Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Русская прическа мужская. Стрижка «русской» бороды. Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

И напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Василий Тропинин. Портрет украинского крестьянина. Конец 1830-х - начало 1840-х. Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Константин Маковский. Портрет девушки в русском костюме. 1810-е. Частное собрание

Василий Тропинини. Портрет пожилого украинского крестьянина. 1820. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка - «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды .

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

«Прическа князя состояла из длинного клока волос на бритой голове. Клок разделялся на две пряди, которые свисали с обеих сторон лица. Борода, дополнявшая прическу, была редкая, зато усы - густые и длинные. В ухо была продета серьга с драгоценными камнями».

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать - шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо - это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы - полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

Илья Репин. Бородатый крестьянин. 1879. Частное собрание

Константин Маковский. Русская красавица. XIX век. Частное собрание

Илья Репин. Белорус. 1892. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил» . Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы , замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

Карл Людвик Христинек. Портрет графа Алексея Орлова-Чесменского. 1768. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой. 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иван Никитин. Портрет Гавриила Головкина. 1720. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» - ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара - за 2,5 рубля.

До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии - парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» - прядь волос).

«Это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями, - словом, художник».

Николай Лесков, рассказ «Тупейный художник»

Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» - высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы - в том числе, и российские дамы.

XIX век: античная изящность и изысканность романтизма

Вильгельм Каульбах. Портрет Ференца Листа. 1856. Мемориальный музей Ференца Листа, Будапешт, Венгрия

Владимир Боровиковский. Портрет Алексея и Александры Лобановых-Ростовских. 1814. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов. Портрет княгини Елены Павловны. 1828-1829. Частное собрание

В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.

В начале века Россию захватила античная тема.

«В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима».

Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет - «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».

Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.

Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы - каре - у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.

Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.

В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки - щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве - и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.

На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка - «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Русские прически от Древней Руси до начала XX века

Стали неотъемлемой частью русской культуры. Еще с давних времен русская нация была склонна к чистоте. Свои волосы славяне – мыли, расчесывали и укладывали в прически, которые отличались от семейного положения, а также других разнообразных факторов. В России всегда было в моде женщине иметь длинные волосы. Короткие стрижки имели только душевнобольные, монахини или женщины которые имели проблемы со здоровьем (например, при лечении от вшей). Сила и красота волос во все времена есть олицетворением общего здоровья человека.

Русские прически — особенности

В старину считалось неприличным (как для мужчин, так и для женщин) носить распущенные волосы или иметь непокрытую голову. Данные запреты не касались только детей.

Мужские русские прически

Раньше русские прически не были столь разнообразны как сейчас. Особенно это касалось мужчин. Как правило, они носили волосы средней длины. Обязательным было ношения головного убора. Его не снимали ни в церкви, ни в гостях. Исключениям было только снимание головного убора перед барином или вельможей. Отсюда и пошло выражение «ломать шапку», что значит поклонится.

Начиная со среднего возраста, мужчины начинали отращивать бороду. Она считалась символом мужественности и мудрости. Такая ситуация была до тех пор, пока царем (Петром Первым) не был создан указ, который приказывал всем мужчинам в принудительном порядке сбрить бороды. Этот указ был навеян тогдашнею европейской модой.

Женские русские прически

Традиционная женская русская прическа — это, конечно же , самых разных видов.

За длинными волосами был важен постоянный уход. Девушку с неухоженными волосами сразу бы засмеяли. При уходе за волосами раньше использовали компоненты только натурального происхождения. Это был квас, размоченный хлеб, простокваша или яичный белок. Совершали ополаскивания настоями трав, отварами или обычной водой. Отдельные травы и коренья предназначались для подкрашивания волос.

Еще с давних времен славяне украшали волосы. Летом – луговыми травами или цветами. Из них делался веночек, или просто вплетали в волосы. На каждый день использовали ленты. В праздники предпочтение отдавалось красному цвету, который считался особенно нарядным.

