Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сказки психокоррекционные. «Психологические сказки для детей Психология для детей сказки

У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.


Что это?

Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку.


В каких случаях и почему помогает?

Сказки удовлетворяют у детей очень важные психологические потребности:

  • Быть самостоятельным - они учат его при помощи героев сказки принимать самостоятельно решения, делать выбор, полагаться на себя и свои силы.
  • Быть активным - персонаж любой сказки всегда в поиске действий, он куда-то идет, что-то ищет, кому-то помогает, с кем-то борется. То есть он учит ребенка проявлять себя и свою активность в любой ситуации.
  • Потребность в социализации - учат находить общий язык с другими людьми, проявлять внимание, сочувствие и сострадание. Выбирать адекватные способы общения и учитывать интересы других.

Вот представьте себе, ваш малыш не может заснуть в своей кроватке, вам достаточно будет рассказать ему сказку «Как кроватка искала себе хозяйку» и проблема будет решена.

Применение сказкотерапии помогает родителям легко и доступно решать любые трудные ситуации ребенка, капризы, непослушания и упрямство, а также научит правильно выстраивать с малышом взаимоотношения.


Виды и список лучших

Известный сказкотерапевт Зинкевич-Евстигнеева Т. Д считает, что вся концепция сказкотерапии строится на пяти видов сказок:

  • Художественные («Репка», «Теремок»);
  • Дидактические («Как зайка стал смелым»);
  • Психокоррекционные («Непослушная Маша»);
  • Медитативные («Розовый сон»);
  • Психотерапевтические («Капелька»).


Но в работе с детскими страхами лучше использовать психотерапевтические сказки.

Слово "страх" все дети воспринимают по-разному и вкладывают в него свои эмоции и маленький опыт. Каждый ребенок, начиная с рождения, сталкивается со своими страхами, которые появляются по мере его взросления.

Психологи выделяют страхи по возрастам:

  • 2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
  • в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
  • в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
  • в 7-8 лет - умереть и смерти близких.


Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.


  • Ваш малыш собирается в садик , и вы переживаете вместе с ним страх расставания, тогда почитайте замечательную книжку Ольги Громовой «Зайка идет в садик», которая адресована детям с 3х- 4 лет. Проживая с персонажем все незнакомые ситуации, ваш малыш легко и с радостью адаптируется к любому коллективу.

  • В борьбе с детскими страхами родителям дошколят поможет книга сказкотерапевта Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем». Там вы найдете следующие сказки в борьбе с ночными страхами: «Мой друг-дракон», «Полезная боюська» «Волшебный фонарь».


  • Страхи прививок и врачей - «Отважный флай», «Звездочет в поисках капризули», «Волшебная палочка».


Можно выделить еще одну книгу психологов О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева «Лабиринт души. Терапевтические сказки». В ней собрана коллекция психокоррекционных и терапевтических сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Они помогают решать разные проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок. Но мы выделим сейчас лишь те, сказки, которые касаются детских страхов.

  • Страх расставания с мамой - «Как кенгуренок стал большим», «Сказка о подсолнечном семечке», «Белочка-припевочка».
  • Боязнь самостоятельности - Тревожность и боязливость « Сказка о вороненке», «Случай в лесу».


  • Страх темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары - «Смелое ухо», «Смелый гномик», «Медвежонок и Баба - Яга», «Слоненок, который боялся темноты».



  • Проблемы в учебе, вызванные боязнью трудностей - «Кенгурёнок Вася», «Шустрик и Обжоркин».

  • Страх сделать что-либо неправильно; страх школы, ошибок, оценок - «Сказка о котенке».


Также на прилавках книжных магазинов можно встретить еще очень много достойных книг в борьбе со страхами.

Книга литовской художницы и писательницы Лины Жутауте «Тося-Бося и темнота» для 3-6 лет. Персонаж - смелая девочка, которая боится темноты. Но однажды она набирается храбрости и решает избавиться от этого страха (для детей 3-6 лет).


Вот еще один любимый прием в сказкотерапии - это использование киносказкотерапии и мультсказкотерапии.

3а такими мудреными словами скрывается просмотр с ребенком фильма или мультипликационного фильма, сказки. Мы не просто включаем ребенку первый попавшийся фильм-сказку или мультик, а выбираем ту историю (страх), которая сегодня актуален для малыша. Даже сами названия мультфильмов говорят, с какими детскими страхами при просмотре может встретится малыш.

  • «Ничуть не страшно – привидение»;
  • «Принцесса и людоед»;
  • «Бабка Ежка и другие»;
  • «Тараканище»;
  • «У страха глаза велики»;
  • «Принцесса и людоед»;
  • «Ахи страхи»;
  • «Ничуть ни страшно»;
  • «Корпорация монстров»;
  • «Муха цокотуха»;
  • «Крошка Енот»;
  • «Про бегемота, который боялся прививок»;
  • «Верните Рекса»;
  • «Доверчивый дракон»;
  • «Как ослик счастье искал»;
  • «Легко ли быть храбрым»;
  • «Айболит и Бармалей»;
  • «Котенок по имени Гав»;
  • «Медвежонок и тот, кто живёт в речке».





Варианты работы со сказкой

Рисование

Предложите малышу нарисовать тот или те моменты, которые вызывают у него страх, тревогу. Это вдвойне полезно и поможет ему освободиться от беспокоящих чувств и мыслей. А во-вторых, рисунок может стать поводом для разговора. Кто изображен? Что персонажи думают, делают? Почему? Что будет дальше? Можно сделать страх дружелюбным. Предложите ребенку развеселить свой страх, сделать его добрым, смешным. Пусть он дорисует в своих рисунках, банты, шарики и т.д.


Лучшее оружие против страха – смех, нарядите страшного монстра в смешную одежду или поставьте его на роликовые коньки, а можно и разукрасить его в яркие цвета. И тогда он уже будет не таким ужасным.

