Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Атор: финансовый кризис в индии вынуждает россиян отказываться от экскурсий. Валютный кризис в Индии усугубляется. Власти начали «охоту» на золото Финансовый кризис в индии

И пока Индия лидирует в этом процессе, приняв решение вывести из обращения банкноты в 500 рупий ($7,30) и 1000 рупий ($14,60), составляющих почти 85% денежной массы. После чего в стране наступил хаос, чего и следовало ожидать, в принципе.

Теперь власти Индии нацелились на золото. Не только на золотые слитки, нет. Власти без лишних разговоров конфискуют ювелирные изделия у населения.

Протесты в Индии, спровоцированные «денежной реформой» премьер-министра Моди

Демонетизация первоначально была преподнесена как «хирургическая операция на черном валютном рынке — груды наличности, незаконно накопленные богатыми индусами в результате уклонения от уплаты налогов. Это теперь только стало понятно, что эти действия были чем угодно, только не хирургической операцией. Открытыми остаются и неудобные вопросы о том, что сложные правила и исключения, которые сопровождали демонетизацию, позволили владельцам черных денег отмыть большую часть своих денежных средств. Вместо этого в последнее время Моди решил сосредоточиться на демонетизации как средстве продвижения безналичной экономики.

Тем не менее, идея войны с неучтенным благосостоянием остается главной в процессе проводимой демонетизации, а это значит, что Моди придется найти другие способы продолжить начатое. Теперь власти заставляют представителей налоговых органов проводить рейды среди всех, кто может скрывать активы, как в денежной форме, так и в золоте.

Полиция и военные следят за процессом сдачи валюты в Индии

Среди населения уже укоренился страх перед такими налетами, которые, похоже, становятся обычным явлением, так что власти чувствуют необходимость вмешаться, чтобы подавить панику. Однако, это не помогает.

Правительство «проводит разъяснительную работу», объясняя правила, согласно которым чиновники имеют право изымать золото: ничего страшного не случится, «если будут введены ограничения: для замужней женщины 500 г золота, для незамужней – 250 г, для мужчины – 100 г».

Также отмечается, что не будет никаких ограничений на ювелирные изделия, «при условии, что они приобретены в качестве наследства». Кроме того, «должностное лицо, проводящее обыск, не может взять тот объем золотых украшений, который будет превышать установленный лимит».

А это значит, что налоговые органы Индии практически выиграли джек-пот в лотерею. Во время рейда они могут на месте решить, следует ли конфисковать золотые запасы семьи.


В Индии огромные запасы золота – 20 тыс. метрических тонн, большая часть которых является золотом, передаваемым по наследству.

Вместо того, чтобы урегулировать налоговое законодательство, власти открывают еще больше возможностей перед коррупционеров из налоговых органов, чем было в течение многих десятилетий. Богатые заплатят сколько нужно, чтобы избежать ненужных домогательств со стороны налоговых органов. Бедные, как всегда, пострадают. Это ключевая фраза, идеально описывающая все, что происходит сейчас в Индии.

Все, кто имел связи в политических кругах, знали заранее о надвигающейся катастрофе и действовали заблаговременно. Остальные остались не у дел.

«Золотой рейд» в Индии лишь усугубит последствия запрета на наличные. Если немного заглянуть на краткосрочную перспективу, эти виды действий приведут к увеличению спроса на золото.

А дальше что? Люди делают вид, что они знают, что их ждет. Тем не менее, я совершенно уверен, что приближается валютный кризис. Какие районы он поразит в первую очередь неизвестно, однако, список вероятных кандидатов увеличивается с каждым годом.

Я ставил на Японию, Китай и ЕС. Индия застала меня врасплох, хотя, если подумать, она вполне согласуется с моей общей теорией, что рано или поздно ситуация выйдет из-под контроля, причем это будет явно не в США.

Действия США могут привести к валютному кризису, но пик кризиса разразится в другом месте. Если я не ошибаюсь, золото будет безопасным убежищем, независимо от валюты. Особенно там, где грянет кризис.

В2003 г. эксперты инвестиционной компании Goldman & Sachs ввели в оборот аббревиатуру БРИК, звучащую по-английски так же, как слово «кирпич» для обозначения группы стран - Бразилии, России, Индии и Китая - за счет роста которых, по их мнению, во многом должен будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков, в частности. Сделано это было, прежде всего, для того, чтобы привлечь потенциальных инвесторов к покупке ценных бумаг этих стран. Указывалось, что быстрый рост экономик четырех государств делает выгодными капиталовложения в эти страны. Если раньше традиционно наибольшим спросом пользовались ценные бумаги, выпущенные фирмами и правительствами развитых государств Европы, Северной Америки и Японии, то теперь финансистам предлагалось активнее осваивать новые рынки деятельности.

Микроэкономическая идея, нацеленная на получение прибыли от акций быстрорастущих предприятий стран БРИК, оказалась верной и с точки зрения макроэкономики, т.е. на уровне национальных экономик. Она прижилась, и БРИК стал рассматриваться политиками и экономистами уже как группа крупных государств, характеризующихся быстрым и устойчивым развитием. Таким образом, данные государства выделились из группы развивающихся и переходных экономик в авангард, который успешно догоняет развитые страны по своей экономической мощи.

Более того, страны БРИК стали превращаться в группу, имеющую общие экономические и даже политические интересы. Так, уже на втором саммите, проходившем в Бразилии в апреле 2010 г., в итоговом заявлении появились разделы, посвященные энергетике, изменению климата и борьбе с терроризмом. Помимо последствий глобального финансово-экономического кризиса, обсуждались возможности координации усилий в области безопасности и организованной преступности.

Как уже отмечалось выше, два члена БРИК - Китай и Индия легче многих других стран мира перенесли мировой финансово-экономический кризис. России повезло меньше. Ее экономика пережила сильный спад во время кризиса, а выход из кризиса не сопровождался радикальным повышением эффективности. Поскольку масштабы бразильской экономики меньше китайской и индийской, внимание наблюдателей приковано, прежде всего, к паре Китай-Индия. Станут ли эти государства лидерами мирового экономического роста, вытаскивая всю мировую экономику из депрессии, или же Индия отстанет, и ей будет трудно выступать в качестве мирового локомотива?

