Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как научить ребенка кушать с помощью ложки? Как правильно приучить ребенка к горшку – что нужно знать родителям Как научить малыша есть самостоятельно

Взрослея, малыш проходит через важные этапы развития. Сначала он держит бутылочку своими руками, но вскоре уже наступает время учить карапуза есть самостоятельно без помощи взрослых. Для мамы это сложный и ответственный процесс, поэтому ей пригодятся полезные советы и уроки по самостоятельному приему пищи.

Как понять, что ребенок готов есть самостоятельно?

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте малышу пора давать ложку. Это зависит от уровня развития и от любознательности самого ребенка. Одни дети хватают ложку уже в полугодовалом возрасте, хотя еще толком не могут ее удержать, другие - отказываются от столовых приборов до 2-х лет. Есть и такие малыши, которые начинают кушать самостоятельно лишь в 3-4 года.

Однако затягивать с обучением не нужно. Чем раньше ребенок начнет есть без помощи взрослых, тем проще будет маме. К тому же, эти .

Специалисты советуют учить ребенка держать ложку с возраста 9-10 месяцев. В таком случае к 1,5 годам он сможет уверенно орудовать столовыми приборами.

Понаблюдайте за малышом, убедитесь, что ребенок «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение. Если он уже интересуется едой, берет кусочки пищи и тянет их в рот, пытается выхватить ложку из маминых рук - он созрел для того, чтобы кушать самостоятельно. Конечно, мама накормит быстрее, да и поначалу малыш будет разбрасывать еду по всей кухне. Однако этот этап все равно придется пройти всем родителям. Поэтому лучше не упускать момент.

Инструкция для родителей, которые хотят научить ребенка есть ложкой

Когда малыш начинает тянуться за ложкой, он уже готов попробовать кушать самостоятельно. Если вы все сделаете правильно, уже через несколько месяцев ребенок научится пользоваться столовыми приборами. Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте - не упускайте момент! Если кроха требует ложку - дайте ему ложку. И далее - действуйте по инструкции.

  • Запаситесь терпением. Ручки у годовалого малыша еще не окрепли. Поначалу ему будет очень сложно удержать ложку, и он будет промахиваться ей мимо рта. На обучение потребуется от 1 до 6 месяцев;
  • Тренируйтесь в разных местах. Отличный способ научить ребенка чему-то - превратить процесс в развивающую игру. Предлагайте карапузу кормить пластмассовых зайчиков песком с помощью лопатки, когда он играет на детской площадке. Так у него улучшится координация движений, что пригодится потом на настоящей кухне;
  • Не оставляйте малыша наедине с полной тарелкой - он может подавиться или раскапризничаться из-за того, что у него не получается поесть. Кроме того, поначалу у ребенка все равно получится поднести ко рту не больше 3-4 ложек. Потом он устанет, и вам придется ему помогать;
  • Выбирайте подходящую еду. Пища по консистенции должна быть такой, чтобы ребенок смог ее зачерпывать ложкой и подносить ко рту. Суп малыш прольет, а кусочки еды возьмет руками. Поэтому остановите свой выбор на густой каше, пюре или творожке. Не ставьте перед ребенком сразу полную тарелку, а лучше подкладывайте в нее пищу по чуть-чуть;
  • Не забывайте о вилке. Чередуйте столовые приборы, чтобы у малыша быстрее развивалась мелкая моторика рук. За завтраком ребенок пробовал подцепить кашу ложкой? На обед предложите ему съесть рыбные тефтельки с помощью безопасной вилки;
  • Подключайте всех домочадцев к обучению. Если вы будете учить карапуза пользоваться столовыми приборами, а бабушка продолжит кормить его с ложечки, процесс затянется. Кроха не поймет, зачем ему стараться что-то делать самому, если для этого есть взрослые. Объясните всем членам семьи ваши принципы обучения и попросите, чтобы они тоже их придерживались;
  • Соблюдайте расписание. Кормите ребенка строго в одно и то же время каждый день, постоянно закрепляя полученные навыки. Так вы сможете выработать у малыша привычку. Кроме того, прием пищи по расписанию улучшает пищеварение;
  • Избегайте принуждения. В процессе обучения ребенок иногда будет капризничать и отказываться есть самостоятельно. Если это произошло, покормите его сами, а обучение отложите до следующего приема пищи. Когда ребенок не в духе, научить его чему-то все равно не получится;
  • Обедайте всей семьей. Малышу будет проще освоить ложку, если он будет видеть, как ей орудуют другие люди. Он невольно начнет им подражать. По этой же причине в детских садах малыши быстрее учатся самостоятельно кушать, и ходить на горшок;
  • Придумывайте игры , чтобы подогреть интерес карапуза к обучению. Можно купить ему тарелку с забавной картинкой на дне и предложить съесть кашу, чтобы увидеть сюрприз;
  • Начинайте обучение с любимой еды ребенка и только на голодный желудок. Малыш не захочет прикладывать усилия, чтобы съесть что-то невкусное, тем более при отсутствии аппетита;
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Чтобы снова порадовать маму, он будет стараться изо всех сил;
  • Поддерживайте на кухне уют. Купите цветную , постелите на стол красивую скатерть, украсьте блюдо. Такие мелочи повышают настроение и улучшают аппетит.

Алгоритм действий

Чтобы родителям было проще учить ребенка самостоятельному кормлению, специалисты разработали подробную инструкцию:

  1. Постелите на стол клеенку, а ребенку наденьте слюнявчик.
  2. Зачерпните ложку каши из детской тарелки и съешьте, причмокивая от удовольствия и изображая восторг.
  3. Отдайте ложку карапузу. Пока он не может ее удержать, зажимайте его ладошку своей рукой, помогайте зачерпывать еду и подносить ко рту. Помогайте, пока ребенок не сможет держать прибор самостоятельно.
  4. Когда ручки малыша окрепнут, научите его, как правильно держать ложку - не в кулаке, а пальцами.
  5. Давая ребенку ложку, сами берите другую. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка - ему, одна - вам.



Первое время кроха будет просто играть с ложкой - помешивать кашу в тарелке, размазывать ее по лицу и столу. Дайте ему время, чтобы привыкнуть к столовым приборам. Если вы устали от того, что ребенок постоянно переворачивает посуду, поставьте на стол тарелку с присоской.

Таким же образом можно научить карапуза пользоваться вилкой и чашкой-непроливайкой (). Начинайте с маленьких порций, убедившись в заинтересованности ребенка, и никогда не показывайте своего негодования по поводу испачканной одежды и мебели.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Столовые приборы в помощь малышу


Для ребенка нужно подобрать специальную посуду и столовые приборы. Главные требования - безопасность и яркий дизайн, который будет стимулировать интерес карапуза к обучению. Для сервировки стола родителям потребуются:

  • Тарелка из пищевого термостойкого пластика. Она должна быть яркой, желательно с изображением персонажей любимых мультиков вашего чада. Чтобы их увидеть, карапуз быстро съест всю кашу. Хорошо, если у тарелки будет присоска для крепления к столешнице и наклонное дно - из него удобно зачерпывать еду;
  • Чашка-непроливайка из нетоксичных материалов. Рекомендуется выбирать модель с двумя ручками - такую карапузу удобнее держать. Проследите, чтобы у чашки был силиконовый или мягкий пластиковый носик без заусенцев, иначе малыш рискует поцарапать десны. Дополнительным преимуществом будет наличие резиновой подставки, которая придает посуде устойчивость;
  • Ложка анатомической формы, выполненная из безопасного пластика. Чтобы она не выпадала из детской ладошки, у нее должна быть округлая нескользящая ручка;
  • Вилка изогнутой формы, изготовленная из нетоксичного пластика. Выбирайте изделие с закругленными зубцами, чтобы ребенок не поранился;
  • Удобный детский стульчик. Тот, который идет в комплекте со столиком, не подойдет. Ребенок должен сидеть за одним столом с взрослыми, чтобы наблюдать, как они едят, и подражать им;
  • Непромокаемый слюнявчик. Многие дети сопротивляются кормлению и срывают с себя нагрудники. Поэтому лучше подобрать цветной слюнявчик с героями мультфильмов. Хорошо, если он будет изготовлен из мягкого и гибкого пластика, а нижний край изделия будет слегка загнут вверх - так вся пища останется в нагруднике и не запачкает одежду.

Что делать, если ребенок отказывается есть сам?

Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.


Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:

  1. Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
  2. Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
  3. Организуйте детский праздник - в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.

Хотя принуждение недопустимо, надолго откладывать обучение самостоятельному кормлению тоже не стоит. Этот навык важен для общего развития ребенка и для его социальной адаптации.

