Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Гроза островский отношения катерины и бориса. Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой. Отношение Тихона к измене жены

Борис не выставлял напоказ свои мужские качества. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.

Катерина долгое время пытается приспособиться к укладу жизни в семье Кабановых. Но потом не выдерживает. Ее любовь к Борису - это своеобразный протест против угнетения, унижения и рабства. Каким видит Катерина Бориса? Разумеется, он кажется ей совсем не похожим на Тихона и на большинство окружающих ее людей. Каждый человек, влюбившись, склонен идеализировать предмет своей любви, и, конечно, Катерина не является исключением. Она идеализирует своего любимого, он представляется ей более сильным, благородным и возвышенным, чем есть на самом деле.
Однако молодой человек выгодно отличается от основной массы персонажей Островского. Он выглядит более умным и образованным. Он культурен, воспитан. Но при этом Борис слаб, а потому бездействует и плывет по течению. Даже любимой женщине он принес несчастье. Катерина отдала ему все, что могла, пожертвовала честью, даже своей жизнью. У Бориса же не хватило смелости помочь бедной женщине, стоящей на краю пропасти.
С самого начала Борис знал, что любовь к замужней женщине - преступление. Он давно заметил Катерину, но не решался с ней познакомиться. Когда у Бориса заходит разговор с Кудряшом о любви, тот говорит ему о местных нравах: “У нас насчет этого свободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. И тут-то Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш уговаривает его бросить эту затею, потому что такая любовь должна быть под запретом. “Ведь это значит, - говорит Кудряш, - вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич! ”
Какова реакция Бориса на эти слова? Он всячески уверяет, что ни в коем случае не хочет погубить любимую женщину: “Сохрани господи! Сохрани меня, господи! Нет, Кудряш, как можно! Захочу ли я ее погубить! Мне только бы видеть ее где-нибудь, мне больше ничего не надо”.
Катерина открыта миру, как дитя. Она отдает всю себя, ничего не получая взамен. Беда Катерины в том, что Борис оказался недостоин ее любви. При кажущихся положительных качествах он на самом деле мелкий эгоистичный человек, думающий только о себе. Любовь Катерины для него - это всего лишь развлечение, хотя он и пытается доказать ей, что действует, исключительно поддавшись силе страсти. Когда Борис узнает, что муж Катерины уехал на две недели, он радуется: “О, так мы погуляем! Время-то довольно”. Эти простые фразы как нельзя лучше говорят о его отношении к Катерине и их связи.
Борис покоряется воле своего дяди, который отправляет его в Сибирь. Сцена прощания Катерины со своим любимым показывает, насколько тяжело женщине и как при этом сдержанно ведет себя Борис. Он говорит: “Что обо мне-то толковать! Я вольная птица”.
Слова Бориса кажутся чудовищными: “Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай! ”. И эти слова мужчина говорит о любимой женщине! Он даже не пытается облегчить ее судьбу, хотя бы утешить. Борис просто желает ей смерти. И такова расплата Катерины за счастье, длившееся всего лишь десять дней!

Текст сочинения:

В своей статье "Луч света в темном царстве" А. Н. Доб-ҭюбов писал: "Гроза" есть, без сомнения, самое решитель-эе произведение Островского... В "Грозе" есть даже что-то свежающее и ободряющее.
"Гроза" была написана Островским после его путешествия по Волге в составе литературной экспедиции. Эта поездка помогла драматургу точнее и ярче отобразить быҭ, нравы, общую атмосферу провинциальных городов XIX века, воссоздать ҭипичные и яркие характеры.
Одна из ведущих линий в драме отношения Катерины и Бориса, поскольку эҭи отношения играюҭ большую роль в трагедии, разыгравшейся в пьесе.
Катерина гордая, волевая, но впечатлительная и мечтательная женщина. Она воспиҭывалась в атмосфере любви и радости, жила среди набожных и любящих природу людей, была вольна распоряжаться своей жизнью, как хотела, лирикому она и сейчас часто и с радостью вспоминает родной дом. Теперь же она замужем за слабым, безвольным, находящимся в полном подчинений у матери Тихоном. Одухотворенная, поэҭическая, светлая и романҭическая натура, она попала в дом, где царят жесткие законы, ложь, лицемерие, ханжество, где властвует самодурка Кабаниха, которая больше никому жизни не дает. Свободолюбивая и открытая Катерина постоянно ощущает на себе ҭяжкий моральный гнет свекрови, она вынуждена терпеливо сносить ее несправедливые бесконечные упреки. Этот дом для нее ҭюрьма, все здесь делается "из-под неволи". Рядом с Катериной нет родственной души, человека, который сумел бы понять ее и поддержать.

