Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Личностная зона в деловой коммуникации. Зоны, дистанции и невербальные средства в деловой коммуникации. Выяснение позиций сторон

Основы делового общения Сорокина Алла Викторовна

6. Дистанция

6. Дистанция

Касаясь вопросов соблюдения этикета во время делового общения, нельзя не упомянуть о дистанциях. Использование пространства человеком влияет на его способность соотносить себя с другими людьми, чувствовать их близкими себе или держать на расстоянии.

Выделяются четыре основные дистанции, которыми руководствуются большинство людей во время общения, это: интимная, личная, социальная и публичная.

Интимная дистанция может быть ближней, выражаясь прикосновением, и дальней – на расстоянии от 15 до 50 см. Ближняя интимная дистанция в деловой жизни предполагается во время рукопожатий, приветствий и прощаний. Во всех остальных случаях устанавливается дальняя дистанция – 50 см.

Личная дистанция – это деловое общение на расстоянии от 60 см до 1,2 м, к которому прибегают во время ведения бесед, переговоров, подписания контрактов. Такое расстояние ни к чему не обязывает и вместе с тем располагает к продолжению контракта.

Социальная дистанция – от 1,2 до 2,5 м – устанавливается в случаях, когда общение происходит с незнакомым человеком. На таком расстоянии директор принимает секретаря и других служащих, подчеркивая строго деловое общение. Подобная дистанция удобна, когда длительное общение нежелательно: можно отвести от собеседника взгляд, и на таком расстоянии это не будет означать прекращение разговора.

Публичная дистанция предполагает расстояние от 3,5 до 7,5 м. Она идеально подходит для выступлений на совещаниях, семинарах. Публичная дистанция – это расстояние от сцены до публики, характерное для театра; от трибуны до участников совещаний, собраний.

При общении с иностранными деловыми партнерами необходимо помнить, что представители разных национальных культур по-разному относятся к дистанции.

Англичане, американцы, скандинавы не терпят близких дистанций, рассматривая их как покушение на свое личное пространство. Японцы воспринимают прикосновение к себе как потерю самоконтроля со стороны собеседника или агрессивность, к ним не следует приближаться менее чем на 1 м. А французы легко переходят на близкую дистанцию, если вы их заинтересуете. Арабы, латиноамериканцы, греки, итальянцы, испанцы считают, что не прикасаться к собеседнику в разговоре – значит, холодно и недружелюбно вести себя по отношению к нему. Для них активная жестикуляция – норма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Активные продажи 3.1: Начало автора Рысев Николай Юрьевич

3. Дистанция Отдельно стоит сказать о психологической дистанции. Тема важная и болезненная. Почему такая? Потому что, обеспечив необходимую дистанцию, вы создаете ауру комфорта для клиента, что неплохо само по себе. В такой ауре вы уже можете более свободно проталкивать

Из книги Бизнес с русскими или без? автора Бутомо Никита

Глава 6 Управление по-русски: дистанция власти Как хорошо: ВЛАСТЬ ОТ НАС ДАЛЕКО! Мы поближе к кухне и подальше от власти. Как здорово!Мы не ходим во власть и не принимаем участия в своей судьбе. Издавна так повелось. Сначала нами правили «русы» - то есть викинги. Потом

Из книги Как оказывать влияние. Новый стиль управления автора Оуэн Джо

Глава 2 Еще один «русский путь». Дистанция власти как основа для нашего развития Чак, Йохо, Стив, Зет и Русский сидят и разговаривают.Стив:- Кстати, Русский, что это за «совершенно особый путь развития русских»?Зет:- Это, Стив, когда по их дорогам не проехать! Вот и

Из книги автора

Дистанция Дистанция (или разница) – противоположность общим ценностям и надежности. Чем больше дистанция между двумя людьми, тем меньше они доверяют друг другу. Основные типы дистанции: разница между нашими словами и мыслями; разница между нашими словами и

1. К перцептивной стороне общения относят:

а) основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь;

в) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов;

2. Эффектом ореола называют:

а) тенденцию переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества;

в) приписывание другому человеку своих собственных качеств, чувств, мотивов.

3. Основной движущей силой развития личности по А.Маслоу являются:

а) стремление к самоактуализации;

в) комплекс неполноценности;

4. Императивное общение – это:

5. Фундаментальная ошибка атрибуции –это:

а) переоценка значения личностных свойств, недооценка значения ситуации;?(п отношению к оценке поведения других людей)

б) переоценка значения ситуации, недооценка значения личностных свойств;?(при оценке собственного поведения)

в) приписывание окружающим своих мыслей, чувств, мотивов;

6. Что такое манипулятивная система общения?