Правила аккуратности и безопасности за столом

Маленький ребенок не сможет вести себя за столом, как аристократ. Однако родителям под силу приучить его есть аккуратно и соблюдать правила гигиены. Просто выполняйте следующие условия:

  • Учите ребенка на личном примере , как держать ложку и вилку, как есть, пить из чашки, вытираться салфеткой;
  • Мойте руки перед едой - себе и малышу. Это должно стать его привычкой;
  • Соблюдайте режим питания. Ешьте только на кухне и в определенное время. Это важно для аппетита и крепкой нервной системы ребенка;
  • Ешьте в спокойной обстановке. Не позволяйте малышу смотреть мультики, баловаться и отвлекаться за обедом;
  • Повторяйте ритуалы: мама моет ребенку руки, сажает его на стул, повязывает слюнявчик, ставит на стол тарелку с едой. Все действия важно пояснять, чтобы малыш понял их смысл ();
  • Украшайте стол и блюда - это стимулирует аппетит. Стелите на стол свежую скатерть, ставьте салфетницу, красиво выкладывайте блюда на тарелки;
  • Собирайтесь за одним столом всей семьей. Сделайте обеды и ужины в кругу близких людей вашей семейной традицией. Садитесь за стол в хорошем настроении, во время еды не спешите и тщательно прожевывайте все кусочки. Так вы сможете насладиться вкусом блюд и окажете помощь своему пищеварению;
  • Не поднимайте еду, которая упала на пол. Приучите малыша к тому, что нельзя поднимать пищу с пола. То, что упало, может отправиться в миску собаки или кошки, но только не в тарелку человека;
  • Постепенно давайте ребенку новые приборы и посуду. Когда крохе всего 1 год, ему хватает тарелки и чашки-непроливайки. Однако к 2-м годам ему уже требуется своя вилка, чайная и столовая ложки, кружка, как у взрослых;
  • Соблюдайте порядок и правила этикета. Приучайте малыша быть аккуратным за столом, вытираться салфетками, когда он испачкается. Делайте замечания ребенку, если он качается на стуле, балуется с едой, кладет локти на стол или берет что-то из чужой тарелки. Пусть вся семья соблюдает правила хорошего тона - и для вашего сына или дочки они станут естественными.

Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой

Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап - и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.


  1. Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона. Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи - это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.
  2. Не прерывайте обучение. Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.
  3. Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.
  4. Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.
  5. Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.
  6. Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.
  7. Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.
  8. Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку - значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.
  9. Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.

Главный совет для родителей, чьи дети начали осваивать ложку, — не паниковать, если обучение затягивается. Со временем малыш обязательно научится кушать самостоятельно.

Не забывайте: сноровка приходит с опытом. Лучше всего подбирать такие виды еды, которые лучше пристают к ложке. Помните: начинать учиться кушать при помощи вилки и ложки и пачкать при этом все вокруг – это нормально!

Видео: как научить ребенка есть самому

  1. I ЭТАП. С 6 месяцев всегда надо давать ребенку ложку. Ребенок должен обязательно потрогать еду рукой, не запрещайте ему это.
  2. II этап. С 7-8 месяцев ребенок будет пробовать опускать ложку в тарелку и тянуть в рот. Обмокните ложку в еду и, на первых порах, помогите ему попробовать его рукой донести ложку ему в ротик.
  3. III этап. Начинайте сами есть при ребенке, чтобы он копировала ваше поведение. Пусть малыш наблюдает за Вами, смотрит как вы жуете и отправляете ложку в рот. Покажите свою пустую тарелку, и потом начинайте кормить ребенка. Очень быстро ребенок начинает, наблюдая за мамой есть сам.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

В силу физиологических особенностей приучение ребёнка к горшку не должно начинаться слишком рано, но и запаздывать также не следует.

Необходимо помнить и про фактор индивидуальности: один карапуз уже в спокойно высаживается на ночную вазу, а другой и к трём годам не всегда способен справиться с самообслуживанием.

Исходя из вышесказанного необходимо узнать, когда и как приучать малыша к горшку. Способов овладения этим умением достаточно много, однако лучше узнать поподробнее о самых результативных и наиболее естественных.

О готовности ребёнка к знакомству с горшком

Вероятно, вопрос, когда нужно приучать ребёнка к горшку, является самым распространённым и животрепещущим среди большинства современных мамочек, желающих поскорее привить малышу гигиенические навыки.

Ответ кроется в младенческой физиологии. Учёными доказано, что с первых дней жизни и примерно до годовалого возраста ребёнок не контролирует процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

То есть подобные процессы являются безусловными и не требуют участия коры больших полушарий. Следовательно, малыш не чувствует заполненности прямокишечного канала и мочевого пузыря.

Основная цель обучения ребёнка навыкам опрятности, если говорить по-простому, заключается в том, чтобы сделать условной безусловную реакцию – то есть сделать процессы мочеиспускания и дефекация волевыми и осмысленными актами.

Успешность превращения безусловного рефлекса в осмысленное действие будет определяться тремя главными факторами:

Эти три условия связаны между собой и естественным образом дополняют друг друга. Анализ данных факторов позволяет сделать очевидные и крайне важные выводы. Среди них:

  • чем раньше родители начнут высаживать ребёнка на горшок, тем больше времени и усилий потребуется для обучения этому навыку.
  • чем более развит малыш физиологически, тем быстрее он начнёт писать и какать в ночную вазу.

Можно ли игнорировать эти факторы и выводы? Безусловно. Однако в таком случае приучение ребёнка к горшечным делам будет сопровождаться различными проблемами, о которых поговорим чуть ниже.

Сложности раннего приучения

На форумах нередко встречаются комментарии терпеливых и активных мамочек, которые заявляют, что их дети в 10 месяцев (а иногда чуть ли не в 5 месяцев) могут писать после заветных звуков «пи-пи-пи» и какать после характерного кряхтения «а-а-а».

Подобные «успехи» объясняются достаточно просто. Характерные звуки, издаваемые родителями, приводят к формированию у ребёнка рефлекса: связи между звуками «пи-пи-пи» и мочеиспусканием. Говорить же о возникновении волевого акта не приходится.

Побуждать малыша ходить в горшок должны не специальные звуковые сигналы, а физиологический процесс, который сопровождается переполнением мочевого пузыря или прямой кишки.

Проблемы с, казалось бы, сформированными навыками могут начаться в два годика или чуть раньше. Малыш, уже в 9 или 10 месяцев научившийся сидеть на ночной вазе, внезапно отказывается писать и какать прежним способом, активно протестуя против высаживания.

Подобные ситуации специалисты связывают с физиологическим созреванием ребёнка. Начинает формироваться естественный контроль над наполнением внутренних органов, а родители со своими «пи-пи-пи» заставляют малыша опорожнять ещё пустой мочевой пузырь.

Таким образом, незнание родителей, как и когда приучать ребёнка к горшку, приводит нередко к выработке весьма поверхностных и нестойких навыков опрятности.

Ещё хуже, когда взрослые, расстроенные детскими неудачами в виде луж на ковре, испачканных трусиков или боязни горшка, начинают «насильничать» над малышом: заставляют его сесть на гигиеническое приспособление, запрещают вставать раньше срока и т.д. Этого делать нельзя!

Во сколько приучать ребёнка к горшку?

Итак, исходя из физиологических норм, можно сделать вывод, что обучение малышей навыкам опрятности раньше 12 месяцев не оправдано ничем, кроме родительского желания поскорее избавиться от надоевших подгузников. Конечно, это желание можно понять.

5 основных этапов:

  1. Прежде всего покажите малышу горшок и объясните, для чего он необходим. Помочь смогут резиновые игрушки с отверстиями. В такого медвежонка и пупса набирают воду и выпускают её в ночную вазу, рассказывая, что игрушка писает.
  2. Как научить ребёнка ходить на горшок? Поначалу малыша высаживают после пробуждения, перед приёмом пищи и после него, до засыпания и днём и после него, до прогулки и после неё, перед укладыванием в кроватку на ночной сон.
  3. Теперь следует отказаться от применения подгузников в течение дня. Так ребёнок сможет изучить своё тело, узнать, для чего необходимы половые органы и мягкое место. А ещё он установит взаимосвязь между органами и мочеиспусканием и дефекацией.
  4. Всякий раз, когда получается у ребёнка проситься на горшок и делать свои «мокрые дела», его надо хвалить. Но поощрения не должны выражаться в виде игрушек или лакомств. Хватит обычных одобрительных слов.
  5. Когда ребёнок начинает самостоятельно садиться на горшок, без привязки ко времени суток, значит, подошёл заключительный этап обучения. Нужно закрепить полученный результат, отслеживая характерные признаки готовности к туалету – натуживание и покраснение лица.

Небольшие хитрости

Если вы всё равно не представляете, как приучить годовалого ребенка к горшку, или у малыша постарше случаются «осечки», на помощь придут небольшие хитрости:

  • процесс обучения упростится, если в семье есть старший ребёнок, который уже умеет пользоваться горшком. В этом случае первенец сможет показать младшему, как использовать незнакомое приспособление;
  • приучаем ребёнка к горшку осторожно, не слишком усердствуя. Нет нужды держать малыша на ночной вазе дольше 5 или 7 минут. Если же его принуждать, то он начнёт отказываться даже близко подходить к столь малоприятному предмету;
  • необходимо одевать малыша очень легко и просто. Вот почему специалисты советуют начинать обучение в летний период, когда на детях минимальное количество одежды. Да и сами вещи должны быть без поясов, пуговичек, завязок и пряжек;
  • ставить ночную вазу надо в пределах досягаемости малыша. Тогда он сможет самостоятельно справить нужду, а у мамы будет повод отпраздновать пусть небольшую, но победу. Горшок можно установить в детской, неподалёку от игровой зоны;
  • чтобы гигиеническое приспособление точно пришлось ребёнку по вкусу, выбирать его нужно вместе с будущим хозяином. Пройдитесь по магазинам или присмотрите горшок в сетевом магазине, ориентируясь на предпочтения крохи (изображения животных, любимых героев);
  • можно использовать при обучении навыкам опрятности различные книжечки, которые раскрывают смысл назначения ночной вазы. К примеру, среди мам большой популярностью пользуются такие произведения, как «Медвежонок Федя и горшок», «Макс и горшок».