Если персонаж на рисунке продолжает вызывать у ребенка ужас, предложите уничтожить его. Пусть он разорвет на мелкие кусочки, посадит в клетку, запрет на замок в коробке или сделает из него причудливую снежинку. Главное важен результат: был страх - и нет его.

Этапы работы

Как сказано в одной притче «Жила была волшебница, которая облетела всех детей на свете и подарила им дар сочинения сказки. Поэтому они с такой легкостью придумывают различные истории, а мамы могут лишь немного помочь им в этом.

Ведь сказку мы будем сочинять в терапевтических целях, то ведь для ребенка - это лечение. Лечить будем эмоциональную боль и тревожность. Мы знаем, что просто так страхи в нашей жизни не появляются. Они защищают нас от напастей, обид, боли, которые мы переживаем. А это значит, что при сочинении сказки мы должны оказать ребенку эмоциональную поддержку, успокоить и научить, какими можно способами избавиться от его страха.


Как написать сказку

Для того чтобы любая история обрела нужную волшебную силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее сочинения.

1. Она должна отображать страх ребенка, (зайка боится оставаться один в темной норке).

2. Предлагать тот опыт, услышав который ребенок смог бы найти выход из сложившейся ситуации (мама подарила ему волшебный фонарик или на помощь приходит любимая игрушка). Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, то можно предложить ему свои варианты решения проблемы.

3. Придумывая сказку вместе с малышом, старайтесь придерживаться определенной последовательности:

  • Начало сказки, встреча с героями различными и любимыми персонажами или животными, игрушками.
  • Затем герой сказки встречается с тем страхом, которого боится малыш.
  • Персонаж показывает ребенку различные способы борьбы с проблемой.
  • Победа, конец сказки, страха нет, жизнь налаживается.

В конце сказки можно для окончательного избавления от страха, можно придумать с ребенком противострашное заклинание.


Помните, как три поросенка из сказки подбадривали себя, прогоняя свой страх.

Нам не страшен серый волк

Злой волк, серый волк

Где ты ходишь, глупый волк

Старый, хмурый волк.

Получается, что волк хоть и страшный, но глупый и старый, и бояться его нечего.

Можно найти любое другое заклинание. Здесь подойдут и странные сочетания Сим сабим, ахалай–махалай. Главное, чтобы ребенок знал, что эти слова прогоняют страх и дают силу.


А еще можно придумать талисман для бесстрашия - талисман, который дает силу и защищает от страха.

Чтобы он был работающим для ребенка, его нужно сделать своими руками. При изготовлении могут быть использованы бусинки, камешки, пуговки, бумага, лоскутки ткани, фантики, природный материал - все, что окажется под рукой. Пусть малыш на свое усмотрения или носит его на шее, в кармане или под подушкой,

  1. Никогда не ругайте ребенка за то, что он боится а, наоборот, проявите заботу. При наличие страхов задавайте ребенку вопросы: Как выглядит страх? Для чего он пришёл к нам? В каком мире он существует? Чего он хочет? Что мы можем сделать, чтобы подружиться с ним? Что произойдет, когда мы с ним подружимся?
  2. Принимайте и понимайте страх малыша и расскажите свою историю о том, как вы боялись в детстве и как справились с этим страхом.
  3. Обсуждайте прочитанные книжки, интересуйтесь, тем, какие фильмы и мультфильмы он смотрит перед сном. Однако это не означает, что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок, ведь иногда они бывают и полезными.
  4. Если ваш ребенок имеет слабый тип нервной системы, то есть очень чувствительный, боязливый, старайтесь избегать дома криков, ругани и скандалов. Старайтесь чаще говорить ласковые слова, обнимать малыша. Если он, к примеру, испугался шума, сразу объясните, откуда он произошёл, труба шумит и т.д. Обязательно обратитесь к психологу, если у вашего ребенка на протяжении длительного времени наблюдается тревожность вызванная страхами.


Еще больше узнать о сказкотерапии вы можете, посмотрев следующие видео.

Альберт Эйнштейн,обладатель выдающего ума, сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были ещё умнее - читайте им больше сказок». Сказка не только развлекает ребёнка, но и призывает к размышлению, пробуждает воображение и развивает чувственную сферу.

Психотерапевтическая сказка для детей всех возрастов.

Я написала её для сынишки двух с половиной лет, который стал бояться Бабы-Яги. Несколько подобных сказок, образ злой старухи превратили в образ доброй лесной бабушки.

Деток постарше, сказка может научить немного больше понимать природу своих негативных эмоций, показать, как можно их контролировать. Основная идея сказки в том, чтоб ребёнок увидел, как часто мы сами придумываем себе «врагов», а на самом деле несправедливы к людям бываем именно мы. Выявит негативные черты характера, либо наоборот, покажет, что ребёнок умеет строить отношения и хорошо справляется со сложными ситуациями.

Так же сказка познакомит с понятием дружба и доброта. Ведь, для того, чтобы у тебя был друг – нужно самому уметь быть другом.

Покажет, что любому делу нужно учиться, чтобы делать его хорошо. Речь не только о пении, как в сказке. Но ещё и о том, как приятно делать подарки своими руками и дарить их друзьям и близким, тем самым развивая в ребёнке стремление к рукоделию и искусству.

Как Баба-Яга нашла друзей и стала доброй

В одном прекрасном лесу жила вредная Баба-Яга. Со всеми она ссорилась, всех обижала и делала разные пакости. То гнездо птичкам разломает, то лисичке норку песком засыплет, то вообще, маленьких медвежат дразнить вздумает! В целом большом лесу у неё не было ни единого друга.

В том же лесу жил Старичок-Лесовичок. Полная противоположность Бабе-Яге, ну, то есть, совсем другой у него характер: добрый и справедливый. Всегда он всех мирил и всем помогал. И вот однажды, решил Старичок-Лесовичок сходить в гости к Бабе-Яге и спросить, почему же на неё все звери в лесу жалуются, никому от неё житья нет.

Нашёл он поляну, на которой стоит изба Бабы-Яги, и говорит:

Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом!