а) система приемов, обеспечивающих эффективное руководство;

Б) система, обеспечивающая навязывание окружающим своей воли;

в) двигательные стереотипы, сопровождающие общение.

7. Оптимальной зоной для делового общения с коллегами являются:

а) персональная зона;

б) социальная зона;

в) публичная зона.

8. Для современного российского менталитета характерны:

а) коллективизм, общинность;

б) индивидуализм, разобщенность;

в) смешанная стратегия «выживания группами».

9. Наиболее склонны к общению, активности люди:

а) сангвинического темперамента;

в) меланхолического темперамента.

10. Какой тип слушания наиболее актуален в деловых переговорах?

а) рефлексивное слушание;

б) нерефлексивное слушание;

в) эмпатическое слушание.

11. К коммуникативной стороне общения относят:

А) основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь.

б) процессы взаимодействия партнеров по общению – кооперацию, конкуренцию и т.д.

12.Социальные стереотипы - это:

а) феномен, мешающий эффективному общению;

б) феномен, облегчающий межличностное восприятие;

в) элемент массовой психологии, имеющий как позитивные, так и негативные стороны;

13. Основной движущей силой развития личности по А.Адлеру являются:

а) стремление к самоактуализации;

б) конфликт между «сознательным» и «бессознательным»;

в) комплекс неполноценности;

14. Манипулятивное общение – это:

а) общение с сотрудниками в ходе выполнения какой-либо работы;

б) это воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений;

15. Экстернальный тип человека – это:

а) приписывание человеком ответственности за происходящее с ним ситуации, окружению, обстоятельствам;

в) человек, который склонен приписывать ответственность за происходящее прежде всего личности, а не обстоятельствам.

16. Конформное поведение члена группы предполагает:

а) отказ от самостоятельных взглядов и действий, безоговорочное принятие членами группы существующих порядков;

в) независимость человека в суждениях, мнениях, чувствах от группового давления

г) противопоставление себя группе.

17. Демократический тип лидерства – это:

А) ориентация на мнение производственной группы, коллектива;

б) гибкость в решении задач;

18. Протестантская этика предполагает:

а) поощрение трудолюбия, накопления капитала;

б) негативное отношение к накоплению капитала;

в) предоставляет возможность каждому определять свое отношение к богатству.

19. Пассивное слушание целесообразно:

а) в ситуациях, когда Ваш собеседник дает Вам поручение, разъясняет проблему

б) в ситуации, когда Вы встречаетесь впервые с большим количеством людей;

в) в ситуации, когда Ваш собеседник взволнован каким-либо событиями, когда его переполняют чувства

20. Что такое невербальное общение?

а) язык телодвижений (мимика, пантомимика);

б) неформальное, дружеское общение;

в) общение по иерархической вертикали.

21. К интерактивной стороне общения относят:

А) основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь.

б) процессы взаимодействия партнеров по общению – кооперацию, конкуренцию и т.д.

в) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов

22. Эффект «ожиданий» или эффект Пигмалиона заключается в том, что:

А) человек получает обычно ту обратную связь, на которую рассчитывает;

б) более красивые люди расцениваются как более приятные в целом;

в) люди склонны делать поспешные выводы о человеке на основе его внешнего облика;

23. Основной движущей силой развития личности по А.Маслоу являются:

а)стремление к самоактуализации;

б) конфликт между «сознательным» и «бессознательным»;

в) комплекс неполноценности;

24. Диалогическое общение:

а) общение, при котором другой человек рассматривается как равноправный собеседник;

б) общение, при котором человек рассматривает собеседника как объект воздействия;

в) внутренний мысленный диалог.

25. Интернальный тип человека – это:

а) приписывание человеком ответственности за происходящее с ним ситуации, окружению, обстоятельствам;

б) общительный, коммуникабельный тип человека;

в) человек, который склонен приписывать ответственность за происходящее прежде всего личности, а не обстоятельствам.

26. Автономное поведение члена группы:

а) отказ от самостоятельных взглядов и действий, безоговорочное принятие членами группы существующих порядков;

в) независимость человека в суждениях, мнениях, чувствах от группового давления

г) противопоставление себя группе;

27. Либеральный (попустительский) тип лидерства – это:

а) ориентация на мнение производственной группы, коллектива;

б) гибкость в решении задач;

в) принятие единоличных решений;

28.Во время деловой беседы делать записи:

А) неприлично;

б) необходимо, так как это помогает не забыть важные детали;

в) не стоит, так как это может привести к пропуску важных элементов беседы;

29. Стереотипы в общении:

а) являются помехой и причиной плохой коммуникации;

б) обеспечивают эффективность деловых коммуникаций;

в) являются необходимым элементом психологической защиты;

30. Наиболее склонны к обостренным переживаниям, повышенной чувствительности и утомляемости люди:

а) сангвинического темперамента;

б) флегматического темперамента;

в) меланхолического темперамента

31. Наиболее важным фактором формирования социальной группы являются:

а) сильный лидер;

б) совместная трудовая деятельность;

в) символы и эмблемы, обозначающие принадлежность к определенной группе;

32. Эффект проекции – это:

а) тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества;

б) «моделирование» образа подчиненного на основе его профессиональной принадлежности;

в) приписывание другому человеку своих собственных качеств, чувств, мотивов.