Как показывают оценки экспертов Международного валютного фонда, экономика Китая в последние годы развивается более быстрыми темпами, чем экономика Индии, но разница темпов невелика. Индия и Китай показали уверенный экономический рост в период кризиса, когда и мировая экономика в целом, и развитые страны пережили спад производства. В 2010 г. обе страны развивались темпами, которые в 3 раза выше, чем у развитых государств. С 2011 г. эти государства вступили в полосу экономического застоя и медленного роста, и разрыв увеличился в 4-5, а с Китаем почти в 6 раз. В то же время темпы роста ВВП Китая явно покинули двузначную зону, но этот факт не является негативным, поскольку КНР нуждается в перестройке своей экономической модели. Для Индии замедление темпов роста ВВП - более тревожный факт.

Россия показывает более быстрый рост, чем группа развитых стран, но меньший не только по сравнению с Китаем и Индией, но и с группой развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Существенно сбавила темпы и Бразилия.

Можно сказать, что после острой фазы кризиса БРИК разбился на две части. Первая - Китай и Индия, которые сумели удержать высокие темпы роста ВВП, вторая - Бразилия и Россия, которые, восстановив экономический рост после спада в 2009 г., демонстрируют очень умеренные темпы роста ВВП. Тем не менее, вся группа по-прежнему развивается быстрее, чем развитые страны.

Что не нравится в Индии Нобелевскому лауряту
В целом, экономический и политический истеблишмент Индии удовлетворен макроэкономической ситуацией и считает, что в среднесрочной перспективе Индия вполне может развиваться со средними темпами роста ВВП около 10%, хотя есть понимание того, что слишком быстрый рост чреват несбалансированностью.

Определенным диссонансом настроениям индийской элиты прозвучало выступление Амартия Сена, лауреата Нобелевской премии по экономике, индийца по происхождению, работающего в США. Выступая в Дели перед студентами и предпринимателями, он подверг сомнению необходимость конкурировать с КНР по темпам роста ВВП. По его мнению, гораздо важнее использовать хозяйственную активность на благо основной части населения.

Индикатором динамики в этой области является, в частности, индекс развития человеческого потенциала. Этот индекс рассчитывается как совокупность трех сторон развития: здоровья населения, измеряемого показателем средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного; образования, показателем которого выступает продолжительность обучения взрослых; материальных условий жизни, измеряемых душевым ВВП.

Такие индексы уже продолжительное время рассчитываются по большинству стран мира. Выше мы уже упоминали о расколе стран БРИК на две группы по темпам роста ВВП. По ИРЧП также выделяются две группы. Это - Россия и Бразилия с относительно высоким уровнем ИРЧП, и Индия и Китай с невысоким уровнем.

В целом, вся группа БРИК не относится к числу лидеров в мире, где максимальные баллы на уровне выше 0,900 имеют такие страны, как Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, США. Если Россия и Бразилия относятся к категории стран с высоким уровнем индекса, то Китай и Индия к группе среднего уровня. Индия по ИЧРП в группе БРИК является аутсайдером, несмотря на впечатляющие достижения в темпах роста и развитие информационных технологий и других отраслей hightech.

Контраст велик по всем позициям: и по продолжительности жизни, и по числу лет обучения, и по уровню ВВП. Если отбросить экономическую составляющую индекса, то Россия, Бразилия и Китай образуют очень тесную группу, т.е. образование и здоровье населения в них мало различаются. Индия при этом все равно сильно отстает, и разрыв между нею и Китаем даже увеличивается. Т.е. отставание велико не только в экономической области, но и в сфере здоровья и уровня образования населения.

Еще одним аспектом, к которому привлек внимание А.Сен, является продовольственная ситуация в Индии. Недостаток п тания - постоянная проблема страны, и без ее решения прогресс имеет очень ограниченные перспективы. Большое население, особенно в сельской местности, и ограниченные экономические ресурсы, недостаточные для реализации широкомасштабных программ модернизации экономики в целом и сельского хозяйства в частности, создают условия для экологического кризиса большого масштаба.

«Давление населения на землю»
Уже многие десятилетия в Индии нарастает аграрное перенаселение, которое ведет к разрушению природной среды в деревне. По мнению исследователя фундаментальных проблем аграрного сектора Индии и ряда других крупнейших стран мира В.Г.Растянникова, несмотря на головокружительные успехи экономического роста за последние десятилетия, современная Индия переживает острейший кризис под названием «давление населения на землю». Этот кризис имеет перманентный характер. Первопричина этого кризиса - чрезмерно интенсивный, не сообразующийся с массой имеющихся природных ресурсов рост населения. Состояние современного сельского хозяйства Индии характеризует тот факт, что производство продовольственного зерна на душу населения в начале ХХI в. ниже, чем в конце ХIХ в.

Как пишет востоковед А.М.Горячева, «уже сейчас страна отягчена таким количеством избыточного, бедного, неграмотного и больного населения, что ее никак не удается включить в современный экономический процесс. Руководство страны отдает себе отчет в том, что даже темпы экономического роста в 8-10% в год не могут решить проблему кардинально».

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в трех странах БРИК существует проблема недоедания. Во всех трех странах число нуждающихся и их доля в населении падают, и экономический кризис в этой сфере жизни общества незаметен, но в Индии и число людей, получающих недостаточное питание, и доля этих людей в населении все еще велики.

Показатели индустриального развития
Важной составляющей догоняющего развития является построение индустриального общества и соответствующей ему физической инфраструктуры в виде современных зданий, путей сообщения и т.д. Для этого необходимы конструкционные материалы, главными из которых являются сталь и прокат. Кроме того, для развитого индустриального общества необходимо развитие машиностроения, которое в значительной степени является металлообработкой. Лидерство в производстве стали перемещается из страны в страну по мере прохождения начальных стадий индустриализации, но современное индустриальное общество не может быть создано без производства больших количеств металлоконструкций, стального листа, проката, труб и т.д.