Избушка так обрадовалась, что к ним с Бабой-Ягой наконец кто-то в гости пришёл, что аж подпрыгнула и стала очень быстро, пританцовывая, разворачиваться. Выскакивает из избушки Баба-Яга, да как крикнет:

Кто тут мою избушку вертеть вздумал? А кому я сейчас тумаков-то надаю! А кого я ругать да обижать стану?!

Не ругай меня, не брани, - говорит Старичок-Лесовичок, - я к тебе с миром пришёл! Хочу спросить, от чего ты со зверями лесными дружбы не водишь? Почто обижаешь их, да пакости делаешь?

Это я их обижаю?! Да это они меня все обижают! Никто со мной играть не хочет, никто в гости не зовёт! Все только гонят прочь, да ругают!

Как же так? А ну-ка, расскажи мне, Баба-Яга, как ты со зверями общаешься. А я уж как-то вас рассужу. Сначала, объясни, зачем ты птичкам-невеличкам гнездо разломала?

Ну, как же… Иду я как-то утром по лесу и слышу чудное пение. Да такое оно красивое, что аж на сердце цветочки стали расцветать. Я подхожу ближе и вижу, что это птички поют. Я попросилась к ним в хор, они разрешили. Ну, я как запела! Да погромче! Аж земля задрожала, да птенцы их из гнезда вывалились. Уж как я хохотала, как потешалась! А птички разозлились и стали меня гнать! Тут-то я их гнездо и снесла с дерева! А чего они!

Ай-ай-ай, - говорит Старичок-Лесовичок, - конечно птички обиделись, что ты беде их порадовалась! Ведь птенчики маленькие, и не смогут сами в гнездо вернуться. А родители их, птички-невелички, тоже никак им помочь не смогут…

Ой-ой-ой! Да что же я натворила, да ещё и дома их лишила! Как стыдно мне, как горько!

А чем же тебе лисичка не угодила?

А лиса-то плутовка! Украла в деревне ведёрко сметаны и несёт спокойно себе в норку. Ну, я забрала, сказала, что людям верну. А самой так сметанки захотелось, что съела её с блинками. Лиса про то проведала, да отругала меня. Вот я со злости и засыпала ей норку песком.

Как же несправедливо получилось. Лисичка-то не воровка. Она в деревне работает сторожем, во дворах у людей живность всякую от волков охраняет, за то ей люди сметанку и дают, чтоб она деток своих кормила.

Как же так? Выходит что не лисичка воровка, а я…

Покраснела Баба-Яга так, что стала похожа на мухомор. А Старичок-Лесовичок отвечает:

Выходит, что так. Прежде чем осудить кого-то, нужно подумать много раз, да спросить. А медвежат за что дразнила? Вот, малыши, плачут который день, из дому выйти боятся!

А эти поганцы сами меня первые дразнили! Вот тут уж не за что меня ругать!

Да как же не за что! Медвежата в кустах малины нашли зеркальце, которое девочка деревенская обронила, да сами себе рожицы и корчили, развлекались, чем могли, ведь нет у них никаких игрушек больше.

Тут уже Баба-Яга не выдержала, разрыдалась да как давай причитать:

Вот я окаянная, вот невежа! Вот злыдня эдакая!

А Старичок-Лесовичок улыбнулся и говорит:

Не убивайся ты так, горю твоему легко помочь. Ты ошибки свои исправь, извинись да со всеми помирись.

Послушалась Баба-Яга мудрого совета, стала думать, как ей исправляться.

Перво-наперво, сколотила она скворечник для птичек, душистой соломки внутрь положила, цветочков луговых, да расписала самыми яркими красками. Вторым делом – напекла блинков на маслице, да полила их самым вкусным малиновым вареньем. А третьим делом – смастерила игрушек всяких разных, да качели для медвежат, чтоб не скучно им было в лесу.

Пришла сначала к птичкам, смотрит, плачут, бедняжки, детки на земле сидят, замёрзли совсем, греют их родители своими маленькими крылышками. А в небе туча грозовая растёт да надвигается. Говорит им Баба-Яга:

Простите вы меня, птички, виновата я! Посмеялась над вашими деточками, да на беду горькую обрекла! Я вину свою искупить хочу! Смастерила я вам новый дом, лучше прежнего. Ни ветер вам теперь, ни дождь не страшен.

Прикрепила она скворечник к дереву крепко-накрепко, отогрела птенчиков да посадила в домик. Залетели в него и птички, песни звонкие запели, обрадовались! Тут же простили Бабу-Ягу и говорят:

Не злимся мы на тебя больше. Приходи к нам в гости, мы тебя тоже научим песни петь!

Обрадовалась тут и Баба-Яга! Наконец-то её в гости пригласили, впервые в жизни. Это было так приятно. Она пообещала наведаться к ним на днях, и пошла дальше.

Теперь очередь настала лисичке домик в порядок привести да прощения попросить. Глядит, сидит она со своими лисятами возле норки, пытается песок достать, а он всё назад сыплется. Взяла Баба-Яга веник, вымела весь песок и говорит лисичке:

Прости ты меня, сестричка, оклеветала я тебя! За это принесла я вам с лисятами блинков масляных да с вареньицем малиновым, самым вкусным.

Спасибо тебе, Баба-Яга, проходи к нам в дом, выпей с нами чаю!

Не ожидала Баба-Яга такой доброты к себе, аж слёзы покатилась из глаз. Попила она чаю, откланялась, да пошла с медвежатами мириться.

Пришла на поляну, а их нет. Начала тогда Баба-Яга качели-карусели устанавливать всякие разные. Такой стук и шум подняла, что стало медвежатам любопытно, что ж там такое происходит. Выходят они на полянку, а там! Красота-то какая! Целая детская площадка с горками, качельками да песочницей! Запищали малыши от восторга, вприпрыжку побежали на площадку. Да такой смех и визг подняли, что вся лесная детвора туда сбежалась.