33. Монологическое общение- это:

а) общение, при котором человек рассматривает другого как объект воздействия

б) общение, при котором другой человек рассматривается как равноправный собеседник;

в)общение со свои внутренним «Я ».

34. Референтная группа - это:

A) группа, которую человек не приемлет, отрицает, отвергает;

б) группа, мнение которой безразлично для человека;

в) группа, к которой человек себя причисляет, образец для подражания.

35. Для современного китайского менталитета характерны:

а) независимость, индивидуализм, стремление к личным достижениям;

б) конфуцианство, строгое соблюдение всех ритуалов и норм;

в)коллективизм, дух дружбы, поддержки.

36. Конформный человек - это:

а) необщительный, замкнутый человек;

б)не имеющий своего мнения, несамостоятельный, приспосабливающийся;

в) творческий человек.

37. Экспертная власть - это:

а) власть, основанная на владении какой-либо информацией;

в) Берн.

39. Делегирование полномочий подчиненным является:

а) необходимым и эффективным инструментом опытного руководителя;

б) признаком слабого и неэффективного руководителя;

в) метод руководства, к которому руководителю стоит прибегать время от времени.

40. Социально-ролевое общение - это:

а) исторически сложившаяся форма предсказуемого упорядоченного символического поведения;

б) это воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений;

41. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения рассматриваются в подходе по общению:

а) патопсихологическому

б) социально-психологическому

в) нейролингвистическому

г) психофизиологическому

42.Один из основных механизмов межличностного восприятия в общении, характеризующийся понимание и интерпретацией другого человека путем отождествления себя с ним , трактуется как:

а) социально-психологическая рефлексия

б) стереотипизация

в) эмпатия

Г) идентификация

43. Жесты , мимика и пантомимика – это средства общения:

а) оптико-кинестетические

б) паралингвистические

в) экстралингвистические

г) пространственно-временным

44.Произношение, тембр, высота и громкость голоса относятся к средствам общения:

а) оптико-кинестетические

б) паралингвистические

в) экстралингвистические

г) пространственно-временным

45.Тенденция к сохранению однажды созданного представления о другом человеке составляет суть эффекта:

а) ореола

б) последовательности

в) инерционности

Г) стереотипизации

46.Другой человек рассматривается как равноправный партнер в общении, как коллега в совместном поиске знаний при стиле деятельности:

в) либеральном

г) попустительском

47.Неправильное отношение в процессе общения друг к другу относится к барьерам общения:

а) физическим

б) социально-психологическим

Правильный выбор расстояния между Вами и собеседником очень важен для эффективного делового общения. Ознакомим Вас с общими закономерности, использование которых поможет Вам чувствовать себя комфортно во время беседы и поддержать нужный настрой.

Правильный выбор расстояния (дистанции) между Вами и собеседником очень важен для эффективного делового общения. Ознакомим Вас с общими закономерности, использование которых поможет Вам чувствовать себя комфортно во время беседы и поддержать нужный настрой.

При коллективном общении наиболее правильно соблюдать дистанцию от 1,2 до 3,5 метров, так называемую «социальную зону». На большем расстоянии стоит находиться только в том случае, если Вы выступаете в роли оратора перед большой аудиторией. Такое расстояние имеет обозначение «публичная зона» (от 3,5 до 7,5 метров).

Для формальной беседы стоит выбрать дистанцию в 1,2 метра, то есть что-то между социальной и так называемой «личностной зоной». Такая дистанция прекрасно подойдет для разговора с начальником, подчиненными, с новым сотрудником или партнером. А так же на такой дистанции общайтесь при случайных встречах и с малознакомыми людьми .

Если же Вы приблизитесь к собеседнику менее чем на 0,5 метра, то впустите его в свою "личную зону". Этим Вы покажете ему свое дружеское, доверительное отношение , что при деловом общении немаловажно. Поддерживать такую дистанцию удобно при разговоре с хорошо знакомыми людьми, с коллегами по работе, с партнерами по бизнесу. Находясь на расстоянии в 0,5 метра, Вам и собеседнику легче будет уловить эмоциональный настрой друг друга, решить совместные проблемы, продумать более эффективные способы сотрудничества.