Насколько продолжительным будет приучение? Всё сугубо индивидуально. Некоторые дети, особенно если они физиологически готовы к контролю над мочевым пузырём и кишечником, могут обрести навык за 2 — 3 недели. Другие справляются за несколько месяцев.

Если же матери кажется, что процесс чрезмерно затягивается, а результат необходим прямо сейчас, можно прибегнуть к быстрым методикам.

Как приучить ребёнка к горшку за 7 дней: основные шаги

Система «Добровольный малыш», которую разработала Джина Форд, помогла немалому количеству матерей, не знающих, как быстро приучить ребёнка к горшку.

  • первый день. После пробуждения избавляются от подгузника, объясняя это малышу тем, что он уже подрос, поэтому теперь будет носить трусики. Затем ребёнка нужно посадить минут на десять, чтобы он пописал и покакал. Если попытка не удалась, повторяйте процесс каждые четверть часа. Можно присесть рядом и объяснять крохе, для чего необходим навык опрятности;
  • второй день. Сейчас нужно тщательно отслеживать детское поведение, чтобы не пропустить ни один признак готовности сходить в туалет. При каждом таком признаке следует предлагать горшок, чтобы закрепить вчерашние успехи;
  • третий день. Тактика поведения остаётся прежней, но дополнительно нужно избавиться от подгузников даже во время прогулки, чтобы не запутать ребёнка. Перед гулянием следует сделать «мокрые дела», а на улице чаще спрашивать, желает ли кроха писать. Можно взять с собой горшок, чтобы не отлучаться в кусты;
  • четвёртый — седьмой дни . На четвёртые сутки и ребёнок, и вы уже приблизительно в курсе, через какие промежутки времени следует пользоваться горшком. А если малыш увлёкся игрушками и позабыл о нужде, вы ему напоминаете. За каждый успех ребёнка нужно хвалить, ведь мамино поощрение – замечательный стимул для приобретения навыка.

Всего за неделю, по утверждению автора и родительниц, удаётся привить крохе гигиенические навыки. Но даже если и через 7 дней будут наблюдаться «осечки», отчаиваться или, тем более, ругать малыша не стоит. Совсем скоро всё обязательно наладится.

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня: условия и правила

В том случае, если необходимо в максимально сжатые сроки познакомить малыша с горшком (например, кроха совсем скоро пойдёт в садик или отправится в путешествие), родителям пригодятся методы экстренного приучения детей к гигиеническому приспособлению.

Разумеется, за столь сжатые сроки ни один ребёнок не сможет сразу же перейти от подгузников к горшку, зато у малышей сформируется база для освоения туалетного этикета.

Правила проведения методики

Метод трёх суток сработает лишь в том случае, если ребёнок старше полутора, но младше двух лет. Кроме того, кроха способен объяснить доступным способом, что хочет пописать или покакать, стремится побыстрее избавиться от испорченного подгузника.

Как приучать ребёнка к горшку за 3 дня? Прежде всего, убедившись, что малыш готов к процессу, нужно познакомить его с грядущими изменениями. Подобное знакомство начинают заранее – примерно за две недели до активных шагов.

Подготовка состоит из нескольких действий:

  • приобретите горшок (если его ещё нет), каждый день объясняйте малышу, для чего необходимо это приспособление. Можно провести инструкцию и во взрослый туалет, рассказывая, что унитаз – тот же горшок, но для взрослых;
  • расскажите за 7 суток до события о том, что от подгузников скоро придётся избавиться, а вместо них появятся трусики и горшок. Купите детское нижнее бельё для «взрослых» ребятишек. Пусть трусики будут с изображением любимых героев;
  • маме понадобится три дня подряд, чтобы всё это время быть рядом с малышом. Поэтому следует взять пятничный или понедельничный отгул, чтобы методика не прерывалась, и заручиться поддержкой супруга;
  • так как придётся 3 дня постоянно быть рядом с малышом, нужно заранее подготовить развлечения для него и себя: мультики, кинофильмы, игры, книжки – всё, что позволит не скучать и не раздражаться.

Как только удастся всё подготовить, следует переходить к активным действиям, тщательно соблюдая все рекомендации специалистов.

Первый день

Утром, как только малыш проснётся, с него снимают подгузник. Допускается надеть ребёнку трусы или оставить его ходить голышом, если, конечно, температура в помещении и сезон этому способствуют.

Ночную вазу ставят в детскую комнату, поближе к крохе. Ему, кстати, можно давать побольше жидкости: воды, молочка или сока.

Это необходимо, чтобы ребёнок захотел опорожнить мочевой пузырь. Или просто поставьте рядом с малышом поилку с любимым напитком.

Родители внимательно наблюдают за своим чадом, отслеживая каждый признак того, что тот хочет в туалет.

В идеале малыш должен заметить чёткую взаимосвязь между желанием пописать и высаживанием на горшок. Можно сажать ребёнка на ночную вазу через каждые 20 минут.

Именно для столь кропотливой работы и нужны, по меньшей мере, двое взрослых. На них будет приходиться значительная нагрузка, поскольку нужно отслеживать каждую попытку помочиться, чтобы связь закрепилась в сознании.

Как приучить к горшку очень быстро? За всякую удачную попытку обязательно хвалите малыша.

Причём говорить нужно не безликие фразы типа «молодец», а конкретно объяснять, почему вы хвалите ребёнка: «Умница, что пописал в горшок».

Неудачи же, напротив, нужно пропускать, не обращая на них никакого внимания. Тем более нельзя ругать или обвинять малыша, чтобы у него не возникли негативные ассоциации, связанные с горшком.

Перед вечерним засыпанием разрешается надеть подгузник. Пусть кроха хорошенько выспится перед следующим днём.

Второй день

Сегодня с ребёнком можно погулять на улице без подгузника. Естественно, лучше не отходить далеко от дома, чтобы в случае неприятного «конфуза» быстренько вернуться в квартиру. Это особенно актуально в осенне-зимний период.

На улицу выходят после того, как малыш пописает и покакает. В тёплое время года можно захватить с собой вещи для переодевания и второй горшок для отправления естественных нужд. После удачной попытки обязательно хвалим ребёнка.

Третий день

В последние сутки следует добавить ещё одну прогулку, чтобы малыш контролировал процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря как дома, так и на улице.

Перед любым режимным мероприятием (прогулка, дневной сон) необходимо высаживать ребёнка на ночную вазу. Такую же процедуру повторяют по возвращении домой и после пробуждения.

Если вы не знаете, как приучить ребёнка к горшку в 2 года в максимально сжатые сроки, придёт на помощь трёхдневный курс. По окончании методики малыши обычно хорошо реагируют на горшок, часто даже самостоятельно высаживаются на него.

Лучше всего обойтись без одежды, но если в помещении прохладно, нужно выбирать правильные вещи – без пуговок, лямок, молний и прочих застёжек. В ином случае ребёнок не сможет быстро снять бельё и сделает «мокрое или грязное дело» прямо в трусики.

Приучение к горшку за 1 день: возможно ли это?

Используют этот метод, если крохе уже исполнилось 2 годика, он понимает обращённую к нему речь и может объясняться соответственно возрасту с родителями. Также следует заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку маме придётся весь день находиться рядом с ребёнком.

Приучение к горшку за 1 день подразумевает обеспеченность некоторыми нужными предметами, среди них:

  • резиновая кукла с дырочкой для демонстрации мочеиспускания;
  • сам горшок;
  • любимые детские напитки;
  • одноразовые трусы.

Чем больше ребёнок пьёт, тем чаще у него возникают позывы к опорожнению мочевого пузыря. Следовательно, тем скорее родителям удастся приучить кроху к пользованию горшком. Поэтому необходимо давать своему чаду больше жидкости.

Чтобы малыша ничто не отвлекало от процесса обучения, нужно уединиться с ним в комнате и ограничить контакт с другими домочадцами. Затем крохе показывают, где стоит ночная ваза, учат его стягивать и натягивать трусики.

Поскольку опорожнение мочевого пузыря предполагает полное расслабление, простыми словами доводят до малыша мысль, что ему необходимо спокойно сидеть на горшке и ждать, пока «не польётся водичка».

Продемонстрируйте на примере резиновой куклы, что вы ждёте от своего чада. Для подкрепления инструкции жестами показывайте, как садиться, расслабляться и вставать после писания. Обязательно хвалите кроху за каждое удачное действие, используя словесное одобрение, объятие.

Как правильно приучить ребёнка к горшку за 1 день? Важно уделять особое внимание личной гигиене. После каждого мочеиспускания нужно помогать крохе выливать содержимое ночной вазы в унитаз и мыть руки с моющим средством.

Мнения об этой методике неоднозначные. Некоторые мамы признают её эффективность, другие же отмечают, что за одни сутки научить малыша писать и какать в горшок практически нереально.

Приучение к горшку девочки и мальчика: имеются ли отличия?