Но вот в городе появляется Борис, который отличается от других жителей Калинова внешностью, манерами, европейской одеждой, образованностью. Не зная его внутреннего мира, Катерина создает в своей душе образ, непохожий на реального Бориса своими качествами, но способный вызвать глубокую и самозабвенную ее любовь.
Кто же такой Борис на самом деле, каков он? С детства Борис воспиҭывался с сестрой в Москве. Родители любили их и дали превосходное образование, однако потом умерли от холеры: "Мы с сестрой сиротами и остались". А после умерла и бабка Бориса, оставив все наследство дяде самодуру и грубияну, но самому богатому в городе человеку Дикому, наказав, чтобы он выплатил нужную долю племянникам, если они будуҭ с ним почтительны. Однако не такой человек Дикой, чтобы расстаться со своими деньгами. И Борис терпеливо сносиҭ издевательства дяди, будучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от Дикого ни копейки.
Полюбив Катерину, Борис не задумывается о будущем, о
ом несчастье, которое он может принести замужней жене, очевидное для окружающих. Даже недалекий, но ободолюбивый Кудряш с тревогой предупреждает его: с, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это значиҭ, вы ое совсем загубить хотите... А ведь здесь какой народ! Сами таете. Съедят, в гроб вколотят... Только вы смотрите 1юта". Не думает о Катерине Борис, идет на поводу у сво-I"PO чувства, и в этом сказываюҭся его бесхарактерность, отсуҭствие-жизненных ориенҭиров и четких нравственных принципов.
Для искренней и глубоко религиозной Катерины лю-tioBb к Борису это грех, и не только перед законным мужем, но и перед Богом. Это причина ее внутреннего конфликта, совесть ее неспокойна. Однако в Борисе Катерина пилиҭ сильную личность, способную дать ей поддержку и щиҭу, все сочинения на освободить от тесноты и духоты дома Кабанихи. " юбовь Катерины сильная, глубокая, самозабвенная, в ерҭву этому чувству девушка готова принести даже собҭвенные моральные принципы: "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"
И все-таки, совершая свободный выбор, Катерина очень ҭяжело переживает свою измену. Для нее это грех против совести, но она готова пожерҭвовать жизнью ради любимого, зная, что любые грехи искупаюҭся страданием. Не людская молва ее тревожиҭ, а чистота собственной души, и мы видим, что до самого трагического конца Катерина не наменяет себе.
А что Борис? Когда в начале первого свидания Катерина i ониҭ его, в отчаянье восклицая: "Ну как же ҭы не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе", Борис малодушно оправдывается: "Ваша воля была на то". Тако-i вся его любовь слабая, нерешительная, вялая, способная брать, но не отдавать.
Ведь и терятьто ему по большому счету нечего: в городе он человек новый, как приехал, так и уедет, "вольный казак". Узнав, что их связь раскрыта, он уезжает по повелению дяди, бросая любимую женщину одну, несмотря на то что мог спасти ее, забрав с собой, несмотря на недоброе предчувствие. Его хватает лишь на причитание: "Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго". Таким образом, любовь не возвысила и не окрылила его, а лишь оказалась новой, ҭяжелой ношей, усугубившей его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не закаляюҭ, а сильнее пригибаюҭ к земле.
Катерина же даже своей смертью выразила протест против темноты, дикости, ограниченности патриархального быта, против душной атмосферы Калинова, и в этом простеете раскрылась вера автора в духовную силу русского человека и ожидание грядущих перемен в русской общественной жизни.