В случае если собеседник приблизился к Вам ближе чем на 0,5 метров («интимная зона»), то, вероятно, он хочет перейти от делового общения к более близкому, поскольку дистанция менее чем 0,5 метра подходит только для общения с близкими людьми: детьми, родителями, любимыми, друзьями и родственниками. Если в эту зону попадет кто-то посторонний, Вы, вероятнее всего, почувствуете дискомфорт. Поэтому постарайтесь не подходить так близко к деловым партнерам, к сотрудникам и коллегам по работе. Такой вариант возможен, только если Вам нужно будет кого-то тепло поздравить или утешить, либо Вы захотите расбалансировать кого-то, либо почувствовать настроение и эмоции там, где их пытаются от Вас скрыть.

Помните, что расстояние во многом зависит от степени открытости или защищенности человека . При этом стоит помнить и о национальных особенностях. При этом какую выбрать дистанцию в деловом общении - решать Вам. Главное, чтобы Вы и Ваш собеседник чувствовали себя комфортно и в хорошем настроении.

Вербальные средства общения.

Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Невербальные средства общения.

Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей - невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях - это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Формы деловой коммуникации.

Беседа, беседа по телефону, дискуссия переговоры совещание, презентация. Деловое письмо.

Деловая беседа- это разговор между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга т.е. общение носит межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга



Телефонный разговор- это контактное по времени но дистанционное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общение собеседников. Соответственно отсутствие визуального контакта увеличивает нагрузку на устно-речевые средства взаимодействия партнеров по общению.

Особенности телефонной коммуникации. У телефона есть ряд преимуществ, которых лишены другие средства коммуникации. Главные из них: скорость передачи информации, немедленное установление связи с абонентом, находящимся на любом расстоянии. Непосредственный обмен информации в форме диалога и возможности достичь договоренности, не дожидаясь встречи, конфиденциальность контакта, сокращение бумагооборота, экономия средств на организацию контактов других видов.

Дискуссия (спор) как вид деловой коммуникации широко применяется при обсуждении разногласий, в ситуации отсутствия единого мнения по обсуждаемому вопросу. Спор – наука убеждения. Убеждение – это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому убеждению.

Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению соглашения, современный анализ проблем. Цель переговоров – найти взаимоприемлемое решение, избегая крайние формы проявление конфликта.

Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения.

Презентация – это официальное представление заинтересованной аудитории некоторой информации. Воздействие презентации очень серьезно, от ее успешного проведения зависят деловые контакты.

Зоны и дистанции в деловой коммуникации

Дистанцирование – это дистанция, которой придерживается один человек относительно другого, а также неожиданные движения, которые имеют целью изменения дистанции, например резкий шаг назад.

Как известно, далеко не каждого человека мы подпускаем близко к себе. Наше пространство подразделяется на четыре зоны: интимную, личную, социальную, публичную.

* Интимная зона.

От 0 до 45 см.В английском языке интимная зона называется «buble», что означает «пузырь». Внутри нашего пузыря мы чествуем себя в безопасности. Людей, которых мы подпускаем к границе интимной зоны, мы держим на расстоянии. Доверие, что именно дает пропуск к близко к нам, а в остальных случаях мы ограждаем себя от других людей «панцирем».

Личная зона.

Эта зона ровняется от 45 до 120 см. В этом пространстве должны совершаться нормальные деловые взаимодействия, коммуникативные процессы. Именно из этой зоны происходит внезапное вторжение в интимную зону, переход осуществляется плавно.

Личнастная или безличностная дистанция характерны для таких форм делового взаимодействия, как деловые переговоры или дружеская встреча, прием посетителей и консультирование.

Социальная зона.

Социальная зона – это то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем или вовсе незнакомы, а также при взаимодействии с малой группой лиц. Обычно таким расстоянием принято пользоваться при групповой встречи деловых лиц.

В деловом взаимодействии такое общение осуществляется на расстоянии 1,2 – 3,5 м. социальная зона граничит с личной, она предназначена для, как правило, для деловых контактов. Очень важно, что бы партнеры фиксировали сигналы тела, которые свидетельствуют о приближение к «допустимой» границе. Ведь отрицательная реакция и психологический дискомфорт при нарушении дистанции возникают б е с с о з н а т е л ь н о

Включайся в дискуссию
Читайте также
До скольки лет растет грудь и можно ли ее вырастить без операции Сколько растет грудь у девочек
Обветривание кожи лица, рук и губ
Новогодние и рождественские традиции разных стран мира