Русские прически узнаваемы и самобытны. Русские красавицы никогда не гнались за парикмахерской модой, их прически всегда были самостоятельными в своем развитии. Простые в исполнении и опрятные на вид прически в русском стиле выгодно подчеркивали естественную красоту славянских женщин. Сегодня русская прическа– это больше чем просто красиво уложенные волосы. Это история, традиции и культура, сплетенные вместе в тугую косу из трех прядей на голове русской девушки.

Какая она, русская прическа?

Вам знакомо выражение «Не опростоволоситься»? А приходилось ли вам вдумываться в его значение? Словосочетание это имеет глубокие корни: на Руси с распущенными «простыми» волосами по правилам приличия ходить можно было только детям. Женщина должна была собирать свою шевелюру в косы и укладывать их самой себе на голове, украшая лентами. Коса считалась самой распространенной, если не сказать единственной прической. Одну косу заплетали молодые девушки, а две– женщины замужем. Косы украшались аксессуарами того времени и всегда имели аккуратный, ухоженный вид.

Распущенные локоны, спадающие на плечи, в то время считались чем-то из рода вон выходящим и даже неприличным, безнравственным. На Руси волосы связывали с сексуальной энергией женщины, а собранные в косы локоны и покрытая голова означали целомудрие и чистоту мыслей.

Отличительные черты причесок русских красавиц

Прическа русской красавицы имела следующие специфические черты:

  • Волосы практически никогда не обрезали, чем длиннее они были, тем красивее считалась женщина.
  • Главный вариант укладки– .
  • Замужние женщины могли собирать волосы вверх, делая из косы пучок.
  • Вне дома девушек и женщин редко можно было увидеть без платка или кокошника на голове.

Секреты красоты прядей русских женщин

Русские женщины во все времена считались первыми красавицами. Секрет их красоты прост до безобразия: свежий воздух, натуральные продукты питания и постоянная физическая активность. Что касается красоты волос славянских женщин, здесь активно использовались секретами природы:

  • Красавицы на Руси могли часами расчесывать пряди деревянным гребнем из яблони или груши, тем самым усиливая приток крови к корням волос.
  • Ополаскивателями для волос того времени были настои любистка, душицы и почек тополя. Такая природная подпитка позволяла ускорить рост локонов и сделать их здоровыми.
  • Чтобы не знать проблем с перхотью и выпадением волос, женщины на Руси активно пользовались отварами лопуха и крапивы.
  • Чтобы придать локонам оттенок, не характерный естественному цвету волос, красавицы использовали отвар луковой шелухи, ромашку, барбарис, кору ольхи. Эти натуральные красители уже в те времена позволяли барышням экспериментировать с внешностью.

Русские прически на головах современных красавиц

Сегодня русские народные прически в своем первозданном виде практически полностью утратили свою актуальность. Если раньше головы славянских женщин украшали однотипные укладки из кос, сегодня каждая красавица старается выделиться из толпы, сделав на голове что-то необычное или отдать дань моде, последовав советам ведущих стилистов.

Сегодня в арсенале девушек столько помощников красоты, что они могут создавать своими руками в домашних условиях настоящие парикмахерские шедевры, причем каждый день новые. , осветление, … Сегодня помимо , у женщин есть масса способов выразить свою индивидуальность и показать красоту своих волос.

Если появляется на головах женщин, это не может быть не замеченным. Этим пользуются звездные красавицы, привлекая к своим персонам еще большее внимание. Так, к примеру, певица Рианна, появившись на красной дорожке с косой до пояса красного цвета, не могла не вызвать интерес к своему образу. А образ женщины-политика Юлии Тимошенко уже на подсознательном уровне у многих ассоциируется именно с косой.

Создаем «косу наоборот» на своей голове

Такая русская прическа, как коса из трех прядей имеет очень простую схему плетения: все волосы делятся на 3 пряди и пошагово переплетаются друг с другом. Такую укладку создать сможет каждая и без инструкций. А вот «косу наоборот» заплести сможет не каждая. Поэтапно плетение выглядит так:

  1. Разделите волосы на 3 равные части.
  2. Крайнюю левую прядь положите между второй и третьей, пропустив ее под вторым локоном.
  3. Теперь крайнюю правую прядь переместите под средней, чтобы она оказалась между первой и третьей.
  4. Крайнюю левую прядь переместите под средней, чтобы она расположилась между второй и третьей.
  5. Повторяйте схему до самых кончиков волос.
  6. Закрепите кончик резинкой или завяжите ленту.
  7. Немного потяните за завитки косы, чтобы придать ей объем.