Нередко даже пол ребёнка влияет на скорость и особенности обучения навыкам опрятности. Многие специалисты и родительницы указывают, что маленькие леди более послушны и усидчивы, нежели мальчуганы.

Девочки стараются во всём подражать маме, поэтому им несколько проще понять принцип процесса. А из-за природной усидчивости многие малышки больше времени проводят на горшке, что существенно повышает вероятность благополучного окончания мероприятия.

Однако некоторые девочки отличаются повышенной стеснительностью — вот почему они предпочитают терпеть позывы к опорожнению мочевого пузыря, что приводит в итоге к мокрым штанишкам.

Юные джентльмены активнее, не такие усидчивые и наблюдательные, как девочки, и больше тянутся к отцам. А поскольку папы проводят много времени на работе, то и навык к мальчикам придёт несколько позже. Мамочка ведь не сможет показать, как нужно писать стоя.

Специалисты советуют при приобретении полезного приспособления учитывать пол ребёнка. Для малышек больше подойдёт изделие с округлым отверстием, для мальчугана стоит подобрать горшок с особой выемкой и валиком, которые предупредят разбрызгивание.

Как приучить девочку к горшку? Обучение малышки проходит стандартно. А вот процесс приучения мальчика немного отличается. Юного джентльмена сначала стоит приучить пользоваться ночной вазой сидя, поскольку опорожнение кишечника и мочевого пузыря в столь юном возрасте происходит одновременно.

Только после этого переходят к «мужскому» варианту. Пусть его покажет папа, а маме затем останется лишь следить за меткостью крохи, который вначале будет обязательно обрызгивать всё вокруг. Проблему, как приучить мальчика к горшку, лучше решать в игре. Это идеальный способ обучения.

Понять, как правильно приучить малыша к пользованию ночной вазой, можно, если выбрать наиболее подходящее гигиеническое приспособление. Благо что в детских магазинах имеются самые разные модели горшков.

Однако делать выбор, основываясь исключительно на цвете важнейшего аксессуара, неправильно. В столь юном возрасте ребёнку на самом деле безразлично, розовым, голубым или зелёным будет у него горшок.

При приобретении ночной вазы родителям нужно обращать внимание на несколько важных характеристик:

Конечно, каждая мама рассуждает, мол, могу купить самую лучшую модель горшка для любимого малыша. Однако не следует чрезмерно увлекаться, лучше взять устойчивую, пластиковую ночную вазу без дополнительных функций.

Современные изготовители гигиенических средств для детей предлагают приобрести специальные трусы или подгузники для обучения навыкам опрятности. Подобные «обучающие» средства отличаются слоем, который остаётся влажным и приводит к ощутимому неудобству.

Чтобы стать сухим и чистым, ребёнок пытается снять неудобный подгузник и облегчиться в горшок. В таком случае приучить малыша становится несколько проще.

К сожалению, не всегда обучение детей гигиеническим навыкам проходит гладко. Встречается как регресс умения, так и всевозможные страхи перед горшком. Кроме того, некоторые ребятишки в силу проблем со здоровьем не способны самостоятельно научиться писать в ночную вазу.

Шаг вперёд – два назад

Нередко мамы отмечают парадоксальные ситуации, когда умеющий пользоваться горшком ребёнок внезапно отказывается на него садиться. А если родители настаивают, то закатывает самую настоящую . Вероятных причин у подобного явления несколько:

Чтобы справиться с возникшими трудностями, нужно выяснить первопричину нежелания справлять нужду в ночную вазу. Как только вы избавитесь от источника проблемы, можно переходить к повторному приучению.

Боязнь пластикового «друга»

Ещё одна частая ситуация – иррациональный страх перед горшком. Родителям в такой ситуации просто не удаётся усадить кроху на него, поскольку ребёнок плачет, вырывается, бьётся в истерике при одном только виде гигиенического аксессуара.

Выделяют несколько источников подобного поведения:

  1. Слишком раннее приучение к горшку, когда малыш не готов по всем параметрам.
  2. Скупость родителей на похвалу при успехах ребёнка и жёсткое наказание за неудачи.
  3. Не слишком удачное знакомство с ночной вазой. Например, малыша усадили на холодный предмет, который к тому же оказался неустойчивым.
  4. Физиологические или психологические , при которых у малыша формируется ассоциация: болезненные ощущения при высаживании на горшок.
  5. Обычная детская стеснительность или нежелание совершать дефекацию и мочиться на глазах у близких людей.

Для изменения ситуации необходимо на некоторое время оставить ребёнка в покое, подождать, пока его страхи забудутся. Неправы те мамочки, которые бегают за плачущей крохой с горшком наперевес. Подобное недальновидное поведение лишь усилит детскую фобию.

Специалисты рекомендуют проигрывать тревожащую ситуацию в игровых сюжетах. Пускай малыш высаживает на горшок пупсов, роботов, мягких игрушек. Главная задача – вызвать положительные эмоции непосредственно к ночной вазе и сидению на ней.

Придумайте сказочные истории с терапевтической направленностью на горшочную тему. В таких рассказах добрый и печальный горшок ждёт, когда его хозяин поиграет с ним, а затем пописает и покакает в него. Сюжет ограничивается только родительской фантазией.

Может сработать и следующий приём. На пластиковый аксессуар наклеиваются глазки и улыбающийся рот из клейкой бумаги. Можно дополнительно украсить горшок и фигурками, изображающими любимых персонажей малыша.

Иногда проблемы с привитием ребёнку гигиенических навыков связаны не с психологическими, а медицинскими факторами. Если дневное и ночное непроизвольное испускание мочи наблюдается после пяти лет, впору обращаться к доктору.

Неконтролируемое мочеиспускание может быть вызвано несколькими проблемами:

  • врождённые патологии мочеполовых органов;
  • воспаление мочевыводящих путей;
  • несовершенство нервной системы;
  • наследственность;
  • продолжительные стрессовые ситуации.

Диагностикой и лечением энуреза занимаются два специалиста: уролог и невролог. Прежде всего родителям стоит показать ребёнка именно урологу, который проведёт обследование внешних половых органов (девочку дополнительно могут направить к детскому гинекологу).

Кроме того, уролог может назначить такие лабораторные и инструментальные исследования, как общий анализ мочи, ультразвуковое изучение почек и мочевого пузыря. При исключении аномалии урологического характера ребёнка отправляют на консультацию к неврологу.

Несколько выводов

Вопрос, как приучить ребёнка к туалету, действительно актуален. В конце статьи мы собрали самые важные рекомендации и правила, которые способны помочь взрослым облегчить и ускорить процесс обучения малыша гигиеническим навыкам:

  1. Необходимо учитывать физиологическую и психологическую готовность детей к обучению.
  2. Оптимальный возраст, по мнению экспертов, – от полутора до двух лет. Лучше позже, чем раньше.
  3. Нужно приготовиться к неминуемым «осечкам» при приучении ребёнка, стоит чаще его хвалить и не обращать внимания на неудачи.
  4. Не следует настаивать на опорожнении кишечника и мочевого пузыря, заставлять малыша тужиться «во всю мочь».
  5. Можно выбрать как длительный отказ от подгузников, так и ускоренные методики приучения к горшку. Всё зависит от вашего настроя и особенностей ребёнка.
  6. Приобретать ночную вазу лучше вместе с малышом. Так вы покажете значимость события и сможете скорее «подружить» горшок и ребёнка.
  7. Если не получилось с первого раза, подождите. Отложите пластикового «приятеля» на антресоль, забудьте о проблеме на пару месяцев, а затем опять ненавязчиво пробуйте отказаться от подгузников.
  8. Если ребёнок боится горшка, подождите, пока страхи улягутся, а уже затем вновь начинайте знакомство с этим полезным гигиеническим аксессуаром.
  9. При неконтролируемом мочеиспускании после 5 лет следует обязательно проконсультироваться с неврологом и урологом.

Следует понимать, что все представленные сроки являются достаточно условными, поэтому родителям, в первую очередь, следует ориентироваться не на усреднённые данные, мнения знакомых и подруг, а на особенности своего ребёнка.

Именно они и ответят на вопрос, как и когда приучать к горшку. Ну а многие педиатры советуют помнить, что практически все здоровые дети 5 года жизни умеют ходить в ночную вазу или унитаз. Поэтому не стоит слишком усердствовать, пытаясь доказать что-то своим подружкам и знакомым.

Большинство родителей мечтают поскорее избавиться от пеленок и подгузников. Мамы и папы начинают серьезно задумываться о том, в каком возрасте можно это сделать и как правильно приучить ребенка новому способу испражнения. Есть много важных нюансов, которые помогут сделать процесс обучения максимально комфортным для всех участников процесса.


С какого возраста следует приучать?

Американская Академия Педиатрии уверяет молодых родителей, что дети достигают физической готовности ходить на горшок только в 1,5-2 года. Выходит, что начинать знакомить младенца с горшком раньше этого возрастного порога просто не имеет смысла. Важно, что должна наблюдаться не только физическая, а и психологическая готовность. От степени развития нервной системы малыша зависит уровень стресса ребенка при отучении от «памперсов» и общая результативность этого мероприятия. Будьте внимательны к своему ребенку и следите за его развитием. Для того чтобы подобрать правильный метод обучения, следует учесть такие факторы.

