливается гипсом. Гипсовая форма отправляется в печь с температурой 650 градусов. Воск плавится и вытекает, а форма становится пустой. Теперь в нее можно заливать золото.

Отлитые в золоте изделия отправляются на сборку и полировку. Сначала их полируют в барабанах с разными наполнителями: это могут быть кусочки пластика или скорлупа грецкого ореха. После обработки в таких барабанах изделия проходят дополнительную ручную полировку на шлифовальном круге.

Следующий этап - спайка. Для нее используется водородная горелка. В отличие от газовых горелок, водородные позволяют произвести спайку намного аккуратнее и не окисляют золото.

И последний этап производства - установка камней. После этого ювелирные изделия точно так же, как и цепочки с браслетами, отправляют в Пробирную палату, чистят, проверяют, упаковывают и отправляют в магазины.

Еще мне показали, как производят обручальные кольца. Их делают из золотых трубок разного диаметра, в зависимости от размера будущих колец. Эти трубки вставляются в специальные станки, обрабатываются и нарезаются на кольца. Потом их точно так же, как и другие изделия, отправляют на доработку к мастерам-ювелирам.

Все изделия, произведенные на этом заводе, попадают в сеть ювелирных салонов . Вспомните мой пост, когда загляните к ним за обручальным кольцом для невесты или подарком для жены)

В редакции ЮВЕЛИРУМА мы долго обсуждали, что придумать ко дню влюбленных — 14 февраля .

О чем обычно думают в этот день? Наверное, решают, что бы такое теплое и особенное подарить своей второй половинке. Все знают, что милое ювелирное изделие — всегда подходящий «кандидат» для подарка, но об этом давно все рассказано..

И тут нам в голову пришла идея: лучше всего свои чувства можно передать, сделав подарок своими руками. Так давайте найдем место, где помогут самим изготовить ювелирное украшение ?

Шаг 0. Подготовка и определение задачи

Редакция делегировала на проект двоих сотрудников — Сергея и меня (Ольгу). Мы с Сергеем договорились, что постараемся найти студию, которая проводит мастер-классы в нашем северо-восточном округе Москвы. И если все устроится, то делать украшение будет Сергей (для своей второй половинки), а я займусь привычным — фотографированием.

Таким образом мы и нашли ювелирную студию «Росток», менеджеры которой согласились принять нашу «съемочную группу» и включить нас в состав очередного мастер-класса в субботу, 25 января. Нам посоветовали одеться «во что не жалко» и иметь с собой сменную обувь и печенье:).

Мы не знали заранее, что за украшение будет делать Сергей. Но сами для себя сформулировали такую цель : понять, насколько вообще реально новичкам без опыта самостоятельно изготовить что-то красивое и качественное, что не стыдно будет подарить любимым.

Шаг 1. Инструктаж

Мы с Сергеем (на фото он слева) приехали в студию около 11 утра . Внутри студии (средней величины комната с рабочими столами вдоль стен) уже было 3 или 4 человека, явно «старички». Они были целиком поглощены сработой, и на нас первое время никто не обращал внимания. Вслед за нами вошли двое таких же «новичков» как и мы — тоже на мастер-класс. Когда группа собралась и осмотрелась, к нам подошла преподаватель Людмила — приятная женщина с тихим голосом. Она выяснила кого как зовут (и потом ни разу не ошиблась, даже когда народу значительно прибавилось), и сообщила, что сейчас будет инструктаж по технике безопасности.

Проходим инструктаж: с горелкой — аккуратнее, мокрыми руками за провода не хвататься, раскаленный металл брать щипцами:

Преподаватель Людмила, ювелир с большим опытом и просто терпеливый человек:

Все новички решили потренироваться, изготавливая классику жанра — простые серебряные колечки. Мы же, посовещавшись с Людмилой, остановились на подвеске. Нам хотелось чтобы наше первое украшение было обязательно с камнем, а подвеска с камнем считается менее трудоемким изделием чем кольцо с камнем.

Крайний справа — наш планируемый тип подвески (простое, но фигурное обрамление — каст, с кабошоном внутри). К касту должны крепиться колечко и петля для цепочки:

Шаг 2. Выбор камня для вставки

Мы заранее договорились, что приобретем поделочный камень из «студийной» коллекции. Людмила принесла нам три коробочки и предложила выбрать то, что больше понравится.