Подошли дети к Бабе-Яге и говорят:

Спасибо Вам, бабушка, Вы такая добрая! Пойдёмте с нами играть!

Бабу-Ягу ещё никогда не называли бабушкой, всё чаще ведьмой, да каргой злющей. Ей стало так приятно и радостно, что она решила так и оставаться доброй.

А Старичок-Лесовичок смотрит из-за дерева на неё, да нарадоваться не может.

Вот так Баба-Яга из злой карги превратилась в добрую бабушку. Ведь тот, кто другого обидит, никогда друга не найдёт. А к тому, кто с добром приходит, во много раз больше добра вернётся.

Примерный список вопросов детям (от 4-х лет):

  1. За что на Бабу-Ягу злились лесные звери и птицы?
  2. За что Баба-Яга злилась на обитателей леса.
  3. Как ты поступаешь, когда злишься на кого-то?
  4. Какой совет дал мудрый Старичок-Лесовичок?
  5. Почему звери простили Бабу-Ягу?
  6. Что поняла Баба-Яга?
  7. Как ты миришься с кем-то, если поссорился?
  8. Что ты чувствуешь, когда обижают малышей?
  9. У тебя много друзей?
  10. Ты часто говоришь друзьям добрые слова?
  11. Мастеришь ли ты им подарки своими руками?
  12. Как ты думаешь, друга обрадует твой подарок, сделанный своими руками?
  13. Тебе приятно, когда кто-то говорит тебе «спасибо»?
  14. А ты часто говоришь «спасибо»?
  15. Почему у Бабы-Яги не получилось петь?
  16. Тебе нравится учиться чему-то новому? Как ты считаешь, это полезно?
  17. Какой вывод ты сделал, послушав сказку?

Вопросы малышам (вопросы, нацеленные на ответ «да и «нет», но если малыш может отвечать, то задавать дополнительные вопросы из скобок):

  1. Тебе понравилась сказка?
  2. Как ты думаешь, Баба-Яга злая? А может добрая? (Добрая или злая? Почему?)
  3. Ты всё ещё боишься Бабы-Яги? (А что в ней такого страшного?)
  4. А после того, когда она стала доброй и со всеми помирилась, перестал бояться?
  5. Кто в сказке самый добрый? (если не может назвать персонажей, перечислять и спрашивать: добрый?)
  6. А ты добрый? (Для кого ты самый добрый?)
  7. А я добрый? (Если ребёнок ответит «нет», то можно спросить: а когда именно я превращаюсь в Бабу-Ягу?)
  8. (немного напомните, что Баба-Яга со всеми помирилась и превратилась в добрую, и спросите) Ну, что, больше не боишься Бабы-Яги?

Вы давно искали такое!

Уникальная книжка, соединившая в себе два эффективных развивающих подхода: головоломку и дидактическую сказку.

Здесь я собираю небольшую коллекцию своих сказок для разного возраста и на разные темы. Если Вам понравилась сказка и актуальна ее проблематика, обратите внимание, возможно, она входит в определенный , ссылка на который будет дана вверху страницы. Пройдя по ссылке на тематический сборник, вы сможете ознакомиться с другими сказками на эту же тему.

Сказка, направленная на повышение организованности и аккуратности, обращающая внимание ребенка на тот пример, который подает ему мама.

Сильное желание выигрывать - обязательная черта победителя. Поэтому и расстройства от поражений вещь естественная. Но как найти в поражениях позитив и конструктив, чтобы не так болезненно их переживать?

Сказка о перфекционизме.

Однв из самых волшебных сказок, в которой намешано очень много интересных мыслей, о мотивации, о неидеальности, о прощении и даже о концентрации внимания.

Медитативная сказка о смерти близких.

Сказка для детей, которым трудно делиться. Возраст 3-8 лет.

Красивая история о навязчивом стремлении к идеальности и безупречности.

Сказка для повышения уверенности в себе, для тех, кому прошлые неудачи мешают верить в себя. Возраст от 4 лет.

Сказка для повышения уверенности, для любого возраста. И для взрослых тоже, прочитайте и почувствуйте на себе как работает сказкотерапия.

Сказка о том, что быть здоровым намного приятнее, чем болеть.

Сказка, которая поможет в часы разлуки с мамой.

Сказка для адаптации в детском саду, вселяющая уверенность, что вечером мама всегда обязательно придет забрать ребенка домой. Смотрите видеосказку:

В этой сказке сбылась мечта девочки о новом мире, в котором играть на планшете и смотреть мультики можно было в любое время. Понравилось ли девочке жить в таком мире - читайте сами.

Расскажет о том, что жадность разрушает дружбу, и обратит внимание на природную щедрость мира.

Сказка о девочке, которая слышала только то, что хотела слышать.

Это терапевтическая сказка для мам. Если вы хотите прочувствовать на себе, как работает сказкотерапия, что чувствует слушатель и читатель, когда проблема сказки созвучна его переживаниям, прочитайте эту сказку для взрослых.

Еще одна сказка для неидеальных мам, написанная неидеальной мамой.

В этой сказке намешано столько идей, что даже сложно выбрать основную, так каждый, наверняка, может найти в ней что-то свое. Здесь и снижение эгоцентризма, и принятие себя, и принятие другого, и умение верить в себя, несмотря на мнение окружающих.

Против горшочных проблем.

Может ли быть настоящая дружба скоротечной и кто он такой, ис тинный друг? Такие вопросы предложит для размышления эта сказка о доверии в дружбе.

Сказка для повышения уверенности в себе, о том, что для того, чтобы увидеть настоящую ценность вещи, часто нужно время.

Сказка об интересе как о неотъемлемой составляющей счастья и радости. Стимулирует найти свой интерес в процессе обучения.

Взрослая красивая и романтичная сказка для повышения уверенности в себе, которую с удовольствием слушают и малыши. И даже если они не понимают всех сложностей сюжета, они наполняются верой в счастливый конец, мальчики представляют себя мужественными охотниками, а девочки - прекрасными и мудрыми хранительницами семейного счастья.

Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку.

Для тех, кто не застилает свою кроватку.

Которая легко и понятно объяснит деткам, почему нужно спать в своей собственной кроватке, а не вместе с мамой и папой.

Сказка для девочек, воспитываемых одинокими мамами.

Сказка для мальчиков, воспитываемых одинокими мамами.

Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку..

Красивая история для деток, которые не хотят стричь ноготки.

Новогодняя версия сказки, посвященная теме доверия, несущая в себе идею, что лучше давать мало обещаний, но быть хозяином своему слову, чем раздавать ничего не стоящие обещания направо и налево.

Это сказка для сладкоежек любого возраста.

Это сказка о том, как важно говорить со своими близкими, а не хранить в душе обиды на них.

Сказка для сладкоежек и грязнуль - пример негативного парадоксального внушения мыслей о чистоте.

Это сказка о женском счастье и о том, что если поверить в себя, можно измениться до неузнаваемости.

Сказка, которая поможет делать первые шаги в самостоятельности.

Это сказка о пользе чтения и образования, о том, что знания позволяют другими глазами смотреть на мир, наполняя жизнь интересом и счастьем.

Это сказка, направленное снижение эгоцентризма.

Для тех, кто боится нырять и мыть голову.

Эта сказка - настоящая скандинавская сага о двух королевских сыновьях, которая рассказывает что такое доверие и предательство.

Еще один пример трансформации метафорической истории в детскую сказку.

Серьезная и глубокая сказка о принце, на которого было наложено заклятие жадности, а также о настоящей дружбе, ибо страшные чары могло разрушить только это глубокое чувство.

Которая поможет снизить конкуренцию в братско-сестринских отношениях, а еще эта сказка о необходимости говорить с близкими о своих эмоциях и чувствах.

Это сказка о настоящей дружбе, написанная, как пример сказки по десяти словам, когда сначала составляется случайный список слов, а потом сочиняется сказка, в которую эти слова должны быть вписаны.

Это сказка об объятиях, которая напоминает об очень простом способе почувствовать внимание и любовь своих близких и рассказывает, как обниматься правильно.

Сказка для читателей постарше, в которой поднимается сразу много вопросов, это и доверие, и умение верить в свою мечту и силы, даже если близкие отказываются верить в тебя.

Сказка на одну из самых первых тем приучения к порядку и аккуратности - уборку игрушек.

Сказка о доверии в команде, о необходимости разделять отвественность между всеми участниками.

Сказка о компромиссе, о том, что уступить, это не значит проиграть или сдаться.

Сказка о том, что ласку и тепло в отношениях не нужно искать и ждать от окружающих, а нужно наполнять этим отношения самому.

Сказка, написанная для детей аллергиков, чтобы помочь им отказаться от тех аллергенов, которые они упели полюбить. Тем не менее, сказка является очень многоуровневой и может быть полезна всем в вопросах построения отношений.

Для отлучения от груди.

Тоже сказка на тему аллергии, которая, при этом, может восприниматься гораздо шире - как сказка об истинной поддержке.

Создана для того, чтобы помочь детям научиться свободно мечтать. В эту сказку встроена целая коллекция игр, развивающих фантазию, в которые ребенок сможет включиться прямо в процессе чтения или возможно воспользоваться идеями этих развивающих игр впоследствии.

Эта сказка об агрессии, о том, как взять эту сильную эмоцию под контроль и направить в конструктивное русло.

Взрослая сказка о взрослых отношениях, о ярлыках, которые мы иногда вешаем друг на друга.

Простая сказка с красивой и удивительно точной метафорой, которая расскажет об одном из способов повышения внимания.

Сказка «Две звезды»

(для детей 9-10 лет; проблема: соперничество между двумя лидерами в классе)

Наверное, каждый из вас, мои дорогие друзья, любовался звездным небом в ясную лунную ночь. Но, думаю, не каждый знает, что среди тысяч миллионов горящих звездочек есть две – с которыми не так давно произошла одна необычная история.

Так вот. Это были две звезды-соседки: одна горела ярким желтым светом, другая – ярко-красным. Их так и называли: Ярко-жёлтая и Ярко-красная. И хотя звёзды жили почти рядом – они практически не общались между собой. Может быть потому, что обе были удивительно красивы, и каждая считала ниже своего достоинства первой заговорить с соседкой. А может быть потому, что каждая звезда была очень уж занята своим делом. Хотя дело-то у них было почти общее: освещать планету Жизни и согревать ее обитателей. Вот только Ярко-желтая звезда освещала левую часть планеты, а Ярко-красная – правую. И всё было бы ничего. Но вот однажды прямо на границе левой и правой части планеты вырос красивый благоухающий нежнейшим ароматом цветок. Звёзды не могли не заметить его. И одна, и вторая звезда захотели согреть и приласкать цветок своими лучами. И вот их лучи скрестились над цветком.

Послушай, я первая увидела цветок, и значит он мой! – сказала Ярко-жёлтая звезда.

Ну уж нет! Это я первая его заметила, да и смотрит он в мою сторону – значит цветок принадлежит мне! – рассерженно возразила Ярко-красная звезда.

Я лучше смогу его согреть! – уже почти кричала Ярко-жёлтая.

Нет, я! – гневно отзывалась Ярко-красная. Ни одна из звёзд не хотела уступать другой.

Сейчас я тебе покажу, на что я способна! - Ярко-жёлтая звезда собрала всю свою энергию и злость и засветила в тысячу раз ярче обычного.

Ты не знаешь, на что способна я! – Ярко-красная звезда, вся багровая от гнева, собрала все свои силы и направила жгучие лучи на звезду-соседку, стараясь заслепить её своим светом.

Соревнуясь в своем превосходстве, поддавшись злобе и гневу, звезды совсем забыли о цветке, о растениях и животных на планете Жизни. А те изнемогали от палящих звездных лучей: еще немного – и всёуничтожающий пожар охватит планету!