Права на сочинение "Катерина и Борис в драме А. Н. Островского "Гроза"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

В положении Катерины мы видим, что, все «идеи», внушенные ей с детства, все принципы окружающей среды — восстают против ее естественных стремлений и поступков. Страшная борьба, на которую осуждена молодая женщина, совершается в каждом слове, в каждом движении драмы, и вот где оказывается вся важность вводных лиц, за которых так упрекают Островского. Всмотритесь хорошенько: вы видите, что Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, в которой живет, и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования. Рассказы странниц и внушения домашних хоть и перерабатывались ею по-своему, но не могли не оставить безобразного следа в ее душе: и действительно, мы видим в пьесе, что Катерина, потеряв свои радужные мечты и идеальные, выспренние стремления, сохранила от своего воспитания одно сильное чувство — страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, чего она не могла бы объяснить себе хорошенько, ни отвергнуть. За каждую мысль свою она боится, за самое простое чувство она ждет себе кары; ей кажется, что гроза ее убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки... А все окружающее поддерживает и развивает в ней этот страх: Феклуши ходят к Кабанихе толковать о последних временах; Дикой твердит, что гроза в наказание нам посылается, чтоб мы чувствовали; пришедшая барыня, наводящая страх на всех в городе, показывается несколько раз с тем, чтобы зловещим голосом прокричать над Катериною: «Все в огне гореть будете в неугасимом». Все окружающие полны суеверного страха, и все окружающие, согласно с понятиями и самой Катерины, должны смотреть на ее чувство к Борису как на величайшее преступление. Даже удалой Кудряш, esprit-fort * этой среды, и тот находит, что девкам можно гулять с парнями сколько хочешь — это ничего, а бабам надо уж взаперти сидеть. Это убеждение так в нем сильно, что, узнав о любви Бориса к Катерине, он, несмотря на свое удальство и некоторого рода бесчинство, говорит, что «это дело бросить надо». Всё против Катерины, даже и ее собственные понятия о добре и зле; все должно заставить ее — заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном формализме семейной безгласности и покорности, без всяких живых стремлений, без воли, без любви, — или же научиться обманывать людей и совесть. <…>

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала; «без этого нельзя, — говорит ей Варвара, — ты вспомни, где ты живешь; у нас на этом весь дом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Катерина поддается своему положению, выходит к Борису ночью, прячет от свекрови свои чувства в течение десяти дней... Можно подумать: вот и еще женщина сбилась с пути, выучилась обманывать домашних и будет развратничать втихомолку, притворно лаская мужа и нося отвратительную маску смиренницы! Нельзя было бы строго винить ее и за это: положение ее так тяжело! Но тогда она была бы одним из дюжинных лиц того типа, который так уже изношен в повестях, показывавших, как «среда заедает хороших людей». Катерина не такова: развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее, еще тогда, как она только подходит к делу. Она не занимается психологическим анализом и потому не может высказывать тонких наблюдений над собою; что она о себе говорит, так уж это, значит, сильно дает ей знать себя. А она, при первом предложении Варвары о свидании ее с Борисом, вскрикивает: «нет, нет, не надо! что ты, сохрани господи: если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете!» Это в ней не разумная предосторожность говорит, — это страсть; и уж видно, что как она себя ни сдерживала, а страсть выше ее, выше всех ее предрассудков и страхов, выше всех внушений. слышанных ею с детства. В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Она все мечтает, как бы ей «полететь невидимо, куда бы захотела»; а то такая мысль приходит: «кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись»... «Только не с мужем», — подсказывает ей Варя, и Катерина не может скрыть своего чувства и сразу ей открывается вопросом: «а ты почем знаешь?» Видно, что замечание Варвары для нее самой объяснило многое: рассказывая так наивно свои мечты, она еще не понимала хорошенько их значения. Но одного слова достаточно, чтобы сообщить ее мыслям ту определенность, которую она сама боялась им дать. До сих пор она еще могла сомневаться, точно ли в этом новом чувстве то блаженство, которого она так томительно ищет. Но раз произнесши слово тайны, она уже и в мыслях своих от нее не отступится. Страх, сомнения, мысль о грехе и о людском суде — все это приходит ей в голову, но уже не имеет над нею силы; это уж так, формальности, для очистки совести. В монологе с ключом (последнем во втором акте) мы видим женщину, в душе которой решительный шаг уже сделан, но которая хочет только как-нибудь «заговорить» себя. Она делает попытку стать несколько в сторону от себя и судить поступок, на который она решалась, как дело постороннее; но мысли ее все направлены к оправданию этого поступка. «Вот, — говорит, — долго ли погибнуть-то... В неволе-то кому весело... Вот хоть я теперь — живу, маюсь, просвету себе не вижу... свекровь сокрушила меня»... и т.д. — всё оправдательные статьи. А потом еще облегчительные соображения: «видно уже, судьба так хочет... Да какой же и грех в этом, если я на него взгляну раз... Да хоть и поговорю-то, так всё не беда. А может, такого случая-то еще во всю жизнь не выйдет...» Этот монолог возбудил в некоторых критиках охоту иронизировать над Катериною как над бесстыжею ипокриткою * ; но мы не знаем большего бесстыдства, как уверять, будто бы мы или кто-нибудь из наших идеальных друзей не причастен таким сделкам с совестью... В этих сделках не личности виноваты, а те понятия, которые им вбиты в голову с малолетства и которые так часто противны бывают естественному ходу живых стремлений души. Пока эти понятия не выгнаны из общества, пока полная гармония идей и потребностей природы не восстановлена в человеческом существе, до тех пор подобные сделки неизбежны. Хорошо еще и то, если, делая их, приходят к тому, что представляется натурою и здравым смыслом, и не падают под гнетом условных наставлений искусственной морали. Именно на это и стало силы у Катерины, и чем сильнее говорит в ней натура, тем спокойнее смотрит она в лицо детским бредням, которых бояться приучили ее окружающие. Поэтому нам кажется даже, что артистка, исполняющая роль Катерины на петербургской сцене, делает маленькую ошибку, придавая монологу, о котором мы говорим, слишком много жара и трагичности. Она, очевидно, хочет выразить борьбу, совершающуюся в душе Катерины, и с этой точки зрения она передает трудный монолог превосходно. Но нам кажется, что сообразнее с характером и положением Катерины в этом случае — придавать ее словам больше спокойствия и легкости. Борьба, собственно, уже кончена, остается лишь небольшое раздумье, старая ветошь покрывает еще Катерину, и она мало-помалу сбрасывает ее с себя. Окончание монолога выдает ее сердце. «Будь что будет, а я Бориса увижу», — заключает она и в забытьи предчувствия восклицает: «ах, кабы ночь поскорей!»