  • Физиологическая зрелость. Мышцы сфинктеров и каналов должны достаточно укрепиться для контроля над испражнениями. Развитые нервные окончания в прямой кишке и мочевом пузыре помогают вовремя понимать, что пора справлять нужду.
  • Психологическая зрелость. Проявление сознательности и внимания к просьбам и советам родителей.
  • Эмоциональная готовность. Положительная реакция на приобретение нового навыка, радостный интерес ко всему новому.


Врачи установили средний возраст, в котором у младенца появляется определенный навык. Такая информация поможет молодым мамам и папам лучше понимать своего ребенка:

  • в 14 месяцев начинает раздражать и расстраивать последствия естественной нужды, которая справляется под себя;
  • в 1,5 года начинает беспокойно реагировать на то, что хочет какать или писать;
  • в 22 месяца старается уведомить родителей о желании справить нужду всеми доступными методами, но только не словами;
  • в 24 месяца не опорожняет кишечник и мочевой пузырь по 2-3 часа, а когда возникает соответствующее желание, то сам снимает одежду;
  • в 27-29 месяцев просится на горшок с помощью слов;
  • в 3 года может сам снять одежду, сесть на горшок и одеться, но часто требуется родитель рядом.

Педиатры, руководствуясь вышеописанной информацией, советуют начинать прививать ребенку новый гигиенический навык с того момента, как он сам начинает негативно реагировать на перспективу какать в штаны.

Специалисты отмечают, что подходящий возраст не всегда варьируется в пределах 1,5-2 лет. Некоторые дети охотно знакомятся с новым способом справить нужду еще в возрасте 1 года, другие не признают нововведений даже в 3 года. Важно выявить момент полной готовности ребенка к получению нового навыка, тогда процесс обучения не затянется.




Важные правила

Прививание нового навыка гигиены – ответственное занятие. Придерживайтесь простых правил, чтобы научить ходить на горшок своего малыша.

  • К процессу научения должны быть готовы все участники процесса – малыш и родители. Последние должны четко понять, что малышу понадобится больше внимания. Будьте готовы к тому, что чадо может первое время справлять нужду рядом с горшком, придется намного чаще за ним убирать.
  • Помните, что если вы начали процесс обучения, то обратного пути нет. Нельзя в будни дни водить ребенка в подгузниках, а на выходных приучать его к «ночной вазе». Такими нелогичными действиями вы сильно запутаете малыша и существенно усложните весь процесс.
  • Важно сначала научить малыша справлять нужду в свой личный туалет на протяжении дня, а только после этого учить этому в период ночного сна.
  • Новый предмет в доме обязательно вызовет у малыша не только интерес, но и непонимание. Необходимо обеспечить правильное знакомство и помощь ребенку привыкнуть к горшку.

Поставьте приспособление так, чтобы малыш всегда мог подойти к нему, потрогать, осмотреть.

  • Когда малыш удачно справил нужду в маленький туалет, обязательно похвалите его. Он должен четко понимать, что все сделал правильно и родители довольны. В случае промаха даже не вздумайте ругать или стыдить, воспринимайте такие ситуации спокойно.
  • Важно приучать малыша не просто к горшку, а к целому ритуалу. Продумайте последовательность действий, начиная от снятия одежды и заканчивая мытьем рук.
  • Начните сажать малыша на личный туалет так, чтобы этот процесс связывался с режимными занятиями. Ребенок быстро привыкнет к горшку сразу после пробуждения или перед походом на улицу.
  • Первое время вы можете продолжать использовать одноразовые подгузники во время прогулки или ночного сна. Как только новый навык будет освоен, откажитесь от «памперсов» вовсе.
  • Не давайте баловаться с «ночной вазой», иначе она станет не маленьким туалетом, а очередной игрушкой.


Основные этапы

Для ребенка важно, чтобы родители делали все четко и последовательно. Любая суетливость с вашей стороны может запутать малыша. Все методы привития нового навыка имеют четкие инструкции, но и общие принципы знать нужно. Специалисты выделили 5 основных этапов приучения к горшку.

  • Для начала покажите горшок и объясните, зачем он нужен. Вам поможет специальная игрушка-журчалка. В нее надо набрать воду и выпустить ее в «ночную вазу». Обязательно объясняйте малышу, как называется этот процесс и почему правильно делать его именно на горшок, а не в штаны.
  • Предлагайте ребенку «ночную вазу» до и после всех режимных занятий. Особенно это касается сна и прогулок.
  • Откажитесь от применения одноразовых подгузников в течение дня. Так ребенок сможет изучить себя и лучше контролировать процессы испражнения. В это время его будет легко научить проситься на горшок.
  • Каждый раз, когда ребенок вовремя сообщил вам о своем намерении пописать или покакать, расхваливайте его и проявляйте радость. В качестве поощрения не должно быть игрушек или сладостей, достаточно слов и восхищений.
  • Если вы видите, что ребенок уже освоил дневные походы на горшок, то можно идти дальше. Объясните, что справлять нужду ночью тоже нужно на горшок, а не в кровать. Будите малыша несколько раз за весь период сна и предлагайте горшок. Если есть возможность, то старайтесь выбирать для пробуждения тот момент, когда сон становится беспокойным. Со временем ребенок ночью вставать и идти к ночной вазе будет сам, без вашего участия.
  • Когда все навыки освоены, остается только закреплять их. Используйте похвалу как стимул.

Побольше общайтесь с ребенком, постарайтесь сделать весь процесс осваивания гигиенического навыка максимально понятным.


Особые хитрости

Большинство пап и мам хотят сделать процесс приучения малыша к походу на горшок максимально быстрым и комфортным. Есть небольшие хитрости, которые помогут достичь результата быстрее.

  • Если в доме есть первенец, то можно обучать малыша по его примеру. Старший может показать младшему, как контактировать с незнакомым приспособлением.
  • Усаживайте малыша на горшок на 5-7 минут, не больше. Такого времени вполне достаточно для того, чтобы справить нужду. При этом за столь короткий промежуток не появится негативной ассоциации с новым предметом.
  • В период привития нового гигиенического навыка важно одевать как можно меньше одежды, она должна быть без различных завязок, шнурков или пуговиц. Вы и малыш должны иметь возможность легко и быстро снять штаны или трусики для того, чтобы сесть на «ночную вазу».
  • Горшок необходимо ставить так, чтобы ребенок всегда имел к ней доступ. Малыш должен понимать, что не должен дожидаться родителей для того, чтобы пописать или покакать. Самое удобное расположение – неподалеку от места игр.
  • Вы можете использовать разные детские книги, которые расскажут ребенку о роли его маленького туалета.


Как правильно приучить?

Быстро научить малыша пользоваться личным туалетом можно, только если вы точно словите тот момент, когда он к этому процессу полностью готов. Занятие это не из простых, поэтому заранее готовьтесь к тому, чтобы спокойно воспринимать все промахи и ошибки ребенка. Важно обращать внимание на особые признаки, которые сигнализируют о готовности малыша к приучению к горшку:

  • опорожняет кишечник примерно в одно время каждый день;
  • писает не чаще, чем 1 раз в 2 часа;
  • может отличать одежду (трусы, штаны) и части тела;
  • знает, зачем нужна попа и половые органы;
  • понимает, что означают слова «писать» и «какать»;
  • старается подражать родителям;
  • испытывает неприятные ощущения из-за грязного подгузника и показывает это родителям;
  • делает попытки самостоятельно натягивать одежду;
  • проявляет интерес к детскому горшку или к взрослому туалету;
  • уже исполнилось 1,5 и более года.



Если все эти признаки есть, то процесс обучения пройдет намного легче для ребенка и родителей. Стоит учесть, что первое время после отказа от «памперсов» малышу будет тяжело перестроиться. Именно поэтому стоит отказаться от их использования, чтобы ребенку было легче. Первое время вы можете все же надевать «памперсы» на прогулку, но не более того.

Есть некоторые особенности приучения, которые зависят от пола ребенка. Девочку нужно учить по классической схеме, никаких сложностей в этом нет.

Мальчика сначала учите ходить на горшок сидя. У малышей часто мочеиспускание и испражнение кишечника происходит одновременно. Когда ребенок сможет разделять эти два процесса, тогда и можно учить маленького мужчину писать стоя.



За 7 дней

Такой быстрый метод приучения ребенка к горшку носит название «Добровольный малыш». Разработала его Джина Форд, бывшая медсестра по беременности и родам. Такой способ подходит для детей, которым исполнилось 18 месяцев. Малыш должен уметь выполнять простые действия и понимать родителей, их просьбы. Методика по дням.

  • Дождитесь пробуждения малыша и расскажите ему о правилах новой жизни. Необходимо объяснить ребенку, что пора избавиться от надоевших подгузников и подружиться с новым предметом – горшком. Покажите «ночную вазу» и предложите воспользоваться ею. Для первого контакта достаточно всего 10 минут. Повторяйте попытки каждые 20 минут до тех пор, пока ребенок не справит нужду.
  • Старайтесь замечать все признаки того, что ребенок хочет писать или какать, сразу предлагайте новый предмет для решения задачи. Так вы сможете закрепить ту информацию, которую доносили до малыша еще вчера. Не забывайте общаться и объяснять. Перед походом на улицу можно надеть «памперс» для собственного удобства.
  • Общее поведение родителей не отличается от предыдущего дня. Правда, на этот раз откажитесь от «памперсов» вовсе, даже на улице. Можете взять с собой горшок на прогулку, чтобы не приучать малыша к некультурному испражнению в кустах.
  • Следующие 4 дня закрепляйте навыки. Внимательно отслеживайте поведение малыша, предлагайте ему горшок до тех пор, пока он сам не начнет проситься на него.

