Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нужен клад в семье лад. «Не нужен клад, коли в семье лад. «Счастлив тот, кто счастлив дома». Л. Н. толстой

Семейный вечер

Учитель

Цели:

Оформление и плакаты:

4. Плакаты:

Литература.

1.

2.

3.

Звучит песня "Родительский дом".

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители!

Как хорошо, что мы с вами собрались в этом зале. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте за дверьми этого зала и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.


1-й ученик:

Посмотрите-ка, у нас

Здесь собрался целый класс,

А напротив - папы, мамы.

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

2-й ученик:

Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды.

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно!

Дети - это чудо света,

Я увидел это сам

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее - дети...

Трудно с ними, ну и пусть.

В наших детях наша сила.

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

Учитель.

Учитель

Учитель.

Что такое "честъ семьи"?


Учитель.

Включается магнитофон: исполняется песня о матери.

Ученица читает отрывок из поэмы Р. Гамзатова "Берегите матерей!"

Учитель.

Ученик:

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает...

А добрая мама прощает все это.

Под грузом забот, не сгибаясь,

Она выполняет свой долг терпеливо...

Красива по-своему каждая мама -

Любовью своей материнской красива. (С. Богомазов.)

Ученик. Не желая того, мы часто обижаем наших матерей. Пренебрегаем их советами, не уважаем их при­вычек, вкусов. Для многих мать вовсе не авторитет . За советом идут к другим, а за утешением к матери. Да, мать всегда разделит наше горе. Но ведь и счастье наше хочется ей разделить. Мы должны научиться уважать мать с раннего дет­ства.

Учитель:

Земля-матушка, хлеб-батюшка» )

*Каков отец, таков и сын.

*Имеющие отца - имеют опору.

*Рука отца страну прокормит.

А теперь представим слово нашим родителям.

Шагиева Фаягуль рас­сказывает о своей многодетной семье. Опо­ра семьи - отец, для детей он авторитет, советчик, помощ­ник. Ничто не согревает душу матери, как внимание и добрые слова детей.

Ах, наши дети - в окошке свет!

Прекрасней их на свете нет.

И наша юность - назло годам -

Все в наших детях вернется к нам.

Учитель

Маргарита:

Учитель:

Мусин Азамат . Моего дедушку зовут Фуат. Он в колхозе работал ветеринаром . Сей­час ему уже 70 лет, но дедушка продолжает трудиться и по сей день. За добросовестный труд он имеет награды. Он добрый, ласковый. Я очень люблю своего дедушку и горжусь им.

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь я хотела бы погово­рить о следующей традиции. Издревле на Руси существо­вал обычай: представители одной семьи занимались од­ним видом деятельности , передавая свое мастерство, свои навыки из поколения в поколение. Так рождались динас­тии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, стро­ителей, артистов, учителей...

Учитель: Сейчас приглашаем вас на экскурсию в прошлое. Ребята подготовили фотогазету. Родители рассматривают в ней своих детей в раннем возрасте.

А сейчас я хочу объявить семейные конкурсы.

1. Конкурс «Кто это?» .

Вопросы:

2. Конкурс пословиц.

5. Согласную семью и горе не берет.

6. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

3. Т ест. «Знаете ли вы своих детей?» Приглашаются родители со своими детьми. (Две доски устанавливаются в разных местах, родители и дети одновременно отвечают на вопросы.)

Вопросы к тесту:

1. Любимый цвет вашего ребенка? 2. Любимый праздник?

3. Сколько лет вашему ребенку? 4.

5. Сколько денег вы даете ребенку на карманные расходы?

6. Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок?

7. Сколько у него друзей? 8. Любимый танец?

9. Любимая группа или солист? 10. Пишет ли он стихи?

11. Ведет ли он дневник?

12. В каком возрасте у вашего ребенка была первая любовь?

4. Минута откровения.

5. Мы строим дом. Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, почувствуют, поддержат? Как же построить такой дом. С чего начать?

На доске - макет дома. Вам нужно выложить его кирпичами, но не простыми! Я раздам вам кирпичи, а вы напишите на них то, что я скажу. А потом мы выстроим дом.

1. Добрые слова о доме.