Китай выделяется не только в БРИК, но и во всем мире. Его ближайший преследователь Япония выплавила в 2012 г. немногим более 100 млн т стали; Китай производит стали больше, чем Западная Европа, Северная Америка и Япония, вместе взятые. Таким образом, Китай резко выделяется как индустриальная держава. Вместе с тем, уровень выплавки стали в Индии уже превысил российский. Очевидно , что все страны БРИК успешно преодолели острую фазу кризиса в том, что касается черной металлургии, и наращивают выплавку стали быстрыми темпами. Можно отметить, что аутсайдером по масштабам развития черной металлургии в группе БРИК выступает Бразилия.

Китай опережает в БРИК другие страны по величине потребления металлообрабатывающего оборудования в разы. Индия по объему потребления отстает от Китая почти в 20 раз, но и она, и Бразилия опережают Россию. Нужно отметить тот факт, что Индия за время, прошедшее после завершения острой фазы глобального экономического кризиса, опередила Бразилию. Что касается России, то, несмотря на рост потребления металлообрабатывающего оборудования, она сильно отстает от всех участниц группы БРИК.

Еще одна проблема Индии - отсталая физическая инфраструктура. «Узким местом» в инфраструктуре Индии являются автомобильные дороги. Индия занимает 2-е место в мире по протяженности автодорожной сети, но эта сеть нуждается в коренной модернизации. Автомобильные дороги обеспечивают 85% пассажирских и 61% грузовых перевозок в стране. При этом около трети дорог имеют по одной полосе движения в каждую сторону, чуть более половины - по две полосы, и только примерно 12% по 3 и 4 полосы. В результате, движение по дорогам, многие из которых еще и заняты велотранспортом и гужевыми повозками, медленное. Грузовик грузоподъемностью 10 т преодолевает расстояние в 1400 км между городами Мумбай и Дели за 3-4 суток, т.е. со средней скоростью ниже 50 км/час. Ежегодно на дорогах гибнет примерно 100 тыс. человек - в четыре раза больше, чем в России, что делает их одними из самых опасных в мире.

Железные дороги также являются «узким местом» в транспортной системе страны. Железнодорожная сеть Индии формировалась полтора века, и сейчас она не только наиболее разветвленная, но и наиболее загруженная в мире. По железным дорогам перевозится примерно треть всех грузов, но только 15% пассажиров, хотя это почти 7 млрд человек, примерно равно населению Земли в год. Еще 20 лет назад на железные дороги приходилось около 70% пассажиропотока, но сейчас они просто не справляются с ростом перевозок из-за устаревшей инфраструктуры. Их необходимо модернизировать и для обеспечения стабильности и роста объемов перевозки угля - основного груза, перевозимого по ним в Индии. Автомобильный транспорт не может принять на себя большой объем такого дешевого груза, как уголь.

Развитие Индии, большой по территории страны, протекает неравномерно. Часть штатов получают максимальную выгоду от быстрого экономического роста, но некоторые не вписываются в проекты модернизации. Наиболее успешно развиваются столичный округ Дели и штаты Махараштра, Гуджарат, Карнатака и Тамилнад на юге страны. Именно сюда поступают инвестиции, здесь развивается производство, отсюда направляются экспортные потоки. Экономический рост обеспечивает более высокие доходы рабочей силы. В то же время крупные штаты Уттар-Прадеш и Мадхья-Прадеш в меньшей степени затронуты модернизацией и ростом. Среднедушевые доходы в успешно развивающихся штатах в 4-5 раз выше, чем в менее благополучных.

Доходы основной части индийцев формируются в сельской экономике, значительная часть которой еще носит традиционный характер. Эту сферу производства модернизация почти не затронула. В сельском хозяйстве создается примерно 20% ВВП, но в нем занято более половины рабочей силы страны.

Экономический рост больше всего выгод дает среднему классу. Все больше становится товаров и услуг, которые потребляет именно средний класс, цены на них растут очень умеренно, а на некоторые - падают по мере развития национального производства, замещающего импорт. В то же время растут цены на продовольствие и коммунальные услуги, которые определяют экономическое положение основной части индийского населения, имеющего очень невысокие доходы.

Индия и Китай: результаты прохождения через кризис
Если сравнивать китайскую и индийскую экономики, то по большинству показателей китайская будет впереди. Тем не менее, по результатам прохождения через мировой финансово-экономический кризис Индия показала бóльшую эффективность, чем Китай: ей потребовалось меньше усилий, чем Китаю, для поддержания стабильного роста экономики после кризиса. Это связано с тем, что в период кризиса Китай запустил масштабную программу стимулирования своей экономики. В 2009 г. объемы кредитов, которые должны были стимулировать инвестиции, в первую очередь, в инфраструктуру, удвоились, по сравнению с 2008 г., и составили $1,4 трлн, или 30% ВВП страны. Программа оказалась успешной, поскольку экономический рост сохранился на высоком уровне даже при том, что экспорт Китая в 2009 г. упал на 16%.

Успех, однако, сопровождают определенные риски. Обилие денег способно раздуть финансовые пузыри, в первую очередь, в сфере недвижимости. Кроме того, слишком большое число кредитов может привести к тому, что далеко не все заемщики смогут их обслуживать, а это отрицательно скажется на качестве всей банковской системы.

Индия, так же как и многие другие страны в период кризиса, понизила ставку рефинансирования, ввела налоговые льготы и увеличила бюджетные расходы. Однако их объемы были гораздо ниже тех, что в Китае. Они составили в 2009/10 фин. г. $36 млрд, или всего лишь 3% ВВП, в то время как сопоставимая по статьям часть китайского антикризисного пакета составила около 6% ВВП. Индии удалось стимулировать экономический рост в период кризиса, не рискуя стабильностью банковской системы. Банки вели консервативную политику по отношению к заемщикам и не накопили плохих кредитов. Нет признаков раздувания финансовых пузырей на рынке недвижимости.