Автор методики и ее поклонники уверяют, что можно привить новый гигиенический навык всего за неделю. Даже если после окончания срока ребёнку не все удается, не стоит отчаиваться. Продолжайте действовать по принципу последних дней и совсем скоро все получится.

За 3 дня

Метод экстренного обучения малыша пригодится перед походом в детский сад или поездкой в путешествие. Но не тешьте себя иллюзиями, за три дня ребенок не сможет полностью перестроиться. Этого времени будет вполне достаточно для формирования базового навыка, от которого потом вы и ваш малыш будете отталкиваться при дальнейшем обучении. Быстрый метод работает только в том случае, если ребенку больше 1,5 лет, но меньше 2 лет.

Важно, чтобы он уже пытался сообщать вам о том, что хочет справить нужду, и всячески старался избавиться от грязного «памперса». Если ребенок выказывает готовность к приобретению гигиенического навыка, то смело приступайте. Подготовка к научению проходит так.

  • Купите горшок и расскажите ребенку о его предназначении. Сводите малыша на экскурсию во взрослый туалет. Обязательно объясните, что унитаз – это взрослый горшок.
  • За неделю до начала обучения расскажите малышу, что скоро вы избавитесь от «памперсов» и начнете использовать удобные трусики и тот самый горшок.
  • В идеале обоим родителям придется все три дня находиться с малышом ежеминутно рядом, поэтому позаботьтесь о свободном времени. Заранее наготовьте еду и произведите уборку или договоритесь с кем-то, кто будет вам помогать.
  • Заранее продумайте развлечения для себя и малыша. Выберите мультики, книжки, игрушки. Приготовьте все так, чтобы вы всегда могли веселиться и ничего вас не отвлекало, не раздражало.



Как только вы закончили подготовку, можно приступать к освоению методики. Последующие три дня вашей жизни должны быть такими.

  • Дождитесь пробуждения ребенка, смените привычный подгузник на трусики. Объясните, с чем связаны нововведения. Поставьте новый предмет в удобном месте в детской комнате и познакомьте малыша с ним.
  • Побольше поите ребенка, чтобы он чаще писал. Старайтесь приложить все усилия, чтобы ребенок испражнялся в этот день исключительно в горшок. Если случилась осечка, то уберите лужу вместе и объясните ребенку, как избежать мокрых трусиков в будущем.
  • Предлагайте ребенку сесть на горшок каждые 20-30 минут. Отслеживайте все сигналы, которые предшествуют испражнению. Для такой задачи все же требуется внимание обоих родителей. Так шансы на успех значительно увеличиваются.

Когда цель достигнута и горшок полный, похвалите ребенка, объясните правильность его действий. Похвала должна быть максимально конкретной. Дайте понять малышу, что именно он сделал для того, чтобы вызвать вашу положительную реакцию.

Перед ночным сном можно надеть одноразовый подгузник для удобства.

  • После пробуждения действуйте по тому же сценарию. Сегодня можно пойти на прогулку без «памперса», но перед выходом дождитесь похода на горшок. Если погода не летняя, лучше гуляйте рядом с домом, чтобы в любой момент можно было вернуться. Если же погода теплая, то возьмите с собой одежду для смены и второй горшок.
  • На этот день возлагаются большие надежды, поэтому запаситесь терпением. «Памперсов» больше нет, но погулять сегодня необходимо уже два раза. Берите с собой горшок, чтобы не сбивать ребенка с толку кустами. Теперь вы уже знаете, как часто малыш писает и какает, поэтому высаживайте его на горшок с необходимой регулярностью.

Прививать гигиенический навык по такой ускоренной методике лучше в теплое время года. Пусть дома малыш бегает без одежды или в такой, которая не будет затруднять процесс обучения. Если на штанах малыша будет много застежек, то вы можете просто не успеть их снять. Специалисты считают, что разумно сразу приучать ребенка ходить в трусиках.


Возможные проблемы

Обучение гигиеническим навыкам не всегда проходит гладко и просто. Бывает, что ребенок испытывает страхи или беспокойства из-за нового предмета в доме. Некоторые дети могут иметь проблемы со здоровьем, из-за которых процесс обучения серьезно затрудняется. Бывает так, что ребенок отлично осваивает навык использования ночной вазы, но внезапно отказывается на нее садиться. Если мама или папа настаивают на том, чтобы ребенок сел на горшок, может начаться настоящая истерика.

Возможные причины такого явления.

  • Иногда ребенок негативно реагирует на какие-либо изменения в привычной жизни. Поход в садик, переезд в новый дом, пополнение в семействе может вызвать непонимание. Внешне это вполне может проявиться в виде регресса навыков или в несогласии выполнять обычные действия.
  • В возрасте 3 лет ребенок вступает в кризисный период. Малыш может начинать бунтовать и делать все наперекор родителям. Вполне вероятно, что когда вы попросите сесть на горшок, он назло написает в штаны.
  • Негативная обстановка в семье, особенно скандалы между родителями, могут серьезно повлиять на ребенка. Малыш может начать бунтовать и вести себя агрессивно, либо, напротив, замкнуться в себе и просто перестать реагировать на происходящее вокруг. В обоих случаях происходит частичная или полная потеря навыков.
  • Временный отказ от испражнения в личный туалет может быть связан с плановой прививкой, простудой или болезненным ростом зубов.



Для решения проблемы достаточно разобраться в причинах ее возникновения. Помните, что если не устранить первоисточник, то регресс может быть достаточно серьезным. Вы можете заметить, что ребенок боится горшка, причем без видимых на то причин. Если он плачет, вырывается и напрочь не хочет садиться на него, то у родителей часто наступает полный ступор. Бывает несколько поводов для такого поведения:

  • Вы начали знакомство с ночной вазой слишком рано.
  • Вы мало хвалите за успех и ругаете за неудачу.
  • Неприятное первое знакомство. Например, вы усадили малыша на холодный горшок, который еще и шатался.
  • Запоры, из-за которых у крохи появилась ассоциация горшка с болью.
  • Ребенок может просто стесняться делать свои дела на глазах у близких людей и кучи родственников.

Исправить ситуацию легко. На время оставьте малыша в покое, подождите, пока страхи немного забудутся. Помните, что попытки подсунуть плачущему ребенку горшок могут только усугубить ситуацию. Попробуйте поиграть с малышом. Предложите ему посадить на ночную вазу любимую игрушку и постарайтесь всячески вызвать положительную реакцию. Вы можете придумать для ребенка историю о том, что горшок скучает и грустит, когда малыш к нему не подходит. Сюжет такой повести может быть абсолютно любым, отталкивайтесь от интересов малыша. Интересный вариант – украсить «ночную вазу» наклейками в виде любимых мультипликационных персонажей.

Все вышеописанные проблемы носят психологический характер, но встречаются и сугубо медицинские факторы, которые мешают приучению к горшку. Если вы наблюдаете непроизвольное опорожнение кишечника или мочевого пузыря у ребенка старше 5 лет, необходимо обратиться к специалисту. Отсутствие контроля у ребенка может быть обусловлено такими факторами:

  • патология органов, которая появилась еще при рождении малыша;
  • воспалительные процессы в мочевыводящих путях;
  • проблемы в работе нервной системы;
  • наследственные заболевания;
  • длительное стрессовое состояние, страхи, тревоги.

Для диагностики и лечения энуреза стоит обратиться к неврологу и урологу. Лучше начать с последнего специалиста, он обследует физиологическое состояние внутренних органов. Девочке может потребоваться дополнительный визит к гинекологу. Только после исключения наличия заболевания половых органов обращайтесь к неврологу для дальнейшего обследования.


Ошибки родителей

Случается, что ребенок не может приспособиться к использованию личного туалета из-за неправильного поведения родителей. Самая распространенная ошибка заключается в том, что мамы и папы ведут малыша к «ночной вазе» слишком рано. Рекомендуется все же дождаться готовности ребенка, иначе можно нанести малышу психологическую травму, которая существенно усложнит дальнейшее обучение.

Другая популярная ошибка – чрезмерное применение одноразовых подгузников. Современные родители часто приучают ребенка еще с рождения к тому, что «памперс» на нем днем и ночью. Когда вы резко решите избавиться от подгузника, то ребенок не сможет немедленно к этому приспособиться. Помните, что для адаптации в таком случае может понадобиться порядка 3-5 месяцев.

Постоянное использование подгузника приводит к тому, что органы ребенка не имеют должной тренировки и стимуляции, не привыкли удерживать большое количество мочи. Гигиеническое средство дарит ощущение комфорта, поэтому даже в возрасте 1 года он может писать часто и маленькими порциями.