2. Члены семьи.

3. От чего зависит крепость семейных отношений.

4. Семейные праздники.

5. Песни о семье и о доме.

Ученик:

Из полученных кирпичей сложим дом

А дом заставленный добром - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом. (Стих поэтессы Л. Сусловой.)

Учитель: Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого. - это любовь к Дому своему.

Ученик :

Неизменно уверены в том,

Чтобы мы оставались детьми.

И отцу до земли поклонись,

Учитель:

Мы хотим своим детям счастья. Но не случайно это слово так многозначно: «успех», «удача», «благоденствие », «благополучие». В русском языке в нем кроется главный его смысл: «сопричастность», «со­пряженность одной человеческой судьбы с другими людскими судьбами». Мало человеку простого благополучия и удовольствия. для счастья. Школа распахивает перед ребенком мир познания, приобщает к труду. А с чего начинается воспитание в семье? С улыбки родителей, в семье ребенок учится чувствовать и понимать чувства других людей.

Дом, семья... человек может иметь хорошую квартиру, большую семью, но не создать домашнего очага, того маленького мира, где каждый всем дорог и нужен. Говорят, на кры­шах счастливых домов аисты вьют гнезда, потому что в этих домах вы­растают хорошие дети.

Ученик:

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,

Желаю теплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней

Уважаемые родители!

- Как можно больше времени проводите вместе со своей семьей, обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, со­ветуйтесь друг с другом. Не бойтесь попросить совета у ре­бенка - это только сблизит вас.

Обсуждайте возникшую проблему спокойно. Доверять вам будут, если будете способными понять, сопереживать.

Не скрывайте любовь к своему ребенку. Старайтесь, чтобы его друзья бывали у вас дома, надо знать, с кем он дружит.

Помните, что ребенок - это гость в вашем доме, который со временем покинет отчий дом. Поэтому воспитывать его надо так, чтобы он не забывал свою семью.

Нужно чаще бывать в школе, интересоваться его школь­ными делами.

Познакомить со словами Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы бу­дете ими».

Учитель:

Я от души благодарю всех, кто принял участие в празднике. От всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту. Будьте счастливы!

Семейный вечер

«Не нужен клад, коли в семье лад».

(посвящен году социальной поддержки семьи)

Учитель Сафиуллина Зумара Минигалиевна,

МОУ СОШ с. Никифарово МР Альшеевский район РБ.

Цели:

1. Воспитание чувств любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.

2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, усиление роли семьи в воспитательном процессе.

Оформление и плакаты:

1. Составление учениками генеалогического древа сво­ей семьи, оформление выставки «Кто мы? Откуда мы?».

2. Оформление фотовыставки «Загляни в семейный аль­бом» (интересные кадры из фотоальбомов учеников).

3. Сочинения учащихся на темы: «Моя семья».

4. Плакаты: 1) «Без хороших отцов нет хорошего воспитания,

несмотря на все школы» Н. Карамзин

2) «Счастлив тот, кто счастлив дома». Л. Н. толстой.

3) Каково на дому, таково и самому.

Литература.

5. Журнал «Воспитание школьников», №4-1998г.

6. Журнал «Классный руководитель», №5-2000г.

7. Родительские собрания. Волгоград,2006г.

8. «Башкортостан укытыусы һ ы», №3- 2006г.

Родился человек. Независимо от того, принес его аист, или он просто родился в родильном доме, он сразу же попадает в сложную сеть социально-нравственных отношений. А все начинается с семьи. Семья - начало всех начал, в ней истоки и характера человека, и мироощущения, представления о плохом и хорошем, перерастающие в устойчивую систему ценностных ориентиров.

Учитель. Семья - это мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры. Ребенок – это зеркало семьи, в нем отражаются положительные и отрицательные качества родителей. Цель семьи - сформировать гармонически развитую личность. Успех зависит от общих целей, деятельности членов одной семьи. А цель - сотворение семейного счастья... Задача родителей – дать ребенку счастье. Драматуг Розов говорил: «Счастье – это отсутствие всяких несчастий». Счастье каждый понимает по-своему. Счастью учатся в детстве.

Учитель . Как вы понимаете, что такое счастье? (Отвечают учащиеся).