Сергей занят принятием нелегкого решения:

Камни на выбор:

В итоге, довольно быстро был выбран «моховый агат » — на наш взгляд, самый красивый, молочно-белый камень с необычным природным рисунком:

Шаг 3. Плавка «материала» — серебряного лома

Плавка металла — наверное самый эффектный процесс. И на мой взгляд, самый рискованный. Именно здесь нужно соблюдать максимальную аккуратность и точно следовать инструкциям по безопасности. Просто напомним, что серебро плавится при температуре примерно 960 градусов ..

В процессе плавки участвуют: бензиновая или газовая горелка , шамотный тигель (чашка из особого сорта глины), изложница (что-то вроде прямоугольной ложки с бороздками), ёмкость с водой (для мгновенного остуживания выплавленного металла), и разные вспомогательные инструменты вроде длинных щипцов.

Рабочее место с бензиновой горелкой:

Чуть покрупнее: здесь нам впервые пришла ассоциация со средневековой стоматологией:)

Людмила подожгла горелку обычной зажигалкой, и направила огонь на тигель с серебряным ломом. Плавить материал требовалось до покраснения и перехода его в жидкое состояние.

Процесс завораживает:

Металл расплавился. Людмила взяла тигель щипцами и, не переставая прогревать его горелкой, стала разливать полученный сплав в изложницу.


Изложницу опустили в ёмкость с водой, и затем вытряхнули из нее вот такие серебряные брусочки:

Доставшийся нам брусочек серебра — в руках Сергея и моей. Поначалу выглядит невзрачно). Именно из него будем делать оправу для подвески:


Шаг 4. Вальцовка

Этот этап оказался довольно длительным. Зато, в отличие от плавки, его мы выполнили целиком самостоятельно. Суть вальцовки — в придании изначально бесформенному бруску серебра заданной формы с определенными размерами граней. То есть, из бруска мы делаем полноценную «заготовку».

Вальцовочный аппарат с бороздками (ручьями) по бокам, и гладкой поверхностью валов посередине. Ручьи придают заготовке форму бруска с квадратным сечением, гладкие поверхности делают плоские «ленты»:

Сергей отправил брусок в первый ручей. Далее его задачей было переворачивать заготовку на 90 градусов (туда-сюда), и заново отправлять в ручей в одном и том же направлении. Винты сверху после каждого прохода подкручивались. Затем деталь переставлялась в более «мелкий» ручей, и процесс повторялся. И так — пока не будут получены грани нужной величины.

Управление вальцовочным аппаратом напоминает работу с ручной мясорубкой. За оператором мясорубки быстро выстраивается очередь:

Результаты прохода — разные стадии:


Когда нужный размер (в миллиметрах) был получен, заготовку пришлось подвергнуть обжигу (для повышения пластичности).

На выходе — тонкая серебряная «лента», из которой мы будем делать основу каста:


Вальцевание — процесс небыстрый. Пока Сергей крутил ручку «мясорубки», я соответственно крутила головой и наблюдала, что вокруг интересного.

Чьи-то инструменты и чертежи — конструкторское бюро:

Девушка буднично что-то обжигает или плавит — будто стоит у кухонной плиты и помешивает еду..

Присоединившаяся позднее участница мастеркласса расплавляет материал:

Самый ответственный момент:

Происходит пайка колечка (о технике пайки — позднее), а также работа лобзиком:

Поверхность кольца обрабатывается чеканом (для получения чеканного орнамента). Колечко обстукивается деревянным молоточком — для выравнивания поверхности:


Этап 5. Формирование каста

Наконец, с вальцеванием было покончено. Можно приступать к основному этапу работы. Здесь нам было не обойтись без Людмилы — своих навыков и техники для первого раза явно не хватало.

В целом, процесс довольно простой по сути, но сложный в исполнении. Серебряная «лента» должна обрамить наш камень, повторяя его контуры. Металл должен «запомнить» форму (если это не получается, то его подвергают дополнительному обжигу).