Остановитесь! – прогремел вдруг на всё небо чей-то голос. Это Месяц – предводитель звёзд вовремя оказался рядом. – Опомнитесь!

И тут только две звезды, умерив свою энергию, вспомнили, из-за чего вышла ссора. Обратив свои взоры на цветок, звёзды не сразу увидели его: когда-то нежный трепетный бутончик и стройный стебелек с листочками распластались на земле. Цветок погибал от жары, впрочем, как и всё вокруг.

Слёзы раскаяния и горечи пришли на смену лучистому свету. Звёзды беспомощно рыдали – теперь свети сколько хочешь, только кому он нужен – твой свет? Звёздные слёзы потоками лились на планету Жизни. И потихоньку она стала оживать. Распрямил стебелёк, поднял головку и цветочек.

Ну что ж, я думаю, вы поняли свою ошибку, – обратился к звёздам Месяц. Даже не будучи подругами, вы должны уметь спокойно решать все споры. Помните – ещё одна такая ссора – и погибнет не только планета Жизни, но и вы потеряете всю свою силу и красоту и превратитесь просто в холодные камни.

А что же нам делать с цветочком, как его делить? – спросила у Месяца Ярко-красная звезда.

(Вопрос детям: «Как вы думаете, что посоветовал Месяц звёздам?»- предположения ребят)

Попробуйте договориться, - ответил Месяц и поплыл дальше осматривать свои владения.

Давай сделаем так, – предложила Ярко-жёлтая звезда, - я буду согревать цветок до обеда, а ты – после.

Хорошо, пусть будет так, - согласилась Ярко-красная звезда.

Две звезды так и не стали близкими подругами, но живут сейчас без ссор. И каждая знает: рядом с ней – самой красивой и яркой – светит точно такая же – яркая и красивая звезда. Ну что ж – и пусть светит!

Самое главное

(для детей 6-9 лет; проблема развода в семье)

Добрый день, мой маленький друг! Как, ты не знаешь, кто я? Тогда догадайся! У меня рыжая шерстка и красивый пушистый хвостик. Я живу в лесу, в дупле старого, раскидистого дуба. Больше всего на свете я люблю щелкать лесные орешки и прыгать по деревьям. Догадался? Ну, конечное, это я – бельчонок Тимка! Я вижу, что ты часто грустишь в последнее время, и поэтому решил рассказать тебе свою историю. Итак…

В дупле старого раскидистого дуба жил да был бельчонок Тимка (то есть - я). Жил он, конечно, не один, а с мамой и папой. Днем мама и папа много трудились: собирали орешки и грибы, готовили запасы на зиму. Бельчонок же в это время вместе с другими малышами-зверюшками учился разным лесным премудростям у тетушки Совы. Зато по вечерам вся беличья семья собиралась вместе. Мама, папа и Тимка очень любили играть в игру «самый меткий»: каждый своим хвостиком старался забросить в лунку как можно больше шишек. Да, веселое было время!

Но потом… Бельчонок стал замечать, что родители часто ссорятся, папа возвращается домой все позже, а иногда и вовсе не бывает дома по нескольку дней. Мама-белка грустила и говорила, что папа просто собирает орешки очень далеко, в соседнем лесу, и не успевает вернуться домой вовремя. Тимка тоже стал грустить, ведь теперь по вечерам не было ни игр, ни веселья. А в один из вечеров мама позвала его к себе и сказала: «Сынок, мы с папой больше не будем жить вместе. Нам очень трудно стало понимать друг друга – так бывает у взрослых. Мы с тобой будем жить здесь, а папа будет жить в соседнем лесу. Но в любое время, когда захочешь, ты сможешь видеться с ним. Помни, мы очень любим тебя – и я, и папа.»

После этого разговора Тимка долго не мог уснуть. «Наверное, это я виноват во всем: плохо стараюсь в школе, проказничаю – поэтому папа рассердился на меня и решил переселиться в другой лес», - такие мысли не давали покоя бельчонку. И на следующий день, когда только появился папа, Тимка бросился к нему и, плача, стал просить: «Папа, я буду хорошо-хорошо учиться, буду послушным – только не сердись на меня и не бросай нас с мамой!» Папа тяжело вздохнул, крепко прижал к себе сынишку и сказал: «Сынок, я очень люблю тебя – и послушного и непослушного. В том, что мы с мамой решили жить раздельно, твоей вины нет никакой. Я не бросаю тебя. Я был, есть и буду твоим папой, и как прежде буду заботиться о тебе. Прости нас с мамой, сынок. Когда вырастешь, я думаю, ты все поймешь».

Теперь бельчонок засыпал с мыслью: «И что за странные эти взрослые. Как у них все запутанно. И как хочется побыстрее вырасти, чтобы хоть чуточку их понять.»

Вот такая история произошла в моей семье, дружок. Она ведь очень похожа на твою, правда? С тех пор прошло уже несколько месяцев. Мне все еще немножко грустно, что мои родители живут раздельно. Но я все равно их люблю, а они любят меня. И это – самое главное! Помни об этом и ты, малыш!


Сказка «Урок чтения»

(для детей 6-8 лет с проблемами речевого развития, неуверенностью в себе)

Этот учебный день в школе зверюшек начался как обычно. Первым уроком у первоклассников была математика. А вторым – чтение. К этому уроку зверятам-первоклассникам задали выучить наизусть стихотворение. Львёнок немножко волновался. Нет, он выучил очень красивое стихотворение и знал, что сможет рассказать его очень выразительно. Но… Дело в том, что Львёнок так и не научился выговаривать звук «р», и ребята-зверята иногда поддевали его: «Что ж ты за Лев, если даже рычать не умеешь!» Вот и сейчас малыш побаивался, что его одноклассники (а что если и учитель?!) начнут смеяться над ним.

Начался урок. Первой стихотворение рассказывала Белочка. Она очень торопилась и у неё не очень красиво получилось.Потом учитель вызвал Медвежонка. А третьим - попросил рассказать стихотворение Львёнка. Он стал рассказывать стихотворение и чувствовал себя не очень уверенно. И когда несколько раз вместо звука «р» произнес «л», за спиной услышал смех – кто-то смеялся над ним.