Поскольку экономика Индии в меньшей степени зависима от внешних рынков, ей удалось ограничиться меньшими, чем Китай, усилиями по преодолению последствий мирового кризиса. Перед кризисом в 2008 г. экспорт Китая составлял 35% ВВП, а Индии - 24%. Китаю нужно было чем-то компенсировать падение экспорта, чтобы сохранить экономический рост. Индии было значительно легче решить эту задачу. Накануне кризиса потребление частного сектора в Индии составляло 57% ВВП, тогда как в Китае - только 35%. Вот почему в Индии в период кризиса именно частное потребление оказалось важнейшим стабилизатором. В целом, экономика этой страны сохранила потенциал быстрого роста, не накопив новых рисков, связанных с финансовым стимулированием в период кризиса.

Хотя Китай и опережает Индию по темпам роста экономики и ее модернизации, в последние годы, особенно во время кризиса, его экономическая модель усваивает некоторые черты индийской. Дело в том, что Китай до кризиса был ориентирован на мировой рынок и по этой причине уязвим при ухудшении мировой конъюнктуры, а Индия в большей степени ориентирована на внутренний рынок, что придает экономике большую устойчивость. Китай стал быстрыми темпами развивать внутренний рынок, приближаясь к индийской модели роста.

Возражая на замечание о том, что в Индии очень медленно принимаются решения в области экономической политики, премьер- министр М.Сингх, заявил, что «гонку выигрывает тот, кто двигается не спеша, но стабильно». Можно говорить об определенном сближении моделей экономического развития Индии и Китая. Если Китай в ходе экономических реформ урезал гипертрофированное влияние государства на экономическую жизнь, то Индия не демонтировала те элементы централизованного управления экономикой, которые были созданы в первые десятилетия после получения независимости. Обе страны повысили роль механизмов конкуренции, распространив их и на государственные предприятия, но сохранили механизмы государственного воздействия на жизненно важные стороны экономического развития.

Еще одной важной чертой экономического развития обеих стран является развитие выпуска средств производства: машин, оборудования, приборов и т.д. В условиях глобализации такая стратегия сопряжена с определенными рисками. Дело в том, что глобальная конкуренция в машиностроении привела к узкой специализации многих фирм, их высокой производительности, защищенности их продукции патентами, формированию ноу-хау, которое не передается конкурентам. Поэтому развитие собственного производства современного оборудования может оказаться дорогой бесконечного отставания и низкой эффективности.

Идя на этот риск, и Китай, и Индия довольно успешно решают проблему размещения на своей территории производства сложного оборудования. Активно привлекаются иностранные фирмы, создаются собственные инженерные школы и машиностроительные компании, способные производить современное оборудование, которое подходит для местного рынка по цене и техническим характеристикам. Такая стратегия обеспечивает технологическую независимость развития и создает механизмы самоподдерживающегося роста технических достижений, ориентированных на внутренний рынок. Ярким примером такого технического достижения является созданный в Индии самый дешевый ноутбук в мире - его цена $35.

Западному рынку упрощенные, дешевые модели не нужны, поскольку там купят и дорогие изделия с большими возможностями. Но для индийского потребителя такой компьютер - шаг в современное информационное общество, сделать который было бы недоступно при высокой цене этой техники. Учащиеся из бедных слоев общества - массовые потребители дешевых компьютерных технологий. Получив с их помощью высшее образование, они становятся квалифицированными производителями разной, в т.ч. и самой современной техники.

Весьма трудной для Индии задачей является проблема трудоустройства значительного количества жителей города и деревни. Однако в этом конкретном вопросе ситуация в мире складывается в пользу Индии. Дело в том, что в результате проведения с конца 1970-х гг. политики ограничения рождаемости в нынешней «мастерской мира» - Китае, там одновременно происходят как старение рабочей силы, так и рост заработной платы наемных работников при повышении уровня их социальной и правовой защиты. Иностранные предприниматели, инвестировавшие в Китай, вынуждены будут искать другие страны, обеспечивающие низкий уровень издержек на рабочую силу. Перспективы Индии в этих условиях, очевидно, выигрышные.

По оценкам Международной организации труда, к 2020 г. численность индийцев работоспособного возраста вырастет на 80 млн человек. Есть и другие оценки. Эксперты Лондонской школы экономики указывают на то, что в настоящее время только 1/3 женщин в Индии ищет оплачиваемую работу вне дома. Даже при умеренном росте этой пропорции по мере модернизации страны только за счет этой категории рабочей силы ее численность может увеличиться на 110 млн человек. В целом, 30% всего прироста рабочей силы в мире за нынешнее десятилетие придется на Индию.

В то же время политика индийских промышленных фирм в области занятости состоит в экономии живого труда. Компании предпочитают современное оборудование и технологии, которые не требуют найма большого числа рабочих. По мнению многих индийских предпринимателей, именно техническое перевооружение повышает конкурентоспособность производимой продукции, особенно идущей на экспорт. Те же, кто получил работу на этих фирмах, имеют существенный рост зарплат. Такого рода тенденции наблюдаются не только в машиностроении, но и в швейной промышленности, производстве ювелирных изделий и игрушек.

Эксперты подчеркивают, что такого рода политика предпринимателей в немалой степени обусловлена особенностями трудового законодательства, которое изобилует нормативно-правовыми актами, формируемыми на уровне центрального правительства и штатов. Общая направленность этих актов такова, что увольнение работника очень затруднено.

По оценке Всемирного банка, «догоняющее развитие» внутри самой Индии может иметь большой эффект. Если индийские «середнячки» достигнут уровня тех передовых фирм, которые уже действуют в индийской экономике, то ВВП страны вырастет в 5 раз10.

Экономика Индии и БРИКС после кризиса
Как уже отмечалось, ориентация на внутренний рынок, идущая еще от дореформенной модели экономического развития, позволила Индии сравнительно безболезненно пережить острую фазу глобального финансово-экономического кризиса. Судя по всему, ставка на внутреннее потребление остается перспективной стратегией и в послекризисный период.