Учитель. Как сказал Л. Толстой, все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые - несчастны по-своему. Как вы считаете, в чем причина несчастий некоторых семей?

Учащиеся отвечают: безответственность, финансовые затруднения, пьянство, наркомания и т. д.

Нужен ли сегодня молодежи опыт старших поколений?

Влияет ли количество детей на кре­пость семьи?

Что такое "честъ семьи"?

Какие семейные традиции передают­ся из поколения в поколение?

Что является главной основой се­мейного счастья?

«Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат великому рус­скому писателю. Смысл их широкий: писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье взрослые, помогая детям стать увлечен­ными, деятельными, гармонично разви­тыми людьми. Семейное счастье, благо­получие семьи рождаются, когда роди­тели и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. В родном доме ребенок развивается, обогащается жизненным опытом. Гармонично разви­тым ребенок может вырасти только в такой семье, где есть отец и мать, кото­рые являются самыми близкими, самы­ми родными людьми для него.

Учитель. Хранительницей домашнего очага является мать. Вспомним слова пи­сателя А. Фадеева, обращенные к моло­дым, да и не только к ним: "Оглянись же, юноша, и ты, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты в жизни больше обижал, чем мать? Не от меня ли, не от него ли, не от наших неудач и ошибок седеют наши матери (а ведь придет час, когда все это мучительным упреком обернется...)......Мама, мама, прости меня, потому что только ты, только ты одна на свете мо­жешь прощать все это...".

Учитель. Дорогие мамы! Ре­бята! Каждую секунду в мире рождается 3 человека. С первого дня ребенка мать жи­вет его дыханием, его слезами, улыбками. Любовь к малышу своему для нее также ес­тественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает всю жизнь ребенка. Каким величественным является миг, когда мать кормит только что родившееся свое дитя!

Мать не только не­досыпает ночами, волнуется и печется, чтобы ребенок был сыт, здоров, жизнера­достен, счастлив. Мать - это окно в боль­шой мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца. Мать - чудо мира. Своей бесконечной го­товностью к самопожертвованию она вну­шает ребенку чувство надежности, защи­щенности. А сколько мудрых и добрых слов сказал народ о матери в пословицах и по­говорках! (Учащиеся приводят пословицы и пого­ворки о матери).

Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем глубокую сыновнюю любовь и благодар­ность. А ведь ничто так не согревает душу матери, как добрые, ласковые слова сына или дочери.

Ученик. Не желая того, мы часто обижаем наших матерей. Пренебрегаем их советами, не уважаем их при­вычек, вкусов. Для многих мать вовсе не авторитет. За советом идут к другим, а за утешением к матери. Да, мать всегда разделит наше горе. Но ведь и счастье наше хочется ей разделить. Мы должны научиться уважать мать с раннего дет­ства.

Учитель: Велика роль матери в воспитании детей, но в то же время, я считаю, особое внимание необходимо уделять роли отца, его учас­тию в воспитании на семейных тради­циях. Поэтому сегодня на уроке речь пойдет и об отцах.

В башкирских, русских семьях отцы пользовались большим уважением. Тра­пеза не начиналась без отца, ему перво­му подавали еду. Ребенок не имел права перебивать разговор взрослых, спорить с отцом.

Мы носим фамилию отца, отчество у нас по имени отца, он дал нам жизнь. Отец близкий, родной нам человек, его роль в нашей жизни значительна.

Без чего мы бы не смогли жить? Без хлеба. Получается, что эти два слова связа­ны друг с другом. Подтвердим это при­мером: «Земля-матушка, хлеб-батюшка» )

Об отцах есть очень много пословиц. Какие пословицы вы подобрали? Объясните, какой поучительный смысл содержится в них?

*Каков отец, таков и сын.

*Не став отцом, цену отца не узнаешь.

*У кого есть отец, у того есть защита.

*Имеющие отца - имеют опору.

*Рука отца страну прокормит.

Какие ассоциации возникают, когда мы произносим слово «отец»?

Кем является отец для вас? (Он родитель, кормилец, добытчик, защитник, опора, глава, хозяин, наставник, воспитатель, советчик, помощник, друг, собеседник и т. д.)