Такая любовь, такое чувство не уживется в стенах кабановского дома, с притворством и обманом. Катерина хоть и решилась на тайное свидание, но в первый же раз, в восторге любви, говорит Борису, уверяющему, что никто ничего не узнает: «Э, что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли людского суда?»

И точно, она ничего не боится, кроме лишения возможности видеть ее избранного, говорить с ним, наслаждаться с ним этими летними ночами, этими новыми для нее чувствами. Приехал муж, и жизнь ей стала не в жизнь. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела; надо было опять воротиться к своей черствой, тоскливой жизни, — это ей показалось горче прежнего. Да еще надо было бояться каждую минуту за себя, за каждое свое слово, особенно перед свекровью; надо было бояться еще и страшной кары для души... Такое положение невыносимо было для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся в галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. Первое движение его было страх, что скажет мать. «Не надо, не говори, матушка здесь», — шепчет он растерявшись. Но мать уже прислушалась и требует полной исповеди, в заключение которой выводит свою мораль: «что, сынок, куда воля-то ведет?»

Трудно, конечно, более насмеяться над здравым смыслом, чем как делает это Кабаниха в своем восклицании. Но в «темном царстве» здравый смысл ничего не значит: с «преступницею» приняли меры, совершенно ему противные, но обычные в том быту: муж, по повелению матери, побил маненько свою жену, свекровь заперла ее на замок и начала есть поедом...

Кончены воля и покой бедной женщины: прежде хоть ее попрекнуть не могли, хоть могла она чувствовать свою полную правоту перед этими людьми. А теперь ведь, так или иначе, она перед ними виновата, она нарушила свои обязанности к ним, принесла горе и позор в семью; теперь самое жестокое обращение с ней имеет уже поводы и оправдание. Что остается ей?