Львёнок очень расстроился и не смог рассказать стихотворение до конца. Он сел за парту и закрыл голову лапками. Тогда учитель обратился к зверятам-первоклассникам: «Ребята, мы все приходим в школу учиться. И все мы такие разные! И это здорово! Кому-то сложно дается письмо, зато он прекрасно решает задачки. Кто-то не умеет быстро бегать, а вот стихи рассказывает просто замечательно. А кто-то заикается, но лучше его никто из ребят не нарисует. У нас у каждого есть свои особенности. У кого-то они заметны сразу: вот Львёнку, например, пока трудно выговаривать звук «р», но вы обратили внимание, какие у него «золотые руки» - поделки у Львёнка одни из лучших. К тому же он очень добрый, всегда придет на помощь. Так над чем же здесь смеяться?

А ты, Львёнок, не переживай. Знаешь ли ты, что у такого великого полководца как Юлий Цезарь, тоже были проблемы с речью – он заикался. Но это ничуть не помешало ему завоевать полмира! Т.е. эта его небольшая особенность просто не замечалась за другими его качествами: умом, целеустремленностью, смелостью. Вот так-то.»

На следующем уроке чтения Львенок подошёл к учителю и попросил: «Можно я расскажу сегодня свое стихотворение до конца?» Учитель конечное же согласился.

«Я смогу, у меня получится», - сказал себе Львёнок, и рассказал все стихотворение до конца – очень красиво и выразительно. Кто-то попытался хихикнуть, но Львёнок не обратил на это никакого внимания.

«Звук «р» - это моя особенность. Зато я умный, настойчивый и смелый, и никогда не смеюсь над слабостями других» , - так успокоил себя Львенок.

«Ты – молодец!» - сказал в конце урока учитель Львёнку. А все ребята захлопали.

Про Чебурашку

(для детей 6-8 лет; ребенок боится темноты)

Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее. Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тре­вогу; ему показалось, что в спальне кто-то есть. Этот «кто-то» скрывается в темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от него или предлагать дружбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так и не решился войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно Чебурашке не избежать насмешек. Раз­мышляя таким образом, Чебурашка вновь попробовал войти в спальню. Теперь этот «кто-то» даже чем-то потрескивал в ком­нате. Стало еще страшнее. «Надо покрепче закрыть дверь в спальню и срочно звонить Гене. Неважно, будут надо мной сме­яться или нет», - подумал Чебурашка.

«Алло», - ответил на другом конце провода Крокодил Гена.

«Гена, мне срочно нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую, как она тикает».

«Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят боль­шие часы с кукушкой - они и тикают». «Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно что-то опасное. Приезжай скорее».

Как хорошо, что ты приехал! - воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу Гене.

Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо. Ничего не тикало и не потрескивало. Но имен­но это и настораживало. Особенно Чебурашку. Скоро его насто­роженность и тревога начали передаваться и Гене.

«Что за глупости, - подумал он, - я начинаю бояться как в далеком детстве».

И тут Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно захо­дить в неосвещенные комнаты.

Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое было.

Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?!

Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в неосвещенных комнатах, таких как твоя спаль­ня, обитают незнакомые мне существа. Я не знал, злые они или добрые, навредят они мне или, наоборот, будут помогать. Я ни­чего про них не знал, не мог их толком разглядеть, и мне ничего не оставалось, как их бояться. Ведь всем известно, что если ты чего-то или кого-то не знаешь, то ты начинаешь бояться.

Знаешь, Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими друзьями, они давно бы вышли на свет, или как-то дали о себе знать.

Дорогой Чебурашка, они, может, и стали бы нашими дру­зьями, если бы действительно существовали.

Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? - вос­кликнул Чебурашка.

Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде свет, мне казалось, что никаких посто­ронних звуков нет. И мне совсем не было страшно. Страх прихо­дил только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти су­щества, если они, конечно, есть на самом деле, сами боятся!

Чего же?!

Боятся света. Но, - продолжал Гена, - когда я стал бо­лее внимательно прислушиваться к звукам в доме, полном све­та, то обнаружил, что все эти звуки есть!

Ой, - прошептал Чебурашка, - значит, эти существа все-таки не боятся света.

Не волнуйся, Чебурашка, - Гена улыбнулся и ласково об­нял друга за плечи, - оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом ведь тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые он издает, очень тихие. Когда мы чем-то заняты, или разговари­ваем, мы издаем звуки громкие. Поэтому нам сложно услышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает - не слышно машин на улице, выключен радиоприемник, спят соседи, мы мо­жем слышать, как поскрипывает пол, ветер гудит за окном, ти­хий ход часов. Дом, в котором мы живем, начинает рассказы­вать нам свои сказки.

Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спаль­ню! - воскликнул Чебурашка.

Когда чего-то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься. Придумываешь себе и бомбы, которые подло­жила Шапокляк, и чудовищ.

Чебурашка смутился - теперь его выдумка о бомбе каза­лась смешной.

Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые рассказывает мне мой дом. Его звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путе­шествиях.

Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые рас­сказывает мне мой дом, нужно еще войти в темную спальню, найти включатель и включить свет...

Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраня­ет, - задумчиво сказал Крокодил Гена. - Тогда я раскрою один волшебный секрет: когда входишь в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: «Охраняй, Волшебный Круг. Мне знакомо все вокруг!»

Спасибо тебе, дорогой Гена! А почему ты мне сразу не сказал про волшебный круг и заклинание?

Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх толь­ко на время. Тебе было бы не до того, чтобы слушать сказки своего дома. Потратив силы на борьбу со страхом, ты не узнал бы, как много интересного происходит в это время ря­дом с тобой.

Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка сов­сем по-новому оглядел свой дом. Он погладил рукой стены, двери.