Фирма Goldman & Sachs, введшая понятие БРИК, дает прогноз устойчивого роста экономики стран этой группы на ближайшие годы. По оценке ее экспертов, суммарный ВВП группы к 2018 г. превысит ВВП США. Основным двигателем экономического роста в этих странах становится средний класс, численность которого неуклонно возрастает. Специалисты Goldman & Sachs относят к этому классу тех лиц, чей доход находится в диапазоне от $6 тыс. до $30 тыс. в год. Эта группа будет быстро увеличивать свое потребление.

Этот рост означает развитие двух тенденций. Во-первых, существенно вырастет необходимость в тех товарах, которые удовлетворяют первичные потребности, включая продовольствие, одежду и жилье. Во-вторых, будет нарастать потребность в технологичных товарах - автомобили, бытовая техника, компьютеры, средства связи, которые и определят рост производства не только в странах БРИК, но и во всей мировой экономике. К 2020 г., по оценке Goldman & Sachs, в Индии средний класс вырастет до уровня выше 400 млн человек, а в Китае - до 1 млрд человек.

Быстрый экономический рост в самых населенных странах мира - Китае и Индии, несомненно, отразится на структуре спроса и торговых потоках в мировой экономике. Индия и Китай все в большей мере будут становиться импортерами сырья для своей промышленности и высокотехнологичной промышленной продукции для потребительского рынка.

Важной составляющей экономического роста, направленного на потребности меняющегося внутреннего рынка в Индии, стало развитие автомобильной промышленности. Эта отрасль, особенно для крупных стран, претендующих на развитие собственной индустрии, становится индикатором возможностей национального производства. Кроме того, автомобилизация населения - признак роста благосостояния.

По производству легковых и грузовых автомобилей Индия уверенно обогнала Россию еще до кризиса, но вот отставание от КНР нарастает. Если же рассмотреть имеющийся парк автомобилей, то, по состоянию на конец 2008 г., парк КНР составлял 51 млн штук - 3-е место в мире после США и Японии, российский - 38 млн, уровень Италии и Франции, парк Бразилии - 27,5 млн, уровень Испании, индийский - 18,5 млн, уровень Польши и Южной Кореи. Таким образом, Индия имеет большой потенциал насыщения внутреннего рынка автомобилями. Создание соответствующей росту парка транспортной инфраструктуры становится необходимым элементом развития, во многом повторяющего путь США и европейских стран, которые пережили период интенсивной автомобилизации и дорожного строительства как этап экономического развития.

То, что инфраструктура является «узким местом» в развитии, хорошо понимают власти и бизнесмены Индии. По ХI пятилетнему плану развития страны на 2007-2011 гг. на строительство инфраструктурных объектов выделена сумма, эквивалентная $500 млрд, в т.ч. $100 млрд - на дорожное строительство. Правительство Индии планирует создать фонд инвестиций в инфраструктуру с привлечением 40% средств из международных источников, таких как пенсионные, страховые фонды, международные финансовые агентства - именно такие схемы инвестирования и предлагали эксперты Goldman & Sachs, когда придумывали сокращение БРИК.

В настоящее время строительство дорог дает работу 30 млн индийцам, так что эта сфера - самый крупный работодатель после сельского хозяйства. Модернизация шоссейных дорог признана одним из приоритетов экономического развития в Индии. Капиталовложения в значимых объемах стали поступать на эти цели лишь после 2000 г., а в 2008 г. было принято решение существенно увеличить финансирование. Расходы примерно в равной пропорции делят между собой федеральное правительство, частный сектор и региональные администрации. Примерно половина финансирования идет на строительство и реконструкцию национальных автодорог, что должно укрепить каркас магистральных путей, связывающих регионы страны. Около 12% финансирования отводится на строительство сельских дорог.

Строительные работы большого масштаба, формирующие не только рост занятости, но и производство сложной строительной техники, осуществляются в горнодобывающей промышленности, в первую очередь, угольной, в сооружении железных дорог, морских и воздушных портов, ирригационных сооружений и объектов инфраструктуры в городах.

В современных условиях успешное догоняющее развитие невозможно без развития науки и технологий. В Китае число занятых в научных исследованиях в технологической сфере к 2015 г. может выйти на первое место в мире. К 2020 г. Пекин планирует использовать на научные исследования большую часть ВВП, чем ЕС. В то же время в Индии, где выпускников инженерных вузов больше, чем в США, и сектор информационных технологий находится на самых передовых позициях в мире, на 1000 человек населения приходится только 24 персональных компьютера.

Отмечая это противоречие между успехом индийских исследователей и разработчиков в мире и низким уровнем проникновения достижений современных технологий в жизнь индийского общества, обозреватель журнала «The Economist» Саймон Кокс пишет, что «...Индия значит для современных технологий больше, чем современные технологии значат для Индии».

Индийский сектор информационных технологий и аутсорсинга бизнес-процессов после кризиса восстановился в качестве наиболее быстро растущего сегмента экономики. В 2010 г. его продажи превысили $70 млрд. Из этой суммы на долю информационных технологий - в первую очередь, создание программных продуктов пришлось $64 млрд.

Еще до экономического кризиса правительство Индии рассматривало перспективы развития страны на многие годы вперед. Среднесрочные планы правительства Индии представлены в Концепции развития страны до 2020 г. Индия достигла впечатляющих успехов в третичной сфере - услуги современной экономики, став мировым производителем услуг в современном сегменте этой области экономики. Но ее достижения в первичном и вторичном секторах гораздо скромнее. Это ставит под вопрос устойчивость развития Индии в среднесрочной перспективе, поскольку узкие места в экономике, отстающие отрасли, бедность населения могут помешать развитию хозяйства страны в целом. Современные услуги, направленные на экспорт, станут анклавом, окруженным бедствующей страной.

Китай показывает пример более сбалансированного развития первичного, вторичного и третичного секторов своей экономики. Экономические реформы в стране начались с сельского хозяйства; сельская промышленность, наряду с особыми экономическими зонами в прибрежных районах, сыграла большую роль в поступательном ходе реформ.