Нужен ли отец в современной семье? Нужен, так как авторитет и влияние отца имеют большое значение для становления личности не только сына, но и дочери, отец вносит в семью никем не заменяемый вклад.

У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спраши­вают: «Отец, мать живы-здоровы?» Если ответите «да», собеседник скажет: «Оказывается, ты самый богатый на этом белом свете».

«Да, наши родители - наше богатство. Чтобы это бо­гатство не ушло от нас раньше времени, мы с честью должны выполнять свой сыновний долг». (Т. Малик.)

У отцов и матерей всегда есть чему учиться. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями за то, что они подарили нам жизнь.

Учитель : А как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые?

Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, Человек обладает генеалогической памятью. Память - то, что связывает нас со своими корнями. Память противостоит унич­тожающей силе времени. Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. (Учащиеся показывают свои домашние заготовки - рисунки генеалогических деревьев)

Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как I у Александра Сергеевича Пушкина. У кого-то на дереве 16-20 листочков, но и они говорят о большой проделан­ной работе. А самое роскошное дерево получилось у Султановой Маргариты. Мы все были удивлены твоим результатом, и нам бы хотелось услышать о том, как ты работала.

Маргарита: Мое генеалогическое древо включает 44 имен. Над его составлением я работала долго, и мне, конечно же помогала мама. Мы с ней целый день опрашивали по телефону своих многочисленных родственников, даже из других городов. Мне было очень интересно, тут и родственники заинтересовались составлением моего дерева.

Учитель: Не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих род­ственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми. О своих родных вы писали в сочинениях, и теперь, я думаю, вы поделитесь вашими мыслями.

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь я хотела бы погово­рить о следующей традиции. Издревле на Руси существо­вал обычай: представители одной семьи занимались од­ним видом деятельности, передавая свое мастерство, свои навыки из поколения в поколение. Так рождались динас­тии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, стро­ителей, артистов, учителей...

В нашем селе тоже есть знаменитые династии учителей. Например у Абдуллиной Йолдоз. Зачитай, пожалуйста, Йолдоз, строки твоего сочинения.

1. Конкурс «Кто это?» . Вопросы:

1. Брат жены. (Шурин.) 2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.) 4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща.) 6. Отец жены. (Тесть.)

7. Мать мужа. (Свекровь.) 8. Отец мужа. (Свекор.)

9. Дочь брата или сестры. (Племянница.) 10. Брат отца или матери. (Дядя.)

11. Сестра отца или матери. (Тетя.) 12. Матери жены и мужа. (Сватьи.)

2. Конкурс пословиц. (Объяснить значение следующих пословиц).

1. На что клад, коли в семье лад. 2. В семье и каша гуще.

3. Вся семья вместе, так и душа на месте. 4. Яблоко от яблони недалеко падает.

5. Согласную семью и горе не берет. 6. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

7. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

8. Дружная семья и землю превращает в золото.

3. Т ест. «Знаете ли вы своих РОДИТЕЛЕЙ?»

Вопросы к тесту: 1. Любимый цвет ваших родителей 2. Любимый праздник?

3. Сколько лет вашим родителям? 4. К какому знаку зодиака он относится?

4. Минута откровения. А сейчас для всех звучит вопрос: «Когда в последний раз вы дома слышали комплимент в свой адрес?» Или даже проще: «Когда вам говорили хорошие, приятные слова? Не льстивую похвалу, а самые обычные, доброжелательные слова?» Нам всем катастрофически не хватает этих слов в общении друг с другом, а в семье тем более. А ведь, если откровенно, без них нам плохо. Жизнь-то у каждого из вас далеко не безоблачная. Мы знаем, что такое обиды, горечь, разочарования. А доброжелательность? Умеем ли мы произносить добрые слова в адрес друг друга? Взяв в руки цветок или открытку сказать слова любви и нежности близкому человеку и подарить ее.

Ученик :

Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что пас примет с любовью и нежностью

Наша пристань родительский дом.

И пускай наше детство не кончится,

Хоть мы взрослыми станем людьми,

Потому ч го родителям хочется.

Чтобы мы оставались детьми.