«Памперсы» ночью мешают правильному развитию функций почек. Дети, которые привыкли к подгузникам, могут писаться в кровать до 4 лет. В норме же такое явление пропадает к 2-3 годам. Решить эту проблему довольно просто – разрешайте ребенку ходить голышом днем, когда это возможно. Очень хорошо, если вы можете не надевать «памперс» на ночь. Лучше положите пеленку под простыни, чтобы не портить матрац. Так малыш раньше сможет познакомиться со своим телом и начнет учиться понимать свой организм.



Не оказывайте моральное давление на ребенка в процессе прививания гигиенического навыка. Постарайтесь создать такие условия, при которых малыш сам начнет проявлять интерес к горшку.

Если вы будете постоянно отрывать свое чадо от игр и сажать на детский туалет, то не добьетесь положительных ассоциаций с процессом. Родителям, которые сами слишком заинтересованы в горшке, стоит понять, что ребенок обязательно начнет воспринимать его серьезно сразу, как будет к этому готов.

Другая частая ошибка молодых мам и пап – ругань и попытки вызвать чувство стыда. Часто таким поведением грешат даже не сами родители, а их родственники. Это связано с особенностями педагогических процессов в советское время, где чувство стыда было серьезным стимулом. Такое неадекватное поведение со стороны взрослых может привести к развитию фобий, неврозов. Переживание стресса вызовет негативные ассоциации с горшком и процесс научения сильно затянется.

Если вам все же хочется акцентировать внимание ребенка на том, что он сделал свои дела на пол, то лучше приобщите его к уборке. Спокойно дайте малышу тряпку и объясните, что нужно вытереть лужу, чтобы никто не испачкался, не поскользнулся. Расскажите ребенку, что поход на горшок может избавить его от неприятной уборки. Так вы не вызовете чувство стыда, а просто подскажите, как правильно поступить. Малыш обязательно к вам прислушается и сам примет решение о том, что «ночная ваза» ему друг, а не враг.

Молодые родители могут совершить еще одну оплошность, которая связана с банальным незнанием стадий знакомства малыша со своим телом. Помните, что сначала ребенок начнет испытывать дискомфорт от испачканной одежды или постели. Потом малыш поймет, с чем этот дискомфорт связан, и начнет учиться контролировать походы в туалет. Только после этого ребенок сможет удачно познакомиться с «ночной вазой».


Как выбрать горшок?

Некоторые родители уверены, что достаточно выбрать горшок с принцессой для девочки или с машинками – для мальчика. На самом деле именно процесс выбора приспособления довольно кропотливый и ответственный. Так, для девочки лучше подобать горшок круглой формы, а для мальчика – овальной. В последнем случае очень кстати будет приспособление с разделителем между ножками.

Важные нюансы выбора горшка.

  • Выбирайте «ночную вазу» из качественного пластика. Горшок не должен быть холодным, когда малыш на него садится. Это может вызвать дискомфорт и негативные ассоциации. Ребенок привыкает к прикосновению мягкого «памперса» или пеленки, поэтому контраст будет очень заметным.
  • Важно удобство изделия. Размер должен соответствовать ребенку так, чтобы края не надавливали при сидении. Позаботьтесь о наличии спинки, чтобы малыш мог расслабиться, пока будет делать свои дела. Ваша задача состоит в том, чтобы обеспечить комфорт во время приучения к горшку.
    • Если есть возможность, то выберите горшок вместе с ребенком. Предложите малышу несколько подходящих вариантов и оставьте за ним выбор цвета, декора и прочего.
    • Подберите горшок с крышкой и удобной ручкой. Первый вариант дает возможность не выносить его содержимое сразу. Ручка обеспечит удобство для вас во время мытья изделия.
    • Следите, чтобы горшок не воспринимался ребенком в качестве игрушки. Не поощряйте игры с приспособлением ни в каком виде. Ребенок четко должен понимать функцию этого предмета.

    На сегодняшний день в магазинах можно купить самые разные модели детского горшка.

    • Простой. Подходит для детей любого возраста. Идеальный вариант для первого туалета, отсутствие декоративных элементов поможет объяснить малышу главную функцию нового предмета.
    • С ароматизацией. Приятный легкий аромат из ночной вазы заглушает запах фекалий и мочи. Бывают случаи, когда неприятные запахи отталкивают малыша от ночной вазы, а такой вариант поможет решить проблему.
    • С музыкой. После того как малыш сходил на горшок, начинает играть приятная мелодия. Такой сигнал дает понять, что ребенок уже может вставать, убирать и продолжать заниматься своими делами. «Ночная ваза» с музыкой поможет избавиться от тревожности, которая связана с испражнением.


    Для многих родителей приучение ребенка к горшку становится настоящим испытанием с кучей преград. Часто этот процесс становится затяжным стрессом для всех членов семьи. Советы опытных мам и пап помогут не допустить ошибок и облегчить обучение.

    • Старайтесь замечать изменения в поведении малыша и ждите полной физической, психологической и эмоциональной готовности к горшку.
    • Придумайте целый ритуал, в котором малыш будет выполнять главную роль. Пусть он сам снимает и надевает одежду, вместе с вами выносит горшок и моет руки.
    • Лучше начните знакомство ребенка с личным туалетом позже, а не раньше. В таком случае освоение навыка пройдет быстрее и проще. Если поторопитесь, то малыш может негативно реагировать на предмет даже тогда, когда наступит физиологическая готовность.
    • Стоит запастись терпением, приготовиться к большому количеству неудачных попыток. Чаще хвалите ребенка и больше общайтесь с ним.
    • Когда высаживаете кроху на маленький туалет, не заставляйте писать или какать против воли. Советы сильнее тужиться не принесут результата, но малыш почувствует, что расстраивает вас.



    • Выбирайте метод приучения к горшку исходя из особенностей вашего ребенка. Старайтесь рассматривать такие способы, которые и для вас будут максимально комфортными. Если мама и папа будут нервничать и срываться, то малыш не сможет благополучно пользоваться «ночной вазой».
    • Если ребенок длительный период (порядка месяца), не может привыкнуть к использованию личного туалета, то откажитесь от научения на некоторое время. Возможно, малыш все еще не готов физически или морально.
    • Если ребенок боится «ночную вазу» или неадекватно реагирует на нее, то постарайтесь выяснить причину и устранить ее.
    • Если вы понимаете, что ребенку скоро в школу, а он еще не может осознанно контролировать испражнение мочевого пузыря, то обязательно сходите к доктору. Нельзя в этом случае говорить малышу, что с ним что-то не так, чтобы не спровоцировать развитие комплексов.
    • Если малыш заболел или у него режутся зубы, то отложите процесс приучения к горшку.

    При чрезмерном упорстве вы доведете ребенка до большого стресса и не получите никакой пользы, навык не закрепится.

    Как сделать процесс обучения простым, приятным и главное - результативным? В каком возрасте ребенок уже готов к обучению? На приеме у доктора Комаровского - семья певца и телеведущего Андрея Кише, они обсуждают тему раннего приучения к горшку и делятся опытом.

Сейчас многие мамы имеют возможность не ходить на работу и желание заниматься с крохой. В других семьях бабушки воспитывают внуков, в третьих предпочитают нанимать няню. Стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, если в этом нет необходимости для организации жизни родителей?

Почему нужно ходить в детский сад?

Специалисты утверждают, что общение со сверстниками и воспитателями позволит лучше подготовиться к школе, чем домашнее воспитание. Дошкольники, которые росли с мамой, бабушкой или няней, нередко к 6 годам лучше считают и пишут, быстрей читают, но адаптация детей к школе происходит значительно сложней. Несмотря на более широкий кругозор и больший объем знаний, многие аспекты школьной жизни становятся огромной проблемой. Приучение к детскому саду позволяет воспитать самостоятельность и ответственность, а также дает навыки, которые будут полезны на протяжении всей жизни:

  • умение общаться, дружить, находить компромиссы и отстаивать свою точку зрения, делать что-либо сообща;
  • выполнять не только интересную, но и необходимую работу;
  • взаимодействовать с взрослыми — воспитательницей, няней;
  • правильно и быстро одеваться;
  • соблюдать режим дня.

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Но некоторые родители, отлично понимая преимущества воспитания в коллективе сверстников, оставляют малышей дома, потому что не получается приучить ходить в детский сад без слез и протестов.

В первые дни, когда малыш попадет в незнакомую обстановку, такая реакция — вариант нормы. И если родители знают, как приучить ребенка к детскому саду, уже через несколько дней кроха с удовольствием отправляется к сверстникам, воспитателям и игрушкам. Но иногда все проходит не так гладко. Основные причины, по которым дошкольники не хотят ходить на свою первую работу:

  • расставание с мамой;
  • отказ от грудного вскармливания, пустышки;
  • необходимость рано вставать;
  • неумение быстро одеваться;
  • страх перед незнакомыми людьми;
  • не нравится еда;
  • не хочет спать днем.

Возрастные особенности

В процессе приучения к детскому садику важно учитывать и возраст ребенка. Малыши в 2 и в 3 года воспринимают мир по-разному, причем двухлетние детки привыкают быстрее, чем трехлетние, поэтому тем, кто ищет способы как быстро приучить ребенка к дошкольному учреждению, следует задуматься о том, чтобы отправиться туда как можно раньше. Уже в 2 года дети кушают, пользуются горшком и одеваются самостоятельно, если дома малыша этому учили. Но важно, чтобы кроха, прибывающий на грудном вскармливании, получал грудное молоко только вечером, перед сном. Необходимо также заранее отучить его от пустышки.