Помогает правильно согнуть уголки вот такой инструмент с полукруглыми кончиками:


Этап 6. Пайка каста

Лишние по длине кусочки «ленты» от нашей рамочки для камня отрезаются, и далее края формочки-каста требуется спаять друг с другом. Пайка производится при помощи горелки (мы использовали ее автономный вариант прямо на своем рабочем месте), а также припоя (нашего сплава с добавлением олова), флюса (желтоватой жидкости для удаления поверхностной пленки), отбеливателя (лимонной кислоты) и воды (для охлаждения металла).

Перед пайкой каст окунают во флюс. Далее, чтобы спаять края друг с другом, их соединяют вплотную, разогревают горелкой до покраснения, одновременно разогревая припой, и затем тонкой «спицей» прихватывают припой и подносят его к трещине между краями. Раскаленный шарик припоя скатывается в щель, заполняя ее поверхность собой.

Самый трудный момент — заставить шарик «прыгнуть» на нужное место:

После этого изделие окунают в отбеливатель, и промывают водой. Первая часть работы готова:


Однако, мы пока сделали только половинку каста. Из такой «рамочки» камень будет вываливаться. Нужен второй контур, вроде внутреннего ободка, который будет поддерживать камень внутри рамки. Для этого Сергей обжигает новый кусочек заготовки, и вальцует его до состояния тонкого брусочка-проволочки.


Второй контур каста, вложенный в первоначальную рамку:

Отрезаем лишнее. Людмила правит форму треугольничка полукруглыми плоскогубцами:


Сложный момент — припаивание внутреннего контура к внешнему. Здесь нам опять не обойтись без Людмилы. Для этой операции потребуется много припоя — между контурами довольно значительные пустоты.

Было и стало: оба контура каста до пайки и после:


По сути, обрамление для камня (основа подвески) готовы. Далее нам предстоит изготовить и припаять колечко и петлю под цепочку.

Поскольку Людмила лично курировала всех учеников, иногда приходилось довольно долго ее ждать. Это время мы использовали, чтобы посмотреть вокруг.

Людей тем временем заметно прибавилось, все чем-то увлеченно занимаются:


Шаг 7. Помещение камня в каст и подгонка

Но до того, как приступить к колечку и петле, нам необходимо добиться идеальной посадки нашего мохового агата внутрь изготовленного каста. Как и следовало ожидать для первого опыта, камень помещаться не хотел, и пришлось поработать инструментами (подправляя углы), чтобы вписать камень.

Людмила помогает с подгонкой каста, в том числе с использованием деревянного молоточка:


Каст приобрел идеальную форму для «приема» камня:


Шаг 8. Изготовление и припаивание колечка и петли (ушка)

Эта задача нам показалась не такой уж сложной — серебряную проволочку потребовалось просто загнуть. Главное, освоить правильные инструменты — проскогубцы с кончиками подходящей формы, чтобы колечко сделалось круглым, а ушко — угловатым (круглые так и называются — круглогубцы).


А с задачей припаивания одной части металла к другой мы уже более-менее научились справляться. Точнее, поняли принцип. Самым сложным было определиться, к какому углу (и к углу ли) прикреплять колечко. В итоге мы выбрали тот угол, на котором украшение «повисало» наиболее интересным способом, с асимметрично уползающим левым уголком.

В итоге, Сергей успешно припаял колечко к касту. Затем ушко вставили в кольцо, и спаяли его концы друг с другом.

Слева — «было», справа — «стало». Припаянные кончики ушка, правда, пришлось еще немного выровнять рашпилем:


Шаг 9. Шлифовка

К этому моменту мы уже провели в студии более пяти часов (включая небольшой перерыв на чай) и немного устали. С другой стороны, мы окончательно влились в атмосферу и перестали чувствовать себя совсем уж новичками. Перестал вызывать хоть какие-то эмоции открытый огонь из горелок вокруг, стало понятно какие агрегаты издают какие звуки, а на вопросы вроде «у вас что в баночке?» начали уверенно отвечать — «отбеливатель».

В любом случае, самое трудное было уже позади. А в ближайший час нам предстояло привести в порядок серебряные детали конструкции. Например, отшлифовать при помощи наждачной бумаги наш каст (самый короткий и самый несложный шаг):

Шаг 10. Делаем неровные края у каста

Чтобы подвеска выглядела чуть интереснее, мы согласились с предложением Людмилы сделать у рамки «неровные края». Для этого напильником Сергей выпилил углубления по всему периметру. С помощью этих зазубрин позднее, когда на место встанет камень, будут загнуты края рамки так, чтобы удерживать камень внутри.