Впечатляют высокие темпы и объем роста такой крупной экономики, как индийская, блестящий успех экспорта услуг производителей индийских программных продуктов. Однако эти успехи не должны заслонять реальные проблемы: Индии предстоит ускорить решение традиционных проблем производства продовольствия и индустриализации. Это укрепит базу экономического развития страны в целом, создаст фундамент для устойчивого развития в долгосрочной перспективе. БРИКС сохраняется как быстро растущая группа крупных государств. Но неоднородность этого образования, которая всегда была велика, в будущем, скорее, увеличится, чем уменьшится.

Держитесь, инвесторы! Впереди еще одна зона турбулентности и падения в Индии. Рупия ослабевает! Последние несколько недель вызывают серьезные опасения у инвесторов. Рупия обесценилась на 11% до исторических минимумов. За один доллар давали 63,12 рупии. В чем тут дело?

С тех пор, как на рынке пошли слухи о том, что ФРС собирается начать преждевременное сокращение программы стимулирования американской экономики, инвесторы начали выводить средства из развивающихся рынков, опасаясь падения их национальных валют.

Несмотря на то, что ФРС даже еще и не начала сокращение, и не объявляла об этом, все потерянные деньги инвесторов негативным образом повлияли на национальную валюту Индии. Боле того, у нее колоссальный дефицит внешней торговли из-за увеличения импорта по отношению к экспорту.

Индийская экономика демонстрирует замедление до 5%, а это 50% падение за несколько лет. Это привело к тому, что уровень жизни десятка миллионов людей оказались за чертой бедности. Чтобы понять всю печальность экономического положения в Индии, давайте посмотрим на индекс Биг Мак (Big Mac Index) на рис. 1.

Рисунок 1. Данные по индексу Биг Мака

Business Insider использует индекс Биг Мак, чтобы показать, сколько потребуется времени наемному рабочему, чтобы заработать на Биг Мак. В на это в среднем уходит 18 минут, во - 22 минуты, в США - 35 минут. А теперь вопрос: Как вы думаете, сколько понадобиться минут среднестатистическому наемному работнику в Индии, чтобы заработать на Биг Мак? 347 МИНУТ!!!

Прогнозы по индийской экономики

Индийское предприняло следующие шаги на пути стабилизации национальной экономики:

● Ограничено - количество денег, которое можно вывести из страны.

● Ограничено - количество денег, которые индийские компании могут инвестировать за рубежом.

● Ограничено - импорт золота.

● Увеличено - заемные банковские средства.

Низим Идрис, валютный стратеги при Macquarie Bank, считает:

“Рупия может пойти и дальше, до уровня 64 и 65 в ближайшие несколько месяцев. Это вполне реально. Но если в экономике появится некоторая стабильность, а индийские правильно приспособят монетарную и инвестиционную политику к сложившейся ситуации, курс рупии к доллару может восстановиться. Позитивный сценарий возможен, но на его реализацию может понадобиться много времени”.

Что делать инвесторам?

Итак, эксперты полагают, что, рано или поздно, рупия восстановит свои позиции по отношению к американскому доллару. Возможно, сейчас развивающиеся рынки не выглядят хорошими вариантами для инвестиций. Но давайте разберемся, что ослабевшая рупия означает для нас как инвесторов?

Одной из причин ее падения является бегство инвестиционного капитала из развивающихся рынков, к которым и относится . Тем не менее, это не означает, что нужно поддаваться общему веянию. Всем известно, что для прибыльных нужно покупать у минимумов (задешево) и продавать у максимумов (задорого).

Недооцененная рупия заставляет многих инвесторов переливать капитал в рынок . По данным Associated Chamber of Commerce and Industry of India, в этом году зарубежные покупки индийской недвижимости вырастут на 35%. Иностранцы могут получить больше за свои деньги благодаря более дешевой рупии. Когда экономика начнет восстанавливаться, инвесторы получать неплохую прибыль.

Поэтому можно вкладывать в индийские компании, занятные в сфере недвижимости, а также зарубежные банки и инвестиционные компании, которые инвестируют в индийский рынок недвижимости. Среди них Kotak Realty, HDFC (NYSE: HDB), Aditya Birla Real Estate Fund, Redfort Capital, and JPMorgan (NYSE: JPM).

Индия разочаровала многих инвесторов, но это не должно вас пугать. Аналитики верят в то, что курс рупии восстановится с временем. Если вы хотите заработать на развивающихся рынках, индийская недвижимость - лучший вариант для инвестиций!

Индия сползает в экономический кризис, который может стать крупнейшим для страны за последние двадцать лет. Падение курса рупии к доллару привело к активной распродаже акций индийских предприятий. В свою очередь финансовые власти активизировали свои усилия для того, чтобы остановить падение рупии и отток капитала. Власти пытаются предупредить надвигающийся на страну голод, но поддержки со стороны финансистов не будет.


Индия "заплутала" в российской пирамиде

За последние два года рупия ослабла на 28 процентов, только этом году национальная валюта подешевела на 11 процентов. Курс рупии с начала августа падал уже дважды. 6 августа индийская денежная единица опустилась до 61,80, а уже на минувшей неделе просела до 62,03 за доллар.

Падение курса национальной валюты и ухудшение макроэкономических показателей способствует оттоку капитала, который пытался приостановить Резервный банк Индии. Регулятор снизил уровень разрешенных зарубежных инвестиций для индийских компаний до 100 процентов от их собственного капитала. Ранее индийские экономические агенты могли выводить за рубеж под видом инвестиций без разрешения регулирующих органов 400 процентов уставного капитала.

Также снижена максимальная сумма переводов для физических лиц. Если раньше разрешалось перевести 200 тысяч долларов, то сейчас сумма ограничена 75 тысячами долларов.

Для торможения падения национальной валюты индийский центробанк повысил процентные ставки и затруднил доступ банков к ликвидности через аукционы РЕПО. Кроме того, правительство увеличило импортные пошлины на золото и серебро, которые в огромных объемах закупаются Индией.