<…>Менее невозможности представляло бы другое решение — бежать с Борисом от произвола и насилия домашних. Несмотря на строгость формального закона, несмотря на ожесточенность грубого самодурства, подобные шаги не представляют невозможности сами по себе, особенно для таких характеров, как Катерина. И она не пренебрегает этим выходом, потому что она не отвлеченная героиня, которой хочется смерти по принципу. Убежавши из дому, чтобы свидеться с Борисом, и уже задумывая о смерти, она, однако, вовсе не прочь от побега; узнавши, что Борис едет далеко, в Сибирь, она очень просто говорит ему: «возьми меня с собой отсюда». Но тут-то и всплывает перед нами на минуту камень, который держит людей в глубине омута, названного нами «темным царством». Камень этот — материальная зависимость. Борис ничего не имеет и вполне зависит от дяди — Дикого; Дикой с Кабановыми уладили, чтоб его отправить в Кяхту, и, конечно, не дадут ему взять с собой Катерину. Оттого он и отвечает ей: «нельзя, Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает, уж и лошади готовы», и пр. Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. Он хватил «образования» и никак не справится ни с старым бытом, ни с сердцем своим, ни с здравым смыслом, — ходит точно потерянный. Живет он у дяди потому, что тот ему и сестре его должен часть бабушкина наследства отдать, «если они будут к нему почтительны». Борис хорошо понимает, что Дикой никогда не признает его почтительным и, следовательно, ничего не даст ему; да этого мало. Борис так рассуждает: «нет, он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость, да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало». А все-таки он живет у дяди и сносит его ругательства; зачем? — неизвестно. При первом свидании с Катериной, когда она говорит о том, что ее ждет за это, Борис прерывает ее словами: «ну, что об этом думать, благо нам теперь хорошо». А при последнем свидании плачется: «кто ж это знал, что нам за нашу любовь так мучиться с тобой! Лучше бы бежать мне тогда!» Словом, это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают. Тип их много раз изображался в нашей беллетристике — то с преувеличенным состраданием к ним, то с излишним ожесточением против них. Островский дает их нам так, как они есть, и с особенным ему уменьем рисует двумя-тремя чертами их полную незначительность, хотя, впрочем, не лишенную известной степени душевного благородства. О Борисе нечего распространяться он, собственно, должен быть отнесен тоже к обстановке, в которую попадает героиня пьесы. Он представляет одно из обстоятельств, делающих необходимым фатальный конец ее. Будь это другой человек и в другом положении — тогда бы и в воду бросаться не надо. Но в том-то и дело, что среда, подчиненная силе Диких и Кабановых, производит обыкновенно Тихонов и Борисов, неспособных воспрянуть и принять свою человеческую природу, даже при столкновении с такими характерами, как Катерина. Мы сказали выше несколько слов о Тихоне; Борис — такой же в сущности, только «образованный». Образование отняло у него силу делать пакости, — правда; но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие; оно не развило в нем даже способности так вести себя, чтобы оставаться чуждым всему гадкому, что кишит вкруг него. Нет, мало того, что не противодействует, он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в них и должен принимать все их последствия. Но он понимает свое положение, толкует о нем и нередко даже обманывает, на первый раз, истинно живые и крепкие натуры, которые, судя по себе, думают, что если человек так думает, так понимает, то так должен и делать. Смотря с своей точки, этакие натуры не затруднятся сказать «образованным» страдальцам, удаляющимся от горестных обстоятельств жизни: «возьми и меня с собой, я пойду за тобою всюду». Но тут-то и окажется бессилие страдальцев; окажется, что они и не предвидели, и что они проклинают себя, и что они рады бы, да нельзя, и что воли у них нет, а главное — что у них нет ничего за душою и что для продолжения своего существования они должны служить тому же самому Дикому, от которого вместе с нами хотели бы избавиться...

Ни хвалить, ни бранить этих людей нечего, но нужно обратить внимание на ту практическую почву, на которую переходит вопрос; надо признать, что человеку, ожидающему наследства от дяди, трудно сбросить с себя зависимость от этого дяди, и затем надо отказаться от излишних надежд на племянников, ожидающих наследства. хотя бы они и были «образованы» по самое нельзя. Если тут разбирать виноватого, то виноваты окажутся не столько племянники, сколько дяди, или, лучше сказать, их наследство.