Поклонись до земли своей матери,

И отцу до земли поклонись,

Мы с тобою в долгу неоплаченном,

Свято помним об лом всю жизнь.

Учитель: Семья зарождается на чувстве любви двух, которые становятся мужем и женой; на их любви и согласии держится все семейное здание. Производная этой любви - родительская любовь и любовь детей к родителям.

Мы хотим своим детям счастья. Но не случайно это слово так многозначно: «успех», «удача», «благоденствие», «благополучие». В русском языке в нем кроется главный его смысл: «сопричастность», «со­пряженность одной человеческой судьбы с другими людскими судьбами». Мало человеку простого благополучия и удовольствия. для счастья. Школа распахивает перед ребенком мир познания, приобщает к труду. А с чего начинается воспитание в семье? С улыбки родителей, в семье ребенок учится чувствовать и понимать чувства других людей.

Так говорят в народе. Это богатство дорогого стоит, хотя в глаза и не бросается. В большой семье Осиповых его чувствуешь сразу, как только переступаешь порог дома

Галина ШИПИЦЫНА

Глава семьи, Валерий Васильевич, ещё и глава многопрофильного крестьянского хозяйства «Белозерцево», занимающегося заготовками сена и леса. Супруга Анастасия Васильевна – хозяйка большого личного подворья. Все их дипломы и награды, полученные за несколько лет, могут занять, пожалуй, полстены – почти ежегодно на районных конкурсах и на Дне района отмечают семью Осиповых в самых разных номинациях.

Взрослые дети давно живут своими семьями. Марина – специалист по юридическим вопросам в администрации Обуховского сельского поселения, старший сын Антон несколько лет был заместителем главы Галкинского поселения, а сейчас его знают как единственного предпринимателя в районе, занимающегося закупом молока у населения.

У каждого, казалось бы, своё дело, но они всегда вместе, все помогают друг другу, подсказывают, поддерживают. Это и называется трудовой династией. Когда встречаются, за большим столом собирается целых четыре поколения. Елене Тимофеевне Кочневой, самой старшей в роду, 90, а самому младшему Ванечке, то есть Ивану Антоновичу, только два. И между ними – почти вековая история семьи.

Елена Тимофеевна сейчас почти не слышит. Но боевой задор и характер остались прежними. Сама топит печь, вяжет всей семье носки, читает книги. Песню нам спела, за которую в молодости пятьдесят рублей выиграла. А про жизнь свою сказала так: если всё рассказывать, целую книгу написать можно. Много хлебнула она за большую жизнь – и раскулачивание, и войну, и тяжёлый труд.

– Восемь лет мне было, – вспоминает, – приехали раскулачивать, начали всё с полатей сбрасывать. Я на постель упала, она подо мной и осталась, остальное всё вывезли. Отца забрали, посадили на десять лет, а нам в течение 21 часа велели выселяться. Уехали в Казанку, там жили. С девяти лет корову доила. Потом отец из тюрьмы вернулся, да ноги отнялись, поставили караулить казённые амбары. Только через несколько лет ноги у него отошли, снова стал плотничать, а плотник он хороший был.

Согласно славянским ведическим знаниям, на Руси существовала традиция: муж и жена один день в неделю посвящали друг другу, оставались дома наедине, отправляли детишек бабушкам-дедушкам и НАЛАЖИВАЛИ свои отношения, творили ЛАД в своей семье. Именовался сей процесс МИЛОВАНИЕ.

Супруги садились за стол переговоров, откровенно беседовали о прошедших событиях за минувшую неделю, делились своими переживаниями по поводу поведения друг друга, обидами, просили друг у друга прощения за неприятные моменты. Делились своими чувствами, какими-то болезненными моментами. Поднимали вопросы воспитания детей и общения с родителями, родственниками и друзьями. Кроме того, откровенно говорили о том, чего им недостает в отношениях и то, что каждый хотел бы получать от другого.

Обсуждения занимали столько времени, сколько было необходимо для решения всех вопросов. Таким образом, в отношениях не оставалось недомолвок и недосказанности.

КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД

В супружеских отношениях работал довольно действенный принцип — «не пороть горячку». То есть практически все проблемы решались по истечении какого-то времени, а «не с пыла с жару». (Кстати, очень хороший психологический прием!) Таким образом, у мужа и жены было время трезво оценить свои слова, действия по отношению друг к другу, разобраться в том, кто прав и кто виноват.

Подобная традиция действительно творила чудеса, давая уверенность супругам в том, что они будут услышаны. Таким образом, исчезали так называемые «незаконченные» чувства и ситуации, уходили недомолвки и недосказанность, обиды не копились… Все вопросы разрешались на семейном совете, и, соответственно, жизнь протекала без эмоционального груза негативных эмоций, обид, непонимания!

Конечно же, сия практика имела не повсеместное распространение, так как не все пары могли выносить на обсуждение свои чувства и эмоции, кто-то привык носить все в себе, а кто-то, в силу своего духовного несовершенства, был не готов к такого рода обсуждениям. Кто-то был изначально нечестен со своей второй половинкой! Причины разные.

Подобная практика не утратила своей значимости и сейчас. Первое время это может показаться трудным (не всем легко открыться, не все привыкли доверять, не все могут открыться даже самому себе!), но как говорится в поговорке: «Еда разогревает аппетит».

НА ЧТО КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД?

Таким образом, разговор по душам на семейном совете способствовал сохранению доверия и взаимопонимания в семье, творению ЛАДА во взаимоотношениях! Ведь так важно честно разговаривать друг с другом и прояснять все волнующие вопросы, ведь каждый из нас в состоянии понять и принять любимого! человека.

Кроме того, в этот день супруги обсуждали вопрос совместного развития: физического (занятия спортом, плавание, прогулки по лесу, бег и т.д.), интеллектуального (изучение познавательной литературы), духовного (видео, статьи в соц. сетях, поездки на семинары) и социального (общение с друзьями, вопросы трудоустройства и т.д.). На Руси, согласно ведическим знаниям, этот ритуал именовался ЛИКОВАНИЕ и включал в себя постановку общих задач на следующую неделю.

Вот таким образом наши предки создавали счастливые семьи, где царила теплая и гармоничная атмосфера — ЛАД В СЕМЬЕ. Супруги жили в состоянии внутренней свободы, удовлетворенности и благодарности друг другу, привнося свой новый опыт и помогая друг другу стать счастливее. СЕМЬЯ КРЕПКА ЛАДОМ.

Под редакцией Марины Белой.

А.Г. Ивановой, матери четверых детей, довелось поработать и трактористом, и токарем

Для каждого человека семья – начало начал. Каждое уходящее поколение оставляет новое, которое замещает его в жизни. Дети как переходящая жизненная ценность всегда скрепляли семью, давали особый смысл ее существованию.

Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющая ее членов. Недаром в пословицах и поговорках говорится, как хорошо себя чувствует каждый член семьи, когда в ней царит лад и дружба. Яркий пример этому семья Ивановой Александры Гавриловны, многодетной матери, жительницы деревни Окни нашего района.

В апреля будущего года у этой достойной женщины юбилей – 90 лет! И рядом с ней постоянно кто-то из детей и внуков. В преддверии весомой даты и 1 октября – Международного дня пожилых людей я побывала у нее в гостях.

О своем предстоящем юбилее Александра Гавриловна отозвалась так:

Сижу иногда и думаю – неужели я столько прожила? За 90 лет много пришлось пережить, и плохого, и хорошего. Самое плохое – это, конечно, война. Но хорошего было больше. Работа, семья большая, с мужем всегда ладили. Сейчас дети не оставляют одну, помогают, жалеют.

Доброжелательность и житейская мудрость отличают эту удивительную женщину. Она добра, приветлива и гостеприимна. Александра Гавриловна старается с радостью встречать каждый новый день. А за плечами у нее жизнь, полная различных событий. Оглянувшись назад, ей есть о чем рассказать.

…Александра Гавриловна родом из деревни Мошарино Новосокольнического района Псковской области. На годы ее молодости пришлась война. С июля 1941 года по февраль 1944 года находилась в оккупации, принудительно была вывезена немцами в трудовой лагерь, имеет статус узника концлагеря. «Было страшно, голодно, холодно», - тяжело и больно вспоминать об этом женщине. Все это выстрадано, вынесено на хрупких женских плечах.