В трехлетнем возрасте проблемы чаще связаны со страхами перед незнакомой обстановкой и чужими людьми, нежеланием расставаться с близкими. Их преодолеть немного сложней, но зная как помочь малышу справиться с первыми трудностями, также можно быстро и успешно пройти адаптационный период, и в итоге получить новые психологические приемы, которые помогут малышу в будущем.

Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду

В приучении детей к детскому саду недопустима спешка. Самое неудачное решение — привести малыша в группу, не предупредив, и оставить его на весь день. Из-за сильного стресса у него может сформироваться стойкое негативное отношение к садику, которое будет сложно преодолеть.

Начинать лучше всего заранее

Приучение ребенка должно проходить постепенно. В первый раз лучше прийти в детский коллектив на экскурсию. Малыш сможет пообщаться с другими детьми во время прогулки, посмотреть спальню и игровую комнату.

Узнать по какому режиму живут детки садика и дома воссоздать такой режим, во сколько кушать, спать, гулять.

В зависимости от возраста ребенка, Вы можете предложить ему игру в детский садик, или беседу о нем. В процессе вы проговорите и проиграете заранее, что будет происходить с ребенком и ему в саду будет не так страшно, т.к. уже станет более понятно, что его ждет.

Начиная ходить в садик, важно всегда оставаться доброжелательным и твердым в своем решении. Не стоит раздражаться на ребенка или терзаться сомнениями и страданиями, устраивать долгие прощания, так Вы только травмируете ребенка, ведь он будет думать, что родитель отдает его в плохое место. Осознать всю сложную гамму взрослых переживаний ребенок пока не может, тем более испытывает свои чувства, с которыми и должен ему помочь справится взрослый.

В первые несколько дней можно оставить малыша одного на несколько часов. Потом — на полдня и забрать до того, как в группе будут ложиться днем спать. И только через 2-4 недели — на целый день. Чтобы приучиться ребенку к новому укладу жизни было легче, нужно в первые месяцы приходить за ним, когда большинство детей еще в группе. Даже незначительное опоздание родителей может сильно напугать его, и он с неохотой будет расставаться с родителями утром.

Подготовка

Правильно приучать кроху к предстоящим переменам за несколько месяцев. Ему будет значительно легче адаптироваться, если:

  • он будет иметь опыт общения не только с членами семьи, но и с ровесниками и со взрослыми. Следует как можно чаще ходить на детские площадки и поощрять малыша играть с другими детьми. Также желательно ходить в гости к друзьям и родственникам, где крошка сможет приобрести первый опыт общения с другими людьми;
  • привыкнет соблюдать режим дня, будет дома садиться за стол и ложиться в кровать в то время, когда положено спать и кушать в детсаду;
  • научится самостоятельно пользоваться горшком, сообщать взрослым о потребностях своего организма, а также одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, мыть руки перед едой, после прогулки;
  • заранее уточнить, какие блюда предлагают кушать в детском саду и готовить их дома, а также приучать питаться за общим столом, пользоваться ложкой, пить из чашки.

Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду

Если не смотря на все старания быстро приучать малыша к садику не получается, следует обратиться к психологу. Он поможет разобраться, почему малыш не хочет ходить туда. Иногда причины оказываются очень неожиданными. Например, неудобная для малыша одежда, которую он надевает очень долго. Уже в 3 года важна и оценка сверстников. Часто маленькие непоседы не любят спать после обеда — им трудно засыпать в незнакомой обстановке. Другим не нравится горшок или обустройство туалетной комнаты.

В каждом конкретном случае психолог даст советы родителям, которые помогут малышу сделать первый и очень важный шаг к взрослой жизни. Но во всех случаях самое важное правило для родителей — набраться терпения. Недопустимо ругать маленького человека за то, что ему страшно, критиковать его, сравнивать с другими детьми. Нежелательно говорить о том, что он должен ходить в садик, потому что родители должны работать. Лучше акцентировать внимание на преимущества детсада для самого малыша.

Любой родитель сталкивается с проблемой порядка в доме. «Во времена, когда не было детей, все стояло на своих местах, а теперь ступить некуда!» – жалуются многие мамы. Да, действительно наводить порядок, пока играют дети – бессмысленное занятие. Ребятишкам постоянно нужно чем-то заниматься: рисовать, играть в солдатиков, листать книгу, собрать конструктор. За день нужно много чего переделать, а убирать за собой некогда. Как приучить свое чадо складывать игрушки на свои места? Ведь каждой маме хочется, чтобы ее дети выросли опрятными и чистоплотными.

Начинаем приучать ребенка к порядку

В первую очередь стоит обратить внимание на себя, дорогие родители. Если вы сами не поддерживаете порядок, не требуйте этого от детей, ведь это просто несправедливо! Дети очень подвержены влиянию родителей, папа с мамой – это авторитет, поэтому все действия копируются со взрослых. Подавайте положительный пример и вовлекайте в этот процесс свое подрастающее поколение: помойте вместе посуду, пропылесосьте ковры, соберите все игрушки в коробку.

Подходящим возрастом для того, что приучать ребенка к порядку, считаются 2-4 года. Подростка в возрасте 14 лет вы уже ничему не научите, а еще хуже, это даст обратный эффект, так как слишком поздно.

Любую инициативу в помощи по наведению порядка нужно поощрять. Не ругайте малыша, если он делает что-то не так. Не срывайтесь на ребенка и не вырывайте у него из рук, например, губку для мытья посуды, дабы сделать это быстрее и аккуратнее. Чадо не должно видеть, как вы все переделываете все за ним, иначе он просто перестанет проявлять инициативу при желании помочь.

Совсем маленькому крохе не давайте сложные задания. Малыш, в возрасте 2-х лет, не в состоянии помыть самостоятельно пол, а вот убрать игрушки в своей комнате – вполне отличная задача для ребенка. Но стоит заранее показать, как и куда убирать игрушки.

Как нужно приучать к порядку?

Для уборки игрушек используйте различные органайзеры, чтобы скучное дело превратить в интересное и увлекательное занятие. Заведите несколько коробочек, на каждой подпишите назначение. Например, эта коробочка для машинок, а эта для конструктора и т. д.

Можно совместить приятное с полезным: пока ребенок убирается в своей комнате, вы читаете любимую детскую книжку. Как только малыш забылся и перестал убирать, вы останавливаете чтение и так до тех пор, пока комната не будет прибранной.

Самостоятельно ребенку трудно убираться, нужен постоянный родительский контроль, чтобы ему говорили, что и куда нужно убирать. В данной практике родитель принимает участие в уборке и в то же время позволяет малышу самостоятельно сделать свою комнату чистой и опрятной.

В дальнейшем распишите ребенку обязанности по дому, которые он должен выполнять:

помыть посуду;

пропылесосить ковры;

вытереть пыль;

убрать игрушки;

застелить постель;

полить цветы;

вынести мусор.

Обязательно установите срок выполнения данных заданий. Например, уборка должна быть сделана к субботе каждой недели. Если ребенок забыл, напомните ему о его обязанностях. И никогда не прибирайте самостоятельно детскую комнату, придумывая оправдания своему чаду: устал, много уроков.

Что нужно и что не нужно делать при приучении к порядку

Не стоит нагружать ребенка домашней работой, он ведь не домработница. Если в детские обязанности входит «помыть посуду», это вовсе не означает, что ребенок каждый день по 3 раза должен мыть тарелки и чашки за всеми членами семьи. Достаточно выполнять эту обязанность один раз в неделю.

Четко формируйте обязанность. Не нужно намекать фразами: «на мебели столько пыли, хоть пальцем рисуй». Четко поставьте задачу: «сегодня нужно вытереть пыль!»

Мотивируйте ребенка. Если вы будете ждать, когда вашему чаду надоест бардак в его комнате, то ничего не изменится. У детей, особенно подростков, в голове множество идей и занятий, но уборка комнаты в этот список не входит. Включите музыку погромче и начинайте вместе с ребенком наводить порядок, он в своей комнате, вы в своей.

Самым радикальным методом приучения к аккуратности считается угроза. «Если ты не уберешь свои вещи на место, я их выкину в мусорное ведро!». Естественно ребенок считает, что это всего лишь предупреждение, но для вас главное – выполнить обещанное. Выкидывайте даже самые дорогие вещи. В следующий раз ребенок подумает, стоит ли так себя вести или лучше послушать и прибрать, сохраняя все вещи.

С самого раннего возраста приучайте детей к чистоте и порядку, а так же к уважению к чужому труду. Маловероятно, что если ребенок самостоятельно помоет полы, то пойдет по чистому полу в грязных ботинках. А вот если вы помоете пол, то такое может произойти.

У каждого в семье должны быть свои обязанности, и у малыша не должно возникать вопросов, почему это делаю я, а не папа. Не наказывайте ребенка за неубранные игрушки и хвалите за любую проявленную инициативу. Самое главное – подавайте личный пример!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Мнение: мужчина должен полностью обеспечивать женщину, иначе он теряет свою сущность и дегенерирует
Как слепить далматинца из пластилина своими руками поэтапно Необходимые материалы и инструменты для лепки
Сценарий акции