Однако падение рупии остановить пока не удалось. Более того, в минувшую пятницу Индия пережила крупнейший обвал на фондовом рынке. Основной фондовый индекс в Мумбаи в пятницу упал на 4 процента.

Стране необходимы средства для финансирования дефицита текущего счета платежного баланса. Дефицит счета текущих операций в прошлом финансовом году достиг 4,8 процента от ВВП. Правительство намерено сократить показатель до 3,7 ВВП, то есть до 70 млрд долларов. В последние годы в стране рос и дефицит бюджета, который по итогам прошлого финансового года составил 4,9 процента.

Выручить кое-какие средства правительство Индии планирует за счет акций государственной энергетической компании NHPC, на продажу будет выставлено 11,36 процентов акций.

За счет продажи может быть привлечено около 18 млрд рупий ($295 млн). Это немного, но программа продажи государственных активов, планируемая правительством, гораздо шире. В текущем финансовом году правительство планирует привлечь 400 млрд рупий за счет приватизации части государственных активов.

Но скорее всего, добиться заявленных показателей страна не сумеет. Ускорение падения рупии и вывод капитала из страны не в последнюю очередь связаны с принятой в стране программой масштабной продовольственной помощи населению, которая весьма критически оценивается в финансовых кругах.

В начале июля в стране был принят Билль продовольственной безопасности. Программа предполагает субсидирование продовольствия для 800 миллионов человек. Всего в Индии проживает 1,2 млрд человек. Таким образом, планируется субсидировать питание порядка 75 процентов населения страны.

"101582"

В ночь с 8 на 9 ноября 2016 года в Индии началась денежная реформа. Суть её проста: выведение из обращения денежных купюр номиналом 500 рупий (примерно 7,5 долл. США) и 1000 рупий (примерно 15 долл. США). С 9 ноября 2016 года такие купюры недействительны и подлежат обмену на денежные знаки нового образца номиналом 500 и 2000 рупий либо зачислению на счета в банках.

Обменять старые купюры на новые или зачислить их на счета можно до 30 декабря 2016 года. Информация о суммах, положенных на банковские депозиты в период с 10 ноября по 30 декабря, будет сравниваться с налоговыми декларациями, а при обнаружении серьёзного расхождения нарушителям придётся выплатить недостающие налоги и штраф в размере до 200%. А в сентябре окончился срок налоговой амнистии, благодаря которой были задекларированы 652,5 млрд. рупий неучтённых доходов граждан (около 0,5% ВВП). Эксперты отмечают, что налоговой амнистией воспользовались немногие, от неё ожидали большего. Теперь налоговым уклонистам предстоит серьёзное испытание.

Подобного рода денежные реформы в мировой практике - не новость. Нынешняя индийская реформа относится к разряду самых простых. Официально заявленные цели реформы - борьба с коррупцией, финансированием терроризма, теневой экономикой, подделкой купюр и повышение собираемости налогов.

Мировые СМИ внимательно следят сейчас за Индией, но основное внимание они обращают на волнения, возникшие в связи с реформой. По состоянию на конец октября 2016 года наличная денежная масса в обращении в Индии составляла примерно 17,77 трлн. рупий (около 260 млрд. долл. США). От общего количества банкнот изымаемые купюры составляют 25%, но по стоимости это 86% всей наличной денежной массы страны. На этой наличности держатся розничная торговля и сфера услуг, роль этих банкнот в жизнеобеспечении 1,3 млрд. человек населения Индии трудно переоценить.

Разработчики реформы создали своеобразные «бутылочные горлышки», ограничивающие обмен старых купюр на новые. Банкам было разрешено производить обмен сумм до 4000 рупий (60 долл. США) на одного человека при условии предъявления удостоверения личности и письменной заявки на обмен. 14 ноября лимит был увеличен до 4500 рупий. Получается, что если человек будет каждый день обменивать указанные суммы вплоть до нового года (предельный срок), то ему удастся получить сумму, эквивалентную примерно 3,5 тысячи долларов США.

Состоятельные люди, имеющие банковские счета и банковские карты, имеют альтернативные способы получения новых купюр. Однако и здесь установлены ограничения. В частности, с 10 ноября 2016 года был введен лимит на снятие наличных с банковских счетов в 10 000 рупий (150 USD) в день или 20 000 рупий (300 USD) в неделю. С 14 ноября суточный лимит был увеличен до 24 000 рупий (360 долл. США). Для банкоматов лимит снятия денег в виде новых купюр определён в 2500 рупий (37 долл. США). Желающие снять деньги в виде купюр мелкого достоинства ограничены суммой в 2000 рупий в сутки (30 долл. США).

Предусмотрена возможность обмена и довольно больших сумм наличных на знаки нового образца, но тут для гражданина могут возникать сложности. В случае обмена более 250 000 рупий (примерно 3 700 долл. США) необходимо предъявить налоговую декларацию, где обмениваемые суммы задекларированы, либо заплатить с обмениваемых сумм налоги. Здесь налицо элемент конфискационной реформы.

Разработчики реформы сконструировали «бутылочные горлышки», чтобы отфильтровать «чистые» деньги от «грязных», но необходимую техническую подготовку к реформе не провели. А она требовалась. Количество банкоматов, выдававших мелкие купюры, было недостаточно, к ним выстроились километровые очереди, а работа самих банкоматов то и дело прекращалась из-за того, что кончались деньги. К тому же новые купюры имели другие размеры, а техника под них не была переналажена. Министр финансов Арун Джейтли признал, что 200 тысяч банкоматов не готовы к работе с новыми купюрами, а для их переналадки потребуются 2-3 недели.

Индийская пресса отмечает, что больше всех, как обычно, пострадали бедные. Участились случаи возникновения около банков и банкоматов толп, блокирующих движение транспорта. В результате толкотни в очередях, многочасовых стояний, потасовок и даже жестоких драк появились жертвы. По данным прессы, уже поплатились жизнями около 80 человек. Резко снизились обороты в сети розничной торговли, ресторанах, кафе, других учреждениях услуг.