После войны все создавать заново пришлось, - говорит она. – Вот и отправили меня в Новосокольники, где я выучилась на тракториста. Проработала шесть лет трактористом-учетчиком в тракторной бригаде. Освоив новую профессию, три года трудилась в мастерской токарем.

Труд везде был ручной. Работали за трудодни. Было тяжело, но люди работали по-боевому, с верой в светлое будущее. И трудно оценить, что было легче: воевать или восстанавливать города и села.

В 1947 году вышла замуж. С мужем Павлом Антоновичем хоть и небогато, но дружно прожили больше тридцати лет. Трудились. У них было небольшое хозяйство, огород.

Большая трудовая жизнь женщины прошла в местном колхозе. Здесь с 1959 года до самой пенсии она проработала дояркой. Да и на пенсии еще несколько лет отдала работе. Бесспорно, она достойна тех наград и почетных грамот, которые получила за свой труд.

Времена были тяжелые, жизнь не баловала. Александра Гавриловна родила четверых детей (один сын, к сожалению, в последствии умер), теперь у нее два внука, две внучки и две правнучки, старшая – Даша – в этом году пошла в первый класс. Сначала детям, чем могла, помогала, теперь они отдают свой долг.

Детьми своими и внуками я довольна, они моя радость, - делится женщина. – Звонят очень часто, о здоровье спрашивают, в гости приезжают. Ради этого стоит жить!

Конечно, годы берут свое. Но жизнь продолжается. Сейчас Александре Гавриловне трудно одной в своей квартире в деревне Окни, поэтому она живет по очереди у дочерей. Этим летом приехала к старшей – Лидии Павловне Куценко в деревню Старосокольники.

Лидия Павловна здесь живет летом, со своим мужем семь лет потратили на благоустройство старого дома и участка: переоборудовали веранду, снесли пристройки. Теперь кругом красота, чистота, идеальный порядок. Это достойный пример для окружающих. Честь и хвала хозяевам!

Визит корреспондента стал для обитателей этого теплого и уютного дома сюрпризом.

Не ожидали, - такой была реакция дочери. - Живем, как все. Ничего выдающегося за собой не замечали.

Редакция желает уважаемой Александре Гавриловне Ивановой здоровья, встретить свое 90-летие в кругу семьи, еще долгих лет жизни. Чтобы в таком же хорошем настроении, в окружении детей, внуков и правнуков встретила она свой вековой юбилей.

Ольга ВАСИЛЬЕВА.

Родные Александры Гавриловны адресуют теплые слова благодарности людям, которые всегда готовы прийти на помощь пожилой женщине. Достаточно одного слова, телефонного звонка – и они уже рядом.

Припомнимъ снова и то, что всѣ мы плохо знаемъ по-руски…

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка

…Намедни меня спросили, как правильно – слитно или раздельно – писать начало русской пословицы « На что и клад, коли в семье лад »: "на что " или "начто "?

В данном случае " начто́ " – это просторечное выражение, являющееся местоименным наречием и означающее "зачем", "для чего" (например, начто он мне сдался? ).

Как правило, такие наречия пишутся слитно (например, насчёт ).

В современных словарях, как "фундаментальных", так и "содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка ", местоименное наречие начто почему-то отсутствует.

В Толковом словаре Даля это слово приводится в слитном написании:

НАЧТÓ нар. нá што и начовó , вост .; начаё , тмб . зач ѣ м, къ чему, для чего, на какую потребу, пó что. Дай сюда вилы! «Начто?» Начто было трогать, коли не велятъ. Начто много знать: однако дураками помремъ! (Даль . Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тт. М.: ТЕРРА, 1995. Т. 2. С. 497).

Удалось отыскать это слово и в одном из современных толковых словарей русского языка, тоже в слитном написании:

НАЧТО" , мест. нареч. и созн. сл. (прост.). Зачем, для какой надобности. Н. он мне сдался? (т.е. зачем он мне нужен) (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 2002. С. 400).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Модная куртка своими руками (фото)
Выкройки современных платьев
Двадцать третья неделя беременности: «Мама, я икаю!