Прическа в русском стиле на современный лад готова. Плетение очень простое и отличается от традиционного только тем, что пряди перекладываются не над соседним локоном, а под ним.

Женщина во все времена остается женщиной, и даже на Руси красавицы беспокоились о внешнем виде и здоровье волос. Именно здоровые ухоженные пряди считались достоинством русских красавиц. А прически в русском народном стиле скорее были практичными, нежели красивыми, ведь в то время барышни выполняли не только домашнюю работу, но и самостоятельно трудились на полях и в хлеву. Современные красавицы имеют тысячи возможностей, чтобы выглядеть на все сто. Пусть русские прически вдохновят вас и помогут выглядеть еще лучше!

Стрижка «русская»

Стрижка «русская » очень проста и легка в исполнении (рис. 107). Все волосы стригутся под кружок, причем с боков их стригут на уровне мочки уха или с учетом желания клиента.

Стрижку выполняют в следующем порядке: мастер, стоя позади кресла, разделяет волосы прямым пробором от середины лба к макушке, затем расчесывает волосы вниз и начинает подрезать прямой линией с левой стороны к затылку. Стричь волосы нужно прядями, придерживаясь уровня первой. Чтобы волосы подстригались ровно и не разделялись при стрижке, их придерживают ладонью левой руки, слегка прижимая к щеке.

Для стрижки волос правой стороны мастер переходит на правую сторону и начинает стричь от лица к затылку. Волосы затылочной части головы подрезают ровно, причем края должны иметь толстую обрубленную грань.

Рис. 107

После этого проверяют качество стрижки, устраняют все неровности.

Стрижку «русская» можно носить гладко зачесанной назад или с пробором – прямым или боковым. Но независимо от этого стрижка при расчесывании должна быть ровной.

Прически и головные уборы Московского княжества мало изменялись и сохраняли свои основные формы со времен основания Москвы и вплоть до прихода к власти Петра I, который, как известно, не только перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, но еще и обрил бороды боярам.


Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Головные уборы царя и царицы.


Итак, мужские прически практически не изменялись со времен Киевской Руси – это были короткие стрижки, к примеру, «под горшок». Стрижка «под горшок» свое название получила благодаря обычному глиняному горшку, который одевался на голову во время стрижки и по длине которого остригались волосы. Немного позже появляются стрижки «под скобку», «в кружок».



Остроконечная борода с усами и стрижка «под скобку».


Бояре, как и простые люди, носили длинные бороды и усы. Однако мода на выбритые лица периодически появлялась и в Москве. Так, князь Василий Иванович сбрил бороду в честь своей второй женитьбы. Его примеру последовали и бояре. Впрочем, мода на выбритые лица продержалась недолго.


Бороды были самой различной формы - борода-«лопата», борода клинышком, остроконечная борода, круглая борода, борода, разделенная на две части. К примеру, царь Иван Грозный носил небольшую остроконечную бороду с усами и стрижку «под скобку».


Мода на выбритые лица вновь придет в Москву во времена Смуты и с появлением у стен Москвы войск Речи Посполитой (государства, которое тогда объединяло нынешние земли Польши, Литвы, Беларуси и Украины). Речь Посполитая хотела посадить на московский трон Лжедмитрия (их было несколько) – якобы сына последнего московского царя из династии Рюриковичей Ивана Грозного. Данные попытки им не удались, а на московский трон вскоре взошла династия Романовых.



Русская одежда с XIV до XVIII столетия, терлик и шапка мурмолка.
(Вид изображает город Астрахань в начале XVII столетия).