Властям пришлось в авральном порядке вносить коррективы в правила проведения реформы. Был разрешён приём купюр в 500 и 1000 рупий на автозаправочных станциях, в государственных медицинских учреждениях, при продаже железнодорожных и авиационных билетов, в государственных молочных и диетических магазинах. Сначала такое разрешение действовало до 11 ноября, затем этот срок продлевался ещё дважды. Практически каждый день в правила проведения реформы власти вносят всё новые коррективы, пытаясь снизить возникшую в стране напряжённость.

Состоятельные граждане стали прибегать к услугам импровизированных меняльных контор. Речь идёт о предприимчивых лицах, собирающих бригады бедняков, которые за умеренную плату стоят в очередях и меняют старые знаки на новые. Бригадиры контролируют рядовых членов, собирают наличные деньги и передают заказчику. Несмотря на длиннейшие очереди, некоторые члены меняльных бригад умудряются за сутки собрать двойную или даже тройную норму. Банки, занимающиеся разменом купюр, пытались не допустить нарушения норм суточного обмена - ставили приходящим клиентам на теле знаки несмываемой краской. Однако находчивые индийцы уже научились эту краску удалять.

К категории наиболее пострадавших можно также отнести иностранных туристов. Для них отдых в Индии был испорчен. Частично негативный эффект удалось смягчить, разрешив в течение первых трёх дней реформы размен в банках сумм до 5 тысяч рупий (75 долл. США), но мытарства иностранных туристов продолжаются - хотя бы потому, что они не могут воспользоваться банкоматами, не налаженными на работу с новыми купюрами. Многие, имевшие несчастье приехать в Индию в это трудное время, не имеют на руках никаких рупий - ни старых, ни новых. Подступиться к банкам, чтобы поменять доллары, евро и другие валюты на новые рупии, почти невозможно. Свои услуги предлагают уличные менялы, но продают рупии по головокружительному курсу.

Денежная реформа в Индии преследует одну важную цель, не объявленную властями страны. Эта цель - загнать население в банковскую систему, ограничив использование наличных денег. Предыдущая реформа проводилась в Индии в 1978 году. Тогда из обращения изымались банкноты достоинством 1000, 5000 и 10.000 рупий. Была сделана важная попытка ограничить использование крупных купюр в качестве средства накопления и заставить граждан пользоваться услугами банков. Однако в Индии слишком привыкли полагаться на наличные деньги не только как средство обращения, но и как средство накопления. Причин этому много, а самая главная та, что при открытии вклада свыше 50.000 рупий (750 долл. США) от вкладчика требуется справка о происхождении денег.

Вообще, такая система фильтров создана для борьбы с «грязными» деньгами в теневом секторе экономики. По оценкам Всемирного банка, в Индии этот сектор составляет около 25% всей экономики (есть и более высокие оценки - 30-35%). Пытаясь ограничить теневой сектор, власти, однако, забывают, что из всех занятых в нём на тех, кто вовлечён в криминальный бизнес (наркотики, торговля людьми, оружием и т.п.), приходится примерно 1 процент. Остальные 99% - те, кто не может найти работы в легальном секторе и выживает как умеет. Таких людей, вынужденно работающих «в тени», в Индии насчитываются миллионы, если не десятки миллионов. Они пользуются лишь наличными деньгами, а банковские счета могут открывать только на мизерные суммы, которые не требуют справок.

Индийская пресса сообщает, что проблемы возникли у местных торговцев хлопком: после неожиданного объявления реформы поставки растительного волокна сократились наполовину, а цены выросли. Большинство фермеров продаёт свой урожай за наличные, а сложившаяся в стране ситуация их отпугивает. Даже официальная статистика фиксирует, что уровень безработицы в Индии приближается к 10%, а это несколько десятков миллионов человек. Многие из них поддерживают существование лишь за счёт теневого сектора.

За первые две недели с начала реформы было обменено или депонировано в банки купюр старого образца на сумму, эквивалентную 80 млрд. долл. Это примерно 40% всей массы купюр. Процесс дальнейшего «переоформления» старых денежных знаков затормозился. Эксперты полагают, что до конца года будет «переоформлено» с большим трудом ещё примерно столько же, а 20% денег «сгорят». Ожидаемый конфискационный эффект достигнет 40 млрд. долл. Впрочем, такого эффекта, возможно, достичь не получится. До нового года десятки миллионов бедняков будут востребованы в качестве меняльщиков, обслуживающих состоятельных индийцев. Последние надеются, что «помощники» всё-таки обеспечат им полную конвертацию старых знаков в новые.

Индия среди стран третьего мира принадлежит к тем, где доля наличных денег в общем объёме денежной массы (наличные плюс безналичные) приближается к показателям экономически развитых стран и составляет 10-15%. Для сравнения: в еврозоне этот показатель близок к 10%; в России - 20-25%; в экономически наименее развитых странах (например, ЦАР, Чад, Афганистан) - от 40 до 50%. Нынешняя реформа призвана подтолкнуть жителей Индии к более активному использованию безналичных денег, к превращению их в пожизненных клиентов банков. Оборотной стороной реформы может стать лишение миллионов граждан Индии последних средств к существованию. Политические оппоненты премьер-министра Моди уже заявили о намерении объединиться и воспрепятствовать дальнейшей демонетизации экономики.

Одним из первых последствий реформы стало то, что власти пытаются загнать страну в «безнал», а у населения возникла обратная реакция. Даже те, кто давно пользовался «пластиком» (дебетовыми и кредитными картами) и банковскими счетами, теперь думают, как бы дистанцироваться от банков и не оказаться в «электронно-банковском концлагере». Реформа породила недоверие к наличным деньгам своего государства, эксперты ожидают роста спроса на иностранную наличную валюту. Отчасти эти настроения уже отразились на курсе индийской рупии, который упал по отношению к доллару и другим ведущим валютам мира.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Какую роль играет семья в воспитании ребенка
Как сделать красивый макияж карих
Новогодние шары из бумаги шаблоны для вырезания