«Неужели, вы каждую ночь рассказываете мне сказки! Ко­нечно же, вы ждете меня, когда я гуляю с друзьями и учусь. Согреваете меня, когда холодно. Пробуете со мной разговари­вать, издавая звуки. А я, не зная этого, боялся. Спасибо вам». И Чебурашке показалось, что пол благодарно скрипнул.

На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка на­чертил Волшебный Круг и произнес заклинание. Правда, делая это, он уже совсем не чувствовал страха. Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые потом превращались в удивительные и прекрасные сны...

Сказка про Медвежонка

(для детей 6-8 лет; проблема ревности старшего ребенка к младшему)

В одном сказочном лесу жила-была семья медведей: Папа-медведь, Мама-медведица и маленький Медвежонок. Жили они дружно. Ходили за вкусными ягодами, дружили с лесными пче­лами и те делились с ними лесным медом, загорали на солныш­ке, купались в речке, - словом, все делали вместе.

И вот однажды Мама-медведица сообщила всем радостную новость - скоро в семействе медведей будет пополнение. Дей­ствительно, Медвежонок замечал, как мамин живот рос день ото дня. Ему было очень любопытно, кто же родится?

Вот, наконец, настал счастливый день. Все поздравляли Маму, и Папу, и его. Правда, Сестренка медвежонка оказалась совсем не такой, какой он ее себе представлял. Но самое не­приятное было то, что она постоянно требовала к себе внима­ния. Особенно Мамы.

Жизнь в семье медведей изменилась. Теперь уже за ягода­ми и медом редко ходили все вместе. Уходя, Папа и Мама ос­тавляли Медвежонка присматривать за сестрой. Нельзя сказать, что это ему особенно не нравилось или было трудно. Просто было очень-очень обидно, когда, приходя домой, родители первым делом бежали к сестренке, беспокоились о ней, расспрашива­ли: «Как она?» Когда вся семья была в сборе, играли с малыш­кой, а не с ним.

«А я, что же, больше им не нужен?» - спрашивал себя Мед­вежонок. И так ему становилось горько, что хотелось даже уйти из дома.

И однажды так и случилось. Медвежонок шел по лесной до­рожке и думал о том, как несправедливы к нему Папа и Мама. Ему хотелось их чем-то наказать: «Вот когда я умру, они поймут, кого потеряли, но будет поздно!» От этих мыслей слезы навер­нулись на глаза, так Медвежонку стало жаль себя.

Шел-шел Медвежонок и пришел к домику зайцев. В их се­мье тоже было пополнение. Медвежонок наблюдал, как стар­шие братья с удовольствием учат маленьких зайчат грызть мор­ковку. «Что с них возьмешь, - зайцы!» - продумал Медвежо­нок и пошел дальше.

Вскоре тропинка привела его к семейству лис. Старший ли­сенок с любовью укачивал свою маленькую сестру. Странно, по­хоже он совсем не испытывал тех чувств, что Медвежонок. «Где ему меня понять, - подумал Медвежонок. - Что с них взять, - лисы!» И наш герой, махнув рукой, пошел прочь.

Неподалеку стоял дом семейства волков. И Медвежонок ви­дел, как старший волчонок весело кувыркался с младшим, учил его охотится. «Да он притворяется, что ему нравится играть с младшим братом!» - подумал Медвежонок и пошел дальше.

Стемнело, стал накрапывать дождик, Медвежонок проголо­дался, чувствовал себя одиноким и усталым, ему очень хоте­лось домой. Но вернуться он не мог.

Как ты думаешь, почему?

Ноги привели Медвежонка к старому дубу, в ветвях которого находился домик Мудрой Совы.

Ух, - удивилась Сова, - что ты делаешь здесь в поздний час, Медвежонок?

Да ничего, просто гуляю и все! Я - самостоятельный.

Это верно, - согласилась Сова, - слышала я от Сороки, что Мама с Папой разыскивают тебя по всему лесу.

Да это они просто перед сном с сестренкой гуляют! - ответил Медвежонок.

Э-э-э, видно ты в обиде на родителей? - догадалась Сова.

Да нет, просто... - Медвежонок не знал что сказать.

Просто, да непросто... - глубокомысленно изрекла Сова и, помолчав, добавила:

Похоже, мне придется открыть тебе один секрет... правда, я обещала Папе-медведю никому не рас­сказывать...

Что это за секрет?

Дело в том, что вскоре после того как ты родился, ко мне приходил Папа-медведь. Он был очень расстроен тем, что его жена-медведица больше его не любит. «Теперь у нее есть сын, а я ей совсем не нужен», - так говорил он...

Не может быть! - воскликнул Медвежонок. - Папа так не мог говорить!

Ты почему так думаешь?

Но не мог же он чувствовать то же, что и я!

А разве ты чувствуешь то же самое?!

Медвежонок опустил голову. Мудрая Сова слетела на землю и обняла его за плечи. Помолчав некоторое время, Сова сказала:

Знаешь, когда рождаются маленькие дети, они требуют к себе очень много внимания, а жизнь семьи перестает быть преж­ней. В маленькое существо нужно вложить много любви, терпе­ния и добра, прежде чем оно вырастет. Поэтому все внимание членов семьи отдается малышу. А некоторые, забыв или не зная об этом, могут чувствовать себя обиженными, ненужными и не­любимыми...

Так значит я покинул родителей в то время, когда они во мне особенно нуждались?! Мне так стыдно.

Чувства, которые руководили тобой, может испытать каж­дый. Иногда не просто увидеть любовь, если тебе уделяют немно­го внимания. Иди скорей домой, тебя там ждут и очень любят...

Медвежонок побежал по тропинке, ведущей к дому. А Муд­рая Сова еще долго смотрела ему вслед.

Как ты думаешь, о чем она думала?

Включайся в дискуссию
Читайте также
До скольки лет растет грудь и можно ли ее вырастить без операции Сколько растет грудь у девочек
Обветривание кожи лица, рук и губ
Новогодние и рождественские традиции разных стран мира