Шаг 11. Полировка каста

На этом этапе уже во второй раз нас посетила ассоциация с кабинетом стоматолога. Бур, которым выполнялась полировка, приводился в движение от аппарата — один в один как «зубная» бормашина. Зато наша оправа для камня начала тускло поблескивать и вообще впервые приняла «товарный вид»:


Шаг 12. Закрепление камня в оправе и доводка

Приятный ручной этап, при котором очень быстро видишь результаты своего труда. Действующие лица — штепсель и торопунька давчик и гладилка .

При помощи «давчика » (иначе — «сапожка») — стержня с кончиком в виде буквы Г — Сергей придавил участки каста между зазубринами так, чтобы они прилегали к камню.

На фото справа — результат:


Однако сам металл на «придавленных» участках выглядел неровно, и его нужно было расправить. Для этого мы применили «гладилку » — инструмент, похожий на корпус авторучки:

За проведенное в работе время окончательно стемнело, и внутри студии стало даже уютно.

На фото — вид с рабочего очередного места:

Шаг 13. Финальная полировка

Полировка металла на полировальном станке оказалась самой загрязняющей процедурой «благодаря» специальной пасте, которой периодически смазывали щетину у валика. Именно после нее Сергей приобрел настоящие «ювелирные» руки:).

Деталь нужно было держать двумя руками, иначе она легко вылетала:

Не знаю почему, но весь полировальный агрегат напомнил мне пластмассовую хлебницу. А Сергей смотрелся уже очень органично:

«Если видите свое отражение, то полировку можно заканчивать». Видим. Закончили:

Шаг 14. Помывка изделия и фотосъемка результата

Процесс помывки мы не стали фотографировать ввиду его банальности: подвеску просто отнесли в туалет и промыли зубной щеткой с Fairy. На этом работа над созданием украшения официально была завершена. Времени было 17:00 — итого 6 часов , проведенных в ювелирной студии.

А вот итоговый результат мы снимали много, ведь именно ради этого и старались столько часов. Нам самим подвеска понравилась очень сильно, всем присутствующим в студии — не меньше. Но самое главное — подарок оценила жена Сергея — она была очень рада! Более того, на ее работе украшение произвело настоящий фурор. Некоторые девушки-коллеги были уверены, что подвеску привезли из-за границы, потому что «здесь таких не найти». Другие просто были тронуты и кажется по-хорошему завидовали такому необычному подарку.

Итак, представляем нашу первое украшение от бренда ЮВЕЛИРУМ:) — серебряную подвеску авторской работы «Лесная нимфа»:)

Подвеска — вид с лицевой и обратной стороны:


Мы сами не ожидали, что из неровных припаянных друг к другу деталей, с этим налетом и пятнами на металле, вдруг получится вполне себе блестящее и ровное украшение.

Итоговый снимок — Сергей со своим творением:

Наши выводы:

Помните, в самом начале текста мы формулировали нашу цель? Мы хотели понять, насколько это реально — самостоятельно, не имея опыта, изготовить настоящее ювелирное украшение.

После этого мастер-класса мы с Сергеем решили, что конечно, успешно изготовленное за одно занятие изделие — заслуга во многом Людмилы, доброжелательного педагога и профессионального ювелира. С другой стороны, Сергей в принципе освоил все техники и общий подход, и некоторые этапы провел целиком самостоятельно. Скорее всего, уже следующее аналогичное украшение он смог бы сделать с минимальной помощью преподавателя.

Но наш основной вывод касался другого. Ручное изготовление ювелирных украшений — это серьезный и кропотливый труд. Даже если бы преподаватель могла заниматься исключительно нами, не отвлекаясь на других учеников, на производство одной подвески ушло бы не меньше четырех часов

Включайся в дискуссию
Читайте также
Вязанные юбки спицами и крючком
Как связать болеро крючком - пошаговая инструкция для начинающих и схемы Болеро для маленькой девочки крючком схема
Мастер класс для начинающих