При первых Романовых европейские одежды (или как их называют немецкие, польские) и прически все больше начинают проникать на русские земли. Царь Алексей Михайлович (отец Петра I) также в детстве носил европейские наряды, да и, будучи царем, особо не препятствовал западным влияниям.


Однако на старости лет, за год до смерти, в 1675 году им был издан указ, запрещающий его подданным носить западные одежды: «Стольником и стряпчим и дворяном московским и жильцом… Свой государев указ сказать, чтоб они иноземских немецких и иных извычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали, також и платья, кафтанов и шапок с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели. А буде кто впредь учнет волосы постригать и платье носить с иноземского образца, или же такое ж платье объявится на людях их: и тем от Великого Государя быть в опале, и из высших чинов написаны будут в нижние чины».



А. П. Рябушкин. Ожидают выхода царя. 1901 год. Эскиз.
В руках у бояр горлатные шапки.


Большое значение придавалось и головным уборам. Традиционными мужскими головными уборами в Московском княжестве были:


1. Конусообразные колпаки из войлока с вышивкой и металлическими украшениями.

2. Войлочные круглые шапки разного цвета с опушкой из меха.

3. Тафья - нижний головной убор, одевавшийся под большие шапки. Тафья представляла собой круглую или четырехугольную тюбетейку. Делалась она из бархата, расшивалась золотым шитьем или бисером.

4. Мурмолка – разновидность колпака. Делалась из ткани, невысокая, вышивалась бисером. При этом от лица шли отвороты из меха лисицы, куницы, соболя.


5. Горлатная шапка – шапка, похожая на трубу, обязательный головной убор бояр. Такая шапка целиком изготавливалась из пушистого меха. И только круглое донышко делалось из дорогой ткани.


6. При дворе Ивана Грозного носили собольи шапки.




И, конечно же, говоря о мужских головных уборах Московской Руси не стоит забывать про «шапку Мономаха» - своеобразную корону, царский головной убор. «Шапкой Мономаха» венчали на царство. По форме данный головной убор представлял из себя конус. Был украшен драгоценными камнями и золотом. Низ оторочен ценным мехом соболя, на маковке – золотой крест.



Прически русских женщин и девушек


Женские прически не отличались разнообразием. Как и во времена Киевской Руси женщины обязаны были прятать волосы под головными уборами.


Девушки носили косы. . Во время свадьбы косу невесты под грустные песни подружек и их рыданья расплетали и переплетали на две косы, которые укладывались вокруг головы – женская прическа. Таким образом, невеста и ее подружки прощались с незамужней жизнью девушки и ее девичеством.



Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.
Головной убор - кокошник.



Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.


Головные уборы русских девушек и женщин


Женские головные уборы были разнообразны. Носили – головные уборы, по форме напоминающие луковицу. Такие головные уборы делались из плотной ткани – парча, атлас, шелк, натянутой на твердую основу. Края головного убора обрамляла бахрома. Сами кокошники расписывались различными узорами, украшались жемчугом.


К слову, в те времена многие украшения делались из речного жемчуга (его использовали в вышивке на одежде, головных уборах), так как он был относительно дешевым и местного производства. Морской же жемчуг привозили с Востока.



Женский головной убор (кика) Калужской губернии. 1845.


Помимо кокошников носили кику - нарядный головной убор. Форма данного головного убора зависела от местности. К примеру, в Тульской области носили «рогатую» кику.



Лопатообразная кичка (кика). Рязанская область, XIX век.


Также были и повойники – нижние головные уборы замужних женщин. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна.



Женщина и девушка Бирюченского уезда. Конец XIX века.
В повойниках.


Носили убрус - тяжелый верхний головной платок, зимой – маленькие меховые шапочки, шерстяные платки.



В. Суриков, этюд к картине «Боярыня Морозова».
Убрус.


Головным убором царицы был венец с одним или несколькими зубцами. Венец одевался сверху на тонкий платок. Его расшивали золотыми нитями, украшали драгоценными камнями, по краям – жемчугом.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Какую роль играет семья в воспитании ребенка
Как сделать красивый макияж карих
Новогодние шары из бумаги шаблоны для вырезания