Добролюбов Н.А. "Луч света в темном царстве"

Катерина и Борис в пьесе «Гроза» являются персонажами, на уровне которых реализуется любовный конфликт произведения. Чувства молодых людей изначально были обречены, любовь Катерины и Бориса была трагична: Катерина была замужем, изменять мужу и сбежать с другим человеком было ниже её моральных принципов. Автор не рассказывает о первой встрече Катерины и Бориса, читатель узнаёт о ней со слов Бориса: «А тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то - никогда не удастся! Идёт с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой». Это была не любовь, а скорее влюблённость с первого взгляда. Для Кати чувства значили гораздо больше. В таком увлечении девушка видела ту самую настоящую и искреннюю любовь, о которой мечтало её сердце. Поэтому девушка, чьё воспитание не позволяло изменить мужу, отчаянно пыталась успокоить своё сердце. Решение Кати выйти к Борису в сад было фатальным. После десяти ночей тайных свиданий Катерина призналась мужу и свекрови в том, что чувствует к Борису. Последнее свидание Катерины и Бориса произошло уже после разговора Кати с Тихоном и Кабанихой.

Каждый из героев ищет встречи друг с другом, у каждого есть ощущение, что они должны сказать что-то друг другу. Но оба молчат. И говорить-то собственно, не о чем. Нужно сказать, что перед встречей Катя находилась в некоем пограничном состоянии. Обрывки мыслей и фраз, будто Катя хочет признаться в чём-то важном. Идея о страшном самосуде будто витала в воздухе, ещё не приняв чётких форм, но после встречи с Борисом решение было принято окончательно. Что же произошло во время их разговора?

Катя всё ещё надеется на то, что может быть счастлива с этим человеком, начинает будто оправдываться за свои поступки, извиняться, просить прощения. Её вопрос о том, забыл ли он её заставляет читателей понять, что в чувствах Кати произошли некоторые изменения. На всё реплики девушки Борис отвечает отстранённо, показывая, что ему ничего не нужно. Катя узнаёт, что Борис едет в Сибирь. И вот, последнее, на что решается девушка: «возьмёшь меня с собой?»

Реплика ещё раз доказывает силу характера, непоколебимость и веру Кати в эту любовь. Девушка отчаянно надеется на положительный ответ. В этом вопросе на самом деле были сосредоточены десятки других, более важных. «Любишь ли ты меня?», «что значат для тебя наши чувства?», «не ошиблась ли я в тебе?» - и множество других. Катя говорит о себе, а Борис в такой важный для девушки момент, вспоминает о дяде: «я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись».

Заметьте, проститься с местом, а не с Катей. В этот момент Катерина получает ответы на все свои незаданные вопросы, окончательно приняв решение покончить с собой. Именно после этих слов наступает такое резкое и болезненное прозрение, которого так боялась и вместе с тем ждала девушка.

Несмотря на это, девушка думает над тем, чтобы сказать что-то важное. Действительно важное. Но Борис торопит Катю, у него не так много времени. Девушка молчит о том, что уже решила расстаться с жизнью - это жертва не ради Бориса, а ради самой себя. Гибель не из-за несчастной любви (это бы всё опошлило), а из-за невозможности жить честно.
В прощании Катерины с Борисом есть одна примечательная деталь: Борис начинает догадываться, что у Кати на уме, хочет подойти ближе, обнять девушку. Но Катерина отстраняется. Нет, это не обида, не гордость. Катя просит Бориса подавать милостыню каждому, кто будет её просить, молиться за её грешную душу. Девушка окончательно отпускает Бориса. И Борис уходит, не понимая масштабности и значения этого разговора для Кати.

Александром Николаевичем была освещена важнейшая и особенно актуальная в то время проблема человеческого достоинства. В аргументы, позволяющие считать ее таковой, приводятся весьма убедительные. Автор доказывает, что его пьеса действительно важна хотя бы тем, что вопросы, затронутые в ней, продолжают волновать спустя много лет и нынешнее поколение. К драме обращаются, ее изучают и анализируют, а интерес к ней не ослабевает до сих пор.

В 50-60-е годы 19-го века особое внимание писателей и поэтов привлекали следующие три темы: появление разночинной интеллигенции, крепостное право и положение женщины в обществе и семье. Кроме того, была еще одна тема - тирания денег, самодурства и старозаветного авторитета в среде купечества, под гнетом которой находились все члены семей, а особенно женщины. А. Н. Островский в своей драме "Гроза" поставил задачу обличения духовной и экономической тирании в так называемом "темном царстве".

Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - самая важная в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы говорить: "Это Большинство действующих лиц - либо безусловно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Дикой и Кабаниха - истуканы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон - бесхребетные, способные лишь подчиняться существа; Кудряш и Варвара - бесшабашные, тянущиеся к минутным удовольствиям люди, неспособные к серьезным переживаниям и размышлениям. Лишь Кулигин, чудаковатый изобретатель, и главная героиня Катерина выбиваются из данного ряда. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" кратко может быть описана как противостояние этих двух героев обществу.

Изобретатель Кулигин

Кулигин - довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле - электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза", эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!", благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.

Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" раскрывается на контрасте "темного царства" и "луча" - Катерины.

"Темное царство" и его жертвы

Обитатели Калинова разделены на две группы. Одну из них составляют представители "темного царства", олицетворяющие власть. Это Кабаниха и Дикой. К другой принадлежат Кулигин, Катерина, Кудряш, Тихон, Борис и Варвара. Они являются жертвами "темного царства", ощущающими его жестокую силу, но выражающие протест против нее по-разному. Через их действия или бездействие раскрывается проблема человеческого достоинства в драме "Гроза". План Островского был показать с разных сторон влияние "темного царства" с его удушающей атмосферой.

Характер Катерины

Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.

Эта девушка - натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого "темного царства" завершается трагически.

Взаимоотношения Катерины и Тихона

Положение осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не могла любить и не знала, хотя изо всех сил стремилась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его недалекость, рабскую приниженность и грубость. Он с детства привык подчиняться во всем матери, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно переносит самодурство Кабанихи, не смея ей возражать и протестовать. Его единственное желание - хотя бы ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, загулять, запить. Этот безвольный мужчина, являясь одной из многочисленных жертв "темного царства", не только не мог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, поскольку внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предугадать драму, назревавшую в сердце его жены.

Катерина и Борис

Племянник Дикого, Борис, - это тоже жертва ханжеской, темной среды. По своим внутренним качествам он находится значительно выше "благодетелей", окружающих его. Полученное им в столице образование в коммерческой академии развило его культурные потребности и взгляды, поэтому данному персонажу трудно выжить в среде Диких и Кабановых. Проблема человеческого достоинства в пьесе "Гроза" встает и перед этим героем. Однако у него недостает характера, чтобы вырваться из-под их тирании. Он единственный, кто сумел понять Катерину, но был не в силах ей помочь: у него не хватает решимости сражаться за любовь девушки, поэтому он советует ей смириться, покориться судьбе и покидает ее, предчувствуя гибель Катерины. Неспособность бороться за счастье обрекла Бориса и Тихона на то, чтобы не жить, а мучиться. Лишь Катерина сумела бросить вызов этой тирании. Проблема человеческого достоинства в пьесе таким образом, это и проблема характера. Только сильные люди могут бросить вызов "темному царству". К ним относилась только главная героиня.

Мнение Добролюбова

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" была раскрыта в статье Добролюбова, который назвал Катерину "лучом света в темном царстве". Смерть одаренной молодой женщины, сильной, страстной натуры осветила на миг спящее "царство", как луч солнца на фоне мрачных темных туч. Самоубийство Катерины Добролюбов рассматривает как вызов не только Диким и Кабановым, но и всему укладу жизни в мрачной, деспотической феодально-крепостной стране.

Неизбежный финал

Это был неизбежный финал, несмотря на то что главная героиня так чтила Бога. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем терпеть упреки свекрови, сплетни и угрызения совести. Она признала себя виновной прилюдно, поскольку не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует расценивать как поступки, которые возвысили ее человеческое достоинство.

Катерину могли презирать, унижать, даже бить, но она никогда не унижалась, не совершала недостойных, низких поступков, они лишь шли вразрез с моралью этого общества. Хотя какая может быть мораль у столь ограниченных, тупых людей? Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - это проблема трагического выбора между тем, чтобы смириться или бросить вызов обществу. Протест при этом грозит тяжелыми последствиями, вплоть до необходимости лишиться жизни.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Какую роль играет семья в воспитании ребенка
Как сделать красивый макияж карих
Новогодние шары из бумаги шаблоны для вырезания